Научная статья на тему 'Новые подходы к проблеме оперативного обнаружения лесных и торфяных пожаров. Организация локального мониторинга экологической обстановки в регионах'

Новые подходы к проблеме оперативного обнаружения лесных и торфяных пожаров. Организация локального мониторинга экологической обстановки в регионах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
478
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Паньшин И. В.

В настоящей статье в основном рассматриваются вопросы, связанные с организацией оперативного регионального мониторинга окружающей среды с целью своевременного обнаружения и тушения лесных пожаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к проблеме оперативного обнаружения лесных и торфяных пожаров. Организация локального мониторинга экологической обстановки в регионах»

Научно-технические разработки

УДК 930*6

И.В. Папьшин к.т.н. (ГУ МЧС Россиии по Нижегородской области)

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЕГИОНАХ

В настоящей статье в основном рассматриваются вопросы, связанные с организацией оперативного регионального мониторинга окружающей среды с целью своевременного обнаружения и тушения лесных пожаров

И. В. Паш,шин

Для страны, располагающей огромными площадями, занятыми лесами, являющимися ценнейшим национальным достоянием, одной из важнейшей задач является сбережение этого богатства, льное его использование в интересах сегодняшнего и будущих поколений. К числу дестабилизирующих факторов, наряду с бессистемной и криминальной вырубкой лесов и небрежным отношением к проблемам соблюдения экологических норм в лесных массивах, относятся факторы несоблюдения и нарушения правил пожарной безопасности. Работы по лесосбережен и ю, за счет оперативного обнаружения очагов лесных пожаров (ЛП) и эффективной борьбы с ними, являются важнейшими составляющими постоянной общенациональной задачей, актуальность и важность которой со временем не уменьшается.

Общая площадь территории Нижегородской области составляет 76.7 тыс. кв. км (7670 тыс. га). Площадь лесов Нижегородской области составляет 3,8 млн. га, в том числе лесов гослесфопда — 3,1 млн. га. Около половины территории области, в основном северная ее часть, покрыта смешанными лесами с преобладанием хвойных порол. Почвы делятся на три подзоны: на севере - подзолистая, серая лесная почва - 14 960 кв. км; на юге - дерново-подзолистая — 50 ООО кв. км и черноземная — 5000 кв. км. Климат на территории области умеренно-континентальный, с холодной продолжительной зимой и теплым, сравнительно коротким, летом.

Средняя годовая температура +17 °С, средняя температура зимы

- 11 °С, средняя температура лета +30 “С. Среднегодовая норма осадков - 600 мм в западных районах и 550 мм в восточных. В летние месяцы (май - сентябрь) характерны длительные периоды относительно сухой погоды, когда количество выпавших осадков за сутки меньше 3 мм. Такие условия, наряду с характерной для лета температурой, способствуют быстрому нарастанию пожароопасности и она достигает 4 класса и выше. Продолжительность пожароопасного периода 155-170 дней.

Ежегодно в лесах возникает до 1000 лесных пожаров, повреждающих около 2000 га разновозрастного леса. Это связано с наличием больших площадей сухих боров хвойных насаждений и торфяных месторождений. В составе лесов хвойных насаждений 51 %, из которых 70 % составляют хвойные молодняки.

В 2002 году в результате продолжительной сухой жаркой погоды и устойчивых ветров в лесах Нижегородской области сложилась чрезвычайная пожарная обстановка, которая сохранялась непрерывно в течение 55 дней. Наиболее сложными в пожарном отношении были периоды с 1 по 18 мая и с 5 июля по 10 августа. Первое возгорание было зафиксировано 12.04.2002 г. в Городецком районе. И уже 6 мая в лесах области было зафиксировано 230 пожаров на плошали 45 га. Всего за пожароопасный сезон 2002 года возникло 2667 случаев лесных пожаров, на плошали более 8892 га. Общий ущерб составил - 129 850 тыс. руб. Анализ многолетних наблюдений и ранжирование территории по рискам лесопожарной опасности для населения показывает, что опасными районами, в которых можно предположить наиболее напряженный пожароопасный сезон являются: Балахнинский, Выксунский, Борский, Володарский, Куле-бакский, Навашинский (табл. I).

Всего в зоне высокой пожарной опасности в области могут оказаться:

Таблица 1

Ранжирование лесхозов по рискам лесопожарной опасности

№ п\п Лесхозы Кол-во пожаров с 1981-2006 гг.

1 Дзержинский 3752

2 Балахнинский 1689

3 Выксунский 892

4 Кулебакский 776

5 Навашинский 731

6 Борский 523

7 Затонский 314

8 Вознесенский 255

31 район, 199 населенных пунктов, 33 436 жилых домов, 142 515 человек, 31 объект экономики, 6 нефтегазопроводов: нефтепровод Рязань — Нижний Новгород (лесной массив в районе с. Дубовка), газопровод высокого давления Саратов - Горький (диаметр 820 мм, расположен с восточной стороны полигона бытовых отходов), газопровод Горький

- Центр (5 км в лесном массиве около г. Ворсма), нефтепровод Сургут — Полоцк (15 км в лесном массиве Тумботинского лесничества); нефтепровод Горький — Ярославль (3 км в лесном массиве Степаньковского лесничества), продуктопровод Горький — Новки (в лесном массиве межлесхоза 5 км), газопровод «Ямбург — Тула» на расстоянии 740 м от д. Николаевка) и потенциально опасные объекты (ОАО «Полимсртех», станция водоподготовки, Комбинат «Монтаж», товарно-сырьевая база Завода окиси этилена и гликолей ОАО «Сибур-Нефтехим», НПС «Макарьево», НПС ГРНУ «Степаньково», склад химикатов, склад «Волговзрывпром»).

По статистике, в 76-92 % случаях причиной возникновения лесного пожара является антропогенный фактор (человек), в 8-24 % случаях причиной являются сухие грозы. Количество антропогенных источников пожаров повышается с начала «дачного сезона», и в период сбора грибов и ягод, которые можно предупредить ограничением посещения лесов на время вероятно-высокой пожарной опасности.

С 1981—2006 гг. на территории Нижегородской области было зарегистрировано 16 840 пожаров, в результате чего было уничтожено огнем 38 888 га лесных массивов.

Число пожаров определяется сочетанием неблагоприятных внешних условий (засушливое лето) и повышенной техногенной нагрузкой (как основной фактор). В качестве рекомендации можно предложить введение дифференцированного ограничения на посещение лесных массивов на территории Нижегородской области, не дожидаясь возникновения неблагоприятных метеоусловий, в первую очередь, закрывая для посещения первые

по списку 6 лесхозов (табл. 1).

Мероприятия в пожароопасный период ГУ МЧС России по Нижегородской области.

В целях снижения риска возникновения и повышения эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по своевременной ликвидации возникающих природных пожаров в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области организованы автоматизированные рабочие места по мониторингу и прогнозированию пожароопасной обстановки. В режиме повседневной деятельности сбор информации о состоянии пожароопасной обстановки на территории Нижегородской области осуществляется по действующим каналам связи Главного управления по природным ресурсам, ВВУГМС, ННГАСУ и Приволжской региональной лаборатории ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.

Предоставляемую информацию о пожароопасности лесов, сведения о фактической и ожидаемой погоде, данные о показателе и классе горимости, консультации, оперативные доклады и аналитические справки, карты пожароопасности планируется оперативно передавать по локальным сетям в аналитические группы Центра мониторинга и ЕСС. На се основе для визуализации прогнозируемых классов пожарной опасности в 2006 году разработано специализированное программное обеспечение, позволяющее оперативно и наглядно представлять прогностическую информацию и осуществлять ранжирование территорий лесхозов области по степени пожарной опасности. Дополнительно сбор информации осуществляется по территориальным органам МЧС России категорированных городов, администраций сельских районов и дежурных смен спасательных станций, ACO области и категорированных городов, от органов внутренних дел, медицинской службы и непосредственно от населения.

Полученная информация обобщается дежурной сменой ЕСС и ЦУКС Главного управления для принятия решения на проведение аварийно-спасатель ных работ и доклада губернатору, председателю КЧС и П Б области и в региональный центр.

Оповещение населения области об угрозе возникновения ЧС на лесоторфяных территориях осуществляется по каналам средств массовой информации, путем размещения объявлений в местной прессе, объявления предупреждающей информации по радио и телевидению. Информация доводится по действующим каналам и направлениям связи с использованием телефонной сети общего пользования, : а до Управлений МЧС России категорированных го- 1 родов - по прямым телефонным каналам.

В целях предупреждения и смягчения воздейс- | твия природных пожаров ежегодно в области изда- I ются распоряжения Правительства Нижегородской ¡ области:

• о мерах по усилению охраны лесов и торфяни- i ков области от пожаров;

• об обеспечении пожарной безопасности объек- . тов и населенных пунктов области к весенне-летнему периоду;

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

• о неотложных мерах по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров в лесах и торфяниках на территории Нижегородской области в пожароопасный период;

• о неотложных мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров на объектах с массовым пребыванием людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций из целевого финансового резерва выделяются денежные средства, проводятся совещания КЧС и П Б области по подготовке к пожароопасному сезону, по обстановке с пожарами на территории области и состоянии пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. На заседаниях КЧС и ПБ рассматриваются вопросы состояния дел, принимаются необходимые дополнительные меры для охраны лесов и торфяников от пожаров (в течение ПОП); проводятся организационные мероприятия по усилению охраны лесов и торфяников от пожаров в Нижегородской области; проводится проверка готовности лесхозов к пожароопасному периоду; проверка готовности пожарно-химических станций; проводятся занятия с дежурно-диспетчерскими службами городов и районов по сбору, обобщению и реагированию на из.менения лесопожарной обстановки и подготовки управленческих решений, издаются краткие памятки по поведению населения при лесных пожарах. Силами органов ГУ МЧС России по Нижегородской области, ГУВД и лесхозов планируются подвижные посты в целях ограничения посещения лесов населением в пожароопасные периоды.

Состав сим и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении природных пожаров

На территории области по состоянию на 1.01.2006 г. расположены и функционируют: 41 лесхоз, 199 лесничеств, 360 технических участков, 1780 обходов. Всего в пожароопасный период возможно задействовать на территории области: 883 ведомственных и муниципальных пожарных команды (добровольные противопожарные формирования) с круглосуточным дежурством. На вооружении имеется 661 пожарных машин, 439 мотопомп, 168 единиц приспособленной водоподающей техники и 930 приспособленных для подвоза воды автомобилей. В области насчитывается 89 наблюдательных вышек (дополнительно требуется установка еше 39). В случае крупных и затяжных пожаров в области планируется создать 12 опорных пунктов пожаротушения, оснащенных мощной водоподающей техникой по зональному [ принципу обслуживания. В 2003 г. опорные пункты 1 разворачивались 30 раз при тушении лесных пожаров в Борском и Балахнинском районах и г. Дзержинске.

Развитие системы космического мониторинга территории Нижегородской области

Главным управлением МЧС России по Нижего-[ родской области ведется активная работа по интенсификации противодействия лесным пожарам, в том числе с использованием новых технических решений ! мониторинга.

Для развития системы космического монито-

86

ринга территории Нижегородской области создана рабочая группа под научно-методическим руководством Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и Приволжской региональной лаборатории ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, имеющего возможность целевого использования спутниковой информации для решения комплекса региональных задач.

В группу вошли специалисты центра мониторинга и прогнозирования ЧС ГУ МЧС России по Нижегородской области, специалисты кафедры «Архитектуры и городского кадастра» ННГАСУ и Приволжской региональной лаборатории ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.

Оперативная информационная продукция выпускается ежесуточно и направляется в центр мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Нижегородской области в масштабе времени, близком к реальному. В настоящее время организована ежедневная передача спутниковой информации через программно-технический комплекс «КОСМОС-М 1» Приволжской региональной лаборатории ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России по выделенному каналу на автоматизированное рабочее место ЕСС и ЦУКС Нижегородской области.

Развитие космических исследований и создание космических систем, оснащенных высокочувствительными датчиками - рецепторами, позволило собирать и обрабатывать информацию о разнообразных качественных физических свойствах и многочисленных количественных параметрах окружающей среды. Широкий спектр разнообразных датчиков (радиотехнические, оптические, барометрические, магнитные, радиационные и другие) позволяют получать достаточно полное представление о разнообразных характеристиках внешнего мира.

Многочисленные исследования в фундаментальных разделах наук и разнообразные прикладные работы привели к тому, что практически уже в 60—70 гг. 20 века принципиально были решены многие вопросы по глобальным проблемам обнаружения лесных пожаров с использованием достижений в области инфракрасных датчиков (ИК), искусственных спутников земли (ИСЗ) и глобальных систем связи. При современном уровне развития техники, соответствующем финансировании и надлежащей организации и координации работе привлечением многочисленных соответствующих международных служб лесные пожары можно обнаруживать и ликвидировать в любой точке земли 111.

Приволжской региональной лабораторией ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России совместно с ООО «ФЕБ» ведется поиск оптимальных методов создания «малозатратных» и достаточно эффективных Региональных (локальных) мониторинговых комплексов, так называемых региональных автоматизированных проблемно-ориентированных (целевых) систем мониторинга (Разведывательная система мониторинга - РСМ).

РСМ окружающей среды (применительно к решениям проблем пожарообнаружения) должна содержать необходимые взаимоувязанные аппа-

ратные средства, в т.ч. системы сбора оперативной информации (комплекты датчиков), аппаратуру ориентирования, средства «мгновенной» обработки полученной с датчиков информации, системы оперативного оповещения (связи и передачи данных) и др.

Базовым «ядром» РСМ, по нашему мнению, должно стать пожарно-химическая станция (ПХС), которая является специализированным структурным

подразделением, организуемое в лесхозах (лесхозах-техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями) с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров (рис. 1).

Рис. 1. Пожарно-химическая станция

Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах-техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются 3 типа ПХС.

ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон.

ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совмес-

тно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На ПХС-2 возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительная работа среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.

ПХС-3 (третьего типа) организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее вероятными в регионе. Формируется в лесхозах (национальных парках, государственных природных заповедниках), находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться резервные склады и средства пожаротушения. Команда ПХС-3 организуется как постоянное (круглогодичное) формирование.

Пожарно-химическая станция 1-го или 2-го типа организуется на основании приказа директора

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской федерации. ПХС-3 типа организуется на основании приказа руководителя органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления лесным хозяйством.

PCМ стационарного базирования (вариант 1)

«Традиционным» вариантом размещения аппаратных средств РСМ должны стать наблюдательные вышки — стационарный вариант в виде башенных или подобных им конструкций.

Подобные РСМ в первую очередь организуются на основных пожароопасных направлениях и должна отвечать следующем тактико-техническим требованиям:

• максимальная дальность действия (радиус обзора и обнаружения) - 7-20 км (в зависимости от рельефа местности, высоты мачты и погодных условий);

• функциональные возможности (обнаружение открытого огня, задымления);

• экспресс-анализ выявленных «аномалий»;

• передач оперативной информации в «Центр» (ведомственная радиосвязь, ТСОП) и в смежные РСМ;

• квалификационное обслуживание.

Аппаратный состав РСМ может видоизменяться

и совершенствоваться. Очевидное преимущество: организация РСМ при ПХС обеспечивает постоянное присутствие необходимого личного состава операторов - наблюдателей и средств оперативного пожаротушения, а недостатки — малая дальность обнаружения и существенная зависимость дальности от рельефа местности.

РСМ с использованием современных малогабаритных воздушных шаров, малогабаритных дирижаблей и других аналогичных летательных аппаратов (J1A) с минимальными энергозатратами (вариант 2)

Для значительного увеличения радиуса действия РСМ с целью улучшения параметров дальности, обзора поверхности, достоверности данных системы обнаружения рекомендуется поднимать на такую высоту, которая обеспеОчивает нормальную работу датчиков и устраняет помехи от земли. Дальнейшее увеличение высоты башенно-мачтовых устройств ведет к их усложнению и удорожанию при строительстве и эксплуатации.

Задачу можно значительно упростить при замене громоздких и дорогостоящих конструкций подъемными устройствами типа малогабаритных беспилотных воздушных шаров (БВШ), имеющих тросовое крепление в пункте базирования. Дня снижения требований к грузоподъемности ЛА и, соответственно, его удешевления на БВШ целесообразно располагать минимально-необходимый набор рабочих оперативных аппаратных средств, при этом все дополнительные и вспомогательные системы (аппаратура обработки данных, источники питания, аппаратура связи и передачи данных и т.д.) размещаются в наземном обслуживающем пункте.

По предварительной оценке следует ожидать ре-

ализацию следующих базовых тактико-технических характеристик РСМ в случае использования пассивных J1A в качестве подъемного средства:

• дальность действия мониторинга (радиус обзора)

- до 50-60 км;

• функциональные возможности: аналогичные возможностям стационарной РСМ;

• увеличение дальности средств связи и передачи информации;

• после получения дополнительных инструкций расчет персонала остается практически без изменения.

Преимущества применения указанных ЛА: большая дальность обнаружения, высокая объективность и достоверность информации. Одна подобная система по охватываемой площади покрытия способна заменить до 25 шт. РСМ, расположенных на «традиционных» вышках.

Системы РСМ с использованием дистанционно-управляемых беспилотных летательных аппаратов ДПЛА (вариант 3)

Наиболее привлекательным для решения поставленных задач противопожарного мониторинга является путь создания специального воздушноразведывательного комплекса (ВРК), размещенного на дистанционно-пилотируемом беспилотном аппарате (ДПЛА) «пятого» поколения.

Новые комплексы представляют собой сочетание ВРК с ДПЛА, имеют неоспоримые преимущества в сравнении с альтернативными системами и предназначены для выполнения следующих функций:

• контроль за состоянием лесов и полей, нефте- и газопроводов, линий электропередач;

• обнаружение очагов пожаров, стихийных бедствий и оценка их последствий.

ВРК является эффективным способом получения оперативной информации (видеоизображения) на значительном удалении от объектов наблюдения. При этом видеоизображения, в отличие от большинства иных источников информации, не требуют дополнительной и трудоемкой дешифровки.

Помсхозашишенные цифровые радиоканалы обеспечивают передачу сигналов управления и прием информации в режиме on-line, таким образом, позволяя в реальном масштабе времени получать действительную картину обозреваемых событий.

ДПЛА обладают высокой надежностью, удобны и безопасны при эксплуатации в воздухе, просты, неприхотливы в обслуживании на земле. Они не требуют наличия высококвалифицированных специалистов, доступны в управлении специалисту средней квалификации.

ВРК, ориентированный на организацию противопожарной разведки, способен обеспечить следующие базовые тактико-технические характеристики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дальность действия мониторинга РСМ (радиус обзора) - до 150 км (за один полет);

• функциональные возможности: определяются номенклатурой датчиков;

• передача информации в центр сбора информации через радиоканал.

Визуальная разведка местности выполняется с

помощью видеокамеры, размещенной на БЛА. ТВ сигнал передается на КП дежурному оператору для его идентификации, фиксации координаты, времени и оповещения оператора вышестоящего центра.

Из краткого рассмотренного порядка работы БЛА можно представить укрупненную структурную схему воздушного разведывательного комплекса (ВРК), включающего следующие основные компоненты:

• БЛА с комплектом бортовой аппаратуры;

• комплект оперативной наземной аппаратуры (КНА);

• комплект вспомогательного и запасного имущества.

Ниже рассматривается состав отдельных комплектов, их назначение и основные параметры.

Важно отметить, что любая модификаця БЛА

— это программно управляемый аппарат, т.е. робот.

В зависимости от назначения и использования могут применяться различные модификации, различающиеся по следующим параметрам: дальность действия, грузоподъемность полезного веса, время полета, способы запуска и посадки.

Сейчас нами рассматриваются три модификации: легкий ближний «курьер», средний «патруль», тяжелый «универсал».

В настоящее время наши специалисты изучают возможность использования в БЛА двигателей с воспроизводимым (дешевым и доступным) типом топлива.

БЛА любого типа должен иметь совершенную аэродинамику, «уметь» выполнять маневрирование в пространстве, развивать скорость до 100 км/час, осуществлять дальность полета от 70 до 150 км.

Грузоподъемность БЛА складывается из веса полезного оборудования (датчики, ТВ камеры, аппаратура приема-передачи данных, навигационный комплекс, система управления и безопасности полетом, система взлета и посадки, запас топлива).

ТЗ на разработку опытного образца двух модификаций БЛА находятся в стадии согласования с соисполнителями.

Следует уделить особое внимание используемой на борту БПЛА аппаратуре приема-передачи данных, которая содержит подсистему передачи ТВ сигналов с БПЛА на наземный КП и систему приема сигналов управления с КП на БПЛА. Кроме обеспе-

чения требуемого качества передачи изображения и необходимой помехозащищенности канала команд, аппаратурный комплекс должен иметь жесткие ограничения по весогабаритным показателям и повышенные требования по устойчивости к вибрациям. Устойчивость передачи изображения достигается путем использования бортовой антенны с круговой ДН и приемной наземной антенны с горизонтально-круговым вращением.

Навигационный комплекс необходим для непрерывного определения координат ДПЛА, управления, коррекции курса в процессе выполнения полетного задания.

Аэродинамические и другие аспекты работы ДПЛА рассмотрены в специальном приложении, т.к. составляют самостоятельный раздел, не затрагивающий тематику основной статьи.

Наиболее простой вариант мониторинга: регулярный облет заданной площади наблюдения и контроля. В зависимости от типа оборудования для видеонаблюдения, выбирается стандартный алгоритм сканирования контролируемой территории. Типовая программа предусматривает возвратно-поступательное патрулирование с минимальным количеством сложных маневров, на одной программно-заданной перед полетом высоте с учетом метеоусловий. Визуальная информация сканирования (ТВ сигнал) непрерывно передается на мониторы пункта наблюдения. Параллельно на борту ведется запись съемки на видеокассету. В случае обнаружения ситуации типа «Возможная опасность» на НП передается тревожный сигнал с указанием точных координат местности для проверки (подтверждения) его наличия (отсутствия) с помощью соответствующих запросов.

Возможен другой вариант мониторинга. По запросу с ближайших (соседних) НП делается радиальный вылет в конкретную зону с указанными координатами для более детального анализа ситуации. В этом случае используется программа адресного осмотра.

Экономические затраты на создание системы комплексного мониторинга значительно меньше, чем ежегодные потери от лесных пожаров. Будем надеяться, что, в конце концов, возобладает здравый смысл, государственный подход и экономический интерес.

Литература

1. Савин А.И. и др. Научные основы создания и применения глобальных информационных аэрокосмических систем. «Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления». — Н.Новгород, 2002.

2. Литовченко Д.Ц. и др. Обнаружение лесных пожаров космической информационной системой наблюдения Земли. «Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления». - Н.Новгород, 2002.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.