этап истории Поволжья. дание для детей и взрослых, повествующее о
Заключение нескольких страницах из Волжской Булгарии.
Интерес художника к истории не закон- Важной особенностью и достоинством данной чился написанием только многофигурных по- книги является то, что она не только расска-лотен. Совместно с кандидатом исторических зывает, но и в прямом смысле изображает наук, старшим научным сотрудником Инсти- прошлое. Художественные полотна Рустема тута истории им. Ш. Марджани Измайловым Хузина здесь становятся своеобразными ок-Искандером Леруновичем был реализован нами в мир прошлого, придавая ему объем и проект по изданию книги «Волжская Булга- цвет. рия глазами живописца и историка». Это из-
Литература:
1. Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций : очерки. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. - 246 с.
2. Времена года: сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения : 05.08.2022).
3. Егерев В.В. Архитектура города Болгара // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т.2 (МИА, №61). - М., 1958.- С. 360-391.
4. Измайлов И.Л. Великий Волжский путь: история формирования и культурного наследия // Материалы 3-го этапа Международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь». - Казань, 2004. - С. 50.
5. История Волжской Булгарии : сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://russo-travel.ru/info/istoriya-volzhskoy-bulgarii/ (дата обращения : 05.08.2022).
6. История развития торгово-экономических связей на земле Татарстана: сайта [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://tatarstan.ru/about/international/history.htm (дата обращения : 05.08.2022).
7. Татарстан отмечает День принятия ислама Волжской Булгарией: сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа : https://kpfu.ru/imoiv/tatarstan-otmechaet-den-prinyatiya-islama-389524.html (дата обращения : 05.08.2022).
8. Хузин Р.Ф., Измайлов И.Л. Волжская Булгария глазами живописца и историка. - 2-е изд., испр. и доп. - Казань: Заман, 2011. - 72 с.: ил.
9. Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - С. 71-79.
References:
1. Almazova A.A. Hudozhestvennaya kul'tura Tatarstana v kontekste social'nyh processov i duhovnyh tradicij : ocherki. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2013. - 246 s.
2. Vremena goda: sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://ru.wikipedia.org/ (data obrashcheni-ya : 05.08.2022).
3. Egerev V.V. Arhitektura goroda Bolgara // Trudy Kujbyshevskoj arheologicheskoj ekspedicii. T.2 (MIA, №61). - M., 1958.- S. 360-391.
4. Izmajlov I.L. Velikij Volzhskij put': istoriya formirovaniya i kul'turnogo naslediya // Materialy 3-go etapa Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Velikij Volzhskij put'». - Kazan', 2004. - S. 50.
5. Istoriya Volzhskoj Bulgarii : sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://russo-travel.ru/info/istoriya-volzhskoy-bulgarii/ (data obrashcheniya : 05.08.2022).
6. Istoriya razvitiya torgovo-ekonomicheskih svyazej na zemle Tatarstana: sajta [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa : https://tatarstan.ru/about/international/history.htm (data obrashcheniya : 05.08.2022).
7. Tatarstan otmechaet Den' prinyatiya islama Volzhskoj Bulgariej: sajt [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : https://kpfu.ru/imoiv/tatarstan-otmechaet-den-prinyatiya-islama-389524.html (data obrashcheniya : 05.08.2022).
8. Huzin R.F., Izmajlov I.L. Volzhskaya Bulgariya glazami zhivopisca i istorika. - 2-e izd., ispr. i dop. - Kazan': Zaman, 2011. - 72 s.: il.
9. CHervonnaya S.M. Iskusstvo Tatarii. - M.: Iskusstvo, 1987. - S. 71-79.
УДК 008:316.42
С.Г. Алиева
ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАИРА САЛАХОВА (ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ)
Статья посвящена портретному жанру в творчестве видного художника, бывшего вице-президента Академии художеств России Таира Салахова, созданному им в период независимости. Автор отмечает, что портрет всегда являлся одним из ведущих жанров в его творчестве. Простые по форме написания и
лаконичные, контрастные в цветовом решении, эти портреты необычайно четко и наглядно отражают черты лица, высвечивая психологическую натуру портретируемых. С начала 90-х годов начинается новый этап в творчестве Салахова, характеризующийся переходом от сурового стиля к национальной декоративности. Одним из ключевых звеньев новаторских исканий художника стал портрет. Как отмечает автор, именно он стал основополагающим фактором в проявлении художественного мировоззрения Са-лахова в зрелый период творчества. Салахов, будучи гражданином мира, создает как национальные, так и интернациональные портреты, что является характерной особенностью тематики портретного жанра художника. В статье портрет рассматривается в контексте национального и интернационального, что характерно для всего творчества Салахова. Автор рассматривает портреты, созданные в период независимости, в частности, в 2000-х годах. Таковы портреты Мстислава Ростроповича, Роберта Раушенберга, Фирудина Шушинского, Бориса Ефимова и других, анализируемых в исследовании.
Ключевые слова: Таир Салахов, изобразительное искусство, портрет, живопись, период независимости, Мстислав Ростропович, Роберт Раушенберг
Sevinj Q. Aliyeva NATIONAL AND INTERNATIONAL PORTRAIT IN THE WORKS OF TAIR SALAKHOV DURING INDEPENDENCE
The article is devoted to the portrait genre in the work of a prominent artist, former vice-president of the Academy of Arts of Russia Tahir Salakhov, created by him during the period of independence. The author notes that the portrait has always been one of the leading genres in his work. Simple in form of writing and concise, contrasting in color, these portraits unusually clearly and clearly reflect facial features, highlighting the psychological nature of the person being portrayed. Since the beginning of the 90s, a new stage in the work of Salakhov begins, characterized by a transition from a severe style to national decorativeness. One of the key links in the artist's innovative search was the portrait. As the author notes, it was he who became the fundamental factor in the manifestation of Salakhov's artistic worldview in the mature period of creativity. Salakhov, being a citizen of the world, creates both national and international portraits, which is a characteristic feature of the subject of the artist's portrait genre. In the article, the portrait is considered in the context of the national and international, which is typical for all of Salakhov's work. The author considers portraits created during the period of independence, in particular, in the 2000s. These are the portraits of Mstislav Rostropovich, Robert Rauschenberg, Firudin Shushinsky, Boris Yefimov and others analyzed in the study.
Key words: Tahir Salakhov, fine arts, portrait, painting, period of independence, Mstistav Rostropovich, Robert Rauschenberg
Введение
Таир Салахов - крупный культурный феномен ХХ и XXI столетий. Для творчества художника весьма плодотворным оказался период независимости, или, как еще принято назвать, «постсоветский период». Несмотря на преклонный возраст в эти годы художник с юношеским жаром продолжал создавать тематические картины, городские пейзажи, среди которых, безусловно, лидирует зарубежная тематика, и, конечно же, портреты. Салахов всегда тяготел к портретному жанру. Всем хорошо известны портреты, созданные им в 60-70-х годах прошлого столетия. Но в постсоветский период портрет получает новый виток развития в творчестве художника. Можно смело утверждать, что именно портрет занимает ведущую позицию в его творчестве в рассматриваемый период.
Творчество Таира Салахова советского периода изучено в полной мере. О его творчестве выпущено много книг и альбомов. Произведения художника украшают престижные музеи и картинные галереи мира. Почти каждый год появляются новые исследования, материалы, освещающие его художественное наследие под углом новых творческих мировоззрений. Однако при всем этом, в творче-
стве и художественном миропонимании Сала-хова есть еще немало нюансов, нуждающихся в исследовании. Особенно это относится к произведениям, созданным мастером в период независимости. Не в полной мере освещены, например, особенности перехода от сурового стиля к национальной символике, характеризующие эволюцию его творческого стиля в постсоветский период. Как ни странно, но Салахов возвышался на волне старых своих достижений, затмивших его творчество постсоветского периода. Классические работы художника широкой публике известны гораздо лучше, чем новые. К числу не полностью изученных произведений можно отнести и портреты, созданные в период независимости. Все это создает реальные предпосылки для проведения всестороннего исследования творчества Салахова и, конечно же, обосновывает актуальность темы. Целью статьи является анализ портретов, созданных в период независимости и, как ни странно, являющихся менее всего изученными. Анализ этих работ в отмеченном выше многоплановом контексте входит в задачи исследования.
Салахова можно считать одним из самых успешных, во всех смыслах, художников современности. Его работы выставлялись в са-
мых престижных салонах, вызывая бурные дискуссии, аплодисменты и восхищения. Где бы не находился, он всегда оказывался в центре внимания, вызывая интерес со стороны окружающей публики. Вместе с тем, это был очень простой, общительный и открытый человек, призванием которого было служение отечественной и мировой культуре. «Таир Са-лахов - живая легенда мировой культуры, его жизнь и творчество стали примером бескорыстного подвижнического служения искусству и Отечеству, родному Азербайджану, он вносит неоценимый вклад в возрождение великих традиций нашего народа, в мировой художественный процесс, обогащая своим огромным талантом изобразительное искусство современности» [6, с. 13].
Материалы и методы
Материалом исследования являются портреты кисти Таира Салахова, созданные им в постсоветский период. В большинстве своем это портреты разных личностей, среди которых имеются не только портреты известных деятелей отечественной и мировой культуры, но и простых, но интересных, обворожительных людей. Для проведения искусствоведческого исследования был выбран метод формального анализа, который, по мнению автора, является наиболее удобной и универсальной формой для изложения и оценки художественного материала. Помимо метода формального анализа автор в некоторых случаях использовал и метод абстрагирования, что вполне применимо, особенно при авторской интерпретации в изложении идейно-художественной канвы рассматриваемых произведений.
Литературный обзор
О творчестве Салахова писали азербайджанские, российские и зарубежные специалисты. Уже в 60-х годах XX века творчество тогда еще молодого художника было достаточно хорошо исследовано. В дальнейшем появились труды более молодого поколения авторов, целью которых был всесторонний анализ произведений художника, изучение характерных особенностей его творческого почерка, определение места личности Салахова в творческой среде мастеров кисти. Среди авторов - Е. Ю. Деготь, посвятившая не одну статью творчеству Салахова, Г. А. Микеладзе, автор интересных интервью с мастером, размещенных преимущественно в социальных сетях. Существенный вклад в исследование наследия Салахова был внесен группой ученых - Э. А. Саламзаде, автором статей и книг,
посвященных его творчеству, X. А. Зейнало-вым, исследовавшим русскую тематику в творчестве Салахова, Г. А. Мирза, посвятившей много ценных исследований живописи художника. Немало интересных заключений можно найти и в методологической литературе. В частности, вызывают интерес постулаты, выдвинутые Т. Р. Байрамовым, Э. Ф. Шамили и некоторыми другими специалистами. Их универсальные высказывания о философии искусства вполне приемлемы и для характеристики художественного мировоззрения Салахова, в котором новаторские искания в духе национальной символики (особенно в 2000-х) весьма удачно сочетаются с установившимися канонами «сурового стиля». Эти материалы были использованы автором в качестве цитат и ссылок и творчески переработаны.
Обсуждение
«Реальность все время меняется и ускользает. Ключевой вопрос: «Какой инструмент искусства позволяет объять ее и включить в контекст смысла?» [8, с. 6]. На вопрос, заданный философом, Салахов отвечает просто и уверенно: умение найти хорошее в натуре человека и построить смысловую основу портрета именно на нем, а внешнее сходство и переживания, запечатленные на лице, лишь усиливают получаемый эффект.
Салахов в постсоветский период - это могучее зеркало, отражающее жизнь и доброту. Полотна художника полны жизненной энергии. «Пустота затягивает. Вакуум хочет поглотить реальные частицы и превратить их в виртуальные, о которых нельзя однозначно сказать, что они существуют и которые увязли в небытии» [2, с. 83] - пишет Таир Байра-мов, один из исследователей современного искусства. Но такая участь не грозит Салахо-ву. Он уверен в своей правоте - созданные им человеческие натуры полны энергии и самоотдачи, их души переполнены чувством теплоты и любви; они совершенны и впечатляемы. В этих портретах нет места для вакуума, пустоты.
Мы упомянули про зеркало. Помимо нематериального, духовного зеркала, в работах художника иногда можно видеть и реальное, настоящее зеркало. Зеркальный эффект, наблюдаемый в творчестве некоторых французских импрессионистов позапрошлого века, не был характерным для Салахова. Он жил в другую эпоху. Тем не менее, художник иногда с помощью оптической иллюзии создавал впечатляющие композиции, давая выход сво-
им безудержным фантазиям. «Иногда, очень редко, он изображает зеркало (в портрете супруги «Варвара с письмом» и в «Рим. Кафе «Греко»»). Оно в его картинах не зеркальное, а как еще одна, новая реальность, еще один из возможных миров, где «ты как другой»» [4, с. 99-100]. Остается лишь добавить, что для передачи философского значения содержания картин именно портрет является самым подходящим жанром. По крайней мере, упомянутые выше работы относятся либо к портрету, либо в них реально проявляются элементы этого жанра.
В истории искусства Салахов известен как представитель т.н. сурового стиля. Термин, введенный когда-то Александром Каменским, означал нечто обособленное, отвлеченное, отличное от классического советского искусства, в частности, от живописи эпохи Сталина, представлявшей все в радужных красках. Напротив, суровый стиль предполагал не столько результат действий, сколько само действие, процесс. Для него были характерны большие и глухие плоскости, пространства, которые вызывали своеобразный психологический эффект, далекие от привычного ритма «мажорного» искусства.
В XXI веке в творчестве художника происходят заметные изменения. Чаще всего искусствоведы называют эти изменения трансформацией, подразумевая переход от сурового стиля к национально-декоративной символике. И действительно, работы, созданные Салаховым в 2000-х, отличаются большим присутствием национального духа и колорита, которые наделяют композицию монументально-декоративным эффектом.
Салахов - большой мастер по работе с натурой. В поздних работах художника натура зачастую выглядит красочно и декоративно, воспринимается как результат творческой трансформации от сурового стиля к новым творческим исканиям. «В полотнах художника очевидна связь с натурой, но в то же время он никогда не воспроизводит натуру впрямую, всегда наполняя произведения метафорическим смыслом, выраженным в декоративной условности живописи» [5].
Монументальность - характерная особенность творческого почерка Салахова, проявлявшаяся еще в его ранних работах. Некая скрытая монументальность дает о себе знать уже в первой известной работе молодого Салахова - в его дипломной работе «С вахты» (1957). Со временем традиции монументальности в творчестве художника только разви-
вались, с успехом подчеркивая его своеобразный художественный почерк. Можно смело утверждать, что монументальность, присутствующая в работах Салахова, является порождением сурового стиля.
Впрочем, монументальность присутствует и в поздних работах художника, переплетаясь с национально-декоративными особенностями его творческого почерка. Наглядным примером может служить известный триптих «Страна огней», созданный им в 2007-м году. Монументальная композиция, наделенная декоративными элементами, символизирует независимый и сильный Азербайджан. Но вернемся к портретному жанру в творчестве художника.
Как было отмечено выше, Салахов всегда был искусным портретистом. Достаточно вспомнить такие его работы, как портреты Сабира, Кара Караева, Дмитрия Шостаковича, Фикрета Амирова, Расула Гамзатова и многих других. В этих и других портретах характерные особенности образа, его эмоции, чувствительность умело переданы в выражении лица, а также в положении тела и его отдельных частей - рук, ног, плеч. Каждый из них несет в себе стимуляцию настроения, внутреннего состояния портретируемых. «Сквозь всю ретроспективу Таира Салахова проходит мотив неподвижного тела, застывшего во «внутреннем горении» в концентрированной готовности то ли к труду, то ли к подвигу» - пишет Е. Ю. Деготь [1].
Постсоветский период - новая веха в творчестве художника. Несмотря на преклонный возраст, Салахов в этот период создает большое количество полотен, среди которых выделяются не только городские пейзажи, но и портреты, причем в количественном отношении последние явно преобладают.
Тематика Салахова всегда отличалась национальным характером. Вместе с тем, Салахов - интернациональный художник. Тесное идейно-эстетическое переплетение национального и интернационального содержания характеризует художественное мировоззрение живописца. Национальные и интернациональные составляющие всегда присутствовали в творчестве Салахова. В процессе перехода от сурового стиля к национально-декоративной символике эта особенность получает контент в виде пересекающихся художественно-семантических ресурсов, которые как бы несут в себе визуальную информацию о национальной символике и ее интернациональной диверсификации. Это проявляется не
только в тематических картинах, где показ национальных достижений в виде монументально-декоративной символики составляют основу композиционного решения полотна, но и в портрете.
Таир Салахов создавал портреты разных людей. Среди них знаменитости с мировым именем, поэты, писатели, художники, артисты и спортсмены, наконец, просто интересные люди. Спектр выбора художника был широк. Этому способствовали общительность, умение расположить людей к себе. Основой этого «мастерства» служили простата, доброта и человеколюбие. Он верил людям и искал в них только хорошее, положительнее. В его портретах нет хмурых, недовольных образов. «Таир Салахов всегда видел в людях только хорошее» - констатировал Сакит Мамедов, в прошлом духовный ученик мастера, ныне народный художник республики [7].
Вызывает интерес портрет известного американского художника, представителя абстрактного экспрессионизма Роберта Рау-шенберга, личного друга Салахова. Они начали дружить еще в советское время, хотя тогда не было возможности частого и исповедального общения. Салахов входил в комиссию, проводящую отбор работ для выставок зарубежных художников в СССР. Благодаря усилиям Салахова комиссия выбирала и работы, принадлежащие кисти «модернистских» художников. Так, за короткое время москвичи, а позже и жители других крупных городов страны, ознакомились с произведениями западного искусства, которые очень долго оставались закрытым для советского общества. Примерно с тех лет и возникли дружеские отношения между Салаховым и Раушенбергом.
В портрете Раушенберг изображен почти в полный рост, слегка опираясь на открытую дверь. Взгляд художника обращен к зрителю. Xудощавое тело, улыбчивое лицо, проницательный взгляд - все это передано по-салаховски четко, просто и профессионально.
Мы говорили об одном портрете Раушен-бегра. Но Салаховым было создано два портрета художника. Второй портрет во многом отражает композиционные особенности первого. Раушенберг, опершись на раму двери, задумчиво смотрит на зрителя. На лице утомленность и истощение. Это главная черта, отличающая эти два портрета. В первом портрете он улыбчив, полон жизненной энергии. Во втором - уже не так. Салахов как бы предчувствовал безвременный уход своего друга и коллеги. И действительно, некоторое время
спустя Раушенберга не стало.
Одним из лучших портретов, созданных в постсоветский период, является портрет выдающегося музыканта, виолончелиста Мстислава Ростроповича. Xудожник изобразил его в процессе игры на виолончели. Маэстро, словно забыв все на свете, полностью отдался игре на любимом инструменте. Салахову удалось показать любовь и привязанность маэстро к исполнительскому искусству. Высоко поднятый подбородок подчеркивает его возбужденное творческое настроение (Рис. 1).
Представляет интерес еще один портрет. Это портрет популярного советского и российского художника-графика Бориса Ефимова, известного своими политическими плакатами и карикатурами еще со времен второй мировой войны. Композиция портрета имеет вертикальное строение, расширяющее площадь вертикального фона, а именно стены, на которой висят картины. Образ как бы «зажат» между книжной полкой и окном, хотя те расположены поодаль. Их края видны с боковых сторон - любимая техника Салахова, к которой он обращался еще в молодости. «Салахов изобразил Бориса Ефимовича сидящим в кресле, причем в достаточно напряженном виде. В отличие от портрета Вознесенского (и многих других), Борис Ефимов изображен строго в профиль, как когда-то Кара Караев, только в другом направлении. Интересно, что и в этом портрете свет больше освещает плечи старейшего российского художника, чем его лицо. Но по сравнению с портретом Кара Караева, здесь «нарушение» классических законов светотени бросается в глаза заметно слабее. Интересно, что положение рук портретируемого сильно напоминает известный портрет академика Павлова работы художника Михаила Нестерова» [3, с. 149].
Борис Ефимов сидит в кресле, сидит непринужденно, свободно, держа перед собой деревянную трость. Он изображен в профиль, что является довольно редкой позой в портретном творчестве Салахова. Образ передан без особых эмоций - они малозаметны по причине профильного расположения образа, а также частично заслонены очками. Портретируемый выглядит спокойно, уверенно, хотя заметны и некоторые признаки внутреннего напряжения, что могло быть результатом позирования (Рис. 2). В колористическом решении преобладают красно-коричневые и бело-серые тона, что является сравнительно простой формой цветовой контрастности. Интересно, что по сравнению с портретами Рау-
шенберга, Ростроповича или Фирудина Шушинского, здесь больше мотивов сурового стиля, проявляющихся в глубокой светотени, цветовых контрастах, обобщенности и размытости некоторых элементов фона.
Портрет Ростроповича довольно редкий случай, когда портретируемый предстает перед зрителем в глубоком эмоциональном настроении, вызванном творческим вдохновением. Обычно герои Салахова часто бывают изображены в спокойной обстановке, как, например, в портрете Бориса Ефимова. Их изображения обычно не связаны с показом профессией. Другими словами, Салахов не изображает деятелей искусств и культуры за работой. Портрет Ростроповича - редкое исключение. Раушенберг, например, не изображен перед мольбертом, старейший русский художник Борис Ефимов также изображен сидящим в кресле, а не в рабочей обстановке. А потому в них меньше проявления творческого настроения, эмоций. Герои Салахова - люди разных профессий - изображены в спокойной обстановке. Часто они изображены в сидячем положении. Иногда Салахов изображает своих героев в более смелой - лежачей позе. Таков, например, один из двух портретов известного музыковеда и фольклориста Фирудина Шушинского, которого связывали с Салахо-вым давние узы дружбы. Впрочем, «лежачий» тип портретов восходит к произведениям, созданным им еще в 70-х годах прошлого столетия. Таким был портрет нефтяника, где изображен молодой работник, лежащий на освященной солнцем морской платформе. Лежачие портреты художника отличаются между собой и по форме лежания. Молодой нефтяник, например, лежит на животе. Есть формы, когда герои Салахова лежат на спине, положив руку за голову. Таков образ каспийского рыбака, также созданного в 70-х гг. Возможно, прототипом «лежачего» типа служила продолговатая картина «Тебе, человечество» (1961), написанная в честь освоения космоса человеком. Композиция имеет форму, при которой длина превосходит ширину в несколько раз. Это что-то вроде знаменитого «Вратаря» Александра Дейнеки. Но в отличие от вратаря, здесь изображены плавно и уверенно парящие в темно-синем воздушном пространстве женская и мужская фигуры, несущие в вытянутых руках огненные шары, освещающие им путь.
Результаты
Результатом можно считать полученную в ходе исследования оценку портретного жанра
в творчестве Салахова в период независимости в поливекторном контексте, с выделением таких особенностей, как национальный и интернациональный характер, монументальность, национальная символика. Это позволяет говорить о том, что Салахов являлся выдающимся мастером портретного жанра, который занимал важное место в его творчестве, и, в частности, в постсоветский период. Прерогативой в оценке творчества служил национальный характер в контексте интернационального содержания, что было весьма характерно для творчества и художественного мировоззрения художника.
Заключение
Подытоживая, можно сделать следующие заключения:
- портрет является одним из основных жанров в творчестве Таира Салахова. В период независимости роль портрета в творчестве художника значительно возросла. В этот период он создал больше портретов, чем в советское время;
- Таир Салахов - своеобразный и индивидуальный мастер кисти. Эти особенности заключаются в простоте и ясности композиционного решения большинства полотен художника, которые, словно зеркало, отражают непревзойденные возможности творческого мастерства, тонким чувством света, ритма и колорита;
- художник создает портреты как знаменитостей, так и простых людей. Среди портретов, созданных в постсоветский период, есть образы известных художников, музыкантов, писателей, поэтов, общественных деятелей. Одновременно он создал портреты простых, но интересных людей, каждый из которых чем-то привлек внимание художника, ищущего затейливых типажей;
- Таир Салахов всегда был художником как национальным, так и интернациональным. Будучи уроженцем города Баку, он почти всю зрелую часть творческой жизни провел в Москве, а с распадом Союза, и вовсе превратился в «гражданина мира». Национальный характер в его творчестве очень часто переплетался с интернациональным содержанием. В полной мере это можно отнести и к его портретам. В постсоветский период эта особенность творчества художника становится еще более наглядной. Вплоть до самой смерти Салахов с большим удовольствием создавал портреты людей, как своих соотечественников (в Азербайджане и России), так и иностранцев.
Богатое творческое наследие Салахова имеет мировое значение. Будучи бакинцем, он с большим энтузиазмом создавал портреты своих российских коллег и друзей, не говоря о портретах выдающихся деятелей культуры из
разных стран. Любовь и душевная теплота, человеческое чутьё, и, конечно же, настоящий профессиональный подход в создании живой натуры характеризует чуть ли не каждый из этих портретов.
Литература:
1. Деготь Е. Ю. Горение внутреннее и внешнее [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://os.colta.ru/art/names/details/7467/ (дата обращения : 20.06.2022).
2. Байрамов Т. Р. Искусство Азербайджана : от постмодернизма к «теологическому дискурсу» // Проблемы искусства и культуры. - 2016. - № 2 (56). - С. 82-85.
3. Зейналов Х. А. Художник и символ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021.- № 55. - С. 144-152.
4. Мирза Г. А. Художник и время : Таир Салахов // Проблемы искусства и культуры. - 2016. - № 2 (56). - С. 92-101.
5. Таир Салахов. Ко дню рождения художника [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/ko-dnyu-rozhdeniya-taira-teymurovicha-salakhova/ (дата обращения : 12.06.2022).
6. Таир Салахов. 80 лет. - Баку.: Индиго, 2008. - 120 с.
7. Таир Салахов всегда видел в людях только хорошее и отмечал лучшие качества / Сакит Мамедов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.trend.az/life/socium/3427126.html (дата обращения : 14.06.2022).
8. Шамили Э. Ф. Арт-стратегия. Актуальный инвариант формообразования.- Баку: Universal Poligqaf, 2020. - 192 с.
References:
1. Degot' E. YU. Gorenie vnutrennee i vneshnee [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://os.colta.ru/art/names/details/7467/ (data obrashcheniya : 20.06.2022).
2. Bajramov T. R. Iskusstvo Azerbajdzhana : ot postmodernizma k «teologicheskomu diskursu» // Problemy iskusstva i kul'tury. - 2016. - № 2 (56). - S. 82-85.
3. Zejnalov H. A. Hudozhnik i simvol // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i is-kusstv. - 2021.- № 55. - S. 144-152.
4. Mirza G. A. Hudozhnik i vremya : Tair Salahov / / Problemy iskusstva i kul'tury. - 2016. - № 2 (56). - S. 92101.
5. Tair Salahov. Ko dnyu rozhdeniya hudozhnika [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/ko-dnyu-rozhdeniya-taira-teymurovicha-salakhova/ (data obrashcheniya : 12.06.2022).
6. Tair Salahov. 80 let. - Baku.: Indigo, 2008. - 120 s.
7. Tair Salahov vsegda videl v lyudyah tol'ko horoshee i otmechal luchshie kachestva / Sakit Mamedov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.trend.az/life/socium/3427126.html (data obrashcheniya : 14.06.2022).
8. SHamili E. F. Art-strategiya. Aktual'nyj invariant formoobrazovaniya.- Baku: Universal Poligqaf, 2020. -192 s.
РИСУНКИ
1. Портрет Мстислава Ростроповича. Холст, масло. 2000. ГТГ.
2. Портрет Бориса Ефимова. 2006. Холст, масло. Собственность автора.