3
Социально-культурная деятельность Исследования молодых ученых
М.Д. Горносталев
ИСТОРИЯ И ГЕНЕЗИС ВЗГЛЯДОВ И ПОДХОДОВ К ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В своей статье мы видим необходимость сосредоточить свое внимание на изучении и исследовании различных подходов, путей и средств, используемых в прошлом и настоящем культурно-досуговыми учреждениями по пропаганде здорового образа жизни.
Массовое создание культурно-досуговых учреждений началось сразу после Октября 1917 года с приходом к власти большевиков. В деятельность культурно-досуговых учреждений стали активно внедряться новые массовые формы работы с населением по формированию здорового образа жизни: активно использовались такие формы работы, как массовые спортивные праздники, олимпиады, лекции на тему «Здоровый образ жизни», антиалкогольные спектакли, встречи с известными спортсменами, туристические походы и др. [1, с. 20].
Однако, несмотря на большой практический опыт работы с населением по пропаганде здорового образа жизни, практически до конца 60-х годов XX века культурно-досу-говые учреждения страны не располагали ни глубокой теорией, ни обоснованными научными методиками массового физического воспитания и вовлечения молодежи в физкультурно-оздоровительную работу. А о теоретических концепциях пропаганды здорового образа жизни, формировании культуры здоровья, а тем более, разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий вообще не шло речи.
Своего рода прорывом к научной систематизации разрозненных фактов и явлений реальной практики деятельности культурно-досуговых учреждений по физическому воспитанию подрастающих поколенийс опорой на педагогические ресурсы досуга стала вышедшая в 1969 году монография «Основы клубоведения» [4].
В монографии также четко и аргументировано изложены общая и частная методики информационно-просветительской работы. Теория информационно-просветительской работы имеет большое значение в пропаганде, в частности, знаний из области физиологии человека, общественной и личной гигиены и т.п. Как бы в развитие содержащихся в «Основах клубоведения» положений научно-методического характера спустя 10 лет выходит работа Ю.А. Стрельцова «Методика воспитательной работы в клубе» [см.: 7].
Специальной главы, которая целиком и полностью посвящалась бы проблемам физического просвещения и воспитания, в работе нет, однако полно и обстоятельно раскрыты методы воспитательного процесса в условиях клубной, т.е. досуговой, деятельности, которые дают достаточно ясное представление о том, какое место могут занимать в арсенале клубных форм акции физкультурно-спортивного и оздоровительного характера, в частности дается необходимое обоснование методам «соревнования» и «игры».
По мере создания во второй половине 70-х годов минувшего века культурно-спортивных комплексов усиливается интерес ученых и практиков к роли и месту культурно-досуговых учреждений в организации и проведении мероприятий физкультурно-спортив-ного характера и содержания. В этот период выходит целый ряд работ, раскрывающих передовой на то время опыт совместной работы культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений.
В связи с созданием КСК были вызваны к жизни новые функции учреждений культу-
Социально-культурная деятельность
ры. На это обстоятельство обращалось внимание при подготовке кадров для учреждений социально-культурной сферы. Так, в учебном пособии «Организация работы культурно-спортивных комплексов» отмечались следующие функции:
а) комплексное обслуживание свободного времени населения всей целостной системой, комплексом учреждений культуры, просвещения, досуга, спорта, информации, искусства;
б) координация и дифференциация воспитательной деятельности, ее объемов и форм, методик применительно к разным типам учреждений и всему комплексу в целом;
в) обеспечение равномерности культурного воздействия, расширение зоны влияния, возможностей удовлетворения интересов и запросов населения.
Примечательно, что уже тогда обращалось внимание на базовую роль культурно-досуговых учреждений в структуре и организации работы комплексов в целом.
В первую очередь речь идет об учреждении клубного типа со стабильными, устоявшимися формами организации досуга, которые могут служить отправной точкой для развертывания и координирования деятельности, совмещения методик, что представляет собой наиболее стабильную основу культурно-спортивного комплекса [7, с. 32].
В конце 80-х годов в центре внимания ученых, методистов, практиков-управленцев оказалась проблематика, связанная с пропагандой здорового образа жизни. Выпускались научные сборники, многочисленные методические рекомендации и т.п. В эти годы совместные усилия культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений концентрировались вокруг поиска новых организационно-методических форм совместной работы.
Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской совместно с Республиканским Домом санитарного просвещения издали в 1985 году методическое письмо «Пропаганда рационального питания среди населения в учреждениях культуры». В этом документе содержатся материалы по планированию, тематической направленности, методике, а также формам культурно-просветительной работы, которые используются для пропаганды здорового образа жизни среди населения [5].
По мере накопления учреждениями опыта работы по пропаганде здорового образа жизни обнаруживались определенные противоречия, проблемы и трудности, главной причиной которых была слабая профессиональная подготовка кадров.
Преодолеть создавшуюся ситуацию предлагалось различными путями. Один из них - это подготовка в вузах культуры студентов к такого рода работе. В вузах культуры на факультете культпросветработы повсеместно с начала 80-х годов ввели специальную учебную дисциплину «Работа клуба по пропаганде здорового образа жизни». Г.М. Би-женюк в своей работе «Культурно-просветительская работа в системе пропаганды и утверждения здорового образа жизни» рассматривает как содержательную, так и методическую основу введения такого курса. Однако его назначение значительно шире [1].
В 90-х годах прошлого века наметившаяся в 1980-х годах тенденция коммерциализации культуры получила широкое распространение. В этот период произошла трансформация культурно-просветительской работы в культурно-досуговую деятельность и, следовательно, понимания физкультурно-оздоровительной и пропагандистской работы с населением, а также переход к индивидуально-технологическому подходу изучаемого вопроса.
Многие из бывших клубоведов и теоретиков культурно-просветительной работы (Г.М. Бирженюк, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Е.М. Клюско, Е.М. Максютин, Г.Я. Никитина, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др.) стали настойчиво переосмысливать и интенсивно разрабатывать идеи и положения, имеющие отношение к «преобразованной науке» и «трансформированной практике», тем самым модернизировав теоретические концепции советского периода.
К сожалению, в приведенных положениях и утверждениях не рефлексируется должным образом важное условие эффективности культурно-досуговой деятельности: прежде чем качественно и добросовестно удовлетворить потребности населения, необходимо их сознательно и целенаправленно сформировать. Второе, чем страдают приведенные положения, - это отсутствие содержательного анализа, под которым мы понимаем совокупность ряда относительно самостоятельных направлений культурно-досуговой деятельности, предполагающих, в свою очередь, достижение определенных педагогических целей и решение конкретных социальных задач. К числу последних можно, в частно-
сти, отнести деятельность культурно-досуговых учреждений по пропаганде здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий.
Выход же на «здоровый образ жизни» выводит нас, соответственно, на необходимость взаимодействия культурно-досуговых учреждений с учреждениями других видов и типов.
Практически параллельно с осмыслением явлений, фактов и понятий культурно-до-суговой деятельности как организационно-педагогической системы в научном обороте появилось более широкое понятие - социально-культурная деятельность.
Заслуга в атрибутировании и рефлексировании социально-культурной деятельности принадлежит, как явствует из многих публикаций последующих лет, опять же московским ученым - Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникову, Н.Н. Ярошенко и др. В частности, впервые в теории и практике теперь уже социально-культурной деятельности предпринята попытка типологизации реальных технологий, функционирующих в повседневной социально-культурной практике. Особый интерес для нашего исследования представляют рекреативные технологии.
Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности:
1. Рекреативная методика. Организация рекреативной, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта. Опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
2. Переход к созданию долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целитель-ства и др. Реализация специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
3. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры. Восстановление прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов: юморин, дней смеха, спортивно-туристских праздников, праздника цветов, литературно-художественных праздников, праздника русского чая, праздников городов и др. Обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ. Индивидуальный, групповой, семейный туризм [6].
Здесь, без преувеличения, можно сказать, что задействованы должны быть и куль-турно-досуговые, и физкультурно-оздоровительные учреждения.
Диссертационные исследования (Д.В. Шамсутдинова), монографии (Ю.А. Стрельцов), учебные пособия (Е.В. Домаренко) последних лет содержат выводы и пожелания, развивающие и углубляющие теорию социально-культурной деятельности.
Дальнейшему развитию теории изучаемого вопроса способствовали и научные конференции, проведенные в 2000-2007 годах во многих регионах Российской Федерации педагогическими вузами, вузами культуры и искусств, вузами физического воспитания и др.
Примечания
1. Бирженюк, Г.М. Культурно-просветительная работа в системе пропаганды и утверждения здорового образа жизни [Текст] / Г.М. Бирженюк. - Л., 1989. - 153 с.
2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность[Текст] : учеб. пос. / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1998.
3. Организации работы культурно-спортивных комплексов [Текст]. - Л.: ЛТИК, 1987. - 60 с.
4. Основы клубоведения [Текст] : монография / сост.: А.В. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов. -Улан-Удэ: Бурятское кн. из.-во, 1969. - 530 с.
5. Работа учреждений культуры по пропаганде здорового образа жизни [Текст]. - Л.: ЛОНМЦ, 1987. - 60 с.
6. Социально-культурная деятельность [Текст] : программа-конспект. - М.: МГУКИ, 2001. -136 с.
7. Стрельцов, Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе [Текст] / Ю.А. Стрельцов. -М.: Просвещение, 1979. - 225 с.