Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ НА ПОЛОТНАХ ЖИВОПИСЦА РУСТЕМА ХУЗИНА'

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ НА ПОЛОТНАХ ЖИВОПИСЦА РУСТЕМА ХУЗИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ / ИСТОРИЯ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халикова И.И.

Статья посвящена анализу произведений татарского художника, стажера-выпускника Творческой мастерской живописи Российской Академии художеств в г. Казани, Хузина Рустема (род. в 1975г.). Богатая культура и история Волжской Булгарии отразились на полотнах живописца и представили огромный вклад в изучении исторической летописи Великого государства. Его картины рассказывают о переломных моментах истории и являются своеобразным окном в мир прошлого, придавая ему объем и цвет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND CULTURE OF THE VOLGA BULGARIA ON THE CLOTHES OF THE PAINTER RUSTEM KHUZIN

The article is devoted to the analysis of the works of the Tatar artist, a graduate of the Creative Painting Workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, Khuzin Rustem (born in 1975). The rich culture and history of the Volga Bulgaria reflected on the painter's canvases and made a huge contribution to the study of the historical annals of the Great State. His paintings tell about turning points in history and are a kind of window into the world of the past, giving it volume and color.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ НА ПОЛОТНАХ ЖИВОПИСЦА РУСТЕМА ХУЗИНА»

УДК 75.044

И.И. Халикова

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ НА ПОЛОТНАХ ЖИВОПИСЦА РУСТЕМА ХУЗИНА

Статья посвящена анализу произведений татарского художника, стажера-выпускника Творческой мастерской живописи Российской Академии художеств в г. Казани, Хузина Рустема (род. в 1975г.). Богатая культура и история Волжской Булгарии отразились на полотнах живописца и представили огромный вклад в изучении исторической летописи Великого государства. Его картины рассказывают о переломных моментах истории и являются своеобразным окном в мир прошлого, придавая ему объем и цвет.

Ключевые слова: Творческая мастерская живописи Российской Академии художеств в г. Казани, история, Волжская Булгария, искусство, художник, выставка, экспозиция

Irina I. Khalikova HISTORY AND CULTURE OF THE VOLGA BULGARIA ON THE CLOTHES OF THE PAINTER RUSTEM KHUZIN

The article is devoted to the analysis of the works of the Tatar artist, a graduate of the Creative Painting Workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, Khuzin Rustem (born in 1975). The rich culture and history of the Volga Bulgaria reflected on the painter's canvases and made a huge contribution to the study of the historical annals of the Great State. His paintings tell about turning points in history and are a kind of window into the world of the past, giving it volume and color.

Key words: Creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, history, Volga Bulgaria, art, artist, exhibition, exposition

Введение

Булгар принял Ислам в 922 году. Исламская цивилизация Булгара оказала обширное влияние на историю России, заложив основы идеи взаимопонимания и сотрудничества Западных и Восточных культурных традиций внутри российского государства. Событие, произошедшее 1100 лет назад, оказывает влияние на повседневную жизнь российских граждан и сегодня.

Культура Волжской Булгарии была сплавом кочевой и оседлой жизни с упором на Ислам в политической и повседневной жизни населения. В конце IX н.э. конгломерат кочевых племен объединяется в Болгарское государство. Важную роль в этом процессе сыграл Ислам, как монотеистическая религиозная доктрина. Ислам в Волжской Булгарии играл важную политическую роль, обеспечивая не только единство государственной элиты и общества, но и зарубежную торговлю с богатыми державами Востока. Новая вера оказала значительное влияние на административный аппарат государства и культуру.

Материалы и методы

В ходе исследования данной темы применялись следующие методы исследования: аналитический метод исследования для рассмотрения литературы и источников по теме истории и культуры Булгарии на полотнах Рустема Хузина; сравнительный метод исследования для изучения отображения темы исследования в живописной традиции; исторический метод исследования для изучения ис-

торических данных и фактов, нашедших отображения в творчестве Хузина и сравнение их с научной картиной исторической науки; биографический метод исследования для изучения влияния темы статьи на творчество автора, Рустема Хузина и влияние тематики и исполнения картин на жизнь автора; культурологический метод исследования для изучения культурных парадигм творчества Хузина и его влияние на зрителя; социологический метод исследования для исследования социальных аспектов творчества в историческом и современном контексте.

Литературный обзор

Несмотря на актуальность рассматриваемой темы и изученность истории становления и упадка великого Булгарского государства, интерес к Волжской Булгарии только возрастает. Исследование рассматривает историю через призму искусства о великом государстве, ту историю, какую художник изобразил на своих монументальных полотнах и описал в совместной работе с кандидатом исторических наук И.Л. Измайловым. Основная часть книги является изложением исторического прошлого, которое в доступной форме раскрывает содержание исторических полотен живописца Р.Ф. Хузина. Сами авторы считают, что особенность книги заключается в том, что она не только рассказывает, но и в прямом смысле изображает прошлое.

Искандером Леруновичем опубликовано более ста научных работ по теме изучения истории и архитектуры Волжской Булгарии.

Очерки Алмазовой А.А. раскрывают традиции татарского народа в области художественной культуры, развитие которой в течение многих веков шло в рамках исламской цивилизационной парадигмы. Они содержат результаты комплексного анализа основных областей художественного творчества: литературы, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, живописи и музыки.

Егерев В.В. изучал национальное татарское зодчество, в том числе булгарскую архитектуру; интересовался расселением отдельных народностей по территории края. По материалам экспедиции в своих трудах автор описывает особенности архитектурных строений Булгарского государства.

Труд Червонной С.М. представляет собой исследование истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и зодчества Татарии с древнейших времен до 1917 года. В ее книге история татарского искусства дает наглядное представление о богатых традициях национальной художественной культуры.

Результаты

Одна из многофигурных и масштабных полотен - «Принятие булгарами ислама в 922 году» 2004-2006 гг., холст, масло, 160х320. В многофигурных полотнах у Рустама Хузина нет проходных персонажей - перед нами индивидуальности и судьбы, у каждого свой жизненный «сюжет», в полотнах нет статики, а есть страсть и гордость за свой народ и его историю, содержащую столько трагических страниц.

Картина торжественно представляет тех, кто принес на земли Татарстана ислам. В начале Х века Волжская Булгария находилась под властью Хазарского каганата. Булгарская знать во главе с Эльтебером Алмушем решила освободиться от хазарской зависимости. Халиф аль-Муктадир получил от Булгара просьбу о помощи в возведении крепости в 921 году [4].

В этот год Багдад посетило булгарское посольство, что свидетельствует о высоком уровне развития государственного аппарата Волжской Булгарии [6]. Принятие булгарами ислама стало датой официального признания Булгарии самой северной землей ислама. До этого времени в Булгарии уже были мусульмане, и были построены мечети.

На картине разворачивается историческое действо, где послы в руках, торжественно, держат два знамени халифа, в правом углу полотна стоит оседланная лошадь, прислан-

ная в подарок Алмыш-хану. Алмуш собрал съезд предводителей всех булгарских племен, они с любопытством разглядывают гостей и их подарки, готовы слушать письмо, которое вот-вот будет прочитано. Письмо халифа в руках Ибн-Фадлана, секретаря посольства, его выход приветствуют с трембитами на импровизированной триумфальной сцене, гармонично обшитой коврами, выполненными вручную в восточной манере.

На полотне четко представлено разделение людей на сословия. Одежда среднего сословия напоминает булгарскую. На мужчинах представлена холщовая рубаха и широкие шаровары. Поверх рубахи - камзол - жакет без рукавов из домотканого сукна, овчинный полушубок до колен. Головы покрыты войлочной шляпой. На ногах представлены войлочные чулки с кожаными ичигами или лыковыми лаптями. Женская одежда состоит из рубахи и шаровар, рубаха шилась длиной до щиколоток. Холщовые рубахи и платья украшены вышивками.

Одежда богатых жителей сложнее и ярче. Кроме шаровар и рубахи с безрукавкой, воины облачены в длинный до колена кафтан -казакин. В торжественный для Волжской Булгарии день жители представлены в длинных и прямоспинных халатах - чекмень из шелка или даже парчи. На голове духовенства поверх тюбетейки надета белая чалма. На ногах - сапоги из юфти с высокими каблуками или сафьяновые мягкие ичиги. На руках просматриваются перстни, украшенные драгоценными камнями.

В нижней центральной части - рабы, кандалы с их плеч снимает духовный служитель, что указывает на их долгожданное освобождение из рабства. Полотно в теплых зеленых, синих и коричневых тонах, небо ясное и спокойное, что благоприятно воздействует на восприятие картины.

Ислам объединил конгломерат кочевых племен, проживавших в Поволжье. Необходимость исполнять религиозные ритуалы привела к всеобщей грамотности населения [1]. Возведение религиозных учреждений - мечетей, и присущих исламской традиции образовательных учреждений, вывело культурные традиции булгар на новый уровень. Развитие образования в Волжской Булгарии привело к появлению собственных ученых и поэтов. Например, Якубом ибн-Ногманом в 12 столетии был написан труд по истории Булгарии, поэтом Кул-Гали - поэма «Сказание о Юсуфе» и т.д.

К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством, широко известным за пределами, как на Западе, так и на Востоке. Через Булгар, находящийся на реке Итиль (Волга) проходили многие торговые магистрали - Великий волжский путь, Пушной путь, а летом на территории государства кипела сезонная торговля. Булгары торговали по Северному морскому пути и по Шелковому пути.

Великий шелковый путь связал множество стран и народов с разным языком и культурой. Базой торговых отношений служил китайский шелк, давший название торговому пути. Однако по Великому шелковому пути шли и иные товары, такие как благовония, посуда, украшения и иные[7]. Булгар экспортировал кожу и меха высокого качества, торговый путь связывал Булгар с Астраханью, городами Туркестана.

Пушной путь связывал Север Европы с Азией, Ближним и Дальним Востоком. Один участок этой торговой магистрали протекал через Пермь. Булгары хорошо знали купеческое дело и не позволяли торговцам-посредникам занимать их ниши на рынке, этому способствовали так же хорошо обученные булгарские воины [6]. Международная торговля велась на многих экономических площадках, среди известных - Ага базар, древний международный рынок близ Булгара

Колорит, богатство, обилие товаров и услуг рынка Волжской Булгарии передано в многофигурном полотне Рустама Хузина «Ага базар Х века», 2011. Холст, масло, 228х400. На картине представлен Ага базар в период своего наивысшего рассвета. Это место являлось не только центром торговли и обмена, здесь происходили встречи, судьбоносные события, это было место, где ковалась экономическая мощь Волжской Булгарии, и где купцы-мусульмане, ведя честную торговлю, знакомили людей с исламом.

Огромная базарная площадь заполнена кишащей многоголосой массой людей, торгующих и покупающих, гуляющих и любопытствующих. Эмоции, мимика торговцев и покупателей переданы с особой точностью. Разглядывая каждую фигуру, прочитываешь эмоциональное состояние, взгляды, погружаясь в данное действо, получаешь ощущение, что ты сам присутствуешь на рынке, улавливая весь шум, окружающий данный сюжет. Богатые покупатели и торговцы различимы,

об это говорит их одежда, многослойная, расшитая восточным орнаментом и отличительна от простого народа, занятого тяжелым трудом. Рынок наполнен товарами не только вещей, но и рабов, измотанных под палящим солнцем и окруженных охраной.

На глазах у прохожих работают кузнецы, ткачи, кожевники, гончары, медники, стеклоделы, изготовители сладостей, духов и лекарств. Водоносы предлагают холодную воду, а бродячие фокусники дают представление.

Рядом с центральным павильоном устроился на земле музыкант, его балалайка так и манит голубей, клюющих землю. Статные толстосумы тщательно и с азартом выбирают ковры и ткани, представленные в различных цветах и фактурах, в их глазах читается момент определения цены. На рынке много зевак, разглядывающих происходящий процесс.

Через главную проходную арку прослеживаются торговые судна, что говорит о выгодных торговых связях. Стены, ограждения и постройки рынка построены из укрепленного бруса, резные деревянные лавки торговцев выполнены в национальных традициях, несомненно, можно полагать о развитом декоративно-прикладном искусстве исламского государства. В.В. Егерев в своем исследовании указывает, что в Волжской Булгарии с Х века «вырабатывались и совершенствовались приемы деревянной архитектуры сообразно мировоззрению, вкусам и потребностям населения» [2]. С.М. Червонная подробно описывает архитектуру Волжской Булгарии, из чего необходимо отметить, что исключительной и специфической особенностью архитектуры являются деревянные постройки, и можно видеть в них первоисточники будущего национального народного зодчества казанских татар [9].

Картина выполнена в золотисто-коричневых, синих и зеленых тонах. Полотно прекрасно передает всю культурную самобытность, восточный колорит северного исламского государства в период наивысшего рассвета.

Обсуждение

Волжская Булгария была довольно сильным государством, с добротно оснащенной и вооруженной армией. Военные участвовали в рынке работорговли, нападая на соседние племена и обращая их в рабство. Булгар был сильной державой региона, но Хазарский каганат был намного сильнее, Булгар до конца X в. находился в подчиненном положении.

В первой половине XIII века из Централь-

ной Азии приходят монголы, кочевники-завоеватели повторившие путь многих кочевых племен до них, гуннов, мадьяр, половцев и иных. После битвы на Калке монгольские войска двинулись на Волжскую Булгарию с надеждой перезимовать, завоевывая все территории на своем пути, и только армия Волжской Булгарии смогла остановить многотысячное войско, применив их же тактику. Монгольское вторжение 1223 г. окончилось поражением монгол. В 1236 году новая, усиленная орда Батыя одержала верх над булгарскими войсками. Батыем были взяты и с жестокостью разрушены многие города и крепости, в том числе Булгар, Биляр и Сувар.

Масштабное по размерам и величине воспроизведения историческое полотно -триптих «О подвиге булгарского народа в период монгольских завоеваний 1223-1237 годов» Рустама Хузина. Левая часть - «Враг на границе Булгарии», 2008 г., 170х100, холст, масло; центральная часть - «За веру. За Булгарию» 2008 г., 170х194, холст, масло; правая часть - «На встречу врагу», 2008 г., 170х100, холст, масло.

Левая часть - «Враг на границе Булгарии», воспроизводит историю, где монгольские войска подходят к Булгарии. Население в ужасе и спешке покидает свои дома, выбрасывая и роняя предметы быта, перед ними - неведомый враг. Их будущее в неизвестности, как сложится судьба северного исламского государства, сколько солдат останется лежать на полях сражений, известно только одному Аллаху.

На переднем плане художник представил алый платок, повисший на ветке, символизирующий предзнаменование драматических событий. Алый цвет крови, которую предстоит пролить, защищая стены могущественного государства. Две могущие державы готовятся к бою, исход которого не ясен. Что ожидает Великое исламское государство на пике его рассвета, было неизвестно. Рядом с платком на ветке сидит филин, как рука судьбы, который направляет человеческие души к правильным решениям.

Правая часть полотна - «На встречу врагу». Булгары, узнав о приближении неведомого, мощного врага, покидают свои дома, прощаются с женами и детьми. Собирая ополчение, готовятся к схватке с сильным врагом. На переднем плане полотна представлен орел, грациозная и свободолюбивая птица, схожий со свободолюбивым народом, населявшим Волжскую Булгарию. Сам художник описыва-

ет полотно как символ единения человека с природой, некий взгляд на происходящие события через призму. В данном случае это орел - хозяин неба, контролирующий происходящее действо и указывающий верный путь человеку. Войско Волжской Булгарии, подняв знамена, словно крылья свободы, настроено решительно, оно двинулось навстречу врагу, чтобы мужественно защищать земли Великого государства. На заднем плане полотна - чистое небо с отблесками восходящего солнца, как ознаменование благоприятного исхода событий. Картина выполнена в зеленовато-коричневых тонах, колоритна и богата обилием природных красок.

Центральная часть посвящена подвигу булгарского народа в период монгольских завоеваний 1223-1237 гг. В 1223 году войска Чингисхана под командованием Субедея и Джэбэ, покорив среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. На реке Калка монголы разбили в несколько раз превосходящую по численности русско-кыпчакскую армию. Поздней осенью того же года монголы двинулись к Волжской Булгарии. Булгары, знавшие о передвижениях монголов, были готовы к встрече с новым и сильным врагом [2]. Центральная часть показывает сам поединок, ожесточенный бой между двумя Великими державами. Обе стороны настроены решительно, мужество, отвага, целеустремленный и твердый мужской характер - главные отличительные черты данного действа. Крепкие стены могущественного Булгарского государства отстояли перед угрозой противника, и монгольское войско было разбито. Праздновать победу довелось недолго, в 1236-1242 году монголы вернулись в составе лучше подготовленной орды, поход возглавил новый хан, Батый, сын Джучи, опытный и безжалостный монгольский полководец. В ходе нового завоевания Среднее и Нижнее Поволжье вошли в его владения, в том числе Волжская Булгария (1236г.), которая превратилась в Улус Булгар. Орды Батыя безжалостно уничтожили процветающее государство и его главные города. Большая часть населения бежала в труднодоступные места, основывая там новые поселения [4]. Археологические раскопки также доказывают эти сведения. На этом история и культура процветающего государства подходит к концу, но необходимо отметить, что богатейшее культурное наследие, которое было создано булгарами, мы встречаем и в современном мире. В результате начался новый

этап истории Поволжья. дание для детей и взрослых, повествующее о

Заключение нескольких страницах из Волжской Булгарии.

Интерес художника к истории не закон- Важной особенностью и достоинством данной чился написанием только многофигурных по- книги является то, что она не только расска-лотен. Совместно с кандидатом исторических зывает, но и в прямом смысле изображает наук, старшим научным сотрудником Инсти- прошлое. Художественные полотна Рустема тута истории им. Ш. Марджани Измайловым Хузина здесь становятся своеобразными ок-Искандером Леруновичем был реализован нами в мир прошлого, придавая ему объем и проект по изданию книги «Волжская Булга- цвет. рия глазами живописца и историка». Это из-

Литература:

1. Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций : очерки. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. - 246 с.

2. Времена года: сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения : 05.08.2022).

3. Егерев В.В. Архитектура города Болгара // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т.2 (МИА, №61). - М., 1958.- С. 360-391.

4. Измайлов И.Л. Великий Волжский путь: история формирования и культурного наследия // Материалы 3-го этапа Международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь». - Казань, 2004. - С. 50.

5. История Волжской Булгарии : сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://russo-travel.ru/info/istoriya-volzhskoy-bulgarii/ (дата обращения : 05.08.2022).

6. История развития торгово-экономических связей на земле Татарстана: сайта [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://tatarstan.ru/about/international/history.htm (дата обращения : 05.08.2022).

7. Татарстан отмечает День принятия ислама Волжской Булгарией: сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://kpfu.ru/imoiv/tatarstan-otmechaet-den-prinyatiya-islama-389524.html (дата обращения : 05.08.2022).

B. Хузин Р.Ф., Измайлов И.Л. Волжская Булгария глазами живописца и историка. - 2-е изд., испр. и доп. - Казань: Заман, 2011. - 72 с.: ил.

9. Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - С. 71-79.

References:

1. Almazova A.A. Hudozhestvennaya kul'tura Tatarstana v kontekste social'nyh processov i duhovnyh tradicij : ocherki. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2Q13. - 24б s.

2. Vremena goda: sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://ru.wikipedia.org/ (data obrashcheni-ya : Q5.QB.2Q22).

3. Egerev V.V. Arhitektura goroda Bolgara // Trudy Kujbyshevskoj arheologicheskoj ekspedicii. T.2 (MIA, №61). - M., 195B.- S. 36Q-391.

4. Izmajlov I.L. Velikij Volzhskij put': istoriya formirovaniya i kul'turnogo naslediya // Materialy 3-go etapa Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Velikij Volzhskij put'». - Kazan', 2QQ4. - S. 5Q.

5. Istoriya Volzhskoj Bulgarii : sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://russo-travel.ru/info/istoriya-volzhskoy-bulgarii/ (data obrashcheniya : Q5.QB.2Q22).

6. Istoriya razvitiya torgovo-ekonomicheskih svyazej na zemle Tatarstana: sajta [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa : https://tatarstan.ru/about/international/history.htm (data obrashcheniya : Q5.QB.2Q22).

7. Tatarstan otmechaet Den' prinyatiya islama Volzhskoj Bulgariej: sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://kpfu.ru/imoiv/tatarstan-otmechaet-den-prinyatiya-islama-3B9524.html (data obrashcheniya : Q5.QB.2Q22).

B. Huzin R.F., Izmajlov I.L. Volzhskaya Bulgariya glazami zhivopisca i istorika. - 2-e izd., ispr. i dop. - Kazan': Zaman, 2Q11. - 72 s.: il.

9. CHervonnaya S.M. Iskusstvo Tatarii. - M.: Iskusstvo, 19B7. - S. 71-79.

УДК 008:316.42

С.Г. Алиева

ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАИРА САЛАХОВА (ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ)

Статья посвящена портретному жанру в творчестве видного художника, бывшего вице-президента Академии художеств России Таира Салахова, созданному им в период независимости. Автор отмечает, что портрет всегда являлся одним из ведущих жанров в его творчестве. Простые по форме написания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.