Научная статья на тему 'История изучения памятников наскальных рисунков Узбекистана'

История изучения памятников наскальных рисунков Узбекистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
733
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ / КАМЕННЫЙ ВЕК / ПАМЯТНИКИ / ЗВЕРИ / ХИЩНИКИ / АНТРОПОМОРФНЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пулатов Юсуф Эгамбердиевич

В данной статье рассматривается история изучения памятников наскального изображения Узбекистана. Изучение наскальных рисунков, обнаруженных в нашей республике, несомненно, внесет ясность в споры о времени появления искусства и его ранних формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История изучения памятников наскальных рисунков Узбекистана»

50

УДК 008: 902/904

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ УЗБЕКИСТАНА

Пулатов Ю. Э., докторант Национального университета Узбекистана им.М. Улугбека, Узбекистан, г.Ташкент

В данной статье рассматривается история изучения памятников наскального изображения Узбекистана. Изучение наскальных рисунков, обнаруженных в нашей республике, несомненно, внесет ясность в споры о времени появления искусства и его ранних формах.

Ключевые слова: петроглифы, каменный век, памятники, звери, хищники, антропоморфные.

Узбекистан считается одной из стран богатых на археологические памятники, в частности на археологические памятники с наскальными рисунками, свидетельствующих о многовековой истории страны. История изучения таких памятников Узбекистана охватывает длительный период.

Важной особенностью наскальных рисунков является их разнообразие. Широкая тематика рисунков включает в себя изображения людей, предметы, связанные с их ежедневной деятельностью, животных, различные события.

Время появления изображений, охватывая очень обширный период, продолжалось с конца ледникового периода (с культуры Ориньяк и Мадлен), с времени, когда основным источником питания были мамонты и лошади до недавних веков. Известный археолог А.П.Окладников считает, что изобразительное искусство появилось тридцать пять тысяч лет назад, т.е. в каменном веке, а изображение человека появилось немного позже. [1, 46] Вопрос определения времени, когда древние люди создали наскальные рисунки, является одним наиболее проблематичных. При этом, мнения ученых значительно спорные. Однако, всем известно, что, как свидетельствуют исторические источники, первые изображения появились несколько тысячелетий до нашей эры. К примеру, животные, жившие в ледниковый период. Изображение мамонта, обнаруженное в пещере Капо, представлено с такой точностью, что это свидетельствует о том, что художник действительно видел или же охотился на мамонта. [2,38] В качестве доказательства этому, можем привести изображения быков, обнаруженных в пещерах Сийпантош и Зараутсой.

Известно, что существуют сведения о том, что изображения быков-турове в эру палеолита, т.к. остатки костей этих животных были обнаружены при археологических изысканиях в пещере Селунгур в Самарканде, относящейся к эпохе верхнего палеолита, в пещере Мачай, относящейся к эпохе мезолита, в поселении Учтут эпохи палеолита [3, 101] и в памятнике Обишир, поселении Сапаллитепа, относящегося к раннему бронзовому веку. Кости туров-быков, относящихся к первому тысячелетию до нашей эры, не

были обнаружены в хронологичских справочниках. По мнению палеантолога Б.Батырова, быки-туры исчезли до начала исторической эры. [4,18]

Как отмечает Г. Осборн, представление действительности посредством художественного наблюдения, и из-за того, что чувство прекрасного было сильно развито у кроманоньцев, изображения, относящиеся к эпохам ранней культуры Ориньяка и Мадлена, отличаются своей точностью. В противовес этому, рисунки поздних эпох выполнены более грубо, чем более ранние.

Несмотря на разнообразие мнений по этой теме, точность и художественное выражение в изображениях со временем упрощались в зависимости от развития общества, а в схематическом выражении - доводились до совершенства. Если взглянем на историю изучения наскальных рисунков в области археологии, можно обнаружить, что несмотря на то, что хотя древние наскальные изображения известны людям с давних времен, письменные сведения о наскальных рисунках в Азии, Австралии и Африке были найдены недавно, то есть в заметках путешественников ХУП-ХЖП веков. [5,3]

К концу XIX века предсталение людей о искусстве изменилось, и стало ясно, что наскальные изображения, обнаруженные в пещерах Франции и Испании и относящиеся к эпохе палеолит, не являются неумелыми и непонятными картинками диких людей, как они думали, а, напротив, представляют собой изображения определнных животных - быков, лошадей и северных оленей - выполненных в точном соответствии с критериями живописи.

Изучение наскальных рисунков, обнаруженных в нашей республике, несмоненно, внесет ясность в споры о времени появления искусства и его ранних формах.

Согласно историческим источникам, изучение история наскальных рисунков началось 150 лет назад.[6,109] Мировозрение в этом отношении обогащаются за счет новой информации при более комплексном изучении древних рукописей, хранимых в музеях и архивах нашего края. Именно к такой категории относятся сведения, относящиеся к искусству, истории и литературе, которые можно почерпнуть из таких произведений наших великих ученых Абу Райхан Беруний «Памятники ушедших народов Утмиш халклардан долган ёдгорликлар» и Захириддин Мухдммад Бабура «Бабурнома.

По нашему мнению, изучение истории наскальных рисунков Узбекистана можно разделить на два периода:

Первый период включает конец XIX века и первую половину ХХ века, когда наскальные рисунки впервые были обнаружены и первые некоторые сведения о них были зафиксированы археологами-любителями.

Второй период включает в себя время с 1950 года по сегодняшний день, когда во второй половине XX века были созданы археологические экспедиции и наскальные рисунки стали серьёзно изучать. Далее мы поговорим об этом. а) конец XIX века и первая половина XX века. В этот период, первым человеком, кто начал изучать наскальные рисунки в Узбекистане считается П.И.

51

Депезин, который, в составе русской армии в 1834 году побывал в Букантаге (Кизилкум). Депезин написал о наскальных рисунках на этой териитории в своем дневнике. Начиная с конца XIX века, наскальными рисунками, обнаруженными в Центральной Азии, начали заниматься отдельные представители группы туркистанских археологов.

Стоит обратить внимание на рисунки, обнаруженные в кишлаке Аравон и изученные в 1878 году Н.А.Наследовым. Об этих рисунках также есть сведения, представленные членами Туркестанского кружка любителей археологии Н.С. Лыкошина и Д.М. Граменицкого.

Краткие сведения о наскальных рисунках Восточного Тянь-Шаня можно найти в произведениях Н.И.Веселовского. Во время его путешествия по Угамской долине в Сусингане он обнаружит изображения людей и животных, однако, предположив, что рисунки были нанесены недавно, не обратит на них достаточного внимания.

Исследование памятников наскальных рисунков получило значительное развитие в XX веке. В 1912 году был найден памятник Зараутсай и издание сведений о нем Г.В. Парфенова, А.Ю. Рогинского, А.А. Формозова и других свидетельствовало о повышении интереса к изучению этого памятника.

Новые открытия в этой сфере в 1920-1940 годах связаны с именами А.А. Карчиенева, Д. Кашкарева, А. Коровина, М.Е. Массона, М.Э. Воронца, Г.В. Парфенова и других.

В 20-40 годах XX века Н.Л. Корженевск в Исфармисае обнаружил непонятные изображения различных животных. Летом 1923 года во время поездки Д.Кашкарева и А.Коровина по Восточному Тянь-Шаню

встречают множество изображений людей и коз на камнях. [7,21]

Целый ряд научных статей Г.В. Парфенова посвящены изучению памятника Суратисай. По его сведениям, в Суратисае были обнаружены более 1000 наскальных рисунков различной тематики. Широкий тематический масштаб наскальных изоражений включает изображения лошадей, коз, медведей, быков, туров, ирбисов, верблюдов, барсов, волков, собак и лис. Г.Парфенов пишет об обнаружении изображения мамонта и относит его к эпохе палеолита. Однако узбекский археолог М. Хужаназаров, не согласившись с этим, отмечает, что это не совсем правдоподобно и при пристальном изучении изображения, понятно, что оно напоминает не мамонта, а лошадь, встречающуюся здесь в большом количестве.

М.Э. Воронец, проводивший в 1950-1951 годах археологические изыскания в кишлаках Гава-Чадак, Черкесар, Актепа, Багужой северо-восточной стороны Наманганской области, обнаруживает наскальные рисунки. Исследователь считает, что они относятся к периоду с 1 тысячелетия до н.э. до средних веков.

К сожалению, позднее работы в эттом направлении были приостановлены по неизвестным причинам и, наконец, начиная с 1980-х годов, М.Хужаназаров снова их продолжил.

б) Исследования во второй половине XX века и в годы независимости. Не будет преувеличением сказать, что начиная с 50-х годов прошлого столетия, начался научный период изучения наскальных рисунков, т.к. основная часть более ста обнаруженных стоянок приходится на этот период.

В 1958 году в районе Бустанлык Т.Агзамходжаев нашел целый ряд наскальных рисунков.

52

По словам автора, в верхней части реки Узунсай, в 18-20 к сееру от кишлака Чимбайлик в верхней части и на южном склоне гор Космосла и Куржайли встречаются около 250 наскальных изображений горного козла (архара), сайгаков, собак, хищных животных, лошадей и других изображений. В результате наблюдений исследователь приходит к выводу, что данные изображения относятся к концу бронзового века и раннему железному веку, т.к. к концу II тысячелетия - началу I тысячелетия до н.э.

В 1960 году в Кос-таше и Шахимардане Г.В. Шацкий обнаружил целый ряд изображений. На одном из изображений, обнаруженных в Кос-таше, показаны двое людей в профиль с дугообразными предметами в руках. Г.Шацкий истолковывает данный предмет как борону для обработки земли, а изображенную сцену процессом обработки земли. [8,119]

Г.В. Шацкий в своей научной статье о наскальных рисунках, найденных им в 1961 году в Чадаксае, он подчеркивает, что наскальные изображения в Чадаксае встречаются разделенными на две группы и в основном на них изображены горные козлы и охотничьи сцены. Автор поясняет, что, согласно тематике, здесь показаны рисунки приручения и одамашивания диких животных.

В 1963-1964 годах Чарвакская археологическая группа обнаружила большое количество наскальных рисунков и стоянок в горах Писком, Куксув, Чаткал, Чимён, Каразау и Кунгар Ташкентской области, а также в Ахангаранской и Аршансайской долинах.

В 1966-1967 годах в Сохской долине А.Кабировым были найдены несколько наскальных рисунков. Изображения были обнаружены на южных склонах Катрантага, в горных районах Заркара и Обишира, в кишлаках Сур, Бел, Тарик, Багишим и в ущелье Шурбулаксай. Здесь можно было встретить в основном изображения коз, кабанов, лошадей, волков. Эти изображения А.Кабиров разделяет на две группы, относящихся к УП-1 векам до н.э. и к 1-ЖП векам н.э.

В результате научных изысканий, проведенных М. Хужаназаров в 1979-1982 годах в Катрантаге, на территории Кумушкансая, Янгиарыксая и в кишлаке Эшма на границе с Киргизстаном, были обнаружены новые наскальные рисунки. В одном Янгиариксае были найдены около 1200 изображений.

Наскальные рисунки Ахангаранской долины, открытые в 1963 году О.М. Ростовцевым, были изучены в 1966-1967 годах Ж.Кабировым и в 1979-1983 годах М.Хужаназаровым. Как отмечают ученые, данные изображения относятся к 1 тысячелетию до н.э. Изображения, найденные в Борабагсае, Кучайлисае и Енгаликсае реки Ахангаран также по тематике, способу и технике изображения и уровню исполнения не отличаются от вышеописанных изображений.

В 1974 году представителями Пскомского археологического отряда в верхней части рек Чукурсай, Каракисай и в кишлаке Кул были обнаруждены наскальные изображения. Изображения были обнаружены на высоте 2500 метров над уровнем моря. На склонах гор, расположенных на этой высоте, есть изображения горных коз, горных баранов, лошадей, собак, хищников, змей и солярного символа. Можно найти множество сцен атаки

стад хищниками, охоты людей на горных лошадей и горных баранов. Манера исполнения и необычность тематики изображений свидетельствует о том, что они появлялись в разные периоды времени, т.е. с 1 тысячелетия до средних веков. Позднее эти стоянки были всесторонне изучены М.Хужаназаровым и взгляды на этот вопрос обогатились новой информацией.[9,16-23]

Комплекс Башкизилсай, найденный М.Мирмухаммедовым в 1934 году и изученный в 1970-72 годах Ж.Кабировым, также выделяется широтой тематического размаха. Более 400 изображений, найденных здесь, были выполнены на сланцевых скалах. По мнению Ж.Кабирова, они относятся к УП-П векам до н.э. Исследуя наскальные изображения сцен охоты на горных коз, обнаруженные им в 1975 году Аччиксае, расположенным на северном склоне Катрантага, ученый пришел к выводу, что данные изображения были созданы в начале I тысячелетия до н.э.

В 1966-1973 годах исследования проводились Ж.Кабировым, а затем через определенный период времени возобновились в 1987 году в Нуратинской горной цепи в Октаге и Коратаге. При этом на территории Хатырчинского и Нуратинского районов были обнаружены около 30 стоянок. В одном только ущелье Аксакалтойсай были найдены почти 500 изображений. На одном из утесов сая было обнаружено изображение восьми людей, выполненное краской. Заслуживает внимание то, что после Зараутсая изображения выполненные красками были найдены в этой местности. Однако, ученые не пришли к единому мнению относительно вопроса возраста данного изображения.

В 1970 году Харезмской экспедицией были изучены стоянки Букантов, Бакали, Кирбукан на территории Кизилкумов. [10, 83]

В 2002 году М.Хужаназаров и А.Развадовский вновь приступили к исследованию памятников Биронсай и Сармишсай, расположенных на востоке Нуратинских гор за пределами вышеуказанных стоянок. В Бакали впервые на нашей территории было обнаружено изображение рыбы, а в Биронсае - изображение рожающей женщины.

Памятник Сармишсой, известный в нашем крае изобилием наскальных рисунков, также изучали в течение длительного времени. В частности, в 1958 году в газете «Красный Узбекистан» научный сотрудник Института истории и археологии УзАН представил краткую информацию об изображениях Сармишсая. Позднее рассуждения об этом в 1964 году продолжил Н.Тошкенбоев в своей статье о памятниках ущелья Сармишсай.

В 1969 году при Институте истории и археологии УзАН по инициативе Я.Гуломова была создана специальная группа под руководством Ж.Кабирова по изучению наскальных изображений. В 1969-1972 годах эта группа проводила научные исследования изображений Сармишсая. Данная группа обнаружила и изучала новые образы древних изображений, найденных в ущельях Тонготар, Бирон, Гуртут, Киличлик, Тойтуёк, Корачарвак, Умартол, Отчопкан и Наймачаликсай, расположенных в ущелье Каратаг.

Основные результаты научных исследований по изучению почти 3500 изображений, обнаруженных Ж. Кабировым в Сармишсае, были отражены в первой монографии о наскальных рисунках Узбекистана.

В 1993-1994 годах М. Хужаназаров совместно со специалистами Познаньского университета имени А. Мицкевича в Польше вновь изучил и сфотографировал данные рисунки. Об актуальности данного вопроса свидетельствует интерес археологов в мире к нашим памятникам наскальных рисунков, а также издание за рубежом ряда произведений (по этому вопросу).

В 2001 году появились сведения о стоянке Сийпанташ, обнаруженной в Кашкадарьинской области проф. Р.Х. Сулеймановым, возраст которой относят к эпохе палеолита. [11]

Одним словом, за более вековой период на территории нашей страны были обнаружены сотни наскальных рисунков, и исследования в этой области стремительно продолжаются и по сей день.

Источники и литература:

1. Окладников А.П. Верхнепалеолитическое и мезолитическое время, Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. -Москва: Литература, 1966.

2. Бадер О.Н. Каповая пещера. -Москва: Наука, 1965.

3. Батыров Б.Х. Остатки млекопитающих из слоев Самаркандсой верхнепалеолитической стоянки.//Материалы 24-й науч.конф.проф.-

53 препод.состава биологического факультета

СамГУ. -Самарканд: 1967.

4. Батыров Б.Х. Характер изменения видового состава и ареалов млекопитающих юга Узбекистана. -Самарканд: СамГУ им.А.Навои, 1969.

5. Формозов А.А.. Наскальные изображения и их изучения. -Москва: Наука, 1987.

6. Хужаназаров М. Памятники Узбекистана.//Памятники наскального искусства ЦА. -Алма-Ата: 2004.

7. Кашкарев Д.Н., Коровин Н. Экскурсия в талассуский Алатау летом 1923 г. -Ташкент: вып.1, 1926.

8. Шацкий Г.В. Рисунки на камне. -Ташкент: 1973.

9. Хужаназаров М. Наскальные изображения Ходжакента и Каракисая. -Самарканд: 1995.

10. Оськин А.В. Петроглифы Букантау. -Москва. Наука, 1976.

11. Р.Сулейманов. Новый памятник первобытного искусства в Центральной Азии.// Журнал Санъат, №2. -Ташкент: 2001.

12. www.sanat.orexa.eom/rus/archive/1 -02/historv ай^Шт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.