1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
УДК 796.032 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-120-127
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И.И. Круглик
Представлены эволюционно-исторические особенности системы олимпий-
ского движения в Республике Беларусь и описаны основные этапы эволюции идей
олимпизма и этапы «кризисов» олимпизма военного периода. Осуществлена периоди-
зация Международного олимпийского движения от античности до современности.
Установлены интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в сис-
теме Международного олимпийского движения как части спортивно-дипломатиче-
ских отношений.
Ключевые слова: Республика Беларусь, Олимпийские игры, спортсмены, виды
спорта, медали, эволюционно-исторические особенности.
PERIODIZATION OF THE OLYMPIC Круглик Иван Иванович, канд. пед. наук,
TRAFFIC SYSTEM IN THE REPUBLIC доц., [email protected], Республика Беларусь, Минск,
OF BELARUS Российский государственный социальный университет
(филиал в г. Минске)
Kruglik I.I., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, kruglik.ivan@
mail.ru, Republic of Belarus, Minsk, Russian Актуальность исследования обу-
State Social University (branch in Minsk) словлена большой социально-политиче-
The evolutionary historical features of the ской значимостью Международного
Olympic Movement system in the Republic of олимпийского движения (МОД). Олим-
Belarus are presented and the main stages of пийские игры являются крупнейшими
the evolution of the ideas of Olympism and
the stages of the "crises" of the Olipism of the международными соревнованиями, важ-
military period are described. Periodization of ным событием в жизни профессиональ-
the International Olympic Movement from
Antiquity to modern times. Integration ных спортсменов и мирового культур-
processes have been established and causal ного сообщества, являются частью миро-
relationships in the system of the International вой культуры. Результаты многочислен-
Olympic Movement as part of sports and dip-
lomatic relations. ных исследований (С.Н. Бубка, В.Н. Пла-
тонов, М.М. Булатова, В.Г. Манолаки,
Key words: Republic of Belarus, Olympic
Games, Athletes, sports, medals, evolutionary Н.Н. Визитей, В.С. Родиченко, В.И. Сто-
historical features. ляров, В.В. Столбов, Л.И. Лубышева,
Н.Ю. Мельникова, М.Е. Кобринский,
Е.К. Кулинкович, И.И. Гуслистова, И.И. Круглик и др.) подтверждают
интерес к изучению вопросов, связанных с олимпийской проблемати-
кой [1–8]. Однако следует отметить отсутствие научных работ обобщаю-
щего и систематизирующего характера, изучающих эволюцию идей олим-
пизма в системе МОД на разных исторических этапах его формирования
под влиянием различных факторов и времени, и влияние этого на обще-
ство.
120
2
Спорт [Sport]
Таким образом, исследование эволюционно-исторических особен-
ностей эволюции идей олимпизма в МОД позволяет выявить тенденции,
факторы, влияющие на их формирование, определить особенности эволю-
ционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных
отношений (МСО), осуществить периодизацию МОД (с учетом эволюции
олимпизма) от античности до современности, установить интеграционные
процессы и причинно-следственные взаимосвязи в МОД, проанализиро-
вать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике
Беларусь, наметить пути его развития на основе олимпийской идеологии
олимпизма.
Научная проблема исследования. В белорусской историографии,
отсутствуют работы системного характера, касающиеся изучения эволю-
ционных характеристик Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр на
основе выступления национальных команд по летним и зимним видам
спорта на Олимпийских играх.
Цель исследования: провести комплексный анализ эволюционно-
исторических особенностей эволюции идей олимпизма в МОД, осущест-
вить периодизацию МОД от античности до современности, установить
интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в МОД,
проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в
Республике Беларусь, наметить пути его развития на основе олимпийской
идеологии олимпизма.
Методы исследования: библиографический поиск, анализ и систе-
матизация данных литературных источников, метод историзма, метод
сравнения и аналогии.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе изучения
кризисных явлений при эволюционировании идей олимпизма были выде-
лены следующие кризисные этапы: 1) античного олимпизма;
2) Кубертеновского олимпизма; 3) посткубертеновского олимпизма.
«Кризисом» античного олимпизма можно считать период упадка
Олимпии (III–IV века н. э.), когда в качестве новой идеологии в античном
обществе утвердилось христианство и многие идеалы античного олим-
пизма были под запретом, считались пережитком прошлого.
В связи с Первой и Второй мировыми войнами были выделены три
этапа «кризисного» военного периода, вошедшего в историю международ-
ного олимпийского движения: 1) предвоенный; 2) военный; 3) послевоен-
ный.
Игры XIV Олимпиады, 1948 г. (Лондон, Великобритания) стали
послевоенными играми, проходили в период послевоенной разрухи и
получили название («Суровые игры»), так как новых сооружений практи-
чески построено не было, однако, как отмечали участники, была друже-
любная благоприятная обстановка.
121
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Под «олимпийской политикой», как «новым» термином в олимпий-
ском движении, следует понимать распространение, продвижение и вне-
дрение в жизнь олимпийского движения олимпийских идеалов через
соединение системы олимпийского спорта и образования, пропаганды
через СМИ. Олимпийская политика должна стоять на защите основных
идей, принципов и ценностей олимпизма, должна отвечать «вызовам»
олимпийскому движению и реализовывать главную идею олимпийского
движения – объединение людей различных культур, национальностей,
вероисповеданий в духе дружбы и мира. СМИ должны выполнять не
только информационную функцию, но и образовательную.
Олимпийскому образованию не хватает продвижения своих идей в
практическую деятельность жизни олимпийского спорта, хорошей основой
может послужить деятельность по продвижению олимпийских идеалов
через проведение олимпийской политики. Олимпийское движение на про-
тяжении всей эволюции своего развития сталкивалось с массой современ-
ных проблем (вызовов), которые на протяжении эволюции олимпийского
движения встречались как часть целого (на отдельных Олимпийских
играх), однако сейчас они интегрировались в единое целое. Многие поло-
жения Олимпийской хартии остаются декларируемыми, современные реа-
лии спорта показывают другую картину.
В связи с вышеизложенным предлагается:
1) пересмотреть положения из Олимпийской хартии, которые свя-
заны с противоречивостью между декларируемым в хартии и современ-
ными реалиями олимпийского спорта;
2) внедрить в жизнь олимпийские идеалы путем пропаганды через
систему СМИ (на международном Олимпийском канале ввести программу
на различных языках мира «Кубертеновская педагогика» и др.);
3) расширить деятельность Международной олимпийской академии
по продвижению и внедрению в жизнь олимпийского образования среди
различных слоев населения в различных странах мира (создание всемир-
ной образовательной программы для НОК и НОА различных стран «Идея
мира через систему спорта»);
4) включить всем НОК при проведении любых соревнований, про-
ходящих под их патронатом, в Положения о соревнованиях раздел, связан-
ный с олимпийским образованием и задействовать различные формы его
пропаганды.
В ходе исследования по установлению эволюционных особенно-
стей в системе МОД в период проведения античных Олимпийских игр,
была разработана модель, основанная на эволюционно-историческом и
комплексном подходе, и применена к систематизации знаний об эволюци-
онных особенностях идей олимпизма в период проведения античных
Олимпийских игр.
122
4
Спорт [Sport]
Разработана социальная модель олимпийца разного периода эво-
люционирования идей олимпизма. Построены модели олимпийцев трех
этапов эволюционирования идей олимпизма: 1) социальный портрет
олимпийца времен античности; 2) кубертеновская идеализированная
модель олимпийца; 3) социальный портрет современного спортсмена-
олимпийца. К данным социальным моделям были подобраны критерии
описания: культурно-социальная среда, в которой существует олимпиец;
социальный статус/образ олимпийца; мировоззрение олимпийца; отноше-
ние к религии; прикладные навыки и всесторонняя подготовка.
В ходе исследования по установлению эволюционных особенно-
стей в системе МОД в период проведения античных Олимпийских игр
была разработана модель, основанная на эволюционно-историческом и
комплексном подходе и применена к систематизации знаний об эволюци-
онных особенностях идей олимпизма в период проведения античных
Олимпийских игр.
При изучении эволюции идей олимпизма на античных Олимпий-
ских играх можно выделить три основных направления:
первое – предпосылки возникновения идей о проведении антич-
ных Олимпийских игр, включает изучение основных предпосылок зарож-
дения идей, мифов и легенд о возникновении античных Олимпийских игр,
социально-культурных особенностей как фактора, способствующего
возникновению античных Олимпийских игр;
второе – античные Олимпийские игры, как предмет исследова-
ния, включают изучение исторического периода проведения античных
Олимпийских игр, программы состязаний и программы пяти дней антич-
ных Олимпийских игр, олимпиоников (социальный портрет олимпийца
времен античности), культуры, религии, эллинской системы воспитания;
третье – социально-педагогическая роль античных Олимпийских
игр как исторического наследия идеи олимпизма включает изучение соци-
альных и воспитательных особенностей античных Олимпийских игр;
оценки «античного олимпизма» как социально-педагогического наследия
античных Олимпийских игр.
При изучении социально-педагогических особенностей эволюции
идей олимпизма на современных Олимпийских играх можно также выде-
лить три основных направления: предпосылки возникновения идеи о воз-
рождении Олимпийских игр; Олимпийские игры как предмет исследова-
ния; социально-педагогическая роль Олимпийских игр как исторического
наследия идеи олимпизма.
1896 год можно считать точкой отсчета эволюции современных
Олимпийских игр (Игр Олимпиад). С 1896 по 2016 год было проведено
28 Олимпийских игр, а не 31 (в 1916, 1940 и 1944 годах Олимпийские игры
не проводились в связи с Первой и Второй мировыми войнами). Сколько
бы Кубертен не стремился сохранять мир с помощью Олимпийских игр,
123
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
объявляя войну войнам и используя Олимпийские игры как сдерживаю-
щий фактор развязывания военных конфликтов, олимпийское перемирие в
истории проведения современных Игр Олимпиад в системе МОД наруша-
лось дважды.
Историческая периодизация Игр Олимпиад (1896) в системе Меж-
дународного олимпийского движения выглядит следующим образом:
первый период (возрождения/становления) – 1894–1912 годы;
второй (предвоенный / военный / послевоенный) – 1913–1920 го-
ды;
третий (межвоенный) – 1921–1935 годы;
четвертый (предвоенный / военный / послевоенный) – 1936–
1948 годы;
пятый (БССР и СНГ) – 1952–1992 годы;
шестой (Республика Беларусь) – 1993–2024 годы [4].
В основу данной периодизации (в особенности первых четырех пе-
риодов) положен военный фактор как главный кризис олимпизма в сис-
теме МОД. Автор исследования считает, что нет более существенного кри-
зисного периода в истории МОД, чем военный, так как в это время Игры
Олимпиад вообще не проводились, все участвующие спортсмены в том
или ином качестве участвовали в военных действиях, массово были втя-
нуты некоторые страны в военный мировой конфликт, была разрушена
инфраструктура для проведения Олимпийских игр, но самое значительное,
что гибли люди, потенциальные спортсмены, судьи, зрители. Пятый
период периодизации основан на критерии участия БССР (1952–1988 гг.) и
объединенной команды СНГ (1992 г.). Последний период связан с призна-
нием Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (НОК
РБ) и участием национальной команды суверенной Республики Беларусь в
Олимпийских играх.
При построении периодизации Олимпийских зимних игр нами
предлагается выделить следующие периоды:
первый (возрождения / становления) – 1924–1936 годы;
второй (предвоенный / военный / послевоенный) – 1936–1948 го-
ды;
третий (без участия CССР) – 1948–1952 годы;
четвертый (CCCР и БССР–1964 на зимних Олимпийских играх) –
1956–1992 годы;
пятый (Республика Беларусь на зимних Олимпийских играх) –
1994–2018 годы.
Эволюционные особенности олимпийского движения в Республике
Беларусь. Исходя из количества участников под влиянием эволюционного
развития можно отследить изменения системы, выявить явления дина-
мизма, установить прогрессивные либо регрессивные тенденции, устано-
124
6
Спорт [Sport]
вить факторные и причинно-следственные взаимосвязи. Так, количество
участников от БССР в составе команды СССР на Играх XV–XXV Олим-
пиад (1952–1992 гг.) изменяется, ступенчато увеличиваясь от Игр к Играм:
6 (1952 г.), 8 (1956 г.), 10 (1960 г.), 10 (1964 г.), 15 (1968 г.), 21 (1972 г.),
21 (1976 г.), 38 (1980 г.), 48 (1988 г.), 52 (1992 г.).
Количественное соотношение мужчин и женщин, выступавших от
БССР в составе команды СССР на Играх XV–XXV Олимпиад (1952–
1992 гг.) изменяется, имея положительную динамику от Игр к Играм:
минимальное количество – 6 участников (Игры XV Олимпиады), макси-
мальное – 52 участника (Игры XXV Олимпиады), наибольший прирост
произошел между Играми XXI и XXII Олимпиад, обусловлено проведе-
нием Олимпиады-80 в Москве. В Играх XXIII Олимпиады (1984 г.), про-
шедших в Лос-Анджелесе, участники СССР и БССР участия не прини-
мали, на Играх XXIV и XXV Олимпиады количество участников только
увеличивалось. Общие статистические сведения по количеству участников
следующие: 1952 г. – 6 муж., 0 жен., 1956 г. – 6 муж., 2 жен., 1960 г. –
8 муж., 2 жен., 1964 г. – 7 муж., 3 жен., 1968 г. – 12 муж., 3 жен., 1972 г. –
14 муж., 7 жен., 1976 г. – 16 муж., 5 жен., 1980 г. – 31 муж., 7 жен., 1988 г.
– 29 муж., 19 жен., 1992 г. – 30 муж., 22 жен. На всех олимпиадах мужчин
участвовало больше, чем женщин. Территориальный фактор проведения
Олимпийских игр существенным образом влияет на количество участни-
ков.
Количество видов спорта, в которых участвовали представители от
БССР в составе команды СССР на Играх XV–XXV Олимпиад (1952–
1992 гг.), изменяется ступенчато, увеличиваясь от Игр к Играм: 1952 г. – 2,
1956 г. – 2, 1960 г. – 5, 1964 г. – 5, 1968 г. – 6, 1972 г. – 10, 1976 г. – 11,
1980 г. – 16, 1988 г. – 16, 1992 г. – 16.
Количество участников, принявших участие от БССР в составе
команды СССР на зимних XI–XV Олимпийских играх (ОЗИ) 1964–
1992 годов, практически не изменяется. В период с 1964 по 1988 годы зим-
ние виды спорта на территории БССР практически не культивировались.
Только на ОЗИ в Альбервиле БССР выставила 4 участников, это можно
связать с распадом СССР и созданием независимых республик, где спорт
является хорошим политическим средством продвижения национальных
интересов государства.
Количественное соотношение мужчин и женщин, выступавших от
БССР в составе команды СССР на Играх XI–XV Олимпиад (1964–
1992 гг.), изменяется, имея положительную динамику от Игр к Играм:
1964 г. – 1 муж., 0 жен., 1968 г. – 1 муж., 0 жен., 1984 г. – 0 муж., 1 жен.,
1988 г. – 1 муж., 0 жен., 1992 г. – 3 муж., 1 жен.
Количество видов спорта участников от БССР в составе команды
СССР на Играх XI-XV Олимпиад 1964–1992 годов практически не изменя-
ется (1–2 вида), так как на территории БССР культивировались только
лыжные гонки и биатлон [3].
125
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Национальная команда Республики Беларусь по зимним видам
спорта впервые выступила на зимних XVII Олимпийских играх 1994 года
(Лиллехаммер, Норвегия). Начиная с зимних Олимпийских игр в Лилле-
хаммере до зимних XXIII Олимпийских игр 2018 года (Пхенчхан, Южная
Корея) выступило 292 представителя Республики Беларусь. Наибольшее
количество спортсменов в составе Белорусской делегации было в Солт-
Лейк-Сити (США) – 64 чел., наименьшее – в Сочи (Россия) – 26 чел. Пер-
вые три зимние Олимпиады была положительная динамика, характери-
зующая ступенчатое развитие системы, затем резкий спад в Турине
(28 чел.), обусловленный географической расположенностью города, далее
наблюдалось увеличение участников Олимпиады в Ванкувере до 49 чел., в
Сочи (Россия) было 26 чел. и в Пхенчхане (Южная Корея) – 33 чел.
От Лиллехаммера до Пхенчхана в программе зимних Олимпийских
игр было 46 видов спорта, в которых приняли участие спортсмены из
Беларуси. Наибольшее количество видов спорта в олимпийской программе
было в Нагано (Япония) и Солт-Лейк-Сити (США) – по 9, наименьшее – в
Пхенчхане (Южная Корея) – 3. На первых трех Олимпиадах наблюдалась
положительная динамика (7–9–9), после Олимпийских игр в Солт-Лейк-
Сити (США) количество видов спорта постепенно снижалось: Турин (Ита-
лия) – 7, Ванкувер (Канада) – 6, Сочи (Россия) – 5, Пхенчхан (Южная
Корея) – 3. Снижение видов спорта характеризуется точечной избиратель-
ностью системы Национальной олимпийской подготовки с акцентом на
виды спорта, в которых есть национальные традиции, созданы научно-
практические школы, имеются шансы для завоевания медалей.
От Лиллехаммера до Пхенчхана спортсменами Беларуси в неофи-
циальном командном зачете на зимних Олимпийских играх было завое-
вано 18 медалей (8 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых): наибольшее
количество в Сочи (Россия) – 6 медалей, наименьшее – в Солт-Лейк-Сити
(США) и Турине (Италия) – по одной медали. Следует отметить вклад
четырехкратной олимпийской чемпионки Дарьи Домрачевой, завоевавшей
3 золотые медали в Сочи (присвоено звание Героя Беларуси). Из видов
спорта биатлон стал лидером медальной копилки Беларуси.
Национальная команда Республики Беларусь по летним видам
спорта начиная с Игр XXVI Олимпиады 1996 года (Атланта, США) до Игр
XXXI Олимпиады 2016 года (Рио-де-Жанейро, Бразилия) завоевала 77 ме-
далей (12 золотых, 27 серебряных, 38 бронзовых). Лучшее выступление
было продемонстрировано в Сиднее (2000 г.) – 17 медалей, худшее – в
Рио-де-Жанейро (2016 г.) – 9 медалей.
Таким образом, проведенное исследование позволяет в полной мере
получить обобщенное представление об эволюционирование системы
Олимпийского движения в Республике Беларусь на основе эволюционно-
исторического подхода при изучении системы Олимпийского движения и
Национальной олимпийской подготовки в Республике Беларусь.
126
8
Спорт [Sport]
Список литературы
1. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и со-
временное состояние: дис. … д-ра наук по физ. воспит. и спорту. Киев,
2013. 498 с.
2. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф. Республика Беларусь на Олим-
пийских зимних играх исторического периода 1994–2018 годов // Modern
Humanities Success. Успехи гуманитарных наук. 2019. № 9. С. 94–97.
3. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швей-
цария: МОК, 2015. 51 с.
4. Платонов В.Н., Масри С.М. Направления совершенствования
системы олимпийской подготовки // Наука в олимпийском спорте. 2004.
№ 1. С. 3–10.
5. Платонов В.Н., Павленко Ю.А., Томашевский В.В. Подготовка
национальных команд к Олимпийским играм. Киев: Олимп. лит-ра, 2012.
310 с.
6. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: моно-
графия. М.: Изд-во «Университет. книга», 2011. 766 с.
7. Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже
XIX–XX веков. М.: Советский спорт, 2004. 764 с.
8. Юрьев Ю.Н. Международный спорт: организации и люди. М.:
ИЦ «ФэйрПлэй», 1993. 49 с.
References
1. Bubka S.N. Olimpijskij sport: drevnegrecheskoe nasledie i sovremennoe sostoya-
nie [Olympic sport: ancient Greek heritage and current state]: dis. … doctor of science in
phys. educated and sport. Kiev, 2013. 498 p.
2. Kruglik I.I., Kuramshin Yu.F. Respublika Belarus' na Olimpijskih zimnih igrah
istoricheskogo perioda 1994–2018 godov [The Republic of Belarus at the Olympic Winter
Games of the 1994–2018 Historical Period] // Modern Humanities Success. Uspekhi gumani-
tarnyh nauk [Modern Humanities Success. Advances in the Humanities]. 2019. No. 9. P. 94–
97.
3. Olimpijskaya Hartiya (v dejstvii so 2 avgusta 2015 goda) [Olympic Charter (in
force on August 2, 2015)]. Switzerland: IOC, 2015. 51 p.
4. Platonov V.N., Masri S.M. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy olimpijskoj
podgotovki [Directions for improving the system of Olympic training] // Nauka v olimpijs-
kom sporte [Science in Olympic sports]. 2004. No. 1. P. 3–10.
5. Platonov V.N., Pavlenko Yu.A., Tomashevskij V.V. Podgotovka nacional'nyh
komand k Olimpijskim igram [Preparation of national teams for the Olympic Games]. Kiev:
Olympus. literature, 2012. 310 p.
6. Stolyarov V.I. Filosofiya sporta i telesnosti cheloveka [Philosophy of sport and
human corporeality]: monograph. M.: Publishing house "University. book ", 2011. 766 p.
7. Sunik A. Rossijskij sport i olimpijskoe dvizhenie na rubezhe XIX–XX vekov
[Russian sport and the Olympic movement at the turn of the XIX–XX centuries]. M.: Soviet
sport, 2004. 764 p.
8. Yur'ev Yu.N. Mezhdunarodnyj sport: organizacii i lyudi [International sports: or-
ganizations and people]. M.: IC "FairPlay", 1993. 49 p.
127