Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ В СФЕРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ'

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ В СФЕРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
623
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международное олимпийское движение / олимпизм / Олимпийские игры / Олимпийская политика / история / International Olympic Movement / Olympism / Olympic Games / Olympic politics / history

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круглик Иван Иванович

Рассмотрено противоборство Международного олимпийского движения в столкновении с политическими явлениями, происходящими в мире политики. Приведены примеры противоборства политических явлений и желания вмешательства в Международное олимпийское движение. Предложен термин «Олимпийская политика» и конкретная траектория действий, направленная на борьбу с «вызовами» олимпийскому движению, популяризацию и претворение в жизнь основополагающих принципов олимпизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS IN SPORT IN THE SPHERE OF THE OLYMPIC MOVEMENT

The confrontation of the International Olympic Movement in the collision with political phenomena taking place in the world of politics is considered. The examples of the confrontation of political phenomena, the desire to intervene in the International Olympic Movement are given. The term "Olympic policy" and a specific trajectory of actions in this direction, aimed at combating the "Challenges" of the Olympic movement, popularizing and implementing the fundamental principles of Olympism, are proposed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ В СФЕРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

1

Спорт [Sport]

УДК 796.032 10.24412/2305-8404-2021-6-129-139

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ

В СФЕРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

И.И. Круглик

Рассмотрено противоборство Международного олимпийского движения в

столкновении с политическими явлениями, происходящими в мире политики. Приве-

дены примеры противоборства политических явлений и желания вмешательства в

Международное олимпийское движение. Предложен термин «Олимпийская политика»

и конкретная траектория действий, направленная на борьбу с «вызовами» олимпий-

скому движению, популяризацию и претворение в жизнь основополагающих принципов

олимпизма.

Ключевые слова: Международное олимпийское движение, олимпизм, Олимпий-

ские игры, Олимпийская политика, история.

HISTORY OF INTERNATIONAL Круглик Иван Иванович, канд. пед. наук,

RELATIONS IN SPORT IN THE SPHERE доц., kruglik.ivan@mail.ru, Республика Беларусь, Минск,

OF THE OLYMPIC MOVEMENT Российский государственный социальный университет

(филиал в г. Минске)

Kruglik I.I., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, kruglik.ivan@

mail.ru, Republic of Belarus, Minsk, Russian Актуальность изучения вопросов

State Social University (branch in Minsk) олимпийской проблематики обусловлена

The confrontation of the International Olym- большой социально-политической зна-

pic Movement in the collision with political чимостью Международного олимпий-

phenomena taking place in the world of poli- ского движения (МОД). Олимпийские

tics is considered. The examples of the con-

frontation of political phenomena, the desire игры являются крупнейшими междуна-

to intervene in the International Olympic родными соревнованиями, важным собы-

Movement are given. The term "Olympic

policy" and a specific trajectory of actions in тием в жизни профессиональных спорт-

this direction, aimed at combating the "Chal- сменов и мирового культурного сообще-

lenges" of the Olympic movement, popula- ства, частью мировой культуры. Олим-

rizing and implementing the fundamental

principles of Olympism, are proposed. пийское движение, в которое вовлечены

спортсмены, судьи, зрители со всех час-

Key words: International Olympic Movement,

Olympism, Olympic Games, Olympic politics, тей Земли, является самым массовым со-

history. циокультурным феноменом современно-

сти. В период проведения Олимпийских

игр тысячи людей со всех уголков нашей планеты съезжаются в города,

где они проводятся, миллионы людей следят за олимпийскими соревнова-

ниями посредством различных средств массовой информации (СМИ).

Олимпийский спорт привлекает внимание огромного числа международ-

ных СМИ, которые создают образ олимпийскому движению, об Олимпий-

ских играх пишут журналисты, историки, писатели, ученые и др. Милли-

арды людей собираются у телеэкранов и следят за выступлениями спорт-

сменов, газеты и журналы миллионными тиражами освещают «борьбу»

спортсменов-олимпийцев.

129

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

В связи с большой социальной значимостью олимпийского движе-

ния его все чаще и чаще желают использовать политики в своих целях и

интересах как средство политического влияния. В связи с этим возникает

противоречие между истинными целями олимпийского движения, изло-

женными в олимпийских документах (Олимпийская хартия, Олимпийская

повестка и т. д.), с одной стороны, и реалиями вмешательства политики в

дела олимпийского движения, с другой.

Все документы, регламентирующие деятельность в сфере Олим-

пийского движения (Олимпийская хартия, Олимпийская повестка 2020,

Всемирный антидопинговый кодекс), направлены на исключение влияния

мировых политических процессов на систему спорта. Соприкасаясь с

миром политики, можно декларировать что «спорт должен быть вне поли-

тики, за ее пределами», но порой все наоборот. Очень трудно разделить в

мире глобализации различные роли людей, всем понятно, что у политиков

одна роль и они иногда используют спорт как политическое средство для

усиления мирового влияния своего государства, у спортсменов другая роль

– показывать результаты, зарабатывая на этом деньги для своего сущест-

вования [1].

Проблема «политики» как «вызова» олимпийскому движению под-

нималась различными специалистами в области спорта, мировой политики,

журналистами, учеными различных сфер и областей наук. Однако и в на-

стоящее время эта проблема чрезмерно актуальна. Предыдущий тезис под-

черкивает свою актуальность практическими примерами: неполучение ак-

кредитации Президентом НОК Республики Беларусь на Играх

XXX Олимпиады (Лондон, 2012), отстранение от участия команды гребцов

на Играх XXXI Олимпиады (Рио-де-Жанейро, 2016), допинговые скан-

далы, неполучение аккредитации НОК России для участия в Олимпийских

играх в Рио-де-Жанейро. Данные примеры показывают, что данная про-

блема не только существует в современном мировом спорте, но и стоит

очень остро. С одной стороны, Международное олимпийское движение

обязано давать отпор политическим процессам, которые стремятся вмеши-

ваться в дела олимпийского спорта, с другой стороны, видим политическое

давление на МОД, что отражается на спортсменах.

Цель исследования – проанализировать эволюционно-исторический

опыт вмешательства политики в олимпийское движение на наиболее ярких

общественно известных примерах.

Методы исследования: биографический поиск, анализ научно-мето-

дической литературы, документальный метод исследования, метод сравне-

ния и аналогии.

Взаимоотношение и соотнесение в реальном мире спорта и поли-

тики – сложная дискуссионная проблема. Различные авторы дают разную

трактовку понимания данной проблемы, предлагают различные пути ее

решения.

130

3

Спорт [Sport]

Рассмотрим наиболее яркие моменты из истории олимпийского

движения вмешательства политики как «вызов» олимпийскому движению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уже на Играх I Олимпиады 1896 года в Афинах организационный комитет

Олимпийских игр встретил сопротивление правительства в их проведении

из-за отсутствия средств. Однако грамотно построенная политика органи-

зационного комитета помогла устроителям Игр собрать деньги для их про-

ведения. Игры II Олимпиады 1900 года в Париже запомнились тем, что

проходили параллельно с Третьей всемирной промышленной выставкой,

которая затмила Игры, и они стали ее частью, растянувшись практически

на 5 месяцев. Игры III Олимпиады 1904 года в Сент-Луисе столкнулись с

расово-политической дискриминацией. Для повышения массовости и

представительности организаторы Игр пытались провести так называемые

антропологические дни для соревнования «цветных» спортсменов. Пьер де

Кубертен расценил этот факт как расистскую выходку, подрывающую

принципиальные положения олимпийского движения, МОК указал на

недопустимость подобного в будущем. Игры VI Олимпиады 1916 года,

которые должны были пройти в Берлине, не состоялись из-за Первой

мировой войны. Игры XI Олимпиады 1936 года в Берлине также были

чрезмерно политизированы. Адольф Гитлер увидел в Олимпийских играх

возможность демонстрации «нового порядка» и отвлечения внимания

мировой общественности от военных приготовлений. До проведения Игр

XI Олимпиады по всему миру прокатилась волна протеста против прове-

дения олимпийских соревнований в фашистской Германии. В Париже, на

родине Пьера де Кубертена, состоялась международная конференция в

защиту олимпийских идей. Участники конференции признали проведение

состязаний в стране фашистской диктатуры несовместимым с принципами

олимпизма. В Барселоне планировалась альтернативная «Народная Олим-

пиада», но ее открытие совпало с началом антиправительственного мя-

тежа. Игры XII и XIII Олимпиады (Хельсинки, 1940 и Лондон, 1944 года)

не состоялись из-за Второй мировой войны. Известным случаем трагиче-

ского характера отмечены Игры XX Олимпиады (Мюнхен, 1972). Хорошо

организованные Игры XX Олимпиады («Мюнхенская Олимпиада») были

омрачены трагедией – террористы, ворвавшись в Олимпийскую деревню,

захватили в заложники членов команды Израиля. В возникшей пере-

стрелке погибли люди. Дальнейшее проведение Игр оказалось под угро-

зой. Президент МОК Эвери Брендедж заявил: «Мы не можем позволить,

чтобы Олимпиада стала местом торговых, политических акций или пре-

ступных действий, не можем позволить, чтобы горстка террористов загу-

била один из основных каналов международного сотрудничества». Игры

продолжились. В дальнейшем организаторы Олимпиад вынуждены были

тратить огромные средства на обеспечение безопасности. Игры

XXI Олимпиады 1976 года в Монреале запомнились тем, что под угрозой

оказалось участие в Олимпиаде спортсменов из Новой Зеландии. Афри-

131

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

канские страны требовали запрета на их приезд в Канаду, возмущенные

тем, что незадолго до старта Игр новозеландские спортсмены провели

матч по регби со сборной ЮАР (ЮАР была исключена из МОК в 1970

году в связи с господством в стране режима апартеида). МОК отказался

поддержать протест и отстранить новозеландцев от Игр, так как регби не

является олимпийским видом спорта. В ответ 30 стран, большинство из

которых – африканские, бойкотировали Олимпиаду. Игры XXI Олимпиады

1976 года в Монреале стали первыми, на которых было проигнорировано

существование команды Китайской республики (Тайваня) из-за непризна-

ния Канадой властей острова, было решено запретить его сборной офици-

ально именоваться «сборной Китая». Однако Канада в качестве компро-

мисса предложила тайваньским спортсменам ограничиться частным

использованием госсимволики, но власти Тайваня предпочли отказаться и

бойкотировать Олимпиаду. Любопытно, что Китайская Народная Респуб-

лика тоже объявила о бойкоте, не удовлетворившись половинчатыми

решениями МОК. Вопрос о том, что сборная КНР является единственным

легитимным представителем Китая, был решен МОК лишь в ноябре 1976

года, после Монреальских Игр. Игры XXII Олимпиады 1980 года в Москве

запомнились также бойкотом США. Была объявлена причина: в связи с

вводом советских войск в Афганистан группа государств по инициативе

США объявила бойкот играм в Москве и не прислала свои команды.

Большинство стран эту акцию не поддержали. На Олимпиаду приехали

спортсмены Италии, Франции, Великобритании, Швеции, Бельгии, Фин-

ляндии, Австралии и других государств. Руководство США оказало давле-

ние и на Англию. Британский премьер М. Тэтчер просила английских

спортсменов поддержать бойкот Олимпиады в Москве из-за ввода совет-

ских войск в Афганистан. Игры XXIII Олимпиады 1984 года в Лос-Андже-

лесе запомнились «политическим вмешательством». Вследствие бойкота

США предыдущих Олимпийских игр 1980 года, проводившихся в Москве,

игры бойкотировались СССР и большинством социалистических стран (за

исключением Китая, Румынии и Югославии, при этом от Румынии офици-

ально выступала делегация Национального олимпийского комитета), про-

водивших альтернативные соревнования «Дружба-84». Из постановления

Политбюро ЦК КПСС за подписью К.У. Черненко: «Считать нецелесооб-

разным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анд-

желесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской

хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации

СССР и развернутой в США антисоветской кампании…». Официальной

причиной бойкота стал отказ организаторов Олимпиады предоставить

гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского

договора. В период подготовки к лос-анджелесским играм у американцев

возникли серьезные финансовые проблемы. Городские власти отказались

132

5

Спорт [Sport]

подписать договор, заключенный между МОК и НОК США. В этих усло-

виях президент оргкомитета Игр-84 Питер Юберроут обратился в МОК с

просьбой разрешить привлечение частного капитала для организации

Олимпийских игр, МОК был вынужден дать такое разрешение. Так нача-

лась коммерциализация Олимпийских игр [5, 6, 12–15].

В Олимпийской хартии одним из самых важных принципов олим-

пизма выступает принцип, связанный с борьбой с дискриминациями.

«Любая форма дискриминации в отношении страны или лица – расового,

религиозного, политического или иного характера, или по признаку пола –

несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению» [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, как показывает история проведения Олимпийских игр, это поло-

жение из Олимпийской хартии, как и некоторые другие, является больше

декларируемым, чем исполняемым. Пример политической дискриминации:

оргкомитет Олимпийских игр в Лондоне отказал президенту Республики

Беларусь, президенту Национального олимпийского комитета страны

Александру Лукашенко в аккредитации. Об этом в своем микроблоге

Twitter сообщил глава Олимпийского комитета России Александр Жуков.

«Президенту НОК Республики Беларусь А.Г. Лукашенко оргкомитет

Олимпиады в Лондоне не дал аккредитацию. Спорт – вне политики?» –

написал Жуков. «А как быть с олимпийскими ценностями и традициями?

Каждый школьник знает, что в Греции на время игр заключалось переми-

рие», – отметил он. В Минске пока никак не комментируют данное сооб-

щение. Лукашенко является не только главой государства, но и президен-

том Национального олимпийского комитета. Он посещал Олимпиаду в

Пекине в 2008 году и в Нагано в 1998. В данный момент (2012 год) бело-

русскому президенту и ряду чиновников запрещен въезд в страны Европы,

так как Евросоюз объявил их невъездными в связи с репрессиями против

политических противников и нарушением прав человека. Всего этот чер-

ный список включает 249 чел. Выступая 12 июля 2012 года на открытии

фестиваля «Славянский базар в Витебске», А. Лукашенко сравнил его с

Олимпиадой. «По числу участников и многообразию программы «Славян-

ский базар» может претендовать на звание летней культурной Олим-

пиады», – отметил Лукашенко. «Олимпиада очень отстает от нашего

«Базара». Она политизирована, там очень много проблем, а «Славянский

базар» – это островок свободомыслия, независимости, и у нашего «Сла-

вянского базара» многому можно поучиться», – заявил белорусский прези-

дент.

В 1964 году в США (Юджин) на Первом научном Олимпийском

конгрессе работала секция «Спорт и политика», а 35-я сессия Междуна-

родной олимпийской академии (1995) была посвящена теме «Спорт, олим-

пизм и политика» [14].

Практическое значение данной проблематики стоит остро перед

государствами, судьями, спортсменами, спортивными организациями раз-

133

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

ного уровня. Иногда следует принимать решения об участии государства

или отдельного спортсмена в Олимпийских играх, каковы будут последст-

вия принятия такого решения или в отказе от участия.

Барон Пьер де Кубертен придерживался концепции «Спорт вне

политики», однако, как показывает практика проведения Олимпийских

игр, политика всегда вмешивалась в дела спорта. Согласно Олимпийской

хартии, Олимпийские игры «… объединяют спортсменов-любителей всех

стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам

и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым,

религиозным или политическим мотивам» [4, 10, 11, 13]. Как показывает

«История олимпийского движения», есть примеры когда «политические

решения» отражались на Международном олимпийском движении (Поли-

тическая дискриминация в отношении стран – Игры XXII Олимпиады,

1980 в Москве, Игры XXIII Олимпиады, 1984 в Лос-Анджелесе). Велись

различные дискуссии по данным вопросам, однако решения были при-

няты [7].

Международное олимпийское движение на вопрос про соотноше-

ние и решение проблемы «спорт и политика» отвечает просто, концепцией

«спорт вне политики». Однако многие ученые и различные общественные

деятели подвергают эту концепцию острой критике. Также острой критике

подвергается вмешательство политики в олимпийское движение. Следует

понимать, что для любого государства проведение Олимпийских игр – это

дополнительный «рычаг» повышения престижа своего государства через

спортивный диалог и рекламу через СМИ в мировом политическом обще-

стве, где находятся большие деньги, и эти деньги могут при определенных

обстоятельствах попасть в тот город, где будут проходить Олимпийские

игры. Олимпийские соревнования стали поводом для политических демон-

страций, трибуной шовинизма.

Известный спортивный философ В.И. Столяров в своей моногра-

фии «Спорт вне политики и в мире политики» отмечает, что рассмотрение

соотношения спорта и политики предполагает ответ на комплекс взаимо-

связанных вопросов: 1) является ли спортивная деятельность политиче-

ской; 2) существует ли связь спорта и политики; 3) каков характер и

формы этой связи; 4) влияет ли объективно спорт на политику;

5) используются ли сознательно спортивные контакты в политических

целях и каких именно; 6) должен ли спорт использоваться в этих целях и

для чего конкретно; 7) должны ли спортсмены и тренеры оставаться в сто-

роне от любого политического использования спорта [14].

Президент НОК ФРГ Вилли Дауме, выступая 23 сентября 1981 года

на открытии XI Олимпийского конгресса и 84-й сессии МОК в Баден-Ба-

дене, отметил, что Олимпийский спорт является частью политики [14].

134

7

Спорт [Sport]

МОК как организация, отвечающая за развитие олимпийского дви-

жения во всем мире, путем внедрения идеологии олимпизма в жизнь

общества разных стран придерживается концепции «Спорт вне политики».

МОК демонстрирует, что концепция «Спорт вне политики» действительно

работает. Вот некоторые подтверждения этим доводам: член МОК от КНР

Йитун Су на 53-й сессии МОК (1957) сделал несколько замечаний полити-

ческого характера. Тогдашний президент МОК Эвери Брендедж сделал

ему замечание и призвал к порядку.

Ярким сторонником разделения спорта и политики был президент

МОК Эвери Брендедж в 1935 году, когда многие страны выступали против

проведения Олимпийских игр в Берлине, он заявил, что не стоит вме-

шиваться в этот вопрос. Брендедж придерживался таких принципов и в

дальнейшем. В 1956 году после ухода с Олимпийских игр спортсменов

шести государств он высказался, что эти страны не знакомы с принципами

МОК, что спорт совершенно не связан с политикой.

В преддверии Игр XXII Олимпиады 1980 года страны Запада ока-

зывали давление на Советский Союз. Так, госсекретарь США Сайрус Венс

попыталась использовать протокольное открытие 82-й сессии МОК в

Лейк-Плесиде для выпадов против Советского Союза. Члены МОК никак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не отреагировали, тем самым показав свое несогласие с высказыванием

политических речей на заседаниях МОК [16].

Одним из самых ярких случаев оказания давления на Международ-

ное олимпийское движение в виде объявления бойкота Олимпийских игр,

в который было втянуто множество стран, был период преддверия Игр

XXII и XXIII Олимпиад (Москва, 1980 и Лос-Анджелес, 1984). Президент

НОК Австрии К. Хеллер заявил, что НОК Швеции, Финляндии, Ирландии,

Бельгии окончательно приняли решение участвовать в Олимпийских играх

в Москве [7, 17].

Связь спорта и политики отрицать бессмысленно, вся история

олимпийского движения изобилует различными фактами и примерами та-

кой взаимосвязи, особенно ярко это отображается в спорте высших дости-

жений, который входит в олимпийское движение.

МОК на протяжении практически всей своей истории сталкивался с

политическими явлениями, которые отражались на его деятельности.

В преддверии Игр 1968 года в Мехико в стране развернулись внут-

риполитические протесты, проводились различные акции против их про-

ведения, жители и студенты считали, что эти Игры будут очень затрат-

ными и не окупятся. Президент МОК лорд Киланин, заявил по этому

поводу: «Политика присутствует в олимпийском движении с 1896 года, с

первых Игр Нового времени. Тогда некоторые части Австро-Венгрии

хотели выступать самостоятельно, Ирландия желала выступать отдельно

от Великобритании, Финляндия – отдельно от Российской империи. Поли-

тические вопросы всегда вставали на Играх, также как и вопросы их стои-

мости» [1, 5–7, 10, 11, 14–17].

135

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Автор исследования хотел бы привести некоторые цитаты из лек-

ции, прослушанной им в Санкт-Петербургском гуманитарном универси-

тете профсоюзов президента Британской олимпийской ассоциации Колина

Беркли Мойнихена на тему: «Международная политика и современное

олимпийское движение от Москвы до Лондона (1980–2012). Отвечая на

вопросы студентов, Мойнихен отметил, что мир спорта и мир политики

переплетены, разделить их очень трудно, однако политики должны ува-

жать автономию международных спортивных федераций. Также дискри-

минационное поведение в любой форме – вне принципов Олимпийской

хартии. На лекции отмечалась важность развития Олимпийского образова-

ния, приведены примеры Испании и Китая, как лучших пропагандистов

олимпийских ценностей [7].

Обобщая, можно сделать вывод, что Олимпийское движение трудно

защитить от влияния политики, так как живем в мире политики. Однако

МОК при осуществлении своей деятельности обязан руководствоваться

положениями Олимпийской хартии, обязан давать правовую оценку тем

процессам, которые происходят в олимпийском движении. В олимпийском

движении не должно быть дискриминации. Исходя из этого, олимпийское

движение нужно представлять единым целым (наглядно это можно пред-

ставить в форме геометрической фигуры «круг», где внутри него – спорт-

смены, судьи, зрители, спортивные организации, а снаружи – «вызовы»

олимпийскому движению), где деятельность осуществляют спортсмены,

судьи, зрители, спортивные организации, руководствуясь положениями

Олимпийской хартии, соблюдая их, а также принимая идеологию олим-

пизма. Из всего вышеизложенного вытекает некорректность высказываний

«политики» (бойкоты и протесты) в олимпийском движении (это «вызов»

олимпийскому движению, находящийся за его пределами). Олимпийское

движение имеет свою теорию, и в данном случае это идеология олим-

пизма, а все, что противоречит ей, это вызовы, лежащие в другом дискус-

сионном поле [2].

Автором исследования в ходе научных изысканий по направлению

«Олимпийская проблематика» введен в оборот термин «Олимпийская

политика», под которой следует понимать распространение, продвижение

и внедрение в жизнь олимпийского движения олимпийских идеалов через

соединение системы олимпийского спорта и образования, пропаганды

через систему СМИ. Олимпийская политика должна стоять на защите

основных идей, принципов и ценностей олимпизма, должна отвечать

«вызовам» олимпийскому движению и реализовывать главную идею

олимпийского движения – объединение людей различных культур, нацио-

нальностей, вероисповеданий в духе дружбы и мира. СМИ должны пони-

мать, что они выполняют не только информационную функцию, но и обра-

зовательную. Олимпийскому образованию не хватает продвижения своих

136

9

Спорт [Sport]

идей в практическую деятельность жизни олимпийского спорта, хорошей

основой может послужить деятельность по продвижению олимпийских

идеалов через проведение олимпийской политики [3].

Заключение. Для Международного олимпийского движения на про-

тяжении всей истории было характерно противоборство с различными

политическими явлениями. Олимпийские документы и политика МОК

должна бороться с политизацией как «вызовом» для олимпийского движе-

ния. Отрицать, что политика и спорт тесно связаны, бессмысленно, и под-

тверждение тому – множество примеров из истории олимпийского движе-

ния. Взаимосвязь спорта и политики подчеркивают и многие мировые дея-

тели, являющиеся членами Международного олимпийского движения.

В контексте исследуемого направления «Олимпийская проблематика» яв-

ляется обоснованным введение нового термина «Олимпийская политика».

Список литературы

1. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и со-

временное состояние: дис. … д-ра наук по физ. воспит. и спорту. Киев,

2013. 498 с.

2. Круглик И.И., Круглик И.П. Эволюция идей олимпизма от ан-

тичности до современности // Теория и методика физического воспитания

и спорта. 2019. № 4. С. 96–101.

3. Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Основные «Вы-

зовы» олимпийскому движению и актуализация термина «Олимпийская

политика» // Спорт, человек, здоровье: материалы конгресса / под ред.

В.А. Таймазова. СПб., Изд-во СПб. ун-та, 2017. C. 33–35.

4. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. Киев: Олимп. лит., 1997.

180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лагутина М.Д. Олимпизм, олимпийское движение и Олимпий-

ские игры: учеб. пособие. Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. 179 с.

6. Мельникова Н.Ю. История Игр Олимпиад (1896–2012 гг.): моно-

графия. М.: Смоленская гор. тип., 2014. 152 с.

7. Мойнихен К.Б. Международная политика и современное олим-

пийское движение от Москвы до Лондона (1980–2012). СПб.: СПбГУП,

2014. 64 с.

8. Олимпийская повестка 2020: материалы внеочередной сессии //

Международный олимпийский комитет [Электронный ресурс]. 2014. URL:

http://www. valovs.ru/documents/show/66/ (дата обращения: 10.02.2016.)

9. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швей-

цария: МОК, 2015. 51 с.

10. Платонов В.Н. Олимпийская энциклопедия. М.: Совет. энцикл.,

1980. 415 с.

137

10

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

11. Платонов В.Н. Олимпийский спорт: учебник: в 2 кн. Киев:

Олимп. лит., 1994. Кн. 1. 496 с.

12. Столбов В.В. Эволюция олимпийских идей от Пьера де Кубер-

тена до Хуана Антония Самаранча // Теория и практика физической куль-

туры. 1994. № 8. С. 8–10.

13. Столяров В. Идеи Кубертена, имеют ли они ценность в настоя-

щее время? // Наука в олимпийском спорте. 2013. № 3. С. 16–21.

14. Столяров В.И. Спорт вне политики и в мире политики: моно-

графия. М.: РУСАЙНС, 2017. 290 с.

15. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: моно-

графия. М.: Изд-во «Университет. кн.», 2011. 766 с.

16. Kass D. The issue of racism at the 1936 Olympics // JournaI of

Sports History. 1976. № 3 (Spring). P. 223–235.

17. Natan A. Sport and politics // Sport, culture and society. Toronto,

1969. P. 203–210.

References

1. Bubka S.N. Olimpijskij sport: drevnegrecheskoe nasledie i sovremennoe sostoya-

nie [Olympic sport: ancient Greek heritage and current state]: dis. … doctor of science in

phys. educated and sports. Kiev, 2013. 498 p.

2. Kruglik I.I., Kruglik I.P. Evolyuciya idej olimpizma ot antichnosti do sovremen-

nosti [Evolution of the ideas of Olympism from antiquity to the present] // Teoriya i metodika

fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport].

2019. No. 4. P. 96–101.

3. Kruglik I.I., Kruglik I.P., Kuramshin Yu.F. Osnovnye «Vyzovy» olimpijskomu

dvizheniyu i aktualizaciya termina «Olimpijskaya politika» [The main "Challenges" to the

Olympic movement and the actualization of the term "Olympic policy"] // Sports, people,

health: materials of the congress / ed. V.A. Taymazov. SPb., Publishing house of SPb. Uni-

versity, 2017. P. 33–35.

4. Kuberten P. de. Olimpijskie memuary [Olympic memoirs]. Kiev: Olympic Lite-

rature, 1997. 180 p.

5. Lagutina M.D. Olimpizm, olimpijskoe dvizhenie i Olimpijskie igry [Olympism,

the Olympic movement and the Olympic Games]: textbook. allowance. Omsk: Publishing

house of SibGUPK, 2010. 179 p.

6. Mel'nikova N.Yu. Istoriya Igr Olimpiad (1896–2012 gg.) [History of the Games of

the Olympiads (1896–2012) ]: monograph. M.: Smolenskaya mountains. type., 2014. 152 p.

7. Mojnihen K.B. Mezhdunarodnaya politika i sovremennoe olimpijskoe dvizhenie

ot Moskvy do Londona (1980–2012) [International politics and the modern Olympic move-

ment from Moscow to London (1980–2012)]. SPb.: SPbGUP, 2014. 64 p.

8. Olimpijskaya povestka 2020: materialy vneocherednoj sessii [Olympic agenda

2020: materials of the extraordinary session] // International Olympic Committee [Electronic

resource]. 2014. URL: http://www.valovs.ru/documents/show/66/ (date of access:

10.02.2016.)

9. Olimpijskaya Hartiya (v dejstvii so 2 avgusta 2015 goda) [. Olympic Charter (in

force from 2 August 2015)]. Switzerland: IOC, 2015. 51 p.

138

11

Спорт [Sport]

10. Platonov V.N. Olimpijskaya enciklopediya [Olympic Encyclopedia]. M.: Coun-

cil. encycl., 1980. 415 p.

11. Platonov V.N. Olimpijskij sport [Olympic sport]: textbook: in 2 kn. Kiev: Olym-

pus. lit., 1994. Book. 1. 496 p.

12. Stolbov V.V. Evolyuciya olimpijskih idej ot P'era de Kubertena do Huana Anto-

niya Samarancha [Evolution of Olympic ideas from Pierre de Coubertin to Juan Anthony Sa-

maranch] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture].

1994. No. 8. P. 8–10.

13. Stolyarov V. Idei Kubertena, imeyut li oni cennost' v nastoyashchee vremya?

[Coubertin's ideas, do they have value at the present time?] // Nauka v olimpijskom sporte

[Science in Olympic sports]. 2013. No. 3. P. 16–21.

14. Stolyarov V.I. Sport vne politiki i v mire politiki [Sports outside politics and in

the world of politics]: monograph. M.: RUSAYNS, 2017. 290 p.

15. Stolyarov V.I. Filosofiya sporta i telesnosti cheloveka [Philosophy of sport and

human corporeality]: monograph. M.: Publishing house “University. book.", 2011. 766 p.

16. Kass D. The issue of racism at the 1936 Olympics // JournaI of Sports History.

1976. № 3 (Spring). P. 223–235.

17. Natan A. Sport and politics // Sport, culture and society. Toronto, 1969. P. 203–

210.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.