Научная статья на тему 'Наскальные рисунки и история горного дела под открытым небом в Зеравшанской долине'

Наскальные рисунки и история горного дела под открытым небом в Зеравшанской долине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРМИНА / ПЕТРОГЛИФЫ / ИСКУССТВА / САРМИШСАЙ / АНТИЧНОСТЬ / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ДРЕВНЯЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кандахаров Анвар Хасанович, Полванова Фарида Аманбаевна

В статье анализируются древнее искусство, археология и наскальные рисунки в истории горного дела Зеравшанской долины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наскальные рисунки и история горного дела под открытым небом в Зеравшанской долине»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наскальные рисунки и история горного дела

под открытым небом в Зеравшанской долине

1 2 Кандахаров А. Х. , Полванова Ф. А.

Кандахаров Анвар Хасанович /Ка^аккагоу Лпуаг Khasanovich - старший научный

сотрудник-исследователь;

2Полванова Фарида Аманбаевна /Ро1уапоуа Phaгida ЛтапЬауеупа - старший преподаватель, Навоийский государственный педагогический институт (НавГПИ), г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются древнее искусство, археология и наскальные рисунки в истории горного дела Зеравшанской долины.

Ключевые слова: Кермина, петроглифы, искусства, Сармишсай, античность, наскальные изображения, древняя горнопромышленность.

Уникальную галерею наскальных рисунков оставили нам в наследство художники древности. В 40 километрах севернее города Кермине1 в благодатном ущелье в горах Каратау находится своеобразный музей под открытым небом, первобытная картинная галерея - Сармишсай.

Сармышсай - один из крупнейших и малоизученных памятников наскального искусства в Узбекистане. Своеобразную галерею создают более десяти тысяч отдельных изображений, многие из которых собраны в композиции и сцены. Петроглифы высечены на скалах, что обступили Сармишсай по берегам на протяжении двух километров вдоль русла [1].

Петроглифы Сармишсая широко известны специалистам по первобытному искусству всего мира. Впервые этот памятник был обнаружен археологом Х. Мухамедовым в 1958 году, а первым исследователем был Н. Ташкенбаев. Объемный научный материал принадлежит и ученому А. Кабирову, проведшему на Сармишсае несколько полевых экспедиций. В результате было описано более трех тысяч наскальных изображений людей, животных и различных, очевидно, мифических и тотемных символов. Большинство петроглифов относится к бронзовому веку. Встречаются и мотивы, датируемые энеолитом и неолитом. Значительное количество рисунков создано в сако-скифский период. Каждое тысячелетие оставляло нам свои памятные знаки.

Еще одним из известных ученых-археологов, научным интересом которого стал Сармышсай, является М. Хужаназаров. Им обнаружено и описано 66 ранее неизвестных памятников наскального искусства [2].

Собрание иероглифов ущелья Сармыш представляет собой уникальный архив, своего рода большой сборник подлинных документов, которые содержат запечатленные в выбитых на скалах изображениях очень многие и разнообразные сведения, касающиеся жизни, истории, культуры наших давних предков, населявших Призеравшанье в разные периоды, начиная с глубокой древности. Причем, многие из этих сведений ни в каких других источниках не содержатся.

Надо отметить, что на скалах есть изображение вселенной в том виде, в котором ее представляли народы Евразии три тысячи лет назад. Одно такое же изображение находится в Швеции, а третье - в Сибири. Изображение вселенной в Сармыше, в отличие от других, включает гораздо больше отдельных петроглифов, оно гораздо подробнее.

1 Древний город Бухара и Зеравшанская долина. См.: Бартольд В. В., Сочинения. Том I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Москва.: Наука, 1963 - с. 149.

В ущелье Сармыш собраны такие петроглифы, которым нет аналогий нигде. Удивительно, но здесь имеются такие сюжеты и композиции, которые в точности наглядно демонстрируют обряды скифов и массагетов, описанные в знаменитой книге «отца истории» Геродота. О Сармыше и его петроглифах знают ученые Узбекистана в Самарканде и Ташкенте, в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске, в Казахстане, в Польше и на Украине [3].

Петроглифы Сармыша довольно подробно рассказывают нам о том, какой была природа в самом этом ущелье и в его окрестностях, как она изменялась на протяжении пяти-семи тысяч лет до наших дней. Как отмечают архивные данные, судьба их на протяжении веков связана с освоением, использованием и заселением этого ущелья людьми.

Первобытные охотники должным образом оценили это ущелье с ручьем, здесь легче всего удавалось подкараулить и добыть дикого быка, оленя, горного козла или барана-муфлона. Сюда на водопой каждый день в одно и то же время приходили эти животные. Наличие воды и удачная охота сделали это ущелье особо почитаемым еще в глубокой древности. Сами люди поселяются рядом, ниже по ручью, там, где скалистая глубокая теснина ущелья переходит в более широкую долину с пологими краями. Тут словно нарочно природа приготовила людям летнее и зимнее жилье -вместительный, открытый к южной стороне скальный грот-навес в виде глубокого айвана-веранды и в несколько буквально шагах теплую пещеру. В верхней скалистой части ущелья устроены были святилища и жертвенные места. В связи с ними и появились, на наш взгляд, петроглифы [4].

Прошли тысячелетия. За это время сменились в этой части света многие тысячи людей. В результате их хозяйственной деятельности изменился окружающий ландшафт, разведение на протяжении многих веков мелкого рогатого скота привело к исчезновению горных естественных лесов. Перевелись дикие быки-туры, благородные олени, лани, медведи. Уменьшилось количество горных речек, ручьев, родников. Местность приобрела засушливо-полупустынный характер. Почти все дикие животные, водившиеся на Сармишсае, попали на каменные «страницы» уникальной «Красной книги» - собрания наскальных изображений в ущелье Сармыш [5].

На протяжении последних 10 лет в Сармышсайской долине проводятся целенаправленные и систематические работы по изучению, сохранению и управлению культурным и природным наследием данного региона. В настоящее время здесь учеными Института археологии Академии наук Республики Узбекистан в сотрудничестве с зарубежными партнерами практически завершены картографирование и составление карт о месторасположении петроглифических объектов и археологических памятников. Определены и обсуждены границы охраняемой и буферной зон, а также подготовлен пакет документов, представляемых для включения памятника «Сармыш» в Предварительный Список Республики Узбекистан для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Были изданы несколько монографий, карта, путеводитель и буклеты, подготовлена для издания научно-популярная книга по Сармышсаю.

Многие наскальные изображения и композиции делают Сармышсай объектом мирового значения.

В окрестностях Карманы еще в каменном веке зародилось горное дело. Крупнейших из числа известных не только в Узбекистане, но и во всей Евразии, комплекс древнейших предприятий первобытной горной индустрии, которые действовали еще в каменном веке, находится в Навоийской области в окрестностях Навбахорского района у селения Учтут [6]. Здесь учеными выявлены и изучены десятки древнейших шахт и карьеров, в которых велась добыча кремня - чудесного материала, который много тысячелетий служил людям главным образом как предшественник металла. Найдены и мастерские по изготовлению кремневых изделий.

В середине двадцатого столетия в разных местах Зарафшанской долины, в Кызылкумах и в других сопредельных районах было открыто множество стоянок и селищ первобытных охотников и рыболовов, а также древних скотоводов и земледельцев - с массой кремневого производственно-бытового инвентаря. Вот тогда перед археологами и встал вопрос, где именно первобытные люди добывали так много кремня, необходимого им в то далекое время для изготовления огромного количества самых разнообразных орудий труда и инструментов - наконечников стрел, дротиков, копий, ножевидных пластинок, рубил, тесел, скребков, резцов, топоров, проколок, сверл, скобелей, пилок и многого другого. Поиски привели к обрывистым склонам южных предгорий - адыров хребта Каратау, ограничивающего часть долины Зарафшан с севера. Здесь, север - восточнее города Навои, обширный район между селениями Учтут и Иджан - занимает месторождение кремния. В крутых обрывах известняка тут видны мощные обнажения пластов кремния. У подножий обрывов, в известняково-глинистых отложениях отдельные, порой довольно крупные уплощенные ядрища более качественного кремня в виде буханок-караваев или толстых лепешек [7].

В этих местах в 1958-1959 гг. сотрудниками Института археологии Академии наук Узбекистана во главе с академиком Я. Гулямовым собраны многие сотни разных кремневых изделий, относящихся к каменному веку. В ходе дальнейших исследований в этом районе у горы Вауш археологам удалось собрать большое количество орудий и инструментов труда времени палеолита - древнекаменного века. Здесь же в 1959 году недалеко от селения Иджан известным ученым - историком академиком А. П. Окладниковым была открыта древнейшая мастерская по изготовлению изделий из здешнего кремня. Эта мастерская существовала и действовала на протяжении десятков тысячелетий [8].

Дальнейшие работы ученых - археологов Узбекистана под руководством академика Я. Г. Гулямова увенчались крупным успехом - открытием между селениями Учтут и Иджан сорока древнейших засыпанных землей шахт и двух других кремневых мастерских. В работе отряда приняли участие М. Р. Касымов, С. А. Семенов, Г. Ф. Карабкова, У. Исломов, Дж Кабиров и др. В последующем были обнаружены новые шахты [9]. А всего их найдено более ста. Одним словом, говоря по существу, выявлен целый огромный древний горнопромышленный комплекс, включавший добычу кремня в шахтах и карьерах, а также изготовление изделий из него в мастерских.

Десятки шахт, обнаруженные археологами, исследовали, произведя раскопки. Найденные при этом готовые кремневые изделия, очевидно, забытые древними горняками на месте горных разработок, собранные тут же древнейшие горняцкие орудия - клиновидные камни, массивные каменные отбойники, кирки и кайла из оленьих и бычьих рогов, позволили определить «возраст» учтутских шахт (в науку они вошли по названию селения Учтут). Древние кремневые учтутские шахты действовали в неолите - в эпоху «нового камня», то есть 7-5 тысяч лет назад. Таким образом, это месторождение кремня в далеком прошлом, на протяжении многих тысячелетий являлось важным центром, снабжавшим обширные районы нынешнего Узбекистана материалом, пригодным для кремневой индустрии. Кстати, запасы кремня здесь настолько значительны, что мы не удивимся, если в недалеком будущем здесь возникнет еще одно новое для нашей республики производство, для которого кремень может быть важным материалом.

Литература

1. Бартольд В. В. Сочинения. Том I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия.

Москва: Наука, 1963 - с. 149.

2. Вестник МИЦАИ. Самарканд-Бишкек. - 2005. - Вып. 1.

3. Исламов У. Первобытная культура в низовьях Зарафшана. Неолитическая культура в низовьях Зарафшана. Т.: «Фан», 1966.

4. Касымов М. Р. Кремниевая мастерская у кишлака Учтут в районе горы Каратау Бухарской области (По материалам археологической экспедиции). Научные работы и сообщения. Кн. 6. - 1963.

5. Мирсоатов Т. Н. Древние шахты Учтута. - Ташкент, 1973; его же. Горные разработки в эпоху камня. - Ташкент, 1977.

6. Хужаназаров М. Этнография и традиции населения Сармышсая. - Самарканд, 2009.

7. Хужаназаров М. Этнография и традиции населения Сармышсая. - Самарканд, 2009.

8. Шацкий В. Г. Рисунки на камне. - Ташкент, 1973.

9. Шалатонин Б. С. Тени на скалах. - Ташкент, 1999.

Из истории развития жилищного строительства в колхозах и совхозах Башкирской АССР в 1965-1985 гг.

Даминев И. И.

Даминев Илгиз Инсафович /Daminev Ilgiz Insafovich - аспирант, кафедра истории Отечества и методики преподавания истории, Башкирский государственный университет (Стерлитамакский филиал), г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Аннотация: предметом исследования является анализ развития жилищного строительства в колхозах и совхозах Башкирской АССР в 1965-1985 гг. Именно в указанное время, благодаря интенсивной финансовой поддержке государства, для тружеников колхозов и совхозов республики возводились бесплатно жилые дома. Также проводилась работа и по благоустройству сельских населенных пунктов. Ключевые слова: Башкирская АССР, жилищное строительство, колхоз, межколхозные строительные организации, совхоз, село, строители.

В послевоенное время в связи с укрупнением колхозов в Башкирской АССР стали создаваться постоянные строительные бригады. На 1 января 1951 г. в объединенных колхозах было создано более 700 таких бригад. С 1957 г. в стране стали организовываться межколхозные строительные организации, что было вызвано ростом экономической базы колхозов и дальнейшим развитием капитального строительства на селе. В республике в 1958 г. было три межколхозных строительных организации, а на 1 июля 1965 г. их было уже тридцать четыре [8, с. 168]. Таким образом, материально-техническая база межколхозных строительных организаций создавалась за счет средств колхозов. Этот процесс означал переход к подрядному способу осуществления строительства. 29 февраля 1960 г. постановлением Совета министров Башкирской АССР было создано объединение «Башмежколхозстрой». В состав данного объединения первоначально вошли 19 межколхозных строительных организаций (МСО). За первый год объем выполненных работ по подряду указанными МСО составил 2 млн. 856 тыс. руб. Деятельность этих организаций контролировалась пайщиками. В республиканском масштабе действовал совет учредителей, который впоследствии был преобразован в совет директоров. Первым председателем совета директоров был избран П. В. Сливнев. Через год его сменил П. А. Качкаев. С 1969 по 1986 г. председателем совета работал В. Д. Хромых. 70-е годы и начало 80-х годов были периодами становления и дальнейшего развития МСО и всего объединения, ими в колхозах республики были построены десятки тысяч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.