Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985-1991 гг.'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985-1991 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-конфессиональная политика / советский период / религиозные общины / Западная Сибирь / СССР / Омская область / state-confessional policy / Soviet period / religious communities / Western Siberia / USSR / Omsk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский Петр Константинович, Дворянчикова Наталья Сергеевна

Статья посвящена исследованию положения религиозных общин на территории Омской области в контексте советской государственно-конфессиональной политики в период «перестройки» в 1985-1991 гг. На основе архивных материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, рассматриваются основные направления деятельности региональных органов власти в системе государственно-конфессиональных отношений СССР. С середины 1980-х гг. в СССР происходит процесс социально-политических преобразований, что отразилось и на свободе совести в стране, в т.ч. в Западной Сибири. С этого периода начинается процесс легализации деятельности религиозных общин Западной Сибири, в т.ч. в Омской области, которые действовали на протяжении многих лет нелегально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дашковский Петр Константинович, Дворянчикова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS OF THE SOVIET AUTHORITIES AND RELIGIOUS COMMUNITIES IN THE OMSK REGION IN 1985-1991

The article is devoted to the study of the situation of religious communities on the territory of the Omsk region in the context of the Soviet state-confessional policy during the period of "perestroika" in 1985-1991. On the basis of archival materials, some of which are introduced into scientific circulation for the first time, the main directions of activity of regional authorities in the system of state-confessional relations of the USSR are considered. From the mid 1980s. in the USSR, a process of socio-political transformations is taking place, which also affected the freedom of conscience in the country, incl. in Western Siberia. From this period, the process of legalizing the activities of religious communities in Western Siberia begins, incl. in the Omsk region, which operated illegally for many years.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985-1991 гг.»

_Ермолаевские чтения - 2022

УДК 322

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1985-1991 гг.1

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С.

Аннотация. Статья посвящена исследованию положения религиозных общин на территории Омской области в контексте советской государственно-конфессиональной политики в период «перестройки» в 1985-1991 гг. На основе архивных материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, рассматриваются основные направления деятельности региональных органов власти в системе государственно-конфессиональных отношений СССР. С середины 1980-х гг. в СССР происходит процесс социально-политических преобразований, что отразилось и на свободе совести в стране, в т.ч. в Западной Сибири. С этого периода начинается процесс легализации деятельности религиозных общин Западной Сибири, в т.ч. в Омской области, которые действовали на протяжении многих лет нелегально.

Ключевые слова: государственно-конфессиональная политика, советский период, религиозные общины, Западная Сибирь, СССР, Омская область.

RELATIONSHIPS OF THE SOVIET AUTHORITIES AND RELIGIOUS COMMUNITIES IN THE OMSK REGION IN 1985-1991

P. K. Dashkovskiy, N. S. Dvoryanchikova

Annotation. The article is devoted to the study of the situation of religious communities on the territory of the Omsk region in the context of the Soviet state-confessional policy during the period of "perestroika" in 1985-1991. On the basis of archival materials, some of which are introduced into scientific circulation for the first time, the main directions of activity of regional authorities in the system of state-confessional relations of the USSR are considered. From the mid 1980s. in the USSR, a process of socio-political transformations is taking place, which also affected the freedom of conscience in the country, incl. in Western Siberia. From this period, the process of legalizing the activities of religious communities in Western Siberia begins, incl. in the Omsk region, which operated illegally for many years.

Keywords: state-confessional policy, Soviet period, religious communities, Western Siberia, USSR, Omsk region

Изучение особенностей государственно-конфессиональных отношений в разные периоды российской истории одно из перспективных научных направлений, которое активно разрабатывается учеными в рамках междисциплинарного подхода на стыке истории, религиоведения и политологии. В настоящее время достаточно хорошо представлена в научной литературе общая характеристика положения религиозных общин в СССР, что нашло освещение в работах М. И. Одинцова [2002], Т. К. Никольской [2009], В. Цыпин [1997] и других исследователей. Однако при этом остается слабо изученной региональная специфика государственно-конфессиональных отношений в т.н. «период перестройки», в Западной Сибири, в которую входит территория Омской области. Наиболее объективно проанализировать деятельность религиозных общин в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в 1985-1991 гг. позволяют архивные материалы Исторического архива Омской области и нормативно-правовые документы.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44027 и Фонда Президента РФ по поддержке ведущей научной школы в рамках проекта №НШ-63.2022.2.

Следует отметить, что до середины 1980-х гг. отношения между государством и религиозными объединениями первоначально строились на нормах советского законодательства о культах 1929 г. и Конституции СССР 1977 г. Проблемы, связанные с обеспечением гарантий свободы совести, со всей очевидностью проявились в процессе трансформации социально-экономических и политических отношений в Советском Союзе. С 1985 г., когда было провозглашено создание демократического государства, со всей очевидностью стало ясно, что правовое обеспечение свободы совести должно опираться не только на «Декрет о свободе совести и религиозных организациях», но и на мировой опыт в этой области, в т.ч. на такие общепризнанные документы, как «Всеобщая декларация прав человека», «Итоговый документ венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» [Клименко, 2007: 38]. Курс «перестройки», объявленный М. С. Горбачевым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г., предполагал, в том числе и демократизацию религиозной жизни в стране. Однако на тот момент ни М. С. Горбачев, ни его ближайшее окружение не имели стратегии реформирования прежней вероисповедной политики государства [История..., 2010: 30]. Одним из первых признаков обновления государственно-конфессиональных отношений стало, например, такое явление как совместные молитвы религиозных деятелей СССР и США об успехе советско-американской встречи в верхах в Женеве (1985 г.) [Муравская, 2002:146].

С началом либерализации религиозной политики Совет по делам религий при СМ СССР предпринял ряд шагов по реализации конституционных положений о свободе совести. В апреле 1988 г. он внес в Совет Министров СССР законопроект «О свободе совести и религиозных организациях в СССР». Однако его рассмотрение Верховным Советом затянулось и началось только в 1990 г. Разработку нового закона, регулирующего статус религиозных объединений, осуществлял Комитет по вопросам свободы совести, вероисповедания, милосердию и благотворительности Верховного Совета РСФСР [Никольская, 2009: 298].

Подготавливаемый закон СССР «О свободе совести» был призван ликвидировать существовавшую в советском государстве дискриминацию верующих граждан и конфессий. На заседании Архиерейского Собора РПЦ в 1989 г. была высказана точка зрения о необходимости внесения в содержание закона следующих положений: юридическое признание церкви как единой религиозной организации и уравнение ее в правах с другими общественными организациями; предоставление равных прав для религиозного и атеистического обучения, воспитания и пропаганды; предоставление возможности широко и многообразно осуществлять дела милосердия и благотворительности; свободное издание и распространение религиозной литературы; доступ церкви к СМИ и др. [Муравская, 2002: 151-152].

Ситуация, сложившаяся в начале 90-х годов XX в., ярко отражала стремление общества к коренной реформе во взаимоотношениях государства и конфессий, к обеспечению подлинной свободы вероисповеданий. Результатом этого стало принятие 25 октября 1990 г. закона СССР «О свободе вероисповеданий» [Ведомости..., 1990: 813]. В данном законе религиозные объединения получили статус юридического лица. Кроме того, снимались ограничения на культовую деятельность, упрощалась процедура регистрации объединений верующих, ликвидировались запреты на социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность, распространялись нормы трудового законодательства, социального обеспечения и страхования на граждан, работающих в религиозных организациях, включая служителей культа [Клименко, 2007: 39]. В данный период происходил процесс перехода в полномочия Министерства юстиции и его органов в регионах функции регистрация уставов религиозных объединений [Фаст, 2009: 247-255].

На 1 января 1985 г. на территории СССР действовало 12438 зарегистрированных организаций. Кроме того, еще 2764 религиозных объединений функционировали

по официальным данным на нелегальной основе. Согласно официальным статистическим таблицам Совета по делам религий при СМ СССР не регистрировались следующие религиозные объединения: Сторонники Совета церквей, Адвентисты-реформисты, Иеговисты, Истинно-православная церковь, Истинно-православные христиане (странствующие) и ряд других объединений. Следует подчеркнуть, что незарегистрированные объединения действовали на всем протяжении советского периода, несмотря на предпринимавшиеся по отношению к ним запретительные меры. К 1985 г. другие институциональные образования (монастыри, управленческие духовные центры, духовные учебные заведения и т.д.) не имели закрепленного юридического статуса [Фаст, 2009: 247-255].

Наметившиеся с середины 1980-х гг. XX в. изменения в государственно-конфессиональной политике в стране неизменно отразились на положении дел в регионах, в т.ч. и в Западной Сибири. Так, в 1985 г. на территории Омской области официально действовало 56 зарегистрированных религиозных объединений1. Данные общины включали себя последователей православия, иудаизма, баптизма, католичества, лютеранства, менонитства, пятидесятничества, молоканства, ислама, а также адвентистов седьмого дня, молокан, мусульман и других объединений.

На 1986 г. официально действовали в Омской области 58 религиозных объединений, в том числе - 6 православных общин, 21 - лютеранское объединение, в т.ч. 5 групп; 2 - католических, 18 - евангельских христиан-баптистов, в т.ч. 3 группы; 6 - меннонитов, 2 - адвентистов седьмого дня, по одной общине - мусульман, иудеев и молокан2. К началу 1990 г. активность всех религиозных организаций продолжала расти. Таким образом, количество действующих общин (зарегистрированных и незарегистрированных) в регионе составляло 1473. К 1990 г. количество зарегистрированных общин составило 74, в том числе 67 общин и 7 групп.

На 1985 г. в Омской области официально действовали 6 общин Русской православной церкви. Две церкви располагались в г. Омске, одна - в с. Воскресенке Калачинского района. Кроме того, в городах областного подчинения - Исилькуле, Тюкалинске и Таре функционировали молитвенные дома4. В период «перестройки», религиозные организации в регионах продолжали заниматься благотворительной деятельностью. Так, в 1986 г. православными общинами Омской области было перечислено в Фонд мира и Чернобыля 35,4 тыс. рублей, что на 6,4 тыс. руб. больше, чем в 1985 г.5 В 1987 г. увеличились отчисления в различные фонды, которые составили в сумме 45 тыс. руб. 6

Празднование тысячелетия Крещения Руси, либерализация в государственно-конфессиональной политике способствовали активной регистрации православных общин. Так, к 1990 г. в регионе уже официально действовали 20 православных общин. При этом значительно возросло количество отправляемых обрядов. Например, если в 1985 г. в православных церквях Омской области было совершено крещений - 2813, венчаний - 2, то в 1989 г. 16268 - крещений, 70 - венчаний7.

Кроме того, на территории Омской области на 1985 г. действовала одна зарегистрированная община мусульман в г. Омске. Поскольку старое здание мечети попало под снос, то в 1986 г. объединение переехало в новый дом, который переоборудовали под мечеть8. В 1986 г. возросло количество религиозных обрядов (крещений 25 против 12 в 1985 г., отпеваний 151 против 127 в 1985 г.). Количество венчаний в 1985 г., 1986 г. было зарегистрировано на одном уровне - по 25 в год.

В середине 1980-х гг. в Омской области функционировали 2 зарегистрированных

1 Исторический архив Омской области (далее - ИАОО). Ф. 2603. Оп.1. Д. 123. Л. 2-3.

2 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 з. Л.2.

3 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 п. Л.1.

4 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 ж. Л.4.

5 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 з. Л.3.

6 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 л. Л.3.

7 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 п. Л.15.

8 ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д. 125 л. Л.5.

религиозных объединения римско-католической церкви. Данн ые общины были моноэтничными и состояли только из верующих немецкой национальности. К 1990 г. в Омской области продолжали действовать 2 католические общины общей численность 160 верующих.

Самым многочисленным религиозным направлением по количеству зарегистрированных общин на территории Омской области было лютеранство. В 1985 г. в Омской области официально действовало 19 лютеранских общин1. На 1986 г. уже было зарегистрировано 21 лютеранское объединение, в т.ч. 5 групп. С разрешения местных органов власти действовали еще 7 групп. Все верующие были немцы по национальности. Самая крупная община располагалась в г. Омске и насчитывала 300 верующих2. К 1990 г. на территории Омской области официально действовали 24 лютеранские общины, численностью около 800 верующих3.

В Омской области также действовала одна зарегистрированная община иудеев в г. Омске. По религиозным праздникам в ней собиралось до 20-25 человек4. К 1986 г. в Омской области было зарегистрировано 18 религиозных объединений евангельских христиан-баптистов, в т.ч. 3 группы. Одна группа в с. Астыровке Горьковского района действовала с разрешения местных органов власти без регистрации. В общинах состояло 1960 членов. Среди них немцев насчитывалось 1230 человек. Община г. Омска была самая многочисленная и насчитывала 1092 члена. К 1990 г. официально действовали 17 общин ЕХБ, численностью более 2 тысяч верующих5. В 1989 г. местными властями была удовлетворена просьба верующих о возврате здания бывшего молитвенного дома в г. Омске, изъятого НКВД в 1936 г.6

В период с 1985 г. по 1990 г. в Омской области действовали 2 зарегистрированные общины адвентистов седьмого дня в г. Омске и с. Большой Атмас Черлакского района численностью 143 человека7. Стоит отметить, что, несмотря на регистрацию, общины продолжали активную миссионерскую деятельность и обучение детей религии. Так, в архивных документах упоминается, что у проповедника большеатмасской общины Д. Д. Гоммера ребенок не посещал школу в субботу. Кроме того, руководитель омской общины А. Д. Миллер в 1987 г. провел обряд крещения на реке Иртыше, при этом, не поставив в известность местные органы власти8.

В середине 1980-х гг. в Омской области также действовала одна община молокан в столице региона, в которой состояло более 140 человек. Следует отметить, что законодательство о культах членами общины молокан неукоснительно соблюдалось. Важно подчеркнуть, что община молокан активно перечисляла денежные средства в различные фонды. Так, общиной было перечислено в 1986 г. в Фонд Мира - 0,2 тыс. руб., в Фонд Чернобыля - 0,3 тыс. руб.9

Кроме того, в Омской области действовали 6 зарегистрированных меннонитских общин, в том числе 2 братских и 4 - церковных меннонитов. Объединения братских меннонитов находились под духовной опекой Омской общины ЕХБ. Самой крупной являлась община с. Солнцевка численностью 176 человек. В 1986 г. большую часть доходов, полученных в общине, верующие перечислили на благотворительность, в частности в Фонд Мира - 0,6 тыс. руб., Фонд Чернобыля - 1,4 тыс. руб., Красному Кресту - 4 тыс. руб. В остальных пяти общинах доходы были незначительные - от 150 до 500 руб.10

Кроме зарегистрированных общин в Омской области также действовали общины,

1 ИАОО. Ф. 2603.

2 ИАОО. Ф. 2603.

3 ИАОО. Ф. 2603.

4 ИАОО. Ф. 2603.

5 ИАОО. Ф. 2603.

6 ИАОО. Ф. 2603.

7 ИАОО. Ф. 2603.

8 ИАОО. Ф. 2603.

9 ИАОО. Ф. 2603.

10 ИАОО. Ф. 2603

Оп.1. Д.123. Л.2-3. Оп.1. Д. 125 з. Л.4. Оп.1. Д. 125 п. Л.15. Оп.1. Д. 125 з. Л.6. Оп.1. Д. 125 п. Л.15. Оп.1. Д. 125 п. Л.10. Оп.1. Д. 125 з. Л.7. Оп.1. Д. 125 л. Л.9. Оп.1. Д. 125 з. Л.8. . Оп.1. Д. 125 з. Л.8.

которые находились на нелегальном положение. Без регистрации функционировали 39 общин. Из них - 6 лютеран, 6 - ЕХБ, 8 - пятидесятников, 17 - меннонитов, по одной -последователей Совета церквей и Свидетелей Иеговы, а также 41 религиозная группа: 23 - лютеран, 6 - ЕХБ и по 2 - пятидесятников и меннонитов. 7 групп лютеран и 1 - ЕХБ действовали с разрешения местных органов власти.1 Не признавали законодательство о культах и категорически отказывались от регистрации 31 община верующих: 17 - братских меннонитов, 8 - пятидесятников, 3 - ЕХБ, по одной лютеран, СЦ ЕХБ и свидетелей Иеговы. На экстремистских позициях, по мнению Уполномоченного совета по делам религий при СМ СССР по Омской области, стояла община СЦ ЕХБ в г. Омске и 17 общин братских меннонитов. Отказывались от регистрации все общины пятидесятников. В данных общинах было организованно обучали детей религии, а также активно привлекали молодежь к религиозной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период «перестройки» в СССР начинается процесс коренных изменений в отношениях между государством и конфессиями. Во второй половине 1980-х - начале 1990-х г. происходит либерализация государственно-конфессиональной политики, в результате чего легально стали действовать общины, которые были закрыты ранее, зачастую без законных на то оснований. Общесоюзные тенденции в развитии религиозной жизни нашли свое проявление и в Западной Сибири, в т.ч. в Омской области. Важным событием исследуемого периода, продемонстрировавшее изменения в государственно-конфессиональных отношениях, стало празднование Тысячелетия Крещения Руси. В 1988 г. власти активно регистрировали религиозные объединения в регионах, в т.ч. Омской области. К концу периода существования СССР происходит активизация религиозной жизни в общинах, увеличение доходов, а также присутствующих верующих на религиозных собраниях, обрядах и праздниках. Во второй половине 1980-х гг. религиозные общины начинали заниматься благотворительной деятельностью, социальным служением в больницах, тюрьмах. Однако в исследуемый период продолжали действовать некоторые религиозные общины, преимущественно протестантской направленности, которые негативно относились к государственной регистрации.

Список литературы:

Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М., 1990. № 41. 1020 с.

История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985-1999 гг. / Под общ. ред. А. П. Торшина. М., 2010. 288 с.

Клименко Е. Н. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дис. ... к-та юр. наук. М., 2007. 220 с.

Муравская Е. А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVШ-XX вв.: дис. ... к-та юр. наук. Ставрополь, 2002. 198 с.

Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009. 293 с.

Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. 310 с.

Фаст А. А. Советское государство, религия и церковь. 1917-1990. Документы и материалы. Барнаул, 2009. 704 с.

Цыпин В., протоирей. История Русской Церкви. Книга девятая. 1917-1997. М., 1997. 832 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, «Алтайский государственный университет». Барнаул, Россия. Электронный адрес: dashkovskiy@fpn.asu.ru

1 ИАОО. Ф.2603. Оп.1. Д. 125 з. Л.2

Дворянчикова Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, «Алтайский государственный университет». Барнаул, Россия. Электронный адрес: natali.dvoryanchikova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dashkovskiy Petr Konstantinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations, Altai State University. Barnaul, Russia. E-mail: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Dvoryanchikova Natalia Sergeevna, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations, Altai State University. Barnaul, Russia. E-mail: natali.dvoryanchikova@mail.ru

УДК 902.2

ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБРЯДА ЗАХОРОНЕНИЯ В СКЛЕПАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. В ТУВЕ1

Семенов А. В.

Аннотация. В позднескифское время в Туве распространяются различные типы погребальных памятников, среди которых выделяются сравнительно редкие захоронения в склепах. Эти сооружения имеют разные размеры, однако имеются общие конструктивные элементы. Погребальный инвентарь в склепах весьма сходен с наполнением других памятников данного периода, выделяемого как озен-ала-белигский этап уюкско-саглынской культуры, который датируется III-II вв. до н.э. Уникальной особенностью склепов является конструкция сводчатого перекрытия из плит, некоторые из наиболее крупных сооружений снабжались входом-дромосом. Хотя отдельные элементы этих конструкций отмечены нами на памятниках Прибайкалья и Казахстана, мы не обнаружили однозначных аналогий склепам озен-ала-белигского этапа Тувы, при этом предметы погребального инвентаря однозначно говорят об усилившихся в данный период межкультурных связях.

Ключевые слова: могильники, поздескифское время, озен-ала-белигская культура, склепы, погребальный инвентарь, керамика.

PROBLEMS OF THE ORIGIN OF THE BURIAL RITE IN THE CRYPTS OF THE SECOND HALF OF THE 1ST MILLENNIUM BC IN TUVA

Semenov A. V.

Annotation. At the Late Scythian period, various types of funerary monuments spread in Tuva, among which relatively rare burials in crypts stand out. These structures have different sizes, but there are common structural elements. The funerary inventory in these structures is very similar to the filling of other monuments of this period, distinguished as the Ozen-Ala-Belig stage of the Uyuk-Saglynsky culture, which datedas III-II centuries BC. A unique feature of the crypts is the construction of a vaulted ceiling of stone slabs, some of the largest structures has a dromos entrance. Although some elements of these structures were noticedwithin the monuments of the Baikal region and Kazakhstan, we did not find any straight analogies to the crypts of the Ozen-ala-

1 Исследование проведено в рамках выполнения ФНИ ГАН «Степные скотоводческие культуры, оседлые земледельцы и городские цивилизации Северной Евразии в энеолите - позднем железном веке (источники, взаимодействия, хронология)» (FMZF-2022-0014)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.