Щербина Валентин Степанович,
заведующий кафедрой хозяйственного права
Киевского национального университета имени Тараса Шевченко,
доктор юридических наук, профессор,
академик НАПрН Украины, Заслуженный юрист Украины (г. Киев)
об опыте кодификации хозяйственного законодательства в украине
С моей точки зрения, наличие в Украине Хозяйственного кодекса (далее - ХК Украины) следует признать положительным фактом, хотя тот кодекс (проект), который подавался в 1995 году, был во многом выхолощен, в том числе и благодаря замечаниям и предложениям части народных депутатов. Положительным при разработке проекта ХК Украины можно считать тот факт, что очень много предложений поступило по сравнительной таблице, которая подавалась на второе, а затем и на третье чтение. Большое количество предложений было от министерств и других центральных органов исполнительной власти, включая даже Службу безопасности Украины. Конструктивные предложения были от Антимонопольного комитета, Министерства экономики, Министерства транспорта, других министерств и ведомств, от отдельных народных депутатов.
С моей точки зрения, наличие Хозяйственного кодекса в Украине связано не с тем, что, как россияне часто пишут в публикациях (да и некоторые украинские цивилисты тоже), победила там хозяйственно-правовая школа, а с тем, что уже в то время (разработки и принятия ХК Украины) было очевидным, что перейти от административно-плановых начал в руководстве экономикой к экономике рыночной в кратчайшие сроки не удастся. Кстати, российские ученые в последнее время тоже говорят о принятии Предпринимательского или Торгового кодекса, потому, что они видят, что Гражданский кодекс с регулированием отношений в сфере предпринимательства не справляется.
Когда разрабатывался проект Хозяйственного кодекса, он направлялся для ознакомления в некоторые государства (в том числе, в Германию, в Россию), и, например, немецкие ученые, высказывая свое видение ХК, согласились с тем, что торговый кодекс (они хотели видеть его именно таким) нужен, в нем должны быть нормы о банкротстве, антимонопольном регулировании
и конкуренции, праве компаний (корпоративном праве) и пр.
Следует согласиться с тем, что ни Гражданский кодекс Российской федерации, ни Гражданский кодекс Республики Казахстан, ни Гражданский кодекс Республики Беларусь, ни ГК других государств-участников СНГ не могут удовлетворить все требования в правовом регулировании сферы хозяйствования, что одними гражданскими кодексами обойтись нельзя, ибо нужно применять массу актов хозяйственно-правовой направленности.
В 2002-2003 годах ученые Института законодательства верховной Рады Украины подсчитали, что на тот момент у нас существовало, где-то около четырехсот законов, которые были призваны регулировать те или иные экономические или хозяйственные отношения, и, безусловно, принятием ХК проблему множественности нормативно-правовых актов в сфере хозяйствования можно было бы решить. К сожалению, эту проблему в процессе кодификации хозяйственного законодательства нам в полной мере решить не удалось потому, что кодекс получился, на мой взгляд, далеко не полным и, в какой-то степени, как уже указывалось, выхолощенным.
так, Гражданский кодекс Украины в нынешнем его предназначении не призван регулировать такие договоры как поставка, лизинг, факторинг коммерческая концессия, так как это чисто предпринимательские договоры.
Однако попытка исключить из проекта ГК статьи о хозяйственных договорах и сосредоточить их регулирование в ХК Украины, предпринятая членами рабочей группы в процессе работы над проектом ХК, поддержки законодателя не получила.
При разработке проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан для разработчиков, я думаю, не составит труда определить структуру Общей части, однако при этом необхо-
№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
димо точно определиться с предметом правового регулирования и тогда будет ясно, не только то, какой должна быть структура этого кодекса, какие нормы в нем будут, а я бы сказал, даже то, как он будет называться. Ведь у нас в Украине кодекс не Предпринимательский, а Хозяйственный потому, что он регулирует не только предпринимательские хозяйственные отношения, но и отношения, которые возникают при некоммерческой хозяйственной деятельности. Скажем, товарная или фондовая биржа не имеет права заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Есть ряд и других субъектов: высшие и средние учебные заведения, музеи, больницы, архивы, которые могут предоставлять определенные платные услуги, не имея целью получение прибыли. Пускай их у нас немного, но они есть, они могут быть государственными, могут быть коммунальными, но они есть. Если бы мы назвали свой кодекс Предпринимательским, то мы должны были бы выбросить биржи, казенные предприятия, всю некоммерческую хозяйственную деятельность, которая не имеет целью получение прибыли.
Мы делим хозяйственную деятельность на предпринимательскую, или коммерческую, и некоммерческую. Очевидно, что и разработчикам Предпринимательского кодекса следует определиться, что же он будет регулировать - предпринимательские отношения или отношения в сфере хозяйствования (имеются в виду хозяйственные отношения в узком смысле, связанные с организацией и непосредственным осуществлением хозяйственной деятельности). Мы говорим, что это должно быть сочетание одних и других отношений, против чего категорически возражают цивилисты, считая невозможным, чтобы в одном нормативном акте были урегулированы частноправовые и публично-правовые отношения.
Очень важно (к сожалению, нам это не во всем удалось) четко размежевать (разграничить), где есть предмет регулирования Гражданского кодекса, а где - Предпринимательского кодекса. Более того, есть некоторые нормы, которые, на мой взгляд, являются лишними в ХК, поскольку они не отображают специфики правового регулирования именно в сфере хозяйствования. Поэтому следовало бы четко определиться, в чем состоят особенности, которые надлежит регулировать Предпринимательским кодексом.
Кстати в ГК Украины есть одно положение, о котором наши украинские цивилисты стыдливо умалчивают. Это положение, о том, что особенности правового регулирования отношений
в сфере хозяйствования регулируются законом, то есть не хозяйственным кодексом, а вот таким специальным законом. в связи с этим, представляется необходимым определиться, что является особенным в правовом регулировании тех отношений, которые складываются в сфере предпринимательства.
На мой взгляд, разработчикам Предпринимательского кодекса РК следовало бы обратить более пристальное внимание на средства государственного регулирования. Сегодня мы не говорим о государственном руководстве, о государственном управлении, мы говорим о государственном регулировании, поскольку государство может управлять имуществом государственного предприятия или какими-то другими объектами государственной собственности, но оно не управляет самими предприятиями. Мне кажется, то, что при наличии желания бизнесменов в Казахстане принять Предпринимательский кодекс и с учетом масштабов добывающей промышленности в Республике Казахстан, по идее, должна быть тяга к объединению капиталов. Каким образом объединить эти капиталы? Видимо, через объединения предпринимателей (ассоциации, корпорации, концерны и т.п.). Сегодня в Гражданском кодексе Украины ни слова нет о таких объединениях. Попытки отдельных цивилистов что-то объяснить сводятся к тому, что это объединение юридических лиц, группа компаний. А что такое группа компаний с юридической точки зрения? Это нечто аморфное. А вот в ХК Украины есть такие субъекты, как объединения предприятий (на мой взгляд, более точно называть их хозяйственными объединениями, ибо это могут быть и объединения страховиков, и объединения банков и других финансовых учреждений, и объединения других субъектов хозяйствования), в которых есть свой либо обособленный аппарат управления либо аппарат управления одного из участников объединения. Это могут быть государственные и коммунальные объединения, объединения с участием частных предприятий, которые создаются на добровольных началах.
В Общей части Предпринимательского кодекса, на мой взгляд, обязательно должны быть нормы о корпоративных правах (о которых гражданские кодексы стран СНГ не упоминают), об их видах.
Корпоративные отношения, так же, как и отношения банкротства, должны занять важное место в предмете регулирования Предпринимательского кодекса. То же касается и норм о защите экономической конкуренции.
6
Очень важно определить четко роль государства (в лице его компетентных органов) в регулировании экономики, инструменты (средства) государственного воздействия на экономику: стандартизация, сертификация, лицензирование, квотирование, метрология, патентование, дотации, субсидии, льготы, экономические санкции (особенно административно-хозяйственные, применяемые компетентными государственными органами за нарушение правил ведения предпринимательской деятельности) и т.п. Четкое описание полномочий государственных органов в сфере регулирования предпринимательской де-
ятельности создаст возможность невмешательства государства в оперативно-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства и послужит гарантией защиты их прав в случае каких-либо нарушений со стороны государственных органов.
Надеюсь, что опыт кодификации хозяйственного законодательства в Украине будет полезен разработчикам Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и поможет избежать тех ошибок и недочетов, которые имели место при разработке ХК Украины.
Мацалада Украинадагы шаруашылыц зацнаманы кодификациялау тэжярибеа мэселелерi царастырылады.
Туйт свздер: Шаруашылыц кодекс, шаруашылыц цызмет, Кэсткерлт кодекс жобасы, мемлекеттЫ реттеу.
В статье рассматриваются вопросы опыта кодификации хозяйственного законодательства в Украине.
Ключевые слова: Хозяйственный кодекс, хозяйственная деятельность, проект Предпринимательского кодекса, государственное регулирование.
The article discusses the experience of the codification of the commercial legislation in Ukraine.
Keywords: Commercial Code, economic activity, the project of the Entrepreneurial Code, state regulation.
Валентин Степанович Щербина,
Тарас Шевченко атындагы Киев упттьщ университетшц шаруашылы; к^кык кафедрасыньщ мецгерушга, з.г.д., профессор, Украина YKFA академии, Украинаныц ецбек ащрген защ-epi (Киев к;.) УкраинадаFы шаруашылык зацнаманы кодификациялау тэжiрибеri туралы
щербина валентин Степанович,
заведующий кафедрой хозяйственного права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, д.ю.н., профессор, академик НАПрН Украины, Заслуженный юрист Украины (г. Киев) Об опыте кодификации хозяйственного законодательства в Украине
Sherbina Valentin Stepanovich,
Head ofthe Department of commercial law ofthe Kiev National University named after Taras Shevchenko, Doctor of Law, professor, academician of the National Academy of Legal Sciences of Ukraine, Honored Lawyer of Ukraine (Kiev)
About the experience of the codification of the commercial legislation in Ukraine