Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / TRADITIONAL SOCIETY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гурбанов Элхан Асад-Оглы

В статье рассматриваются причины кризиса социокультурной идентичности северокавказских обществ в 1990-2000-е годы. Показано, что свою роль здесь сыграли как целый комплекс противоречий и проблем, сложившихся еще в советский период, так и постсоветские общероссийские политические и социально-экономические трансформации и реформы. Среди кризисных явлений последнего времени автор особо выделил культурную дезориентацию местных народов, вызванную плюрализмом, мозаичностью культур, а также возможностью и, одновременно потребностью выбора своей новой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CRISIS OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY NORTH CAUCASUS

This article discusses the causes of the crisis of social and cultural identity of the North Caucasian societies in 1990-2000-ies. It is shown that its role was played as a set of contradictions and problems existing in the Soviet period and the post-Soviet national political and socio-economic transformation and reform. Among the crises of the last time the author highlighted the cultural disorientation of indigenous peoples caused by pluralism, a mosaic of cultures, as well as the opportunity, at the same time the need to choose their new identity.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

Таким образом, нормативно-законодательная база сферы культуры постоянно совершенствуется, обеспечивая учет интересов всех заинтересованных сторон.

Наряду с разработкой новых законодательных актов необходимо радикальное обновление ряда действующих федеральных законодательных актов. Для этого, в 2015 году предполагается активизировать подготовку проекта нового федерального закона о культуре в качестве базового акта, а также обновление законодательства регулирующего отношения в различных подотраслях культурной деятельности.

Литература и источники

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.donland.ru/ Default. aspx?pageid=78774 (дата обращения 02.03.2015).

2. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/doklad_ block.pdf Дата обращения 02.03.2015.

ГОРЛОВА ИРИНА ИВАНОВНА - доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (г.Краснодар) (ii.gorlova@gmail.com) СОЯЬОУА, IRINA I. - Doctor of Philosophy, Professor, Director of the Southern Branch of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Honored Scientist of the Russian Federation (Krasnodar).

УДК 17.023.32(470.6)

ГУРБАНОВ Э.А.

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Ключевые слова: социокультурная идентичность, Северный Кавказ, традиционное общество, политический процесс, региональная интеграция.

В статье рассматриваются причины кризиса социокультурной идентичности северокавказских обществ в 1990-2000-е годы. Показано, что свою роль здесь

сыграли как целый комплекс противоречий и проблем, сложившихся еще в советский период, так и постсоветские общероссийские политические и социально-экономические трансформации и реформы. Среди кризисных явлений последнего времени автор особо выделил культурную дезориентацию местных народов, вызванную плюрализмом, мозаичностью культур, а также возможностью и, одновременно потребностью выбора своей новой идентичности.

GURBANOV, E.A.

CONTEMPORARY CRISIS OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY

NORTH CAUCASUS

Keywords: social and cultural identity, the North Caucasus, traditional society, the political process, regional integration.

This article discusses the causes of the crisis of social and cultural identity of the North Caucasian societies in 1990-2000-ies. It is shown that its role was played as a set of contradictions and problems existing in the Soviet period and the post-Soviet national political and socio-economic transformation and reform. Among the crises of the last time the author highlighted the cultural disorientation of indigenous peoples caused by pluralism, a mosaic of cultures, as well as the opportunity, at the same time the need to choose their new identity.

Кризис социокультурной идентичности северокавказских обществ в 19902000-е годы был вызван двумя группами причин. Первая группа причин связана с общероссийскими социальными трансформациями и реформами 80-90-х годов ХХ века. Вторая группа причин связана с целым комплексом противоречий и проблем в развитии северокавказских обществ, сложившихся еще в советский период и достигших критического уровня к концу 80-х годов ХХ века. Первая группа причин носила внешний характер по отношению к северокавказским обществам и была результатом сознательной политики реформ российского центра.

Относительно второй группы причин можно заметить, что они не носили принципиально неразрешимого характера и могли быть сглажены, разрешены и в рамках социалистического общественного уклада. Однако, в сочетании с российскими либерально-буржуазными реформами эти причины лишь усугубили глобальный социальный кризис северокавказских обществ на рубеже тысячелетий.

Что же относится к этому второму ряду причин? Во-первых, это своеобразное социально-профессиональное расслоение коренного местного населения и русского населения, прибывшего на Северный Кавказ в ходе социалистического строительства. «Кавказское население преимущественно было занято в сельском хозяйстве и сохраняло традиционные способы социальной

регуляции (адаты), внутри-этническую структуру, тип демографического воспроизводства и язык бытового общения. Русское (славянское) население заняло свою особую «социальную нишу»: оно было представлено высококвалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами преимущественно на крупных промышленных и перерабатывающих предприятиях, имело более высокий уровень жизни, компактно проживало в специально построенных домах, характеризовалось нуклеарной семьей и не владело языками местных народов» [4].

Во-вторых, это двойственная система морали и поведения местных этносов в советском обществе, которая сложилась в результате того, что политика союзного центра по формированию наднациональной общности «советский народ» не привела к полному вытеснению местного этнического самосознания. «Результатом сосуществования двух ценностных систем являлось утверждение двойной морали: в быту следование традиционным этническим нормам, в политической сфере - официальной советской идеологии» [4].

В-третьих, это формирование в советской политической системе местных автономий новой кланово-этнической номенклатуры, которая превращала советские органы в «клановые кормушки», источник социальных привилегий и благ. Наряду с официальной этнической советской клановой номенклатурой в республиках Северного Кавказа сформировалась неформальная, теневая элита.

В-четвертых, это многочисленные ошибки и колебания центральной власти в национальной политике на Северном Кавказе. Одно из ключевых противоречий в национальной политике отмечает В.Г. Шнайдер: «Конкретно-исторический вариант социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество был противоречив, так как одновременно ставились задачи «расцвета» национальных культур и их сближения. При этом национально-государственное строительство советского периода привело к политизации этничности и к территориальному закреплению этнокультурных различий» [9].

На противоречия в сфере духовной культуры северокавказских обществ советского периода обращает внимание и Х.Г. Тхагапсоев. По его мнению, советский цикл культурного развития республик Северного Кавказа, основанный на доминировании не российской, а советской, социалистической культуры, «породил ярусно-сегментированную конструкцию культурного пространства региона, в котором формально общий (идеологизированный и охраняемый жесткой цензурой власти) ярус «советской культуры» (безнациональной, схематизированной, догматичной) критически отражался (если не сказать дезавуировался) в сегментированном пространстве этнических культур» [6].

Кризис предшествующей советской модели культурной идентичности северокавказских обществ проявился в трех формах. Во -первых, в форме системного регионального социального кризиса и либеральной трансформации

северокавказских обществ. Во-вторых, в форме разрушения советской модели интеграции северокавказских обществ в российскую (советскую) цивилизацию и формирования новой модели интеграции уже в современную, либерально-рыночную российскую цивилизацию. В-третьих, в форме кризиса советской формы национального самосознания и поисков его новых форм, как на уровне народного, массового сознания, так и на уровне государственной идеологии [10]. Рассмотрим вначале первую фундаментальную форму современного кризиса идентичности северокавказских обществ - кризис и социально-культурную трансформацию их советской самобытности.

Начнем с изменений в экономической системе северокавказских обществ. Общероссийские экономические реформы 90-х годов ХХ века, направленные на переход к рыночной экономике, проведенные в режиме «шоковой терапии», привели к ряду негативных экономических последствий, которые особенно ярко проявились на Северном Кавказе: 1) деградация региональных промышленных и аграрных комплексов; 2) критическое падение объемов промышленного и аграрного производства; 3) негативный перекос баланса промышленности и сельского хозяйства в сторону преобладания последнего; 4) превращение северокавказского экономического региона в устойчиво депрессивный, дотационный регион; 5) разрушение системы экономических связей с российскими хозяйственными субъектами и системы государственного планового обеспечения и управления деятельностью местных хозяйственных систем, приведшее к частичной дезинтеграции местных экономических систем из российской экономической системы; 6) разрушение региональных экономических связей между республиками и фрагментация региональной хозяйственной системы Северного Кавказа.

Обобщая трансформации социальной структуры республик в процессе реформ, мы можем отметить, что вместо внутренне социально интегрированного на основе социального равенства общества в отдельных республиках Северного Кавказа сформировалось глубокое социальное расслоение с существенным кланово-этническим оттенком. Это сделало проблематичной и конфликтогенной их социальную интеграцию в российскую цивилизацию. Региональная интеграция республик Северного Кавказа также оказалась проблематичной, поскольку социальные конфликты переплелись с этническими и межреспубликанскими.

В сфере политической системы в период российских реформ на рубеже тысячелетий на Северном Кавказе происходил комплекс политических процессов, которые можно оценить как кризис политической интеграции региона в Российскую Федерацию: 1) перестройка местной политической системы; 2) местный передел политической власти; 3) выстраивание нового баланса политических отношений между местными политическими субъектами и федеральным центром; 4) урегулирование местными властями многочисленных

социально-экономических, политических и этнических проблем, конфликтов и противоречий, ставших результатом реформ.

Ведущую роль в политических трансформациях республик Северного Кавказа играл третий процесс, в котором можно выделить два этапа или две волны: 1) 90-е годы ХХ века - волна всплеска регионального сепаратизма; 2) 2000-е годы - волна восстановления федеральным центром полного политического контроля над местными республиками (или, по крайне мере, над их политической элитой).

Федеральной российской власти в итоге сложных политических трансформаций и специальных политических действий удалось сохранить политическую интеграцию республик Северного Кавказа в Российскую Федерацию и обуздать сепаратизм на основе компромиссов, договоров центра и республик.

Характеризуя кризисные явления в сфере демографической подсистемы республик Северного Кавказа, необходимо проанализировать два ряда взаимосвязанных друг с другом процессов: 1) бурные миграционные движения 902000-х годов; 2) межэтнические конфликты. Миграционные процессы на Северном Кавказе шли по трем основным векторам: 1) массовый исход русского населения с Северного Кавказа; 2) значительная миграция части народов Северного Кавказа в регионы Российской Федерации с преимущественно русским населением; 3) внутренние переселения народов из одних национальных республик в другие. Главные демографические потери русского населения понес Восточный и Центральный Северный Кавказ - Чечня, Ингушетия и Дагестан.

Уход значительной части русского населения с Северного Кавказа имел серьезные социокультурные последствия. «Это привело к нарушению этносоциального баланса в республиках Северного Кавказа, формированию угроз национальной и региональной безопасности, так как интеграция Северного Кавказа в российское социокультурное пространство осуществлялась через постепенное наращивание русского населения» [4].

Вторым достаточно масштабным для Северного Кавказа демографическим процессом является значительная миграция части народов в регионы Российской Федерации с преобладанием русского населения. Социальные проблемы и кризисные явления на Северном Кавказе в 90-е годы ХХ века породили также целую серию внутренних межэтнических конфликтов.

В 2000-е годы ситуацию удалось стабилизировать. Однако, почти весь набор потенциально конфликтогенных этнических факторов и очагов на Северном Кавказе сохраняется и в 2000-е годы. В целом, демографические процессы и тенденции на Северном Кавказе в 90-2000-е годы привели к заметной демографической дезинтеграции региона из России за счет существенного сокращения русского населения местных республик, а также за счет заметной

тенденции к формированию моноэтничности титульных народов в местных республиках.

Трансформации духовной культуры республик Северного Кавказа были обусловлены кризисом в 80-е годы ХХ века советской идеологии, которая выступала в советский период ее основным интегрирующим фактором, а также последующей утратой этой идеологией статуса государственной идеологии в ходе реформ 90-х годов ХХ века. В культурном развитии региона в годы реформ Х.Г. Тхагапсоев выделяет четыре группы процессов: « - процессы возрождения традиционных этнических культур; - широкое распространение западной массовой культуры; - кризисные и модернизационные процессы в сфере профессионального искусства; - сложные противоречивые процессы «ренессанса-кризиса» в религиозной сфере» [6]. Следует добавить к этому списку также трансформации местных систем образования.

Серьезным деструктивным фактором для развития местной духовной, и в частности художественной культуры, стало все возрастающее влияние массовой западной культуры. «При всей несовместимости общего духа этнического и массового модусов культуры формы и жанры последней с нарастающей активностью вторгаются в пространство этнической культуры» [6].

Одной из основных причин современного кризиса национальных культур в республиках Северного Кавказа, является «этнический этатизм» - приспособление местной этнической культуры к интересам местных политических элит, придание ей формы и статуса местной национальной идеологии, обосновывающей и обеспечивающей политическое господство местным властных кланов.

Ключевую роль в системе духовной культуры играет система образования. Какие же трансформации претерпели системы образования республик Северного Кавказа в годы реформ? Крайне деструктивное влияние на развитие местных систем образования оказала российская педагогическая реформа 2000 -х годов. В качестве позитивных моментов трансформаций местных систем образования в годы реформ, можно отметить то, что в принципе созданные еще в советское время системы школьного и высшего образования сохранились и функционируют в крайне непростых экономических, политических и культурных условиях и сохраняют светский характер и современное научное содержание образования. Именно, эти системы образования сегодня остаются главным и наиболее мощным модернизационным и интеграционным ресурсом республик.

В области религии наиболее ярким процессом является своеобразное религиозное возрождение, которое частично компенсировало идеологический вакуум в местных обществах после фактической утраты коммунистической идеологией статуса официальной государственной идеологии. Религиозное возрождение характерно для обеих доминирующих на Северном Кавказе конфессий. Его формальными признаками являются:

1) значительный рост числа верующих, или, по крайне мере, называющих себя верующими, или идентифицирующих себя с той или иной конфессией;

2) строительство и возрождение старых религиозных храмов и мечетей;

3) бурный рост системы религиозного образования;

4) активное развитие сети религиозных организаций.

Поскольку ислам является доминирующей конфессией на Северном Кавказе, то нередко процесс религиозного возрождения в целом определяется как «исламизация» или «реисламизация» региона.

Адаптация бурно возрождаемого изнутри и извне ислама к местным этнокультурным особенностям, вызвала раскол ислама на два основных конкурирующих и противоборствующих друг с другом направления: 1) традиционный ислам; 2) исламский фундаментализм. Внешнее противостояние традиционного ислама и фундаментализма сегодня является главной особенностью исламизации Северного Кавказа. Причем, если первый несет в себе ярко выраженную интегрирующую функцию, претендуя на идеологическое объединение всего северокавказского общества, то второй несет в себе ярко выраженную этно-охранительную функцию, сопротивляясь идеологической интеграции.

Противостояние традиционного ислама и фундаментализма на Северном Кавказе достигает достаточно острых форм потому, что фактически речь идет об идеологической конкуренции, о борьбе за статус национальной идеологии, за господство над душами верующих [2].

Религиозная ситуация на Северном Кавказе, помимо процессов религиозного возрождения, определяется также отношениями между исламом и православием. В целом как позитивный, интегрирующий фактор следует отметить складывающуюся на Северном Кавказе особую модель общественно -церковных и межконфессиональных отношений - модель конфессионального мира. «Она отличается тем, что в ней особое место уделяется веротерпимости, мирному сосуществованию православия и ислама, совместным действиям, направленным на предотвращение и профилактику религиозного экстремизма и фанатизма, сепаратизма, межэтнической и межрелигиозной вражды и усиление консолидации российского общества» [4].

Общая характеристика современного состояния духовной культуры республик Северного Кавказа может быть выражена в четырех чертах: - глубокий кризис этнических культур (вызванный этно-этатизмом); - мозаичность культурного пространства; - противоречивые тенденции культурного развития и борьба альтернативных культурных направлений; - падение интегрирующей роли российской культуры.

Мозаичность духовной культуры республик Северного Кавказа образуют четыре качественно различных элемента: местная этническая, исламская, русская

и глобальная, западная массовая культуры. Элементы данных культур находятся в сложных взаимоотношениях, колеблющихся от консенсуса и комплиментарности до локальной конфликтности.

Утрата российской культурой своего доминирующего значения на Северном Кавказе крайне негативно отражается на духовной интеграции региона в российскую цивилизацию.

В то же время исторически выявленная комплиментарность традиционной культуры, национальных культур Северного Кавказа и классической русской культуры, основополагающие ценности российской цивилизации (духовность, соборность, многокультурность и т. д.) обладают на основе диалога реальным потенциалом возрождения российского суперэтноса при сохранении этнокультурной идентичности всех народов, элементов кавказской горской цивилизации» [8].

Таким образом, подводя итоги анализа современного кризиса социокультурной идентичности республик Северного Кавказа, мы можем отметить следующие его основные проявления:

1) конфликтогенную мультикультурность, в которой конкурируют интеграционные и дезинтеграционные тенденции;

2) борьбу поликультурных интеграционных тенденций: исламского и российского влияния, которая происходит в условиях нарастающего влияния нового фактора - глобализационных процессов, разрушающих местную самобытность, но интегрирующих республики в мировую массовую, глобальную культуру;

3) культурную дезориентацию местных народов, вызванную плюрализмом, мозаичностью культур, а также возможностью и, одновременно потребностью выбора своей новой идентичности.

Литература и источники

1. Айбетов А.Н. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 2.

2. Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности// URL: ecsocman.hse.ru/text/16745660/ (дата обращения: 4.05.2012).

3. Мухаметшин Ф.М., Дубков А.А. Мусульманские организации в Российской Федерации // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2.

4. Российский Кавказ. Книга для политиков /Под ред. В.А. Тишкова. М.: Росинформагротех, 2007.

5. Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века / Под ред. В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001.

6. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская культура. Особенности генезиса и тенденции развития. СПб.: Астерион, 2008.

7. Ханбабаев К.М. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы: сб. ст. /под ред. М.К. Горшкова, А.Н.-З. Дибирова. М.- Махачкала: Лотос, 2011.

8. Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. №2.

9. Шнайдер В.Г. Национальное строительство как фактор социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество (1917 -конец 1950-х гг.): Автореферат дис. ... докт. ист. наук. Ставрополь, 2008.

10. Турицын И.В. Соотношение понятий нации и этноса // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Т.3. М.: МГУ, 2003. С.414-415.

ГУРБАНОВ ЭЛХАН АСАД-ОГЛЫ - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченск (egurbanov@mail.ru) GURBANOV, ELKHAN A-O - PhD in Philosophy, Associate Professor of humanities and legal sciences branch of Adyghe State University in Belorechensk

УДК 340.122:17.021.2

УПОРОВ И.В. СВОБОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГО И ЕЕ ПРАВОВОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ

Ключевые слова: свобода, несвобода, убеждения, интересы, выбор, поведение, действие, право, закон.

В статье предпринята попытка раскрыть понятие свободы в его правовом преломлении. Методологически автор сначала определяет социально-философское понятие свободы, затем выявляет ее правовые характеристики и на завершающем этапе формулирует интегрированное понятие свободы. Особое внимание уделяется выбору человеком своих решений и действий, как важнейшей структурной составляющей свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.