Научная статья на тему 'Лесные пожары в Российской Федерации (состояние и последствия)'

Лесные пожары в Российской Федерации (состояние и последствия) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
8194
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Воробьев Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И.

Леса планеты в последние годы стали рассматриваться как один из глобальных факторов развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности. В статье изложены значение, состояние и использование лесов организация охраны лесов от пожаров экологические аспекты устойчивого развития лесного хозяйства и изменения в системе управления лесами Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесные пожары в Российской Федерации (состояние и последствия)»

Научно-технические разработки

1 УДК 630*9

ЮЛ. Воробьев (Первый заместитель Министра МЧС России), В.А. Акимов д.т.п., Ю.И. Соколов ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СОСТОЯНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ)

Леса планеты в последние годы '■ Ч жегодно на земле возникает до 400 тысяч лесных пожаров, пов-

сталирассматриваться как гН реждающих около 0,5 % обшей площади лесов и выбрасываю-

один из глобальных факторов ■ ^тих в атмосферу миллионы тонн продуктов сгорания.

развития человечества и Согласно имеющимся опенкам ежегодно выгорает:

экологической безопасности * от 10 до 15 миллионов гектаров бореального (северного) леса

его жизнедеятельности. В или леса умеренной зоны;

статье изложены значение, • от 20 до 40 миллионов гектаров лесов зоны тропических дождей;

состояние и использование лесов; • от 500 до 1000 миллионов гектаров тропических и субтропичес-

организация охраны лесов от ких саванн, лесных площадей и редин.

пожаров; экологические аспекты Более 90 % этих выгораний вызвано человеческой деятельностью.

устойчивого развития лесного Немногие деревья способны переживать повторяющиеся еже-

хозяйства и изменения в системе годно или с интервалом в несколько лет пожары, а большинство по-

управления лесами Российской род вообще не переносит огонь. Частые пожары обычно не дают раз-

Федерации виваться лесу и приводят к распространению иных типов раститель-

ности, в частности травяной. Пожары повреждают или уничтожают ценную древесину и пагубно влияют на лесовозобновление. Лишая почву растительного покрова, они приводят к серьезному и долговременному ухудшению состояния водосборных бассейнов, снижают рекреационную и научную ценность ландшафтов. При этом погибают люди, страдают или гибнут дикие животные, сгорают жилые дома и другие постройки.

Лесные экосистемы играют очень важную роль, как на глобальном, так и на локальном уровне: как поставщики экологических услуг для всего живого в целом, и человечества в частности, так и как источник экономически ценных продуктов. Стокгольмская конференция 1972 года охарактеризовала леса как самые большие, самые сложноорганизованные и самосохраняюшиеся экосистемы из всех существующих на Земле.

Леса выполняют важнейшие биоэкологические функции: регулируют и фильтруют водные потоки, предотвращают эрозию почвы, сохраняют и повышают плодородие земли, обогащают атмосферу кислородом, влияют на формирование климата и предотвращают загрязнение воздуха.

Общая площадь Земли, покрытая лесом, составляет примерно 3866 млн. га - почти треть мировой поверхности суши. При этом 95 процентов приходится на природные леса и 5 процентов - налесные в.А. Акимов плантации. И з обшей площади лесов 17 процентов находятся вАфри-

ке, 19 процентов - в Азии и Тихоокеанском регионе, 27 процентов - в Европе, 12 процентов - в Северной Америке. 25 процентов приходится на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна.

Около 81 % лесов сконцентрировано в 15 странах, которые можно расположить в порядке убывания площади лесов следующим образом: Россия, Канада, Бразилия. США, Демократическая Республика Конго, Китай. Индонезия. Мексика, Перу, Колумбия, Боливия, Венесуэла, Индия. Австралия и Папуа - Новая Гвинея. На долю первых трех стран приходится около 49 % всех сохранившихся сомкнутых лесов.

Четыре страны мира владеют 51 % лесов планеты. 22 % из них

- российские - это 1 миллиард 200 миллионов гектаров, или почти Ю.И. Соколов две трети территории нашей Родины. Это значит, что сохранение и

воспроизводство российских лесов — не только национальная, но и общечеловеческая задача.

Несмотря на большие потери леса Российской Федерации к настоящему времени не только не утратили своей национальной значимости, но приобрели глобальное экологическое и экономическое значение. Они имеют высокие показатели биологической продуктивности, выполняют существенные средообразующие функции, оказывающие большое влияние на экологическое состояние планеты, являются крупнейшим накопителем углерода в северном полушарии Земли. Леса вмешают около 80 % общего количества углерода, накопленного в наземной растительности, и примерно 40 % углерода в почве.

Деревья - превосходный естественный воздушный фильтр и регенератор воздуха. Леса берегут и украшают Землю. Они выполняют огромную работу, чтобы поддерживать атмосферный воздух в состоянии, пригодном для нашего организма, и делают его волшебным лекарством.

Обладая максимальной среди всех видов растительности фитомассой и биологической продуктивностью, леса являются не только мощным источником органических веществ, но и важным регулятором крупномасштабных природных процессов, оказывающих глобальное воздействие на состояние биосферы, ее тепловой и гидрологический режим, плодородие почв и чистоту воздуха. Как неотъемлемый компонент биоты, контролирующей около 70 % континентального влагооборота, леса являются основным поставщиком влаги в атмосферу.

Признание глобальной экологической роли лесов и необходимости их сохранения нашло отражение в целом ряде международных конвенций и договоров (рамочная конвенция ООН «Об изменении климата»; конвенция ООН «О биологическом разнообразии», «Повестка дня XX век», «Заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов леса» и др.), а также национальных концепций и стратегий устойчивого развития.

Международным сообществом признано, что леса являются одним из главных резервуаров биологического разнообразия, стоком и резервуаром углерода, а также значительным источником возобновляемой энергии, особенно для развивающихся стран. Сохранение и устойчивое управление всеми видами лесов признается критическим фактором экономического и социального развития, зашиты окружающей среды и в целом - системы поддержания жизни на планете.

Всем странам - членам ООН рекомендовано разрабатывать координированные подходы к сохранению своих лесов и устойчивому лесному хозяйству для обеспечения устойчивого развития человечества.

В 1997г. Институг мировых ресурсов (Вашингтон, США) опубликовал доклад «Последние неосвоенные леса: экологические и экономические системы, балансирующие на грани. Каково состояние оставшихся на Земле крупных естественных лесных

экосистем?». Для этого доклада в Институте мировых ресурсов, совместно с Всемирным центром мониторинга охраны природы, Всемирным фондом охраны природы и 90 специалистами по лесу, была впервые создана карта неосвоенных лесов мира. В качестве основы для нее была взята единственная современная мировая карта лесного покрова планеты, подготовленная в 1996 г. Всемирным центром мониторинга охраны природы совместно со Всемирным фондом охраны природы (WWF) и Центром международного лесного хозяйства (CIFOR). Главным источником информации при составлении этой карты были карты лесов отдельных стран и регионов, предоставленные национальными и международными организациями.

Проведенный анализ показал, что к началу XXI века человечество уничтожило почти половину (около 3 млрд. га) лесов, некогда покрывавших Землю. Прошлое и настоящее лесов мира отражено в табл. 1.

Заметим, что в России сохранилось 26 % неосвоенных лесов мира; леса России обеспечивают ежегодное депонирование углерода в объеме 29 млрд. тонн.

Усиливающееся антропогенное воздействие на леса, загрязнение окружающей природной среды, глобальные изменения климата и химического состава атмосферы ведут к значительному сокращению и ухудшению состояния лесной растительности. В настоящее время площадь лесов на Земле составляет менее трети поверхности суши, достигнув минимального предела, при котором сше возможно устойчивое функционирование биосферы. Каждую минуту Земля теряет около 30 га лесов, а площадь тропических лесов сокращается примерно на I % в год. Человечество использует для своих нужд около 55 % годичного прироста древесины в лесах.

До недавнего времени леса оценивались в общественном сознании лишь как источник получения древесины и других биологических ресурсов. В последние годы леса планеты стали рассматриваться как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности. Многообразная роль лесов теперь признается в декларациях правительств и объединений лесопромышленников, поддерживается общественным мнением, все же в основе лесной политики многих стран продолжают доминировать интересы выгоды, связанные с эксплуатацией лесных ресурсов, а не интересы со- J хранения окружающей природной среды и зашиты биологического разнообразия.

На планете около 90 % общего запаса органического вещества сконцентрировано в лесах. Леса Рос- 1 сии, занимающие около 1/5 лесных земель мира - это 1 один из основополагающих факторов обеспечения ' устойчивого развития человечества. Можно сказать, что планета дышит легкими России.

На активно охраняемой территории лесного фон- j да России ежегодно регистрируется от 10 до 35 тыс. J лесных пожаров, охватывающих площади от 0,5 до 2,5

____1

Н ауч но-техн и чес кие разработки

Научно-технические разработки

Таблица 1

Прошлое и настоящее лесов мира

Регион Первоначально существовавшие леса, тыс. км2 Оставшиеся леса, включая неосвоенные, тыс. км2 Отавшиеся леса, % от площади первоначальных Неосвоенные леса, тыс. км2 Неосвоенные леса, % от площади первоначально существовавших Неосвоенные леса, % от площади всех оставшихся лесов мира

Африка 6799 2302 34 527 8 23

Азия 15 132 4275 28 844 6 20

Северная Америка 10 877 8483 78 3737 34 44

Центральная Америка 1779 970 55 172 10 18

Южная Америка 9736 6800 70 4439 46 65

Океания ** 1431 929 65 319 22 34

Европа 4690 1521 32 14 0,3 1

Россия 11 759 8083 69 3448 29 43

Мир в целом 62 203 33 363 54 13 501 22 40

* Регион Океании включает Австралию. Новую Зеландию. Папуа - Новую Гвинею.

млн. га. С учетом горимости лесов на неохраняемых и эпизодически охраняемых территориях северных районов Сибири и Дальнего Востока общая величина пройденной огнем площади составляет от 2,0 до 5,5 млн. га. В результате сгорания органических материалов с этих площадей ежегодно выделяется от

14,0 до 40,0 мегатонн углерода.

Таким образом, охрана лесов России, предупреждение и эффективная борьба с лесными пожарами приобретает глобальное значение. Глобальная значимость российских лесов неоднократно подчеркивалась в ключевых международных экологических документах. В том числе - в рамочной Конвенции по климатическим изменениям, а также в Киотском протоколе.

Всего в России имеются относительно благоприятные климатические условия для произрастания лесов на 60 % площади суши. Около 90 % площади земель, покрытых лесной растительностью, составляют основные лесообразуюшие породы. Остальные 10 % - это кустарники и прочие древесные породы (кедровый стланик, береза кустарниковая, каштан. | груша и т.п.)

Основные лесообразующие породы России: лиственница, сосна (включая кедр сибирский и кедр корейский), ель, пихта, береза, осина и др. Наибольшую площадь и запас в хвойном хозяйстве имеют насажде-I ния с преобладанием лиственницы, произрастающие преимущественно в районах Сибири и Дальнего Востока на площади 262,8 млн. га с запасом 22,9 млрд. м’. Древостой лиственницы составляют по площади 52 % и по запасу 40 % хвойного хозяйства. Сосновые

14

древостой занимают 116,2 млн. га (22,5 %) с запасом 14,9 млрд. м3 (25,8 %). В азиатской части России находится 65 % площади сосняков. Еловые и пихтовые насаждения занимают 90,8 млн. га (17,8 %) с запасом 12.3 млрд. м5 (21,3 %) (свыше 52 % находится в европейско-уральской части страны).

Площадь кедровых лесов, произрастающих в основном в Сибири и на Дальнем Востоке, - 39,5 млн. га (7,8 %) с запасом 7,6 млрд. м' (13,1 %). В твердолиственном хозяйстве 48 % площади занимает береза каменная, произрастающая на Дальнем Востоке. Наиболее ценные породы этого хозяйства - дуб высокоствольный и бук, занимающие 4,3 млн. та, то есть 25 %. В мягколиственном хозяйстве 94,8 млн. га (77,6 %) с запасом 9,5 млрд. м! (70,6 %) занимают березняки и 20,1 млн. га (16,4 %) с запасом 3 млрд. м3 (22,3 %) - осинники.

Наибольшая часть лесных ресурсов (67,4 %) расположена на севере европейской части России, на наименее производительных землях. Средний запас древесины в Северном районе оценивается от 40 м’/га в Мурманской области до 131 м’/га в Вологодской, среднегодовой прирост соответственно от 0.4 до

2,0 м’/га/год (на эти районы приходится основной объем (72 %) лесозаготовок).

Всего в России 67 % лесных земель соответствует условиям произрастания хвойных лесов и 17 % заняты хвойными редкостойными лесами. К зонам тайги и тундры относится 78 % территории России, для 80 % площади лесных земель характерны бо-реальные условия произрастания лесов, при этом здесь сосредоточено 87 % всех лесопокрытых земель

страны. Состояние природы этих регионов еще более усугубляется в связи с чрезвычайной хрупкостью энергетического равновесия ландшафтов.

Максимальные проценты лесопокрытой площади в России отмечаются в Иркутской области и Приморском крае, несколько ниже они на юге Хабаровского края, юге Якутии, в приенисейской части Красноярского края и в Республике Коми, Вологодской, Костромской и Пермской областях. Однако лесистость совпадает с высокими запасами древесины лишь в Приморском крае и, в меньшей степени, на юге Красноярского края. В других регионах, где произрастают наиболее продуктивные леса (на Кавказе, Алтае, Европейском центре), лесистость заметно снижена, причем в значительной степени из-за деятельности человека. Наиболее бедны лесами области юга Европейской России - Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская, Ставропольский край и республика Калмыкия, а также равнинные тундровые районы.

От общей площади лесов 21,8% находится в Европейской части, из которых 11,3 % приходится на северную ее половину, многолесную, а 9/10 площади лесов страны расположено в многолесных регионах Европейского Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока с редкой и убывающей в восточном направлении плотностью населения и транспортной инфраструктурой. 68,5 % населения проживает в районах Урала, Центра и Юга Европейской части России, на которые приходится 1/10 часть площади лесов страны, но не менее 2/3 от объема потребления основных видов лесопродукции по всей стране.

Основную угрозу лесам Российской Федерации и экологической обстановке в ряде регионов страны представляют пожары. Пожары - главный природный фактор гибели лесов России. Лесные пожары стали называть истинным хозяином русского леса. Основная причина возникновения пожаров давно и хорошо известна: она связана с действиями людей (80 - 90 % всех пожаров), или в терминологии статистики - с факторами антропогенного происхождения. При этом почти 80 % возгораний происходит по вине местного населения. Это многократно подтверждают данные по относительной горимости лесов в пересчете на 1 млн. га. Наибольшее число пожаров на 1 млн. га приходится на территории с высокой плотностью населения и развитой дорожной сетью (Волго-Вятский, Центрально-Черноземный).

Крупные по площади лесные пожары в центральных экономических районах наблюдаются особенно в засушливые годы. Напротив, в слабо освоенных районах Сибири и Дальнего Востока отмечаются низкие показатели относительной горимости - по числу пожаров на 1 млн. га и высокие - по площади, пройденной огнем. На эти районы приходится большая часть крупных лесных пожаров с наибольшей выгоревшей площадью, о чем свидетельствуют данные многолетних наблюдений. Даже в годы с обычной метеообстановкой лесные пожары нередко выходят здесь из-под контроля вследствие несвоевременного обнаружения или невозможности оперативно доста-

вить к месту пожара средства их тушения.

Как показали исследования ученых, ожидаемое потепление климата в условиях борсальных лесов приведет к резкому возрастанию числа пожаров. В связи с угрозой потепления климата из-за выбросов углерода в атмосферу Земли, проблема лесных пожаров вышла за рамки узкой проблемы лесного хозяйства и стала частью глобальной экологической проблемы.

Переход России к модели устойчивого развития экономики без ущерба для природных экосистем означает в области лесного хозяйства переход к экосис-темному управлению лесами. Этот переход требует прежде всего последовательной оптимизации затрат на работы по сохранению и воспроизводству лесов. Задача осложнена условиями ограниченного бюджетного финансирования, низкой потенциальной доходностью лесов и огромными размерами территории лесного фонда России. В соответствии с принятой IV Всероссийским съездом лесничих России Концепцией устойчивого управления лесами Российской Федерации требуется разработка региональных стратегий управления лесами для того, чтобы в полной мере учесть экосистемные аспекты лесоуправления.

Леса России являются составной частью ее национального богатства и важным ресурсом для обеспечения экологической и экономической безопасности страны.

Экологический аспект устойчивого развития лесного хозяйства предполагает сохранение окружающей среды, биологического разнообразия лесных экосистем, рациональное использование природных ресурсов, охрану атмосферы, земель, недр, лесов, вод, борьбу с опустыниванием, экологически безопасное использование биотехнологий и др.

В социальном плане предопределяется необходимость усиления роли лесов и использования лесных ресурсов с целью всемерного удовлетворения потребностей населения страны в лесной продукции всех видов и назначений (включая невесомые полезности лесной среды), что будет сказываться на повышении жизненного уровня, а также улучшение условий труда и жизни работников лесной сферы. В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Человек издавна использовал лес, как источник пропитания (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд); в лесу добывалась пушнина; древесина была традиционным источником энергии (дрова) и строительным материалом.

Культурный аспект лесной политики и его совершенствование необходимо рассматривать в комплексе. Это, прежде всего, эстетическая составляющая культурного аспекта, заключающаяся в сохранении исторически сложившихся неповторимых лесных ландшафтов; совершенствование действующих и развитие новых особо ценных природно-ландшафтных территорий (заповедников, национальных и природных парков, заказников, курортных зон и др.); зеленых зон городов и их лесопарковых частей; охотничьих хозяйств спортивного направления; развитие

Научно-технические разработки

5

•—

о

ю

л

п.

св

О.

0 5

О

т

5

X

X

1>

(-

1

о

X

се

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологического туризма, культурных и научных связей на уровне регионов и межгосударственного сотрудничества.

Экономический аспект ведения лесного хозяйства предполагает соблюдение баланса экономических интересов основных субъектов лесных отношений: государства - собственника лесов, лесопользователей, органов управления лесами всех уровней и населения.

Необходимо сказать, что успех борьбы с лесными пожарами напрямую зависит как от эффективности управления лесным хозяйством, так и от эффективности использования самого лесного сектора в экономическом плане. Чем больше доходов даст лесной сектор, тем больше средств можно вложить в охрану лесов и тем успешнее будет борьба с лесными пожарами.

Однако в экономическом плане лесной сектор нашей страны крайне неэффективен. Экспорт (в основном за счет поставок необработанной древесины и полуфабрикатов) составил в 2005 году

8,5 млрд. долларов США. При этом доля России в мировой лесной торговле остается низкой

- около 3,0 %. За счет эффективной структуры лесопромышленного производства развитые страны имеют значительно более высокую экспортную выручку: Канада - 24,3 млрд.; Германия

- 10,5 млрд.; Финляндия - 10,1 млрд.; Швеция

- 9,1 млрд. долл. США.

Наши соседи, имея в 30-40 раз лесов меньше, чем Россия, при уровне лесозаготовок в 2 раза ниже российского, тем не менее, экспортируют лесной продукции больше. Правда и шведы и финны экспортируют круглый лес (в основном из России) и это несколько влияет на эту картину, но принципиально ее не меняет.

Русский лес всегда был одним из лучших в мире: четверть мировых запасов и ценный видовой состав (более половины мировых запасов хвойных пород, древесина которых ценится выше остальных). Однако большая часть всей расчетной лесосеки, то есть то, что по науке может вырубаться без ущерба для природы и экономики, используется крайне слабо, так как находится вдали от дорог и населенных пунктов. Россия является крупнейшим в мире продавцом необработанного древесного сырья, но сырья низкокачественного, что отражается на его стоимости. В этом плане Российская Федерация демонстрируют динамику, прямо противоположную общемировым тенденциям.

Согласно действующему Лесному кодексу Российской федерации все леса России подлежат охране. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются: предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Организация разработки и выполнения мероприятий по охране лесов обеспечивается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными орга-

нами. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах возложено на лесхозы и государственную лесную охрану.

Все леса Российской Федерации находятся в государственной или (небольшая часть) в муниципальной собственности. Точнее - в государственной или муниципальной собственности находится все то, что официально относится к лесам в соответствии с материалами лесоустройства и землеустройства (например, леса, находящиеся в пределах частных дачных владений, просто не числятся лесами в официальной статистике - они выведены из состава лесного фонда).

Система управления лесами в Российской Федерации (с 1 января 2005 г.) отражена на рис. 1.

С первого января 2005 г. в систему управления лесами Российской Федерации были внесены существенные изменения в соответствии с Федеральным законом № 199-ФЗ. Прежде всего, эти изменения затронули леса, ранее находившиеся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия - эти леса были отданы в распоряжение администрациям субъектов Российской Федерации. Кроме того, право проводить лесные конкурсы на территории лесов, находящихся в федеральном ведении (с целью предоставления участков лесного фонда в аренду) было отобрано у администраций субъектов федерации; теперь это право закреплено за федеральными органами лесного хозяйства.

Таким образом, залеса России отвечают в основном пять разных ведомств. Крупнейшим распорядителем лесов является Министерство природных ресурсов. На его долю приходится 95,8 % обшей площади лесов России. Большей частью своих лесов оно управляет через Федеральное агентство лесного хозяйства (на леса, закрепленные за этим агентством, приходится 94,2 % общей площади лесов России). Федеральному агентству подчиняются, в свою очередь, региональные агентства лесного хозяйства. Непосредственное управление лесным хозяйством на местах осуществляют лесхозы - лесные администрации, отвечающие залеса административного района или сопоставимой с ним территории (иногда части района, иногда нескольких районов сразу). Каждый лесхоз является самостоятельной организацией - юридическим лицом. Лесхоз, в свою очередь, делится на лесничества - подразделения, отвечающие за часть лесов лесхоза, и возглавляемые специалистом по лесному хозяйству - лесничим. Лесничества делятся на обходы - участки леса, закрепленные за конкретными работниками лесной охраны - лесниками-обходчиками.

Вторым крупным распорядителем являются администрации субъектов Российской Федерации (регионов), получившие в свое управление леса, ранее находившиеся в ведении сельхозформирований (т.е. находившиеся под управлением Министерства сельского хозяйства, так называемые сельские леса). На такие леса приходится 3,6 % лесов России. Пока не до конца ясно, все ли такие леса переданы в

управление регионам, или имеются отдельные исключения. В частности, не вполне ясна ситуация с государственными лесоохотничьими хозяйствами и некоторыми другими учреждениями Минсель-хоза. Вероятно, в ближайшем будущем эта ситуация прояснится.

В структуре Минсельхоза за управление лесами на местном уровне отвечали лесхозы и так называемые «Государственные лесоохотничьи хозяйства» (ГЛОХ) - и те, и другие по своим функциям и структуре были аналогичны лесхозам Министерства природных ресурсов. Вероятно, что эти структуры будут сохранены и после передачи лесов Минсельхоза в ведение субъектов федерации.

Небольшое количество лесов - 0,4 % - находится в ведении Министерства обороны. В его структуре также имеются лесхозы, в общем устроенные так же, как и лесхозы Федерального агентства лесного хозяйства.

И совсем малые количества лесов - по 0,1 % - находятся в ведении Министерства образования (это в основном учебно-опытные лесхозы) и администраций городов (так называемые «городские леса», то есть леса, находящиеся в муниципальной собственности).

За тем, как различные ведомства управляют закрепленными за ними лесами, наблюдает Федеральная служба надзора в сфере природопользования (Росприроднадзор). Она должна обеспечивать государственный надзор за соблюдением лесного и прочего законодательства - быть «государевым оком» в лесу. Одной из функций Росприроднадзора является контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. В соответствие с Положением о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 150 в ведение Росприроднадзора передана государствен-

Администрации субъектов Российской Федерации (отвечают за 3.6% лесов России)

Отдел особо охраняемых ►иродных территорий (отвечает за 1.6% лесов России)

Плани- Л роаание

Плани-

рование

Федеральное агентство по лесному хозяйству (отвечает за 94.2% лесов России)

п

Квартирно-эксплуатационное управление военного* округа

Министерство природных ресурсов

Министерство образования (отвечает за 0,1% лесов)

Администрации городов (отвечают за 0.1% лесов)

Лесозаго7о«ительмь*е

предприятия

--------------•»> Структуры управления

■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■» Основные потоки древесины

..... ► Второстепенные потоки древесины

Органы управления Органы надзора

] Органы учета и планирования | Предприятия песной промышленности

Рис. 1. Система управления лесами в Российской Федерации

Научно-технические разработки

s

2

н

о

ю

св

о.

го

се

о.

о

S

2

и

D

ГГ

X

X

X

и

О

X

се

X

ная лесная охрана.

В настоящее время служба отвечает также за заповедники и национальные парки (на долю которых приходится 1,6 % от обшей площади лесов России).

Учет лесов и планирование хозяйственной деятельности осуществляют (во всех, вне зависимости от ведомственной принадлежности) лесоустроительные предприятия и их филиалы - лесоустроительные экспедиции, входящие в систему Федерального агентства лесного хозяйства. В России 28 предприятий и экспедиций, они более или менее равномерно распределены по всей территории страны, где ведется сколько-нибудь интенсивное лесное хозяйство.

Федеральное и региональные агентства лесного хозяйства и администрации регионов распоряжаются лесными ресурсами, находящимися в их ведении, и могут предоставлять их (на основании конкурса или без такового) различным предприятиям лесозаготовительной промышленности.

Прочие ведомства (Федеральная служба надзора в сфере природопользования, подразделения Министерства обороны, Министерства образования, администрации городов), в чьем ведении находятся леса, также могут распоряжаться этими лесами и в определенных случаях предоставлять их в рубку сторонним лесозаготовителям.

В соответствии со статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации, государственная лесная охрана Российской Федерации создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (далее именуется - федеральный орган управления лесным хозяйством) - Минприроды России и состоит из должностных лиц территориальных органов управления лесным хозяйством.

В настоящее время охрана лесов от пожаров осуществляется силами и средствами наземной и авиационной охраны, находящихся в ведении Рослесхоза.

Из общей активно охраняемой площади в 760 млн. га обслуживаемая авиацией территория охватывает около 725 млн. га лесов и около 110 млн. га оленьих пастбищ.

При этом около 550 млн. га лесов, расположенных в таежной зоне с редкой сетью дорог, отнесены к районам преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения, а остальные 175 млн. га - к районам преимущественного применения наземных сил и средств пожаротушения с авиапатрулированием.

Авиационная охрана лесов играла основную роль в обнаружении и тушении лесных пожаров в течение нескольких десятилетий. Авиацией обнаруживалось до 70 % всех пожаров, возникающих на всей обслуживаемой ею территории лесного фонда и до 95 % пожаров в районах преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения. С применением авиации ликвидировалось до 45 % пожаров, возникающих на всей обслуживаемой авиацией территории, и до 95 % пожаров в районах

преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения.

Резкое снижение ассигнований, выделяемых на охрану лесов в последние годы, привело к существенному ослаблению лесопожарных служб. В наибольшей степени это отразилось на авиационной охране лесов, финансируемой из средств федерального бюджета. Численность парашютистов и десантников-пожарных за последние 10 лет снизилась в 2 раза, количество арендуемых воздушных судов

- в 1,5 раза, кратность авиапатрулирования и налет часов - более чем в 3 раза.

Службы авиационной и наземной охраны лесов в России, как они сами признают, успешно справляются с огнем в условиях низкой и средней гори-мости лесов, но периодически терпят провалы в условиях высокой и чрезвычайной горимости.

Служба наземной лесной охраны в силу слабой оснащенности средствами пожаротушения, связи и транспорта оказалась недостаточно подготовленной к возросшим объемам работ по борьбе с огнем в многолесных районах страны. Следствием этого явилось существенно возросшее число выходящих из-под контроля лесных пожаров, принимающих характер стихийного бедствия.

Наземная охрана лесов наибольшее развитие получила в регионах страны с развитой инфраструк турой. Она осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек. К районам наземной охраны отнесено около 210 млн. га, в том числе к районам наземной охраны без авиапатрулирования лесов - 35 млн. га.

Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными подразделениями владельцев лесного фонда (лесхозов, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих ведение лесного хозяйства) и организуются с целью своевременной ликвидации лесных пожаров.

Следует отметить, что с 2007 года предстоит вести лесное хозяйство в принципиально новых условиях. Пройдет децентрализация лесоуправления, самая масштабная за все годы существования российского лесного хозяйства.

Это решение отражает желание и готовность регионов самостоятельно управлять своими лесными ресурсами.

Новые условия частично уже были заданы в Федеральном законе № 199-ФЗ. Они закреплены в проекте Закона о федеральном бюджете и развиты в новой редакции Лесного кодекса. Администрации лесосырьевых регионов, получают самые широкие полномочия в сфере использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Вместе с правами и полномочиями администрациям регионов предстоит принять от Рослесхоза 1759 лесхозов, в составе которых находится более

7.5 тысяч лесничеств, а также порядка сотни других государственных предприятий и учреждений. Численность персонала в передаваемых организациях — около 190 тысяч человек, а балансовая стоимость основных фондов — около 35 млрд. рублей.

Как это отразится на организации борьбы с лесными пожарами покажет надвигающийся пожароопасный сезон 2007 года.

В основе подхода к защите лесов от пожаров — дистанционный мониторинг, поданным которого планируются и проводятся необходимые противопожарные мероприятия. Объемы дистанционного пожарного мониторинга составляют 560 млн. га. Его проведение и развитие остается в ведении федерального центра.

В соответствии с международным опытом введено разделение лесов на зоны наземной охраны, авиационной охраны, а также космического мониторинга первого и второго уровней.

Несмотря на все проведенные и планируемые мероприятия леса продолжают гореть.

Динамика лесных пожаров России за 1992 - 2006 гг. отражена в табл. 2.

Лесные пожары принято подразделять на низовые, верховые и подземные (торфяные, почвенные). В свою очередь, низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми.

Подземные (торфяные) пожары возникают на хорошо просохших участках с торфяными почвами. Пожар по слою торфа распространяется медленно - до нескольких метров в сутки. Торф и лесная подстилка

Динамика лесных пожаров России за 1992 — 2006 гг.

Год Показатели

Число лесных пожаров, тыс. Лесная площадь пройденная пожарами, млн. га

1992 25,8 0.691

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1993 18,4 0,748

1994 20,3 0,536

1995 26.0 0,360

1996 32,0 1,853

1997 31,3 0,727

1998 24,9 3,1

1999 31,0 0,960

2000 18.0 2,0

2001 20.9 0,868

2002 38,0 1,2

2003 25 561 2,005

2004 21 980 0,442

2005 15714 0,679

2006 на 18 окт 25 125 1,172

сгорают на всю глубину сухого слоя или до минеральной (земляной)почвы.

К крупным лесным пожарам относят пожары плошадью более 200 га в Азиатской части России и более 25 га - в Европейской части России. Крупные пожары чаще всего бывают смешанными - низовыми и верховыми одновременно.

Лесные пожары уничтожают не только лесной фонд, они часто становятся причиной гибели целых населенных пунктов.

Лесные пожары в 1998 году на Сахалине полностью уничтожили поселок Горки вТымовском районе. Огнем было уничтожено 136 жилых домов, без крова осталось 236 семей (683 человека, из них 245 детей). В этом пожаре погибло три человека и один пропал без вести.

В мае 2004 года в Кетовском районе Курганской области сгорел поселок Чашинский (362 строения, из них 270 жилых домов).

На сегодняшний день в стране порядка 30 тысяч населенных пунктов потенциально подвержено угрозе лесных пожаров, в этих населенных пунктах к тому же отсутствует добровольная пожарная охрана и связь.

Основной причиной возникновения пожаров является человек (рис.2). Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, атакжевдольавтомобиль-ных и железных дорог, по берегам судоходных рек. В радиусе 5 км от жилой зоны возникает до 70 % пожаров. Один из журналистов, пишущих на лесные темы, метко заметил: «У российского леса много врагов. И первый среди них — человек. У российского леса много друзей. И первый среди них — человек». Вот такая человеческая двойственность по отношению к своему лесу.

Одной из основных причин возгораний являются травяные пожары, или сельхозпалы. Кроме того, сами сельхозпалы являются бедствием для луговых и полевых экосистем, так как ведут к гибели насекомых, деградации почв. Наносится ущерб популяциям гнездящихся на земле птиц, поскольку палы наиболее интенсивны весной, в период гнездования.

Возникновению лесных пожаров во многом способствуют засухи. Явление засухи можно рассматривать как комплекс атмосферных процессов, когда осадки в течение 21 дня или более составляют 30 % от среднемесячной нормы для данного района.

Очень опасны для леса так называемые «сухие грозы», когда раз-

Таблица 2

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ряды атмосферного электричества между облаками и землей не сопровождаются выпадением дождя. Очень часто эти явления наблюдаются в Сибири, становясь виновниками возникновения лесных пожаров.

Пожары ежегодно наносят ущерб лесному хозяйству России в размере I -5 млрд. рублей, обесценивая при этом иногда свыше 200 млн. кубометров древесины.

Торфяные пожары - разновидность ландшафтных пожаров, возникающих спонтанно (за счет самовозгорания или при лесном пожаре) или по антропогенным причинам на болоте, имеющем осушенный слой торфа. Скорость подземного пожара может достигать до нескольких сот метров в сутки (обычно: метры — десятки метров в сутки). В отличие от лесных пожаров на пересохших или искусственно осушенных болотах возникновение торфяного пожара возможно по причине самовозгорания при перегреве поверхности. Кроме того, их отличительной чертой является длительность горения, которое может продолжаться месяцы и даже годы.

Для чего нужны болота и сколько они стоят?

Пос. Чашинскии Курганская область, сгоревший от лесного пожара в мае 2004 г.

Если исходить из традиционных подходов, гораздо полезнее осушить болота под сельхозугодья, построить дачные поселки, дороги, использовать торф для топлива и удобрений. Что и делалось у нас весьма старательно. А то, что они играли важнейшую водорегулирующую роль, аккумулировали воду, очищали ее, поддерживали водный баланс на огромных пространствах, — это не учитывалось и экономикой не измерялось.

В результате многие болота утеряны, общий уровень воды значительно снизился. И сразу возникают пожары. Во сколько они обошлись? Огромные затраты на тушение торфа, гибель имущества в деревнях, гигантские массивы сгоревшего леса, рост заболеваемости (рост расходов на лекарства, медпомощь), плохие перспективы для беременных женщин и детей, недопроизводство из-за снижения производительности труда. Экономические убытки колоссальны. «Бесплатные» болота, оказывается, играли важнейшую стабилизирующую роль в природе и предотвращали вполне зримые экономические потери. Пришла пора необходимости

осознания, что «бесплатная» природа оказывается очень дорогой для человека. Если климат на планете меняется, то засушливое лето для Подмосковья станет рядовым явлением. Вывод очевиден: болота надо сохранять, где возможно, и восстанавливать - дешевле обойдется.

Неэффективная борьба с торфяными пожарами привела к идее превентивного пожаротушения. Затопление болот пока считается единственным методом предупреждения пожаров.

Лесные пожары яапяются одним из наиболее частых явлений, сопровождающихся большим выбросом в атмосферу сажи, копоти и двуокиси углерода (от 3 до 150 миллионов тонн в год). Причем с периодичностью в 6 — 7 лет наблюдается их резкое возрастание. В последнее десятилетие в связи с резким ухудшением экологической обстановки проблема тушения лесных пожаров приобрела особую остроту. Только с одного гектара горящего леса, по самым грубым подсчетам, в атмосферу выбрасывается от 80 до 100 тонн дымовых частиц и 10 - 12 тонн смеси таких газов, как оксид углерода, окислы серы и азота, причем дым лесных пожаров более чем на 50 % состоит из капель смолы и водяных паров, на 25 % - из газообразных веществ и сажи, на 20 % — из золы. Оксид углерода, попадая в организм человека, легко соединяется с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, что резко нарушает тканевое дыхание.

Лесные пожары на территориях, загрязненных радионуклидами, несут еще и другие опасности. Пожар в таких зонах становится причиной миграции радионуклидов. В результате чего не только население данного района, но и других, более отдаленных территорий, подвергается дополнительному облучению. Оседая вместе с пылью, радиоактивные частицы задерживаются, скапливаются на огромной поверхности деревьев, кустарника, мягкой лесной подстилке. Отмечено, что после аварии на Чернобыльской атомной электростанции концентрация радиоактивных веществ в лесах была в 7 — 10 раз выше чем на лугах и болотах. Хвойные леса задерживают радионуклиды в 2 - 3 раза больше, чем лиственные. Во время лесного пожара радиоактивные частицы переходят в аэрозольное состояние и поднимаются вверх. Пожар ифает роль своеобразного насоса: перекачивает, поднимает эти частицы вместе с нагретыми массами воздуха и другими продуктами сгорания в верхние слои атмосферы высоко, до 6 - 12 километров, и переносит на достаточно большие расстояния.

Проблема борьбы с лесными пожарами - проблема сложная, многогранная и как никогда актуапьная. Решение ее требует привлечения и взаимодействия специалистов в различных областях — экологов, лесников, экономистов, пожарных, экообразоватслей, специалистов по сохранению биоразнообразия и охране здоровья человека и т.д. К сожалению, государственные структуры пока не в силах справиться с ситуацией, возникающей ежегодно в пожароопасный период.

25 апреля 2006 года в МЧС России под председательством первого заместителя министра Юрия

По вине других организацийг\^^

о невыясненным причинам

От сельхозпалов

От грозовых разрядов

Рис. 2. Причины возникновения пожаров

Воробьева прошло межведомственное совещание, на котором был рассмотрен вопрос готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к созданию и управлению ресурсами, необходимыми для предотвращения и сокращения последствий лесных и торфяных пожаров на территории Российской Федерации в 2006 году. В соответствии с решением межведомственного совещания:

• МЧС России организует государственный пожарный надзор и тушение пожаров на объектах и в населенных пунктах; обеспечивает контроль за подготовкой и проведением мероприятий по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами; обеспечивает учет, координацию деятельности, проверку готовности сил и средств постоянной готовности к ликвидации лесных и торфяных пожаров, а также информирование населения о предпринимаемых действиях по ликвидации пожаров и мерах пожарной безопасности в пожароопасный сезон;

• МВД России, при необходимости, будет обеспечивать запрет на проникновение граждан и въезд транспортных средств в леса в период высокой пожарной опасности; правовой режим и правопорядок в зоне чрезвычайной ситуации;

• Росприроднадзор обеспечивает готовность своих сил и средств к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами;

• Рослесхоз определяет нормы средств пожаротушения, которые обязаны иметь граждане и юридические лица в местах проведения работ на терри-

тории лесного фонда, культурно-массовых и других мероприятий; утверждает нормативные затраты на ведение лесного хозяйства и тушение лесных пожаров; осуществляет мероприятия по охране и защите лесов и борьбе с лесными пожарами;

• в сферу ответственности Росгидромета входят составление подробных прогнозов погоды на пожароопасный период, а также постоянный мониторинг состояния окружающей среды на территории Российской Федерации;

• ОАО «РЖД» обеспечивает при необходимости перевозку сил и средств, задействованных в ликвидации последствий природных пожаров.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с решением межведомственного совещания должны организовывать разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике природных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; обеспечивать готовность организаций, на которые возложена охрана и зашита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону.

Органы государственной власти субъектов РФ будут также отвечать за создание резервов горючесмазочных материалов и иных материальных ресурсов на пожароопасный сезон; организацию [ тушения природных пожаров на территории субъекта РФ; оказывать содействие организациям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, которые используются для авиационной охраны лесов; организовывать противопожарную пропаганду и регулярное освещение в СМИ проблемы сбережения лесов.

Н ауч но-техн ичес кие разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.