Научная статья на тему 'История лесоохранной деятельности по обеспечению противопожарной охраны на территории Курской области с 1992 по 2015 г'

История лесоохранной деятельности по обеспечению противопожарной охраны на территории Курской области с 1992 по 2015 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛЕС / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДРЕВЕСИНА / ПОЖАР / ОГОНЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобынцев Н.А.

В статье с испльзованием обширного статистического материала, а также с привлечением интервью с ведущими специалистами лесного хозяйства, администрации области и районов сделаны объективные выводы о состоянии лесного фонда на территории Курской области с 1992 по 2015 г. в сфере борьбы с пожарами. Раскрыты причины сложного положения, в котором оказалась противопожарная охрана лесов в 1990-е гг., и пути выхода из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История лесоохранной деятельности по обеспечению противопожарной охраны на территории Курской области с 1992 по 2015 г»

УДК 94/99

ИСТОРИЯ ЛЕСООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ С 1992 ПО 2015 Г.

© 2016 Н. А. Лобынцев

аспирант кафедры истории России e-mail: historuss@mail.ru

Курский государственный университет

В статье с испльзованием обширного статистического материала, а также с привлечением интервью с ведущими специалистами лесного хозяйства, администрации области и районов сделаны объективные выводы о состоянии лесного фонда на территории Курской области с 1992 по 2015 г. в сфере борьбы с пожарами. Раскрыты причины сложного положения, в котором оказалась противопожарная охрана лесов в 1990-е гг., и пути выхода из него.

Ключевые слова: Курская область, лес, лесное хозяйство, древесина, пожар, огонь, пожарная охрана, законодательная база.

Пожар - очень опасное явление для леса, так как он может начаться где угодно и причинить очень большой ущерб. Одной из основных причин лесных пожаров был и остается человеческий фактор. Более 90% пожаров происходит в местах пребывания и деятельности человека. Основными источниками (местами возникновения) пожаров являются стоянки рыбаков, места посещения охотниками, туристами, места традиционного отдыха населения, обочины дорог общего пользования, места лесозаготовок, несанкционированные сельскохозяйственные палы и свалки мусора в лесах. К факторам повышения пожарной опасности можно отнести сезон отпусков и каникул, связанных с перемещением большой массы людей из городов в пригородную зону и сельскую местность, нарушениями правил пожарной безопасности в лесах.

По характеру растительности Курская область специалистами отнесена к лесостепной зоне. На 2015 г. лесами занято порядка 10,1% территории Курской области, что составляет 270,1 тыс. га (с учетом защитных лесонасаждений - 270 км2). При этом более 16% указанных лесов относится к первому (наивысшему) классу пожарной опасности. К лесным районам отнесены северо-западные и центральные районы области. Леса расположены преимущественно по склонам оврагов и состоят в основном из лиственных пород. На северо-востоке области преобладают степи. Лесам области принадлежит сугубо противоэрозионное направление. Районы с особо ценными породами леса - Дмитриевский, Железногорский, Рыльский: сосна веймутова, сосна крымская, лиственница сибирская. Реликтовые леса на территории Курской области отсутствуют.

О ситуации, которая складывалась в лесном хозяйстве, о проблемах и сложностях, с которыми пришлось столкнуться курским лесоводам с 1992 по 2015 г. в борьбе с огнем, и пойдет речь в данной статье. В 1992 г., в связи с сухой и жаркой погодой, в лесах области сложилась чрезвычайная пожароопасная обстановка. Было зарегистрировано 308 случаев возникновения низовых лесных пожаров и 3 случая верхового пожара, в результате которых сгорели сосновые насаждения на 10,5 га. В окрестностях г. Курска было зарегистрировано 193 лесных пожара [Экологический

информационный бюллетень 1993: 20]. В 1994 г. было зарегистрировано меньшее количество пожаров - 151 случай, погибло 11 га леса. Ущерб, причиненный пожарами, составил 20,4 млн. руб. [Экологический информационный бюллетень 1995: 19, 45]. В 1997 г. в лесах области зарегистрировано 44 случая возникновения крупных лесных пожаров, погибло 0,3 га леса. Ущерб, причиненный пожарами, составил 44 млн руб. (в основном затраты на тушение) [Доклад о состоянии окружающей природной... 1998: 25]. Например, на 19 мая 1997 г. в лесах области произошло более 40 возгораний. В основном горела хвоя и сухая трава. Заблаговременно, еще в феврале, вышло постановление главы администрации «О мерах по усилению охраны лесов области от пожаров», соотвествующие постановления были приняты и на местах [Федоров 1996]. Однако основная проблема при борьбе с пожарами в этот период времени - это недостаточная обеспеченность средствами связи. В лесхозах управления имелась лишь 21 рация на 52 конторы. Проблемы были и с финансированием: из федерального бюджета на противопожарные мероприятия было получено лишь 1,6 млрд руб. [Бадаева 1996].

Охрана лесов от пожаров всегда была, есть и будет одной из основных задач лесоводов области. В соответствии с принятой Федеральной целевой программой «Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 гг.» в области начала проводиться целенаправленная работа по выполнению поставленных задач. Ежегодно принимались постановления губернатора области «О мерах по усилению охраны лесов области от пожаров» и соответствующие постановления глав администраций исполнительной государственной власти районов. В 1999 г., несмотря на очень неблагоприятные погодные условия, не было допущено верховых пожаров в лесах, которые привели бы к гибели ценных хвойных насаждений, хотя было почти 100 случаев возгораний, в результате которых низовыми пожарами уничтожено 30 га лесных площадей [Ласточкина 1999]. В 2000 г. принимается постановление № 652 главы г. Курска «О проведении неотложных противопожарных мероприятий по тушению пожаров в городских лесах государственного предприятия "Курское лесное хозяйство"» [Пожары легче упредить 2000].

Если пристально рассмотреть ситуацию по охране лесов от пожаров, то мы увидим сложную ситуацию. В лесхозах области на начало 2001 г. действовало лишь пять пожарно-химических станций, две из которых второго типа; первичные средства тушения сосредоточены были в 247 пунктах расположения пожарного инвентаря. В работе по тушению применялось десять пожарных автоцистерн. С целью своевременного обнаружения, оперативной локализации загораний, выявления нарушений правил пожарной безопасности, пожарного надзора систематически начал проводиться контроль по 132 маршрутам наземного патрулирования протяженностью 2180 км 78 мобильными группами. Большое внимание стало уделяеться созданию минерализованных полос по границам государственного лесного фонда с полями сельхозназначения методом контролируемого сжигания напочвенных горючих материалов. Большой проблемой в организации борьбы с лесными пожарами оставалась низкая обеспеченность лесной охраны средствами радиосвязи, изношенность автотракторного парка и пожарной техники [Доклад об использовании природных ресурсов. 2002: 30-31]. Для поддержания лесной отрасли в лесном фонде в 2001 г. были реализованы следующие федеральные целевые программы: «Леса России» (1997-2000 гг.), данная программа была продлена на 2001 г. (Госзаказчик - Рослесхоз), и «Охрана лесов от пожаров» (1999-2005 гг.) Госзаказчик - Рослесхоз [Там же: 69.]. В это время в области насчитывалось 42 лесничества, 13 лесхозов, 64 мастерских участка и 354 обхода; «.если в 1995 г. на ведение лесного хозяйства из федерального бюджета

перечислялось 80-90% от всего объема необходимых средств, то сейчас лишь 10-15%» [Чем дальше в лес, тем меньше денег 2001]

В 2002 г. на охраняемой территории лесного фонда Курской области, находящейся в ведении ГУПР по Курской области, было отмечено 116 лесных пожаров, которые «прошли» по 65,9 га лесных земель, в том числе 64,2 га лесопокрытых. Как и ранее, наиболее распространенными были беглые низовые пожары (60,8 га), которыми было «пройдено» свыше 92% от общей площади лесных пожаров. Ущерб, нанесенный лесному хозяйству области, составил 237,9 тыс. руб., в том числе 198 тыс. руб. - затраты на их тушение. Основной причиной возникновения пожаров по-прежнему оставались антропогенные факторы. По вине граждан в 2002 г. произошло около 89% всех возгораний [Доклад об использовании природных ресурсов... 2003: 33]. К примеру, только за день 4 сентября 2002 г. курские «огнеборцы шесть раз выезжали на ликвидацию огня в лесах: тушили хвойную подстилку в лесу у д. Ворошнево, горевшую на площади 10 га сухую траву, хвою и молодую поросль в урочище Жеребцовские сосны» [Ошеров 2002]. Поэтому было решено активизировать лесоохранную пропаганду среди населения области, а также работу оперативно-следственных групп в соответствии с разработанным и принятым Планом совместных мероприятий по усилению координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями лесного и природоохранного законодательства.

Оперативная обстановка в начале 2000-х гг. осложнилась еще и тем, что в области произошло сокращение ведомственной и добровольной пожарной охраны, в том числе и пожарной охраны Комитета природных ресурсов по Курской области. На 2002 г. имелось 6 пожарно-химических станций (в Курске, Рыльске, Льгове, Дмитриеве, Железногорске, п. Горшечное), из 10 пожарных автомобилей лесного хозяйства большая часть подлежала списанию. Согласно ст. 5 ФЗ «О пожарной безопасности», территориальные подразделения пожарной охраны решали задачи предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах, в их смете по содержанию не предусматривались затраты на тушение пожаров в лесах. Порядок привлечения сил и средств органов управления и подразделений ГПС для тушения лесных пожаров определялся оперативным планом «Искра» по тушению лесных пожаров на территории области, утвержденным постановлением Главы администрации области от 01.07.1996 г. № 321, в котором предусматривалось их целевое обеспечение горюче-смазочными материалами. Однако данное постановление часто не исполнялось и затраты Государственной противопожарной службы на ГСМ редко восполнялись [Беспалов 2002]. В новом Уголовном кодексе за нарушение правил пожарной безопасности представлены довольно жесткие меры наказания: от штрафа (100 минимальных зарплат) до 10 лет лишения свободы [Выводцев 2002].

За пожароопасный сезон 2003 г. на территории лесного фонда Главного управления природных ресурсов было выявлено 29 возгораний, пройдено около 9 га низовыми лесными пожарами. Была проведена организационная работа по созданию в области 39 специализированных оперативно-следственных групп из работников лесной охраны и сотрудников РОВД, 80 мобильных групп пожаротушения, утверждено 134 маршрута патрулирования общей протяженностью около 4 тыс. км. В 2003 г., в целях повышения эффективности принимаемых мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного характера, локализации очагов пожаров в лесных насаждениях централизованно, была приобретена 1 пожарная автомашина, агрегат «Водолей», лесопожарные мотопомпы [Доклад об использовании природных ресурсов. 2004: 27]

В 2004 г. наблюдался положительный эффект финансирования из федерального бюджета мероприятий, направленных на профилактику лесных пожаров,

централизованное перевооружение лесопожарных формирований, что в значительной степени повысило их боеспособность. В 2004 г. из федерального бюджета было выделено более 0,5 млн руб. финансовых средств на мероприятия по профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров, приобретены пожарная техника и оборудование. Положительный эффект давало проведение совместных учений по отработке взаимодействия, тактике и технике тушения лесных пожаров. В 2004 г. было проведено областное учение (плана «Искра») по привлечению предусмотренных планом мобилизации резервных сил и средств на тушение лесных пожаров [Доклад о состоянии и охране окружающей среды. 2005: 35].

Проблема лесных пожаров обострилась в мае 2006 г., когда сухая погода вкупе с пресловутым «человеческим фактором» стали причиной частых возгораний, из-за которых серьезно пострадали лесные угодья. Было выявлено 15 нарушений, составлено 7 протоколов, вынесено 7 постановлений по ст. 8.32 КоАП РФ, наложено штрафов в сумме 48000 рублей, взыскано штрафов в сумме 7 000 руб. Всего, по данным Агентства лесного хозяйства по Курской области, в лесном фонде зарегистрирован 51 случай лесных пожаров на общей площади 35,72 га, в том числе 2 лесных пожара в бывших колхозных лесах на площади 2,15 га. Ущерб от пожаров составил 521,3 тыс. рублей. В лесах, не входящих в лесной фонд, зарегистрировано 27 лесных пожаров на общей площади 28,5 га. В большинстве случаях произошли они по вине местного населения (сжигание сухой травы вблизи леса и неосторожное обращение с огнём в лесу) [Пощадите, люди, лес! 2006].

Основным принципом нового лесного законодательства 2007 г. стала децентрализация системы управления лесными ресурсами с передачей значительной части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений регионам России. Для осуществления переданных полномочий в структуре правительства Курской области был создан комитет лесного хозяйства, преимущественные комплексы подведомственных лесхозов переданы в государственную собственность области, а сами лесхозы из федеральных государственных учреждений оказались преобразованы в областные государственные учреждения. Новый Лесной кодекс потребовал разграничения государственного управления лесами, лесного надзора и контроля и ведения лесного хозяйства, то есть управленческих, надзорных и хозяйственных функций. Совмещение указанных функций в рамках одной структуры запрещалось с 2008 г. В связи с этим лесхозы до конца 2007 г. следовало реформировать. Постановлением администрации Курской области «О реорганизации областных государственных учреждений (лесхозов)» лесхозы «преобразуются в областные государственные унитарные предприятия, которые будут на конкурсной основе выполнять хозяйственные функции в области лесного хозяйства» [Для более эффективного управления. 2007].

Одновременно с преобразованием лесхозов решался вопрос по формированию лесничеств. В соответствии с постановлением «О территориальных органах комитета лесного хозяйства Курской области» в структуре комитета лесного хозяйства области создавались его территориальные органы, для осуществления на территории лесничеств функций органов управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также функций осуществления лесного надзора и контроля. Всего на территории Курской области было сформировано 13 лесничеств, границы которых совпадали с границами бывших лесхозов. Созданные органы стали главным звеном территориального управления лесами по обеспечению государственного лесного надзора и контроля, а также реализации лесохозяйственных регламентов лесничеств [Там же].

В соответствии со ст. 83 нового Лесного кодекса РФ, тушение лесных пожаров было отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Комитетом лесного хозяйства Курской области были подготовлены планы мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2007 г. и совместных межведомственных мероприятий по усилению координации в борьбе с нарушениями лесного и природоохранного законодательства. Вопросы организации, подготовки сил и средств пожаротушения были отработаны на совместных учениях лесной охраны и территориальных подразделений УВД по Курской области [Доклад о состоянии и охране окружающей среды. 2008: 52].

В лесном фонде было создано 30 мобильных групп, систематически проводилось контролирование по 100 маршрутам наземного патрулирования протяженностью около 3 000 км. В арсенале лесохозяйственных предприятий насчитывалось 5 пожарно-химических станций и первичные средства тушения лесных пожаров в 218 пунктах сосредоточения пожарного инвентаря. Большое внимание стало уделяться противопожарному обустройству лесов, созданию минерализованных полос по границам государственного лесного фонда с полями сельхозназначения методом контролируемого сжигания напочвенных горючих материалов. В 2007 г. на пожарную безопасность лесов за счет субинвестиций из федерального бюджета было выделено 1,1 млн руб., которые полностью были израсходованы на запланированные мероприятия. Для получения информации, оперативного принятия мер по ликвидации лесных пожаров при комитете лесного хозяйства и всех 13 лесхозах было установлено постоянное дежурство ответственных работников [Там же: 53].

В 2010 г. на пожарную безопасность лесов за счет субвенций из федерального бюджета было выделено 7,8 млн руб., которые израсходованы на запланированные мероприятия, в том числе на противопожарное обустройство лесов. Мониторинг пожарной обстановки был проведен на всей площади лесного фонда - 237,1 тыс. га, в том числе хвойных лесов - 28,4 тыс. га. В целях своевременного учета лесных пожаров в комитете, лесничествах, у арендаторов созданы рабочие места и организован ежедневный прием и анализ информации спутникового мониторинга лесных пожаров с использованием данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза. Начали проводиться проверки полученных данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров. Что очень важно - был организован обмен информацией с ГУ «ЦУКС МЧС России по Курской области» о лесных пожарах и о лесопожарной обстановке в целом. Пожарные формирования областных государственных унитарных предприятий «Железногорсклес», «Золотухинолес», «Рыльсклес», «Кшеньлес», «Суджалес» на основании заключенных контрактов и имеющейся сети пожарно-химических станций были приведены в состояние постоянной готовности к тушению возможных лесных пожаров на территории лесного фонда [Доклад о состоянии и охране окружающей среды. 2011: 47]

В 2011 г. была принята областная целевая программа «Охрана лесов от пожаров на территории Курской области на 2011-2015 годы», которая позволила ежегодно приобретать новую пожарную технику и оборудование на сумму 10 млн руб. Для доукомплектования пожарно-химических станций и противопожарных пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря областных государственных унитарных предприятий было закуплено 160 шт. новых ранцевых лесных огнетушителей, 11 шт. воздуходувок, 6 пожарных емкостей, спецодежда и аптечки медицинской помощи. Курским региональным общественным фондом поддержки Всероссийской политической партии «Единая Россия» были безвозмездно переданы комитету лесного

хозяйства Курской области противопожарные ранцы РП-18 и мобильный пожарный комплекс МПК-2,0 [Там же].

В апреле 2011 г. в Курске состоялся 4-й съезд лесоводов области, в работе которого участвовали 74 делегата. Засушливое лето 2010 г. показало, что новый Лесной кодекс оказался далеко не лучшим юридическим документом, регламентировавшим деятельность в этой сфере. По мнению заместителя председателя Курской областной думы Д. Гурина, отношение к лесу в Российской Федерации за последние годы резко «просело». По отзывам специалистов, кодекс, будто «специально ориентирован на пользователей, нередко озабоченных извлечением прибыли и ничем больше». «Пробелы» в нем, в частности ликвидация лесоохраны, обернулись колоссальными убытками от пожаров, в которых гибель людей - самое сложное, к «. счастью, сия горькая чаша практически не затронула Курскую область. Были зафиксированы более 100 возгораний, которые оперативно ликвидированы совместными усилиями сотрудников МЧС и местных жителей. Сгорело 48 га леса, 122 га задето низовым огнем. Администрация области пришла к выводу, что техническую оснащенность лесного хозяйства современными средствами пожаротушения необходимо усиливать, чтобы впредь не бороться с разбушевавшейся стихией, а гасить любые возгорания в зародыше» [Киряев 2011]. На 4-м съезде лесоводов состоялась презентация закупленной техники, и 5 лесхозам были вручены 5 новых пожарных машин. На 2012 г. подана заявка на приобретение 10 спецавтомобилей нового поколения, а на 2013-2014 гг. еще 20. К этому следует прибавить и другую необходимую технику: от тракторов до индивидуальных ранцев с распылителями. Словом, бороться с огнем теперь можно было во всеоружии.

Выступивший на съезде заместитель губернатора, председатель комитета по управлению имуществом Курской области В. Гнездилов отметил, что «. потеря каждого гектара леса ни с чем несоизмерима. Между тем все, что ниже 17% отметки (норма лесистости для Курской области), специалисты на своем языке называют "малолеской". От нее не ждут высоких хозяйственных или природозащитных достижений. И все-таки лесное хозяйство Курской области считается одним из лучших в отрасли. Достаточно привести такой факт: у нас еще сохранились ОГУПы, государственные предприятия, занимающиеся ведением лесного хозяйства начиная от посадок новых деревьев, создания питомников и кончяая переработкой древесины. Они, конечно, не в лучшем состоянии, требуют технической модернизации и переоснащения. Но это сделать легче и дешевле, чем начинать с нуля. В соседних регионах ОГУПы давно развалились, а кадровые специалисты перекочевали на более прибыльную работу, вернуть назад их будет непросто. Как и найти новых, если учесть кадровый голод в отрасли. Только 6% выпускников профильных вузов остается работать по специальности. Остальные предпочитают должности едва ли не курьеров в престижных фирмах. Остающиеся - это фанаты, для которых выбранная профессия не только способ регулярную зарплату, а призвание [Там же].

Комитетом лесного хозяйства Курской области в 2013 г. принимались исчерпывающие меры по выполнению ранее данных поручений Правительства РФ по обеспечению пожарной безопасности в лесах. Введены были в действие и реализованы Распоряжение губернатора Курской области от 07.02.2013 № 60-рг «О подготовке к пожароопасному сезону 2013 года на территории Курской области» и планы мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечению пожарной безопасности в лесах. Все областные государственные унитарные предприятия лесного хозяйства Курской области и САУ КО «Лесопожарный центр» приобрели лицензии на тушение лесных пожаров. Их лесопожарные формирования были технически оснащены и приведены в состояние постоянной готовности к тушению возможных лесных пожаров.

Лесной охраной проводилась широкая лесоохранная кампания через СМИ, а также интернет-СМИ в соответствии с планами пропагандистского обеспечения пожароопасного сезона, разъяснительная работа с гражданами по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесах. Выпускалась ведомственная газета комитета лесного хозяйства Курской области «Лесные новости», которая распространялась по администрациям районов, учебным заведениям, предприятиям и организациям. Проведена разъяснительная работа с гражданами по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесах. В 2013 г. было своевременно ликвидировано 9 угроз возникновения лесных пожаров, приняты меры по усилению охраны леса, обеспечению пожарной безопасности в лесах.

Усилен федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах за проведением противопожарной профилактики и соблюдением норм законодательства РФ в области охраны лесов. Государственными лесными инспекторами был усилен контроль за проведением профилактических противопожарных мероприятий и соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. В 2013 г. выявлен 31 случай нарушений правил пожарной безопасности, по которым виновные физические (26) и должностные (5) лица установлены и привлечены к административной ответственности. Сумма наложенных и взысканных административных штрафов составила 64 500 рублей. В целом работа в Курской области по недопущению и тушению лесных пожаров была направлена на взаимодействие и координацию мероприятий по предупреждению и своевременному реагированию сил и средств на возможные ЧС. вызванные природными пожарами [Доклад о состоянии и охране окружающей среды. 2014: 38].

Комитет лесного хозяйства Курской области с 25 марта 2015 г. объявил о наступлении пожароопасного сезона в лесах области. Однако по информации, предоставленной региональной диспетчерской службой лесного хозяйства Курской области, по состоянию на 31 августа на территории земель лесного фонда лесных пожаров не было зарегистрировано, а лишь ликвидировано 19 угроз их возникновения. По данным информационной системы дистанционного мониторинга «ИСДМ -Рослесхоз», на территории области было зарегистрировано 126 так называемых «термических» точек возгорания категории «лесные» [Лесопожарная ситуация по Курской области].

Подводя итог, отметим, что политика, проводимая администрацией Курской области и комитета лесного хозяйства с 1992 по 2015 г., претерпела определенную эволюцию. Зависело это от многих факторов, но самый важный - экономический, так как охрана леса от пожаров напрямую зависит от количества выделенных финансовых средств. В 1990-е гг. финансирование противопожарных мероприятий было недостаточным. Картина в лесной отрасли региона начинает улучшаться лишь с середины 2000-х гг.: приобретается техника, средства связи, осуществляются специализированные правительственные программы по охране леса от огня. По итогам работы за 2014 г. решением Рослесхоза комитет лесного хозяйства Курской области признан лучшим в России органом исполнительной власти в сфере лесовосстановления и занял 3-е место в рейтинге субъектов РФ по реализации переданных полномочий в области лесных отношений. В 2015 г. комитет лесного хозяйства также признан лучшим в Курской области органом исполнительной власти в вопросе обеспечения пожарной безопасности. В обозначенный период в полном объеме проведены противопожарные профилактические мероприятия, что, в свою очередь, дало положительные результаты: на территории лесного фонда Курской области лесных пожаров зарегистрировано не было; своевременно ликвидировано 21 угроза возникновения лесных пожаров, причинами которых в основном стали возгорания

сухой травы и мусора. В целом мероприятия по охране лесного фонда дали положительные результаты - выявляемость нарушений лесного законодательства составила 100% [Курские лесоводы «открывают двери»].

Библиографический список

Экологический информационный бюллетень. Вып. 1. Курск, 1993. 70 с.

Экологический информационный бюллетень. Вып. 3. Курск, 1995. 80 с.

Доклад о состоянии окружающей природной среды Курской области в 1997 году. Курск, 1998. 140 с.

Доклад об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей природной среды Курской области в 2001 году. Курск, 2002. 140 с.

Доклад об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей среды Курской области в 2002 году. Курск, 2003. 180 с.

Доклад об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей среды Курской области в 2003 году. Курск, 2004. 210 с.

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2004 году. Курск, 2005. 230 с.

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2007 году. Курск, 2008. 270 с.

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2010 году. Курск, 2011. 260 с.

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области в 2013 году. Курск, 2014. 280 с.

Бадаева Е. Тушить умеем. Но лучше не гореть // Городские известия. 1996. № 60. 21 мая.

Беспалов Н. Кто в Курске хозяин? // Курский вестник. 2002. № 53 (257). 16 июля. Выводцев В. Растет десятилетия, сгорает за минуты... // Курская правда. 2002. 30

июля.

Для более эффективного управления лесами // Курская правда. 2007. 19 дек. Киряев Б. Пусть лес растет без устали // Курская правда. 2011. 4 мая. Лесопожарная ситуация по Курской области [электронный ресурс]. URL: http://kurskles.reg-kursk.ru/okhrana-lesov/lesopozharnaya-situatsiya-po-kurskoy-oblasti (дата обращения: 07.05.2015 г.).

Курские лесоводы «открывают двери» [электронный ресурс]. URL: http://kurskles.reg-kursk.ru/?ELEMENT ID=284 (дата обращения: 07.05.2015 г.). Ласточкина Т. Чем дальше в лес. // Хорошие новости. 1999. 29 авг. Ошеров А. Дым без огня. и с огнем // Курская правда. 2002. 5 сент. Пожары легче упредить // Земля и дело. 2000. 6 июня. Пощадите, люди, лес! // Курская правда. 2006. 13 июля. Федоров Н. Оберегая леса от пожаров // Курская правда. 1996. 6 сент. Чем дальше в лес, тем меньше денег // Курский вестник. 2001. 12 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.