Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. СУ ЦЮН'

ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. СУ ЦЮН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. СУ ЦЮН»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 3. C. 170-173

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 3, pp. 170-173

РЕЦЕНЗИИ

ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ

С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. СУ ЦЮН

Лао Линшань

Чжэцзянский университет иностранных языков, Чжэцзян, Китай;

laolingshan2010@163.com

A PICTORIAL ALBUM OF CHINESE OPERAS.

SU QIONG

Lao Lingshan

Zhejiang International Studies University, Hangzhou, Zhejiang, China;

laolingshan2010@163.com

Эта книга посвящена традиционному китайскому оперному искусству. В ней были изложены характеристики различных местных опер, архитектуры театра, показаны четыре основные ролевые категории (шэн, дань, цзин, чоу), классические пьесы, типы грима и костюмов, знаменитые драматурги и актеры и т.д. Одной из характеристик этой книги является то, что она содержит большое количество классических иллюстраций, в которых красной линией проходит история китайского оперного искусства, и знакомит читателей с китайской оперой более наглядным, живым и понятным образом.

В первой главе рассказывается о происхождении и развитии китайской традиционной оперы. Истоки китайской оперы представляют собой первобытные песни и танцы, поклонение тотемам и жертвоприношение, целью которых является изгнание призраков, избавление от бедствий, моление о благополучии. В эпоху династий «Двух хань» (202 до н.э. — 220 гг.) народное искусство получило большое развитие, в эпоху Цзинь (265-419) появилась небольшая пьеса с элементами песен и танцев, в династии Тан (618-907) возникли специальные театральные администрации и театральные школы, в династии Сун (960-1279) коммерческое выступление оперы получило процветание. Актеры и драматурги становятся профессиональными, сцены становятся постоянными, и наступает золотая эпоха китайского оперного искусства.

Во второй главе рассказывается о развитии искусства юаньской драмы в эпоху династии Юань (1280-1367). В этот период появилось много специальных драматургов. Китайская опера совершенствовалась как в содержании, так и в исполнении. Основателем юаньской драмы является известный драматург Гуань Ханьцин, который описал трагический образ простой женщины в известной драме «Обида Доу Э». Другой драматург Ван Шифу описал процесс психологического развития пары влюбленных в драме «Западный флигель». Она опередила другие драмы и пользовалась большим спросом в течении нескольких столетий. После середины династии Юань северные драматурги присоединились к творчеству южной драмы и способствовали ее развитию и процветанию.

Третья глава посвящается развитию южной драмы. Во времена династии Мин (1368-1644) имеются четыре мелодии: Куньшаньские, Иянские, Хайяньские и Юйяоские. Позже ведущее место заняли куньшаньские мелодии (куньцюй). «Пионовая беседка» Тан Сяньцзу, «Дворец бессмертия» Хун Шэна и «Веер с персиковыми цветами» Куна Шанжэня — шедевры южной драмы в династии Мин и в начале династии Цин (1644-1912). Особенно стоит отметить, что пьеса «Веер с персиковыми цветами» пользовалась огромной популярностью. В то время все без исключения влиятельные и знатные люди переписывали ее, в результате даже бумага подорожала. Династия Мин существовала 300 лет. Кто привел к ее гибели? Какое событие привело к этому финалу? На все эти вопросы ответила пьеса «Веер с персиковыми цветами».

В четвертой главе повествуется о становлении и развитии пекинской оперы во времена династии Цин (1644-1912). Куньшаньские мелодии (куньцюй) постепенно приходили в упадок, а разнообразные местные драмы проявили жизнеспособность и получили бурное развитие. «Борьба за господство» между пестрой и изящной драматургией началась и продлилась двести с лишним лет. В этот процесс Аньхойская оперная труппа объединила пекинские и шэньсийские мелодии, въехала в Пекин для участия в театральной постановке. Их опера прошла с успехом и завоевала популярность. Начальник Аньхойской оперной труппы Чэн Чангэн считается основоположником пекинской оперы. В династии Цин придворная опера достигла своего пика. Можно сказать, что китайская опера вступила в стадию созревания.

В пятой главе читатели могут ознакомиться с архитектурой китайских театров, которые делятся на три типа: храмовый, народный и придворный. Самым ранним и обширным является храмовый театр.

Они находятся в монастырях и храмах, где показывают жертвенные и ярмарочные драмы. В жертвенных драмах показаны ритуалы приветствия богов и изгнания бесов. Когда проводятся обряды жертвоприношений, люди посещают храмы, возжигают свечи, смотрят ярмарочные драмы, которые доставляют им огромное удовольствие. Народный театр включает в себя театральный зал, частный театр, коммерческий театр, эстрадный театр. Придворный театр является огромным, шикарным, изящным и праздничным.

В шестой главе описаны четыре основные ролевые категории, типы грима и костюмов. В китайских традиционных драмах исполнение всегда связывается с условными выразительными средствами. Например, актер взмахивает плетью, что означает, он едет на лошади. Существуют четыре основные ролевые категории: шэн (мужские роли), дань (женские роли), цзин (военные роли), чоу (комичные роли). В категориях имеются разные подкатегории. Дань носит тяжелый или легкий макияж, окраска которого имеет фиксированное значение. Например, красный цвет означает преданность и справедливость, черный — откровенность и грубость, белый — коварство и хитрость. Стоит отметить, что сычуаньская опера известна волшебной переменой лиц. Оперные костюмы также имеют символическое значение. На мужском костюме есть вышивки солнца, гор, драконов, а на женском костюме вышивки фениксов, пионов, журавлей. Помимо костюмов, у актеров есть специальные головные уборы и обувь.

В седьмой главе особое внимание уделено гендерной особенности. Так как женщинам было запрещено участвовать в оперном представлении, мужчинам приходилось играть женские роли. Это гендерное несоответствие имело многовековую историю. Число актрис увеличилось только тогда, когда запрет не строго контролировался правительством. В конце династии Цин и начале Китайской Республики женская опера пользовалась большой популярностью в таких крупных городах, как Шанхай и Тяньцзинь, но в пекинской опере мужчины все-таки играли женские роли. Среди всех актеров в женском амплуа дань самым талантливым и популярным считается Мэй Ланьфан, который родился в оперной семье, сформировал собственный стиль, вывез пекинскую оперу за границу. В 1935 г. Мэй Ланьфан ездил в Советский Союз со своей труппой на гастроли. Восточная система театрального исполнительства Мэй Ланьфана, российская система Станиславского и немецкая система Брехта составляют три великие театральные системы мира. После нового культурного движения 1919 г. мужчины играли мужские

роли, женщины играли женские роли, в китайской опере появился гендерный баланс.

В восьмой главе повествуется о драматическом искусстве Китая. Автор считает, что драма имеет столетнюю историю в Китае, а современная драма является частью традиционной китайской драмы. В данной главе основное внимание уделяется выдающемуся драматическому мастеру Цао Юй, его работе «Гроза», и некоторым известным драматическим актерам.

В последней, но не менее важной главе рассказывается о народном кукольном театре. Это театр деревянных кукол, пальчиковый театр и театр теней. В 2006 году театр деревянных кукол был включен в «список нематериального культурного наследия» Китая. В 2011 г. китайский театр теней был включен в «список нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО.

Эта книга написана содержательно и информативно, с разных точек зрения, с большим количеством иллюстраций. В ней всесторонне раскрывается полная картина китайского оперного искусства, которая позволяет нам лучше понять его.

Статья поступила в редакцию 18.03.2022; принята к публикации

26.09.2022

The article was submitted 18.03.2022; accepted for publication 26.09.2022

ОБ АВТОРЕ

Лао Линшань — доктор филологических наук, старший преподаватель, Чжэцзянский университет иностранных языков; laolingshan2010@163.com

ABOUT THE AUTHOR

Lao Lingshan — PhD (Literature), Assistant Professor, Zhejiang International Studies University; laolingshan2010@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.