УДК 346.13
Шушканов П.А., кандидат юридических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
О ПЕРСПЕКТИВАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ) ПРАВООТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются актуальные для процессов реформирования гражданского законодательства вопросы совершенствования структуры источников хозяйственного (предпринимательского) права. В частности, рассматривается вопрос о возможности принятия в Российской Федерации самостоятельного Хозяйственного кодекса без нарушения пан-дектных основ построения системы частного права. Автор рассматривает как положительные перспективы принятия подобного акта, так и возможные негативные последствия для системы гражданского законодательства. Ключевые слова: гражданское право, частное право, хозяйственные отношения, кодификация.
Законодательство, регулирующее правоотношения частного характера, является в России устоявшимся и следующим в своем развитии определенным принципам построения своей структуры и кодификации. Вопросы о возможности принятия тех или иных кодексов частноправового характера остались в прошлом и достаточно редко поднимаются в научной среде [2]. Законодатель ушел от идеи принятия отдельного Кодекса интеллектуальной собственности, заменив его на соответствующую часть Гражданского кодекса РФ (в противном случае правоприменитель мог бы столкнуться с коллизиями общих норм двух частноправовых кодексов), не поднимается вопросов о необходимости Торгового кодекса (гражданское право в России устоялось как отрасль пандектного типа, не предусматривающего дуализма частного права и менять данный порядок не имеет смысла ни с точки зрения науки, ни практики). Однако, актуальность одного из вопросов, возникавших на заре формирования нового гражданского законодательства России все еще является актуальным и часто возникает в научных публикациях - вопрос о возможности принятия Хозяйственного кодекса и его действия параллельно с существующим ГК РФ.
Здесь следует сразу отметить два момента. Во-первых, Хозяйственный кодекс, предлагаемый некоторыми авторами [1], не представляет собой аналога торгового кодекса из гражданского права стран с институционной системой частного права, где существует дуализм частноправовых норм. Здесь имеется в виду кодификация специального законодательства, регулирующего предпринимательские правоотношения, то есть, при-
нятие своего рода предпринимательского кодекса. И, во-вторых, речь не идет о принятии конкурирующего правового акта (как, например, на Украине, где нормы Гражданского кодекса противоречат нормам Хозяйственного кодекса), а о дополнительном специальном кодифицированном акте, имеющем вторичное значение по отношению к ГК РФ. Такие аналоги существуют. Например, Торговый кодекс Германии не имеет самостоятельного значения без Гражданского уложения, поскольку, как и России, германия входит в число стран с пандектной системой частного права, предполагающей монизм.
Проблема кодификации предпринимательских правоотношений сродни проблеме кодификации интеллектуальной собственности, существовавшей в конце 90-х г. г., когда в законодательстве насчитывалось порядка нескольких десятков разрозненных нормативных актов, при этом, не противоречащих друг другу, но выстроенных с систему. Ученые того времени предлагали не трогать существующий порядок регулирования исключительных прав и оставить систему нормативных актов без изменений и без кодификации. Нечто подобное существует и сейчас, только правовых актов, регулирующих предпринимательские правоотношения в разы больше, а сфера их регулирования существенно шире. С одной стороны, существующая база правового регулирования предпринимательских отношений является объемной и жизнеспособной, в течение долгих лет регулируя отношения в огромных областях экономики. С другой стороны, в некоторых вопросах унификация и устранение коллизий, а так же принятие единых общих норм не были бы лишними.
Юридические науки
Не секрет, что многие специальные законы уже давно переросли свои корни в ГК РФ и зачастую прямо противоречат им. ГК РФ уже не может регулировать все вопросы относительно создания и деятельности хозяйствующих субъектов, банкротства, лицензирования и т.п. В то же время, специальные акты, развиваясь самостоятельно, нуждаются в некой унификации, а не простому следованию правилу приоритета специальной нормы над общей. Так уже назрела необходимость единого акта о коммерческих юридических лицах, включающего в себя и порядок создания данных организаций, и развернутое регулирование отдельных видов организационно-правовых форм, вопросы ликвидации коммерческих организаций. Сейчас эти правоотношения регулируются десятком отдельных нормативных актов. Конечно, ничего страшного в этом нет, однако, существует два неоспоримых преимущества кодификации. Во первых, кодифицированный акт намного проще совершенствовать, вносить изменения и дополнения, не порождая новых коллизий. Во вторых, единообразие общих норм, вынесенных в основные положения закона, позволяют устранить недостатки и пробелы правового регулирования, свести "к общему знаменателю" многие аспекты нормативного регулирования. Так. например, вынеся в основные положения нормы об уставе организации, отдельных органах структуры управления, общие принципы ликвидации, такие понятия, как "пай", "учредитель", "аффилированное лицо", "ликвидатор" и проч., мы закладываем единые основы для организации деятельности всех форм коммерческих организаций от ООО до отдельных форм корпоративных объединений (консорциумы, синдикаты, холдинги). И это только в случае кодификации законодательства о юридических лицах (коммерческих, либо корпоративных). Хозяйственный кодекс предполагает еще более широкий спектр регулирования отношений. Это и вопросы деятельности индивидуальных предпринимателей и их банкротства, и вопросы лицензирования деятельности, бухгалтерского учета, отдельных видов хозяйственной деятельности, не предусмотренной ГК РФ (рекламной, аутсерсинговой). Кодекс может включить в себя правовое регулирование оборота ценных бумаг, объединив в
едином акте разрознные нормы (например, законов о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах).
Отдельного регулирования требуют вопросы объектов хозяйственных правоотношений. Общественные отношения уже давно вышли за рамки перечня объектов гражданских прав, предусмотренного ГК РФ. В частности, это касается валютного контроля, цифровых технологий. Новые объекты и отношения требуют правового регулирования, которое осуществляется сейчас только на основе аналогии закона и права и путем установления прямых запретов.
По нашему мнению, предлагаемый Хозяйственный кодекс должен содержать следующие разделы: 1.Общие положения; 2.Субъ-екты предпринимательской деятельности; З.Объекты хозяйственного оборота и ценные бумаги; 4.Лицензирование хозяйственной деятельности; 5.Государственное регулирование хозяйственной деятельности; б.Хозяй-ственные обязательства; 7.Международное регулирование хозяйственной деятельности; 8.Переходные положения. Отдельно заметим, что раздел 2 «Субъекты предпринимательской деятельности» должен содержать главы об организационно-правовых формах хозяйствующих субъектов, создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
Напомним, что Хозяйственный кодекс должен иметь вторичное значение по отношению к Гражданскому кодексу РФ, следовательно, разделы о субъектах и объектах хозяйственного оборота должны не противоречить гражданскому законодательству, а дополнять соответствующие главы ГК РФ. В то же время Хозяйственный кодекс РФ в перспективе следует признать специальным актом по отношению к Гражданскому кодексу в целях устранения возможных противоречий между ними правилом приоритета действия нормативных актов.
Теперь поговорим о негативных последствиях принятия Хозяйственного кодекса.
Первая проблема является сугубо научной и теоретической. Хозяйственный кодекс, даже в его вторичном по отношению к ГК РФ значении, будет рассматриваться как прямое нарушение основ пандектного построения российского частного права. По устоявшимся
правилам, при монизме частного права, гражданское право является единым, но семейное выделяется в отдельную ветвь законодательства и даже в отдельную отрасль права. При дуализме гражданское и хозяйственное (предпринимательское) право разделены, но семейное - неотъемлемая часть гражданского. Принятие Хозяйственного кодекса заставит многих ученых (а за ними и законодателя) пересмотреть основы формирования гражданского законодательства и частного права, что приведет к существенному изменению его структуры.
Вторая проблема носит практический характер. Изменение или даже отмена специального нормативного акта - процедура гораздо более простая, чем внесение изменений в кодифицированный акт без существенного перестроения его структуры.
Тем не менее, перспективы принятия Хозяйственного кодекса гораздо более конструктивны и полезны для развития частного права, чем сохранение действующей системы разрозненных актов.
Список литературы
1. Суханов Е.А., Яковлев В.Ф. «Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности» // «ЭЖ-Юрист». - 2006. - № 19.
2. Дойников В. О проекте предпринимательского (хозяйственного) кодекса М.,2007, 560с.
ABOUT PROSPECTS OF PERFECTION OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC
(BUSINESS) RELATIONS
The article considers relevant for the reform processes of the civil law issues of improving the structure of sources of economic (entrepreneurial) law. In particular, we consider the possibility of adoption in the Russian Federation independent of the commercial code without violating pantechnik the foundations of the system of private law. The author considers as positive the prospects for the adoption of such act, and possible negative impact on the system of civil law. Keywords: civil law, private law, economic relations, codification.
References
1. Sukhanov E. A., Yakovlev V. F. "Codification of legislation on intellectual property" // "Ezh-Yurist". - 2006. - No. 19.
2. Doinikov, V. About the project of the entrepreneurial (economic) code M.,2007, 560с.
Об авторе
Шушканов Павел Александрович - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Shushkanov Pavel Aleksandrovich - candidate of juridical Sciences, head of the chair of civil disciplines at Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]