Научная статья на тему 'История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании'

История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4051
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МАРИЯ МОНТЕССОРИ / САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА / МЕТОД СВОБОДНОГО САМОРАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / MARIA MONTESSORI / SELF-WORTH OF PRESCHOOL CHILDHOOD / METHOD OF FREE SELF-DEVELOPMENT / TEACHER / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горностай Т.Л., Степанова Н.А.

31 августа 2020 г. исполнится 150 лет со дня рождения Марии Монтессори, известного итальянского педагога, врача, доктора медицинских наук, ученого мирового уровня. Педагогическое новаторство Монтессори имеет свою неоднозначную историю, в значимости и актуальности которого авторы попытаются разобраться в данной статье. Цель педагогики М. Монтессори воспитание свободного, самостоятельного человека. В основе системы лежат идеи свободного воспитания: недопустимости насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Великий педагог отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. Авторы подчеркивают, что Монтессори-материалы позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В современном дошкольном образовании субъектно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в Республике Беларусь и России ХХI века.August 31, 2020 will mark the 150th anniversary of Maria Montessori, a famous Italian educator, a doctor, PhD of medical Sciences, and a world-class scientist. Montessori has its own ambiguous history, significance and relevance? So these issues make the topic of this article. The goal of M. Montessori's pedagogy is to educate a free, independent person. The system is based on the ideas of free education: the inadmissibility of violence against the child's personality, the individual freedom, self-worth, uniqueness of the childhood period, the denial of the active pedagogical intrusion into personal development. The great teacher noted the existence of a special world of childhood, in which the child's development is subjected to special laws, and mental development is more successful when a child gains independence and inner freedom. It should also be noted that Montessori materials allowed not only to individualize the learning process, but also contributed to the creative development of educational subjects. In her research, M. Montessori assigned a special role to a teacher being an observer, an experimenter, a creator of special conditions for the natural awakening of children's interest in the everyday environment, a creator of a special material environment with a set of exercises for self-development and self-education of a child of preschool and primary school age. In modern preschool education, the subject and activity oriented approach is one of the most significant and promising, and therefore it is so important to know its origins, closely related to the name of M. Montessori, her method of free self-development of the child in a specially prepared environment. Today, Montessori pedagogy, which defined a new way of pedagogical thinking in the ХХ century, has gained a firm place in the innovative development of preschool education in the Republic of Belarus and Russia of the XXI century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горностай Т.Л., Степанова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании»

IV. К ОБСУЖДЕНИЮ

УДК: 373.24:371.481.022

Т. Л. Горностай (Брест, Беларусь) Н. А. Степанова (Магнитогорск, Россия)

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА М. МОНТЕССОРИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. 31 августа 2020 г. исполнится 150 лет со дня рождения Марии Монтессори, известного итальянского педагога, врача, доктора медицинских наук, ученого мирового уровня. Педагогическое новаторство Монтессори имеет свою неоднозначную историю, в значимости и актуальности которого авторы попытаются разобраться в данной статье. Цель педагогики М. Монтессори - воспитание свободного, самостоятельного человека. В основе системы лежат идеи свободного воспитания: недопустимости насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Великий педагог отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. Авторы подчеркивают, что Монтессори-материалы позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В современном дошкольном образовании субъектно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в Республике Беларусь и России XXI века.

Ключевые слова: субъектно-деятельностный подход, Мария Монтессори, самоценность дошкольного детства, метод свободного саморазвития, педагог, дошкольное образование.

Введение

Деятельность и педагогика Марии Монтессори - известного врача, психолога, педагога и де-фектолога на протяжении всего XX века активно обсуждается в научных и общественных кругах. Ее педагогическая система широко изучалась в первой трети XX века в работах П. П. Блонского [1], В. В. Лермонтова [5], Е. И. Тихеевой [13], Л. И. Чулицкой [17], П. О. Эфрусси [18], Ю. И. Фаусек [15], Е. Н. Янжул [19] и др.

Известно, что в царскую Россию идеи М. Монтессори проникли в 1913 г., благодаря стараниям Ю. И. Фаусек. Именно она специально приехала в Рим, чтобы познакомиться с новаторской педагогикой, а затем первая открыла в Петербурге экспериментальный детский сад по методу Монтессори («Дом детей»). В советский период 1 сентября 1918 г. на базе Фребелевских курсов в Петрограде был учрежден Педагогический институт дошкольного образования, где Ю. И. Фаусек возглавила кафедру М. Монтессори и продолжала свою исследовательскую деятельность в «Доме детей». К сожалению, к концу 30-х годов Монтессори-педагогика была запрещена Советской властью и заклеймена как буржуазная, не соответствующая задачам социалистического строительства и новым педагогическим идеалам.

Что же крамольного было в реформаторских идеях итальянского ученого, и почему ее метод стали углубленно изучать в России и Республике Беларусь только в 90-х гг. прошлого столетия, тогда как в Западной Европе еще с 1929 г. активно работала Международная Монтессори-ассоциация (AMI - Association Montessori Internationale), пропагандирующая и развивающая ее идеи? О признании ассоциации говорит тот факт, что ее членами в разное время были знаменитые личности, такие как создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, индийский философ Рабиндранат Тагор, психолог Жан Пиаже и др. В настоящее время существует более 5 тысяч детских садов в странах Европы, Азии, в США [2, с. 115]. Очевидно, педагогика М. Монтессори имеет свою неоднозначную историю, в значимости и актуальности ее подхода мы и попытаемся разобраться.

Цель исследования - раскрыть в историко-логическом аспекте истоки становления субъектно-деятельностного подхода к трактовке развития личности ребенка дошкольного возраста в педагоги-

ческом наследии М. Монтессори; проследить, как решалась задача педагогического влияния на развитие индивидуальности, субъектности ребенка.

Общее направление научного поиска основывалось на историческом методе познания, включающем элементы сравнения, анализа, логического обобщения, индукции и дедукции. При изложении полученных результатов использовались методы критического анализа историко-педагогической литературы, описание, сопоставление, историко-педагогическая интерпретация фактов и явлений.

1. История жизни и педагогической деятельности М. Монтессори

Известный итальянский педагог, врач Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 г. в Кьяра-валле, близ г. Анкона в семье чиновника - министерства финансов. После переезда семьи в Рим, Мария успешно обучалась сначала в начальной, а затем в средней технической школе. В 1886 году девушка, неожиданно для родителей, поступает в технический институт, где изучает совсем не женские дисциплины - физику, химию, начертательную геометрию, математику. Большой интерес у нее вызывает медицина, и уже после окончания института она сдает экзамены в университет. На медицинском факультете она выбрала для себя два направления - педиатрию и психиатрию.

В 1896 году Мария Монтессори защищает диссертацию и впервые в истории Италии женщине присваивают степень доктора медицинских наук. С этого же года под воздействием идей французских врачей Э. Сегена и Ж. Итара она стала работать в психиатрической клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых, по сути, никто не занимался, так как считали умственно отсталыми. М. Монтессори вела за ними наблюдения, лечила и вскоре поняла, что таким детям в большей степени нужна психолого-педагогическая помощь. В 1902 году для более полного изучения психологии она даже поступила на философский факультет Римского университета. В это же время и начинает зарождаться ее собственная методика развития органов чувств у умственно отсталых детей, причем некоторые дидактические материалы были взяты за основу из материалов Э. Сегена с дополнениями и усовершенствованиями. Постепенно М. Монтессори стала задумываться об адаптации своих методов обучения детей с особенностями умственного развития к системе общего образования.

Под воздействием социально-экономических условий, научных достижений, прежде всего в естествознании, в начале ХХ в. на первый план выходит биологизаторское положение о спонтанном развитии способностей ребенка. Интерес в исследованиях к новой роли педагога как создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особенно проявился в складывающейся педагогической системе М. Монтессори. В это время она уже работала в государственной Ортофренической школе (1899-1901), осуществляющей подготовку преподавателей специальных школ для детей с особенностями физического и умственного развития, в качестве профессора гигиены читала лекции в Высшей женской школе (1896-1906) и одновременно преподавала в Римском университете курс антропологии (1900-1907). Разработанный Монтессори метод позволил ей достичь успеха в развитии и обучении своих воспитанников - они даже сдавали экзамен за курс начальной школы, что было по тем временам просто немыслимо. Она писала, что ее методы «заключают в себе воспитательные начала более рациональные, чем бывшие в то время в ходу» [8, с. 48]. Полученные результаты привели к необходимости использования методики развития органов чувств и к нормально развивающимся детям дошкольного возраста. В течение ряда последующих лет М. Монтессори развивает направление, которое впоследствии назвала «научной педагогикой».

6 января 1907 г. в Сан-Лоренцо, одном из бедных кварталов Рима, на первом этаже многоквартирного жилого дома М. Монтессори открывает свой первый «Дом ребенка». Это была школа, обустроенная по ее принципам, для нормальных, но запущенных детей в возрасте от трех до шести лет. Исследовательница была уверена, что «многие дефекты перманентного свойства (например, дефекты речи) ребенок приобретает благодаря тому, что на него не обращают внимание в самый важный период его развития, в период от трех до шести лет, когда складываются и укрепляются его главные функции» [8, с. 58]. В «Дом ребенка» приводили детей дошкольного возраста, в основном, трудящихся матерей. Условием быто то, что родители будут отпускать ребенка в опрятном виде и участвовать вместе с директором в воспитательной работе, т. е. осуществлять физическую и нравственную заботу о детях. Таким образом, впервые была предпринята попытка реализации идеи единения семьи и дошкольного учреждения в достижении воспитательных целей. Вскоре М. Монтессори создала в Италии целую сеть домов ребенка как своеобразных дневных приютов, садов-школ для детей в возрасте от 2-3-х до 12 лет.

Придавая особое значение профессиональной подготовке педагогов, Монтессори на базе своего дошкольного учреждения организует Международные курсы, которые были доступны в том числе

для домохозяек и матерей из разных стран. В дальнейшем лекции, прочитанные на этих курсах, и собственная практическая деятельность стали основой для появления знаменитой книги «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка» (1909), которая сразу была переведена на 20 языков мира [9], а позже нового издания - «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» (1916) [10].

Что же произошло? Почему так быстро новаторская педагогика стала популярной? Секрет заключается в ее прогрессивных концептуальных положениях, основанных на вере в ребенка и в эффективной их реализации.

2. Секрет новаторства и основные положения педагогической системы М. Монтессори

Анализ педагогической системы М. Монтессори показал, что она основана на идеях свободного воспитания: уважения к личности ребенка, недопустимости насилия над ней, индивидуальной свободы, естественного и творческого развития ребенка во взаимодействии с окружающей средой, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие.

Монтессори утверждала: «... Началом научной педагогики должна быть свобода ученика, которая облегчила бы развитие индивидуальных, непосредственных проявлений природы ребенка» [8, с. 44]. Она полагала, что «человек не может быть свободен, если он не самостоятелен», и призывала развивать это качество с раннего возраста, чтобы к трем годам ребенок имел «возможность проявлять значительную самостоятельность и свободу» [8, с. 97-98]. Несмотря на обвинение некоторых педагогов в якобы излишней свободе для детей, приводящей к нарушению дисциплины, педагог-гуманист доказывала, что свобода - не анархия, а прежде всего свобода от диктата взрослых, их заблуждений, от мелочной опеки, регламентации и морализирования, но не от ответственности за свои слова и поступки. Исходя из нового педагогического мышления, Монтессори определила следующие условия «дисциплинирования» дошкольников:

1) развитие движений (мускульная дисциплина), что стимулирует внутреннее развитие ребенка;

2) развитие разных видов деятельности;

3) послушание, предполагающее развитие воли и интеллекта;

4) развитие самообладания;

5) воспитатель учится наблюдать детей, понимать их и ждать.

Великий педагог отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода.

Исходя из биологической предпосылки, что жизнь есть существование свободной, активной личности, под воспитанием М. Монтессори понимает «активное содействие нормальному выявлению жизни в ребенке» [8, с. 105]. Среду она называет «вторичным фактором», который может только содействовать или препятствовать, но не создавать и творить личность.

На основе принципа сензитивности исследователем были выделены периоды развития детей до шести лет: развитие речи (0-6), восприятие порядка (0-3), сенсорное развитие (0-5,5), восприятие маленьких предметов (1,5-2,5), развитие движений (1-4), развитие социальных навыков (2,5-6).

Педагогу Монтессори отводила особую роль - наблюдателя, экспериментатора. Она призывала его «уважать первые проявления личности», «следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью» [8, с. 95-96]. Однако, если речь идет о бесполезных и вредных поступках, то считала необходимым их «останавливать». В отношении наград она высказывалась однозначно: «дисциплинированный свободою» жаждет единственной награды - «расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «Я», его души» [8, с. 102]. И действительно, свободному ребенку больше необходимы похвала за старание, за помощь другому ребенку, подбадривание, ласка, ситуация успеха. Следовательно, успех воспитания зависит не от наград и наказаний, а от степени знания психологии ребенка, внимания к нему, признания его прав.

Процесс воспитания и обучения М. Монтессори понимала как помощь психическому развитию, адаптации ребенка и его познанию окружающей реальности. Главный девиз «Помоги мне сделать это самому!» предполагал развитие самостоятельности ребенка, возможность самоконтроля, изначально заложенного в дидактическом материале. Итальянский педагог подчеркивала важность формирования в раннем и дошкольном возрасте чувственного образа окружающего мира, т. е. сенсорного воспитания, осуществляемого с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

Г. К. Селевко утверждал, что благодаря М. Монтессори, впервые в истории образования была

создана антропоцентрическая технология саморазвития ребенка дошкольного возраста [11, с. 97]. В Монтессори-детском саду ребенок свободно выбирает деятельность: рисует, поет, лепит из глины, вырезает из бумаги, играет, конструирует, читает, считает, экспериментирует и т. д. Сенсорный материал ориентирован на развитие тактильных, звуковых и прочих многообразных ощущений ребенка.

Воспитатель создает условия для естественного пробуждения интереса к предметному окружению. Именно он создает предметно-пространственную среду и помогает ребенку действовать в ней самостоятельно. В ходе небольшого индивидуального урока (2-3 минуты) педагог показывает ребенку как обращаться с предметами. Опосредованное руководство воспитателя осуществляется на основе автодидактизма, когда дети свободно выбирают занятие, но выполняют его по задумке педагога.

3. Система дидактических материалов и субъектно-деятельностный подход в педагогике М. Монтессори

Итальянский педагог разработала целую систему дидактических материалов, которая, будучи дополненной в настоящее время, состоит из пяти тысяч пособий. Отличительными качествами сенсорного материала являются:

- возможность контролировать ошибки самим ребенком;

- доступность для детской деятельности;

- ограничение количества материала.

Монтессори-материалы способствовуют творческому развитию субъектов образования. Для Г. Б. Корнетова ценность этих материалов заключалась в том, что, «ребенок проникался системными взаимосвязями между ними, вступая в мир человеческой культуры, воспринимал опыт предшествующих поколений, овладевал способностью к творческому синтезу этих элементов» [4, с. 17].

Основная форма воспитания и обучения в системе итальянского ученого - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный индивидуальный урок, в основе которого - сжатость, простота и объективность.

Широкое распространение в начале XX века получила методика Монтессори по обучению грамоте и письму, первоначальному обучению счету, а также рисованию, лепке с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Специфической особенностью системы М. Монтессори является функционирование разновозрастных групп (с 1 года 6 мес. до 3-х лет и с 3-х лет до 7-ми), что позволило сымитировать модель семьи, где младшие тянутся за старшими детьми, берут с них пример, а старшие дошкольники учатся проявлять инициативу, ответственность, заботу о других, т. е. субъектную позицию.

В современных педагогических исследованиях ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта - носителя активности в его деятельности. «Субъектно-деятельностный подход в современной дошкольной педагогике предполагает создание эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности, благодаря которым идет активное присвоение культуры» [2].

4. Внедрение педагогической системы М. Монтессори в России и Белорусии

В СССР интерес к Монтессори-педагогике наиболее ярко проявился в 1991 году, когда Творческий союз учителей СССР и научно-методическое объединение «Творческая педагогика» в лице Е. А. Хилтунен - родоначальника возрождения Монтессори-движения в России, заручились поддержкой Association Montessori International (г. Амстердам) в создании Центра Монтессори [16]. Вскоре, благодаря усилиям Е. А. Хилтунен, в Москве появилась первая Монтессори-группа, что привело к изучению и непосредственному использованию идей М. Монтессори в практической деятельности сначала в СССР, а затем в России.

В Республике Беларусь первыми, начиная с 1985 года, стали использовать Монтессори-материал ясли-сады, подведомственные Белорусской железной дороге под руководством методиста отдела учебных заведений управления Белорусской железной дороги. Здесь педагоги активно применяли некоторые методы и принципы Монтессори-педагогики. Настоящим энтузиастом в деле внедрения системы М. Монтессори выступила старший преподаватель Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина Г. А. Любина. Она распространяла идеи итальянского ученого в многочисленных выступлениях, статьях, пособиях для педагогов дошкольных учреждений в Беларусии и за ее пределами [6; 7]. Вскоре отделом учебных заведений Белорусской железной дороги был снят документальный видеофильм «Жизнь по-Монтессори» в детском саду № 40 БЖД г. Бреста [14, с. 8].

К концу 90-х гг. использование Монтессори-педагогики приобрело в учреждениях дошкольного образования нашей страны массовый характер. Однако, как отмечают белорусские ученые

Н. С. Старжинская и В. П. Тукач, у «многих педагогов отсутствовало понимание целесообразности использования системы М. Монтессори», связанное, к сожалению, с незнанием основ Монтессори-педагогики [12, с. 161]. Можно полностью согласиться с мнением Г. А. Любиной, что на сегодняшний день мы «участвуем не в простом переносе или механическом заимствовании ее идей, а в творческой их интерпретации, в обогащении нашего отечественного педагогического опыта международным, доказавшим свою состоятельность» [7, с. 7].

Заключение

Субъектно-деятельностный подход является сегодня одним из значимых в современном дошкольном образовании, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определившая новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования Республики Беларусь и России XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П. П. Введение в дошкольное воспитание. М.: Практические знания, 1915. 139 с.

2. Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 7-11.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2015. 464 с.

4. Корнетов Г. Б. Памятные даты истории образования и педагогики // Историко-педагогический журнал. 2015. № 3. С. 11-24.

5. Лермонтов В. В. Новая книга Монтессори «Самовоспитание в элементарных школах» // Учитель. 1918. № 4. С. 29-31.

6. Любина Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. С. 47-52.

7. Любина Г. А. Письма о Монтессори-педагогике : пособие для педагогов дет. дошк. учреждений. Минск : НМ Центр, 1998. 192 с.

8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель : Пралеска, 1993. 366 с.

9. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. М. : Задруга, 1915. 316 с.

10. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М. : Работник просвеще-ния,1922. 162 с.

11. Селевко Г. К. Технология саморазвития (М. Монтессори) // Школьные технологии. 1998. № 2. С. 176179.

12. Старжинская Н. С., Тукач В. П. Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси // Историко-педагогический журнал. 2014. № 3. С. 153-163.

13. Тихеева Е. И. Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. Петроград, Б. и., 1915. 71 с.

14. Трошина В. В. Наш путь // Пралеска. 1994. № 9. С. 8-9.

15. Фаусек Ю. И. О системе Монтессори // Русская школа. 1914. № 5-6, С. 1-18; № 7-8, С. 1-18.

16. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика. М. : Альта-Принт, 2005. 128 с.

17. Чулицкая Л. И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование. 1924. С. 38-61.

18. Эфрусси П. Биопсихологические основы педагогики Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование, 1924, C. 5-37.

19. Янжул Е. Н. Детские сады по системе Монтессори. Киев : тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1912. 22 с.

T. L. Gornostay (Brest, the Republic of Belarus) N. A. Stepanova (Magnitogorsk, Russia)

HISTORY AND DEVELOPMENT OF M. MONTESSORI APPROACH OF SUBJECT ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

Abstract. August 31, 2020 will mark the 150th anniversary of Maria Montessori, a famous Italian educator, a doctor, PhD of medical Sciences, and a world-class scientist. Montessori has its own ambiguous history, significance and relevance? So these issues make the topic of this article. The goal of M. Montessori's pedagogy is to educate a free, independent person. The system is based on the ideas of free education: the inadmissibility of violence against the child's personality, the individual freedom, self-worth, uniqueness of the childhood period, the denial of the active pedagogical intrusion into personal development. The great teacher noted the existence of a special world of childhood,

in which the child's development is subjected to special laws, and mental development is more successful when a child gains independence and inner freedom. It should also be noted that Montessori materials allowed not only to individualize the learning process, but also contributed to the creative development of educational subjects. In her research, M. Montessori assigned a special role to a teacher being an observer, an experimenter, a creator of special conditions for the natural awakening of children's interest in the everyday environment, a creator of a special material environment with a set of exercises for self-development and self-education of a child of preschool and primary school age. In modern preschool education, the subject and activity oriented approach is one of the most significant and promising, and therefore it is so important to know its origins, closely related to the name of M. Montessori, her method of free self-development of the child in a specially prepared environment. Today, Montessori pedagogy, which defined a new way of pedagogical thinking in the XX century, has gained a firm place in the innovative development of preschool education in the Republic of Belarus and Russia of the XXI century.

Keywords: subject-activity approach, Maria Montessori, self-worth of preschool childhood, method of free self-development, teacher, preschool education.

REFERENCES

1. Blonskii P. P. Vvedenie v doshkol'noe vospitanie, Moscow, Prakticheskie znaniya, 1915, 139 p.

2. Gornostai T. L., Stepanova N. A. Pedagogicheskaya podderzhka razvitiya sub"ektnoi pozitsii rebenka dosh-kol'nogo vozrasta, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 7-11.

3. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya : uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. A. G. Gogoberidze, O. V. Solntsevoi, Saint Petersburg, Piter, 2015, 464 p.

4. Kornetov G. B. Pamyatnye daty istorii obrazovaniya i pedagogiki, Istoriko-pedagogicheskii zhurnal [History of Education Journal], 2015, no. 3, pp. 11-24.

5. Lermontov V. V. Novaya kniga Montessori «Samovospitanie v elementarnykh shkolakh», Uchitel', 1918, no. 4, pp. 29-31.

6. Lyubina G. A. Garmonicheskaya atmosfera Montessori, Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2000, no. 11, pp. 47-52.

7. Lyubina G. A. Pis'ma o Montessori-pedagogike : posobie dlya pedagogov det. doshk. uchrezhdenii, Minsk, NM Tsentr, 1998, 192 p.

8. Montessori M. Dom rebenka. Metod nauchnoi pedagogiki, Gomel, Praleska, 1993, 366 p.

9. Montessori M. Metod nauchnoi pedagogiki, primenyaemyi k detskomu vospitaniyu v domakh rebenka, Moscow, Zadruga, 1915, 316 p.

10. Montessori M. Samovospitanie i samoobuchenie v nachal'noi shkole, Moscow, Rabotnik prosveshcheniya, 1922, 162 p.

11. Selevko G. K. Tekhnologiya samorazvitiya (M. Montessori), Shkol'nye tekhnologii, 1998, no. 2, pp. 176179.

12. Starzhinskaya N. S., Tukach V. P. Stanovlenie i razvitie Montessori-pedagogiki v Belarusi Istoriko-pedagogicheskii zhurnal [History of Education Journal], 2014, no. 3, pp. 153-163.

13. Tikheeva E. I. Doma rebenka Montessori v Rime, ikh teoriya i praktika. Petrograd, B. i., 1915, 71 p.

14. Troshina V. V. Nash put', Praleska, 1994, no. 9, pp. 8-9.

15. Fausek Yu. I. O sisteme Montessori, Russkaya shkola, 1914, no. 5-6, pp. 1-18; no. 7-8, pp. 1-18.

16. Khiltunen E. A. Prakticheskaya Montessori-pedagogika, Moscow, Al'ta-Print, 2005, 128 p.

17. Chulitskaya L. I. Biologicheskie osobennosti doshkol'nogo vozrasta i sistema Montessori, Novye idei v ped-agogike : sb. 5. Peresmotr osnov pedagogiki Montessori / pod red. E. N. Tikheevoi, L. I. Chulitskoi, P. O. Efrussi, Leningrad, Obrazovanie, 1924, pp. 38-61.

18. Efrussi P. Biopsikhologicheskie osnovy pedagogiki Montessori, Novye idei v pedagogike : sb. 5. Peresmotr osnov pedagogiki Montessori / pod red. E. N. Tikheevoi, L. I. Chulitskoi, P. O. Efrussi. Leningrad, Obrazovanie, 1924, C. 5-37.

19. Yanzhul E. N. Detskie sady po sisteme Montessori, Kiev, tip. t-va I.N. Kushnerev i K°, 1912, 22 p.

Горностай Т. Л., Степанова Н. А. История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 5662.

Gomostay T. L., Stepanova N. A. History and Development of M. Montessori Approach of Subject Activity in Preschool Education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no 2, pp. 56-62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи - 14.04.2020; печ. л.

Сведения об авторе

Горностай Татьяна Леонтьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Белорусь, gornosta@yandex.ru

Степанова Наталья Анатольевна - доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; natstep77@mail.ru

Authors:

Tatyana L. Gornostay, Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Pedagogics, Pushkin Brest State University, The Republic of Belarus, Brest; gornosta@yandex.ru

Natalia A. Stepanova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pre-school Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; natstep77@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.