Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ КРЫМСКОГО КИНОПРОКАТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИЯ. МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ'

ИСТОРИЯ КРЫМСКОГО КИНОПРОКАТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИЯ. МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЙ КИНОПРОКАТ / КИНОИСКУССТВО / КИНОТЕАТРЫ / КИНОУСТАНОВКИ / ФИЛЬМОФОНДЫ / CRIMEAN FILM DISTRIBUTION / CINEMA ART / CINEMAS / FILM INSTALLATIONS / FILM FUNDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шилова Лилия Витальевна

В статье рассматривается история Крымского кинопроката в послевоенный, советский период и до наших дней. Главной задачей статьи является реконструировать и проанализировать переподчинения отделов кинопроката, их задачи в соответствии с новыми реалиями, а также тенденции развития и принципы в условиях нового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CRIMEAN FILM DISTRIBUTION IN THE POST-WAR AND POST-SOVIET PERIOD: ORGANIZATION, SCALE, TRENDS

The article examines the history of the Crimean film distribution in the post-war, Soviet period and up to the present day. The main task of the article is to reconstruct and analyze the reassignment of film distribution departments, their tasks in accordance with the new realities, as well as development trends and principles in the new planning environment.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ КРЫМСКОГО КИНОПРОКАТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИЯ. МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020

УДК 791.43.01.

Лилия Витальевна Шилова, кандидат искусствоведения, ГБУ ВО «Крымский университет культуры, искусств и туризма»

e-mail: liyashilova-27@mail.ru

ИСТОРИЯ КРЫМСКОГО КИНОПРОКАТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИЯ. МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ

В статье рассматривается история Крымского кинопроката в послевоенный, советский период и до наших дней. Главной задачей статьи является реконструировать и проанализировать переподчинения отделов кинопроката, их задачи в соответствии с новыми реалиями, а также тенденции развития и принципы в условиях нового планирования.

Ключевые слова: Крымский кинопрокат, киноискусство, кинотеатры, киноустановки, фильмофонды.

HISTORY OF CRIMEAN FILM DISTRIBUTION IN THE POST-WAR AND POST-SOVIET PERIOD: ORGANIZATION, SCALE, TRENDS

Shilova L.V., Ph.D. (art criticism) Crimean University of Culture and Tourism

e-mail: liyashilova-27@mail.ru

The article examines the history of the Crimean film distribution in the postwar, Soviet period and up to the present day. The main task of the article is to reconstruct and analyze the reassignment of film distribution departments, their tasks in accordance with the new realities, as well as development trends and principles in the new planning environment.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020

Keywords: Crimean film distribution, cinema art, cinemas, film installations, film funds.

В первые послевоенные годы отрасль кинопроката находилась в очень тяжелом состоянии. Помимо необходимости восстановления зданий кинотеатров и утраченной во время войны киноаппаратуры, подготовки новых кадров, остро стояла проблема «малокартинья», поскольку на протяжении целого ряда лет новые художественные фильмы снимались в очень ограниченном количестве. В сентябре-декабре 1944 г. в Симферополе были организованы курсы киномехаников, на которых прошли профессиональную подготовку 25 чел.[1] А в феврале 1945 г., ещё до окончания Великой Отечественной войны, СНК Крымской АССР своим постановлением обязал Управление кинофикации «полностью использовать имеющиеся стационарные кинотеатры кинопередвижки не допуская простоев и срывов киносеанс[2]. Однако сложности военного времени и разрушительные последствия оккупации давали о себе знать - к концу 1945 г. была восстановлена работа только 105 киноустановок. В 1948 г. количество киноустановок на территории Крымской области увеличилось до 309, однако лишь 66 из них были широкоформатными[3]. Ежегодное количество посетителей киносеансов в регионе достигло 4,5 млн. чел. [8, c. 69.] Выполнять план кинопоказа помогала демонстрация лучших советских картин довоенного периода, киноверсий спектаклей ведущих театров страны и даже некоторых трофейных фильмов.

27 июля 1954 г. было утверждено Положение об Отделе кинофикации и кинопроката Управления культуры Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся[4]. Главной задачей Отдела называлось «руководство делами кинофикации и эксплуатации киносети на территории Крымской области». На тот момент Крымская область уже была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Только к середине 1950-х гг. число киноустановок в Крыму достигло довоенных показателей, хотя теперь это были уже более современные в техническом отношении аппараты.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 Просмотр кинокартин оставался одним из самых популярных и доступных видов проведения досуга: по статистике тех лет горожане в среднем посещали киносеансы 16 раз в год, а сельские жители - 5 раз в год.

4 октября 1963 г. решением Исполнительного комитета Крымского облисполкома № 581 Отдел кинофикации и кинопроката Управления культуры был ликвидирован. Вновь создаются две параллельные организации, действовавшие в данной сфере: Областное управление кинофикации в составе Исполкома областного Совета депутатов трудящихся и Крымская областная контора по прокату кинофильмов Главного управления кинофикации и кинопроката Государственного Комитета Совета Министров УССР по кинематографии[11]. Если в 1958 г. на территории Крымской области действовало 830 киноустановок, то к середине 1960-х гг. их количество достигло 1900 [5]. Теперь стационарные киноустановки имелись не только в городах и районных центрах, но и в каждом колхозе и совхозе области. Ежегодное количество посетителей киносеансов в этот период достигало 40-50 млн. [9, а 70.], среди которых были не только крымчане, но и значительное количество приезжающих в Крым отдыхающих и туристов. И это несмотря на то, что все большее распространение получают телевизоры. Репертуар демонстрируемых кинокартин определялся путем тематического планирования, которое в процентном отношении определяло удельную долю в прокате фильмов, снятых на киностудиях национальных союзных республик, в социалистических странах и капиталистических странах. Помимо художественных на экранах кинотеатров демонстрировались документальные и мультипликационные фильмы, киножурналы. В обслуживании государственной сети кинопроката на территории Крымской области было занято 2350 сотрудников[6]. Именно во второй половине 1965-х - первой половине 1970-х гг. на территории СССР в целом и в Крымской области наблюдались самые высокие показатели кинопосещаемости. На одного жителя области приходилось в среднем более 20 кинопосещений в год. Кинематограф являлся тем видом искусства, который давал наиболее постоянный и все

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 возрастающий доход в государственный бюджет. Затраты на строительство типового кинотеатра окупалось в среднем за 2 года эксплуатации. В 1956 г. в Симферополе был открыт кинотеатр «Симферополь», в 1958 г. - «Звезда», в 1961 г. - «Мир», в 1966 г. - «Космос»[10].

В то же время все очевиднее становились недостатки самой организации советской системы кинопроката. Прокатные конторы на местах являлись конечной инстанцией по пути картин на киноэкран, их деятельность была строго регламентирована различными инструкциями и нормативами. Они занимались хранением и техническим использованием фильмофонда, но практически не могли влиять на репертуар и получаемое количество копий того или иного кинофильма - эти вопросы решались республиканскими или общесоюзными органами.

Во второй половине 1970-х - 1980-е гг. повсеместно наблюдается снижение основных показателей работы кинопрокатной сети, что объяснялось массовым распространением телевизоров и появлением новых популярных форм организации досуга советских граждан. Кроме того, меняются зрительские предпочтения аудитории - все меньшим интересом пользуются «серьезные» фильмы (киноэпопеи, кинороманы, киноповести), вытесняемые на экранах мелодрамами, комедийными и приключенческими фильмами. Популярность основной массы зарубежной кинопродукции была выше, чем у советских фильмов. Во второй половине 1980-х гг. многие кинотеатры, особенно расположенные в курортных городах Крыма, морально и технически устарели. В одном из официальных документов 1986 г. констатировалось: «в наиболее трудном положении находится городская киносеть курортной зоны Крымской области. Построенные там в 50-60-х годах кинотеатры, а также приспособленные под кинопоказ помещения в настоящее время пришли в ветхое состояние, а многие, не пригодны для дальнейшей эксплуатации без проведения срочной реконструкции или капитального ремонта. Большинство кинотеатров Крыма имеют неудовлетворительную вентиляцию, плохую видимость экрана из-за недостаточного подъема пола в залах, оснащены

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 некачественной и изношенной мебелью» [7, с. 1475.].

В годы «перестройки» кинотеатры теряют ещё большее количество своих зрителей из-за массового распространения видеосалонов и видеопроката, открываемых на основе новых законодательных актов о развитии кооперативного движения и индивидуального предпринимательства. В качестве ответной меры органы власти принимают решение о создании киновидеобъединений (КВО), которые в том числе должны были развивать государственную сеть видеосалонов на принципах хозрасчета. С 1 октября 1988 г. Областное управление кинофикации и Областная контора по прокату кинофильмов были ликвидированы. На их базе по Решению Крымоблисполкома № 294 от 6 октября 1988 г. было создано Производственное объединение (ПО) «Киновидеопрокат» Министерства культуры Крыма, в состав которого в качестве юридических лиц входили Джанкойское, Евпаторийское, Керченское, Феодосийское, Ялтинское отделения по прокату кинофильмов. В ноябре 1989 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии», которое фактически ликвидировало ту систему отношений в киноотрасли, которая существовала на протяжении всего советского периода. Впервые с 1919 г. разрешалось частное кинопроизводство и продажа фильмов. Кинопроизводители напрямую или через посредников теперь должны были самостоятельно выстраивать свои отношения с кинопрокатными организациями и даже отдельными кинотеатрами.

В 1997 г. по приказу № 155 Министерства культуры Автономной Республики Крым от 18 июня 1997 г. ПО «Киновидеопрокат» было реорганизовано в Крымское республиканское предприятие «Киновидеопрокат» Министерства культуры Автономной Республики Крым со статусом единого юридического лица (в то время как региональные отделения по прокату кинофильмов лишились статуса отдельных юридических лиц. 10 февраля 2006 года Симферопольским горисполкомомом был зарегистрирован Устав КРП

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020 «Киновидеопрокат», который действовал до его ликвидации в 2014 г. После вхождения Республики Крыма в состав Российской Федерации учреждение приобрело новый статус. Согласно свидетельство о государственной регистрации от 22 декабря 2014 г. организация получает название Государственное бюджетное учреждение Республики Крым (ГБУ РК) «Крымский киномедиацентр». Целью его работы является разносторонняя творческая деятельность в сфере кинематографии: организация киноклубной работы, проведение кинолекториев и киноуроков для учащихся средних и высших учетных заведений, кинообразовательная деятельность, поддержка любительского и профессионально кино, организация кинофестивалей и кинопраздников, творческих встреч с деятелями киноискусства, жанровых и тематических показов, ретроспектив и премьер лучших и зарубежных кинолент, создание собственной аудиовизуальной продукции.

Таким образом, пройдя значительный исторический отрезок времени кинопрокатная деятельность Крыма выявила свои закономерности в развитии и преобразовании. Переживая упадки и нестроения, преодолевая препятствия и решая новые задачи, кинопрокат на полуострове правомерно вышел на новые формы своего существования

Список источников:

1. Государственный архив Республики Крым (ГА РК). - Ф. Р-2697. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 148.

2. Государственный архив Республики Крым (ГА РК).. - Ф. Р-2697. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 2.

3. Государственный архив Республики Крым (ГА РК).. - Ф. Р-3777. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1.

4. Государственный архив Республики Крым (ГА РК).. - Ф. Р-2697. - Оп. 3. - Д. 151. - Л. 1-2

5. Государственный архив Республики Крым (ГА РК).. - Ф. Р-2697. - Оп. 3. - Д. 494. - Л. 1.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (24) 2020

6. Государственный архив Республики Крым (ГА РК).. - Ф. Р-2697. - Оп. 3. - Д. 495. - Л. 9.

7. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В.И. Фомина. - М.: Минкульт РФ; ВГИК, 2012. - С. 1475.

8. Максименко М. Развитие социалистической культуры в Крыму. -Симферополь: Крымиздат, 1963. - С. 69.

9. Максименко М. Развитие социалистической культуры в Крыму. -Симферополь: Крымиздат, 1963. - С. 70.

10. Ржавская Л.С. Кинотеатры Симферополя // Симферополь на перекрестках истории: материалы научно-практической конференции. -Симферополь, 2016. - С. 118-119.

11. Крымский киномедиацентр [Электронный ресурс] — Режим доступа: http ://www.киномедиацентр.рф/images/ Документы/ Отчёт_о_выполнении_госуд арственного_задания_2018г._ГБУ_РК_Крымский_киномедиацентр.pdf (Дата обращения: 10.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.