Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ В ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)'

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ В ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ОДАРЕННОСТЬ / ПОЛИСИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Б.А., Таллибулина М.Т.

Введение. В статье представлен анализ ключевых этапов исследования проблемы способностей и одаренности в Пермской научной психологической школе, охватывающий период с конца 1950-х гг. по настоящее время. Приводятся основные положения концепции способностей, разработанной основателем школы В. С. Мерлиным, а также результаты более поздних теоретико-методологических и эмпирических исследований способностей и одаренности, осуществляемых в русле учения Мерлина об интегральной индивидуальности человека и отражающих современный уровень разработанности проблемы. Методология и обзор исследований. Отмечается, что в основе сложившегося и разви вающегося в Пермской психологической школе подхода к изучению способностей и одаренности - системная методология. Способности и одаренность рассматриваются во взаимосвязи со свойствами разных уровней интегральной индивидуальности. Интегральная индивидуальность рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Она состоит из относительно замкнутых подсистем - уровней целостной большой системы «человек - общество», которая начинается с биохимических особенностей индивида и заканчивается социальным статусом личности в человеческом сообществе. Представленный обзор наиболее важных результатов предпринятых пермскими психологами теоретико-экспериментальных исследований общих и специальных (профессиональных) видов способностей и специальной одаренности показывает специфику проявления данных феноменов в связи с возрастом, полом и этапом профессиональной деятельности. Заключение. Обозначены перспективы изучения способностей и одаренности, которые состоят в переходе от интегрального к полисистемному исследованию целостной индиви дуальности человека в различных сферах деятельности и определении роли способностей и одаренности в развитии индивидуальности.Introduction. The analysis of key studying stages of the problem of abilities and talents at the Perm's scientific psychological school covering the period since the end of the 1950th so far is presented in article. The original position of the concept of abilities developed by the V. S. Merlin and also the results of later theoretical, methodological and empirical researches of abilities and talents which are executed according to V.S. Merlin's doctrine about the integrated individuality of the person and reflection of the current state of the problem are presented. Methodology. It is noted that system methodology is at the heart of our approach of studying abilities and talents which have been developed at the Perm's psychological school. Abilities and talents are considered in interrelation with properties of different levels of the integrated individuality which is the self-developed and self-organized system consisting of relatively closed subsystems or levels of the full big system «person - society», beginning with biochemical features and coming to the social position of a person in society. The submitted review of the most important results of researches of the general and special (professional) abilities and special talents undertaken by our psychologists shows specific features of manifestation of these phenomena in connection with age, sex and the stage of professional activity. Conclusion. The prospects of studying of abilities and talents consisting of the transition to a polysystem research of the integrated individuality, in various spheres of action, and the definition of the role of abilities and talents in the development of an individuality are presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вяткин Б.А., Таллибулина М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ В ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)»

УДК 159.9

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ В ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)

Б. А. Вяткин, М. Т. Таллибулина, ПГГПУ, Пермь

Введение. В статье представлен анализ ключевых этапов исследования проблемы способностей и одаренности в Пермской научной психологической школе, охватывающий период с конца 1950-х гг. по настоящее время. Приводятся основные положения концепции способностей, разработанной основателем школы В. С. Мерлиным, а также результаты более поздних теоретико-методологических и эмпирических исследований способностей и одаренности, осуществляемых в русле учения Мерлина об интегральной индивидуальности человека и отражающих современный уровень разработанности проблемы.

Методология и обзор исследований. Отмечается, что в основе сложившегося и развивающегося в Пермской психологической школе подхода к изучению способностей и одаренности — системная методология. Способности и одаренность рассматриваются во взаимосвязи со свойствами разных уровней интегральной индивидуальности. Интегральная индивидуальность рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Она состоит из относительно замкнутых подсистем — уровней целостной большой системы «человек - общество», которая начинается с биохимических особенностей индивида и заканчивается социальным статусом личности в человеческом сообществе.

Представленный обзор наиболее важных результатов предпринятых пермскими психологами теоретико-экспериментальных исследований общих и специальных (профессиональных) видов способностей и специальной одаренности показывает специфику проявления данных феноменов в связи с возрастом, полом и этапом профессиональной деятельности.

Заключение. Обозначены перспективы изучения способностей и одаренности, которые состоят в переходе от интегрального к полисистемному исследованию целостной индивидуальности человека в различных сферах деятельности и определении роли способностей и одаренности в развитии индивидуальности.

Ключевые слова: системная методология; интегральная индивидуальность; способности; одаренность; полисистемное взаимодействие.

Для цитаты: Вяткин Б. А., Таллибулина М. Т. История и методология системного исследования способностей и одаренности в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 64-75.

Введение

В 2018 г. исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося деятеля российской психологической науки — Вольфа Соломоновича Мерлина (1898-1982), ставшего основателем Пермской научной психологической школы. Этот психолог-мыслитель внес существенный вклад в развитие психологических представлений о темпераменте, мотивах, способностях личности, стилях, занимался интегральным исследованием индивидуальности человека. Его труды обогатили

© Вяткин Б. А., Таллибулина М. Т., 2018

психофизиологию, общую, дифференциальную психологию, психологию развития и другие области психологической науки.

Одной из наиболее важных заслуг Мерлина стало исследование способностей и одаренности в контексте целостного подхода к человеку с позиции реализации принципов, характерных для общей теории систем. Мерлин сформулировал ряд важных положений в разработке проблемы способностей, остающихся актуальными и в наши дни. Его идеи стали основанием для дальнейших исследований, которые подхватили его последователи

и ученики. Вопросы способностей и одаренности человека творчески разрабатывались в Перми, в созданной здесь В. С. Мерлиным психологической школе, ставшей продолжением его лаборатории и его базальных научных традиций, главной из которых стало целостное понимание и познание человека. В настоящее время эта традиция — основная тема психологических исследований.

Изучение индивидуальности человека подразумевает системное видение объекта исследования. Именно системная психология, опираясь на представление об общих системных закономерностях развития живой природы, как отмечают Е. С. Романова и Б. Н. Рыжов, позволяет наиболее полно исследовать феноменологию человека и человеческую индивидуальность [25]. В отечественной истории психологии, а именно в 80-х гг. XX в., после изучения историко-психологических предпосылок и философских оснований системного подхода, появилась сама возможность его применения в психологических исследованиях. Активно стали разрабатываться разновидности системного подхода, формировались технологии и конкретные методы их использования, что послужило своеобразным толчком в развитии концепции целостной индивидуальности.

В основе представлений об индивидуальности человека, сформированных в Пермской психологической школе, находится теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Его теория основывается на принципах общей теории систем. Поэтому теория интегральной индивидуальности в контексте общей теории систем выступает в качестве саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, которая состоит из замкнутых подсистем, а именно из уровней целостной большой системы, представленной диадой «человек - общество», где основанием системы считаются биохимические особенности, а вершиной — понятие «социальный статус личности в обществе» [18].

В русле данной методологической рефлексии в школе Мерлина рассматривается множество феноменов психики человека: активность, стиль деятельности и стиль общения, метаиндивидуальность и ее эффекты, этнич-ность, способности, одаренность и др. [23].

Подробное рассмотрение вопросов способностей и одаренности, проводимое в ходе интегрального исследования индивидуальности человека, является одним из значимых направлений в планировании исследований пермских психологов — мерлинских наследников.

В истории изучения проблемы способностей и одаренности в Пермской психологической школе ретроспективно можно выделить четыре этапа:

- мерлинский (конец 50-х - 70-е гг. XX в.), включающий главным образом теоретический анализ проблемы способностей, осуществленный основателем школы [16; 17; 20 и др.], и эмпирические работы, посвященные изучению когнитивных способностей и выполненные под его руководством [2; 10];

- постмерлинский (80-е - начало 90-х гг. XX в.) — период, в рамках которого научное наследие Мерлина осмысливается его учениками и последователями; публикуются работы Мерлина, не изданные при жизни автора, связанные с проблемой способностей [18; 19; 20 и др.];

- системные исследования (вторая половина 90-х гг. XX - начало XXI вв.) способностей и одаренности, выполненные в русле концепции интегрального исследования индивидуальности [1; 5-7; 22; 27; 29; 32; 33; 35; 36; 38];

- полисистемные исследования (с 2005 г. по настоящее время). Полисистемный подход к исследованию способностей и одаренности, позволяющий целостно представлять психологические механизмы взаимодействия систем интегральной индивидуальности и способностей и одаренности, а также понимать их значение в становлении и развитии индивидуальности [21].

В настоящее время исследования проводятся по следующим направлениям: общие способности [38]; специальные способности учителя-предметника [1; 5; 7; 22; 32; 33; 35; 36], специальные (профессиональные) способности [6; 9; 13; 14; 27], специальная одаренность [15; 26; 29; 34].

Периодизация истории изучения проблемы способностей и одаренности в Пермской психологической школе позволяет зримо видеть пройденный путь и оценивать перспективы ее дальнейшего развития.

Концепция способностей В. С. Мерлина

Научные интересы Мерлина в разные годы его жизнетворчества были сфокусированы вокруг проблем психологического характера. Становление их происходило в соответствии с ходом развития советской психологической науки, а именно с 1924 по 1939 г. — это была педология как комплексная наука о человеке, а также о его развитии в детском возрасте; с 1940 по 1955 г. — дифференциальная психофизиология; с 1956 по 1971 г. — психология личности и проблемы темперамента; а с 1972 по 1982 г. — вопросы системного исследования индивидуальности [23].

С 1954 по 1982 г. в жизни Мерлина начался пермский период. Он стал самым значимым этапом его научной, творческой, и педагогической деятельности. Это период его «акме» — вершины исследовательского поиска, зрелости научной мысли. Его можно назвать временем становления Пермской — мерлинской — научной психологической школы [18].

Широкий диапазон научного мировоззрения, нацеленное стремление ученого к целостному познанию человеческой индивидуальности, стали основанием для рассмотрения многих частных проблем, в том числе проблемы способностей. Здесь формировались основные принципы, выдвигались положения интегрального исследования индивидуальности человека. Причем проблема способностей для Мерлина и его учеников не являлась приоритетным направлением исследований. Однако научная проницательность этого ученого позволила ему создать оригинальную концепцию способностей [23].

В научном наследии Мерлина выделяется цикл работ, посвященных проблеме способностей. Библиографический анализ показывает, что проблема способностей, представленная в совокупности свойств личности, впервые была описана им в 1959 г. в монографии «Очерк психологии личности» [16]. Позднее он вернулся к ней в 1970 г. в работе, которая известна как «Проблемы экспериментальной психологии личности» [17]. Взаимосвязь способностей и темперамента Мерлин искал и в своем, ставшем теперь классическим для отечественной психологической мысли,

труде — «Очерк теории темперамента», вышедшем в свет в 1964 г., несколько раз переиздававшемся [20]. Под научной редакцией его ученика и последователя Б. А. Вяткина вышло в 1990 г. учебное пособие «Структура личности: характер, способности, самосознание» [19]. Оно стало важной вехой в истории постмерлинской Пермской психологической школы, поскольку в нем последовательно изложен мерлинский взгляд на проблему способностей.

Мерлинская позиция отличалась от существовавших в его время известных ему концепций способностей Б. М. Теплова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева и др. Так, Мерлин рассматривал способности как структуры, которые в индивидуальности человека представлены уровнями свойств личности, качественных особенностей психических процессов, реакций, психодинамических особенностей [11]. Также Мерлин представлял в качестве компонента и показателя способностей продуктивные индивидуальные приемы и способы достижения успеха (индивидуальный стиль деятельности) [19: с. 31].

Анализ теоретических и эмпирических работ, выполненных Мерлиным и его учениками, реконструкция представленных ими взглядов и теорий позволяют сформулировать основные положения теории способностей.

В самом общем виде можно отметить, что вслед за выдающимся советским психологом Б. М. Тепловым Мерлин рассматривал в качестве способностей индивидуальные особенности, сказывающиеся на продуктивности деятельности, но несводимые к сумме знаний, умений [20]. Но, кроме того, Мерлин подчеркивал, что способности — это «такие индивидуальные свойства, которые являются условием индивидуального своеобразия успешной деятельности» [19: с. 29].

В качестве дополнения к идеям Теплова, Мерлин предлагает ряд критериев, позволяющих отличить способности от знаний, умений и навыков, а именно:

а) «перенос»: «Если человек достигает успешных результатов в новой ситуации при разрешении новых задач, по отношению к которым не были усвоены определенные

знания, умения и навыки, тогда условием успеха следует считать его способности» [19: с. 27];

б) «обучаемость»: выделяя вслед за признанным специалистом в области педагогической психологии З. И. Калмыковой, присущие ей (обучаемости) признаки (самостоятельность, гибкость, обобщенность и осознанность, общий тонус мыслительной деятельности, полнота ее саморегуляции; специфика запоминания), Мерлин подчеркивал, что эти признаки «одновременно являются и признаками уровня развития способностей» [19: с. 29];

в) «индивидуальное своеобразие приемов и способов выполнения» деятельности: Мерлин замечает, что «при одинаковой ценности достигнутых результатов в данной деятельности у разных людей способности могут быть неодинаковы в зависимости от того, насколько оригинален и индивидуально своеобразен сам процесс продуктивной деятельности» [19: с. 29].

В качестве способностей, по мнению основателя Пермской научной школы, выступают все имеющие отношение к успешности деятельности свойства личности и свойства индивидуума, причем под свойствами индивидуума в данном контексте Мерлин имеет в виду «индивидуальные качественные особенности психических процессов», а также свойства темперамента [19: с. 31, 43].

В характеристике способностей Мерлин считал необходимым различать две стороны: количественную и качественную. О количественной стороне (уровне развития способностей) он предлагал делать выводы, основываясь на успешности достигнутых результатов деятельности, различать степень преодоления неблагоприятных (противодействующих) ситуаций, возникавших в ходе достижения результата. При этом, однако, отмечал, что качественная сторона способностей, включавшая своеобразные приемы и способы (с помощью которых достигался успешный результат), при одном и том же уровне способностей может быть различной [19: с. 32-33].

Базовые положения теории способностей Мерлина являются достижением начального этапа исследования данной проблемы. Наиболее значимыми в этот период работами теоретико-экспериментального плана,

выполненными под научным руководством Мерлина и касающимися проблемы способностей, являются диссертационные работы: Г. В. Быстровой — «Зависимость восприятия и осмысления художественной литературы старшими школьниками от индивидуальных особенностей во взаимодействии сигнальных систем» (1964) [2] и Л. П. Калининского — «Индивидуально-типологические различия мышления и речи при усвоении литературы старшеклассниками» (1978) [10]. Обе они посвящены изучению особенностей рече-мыслительных способностей человека. В это время складываются традиции исследования вопросов психологии способностей. Именно они во многом предваряли логику и содержание дальнейшего изучения способностей и одаренности.

Изучение способностей в контексте интегрального исследования индивидуальности

Интерес, связанный с проблемой способностей в Пермской психологической школе, вновь возник к началу 90-х гг. XX в. (этап системных исследований). К этому времени в психологии получают распространения идеи и принципы системного подхода, которые становятся ведущими и в научной концепции Мерлина, разрабатываемой теории интегрального исследования индивидуальности [18].

В отечественной психологии способностей к этому времени уже существовал личностно-деятельностный подход к их изучению. Особенно ярко он был представлен в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецкого,

B. Н. Мясищева, К. К. Платонова, Б. М. Теплова,

C. Л. Рубинштейна и др. Широко был распространен также функционально-генетический подход, который развивали в своих трудах Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков и др. Способности определялись исследователями не только как свойства личности, позволяющие оценивать ее успешность в разных сферах деятельности. Способности понимались как развивающиеся в ходе деятельности. Они соотносились с психическими функциями и процессами, в которых они проявляются [23].

По инициативе ученика и последователя Мерлина Б. А. Вяткина в этот период времени были продолжены эмпирические исследования специальных (профессиональных) и общих способностей, что получило отражение в целом ряде диссертаций, выполненных в Пермском педагогическом университете под руководством Вяткина (1993-2005). К некоторым работам в качестве соруководителя подключилась ученица самого Вяткина — Т. М. Хрусталёва, написавшая в 1993 г. под его руководством кандидатскую диссертацию «Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя» [33], а в 2004 г. — докторскую диссертацию — «Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности» [35].

К настоящему времени в Пермской психологической школе изучены общие способности старшеклассников [38]. Специально изучались предметно-педагогические способности учителей математики, русского языка и литературы [33; 35; 36]; биологии, химии [7]; изобразительного искусства [32]; музыки [22]; начальной школы [5]; физической культуры [1]. Рассмотрены также способности практического психолога образования [14]; хореографические способности артиста балета [27]. Системно изучались способности офицера ракетных войск [6]; руководителей тушения пожаров [13]; менеджеров разного уровня управления [9].

В работах представителей Пермской психологической школы в рамках и традициях системного подхода, теории интегральной индивидуальности экспериментально доказано, что специальные способности человека — это целостная, многоуровневая и многокомпонентная система с ее разноуровневыми свойствами индивидуальности. Показан характер влияния возраста, половой принадлежности, профессиональной деятельности на своеобразие складывающихся симптомо-комплексов разноуровневых индивидуальных свойств, которые детерминируют такие способности [30].

Так, в работе Т. М. Хрусталёвой [35] было показано, что психологическую структуру специальных (профессиональных) способностей педагога образуют два качественно

своеобразных уровня: способности к педагогической деятельности и предметные способности (например, к математике, биологии, химии, литературе, изобразительному искусству и т. д.).

Благодаря исследованию Хрусталёвой в Пермской психологической школе, сохранившей мерлинские традиции, пришли к выводу, что специальные способности педагога — это динамическая и развивающаяся система. Развитие при этом проявляется не только в усложнении симптомокомплекса специальных способностей профессионала, но и в развертывании отдельных свойств, самом изменении характера взаимосвязей, причем как внутриуровневых, так и межуровневых. В ходе лон-гитюдного исследования в рамках Пермской психологической школы показана динамика способностей педагога-профессионала [23; 35].

Аналогичные данные были выявлены при изучении других общих и специальных способностей [1; 5-7; 9; 13; 14; 22; 27; 29; 32; 36; 38], что позволяет считать установленные Пермской психологической школой закономерности универсальными для разного вида способностей.

Исследования одаренности, проводимые в русле теории интегральной

индивидуальности человека

На сегодняшний день изучение проблемы одаренности характеризуется множеством различных теорий и подходов, разрабатываемых как отечественными исследователями (Ю. Д. Бабаева, Е. С. Белова, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин,

A. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, В. Д. Шад-риков, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова,

B. С. Юркевич и др.), так и зарубежными авторами (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Рен-зулли, Ч. Спирмен, Р. Стернберг, К. Тейлор, Е. Торранс и многие др.).

Концептуальное разнообразие подходов к проблеме одаренности в определенной мере снимается при обращении к «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская

и др.) [24], в которой ведущими отечественными учеными, специалистами в данных вопросах, были согласованы основные представления об одаренности и одаренных детях.

Так, в соответствии с выдвинутым в отечественной психологии в 2003 г. рабочим определением, под одаренностью понимается «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [24: с. 7].

Однако большинство российских ученых-исследователей признает, что с психологической точки зрения одаренность показана как очень сложное психическое образование. В нем неразрывно переплетаются психофизиологические, познавательные, волевые, эмоциональные, моти-вационные и другие аспекты психики.

Здесь системный подход к изучению психики человека, методология интегрального исследования индивидуальности, которые развиваются и реализуются в Пермской психологической школе, позволяют лучше и точнее подойти к изучению столь сложного системного и динамичного образования, каким является, по мнению многих исследователей, одаренность человека.

Теоретико-экспериментальные исследования одаренности, проводимые в русле учения об интегральной индивидуальности, были начаты по инициативе и под руководством Б. А. Вяткина во второй половине 90-х гг. XX в. Начало нового цикла исследовательской работы было положено в 1996 г. экспериментальной работой Г. И. Руденко [26]. Его диссертация, выполненная в русле традиций Пермской психологической школы, посвящена изучению педагогической одаренности у школьников. В работе педагогическая одаренность представлена в качестве предпосылки дальнейшего становления и развития педагогических способностей. Это позволяет обеспечивать потенциальную возможность для достижения человеком успеха в профессиях широкого типа, где человек «встречается» с человеком.

В Пермской психологической школе, помимо педагогической одаренности, подробно

изучалась математическая одаренность. В 2001 г. в диссертационной работе Е. А. Крюковой [15], выполненной под руководством Вяткина, математическая одаренность предстает как разновидность интеллектуальной. Диссертация Крюковой показала, что на протяжении возрастного развития данный вид одаренности проходит длительный процесс становления от целостной, но диффузной, замкнутой структуры к структуре, имеющей плотные взаимосвязи между всеми системными компонентами реализуемой деятельности человека [15].

Своеобразным достижением Пермской психологической школы стало системное изучение в 2003 г. музыкальной одаренности, проведенное ученицей Б. А. Вяткина — М. Т. Таллибулиной [29], позволившее выявить компонентный состав данного феномена и описать половозрастные особенности проявления музыкальной одаренности в связи с индивидуально-типологическим своеобразием одаренных музыкантов.

В ходе исследования Таллибулиной получены результаты, зримо представляющие музыкальную одаренность как сложное, многокомпонентное образование. Структура музыкальной одаренности детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

Таллибулина показала, что базовый уровень музыкальной одаренности составляют музыкальные способности сенсорно-перцептивного уровня (музыкальные слух, ритм, память). Высокий уровень одаренности, по ее мнению, связан с оригинальностью и силой музыкального воображения, высоким творческим потенциалом человека, а также с определенным рядом личностных свойств, предполагающих активное положительное отношение человека к данной сфере и яркую выраженность его продуктивных индивидуально-своеобразных приемов и способов выполнения деятельности и достижения успеха в ней [29].

Кроме того, результаты исследований показали, что в структуре индивидуальности одаренных музыкантов комплекс специальных способностей (музыкальность) доминирует. Эмпирическим путем М. Т. Таллибулина получила мультипликативную модель музыкальной одаренности [30].

В ходе проведенных Таллибулиной исследований в Пермской психологической школе отмечено, что в структуре человеческой индивидуальности, независимо от возраста и пола музыкального дарования, всегда присутствуют высокоразвитые специальные музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальные память и мышление), творческое мышление и целый ряд индивидуально-типологических характеристик. Содержание таких индивидуально-типологических характеристик варьируется в соответствии с возрастом и полом музыкально одаренных школьников [29; 30].

Далее линия исследований проблемы одаренности в рамках традиций Пермской психологической школы была подхвачена ученицей Б. А. Вяткина Т. М. Хрусталёвой. Продолжая исследования педагогической одаренности, начатые Г. И. Руденко, Хрусталёва в 2003 г. рассматривала педагогическую одаренность как потенциал к успешному выполнению будущей деятельности. Иными словами, в понимании Хрусталёвой, одаренность — то, что можно обнаружить до начала деятельности. Следуя данному пониманию, автор проводит исследование педагогической одаренности школьников младших и средних классов [34].

В результате проведенной работы, Хрусталёва приходит к выводу о наличии универсальных (активность, интеллект, креативность и интересы человека) и специальных характеристик одаренности человека.

В дальнейшем аспирантами под руководством самой Т. М. Хрусталёвой были начаты исследования социальной и технической одаренности. Последователи традиций Пермской психологической школы — И. В. Ивенских и Ю. А. Шевченко — создали модели социальной [8] и технической одаренности соответственно [37]. Этим отмечена соответствующая перспектива изучения вопросов психологии способностей и одаренности человека в Пермской психологической школе новейшего времени.

Таким образом, в русле учения об интегральной индивидуальности одаренность предстает системным, качественным образованием, интегрирующим специальные способности к той или иной деятельности, с одной

стороны, и свойства разных уровней индивидуальности человека — с другой [30].

Полисистемный подход к изучению способностей

В настоящее время основное внимание исследователей способностей и одаренности в Пермской научной школе сосредоточено на обсуждении проблемы взаимодействия систем, представляющих собой способности, интегральную индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, одаренность, а также таких метасистем, как «учитель», «родитель» и пр. С этих позиций переосмысливаются итоги теоретико-экспериментальных работ, выполненных в контексте системного подхода и теории интегральной индивидуальности начиная с 2005 г. по настоящее время.

Так, к примеру, А. Е. Гордеев, изучая профессиональные способности офицеров ракетных войск, показал, что уровень развития подобных способностей объясняется особым своеобразием взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Гордеевым было установлено, что профессиональные способности выполняют в структуре интегральной индивидуальности человека системообразующую роль [21]. Аналогичные результаты получены и в целом ряде других исследований, где обнаружились связи между общими и специальными способностями с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, начиная от своеобразия организма и заканчивая особенностями личности [1; 5; 7; 21; 22; 27; 32; 33; 36; 38].

Эти и подобные результаты позволяют заключить, что способности, находясь во взаимодействии со свойствами разных уровней индивидуальности человека, выступают то результатом, то средством ее развития, а значит, встает вопрос о необходимости перехода от методологии интегрального изучения способностей и одаренности к полисистемной методологии исследования особенностей взаимодействия таких систем, как «интегральная индивидуальность», «способности», «одаренность», а также разного рода метасистем, таких как «учитель», «семья» и пр., вклад

которых в становление способностей и одаренности человека несомненен, однако в специальных исследованиях на сегодняшний день недостаточно изучен.

Выводы

В Пермской научной психологической школе сформированы принципы и методы системного исследования способностей и одаренности, проводимого в русле интегрального исследования индивидуальности человека. Здесь оформились и развиваются базовые направления в изучении вопросов психологии способностей и одаренности, заложенные еще основателем школы В. С. Мерлиным, которые позволяют глубоко и разносторонне понимать эти феномены. В Пермской психологической школе накоплен существенный фактологический материал, позволяющий характеризовать как общие, профессиональные способности, так и специальные виды одаренности человека.

Изучение вопросов психологии способностей и одаренности, проводимое представителями Пермской психологической школы, вносит вклад в разработку теоретико-методологических основ исследования данных проблем, а также развивает и обогащает теорию интегрального исследования индивидуальности человека.

Заключение

В целом можно отметить, что творческое наследие В. С. Мерлина включает в себя ряд работ, относящихся к психологии способностей. Своеобразие мерлинского подхода к этой проблематике заключается в том, что для ученого все вопросы психологии способностей — это прежде всего «проблема уровней индивидуально-личностных различий, связанных с успешностью деятельности, и продуктивные индивидуально-своеобразные приемы и способы работы» [11: с. 76].

К установленным в отечественной психологии признакам способностей, Мерлин добавляет то, что в качестве способностей могут выступать не только свойства личности, но и свойства индивидуума, которые имеют

отношение к успешности выполняемой деятельности. Кроме того, для Мерлина существенным является то, что они (способности) могут быть рассмотрены не только с количественной (уровень способностей), но и качественной стороны (продуктивные индивидуально-своеобразные приемы и способы работы) [3: с. 260].

Такое понимание способностей успешно развивается представителями Пермской психологической школы наряду с учением об интегральной индивидуальности человека. Традиции, заложенные основателем Пермской психологической школы, развиваются и обогащаются в работах его последователей.

Представленный анализ теоретико-экспериментальных исследований общих и профессиональных способностей, проводимых в Пермской научной школе вплоть до настоящего времени, позволяет рассматривать способности как сложную, многоуровневую систему, связанную со свойствами индивидуальности человека и своеобразно проявляющуюся в связи с профессиональными особенностями, возрастом и полом человека.

Дальнейшие исследования в этом направлении продолжаются. Актуальной остается системная методология как основа разработки проблемы способностей [12]. Перспективным представляется выход на уровень подробного изучения особенностей полисистемного взаимодействия способностей, индивидуального стиля деятельности и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Кроме того, в Пермской психологической школе накоплен большой и интересный фактологический материал о природе, структуре, динамике становления, половозрастных закономерностях развития одаренности человека.

Перспективами исследований в данном направлении может стать поиск общей, универсальной для разных видов деятельности модели одаренности, а также изучение особенностей полисистемного взаимодействия феномена одаренности с такими метасистемами, как «учитель», «семья» и т. п., осуществляемое с позиций системной интеграции индивидуальности человека [4].

Литература

1. Бурлакова Н. Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2000. 163 с.

2. Быстрова Г. В. Зависимость восприятия и осмысления художественной литературы старшими школьниками от индивидуальных особенностей во взаимодействии сигнальных систем: автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1964. 19 с.

3. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Воронеж: МПСИ; МОДЕК, 2007. 347 с.

4. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С.145-160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вяткина Л. Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2004. 140 с.

6. Гордеев А. Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1999. 170 с.

7. Доманова Е. Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1999. 198 с.

8. Ивенских И. В., Хрусталёва Т. М. Психологическая модель социальной одаренности менеджера // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 80-84.

9. Иоголевич Н. И. Психология интегральной индивидуальности менеджеров разного уровня управления: дис. ... д-ра психол. наук. Пермь, 2007. 413 с.

10. Калининский Л. П. Индивидуально-типологические различия мышления и речи при усвоении литературы старшеклассниками: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1978. 21 с.

11. Калининский Л. П. Проблема способностей в трудах В. С. Мерлина // Личность и творческая индивидуальность В. С. Мерлина / сост. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. Пермь: Книжный мир, 2008. С. 76-99.

12. Карпов А. В., Карпов А. А. Системная методология как основа разработки проблемы мета-когнитивных способностей личности // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 11-19.

13. Ковтун Е. В. Специальные способности руководителя тушения пожара: понятие, структура, детерминанты // Пожарная безопасность. 2012. № 4. С. 115-123.

14. Колпакова Т. С. Структура профессиональных способностей практического психолога образования // XIX Мерлинские чтения: материалы регион. научно-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2004. С. 65-68.

15. Крюкова Е. А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2001. 198 с.

16. Мерлин В. С. Очерк психологии личности: учеб. пособие. Пермь: Перм. обл. кн. изд-во, 1959. 172 с.

17. Мерлин В. С. Свойства личности как способности // Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги). Т. 77. Вып. 6. Пермь: ПГПИ, 1970. С. 8-51.

18. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

19. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособие. Пермь: ПГПИ, 1990. 110 с.

20. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента / сост. Б. А. Вяткин. 3-е изд., интегрир. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2018. 462 с.

21. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б. А. Вяткина. М.: Per Se, 2005. 384 с.

22. Порошина Т. И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1997. 186 с.

23. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

24. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. 2-е изд., перераб. М.: Магистр, 2003. 95 с.

25. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5-15.

26. Руденко Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста): дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996. 182 с.

27. Соснина И. Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1997. 155 с.

28. Способности. Одаренность. Индивидуальность: материалы Всерос. научно-практ. конф. «XXXII Мерлинские чтения». Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2017. 230 с.

29. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2003. 195 с.

30. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016. 309 с.

31. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Теплов Б.М. Избр. психол. труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С.15-41.

32. Харламова Т. М. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2003. 169 с.

33. Хрусталёва Т. М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1993. 360 с.

34. Хрусталёва Т. М. Психология педагогической одаренности. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. 162 с.

35. Хрусталёва Т. М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности: дис. ... д-ра психол. наук. Пермь, 2004. 404 с.

36. Шведчикова Ю. С. Взаимосвязь профессиональных способностей учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2002. 207 с.

37. Шевченко Ю. А. Модель технической одаренности как основа процесса диагностики // Ломоносов - 2008: материалы Междунар. научн. конф. М., 2008. С. 54-56.

38. Щербакова Е. В. Общие способности в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования учащихся старших классов): дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2005. 185 с.

HISTORY AND METHODOLOGY OF THE SYSTEM RESEARCH OF ABILITIES AND TALENTS AT V. S. MERLIN'S SCHOOL (FOR THE 120th ANNIVERSARY SINCE THE SCIENTIST'S BIRTH)

B. A. Vyatkin, M. T. Tallibulina, PSHPU, Perm

Introduction. The analysis of key studying stages of the problem of abilities and talents at the Perm's scientific psychological school covering the period since the end of the 1950th so far is presented in article.

The original position of the concept of abilities developed by the V. S. Merlin and also the results of later theoretical, methodological and empirical researches of abilities and talents which are executed according to V.S. Merlin's doctrine about the integrated individuality of the person and reflection of the current state of the problem are presented.

Methodology. It is noted that system methodology is at the heart of our approach of studying abilities and talents which have been developed at the Perm's psychological school. Abilities and talents are considered in interrelation with properties of different levels of the integrated individuality which is the self-developed and self-organized system consisting of relatively closed subsystems or levels of the full big system «person -society», beginning with biochemical features and coming to the social position of a person in society.

The submitted review of the most important results of researches of the general and special (professional) abilities and special talents undertaken by our psychologists shows specific features of manifestation of these phenomena in connection with age, sex and the stage of professional activity.

Conclusion. The prospects of studying of abilities and talents consisting of the transition to a polysystem research of the integrated individuality, in various spheres of action, and the definition of the role of abilities and talents in the development of an individuality are presented in the article.

Keywords: system methodology; integrated individuality; abilities; talents; polysystem interaction.

For citation: Vyatkin B. A., Tallibulina M. T. History and methodology of the system research of abilities and talents at V. S. Merlin's school (for the 120th anniversary since the scientist's birth) // Systems psychology and sociology. 2018. № 3 (27). P. 64-75.

References

1. Burlakova N. Yu. Professional abilities in the structure of the integrated individuality of a teacher of Physical Education: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2000. 163 p.

2. Bystrova G. V. The dependence of perception and judgment of fiction by the senior school students on specific features in interaction of alarm systems: abstract of the thesis ... PhD of pedagogical sciences (in psychology). Moscow, 1964. 19 p.

3. Vyatkin B. A. Lectures of psychology of the integrated individuality of the person. Moscow; Voronezh, 2007. 347 p.

4. Vyatkin B. A., Dorfman L. Ya. Theory of the integrated individuality by V. S. Merlin: history and nowadays // The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19. № 2. P. 145-160. DOI: 10.17853/19945639-2017-2-145-160.

5. Vyatkina L. B. Special abilities in structure of the integrated individuality of an elementary school teacher: a dissertation . PhD in psychology sciences. Perm, 2004. 140 p.

6. Gordeev A. E. Professional abilities in structure of integrated individuality of an officer of rocket troops: a dissertation . PhD in psychology sciences. Perm, 1999. 170 p.

7. Domanova E. E. Special abilities in structure of the integrated individuality of teachers of biology and chemistry: a dissertation . PhD in psychology sciences. Perm, 1999. 198 p.

8. Ivensky I. V., Khrustaleva T. M. Psychological research on social giftedness in a future manager // Siberian Journal of Psychology. 2010. № 36. P. 80-84.

9. Iogolevich N. I. Psychology of the integrated individuality of managers of different level of management: a dissertation ... doctor in psychology sciences. Perm, 2007. 413 p.

10. Kalininsky L. P. Individual and typological distinctions of thinking and speech at perception of literature by senior school students: abstract of the thesis ... PhD in psychology sciences. Leningrad, 1978.

11. Kalininsky L. P. Problem of abilities in the V S. Merlin's works. Personality and creative individuality of VS. Merlin / ed. B. A. Vyatkin, M. R. Schukin. Perm, 2008. P. 76-99.

12. Karpov A.V., Karpov A.A. System methodology as the basis for the solution of the problem of the individual metacognitive abilities // Systems psychology and sociology. 2014. № 3 (11). P. 11-19.

13. Kovtun E. V. Special abilities of the head of fire extinguishing: concept, structure, determinants // Fire safety. 2012. № 4. P. 115-123.

14. Kolpakova T. S. Structure of professional abilities of a practical psychologist of education // XIX Merlin's readings: materials of a regional scientific and practical conference. Perm, 2004. P. 65-68.

15. Kryukova E. A. Mathematical talent: individual, gender and age features: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2001. 198 p.

16. Merlin V. S. Sketch of psychology of the personality: manual for a special course. Perm, 1959. 172 p.

17. Merlin V. S. Properties of the personality as abilities // Problems of experimental psychology of the personality (heads from the book). Vol. 77, № 6. Perm, 1970. P. 8 -51.

18. Merlin V. S. Sketch of the integrated research of individuality. Moscow, 1986. 254 p.

19. Merlin V. S. Structure of the personality: character, abilities, consciousness: the manual to a special course of "Fundamentals of psychology of the personality". Perm, 1990. 110 p.

20. Merlin V. S. Sketch of the theory of temperament / ed. by B. A. Vyatkin. Perm, 2018. 462 p.

21. Polysystem research of individuality of the person / ed. by B. A. Vyatkin. Moscow, 2005. 384 p.

22. Poroshina T. I. Special abilities in structure of the integrated individuality of music teachers of the future: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 1997. 186 p.

23. Psychology of the integrated individuality: Perm school / ed. by B. A. Vyatkin, L. Ya. Dorfman, M. R. Schukin. Moscow, 2011. 636 p.

24. Working concept of talent / ed. by D. B. Bogoyavlenskaya, V D. Shadrikov. Moscow, 2003. 95 p.

25. Romanova E. S., Ryzhov B. N. The history of psychology from the system point of view // Systems psychology and sociology. 2014. № 1 (9). P. 5-15.

26. Rudenko G. I. Pedagogical talent in the structure of the integrated individuality (based on materials of school students of various gender and age): a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 1996. 182 p.

27. Sosnina I. G. Special abilities of a ballet dancer: nature, structure, diagnostics: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 1997. 155 p.

28. Abilities. Talents. Individuality: materials of the scientific and practical conference «XXXII Merlin's readings». Perm, 2017. 230 p.

29. Tallibulina M. T. Musical talent: structure, gender and age features of manifestation: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2003. 195 p.

30. Tallibulina M. T. Musical talent: structure, methods of identification and development. Moscow; Berlin, 2016. 309 p.

31. Teplov B. M. Abilities and talents // Teplov B. M. Chosen psychological works (two volumes). Vol. 1. Moscow, 1985. P. 15-41.

32. Kharlamova T. M. Professional abilities of an art teacher: structure, determinants, specific features of manifestation: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2003. 169 p.

33. Khrustaleva T. M. Special abilities in structure of the integrated individuality of a teacher: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 1993. 360 p.

34. Khrustaleva T. M. Psychology of pedagogical talent. Perm, 2003. 162 p.

35. Khrustaleva T. M. Special abilities of a teacher in the integrated research of individuality: a dissertation . doctor in psychology sciences. Perm, 2004. 404 p.

36. Shvedchikova Yu. S. Interrelation of professional abilities of a teacher in connection with properties of individuality: a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2002. 207 p.

37. Shevchenko Yu. A. Model of technical talent as the basis of diagnostic process // Lomonosov - 2008: materials of the international scientific conference. Moscow: MGU, 2008. P. 54-56.

38. Scherbakova E. V. The general abilities in structure of the integrated individuality (on material of the research of students of senior school): a dissertation ... PhD in psychology sciences. Perm, 2005. 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.