Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Вихман Александр Александрович, Калугин Алексей Юрьевич

Представлены результаты выступления авторов на заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО о деятельности Пермского научного центра РАО при ПГГПУ. В докладе обозначены основные исторические этапы развития Пермской научной психологической школы, проанализирована логика развертывания психологии интегральной индивидуальности человека в шести исследовательских программах. Особое внимание уделено направлению исследований Научного центра, в частности изучению системной интеграции индивидуальности, новых видов способностей в структуре интегральной индивидуальности. Обсуждается вопрос о внедрении результатов исследований интегральной индивидуальности в практическую деятельность по сопровождению индивидуальности субъектов образования, педагогов и школьных психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Вихман Александр Александрович, Калугин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRAL INDIVIDUALITY OF THE GROWING MAN AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR HIS DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The results of the authors' presentation at the session of the Bureau of Psychology and Age Physiology of the Russian Academy of Sciences on the activities of Perm Scientific Center of the Russian Academy of Sciences at the Perm State Humanitarian Pedagogical University are presented. The report outlines the main historical stages of development of Perm scientific psychological school and analyzes the logic of deployment of the psychology of integral individuality of a person in six research programs. Particular attention is paid to the research direction of the Scientific Center, in particular, the study of systemic integration of individuality, new types of abilities in the structure of integral individuality. The issue of introducing the results of studies of integral individuality into the practical activities of supporting the individuality of subjects of education, teachers and school psychological services is discussed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

350

2021. Т. 31, вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Научная жизнь

Б.А. Вяткин, А.А. Вихман, А.Ю. Калугин

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЕГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Представлены результаты выступления авторов на заседании Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО о деятельности Пермского научного центра РАО при ПГГПУ. В докладе обозначены основные исторические этапы развития Пермской научной психологической школы, проанализирована логика развертывания психологии интегральной индивидуальности человека в шести исследовательских программах. Особое внимание уделено направлению исследований Научного центра, в частности изучению системной интеграции индивидуальности, новых видов способностей в структуре интегральной индивидуальности. Обсуждается вопрос о внедрении результатов исследований интегральной индивидуальности в практическую деятельность по сопровождению индивидуальности субъектов образования, педагогов и школьных психологических служб.

Ключевые слова: научная школа, темперамент, личность, интегральная индивидуальность, системный подход.

DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-3-350-353

В 2021 году на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета создан Пермский научный центр РАО, который ориентирован на реализацию фундаментальных психолого-педагогических научных исследований в сфере наук об образовании, связанных с научной проблематикой Пермской научной психологической школы - психологией интегральной индивидуальности человека.

Формирование Пермской научной психологической школы началось после переезда в 1954 году профессора В.С. Мерлина из Казани в Пермь, где он возглавил кафедру психологии в педагогическом институте (сейчас ПГГПУ) и открыл аспирантуру по психологии под своим руководством. К этому времени В.С. Мерлин был уже сложившимся ученым: в 1950 году он защитил докторскую диссертацию «Психофизиологическое своеобразие условных рефлексов в структуре волевого акта». Она отразила поиск новых форм и методов психологической науки, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф. Лазурского и М.Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В.С. Мерлина - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

В конце 50-60-х гг. прошлого столетия в центре научных интересов В.С. Мерлина были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамента и индивидуального стиля деятельности. Основные положения теории личности были изложены им в монографии «Очерк психологии личности», вышедшей в Перми в 1959 году. Автор в ней не только поставил вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, но и показал истоки этой уникальности, представил оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и влияния ее отдельных компонентов. Позднее, в 1968-1970-х годах, В.С. Мерлин опубликовал «Проблемы экспериментальной психологии личности», «Лекции по психологии мотивов человека», в которых отразились современное состояние исследования отечественной и зарубежной психологии и развитие автором теоретико-экспериментальных работ по личностной проблематике, подготовил к печати рукопись монографии, которая была издана только в наше время [1; 7].

Другое направление исследовательской деятельности В.С. Мерлина и его сотрудников - дифференциальная психофизиология. В 1960 году в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В.С. Мерлина «Очерк теории темперамента», который подвел итоги большого периода исследований автора и его учеников. Во второе издание «Очерка...», появившееся в 1973 году, вошли главы, написанные учениками В.С. Мерлина и посвященные возрастному развитию темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, роли темперамента в деятельности человека. Эти его работы также были изданы посмертно [2; 8].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2021. Т. 31, вып. 3

В конце 70-х - начале 80-х годов ХХ столетия начинается новый этап в научном творчестве В.С. Мерлина и его школы, который связан с изучением не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики - интегральной индивидуальности. Возник новый системный междисциплинарный подход к изучению человека и психолого-педагогическому сопровождению его развития, который определяется не только объективными требованиями и задачами, но и сложившимися ранее индивидуальными особенностями человека. Была создана теория интегральной индивидуальности, в свете которой индивидуальность человека рассматривалась как большая самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, состоящая из нескольких иерархических, относительно автономных подсистем или уровней индивидуальных свойств, находящихся в определенной связи друг с другом [3; 6]. Операционализация теории интегральной индивидуальности стала возможной благодаря идее однозначных и многозначных связей. Сам В.С. Мерлин неоднократно указывал, что позаимствовал данные термины у кибернетиков, математиков и апологетов теории систем: Л. фон Берта-ланфи, У.Р. Эшби, В.С. Тюхтина. Однако ему удалось из математической абстракции перевести их в исследовательскую практику. Основные положения теории интегральной индивидуальности были опубликованы в виде монографии издательством «Педагогика» в 1986 году, уже после кончины В.С. Мерлина (1982). Этой датой обозначен мерлинский период становления и развития Пермской научной психологической школы. Всё остальное можно обозначить как постмерлинский период.

После смерти Мерлина учение об интегральной индивидуальности не было забыто. Оно не только сохранилось, но и активно развивалось в Перми, а также в других регионах, где работали ученики В.С. Мерлина и Б.А. Вяткина, продолжая развиваться в русле прежней концепции, но на новом организационном уровне: открытие новых кафедр в ПГПУ (теоретической и прикладной психологии, практической психологии, лаборатории им. В. С. Мерлина, нового факультета, а потом Института психологии), издание ряда сборников работ и монографий, статей в ведущих научных психологических журналах [1; 10].

В теории интегральной индивидуальности системообразующий фактор назван одним из ключевых механизмов интеграции индивидуальности. В.С. Мерлин считал, что посредником в выстраивании межуровневых связей выступает индивидуальный стиль деятельности. Позднее в многочисленных исследованиях профессоров Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, Л.Я. Дорфмана, А.А. Волочкова, А.Г. Исмагиловой, Т.М. Хрусталевой и их учеников было доказано, что, помимо индивидуального стиля деятельности, такими посредниками могут быть индивидуальный стиль активности и общения, профессиональное самосознание.

Дальнейшие интегральные исследования индивидуальности показали, что большую роль в ее развитии играет полисистемность. Внимательному изучению подверглись как интраиндивидуаль-ность, так и метаиндивидуальность. Переход от интегрального к полисистемному исследованию требовал качественно иного подхода, прежде всего интегральная индивидуальность должна была рассматриваться в контексте иных систем, в которые она включена: интегральная индивидуальность (ИИ) и другая интегральная индивидуальность, ИИ - окружающий мир, ИИ - социальная среда, ИИ -индивидуальный стиль, ИИ - профессиональные способности и т. д. [9].

На современном этапе развития научной школы Б.А. Вяткиным и Л.Я. Дорфманом были сформулированы перспективные направления исследований в рамках дальнейшего развития теории ИИ [3; 4].

1. Многокачественность и полисистемный подход. Согласно принципу двойственности качественной определенности В.П. Кузьмина, любое явление можно рассмотреть в разных системах координат, например в моносистемной форме и в полисистемной форме. «Полисистемное знание является многофокусным, многоуровневым, многомерным, полидетерминантным» [3. С. 153]. Интегральная индивидуальность в полной мере отражает данный принцип, однако в плане эмпирического изучения вопрос многомерности еще не до конца разрешен.

2. Общность и интеграция. С этим связано два понимания общего: 1) общее как имеющее меньшее количество свойств, но большую емкость; 2) общее как имеющее больший объем, но более бедное содержание. Вероятно, в случае с ИИ мы имеем дело со вторым определением общего, т. е. вариативность межуровневых свойств будет больше, чем вариативность между свойствами одного уровня. По критерию вариативности в рамках одного уровня могут быть обнаружены свойства, выполняющие разные задачи в ИИ: одни свойства будут дифференцировать уровни и отражать их специфику, а другие - интегрировать, находясь на пересечении уровней. Ряд попыток изучения этого явления был предпринят, однако требуются дополнительные исследования.

352

2021. Т. 31, вып. 3

Б.А. Вяткин, А.А. Вихман, А.Ю. Калугин

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

3. Полиморфизм и изомерия. «Изомерия - это одна из разновидностей полиморфизма. Суть изомерии заключается в том, что один и тот же состав компонентов может служить основой разных явлений - в зависимости от того, как компоненты взаимосвязаны» [3. С. 155]. Иными словами, в рамках феномена изомерии можно полагать, что существует не одна, а несколько конфигураций одних и тех же общих (межуровневых) свойств.

Сегодня, ретроспективно оценивая научное творчество В.С. Мерлина и его школы, можно говорить о реализации как минимум шести исследовательских программ, которые соотносятся с достижениями школы: исследования темперамента, личности, способностей, индивидуального стиля, активности индивидуальности, интегрального исследования индивидуальности. Существенной заслугой Пермской научной психологической школы является то, что ей удалось перевести изучение проблемы интегральной индивидуальности из плоскости теоретического анализа в плоскость решения образовательных и общественных задач. Формат работы научной школы можно определить как комплексное междисциплинарное теоретико-экспериментальное исследование с оперативным внедрением научных результатов в практику.

Сегодня в ПермНЦ РАО развивается направление системной интеграции индивидуальности [5]. Запланированы фундаментальные исследования индивидуальности как субъекта обучения:

1) системное исследование интегральной индивидуальности растущего человека в контексте разных типов образовательных организаций;

2) познание педагогом индивидуальности субъекта образования, изучение способностей (в том числе цифровых) в структуре интегральной индивидуальности;

3) изучение цифровых способностей в структуре интегральной индивидуальности.

Важная задача интеграции науки, образования и практики в пространстве высшего образования Пермского края реализуется через магистерские программы «Психологическое сопровождение развития индивидуальности в условиях современного образования» и «Семейная психология и семейное консультирование». Планируется подготовка к печати монографий «Проблемы системного исследования индивидуальности человека» и «Психология специальных способностей учителя: системно-интегральный подход» под эгидой РАО.

Внедрение результатов исследований предполагается через реализацию прикладных проектов: региональный проект «Родительский университет» (в рамках Национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа»), системная организация психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности субъекта образования в рамках научно-методического сопровождения деятельности школьных психологических служб (региональный проект трехуровневой системы психологической помощи Пермского края), создание и сопровождение инновационных научно-практических площадок РАО в Пермском крае, а также внедрение в Пермском крае обучающей программы для педагогов «Суицидальная настороженность учителя: базовые навыки кризисной беседы и психологического наблюдения (системный подход)».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность. Пермь: ПГПУ, 2008. 141 с.

2. Вяткин Б.А. Творческий путь В.С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 54-61.

3. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 145-160. Б01: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

4. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 176 с.

5. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Системная интеграция как вектор развития психологии интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сборник статей II международной научно-практической конференции / под. ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева. Саратов: НЦ «Наука», 2021. С. 70-74.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

7. Мерлин В.С. Основы психологии личности: монография / под науч. ред. Б.А. Вяткина. Пермь: ПГГПУ, 2020. 332 с.

8. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. 3 изд., интегрир. / сост. Б.А. Вяткин. Пермь, 2018. 462 с.

9. Полисистемное исследование индивидуальности / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. 384 с.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2021. Т. 31, вып. 3

10. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

Поступила в редакцию 27.07.2021

Вяткин Бронислав Александрович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии E-mail: [email protected]

Вихман Александр Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии E-mail: [email protected]

Калугин Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой практической психологии E-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24

B.A. Vyatkin, A.A. Vikhman, A.Yu. Kalugin

INTEGRAL INDIVIDUALITY OF THE GROWING MAN AND PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR HIS DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-3-350-353

The results of the authors' presentation at the session of the Bureau of Psychology and Age Physiology of the Russian Academy of Sciences on the activities of Perm Scientific Center of the Russian Academy of Sciences at the Perm State Humanitarian Pedagogical University are presented. The report outlines the main historical stages of development of Perm scientific psychological school and analyzes the logic of deployment of the psychology of integral individuality of a person in six research programs. Particular attention is paid to the research direction of the Scientific Center, in particular, the study of systemic integration of individuality, new types of abilities in the structure of integral individuality. The issue of introducing the results of studies of integral individuality into the practical activities of supporting the individuality of subjects of education, teachers and school psychological services is discussed.

Keywords: scientific school, temperament, personality, integral individuality, systemic approach.

Received 27.07.2021

Vyatkin B.A., Corresponding Member of the Russian Academy of Education, D.Sc. in Psychology, Professor, Scientific Adviser of Psychological Institute E-mail: [email protected]

Vikhman A.A., PhD in Psychology, Associate Professor of Department of Practical Psychology E-mail: [email protected]

Kalugin A.Yu., PhD in Psychology, Head of the Department of Practical Psychology E-mail: [email protected]

Perm State Humanitarian Pedagogical University Sibirskaya st., 24, Perm, Russia, 614990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.