Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 20 ВЕКА'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 20 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЭТНОСА / МАССМЕДИА / ЭТНОФОБИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чистой А. В.

Фактор геополитики всегда был чрезвычайно значимым для культурных процессов на Северном Кавказе, он определял векторные повороты в культурогенезе и на предшествующих этапах истории культуры. Создание псевдогосударств (автономных республик) в то время, когда уровень грамотности населения едва достигал 0,3-0,5%, а языковые и прочие коммуникационные барьеры были чрезвычайно высоки, было просто управленческой необходимостью. Этатизм в национальных республиках изначально был ориентирован не столько на решение каких-то специфических этнокультурных проблем, сколько на гарантированное закрепление привилегированного положения советской элиты бывших автономных республик в новых условиях, хотя это достигалось именно за счет политической мобилизации этничности и этнокультурного фактора. При этом на первом плане стоял вопрос о собственности, здесь власть и собственность, как правило, сосуществуют в одних и тех же лицах, а во власти находятся в основном родственно связанные люди узкоклановых кругов. Эту ситуацию в республиках отдельные исследования и характеризовали, не без основания, как «неофеодализм». Культурное выражение подобной ситуации очевидно: деградация практически всех форм бытия этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 20 ВЕКА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94

А.В. Чистой

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 20 ВЕКА

Фактор геополитики всегда был чрезвычайно значимым для культурных процессов на Северном Кавказе, он определял векторные повороты в культурогенезе и на предшествующих этапах истории культуры. Создание псевдогосударств (автономных республик) в то время, когда уровень грамотности населения едва достигал 0,3-0,5%, а языковые и прочие коммуникационные барьеры были чрезвычайно высоки, было просто управленческой необходимостью. Этатизм в национальных республиках изначально был ориентирован не столько на решение каких-то специфических этнокультурных проблем, сколько на гарантированное закрепление привилегированного положения советской элиты бывших автономных республик в новых условиях, хотя это достигалось именно за счет политической мобилизации этничности и этнокультурного фактора. При этом на первом плане стоял вопрос о собственности, здесь власть и собственность, как правило, сосуществуют в одних и тех же лицах, а во власти находятся в основном родственно связанные люди узкоклановых кругов. Эту ситуацию в республиках отдельные исследования и характеризовали, не без основания, как «неофеодализм». Культурное выражение подобной ситуации очевидно: деградация практически всех форм бытия этнической культуры.

Ключевые слова: культурное развитие, историческая общность, культурное пространство, институциональные структуры, позиционирование этноса, массмедиа, этнофобия.

© Чистой А.В., 2014.

Советский цикл культурного развития сформировал и поддерживал на огромном геополитическом пространстве некий культурный баланс, который, хотя и базировался на идеологии, в то же время подпитывался идеями и принципами дружественности народов, а главное - духовным богатством русской культуры, прежде всего художественной. С 60-х годов ХХ века ситуация начала принципиально меняться: в советской стратегии развития резко обозначились тенденции к ускоренному формированию «новой исторической общности - советского народа», что объективно вело к нивелированию культур, свертыванию культурного пространства функционирования этнических языков, к их изгнанию из сферы образования. Все это в этническом сознании воспринималось не иначе как «руссификация», порождая различные формы недовольства и скрытого сопротивления. На этом фоне в 80-х годах разразился системный кризис советской идеологии и советских институциональных структур. Одним из проявлений этого кризиса стал распад баланса культур на советском геополитическом пространстве и последовавший за этим острый кризис социальной и культурной идентичности на всем этом пространстве. В такой ситуации практически все этнические культуры устремились в поисках новой идентичности и новых смысло-жизненных перспектив к собственным истокам - архетипам и смысловым мирам.

В итоге за короткое время южно-российский регион, как и все постсоветское пространство, обрел мозаичную структуру, состоящую из весьма разнородных в типологическом отношении элементов и систем - традиционных этнических, православной, исламской, казачьей (русско-казачьей), современной (западной) массовой культур и элементов советской культуры, которые находятся в сложных взаимоотношениях, а точнее - в состоянии открытой или латентной конфликтности. Столь быстрый распад советской культурной системы и кризис советской социокультурной идентичности актуализировали все формы самоидентификации социума (социальных групп) - этнической, религиозной, локально-цивилизационной, что и составляет глубинную основу развернувшихся в этом регионе за последние десятилетия сложных, противоречивых и конфликтных процессов. В общем разделяя подобный взгляд на причины (истоки) постсоветских конфликтных процессов в этом регионе, кавказоведы по-разному оценивают сущность самих процессов: одни усматривают в происходящем феномены национального (этнического) возрождения [1], другие трактуют их как опасное позиционирование (самопозиционирование) кавказских этносов в отношении России, русской культуры и российской цивилизации [2].

Культурное самопозиционирование человека или целостной группы людей (социума) -явление объективное и само по себе не влечет негативного отношения к «иным культурам». Новейшая история России складывалась так, что демонтаж советского уклада жизни в этнических республиках до сих пор разворачивался и разворачивается в форме демонтажа культур, культурных связей - отношений, более того - в форме острого конфликта культур и идентично-стей, пробуждая этнофобию.

Причины, подхлестнувшие в 90-х годах этнофобию в России, известны, парад суверенитетов республик и исход русских из них, чеченская война; монополизация торговли на продовольственных и вещевых рынках выходцами из стран СНГ. Ныне все эти проблемы, казалось бы, уже не имеют прежней остроты: чеченская война остановлена и ее последствия устраняются; в этнических республиках демонтирована суверенность и наведена вертикаль власти, а «инородцы» лишились монопольного положения в сфере торговли, но этнофобия не ослабевает. Факты свидетельствуют о том, что ныне этнофобия (особенно кавказофобия) уже обрела самостоятельную жизнь, бытует в культуре российского общества и в информационном пространстве, не только и столько отражая реальные феномены сознания, сколько навязывая ему нескончаемое «конфликтно-драматическое зрелище» - своеобразный сериал, шоу о лицах «кавказской национальности».

Этнофобия в массимедиа в модусе «лицо кавказской национальности» фактически стала неплохо сбываемым информационно-культурным товаром, бытующим по цинично-прагматическим правилам рынка - минимум затрат (средств, усилий, таланта), максимум прибыли. К тому же этот товар просто необходим множеству малотиражных СМИ (распространенной в России форме малого бизнеса), изначально ориентированных на обывателя, психоло-

гически травмированного неудачами и тяжелыми социально-экономическими последствиями наших либералистских реформ. Этнофобию подпитывают и те политические силы и движения, которые с 90-х годов манифестировали себя как культуро-возржденческие, хотя им нечего предложить обществу, кроме идеи борьбы с «инородцами», «лицами кавказской национальности», «незаконными мигрантами» (они в восприятии российского обывателя ассоциируются с издержками реформ последних десятилетий).

Все это актуализирует проблему выявления потенциала этнических культур к взаимному диалогу, к трансформации и синтезу новой российской культурной идентичности. Кавказские этнические культуры, как показывает анализ, располагают огромным потенциалом подобного плана, что пока явно недооценивается.

Возникает вопрос о роли национальной интеллигенции в становлении подобного пространства власти и подобной судьбы культуры, где человек оказывается в атмосфере давно минувших веков, тем более что в российском сознании все происходящее в этнических республиках так или иначе ассоциируется с интеллигенцией.

Действительно, в 80-90-х годах ХХ века конструированием, а также митинговой и публицистической «презентацией» этнических мифологем, о которых выше уже говорилось, занималась в основном «гуманитарная» часть национальной интеллигенции - те, чьи профессиональные занятия были непосредственно связаны с проблематикой истории, языков и культуры этносов.

Современный этап культуро-цивилизационных процессов в этнических регионах России характерен, прежде всего, превращением культурной специфичности этносоциумов в политическую специфичность их уклада (речь идет о системе патронажа и широкой сети клиеяталь-иых отношений, в которые правящие кланы включены, решая любые вопросы). Это положение сохраняется и ныне [6], несмотря на реформы, поскольку они меняют лишь формальные аспекты власти и управления, а этноэтатизм опирается на развитую систему неформальных (родственных, клнентальных, финансовых, собственнических и прочих) отношений.

Начнем с культурно-языковых процессов, которые особенно остро стояли на повестке дня с 80-х годов. Этнические языки формально получили статус государственных, в культурный обиход этносов вернулись некоторые традиции, активное развитие получили национальная (этническая) историография и этнология в целом. Однако, если учитывать исторически сложившиеся особенности российской социолингвистической среды, в которой этнические языки (каждый в отдельности) объективно находятся в отношениях «дополнительности» с русским языком, а функциональность большинства из этих языков такова, что на их арсенале трудно выразить современные реалии жизни (политической, экономической, юридической, научно-информационной), то придание им статуса «государственных языков» не более чем политическая манифестация «суверенности» республики, ничего не меняющая в реальном социальном и культурном статусе данного этнического языка. На самом деле ситуация такова, что этнические языки в республиках южного региона и сегодня практически функционируют в таком же режиме, что и в советское время, оставаясь в основном языком бытового общения и национальной (художественной) литературы. Единственное отличие («новация последних лет») в этом плане заключается в том, что национальные языки снова вернулись в систему образования (преимущественно начального образования или в роли факультативного предмета изучения в вузах). Что касается других сфер культуры, то культурологи с тревогой отмечают неэффективность культурной политики эпохи этноэтатизма, более того, ее разрушительность в отношении этнических культур.

На состояние культуры и на культурные процессы в республиках оказывают влияние доминирующие в России культурные процессы: коммерциализация и «визуализация» культуры, засилье масскультуры и «сексизма», оттеснение на задний план чуть ли не всех форм классического искусства и, наконец, продолжающаяся деградация материальной и кадровой базы «некоммерческих» сфер культуры.

Культурные процессы постсоветского времени, конечно же, не сводятся лишь к превращению культуры в политический ресурс, тем более не исчерпываются этим. За последние 10-12 лет в культурном пространстве Северного Кавказа развернулось множество противоречивых и

разнонаправленных процессов, большая часть которых напрямую не связана с политикой, отражает внутренние, имманентные закономерности культурного развития. Не претендуя на исчерпывающую полноту, можно выделить из этого множества процессов следующие группы (направления):

- процессы возрождения традиционных этнических культур;

- широкое распространение западной массовой культуры;

- кризисные и модернизацнонные процессы в сфере профессионального искусства;

- сложные противоречивые процессы «ренессанса-кризиса» в религиозной сфере.

Начальный период российских социокультурных трансформаций ознаменовался не только порывами этнических культур к возрождению, но и их соприкосновением с современным культурным миром и медийным пространством, а главное - с их наиболее энергийным элементом - массовой культурой. Именно столкновение с западной масскультурой, а точнее, резкое неприятие ее общего духа неопределенности и ироничности, ее устремленности на атомизацию культуры (и человека), стало своеобразным детонатором энергии этнических культур к концентрации усилий по осмыслению собственной будущности в самых широких контекстных рамках. Однако при всей несовместимости общего духа этнического и массового модусов культуры формы и жанры последней с нарастающей активностью вторгаются в пространство этнической культуры. Широко известны факты распространения концептуальной живописи в изобразительном искусстве этносов Северного Кавказа. Но самое широкое и активное распространение постмодернизма в пространстве этнических культур происходит прежде всего через формы и жанры шоу-бизнеса и электронных массмедиа, которые теперь становятся неотъемлемой частью каждой этнической культуры. При этом характерно, что этническая культура, в свою очередь, вносит определенные коррективы в эти жанры и их формы, что скорее носит характер моральной цензуры. Табу на эротику практически снято в шоу-культуре всех этнических социумов Кавказского региона. Правда, в этнической шоу-культуре пока активнее всего это проявляется в периферийных жанрах: в рекламных и музыкальных клипах (местной тематики и местного производства).

В целом же, массовая культура на данном этапе оказала наибольшее влияние на музыкальную культуру этносов региона. Если на протяжении всего советского цикла развития, вплоть до 90-х годов, этномузыкальная культура строилась на подчеркивании (сохранении, развитии) различий в мелосе и ритмике у различных этносов, т.е. на акцентах «узнаваемости», то теперь доминирует смешение («микширование») этнических мелодий и ритмов с русской и европейской музыкой, что по сути снимает «характерность этнического порядка мелоса», заменяя ее характерностью «большего масштаба» - стремлением к захвату предельно широкой аудитории (региональной, северокавказской, южно-российской, российской).

Модернизирующее влияние постсоветского времени испытывают и другие сферы культуры, в том числе театр. Однако развитие национального театра в годы либеральных реформ было противоречивым; оно было сопряжено с кризисами, откатами и новой динамизацией деятельности. Именно с кризиса идей, а точнее, с кризиса репертуара начался постсоветский период жизни национальных театров. Затем последовал период активного «служения» театра идеям национального возрождения (новое обращение к национальной истории, эпосу, этнической героике и т.д.).

Несмотря на указанные выше серьезные подвижки в развитии различных сфер и отраслей культуры, свидетельствующие о нарастании процессов адаптации этносов к мировому культурному пространству (к многообразию его смыслов и форм), в целом этнические культуры региона, судя по всему, находятся в кризисе. Более того, по многим признакам кризисные тенденции продолжают нарастать и углубляться. Дело в том, что в самосознании этнических (локальных) культур Кавказа и их носителей, как уже подчеркивалось, явно выражен дискурс целостности, завершенности культуры [8], что так или иначе обусловливает направленность регу-лятнвов на «демонстрацию культуры», на императивность действия ее принципов. Эти внутренние установки этнических культур региона всегда активно проявлялись в свойственной им особой, императивно-интерпретативной форме коммуникации.

Вакхабизм уже получил распространение не только в Чечне и Дагестане, но и среди адыгских народов, которые всегда придерживались самого умеренного направления суннитского ислама — ханифатского, характерного тем, что допускает веротерпимость, сочетание ко-ранических норм с традициями этнической культуры. Так проявляется кризис религиозной культуры этносов Северо-Кавказского региона, обусловленный общим кризисным состоянием этнических культур на данном историческом этапе.

В реальной политической практике региона эти сложные и опасные трансформации в религиозной сфере, к сожалению, воспринимаются односторонне - в ключе борьбы с экстремизмом силовыми мерами, что лишний раз подтверждает отсутствие культурологического обеспечения принимаемых в обществе политических решений. В данном случае имеет место еще и непонимание того обстоятельства, что религиозная ситуация представляет одну из форм проявления общего кризиса этнических культур и социумов.

Образование в современных условиях, когда традиционные механизмы трансляции культуры («от родителей к детям») уже не играют доминирующей роли, становится глобальной социокультурной технологией, от которой в первую очередь зависит культура (культурное бытие) и культурная перспектива социума. Отношения культуры и образования, механизмы их взаимовлияния претерпевают серьезные изменения в общем контексте современных социокультурных трансформаций, которые характерны тем, что практически снимают определенность границ пространства образования и его структурных систем. Речь идет прежде всего о динамично нарастающем влиянии культуры массмедиа (телевидения, интернет-структур и т, д.) на образование, более того - о «перехвате» структурами массмедиа функций образования. Что же касается традиционных институтов образования (общеобразовательной школы прежде всего), то их роль и предназначение в культурных стратегиях региона и его этнических сообществ также меняется в зависимости от общего контекста - доминирующих идей и процессов социокультурной трансформации в постсоветскую эпоху. Так, на начальных этапах (в 80-е и начале 90-х годов) во главу угла ставились проблемы преодоления «разрыва между школой и культурой», «возвращения родного языка, собственной культуры и истории в школу». На этом этапе на Северном Кавказе образование стало фактически главной ареной борьбы различных политических сил - демократических, консервативно-советских, культуро-возрожденческих, национально-сепаратистских и т.д. за влияние на общество и стратегию реформ.

Несмотря на известную стихийность (отсутствие каких-либо выверенных программных ориентиров), этот этап сыграл серьезную позитивную роль в переосмыслении роли образования в культурных стратегиях социума, поскольку создал такую ситуацию открытости образования, которой в истории отечественного образования, возможно, не было прежде, как нет и сейчас. В этой ситуации демократия и ее самый главный принцип - возможность выбора форм культурного бытия и жизненных перспектив - стали утверждаться прежде всего именно в школе, в сфере образования. В итоге появилось огромное многообразие школ - «национальных», культуротворческих, профильных, лицейных, гимназических и т.д. В противоречивых и, как уже подчеркивалось, во многом стихийных процессах взаимодействия общества и институтов образования фактически обозначились как давно назревшие проблемы развития самого образования и педагогической деятельности, так и механизмы функционирования образования в культурных стратегиях постсоветского развития России. Речь шла прежде всего о необходимости варьировать формы, методы и содержание образования, а значит, - профили и содержание самой педагогической деятельности. На этом этапе образование осознается как конструируемое культурное пространство, открытое каждому субъекту культуры и всем актуальным культурам. Однако этот период в национальных республиках постепенно, по мере укрепления порядков этатизма, уступает место, процессам реанимации административного регулирования всех сторон деятельности образования, стандартизации содержания, т.е. ограничению форм многообразия. В рамках такого «упорядочивающего» подхода (т.е. сворачивания вариативности школ, программ и учебников) с неизбежностью заявляет о себе усиление механизмов административного управления образованием, которое является частью (аспектом) обшей практики укрепления этатизма. В такой ситуации школа вновь начинает превращаться в закрытое от общества и культуры «образовательное» пространство, подопечное власти и чиновнику. Понятно, что воз-

врат к советской конструкции школы (образования) невозможен, но дух формальности отношений культуры и образования, характерный для этой конструкции, уже ощущается в большинстве школ. А между тем многие проблемы соорганизации образования и этнических культур пока так и не решены. Речь, в частности, идет о стратегии функционирования этнических языков в сфере образования (с учетом особенностей конкретной социолингвистической среды), о форматах и объемах представления этнической культуры и истории в содержании образования. Поскольку эти вопросы еще с 80-х годов поднимались и ставились больше в политизированной, нежели в профессиональной плоскости, то их решение также стали ассоциировать с политикой. Впрочем, в стране и во всех этнических республиках приняты законы о языках народов России, об образовании, культуре, и они формально создают нормативные предпосылки для решения вопросов роли и места этнического фактора в системе образования. Однако проблемы культурной архитектоники образовательного пространства, в том числе в аспекте соор-ганизации образования и этнических культур по-прежнему далеки от решения.

Следует отметить, что в российском общественном (политическом) сознании образ этно-этатизма некритично переносится на этнические культуры, что порождает и подпитывает межкультурную конфронтацию и этнофобию. Сохранение подобной ситуации чревато опасным нарастанием межкультурной конфронтации. К тому же характер и направленность современных культурных процессов: нарастание «внутренней» кризисности этнических культур и имплантация культурных «иноформ» в их системы, резкое изменение «внешней» среды (социальной, экономической, информационной), с которой этнокультуры находятся в сложных и противоречивых отношениях «диалога-конфронтации - конвергенции» и, наконец, общая неустойчивость конфигурации культурного пространства региона создают критическую ситуацию, чреватую «бифуркацией» этнических культур с непредсказуемым исходом (последствиями). В этом плане радикально меняется и роль образования в культурных процессах - оно фактически становится решающим механизмом воспроизводства н легитимации культурной идентичности, а главное - инструментом конвергенции российских культур и их адаптации к современным гло-бализационным процессам [11-13].

Идентичность, как и любая теоретическая концепция (модель), является не более чем способом репрезентации и идеализации объекта исследования (познания) и социального регулирования. В этом смысле категория «кавказская идентичность» - это попытка выразить современный срез социального, социально-политического и культурного бытия кавказских этносов в массовом сознании этих же этносов, в их соотнесении «себя самих» с «остальным миром» (с миром российского социально-культурного бытия прежде всего). Но это и попытка представить кавказское этносоциальное и этнокультурное бытие как открытую и динамичную систему (систему-процесс), которая подвержена влиянию различных факторов, обусловленных прежде всего российским социальным бытием. Ныне главные из них - экономический и социально-трудовой.

Северный Кавказ а силу ряда причин, в том числе и неравномерного развития субъектов Российской Федерации, не учитываемых должным образом на уровне федерального Центра, находится в ситуации нарастаюшего отставания как по темпам, так н по качеству социально-экономического развития от средних показателей по стране, не говоря уже о мегаполисах России, которые воспринимаются как «норма новой жизни». Эта ситуация, как показывает ход событий, не может быть устранена лишь на основе рыночных механизмов - требуется запуск на федеральном уровне некоей политики выравнивания условий развития субъектов РФ.

Мерой и основой задействования всего набора социально-политических практик и механизмов в интересах конвергенции и синтеза российских социально-культурных идентичностей в новую, многоуровневую социально-культурную идентичность, вероятно, могла бы стать идея инновационного развития, будучи спроецирована на плоскость культурной практики. Спроецирована так, чтобы правовая рационализация социума и экономическое принуждение в социуме сочетались бы еще и с механизмами мотивации процессов конвергенции идентичностей и синтезу культа, а значит, к движению российских этносов по пути формирования единой российской, полиидентичной нации. В этом контексте вполне уместно кое-что переосмыслить в нашей недавней советской практике, которая сумела неплохо выстроить проект «единства и

дружбы народов». Речь идет прежде всего о главных и объемлющих пространствах коммуникации и социального проектирования, каковыми являются сфера образования и СМИ. В частности, одним из элементов федерального компонента школьного образования мог бы стать предмет «Литература народов России» (как некогда и было), а культура и искусство российских этносов могли бы найти место на телеканале «Культура». Вероятно, в процессах синтеза новой российской идентичности должны быть задействованы и национальные проекты, которые обеспечивали бы стимулирование оттока свободных трудовых ресурсов Кавказского региона в другие регионы России и «диффузность» их размещения.

Цель социального конструирования («конструирования идентичности») - это содействие преобразованию ментального мира россиянина, социальных и культурных форм его бытия к достижению социальной конвенции в обществе. Ныне это главный исторический вызов России. Что касается кавказского этнокультурного мира, кавказской идентичности, результаты непредвзятого анализа убеждают, что они обладают (вопреки стереотипам массового российского сознания) лабильностью и адаптивностью, т.е. главными предпосылками к синтезу. Более того, процессы диалога и синтеза русской и кавказских этнических культур, а значит, процессы становления новой, российской идентичности налицо. Но пока эти процессы идут стихийно, противоречиво и конфликтно, требуя системного и мотивирующего политического регулирования и научно-культурологического внимания.

При всей сложности и противоречивости социально-культурных процессов на юге России и Северном Кавказе кавказская культура день ото дня все глубже врастает в российскую цивилизацию, что, вероятно, позволит с «минимальными потерями» адаптироваться к современным глобальным культурным процессам, а главное — обеспечит ей историческую перспективу.

Библиографический список

I.Уисжев К.Х. Феномен адыгской культуры. - Нальчик, 2011.

2.Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога// Научная мысль Кавказа, 2010, № 3. - С. 154-167.

3.Цуциев А. А. Русские и кавказцы// Научная мысль Кавказа, 2011, № 3. - С. 46-55.

4.Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики // Вопросы философии, 2010, № 10. с. 27- 44

5.Нерсесянц В С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе. Манифест о цивилизме. - М., 2011. с. 235.

6.Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция // RESPUBLIKA. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. - Нальчик, 2011.

- С. 163-195.

7.Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик, 2010, С. 96.

8.Интервью с В.В. Мироновым // Вопросы философии, 2012, N° 5. - С. 89-111.

9.Добаев И.П. Ваххабизм как социально-политический феномен в Саудовской Аравии и на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа, 2011, № 3. - С. 56 -67.

10.Черноус В.В. Пол и культурность Северного Кавказа: философия сотрудничества // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия (труды третьего Российского философского конгресса).

- Ростов-на-Дону, 2012, т 2. - С. 294-295.

II. Тхагапсоев Х.Г. Об особенностях развития этнорегиональной системы образования //Сб. научных статей «Реформа образования на Северном Кавказе: проблемы и решения». - Пятигорск, из-во ПГЛУ, 2007. - С. 112-128.

12. Мазаеаа Т.А. Этнокультурная инновационность. Нальчик, издательство Котляровых, 2007.

13.Боров А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе, Нальчих, Кабардино-Балкарский государственный университет, 2011.

ЧИСТОЙ Александр Васильевич - магистрант кафедры новейшей отечественной истории, Кубанский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.