Научная статья на тему 'История кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды'

История кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДИФИКАЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / THE ECONOMIC (ENTERPRISE) LEGISLATION / CODIFICATION / LEGAL REGULATION OF ECONOMY / PRIVATE LAW / PUBLIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишутин В. Ю.

Рассматривается проблема кодификации отечественного хозяйственного (предпринимательского) законодательства в новейший и советский периоды истории; исследуются основные проблемы систематизации хозяйственного законодательства; дается четкое представление о наиболее важных ее проблемных моментах, решается ряд вопросов и посей день вызывающих дискуссию в правовой доктрине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CODIFICATION OF THE DOMESTIC ECONOMIC LEGISLATION DURING THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

In article the problem of codification of the domestic economic (enterprise) legislation during the newest and Soviet periods of history is considered. The author, carefully investigating the basic problems of ordering of the economic legislation, gives accurate representation about its most important problem points both answers some question and sow day causing discussion in the legal doctrine.

Текст научной работы на тему «История кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды»

ИСТОРИЯ КОДИФИКАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

В.Ю. ИШУТИН,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право

E-mail: Ishutin-jr@ya.ru

Аннотация. Рассматривается проблема кодификации отечественного хозяйственного (предпринимательского) законодательства в новейший и советский периоды истории; исследуются основные проблемы систематизации хозяйственного законодательства; дается четкое представление о наиболее важных ее проблемных моментах, решается ряд вопросов и посей день вызывающих дискуссию в правовой доктрине.

Ключевые слова: кодификация, хозяйственное (предпринимательское) законодательство, правовое регулирование экономики, частное право, публичное право.

HISTORY OF CODIFICATION OF THE DOMESTIC ECONOMIC LEGISLATION DURING THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

V.U. ISHUTIN,

the post-graduate student of chair of civil law and process of the Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article the problem of codification of the domestic economic (enterprise) legislation during the newest and Soviet periods of history is considered. The author, carefully investigating the basic problems of ordering of the economic legislation, gives accurate representation about its most important problem points both answers some question and sow day causing discussion in the legal doctrine.

Keywords: codification, the economic (enterprise) legislation, legal regulation of economy, private law, public law.

В условиях современной внутриполитической доктрины отечественного государства, направленной на проведение комплекса институциональных реформ в экономической жизни общества, чрезвычайно важное значение приобретает проблема совершенствования правового инструментария, посредством которого публичная власть сможет оказывать должное воздействие на соответствующий объект регулирования и, тем самым, реализовывать заявленную модернизацию экономики.

Представляется очевидным, что в качестве основы такого инструментария выступают нормативно-правовые акты, имеющие, как известно, различную юридическую силу, временные и пространственные отличия в пределах действия. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему1.

В качестве основной формы такого упорядочения в настоящее время выступает кодификация.

С.С. Алексеев рассматривает кодификацию в качестве первоочередного, ключевого фактора развития права как системы, так как при кодификации не только упорядочивается действующее право и вносятся в него необходимые изменения, но и достигается создание согласованной, гармоничной системы2.

Интересующая нас проблема кодификации хозяйственного законодательства до сих пор не нашла единого понимания в юридической науке, в связи с

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М. 2004. С. 233.

2 Алексеев С.С. Советское право как система: методологические принципы исследования // Советское государство и право. 1974. № 7. С. 15.

чем представляется крайне интересным проследить динамику ее развития.

Исследование кодификации отечественного хозяйственного законодательства в советский и постсоветский периоды призвано сформировать четкое представление о наиболее важных ее проблемных моментах и дать ответ на ряд вопросов и сегодня вызывающих дискуссию в правовой доктрине.

Проблемы кодификации советского хозяйственного законодательства в период НЭПа. В условиях советской многоукладной экономики 1920-х гг. вопросы хозяйственного права находились в тесной связи с важнейшими проблемами экономической политики государства. Структура хозяйственного права как особой отрасли отражала структуру переходной экономики, а обусловленные этим идеолого-правовые построения — динамику хозяйственных процессов «смешанного» хозяйства. Поэтому исследование процесса возникновения и развития хозяйственного права как отрасли права и юридической науки представляет значительный интерес для историков советского права. Некоторые аспекты дискуссии о хозяйственном праве, развернувшейся в 20-е годы прошлого столетия, опять приобретают актуальность, поскольку спор о самостоятельности хозяйственного права возобновился в наши дни, хотя аргументы в этой дискуссии существенно изменились.

В октябре 1923 г. Комиссией по внутренней торговле при Совете труда и обороны РСФСР был внесен в законодательные органы проект Торгового Свода3. Необходимость издания этого акта, в частности, мотивировалась тем, что «торгово-промышленная стихия, резко обособленная в плане государственно-политических и социально-хозяйственных построений, не должна остаться без внешнего обособления регламентирующего ее правового режима». Идея о специальном торговом кодексе в советской литературе оказалась тесно связанной с дискуссией о соотношении гражданского и торгового права. В качестве объективной предпосылки отраслевой самостоятельности торгового права рассматривался процесс «коммерциализации» гражданского права в условиях переходной экономики. Именно в нем, якобы, и заключалось социальное назначение торгового права, особая (торгово-промышленная) социальная функция. Поскольку Советское государство использовало в своих целях механизм торговли, оно было вынуждено вырабатывать и нормы торгового права. Формируемое государством торговое

право приобрело, таким образом, публичный характер, отличающий его от права гражданского, всегда имеющего частноправовой характер.

В.Н. Шретер, в свое время возражавший против специальной кодификации торгового права, высказывался за непременную систематизацию норм промышленного права и их кодификацию. Он предлагал разделить всю систему промышленного права на статику (организационное строение предприятий, распределение имущества и пр.) и динамику (организационное строение предпринимательства, промышленный оборот, его регулирование и пр.)4.

В качестве мотива создания специального промышленного права выступали конкретные потребности промышленности, для удовлетворения которых было необходимо выработать специальные правовые формы.

Инициаторы создания специального промышленного кодекса5 указывали на то, что пробелы в промышленном законодательстве (обилие актов, утративших силу, но не отмененных, несогласованность актов, принятых в разное время, и пр.) не позволяют ограничиться его простой систематизацией, а непременно требуют кодификации. Этому способствовал и систематический характер законодательных актов о промышленности, применяемых на практике. Сторонники промышленного кодекса подчеркивали при этом, что если его разработка задержится, то ряд вопросов все равно будет разрешен в отдельных актах, независимо от общего развития кодификационной работы.

На следующем этапе развития советской правовой науки преимущественное влияние получила концепция единого хозяйственного права. В пользу этой теории говорил целый ряд новых фактов: высокая степень организационного единства и типизации отношений в различных секторах народного хозяйства; всеохватывающий характер планирования в условиях реконструктивного периода, когда эти начала проникают и в необобществленный сектор и др.

В связи с изменившимися хозяйственными условиями встал вопрос о создании особого хозяйственного кодекса. «Намеченная система советского Хозяйственного кодекса должна исходить из тезиса о едином хо-

3 Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР /20 годы/. М. 1986. С. 109—111.

4 Абрамов А.В. Хозяйственный кодек Украины: основные понятия и субъекты. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М. 2004. С. 12.

5 Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР /20 годы/. М. 1986. С. 112—114.

зяйственном праве», из того, что «все советское хозяйственное право во всех его отраслях — форма политики одного класса».

Однако при обсуждении проекта хозяйственного кодекса вновь возник вопрос об особенностях правового регулирования частного сектора.

Некоторые ученые предлагали исключить регулирование этих отношений из хозяйственного кодекса или хотя бы передать их на усмотрение союзных республик, чтобы не регулировать их в общесоюзном масштабе.

Проект Хозяйственного кодекса СССР6 был разработан в соответствии с решением секции общественных наук Президиума Академии наук СССР № 9 от 4 апреля 1969 г. сектором хозяйственного права и проблем управления промышленностью Института государства и права АН СССР. Разделы 6 и 8 подготовлены Институтом экономики промышленности АН УССР. Авторами разделов проекта являлись: 1, 2 — В.В. Лаптев; 3, 4 — З.М. Заменгоф; 5, 9 — И.А. Таньчук; 6, 8 — В.К. Мамутов; В.В. Овсиенко; Г.Л. Знаменский, 7 —

В.П. Рассохин; 10, 13 — Т.Е. Абова; 11 — Н.С. Малеин; В.Ф. Кузьмин;12 — В.П. Ефимочкин.

Работой руководил доктор юридических наук, профессор В.В. Лаптев.

Необходимость разработки проекта Хозяйственного кодекса была вызвана тем, что хозяйственное законодательство отставало от развития экономики, некоторые его нормы были приняты до экономической реформы и не соответствовали новым условиям хозяйствования. В действующем законодательстве не всегда учитывалось единство отношений по руководству хозяйством и осуществлению хозяйственной деятельности, эти отношения в ряде случаев регулировались раздельно, что приводило к противоречиям в законодательстве. К тому же хозяйственное законодательство было весьма громоздко, что затрудняло его практическое применение и создавало почву для нарушений законности в хозяйственной деятельности.

6 Хозяйственный кодекс СССР (проект основных положений) Институт государства и права АН СССР М. 1970., С. 260.

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»

Каждый номер журнала содержит научные публикации членов профессорско-преподавательского состава Университета, адъюнктов, аспирантов, авторов из других образовательных учреждений. Для публикации в журнале представляют свои научные статьи также сотрудники различных подразделений органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, судьи, прокурорские работники, нотариусы, члены государственных и муниципальных органов власти. Данные статьи отличаются большим объемом эмпирического материала, который может быть эффективно использован в ходе дальнейших научных исследований, в учебном процессе, а также в ходе правоприменительной практики, что придает журналу прикладной характер.

Московского УНИВЕРСИТЕТА МВД России

Подписной индекс Агентства «Роспечать» 84629, или на сайте: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9318

Составители проекта исходили из необходимости принятия хозяйственного кодекса как общесоюзного закона. В СССР хозяйственное законодательство исторически сложилось как законодательство общесоюзное. В этой отрасли законодательства не было оснований для принятия общесоюзных Основ и на их базе республиканских кодексов, как было сделано в области гражданского, уголовного и некоторых других отраслей законодательства.

Проект состоял из разделов, глав и статей: 13 разделов, 70 глав, 587 статей. Разделы проекта: 1) общие положения; 2) участники хозяйственных отношений; 3) имущество хозяйственных органов; 4) планирование хозяйственной деятельности; 5) общие положения о хозяйственных обязательствах; 6) хозяйственные санкции; 7) хозяйственные обязательства, связанные с выполнением научно-технических работ,; 8) хозяйственные обязательства в области строительства; 9) хозяйственные обязательства в области снабжения и сбыта; 10) хозяйственные обязательства, связанные с перевозками грузов; 11) хозяйственные обязательства, возникающие при кредитовании и расчетах; 12) иные хозяйственные обя-зательства;13) защита хозяйственных прав.

Проект Предпринимательского кодекса России 1995—1996 гг. В Программе развития реформ и стабилизации экономики, утвержденной Правительством Российской Федерации 6 августа 1993 г., указывалось на необходимость улучшения хозяйственного законодательства, издания не только Гражданского, но и Торгового кодекса. В Указе Президента Российской Федерации об исследовательской программе «Пути и формы укрепления Российского государства» от 29 апреля 1994 г. предусматривается разработка Предпринимательского кодекса. Из необходимости принятия специального кодификационного акта предпринимательской деятельности исходит и Государственная Дума, поручившая Институту государства и права РАН подготовить проект Хозяйственного (Предпринимательского, Торгового) кодекса. В указанных актах применяются разные термины.

Наиболее предпочтительным, по мнению разработчиков, следует признать название кодекса «Предпринимательский» или «Хозяйственный» поскольку имеется в виду издание основополагающего закона в области предпринимательской деятельности, название же «Торговый кодекс» наводит на мысль, что речь идет о законе, регулирующем куплю—продажу7.

В разработке проекта принимали участие ведущие специалисты Института государства и права РАН, преподаватели кафедры «Предпринимательского права» МГУ им. М.В. Ломоносова и преподаватели кафедры «Предпринимательского (хозяйственного) права» Московской государственной юридической академии, представители других вузов, а также практические работники.

Проект состоял из следующих разделов: первый — «Общие положения»; второй — «Субъекты предпринимательских отношений»; третий — «Имущество субъектов предпринимательской деятельности»; четвертый — «Предпринимательский договор и иные обязательства»; пятый — «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»; шестой — «Финансирование предпринимательской деятельности»; седьмой — «Инновационная деятельность»; восьмой — «Инвестиционная деятельность»; девятый — «Ответственность предпринимательских отношений»; десятый — «Защита прав и интересов предпринимателей».

Проект Хозяйственного кодекса России 2006 г8. При кодификации гражданского законодательства, проведенной в 1994—1996 гг., за основу была принята односторонняя частноправовая модель, согласно которой экономика должна строится на саморегулируемой, без какого-либо государственного вмешательства, основе. Такой подход связан с развитием рыночной стихии, с идеями «шоковой терапии».

В стране возник цивилистический экспансионизм частного права, игнорирующий необходимость публично-правового регулирования экономики. При этом не учитывалось, что экономика находится в кризисном состоянии, когда отсутствие государственного регулирования приводит к господству олигархических, зачастую криминальных структур.

Пример строительства национального государства на просторах СНГ показывает Украина, принявшая хозяйственный кодекс9. Украина заимствовала современный опыт правового регулирования хозяйствен-

7 Правовое регулирование предпринимательской деятельности/ под ред. акад. В.В. Лаптева. М., 1995. С. 4—6.

8 Дойников И.В. О кодификации предпринимательского законодательства // Современное законодательство России и бывших республик СССР: Материалы Международной научно-практической конференции. Тверь: Твер. гос. ун-т. 2006.

9 Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. А.Г. Бобковой. Харьков. 2008.

ной деятельности, вошла в семью стран с дуалистической системой частного права.

Цели разработки проекта ХК можно определить как:

1) установление, согласно Конституции РФ, правовых основ экономической (хозяйственной) деятельности, предусматривающей разнообразие субъектов хозяйствования разных форм собственности;

2) декларацию социальной направленности хозяйственной деятельности;

3) развитие предпринимательства и на этой основе эффективность функционирования народного хозяйства РФ в рыночном режиме хозяйствования;

4) утверждение в стране публичного экономического правопорядка.

Концепция законопроекта должна содержать разделы, в которых даются: а) обоснование необходимости принятия нового акта, включая анализ имеющейся по теме научной юридической литературы, состояния действующего в данной сфере законодательства, а также зарубежного опыта; б) обоснование возможности принятия конкретного закона с учетом экономических, политических, юридических, организационных, финансовых и иных аспектов; в) определение цели будущего акта; г) определение предмета (круга регулируемых общественных отношений) будущего акта; д) обоснование формы будущего акта; е) обоснование его названия; ж) определение места проекта будущего акта среди других законопроектов по данной проблеме (связанные и смежные, альтернативные и дублирующие, и т.д.); и) подготовка рабочего словника (термины и определения) для целей разработки проекта; к) определение структуры будущего акта; л) развернутая характеристика основных положений будущего акта; м) предложения по мерам, обеспечивающим реализацию акта в случае его принятия, включая предложения по разработке новых актов, отмене действующих актов и (или) внесению в них изменений и др.; н) оценка социальных, правовых, экономических и иных последствий принятия и применения предлагаемого акта.

Отношения, регулируемые Хозяйственным кодексом Российской Федерации — это отношения между лицами, осуществляющими хозяйствующую деятельность, т.е. деятельность субъектов хозяйствования в сфере народного хозяйства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг, которые имеют ценовую определенность.

В качестве одного из видов деятельности выделяются предпринимательство (хозяйственная коммерческая деятельность) — хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов, а также с целью получения прибыли.

Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций осуществляется для достижения целей, ради которых они созданы, образует хозяйственную некоммерческую деятельность.

Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно -производственные, организационно -хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и прочие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Внутрихозяйственные отношения — отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Хозяйственный кодекс РФ состоит из преамбулы и восьми разделов: общие положения; субъекты хозяйственной деятельности; имущественная основа хозяйствования; хозяйственные обязательства; государственное регулирование хозяйственной деятельности; внешнеэкономическая деятельность; специальные режимы хозяйствования; заключительные положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.