УДК 613.6
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
© Александр Николаевич Чуксин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, ассистент кафедры хореографии,
e-mail: chuksin_an@mail.ru
В статье рассмотрены технологический потенциал рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности и социально-культурные условия, способствующие формированию творческой активности участников любительских хореографических коллективов.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; рекреационно-оздоровительные технологии; творческая активность; фактор; любительские хореографические коллективы.
Технологический потенциал рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности представляет собой совокупность производственных методов и процессов, а также способов организации работы с участниками любительских хореографических коллективов. Для осуществления поставленных задач руководителю любительского хореографического коллектива необходимо знать технологию и механизмы социального воздействия на участников коллектива. Поскольку назначение рекреацион-
но-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий предполагает адаптационную направленность, постольку и при отборе видов творческих занятий (игровых, обучающих, зрелищных, оздоровительных и др.) обязательно надо ориентироваться на их практическую полезность, а развлекательный момент вторичен.
Рекреативно-оздоровительные и здоровьесберегающие технологии должны отвечать определенным методологическим требованиям (критериям технологичности),
опираться на научные подходы (исторические, культурологические, психологические. социальные и др.) обоснования возрастновременных изменений пожилых людей. Рекреативно-оздоровительная и здоровьесберегающая технологии предполагают соблюдение требования педагогической управляемости, дают возможность специалистам осуществлять целеполагание и проектирование своей деятельности, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами социально-культурной деятельности с целью коррекции результатов.
Для формирования творческой активности участников любительских хореографических коллективов необходим комплекс организационных форм, критериев, видов и методов реализации здоровьесберегающих и рекреативно-оздоровительных технологий.
Остановимся более подробно на этих критериях выявления именно технологии, технологичности. Например:
- критерий результативности, направленный на внедрение наиболее продуктивной технологии, обеспечивающей высокую заинтересованность в деятельности пожилых, в нормализации их психического и физического состояния здоровья;
- критерий оптимальности, предусматривающий минимальную затрату сил при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны отдыхающих;
- критерий мотивационной значимости технологии, т. е. создание условий, при которых повышалось бы желание действовать, творить, участвовать в проводимом мероприятии;
- критерий управляемой технологии, предполагающий осуществление диагностики настроения, состояния здоровья, предрасположенности участников любительских хореографических коллективов к разного рода деятельности в процессе свободного времени, творческим проявлениям;
- критерий системности технологии, т. е. системное использование рекреативнооздоровительных и здоровьесберегающих технологий, сопровождаемых наличием цели социально-культурной деятельности, формулировкой ее задач, определением содержания деятельности, подбором методов и конкретных форм проведения досуга [1].
К основным принципам организации рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности относятся: компетентности, целенаправленности, целостности и комплексности, наглядности, полифункциональности, социальности, гуманности, самореализации, развития, активности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
В качестве инструментов предлагается использовать комплекс массовых, групповых и индивидуальных форм по работе с участниками любительских хореографических коллективов. Под формами следует понимать способы и приемы организации участников любительских хореографических коллективов в целях включения их в активную творческую деятельность. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности по работе с участниками любительских хореографических коллективов являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие участников любительских хореографических коллективов [2].
Организация массовых форм в рамках культурно-творческих программ включает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- создание социально-культурных условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс;
- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.
Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, концерты, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т. д.
В каждой массовой форме культурнотворческой деятельности имеются четыре основных компонента методики ее организации: содержание; композиция, набор средств художественного воздействия, специфич-
ность аудитории и ее расположение в пространстве. Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурнотворческой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов социально-культурной сферы, позволяет проверить правильность технологического процесса адаптации, т. к. массовые формы культурно-творческой деятельности являются самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.
К групповым формам культурнотворческих программ относятся любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно отнести деятельность, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловые игры, аукционы и т. д., что создает свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения. Групповые формы работы создают оптимальный культурно-нравственный микроклимат, что позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности. Содержание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной направленности; формируют коллективное переживание, оказывающее сильное воздействие на человека, помогает ему выработать определенное отношение к реальной действительности. Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-творческой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате группового общения у человека формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам.
Индивидуальные формы воздействия в культурно-творческой деятельности на сознание личности приносят наибольшую ре-
зультативность тогда, когда они опираются на дифференцированный подход к различным типам личности. Данная организационная форма предполагает всестороннее изучение личности с целью нахождения необходимого индивидуального подхода, который предполагает использование тех или иных индивидуальных форм социально-культурной деятельности.
В неразрывной связи с организационными формами находятся методы социальнокультурной деятельности. Методами социально-культурной деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию. Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. К основным методам, применяемым в организации рекреативнооздоровительной деятельности участников любительских хореографических коллективов относят:
1) метод вовлечения в то или иное рекреационно-оздоровительное мероприятие;
2) методы стимулирования социокультурной активности участников любительских хореографических коллективов;
3) методы познавательной и самообразовательной деятельности;
4) инновационные методы, игровые соревнования, арттерапия, рефлексивно-тренинговые и др.
Рекреативно-оздоровительная и здоровьесберегающая деятельность, организуются на следующих видах социально-культурной деятельности: информационно-познаватель-
ная, спортивно-оздоровительная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественно-творческая.
Информационно-познавательная дея-
тельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную в творческом отношении социально-культурную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает слияние с имеющимися знаниями у участников любительских хореографических коллективов, с собственным опытом. Данный вид культурно-творческой деятельности мо-
жет в себя включать и образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности, познавательной и оздоровительной направленности. Взаимодействие этих видов деятельности позволяет обеспечить условия участникам любительских хореографических коллективов успешно адаптироваться к новым условиям жизни и осуществлять в обстановке радикального изменения социокультурной ситуации полноценную жизнедеятельность.
Важной составной частью деятельности любительского коллектива является духовная реабилитация, смысл которой в оказании духовной поддержки участникам любительских хореографических коллективов. Взаимодействие социальных, психологических и педагогических процессов в любительских хореографических коллективах определяет специфику информационно-познавательной деятельности. Она воплощается в формах, непосредственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, экскурсии и т. д. Просветительная направленность в данном случае обеспечивает информацию о процессах, происходящих в организме участников любительских хореографических коллективов, о возможностях самопомощи и источниках поддержки. Это воздействие на участников любительских хореографических коллективов в направлении усиления их уверенности в своих силах на основе приобретения нового опыта и новых ролей. Конечная цель всех этих мероприятий - восстановление независимости в физическом, психическом, социальном, в т. ч. духовном, направлении и, если возможно, в профессиональном отношении, а также достижение лучшего качества жизни и благополучия участников любительских хореографических коллективов.
Художественно-творческая деятельность призвана практически помочь адаптации участников любительских хореографических коллективов за счет воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы человека. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие
культурно-творческой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. Но наряду с общими чертами художественно-творческая деятельность как особый вид имеет и свою специфику:
- возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;
- использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
- конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.
Спортивно-оздоровительная деятель-
ность отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения в любительских коллективах. Для этого вида культурно-творческой деятельности необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы, позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление. Все мероприятия, входящие в этот вид деятельности, должны способствовать укреплению физического здоровья участников любительских хореографических коллективов. Здесь прежде всего необходима организация физкультурно-оздоровительных занятий, учитывающих функциональные возможности организма участников любительских хореографических коллективов, их образа жизни и т. д. Организация данного вида отдыха с участниками любительских хореографических коллективов несет значительную адаптационную нагрузку. Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас формы отдыха и развлечений. Основное внимание сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии психологии, медицины в практику группового и индивидуального досуга. Существуют нетрадиционные виды оздоровления (занятия на тренажерах, аутогенная тренировка, сеансы релаксации, аромате-рапия, фитотерапия и т. д.). Терапия творческой деятельности строится по специальной методике с учетом терапевтической направленности организованной творческой деятельности; отличительной чертой организации культурно-творческой деятельности в любительских коллективах является инте-
грация отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности. Игра - это многофункциональный вид рекреационно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности, т. к. основными функциями ее являются: коммуникативная, компенсаторная и гедонистическая. Игровое общение носит яркий терапевтический, коммуникативный и адаптационный характер. В нем проявляются как индивидуальные личностные черты участников, так и коллективно-групповые. Игра помогает участникам любительских хореографических коллективов раскрепоститься, вызывает
стремление к успеху и приносит положительные эмоции. Все это, в конечном итоге, позволяет восстановить физические силы и душевное равновесие. Терапия движения и танцетерапия являются продуктом эмоционального и физического взаимодействия людей, помогают стать более раскованными, раскрепощенными, способствуют импровизации и самовыражению. Кроме того, терапия движения выполняет и оздоровительную функцию - улучшает координацию движений, повышает двигательную активность, пластичность, улучшает работу сердца и дыхательных органов. Также танцетерапия способствует развитию памяти и умению сочетать музыку и хореографию.
Ожидаемым результатом от данного вида деятельности является формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей, пробуждение творческого потенциала, способность по-новому увидеть себя со стороны и снять адаптационные барьеры.
Творчески-активные занятия должны способствовать ликвидации социальной изоляции участников любительских хореографических коллективов, включать их в разнообразные содержательные формы общения, что крайне важно в аспекте социального и психического здоровья в процессе организации рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности [3].
Человеческие контакты в любительских хореографических коллективах особенно позитивны для взаимного влияния, поскольку они происходят в условиях творчества, в непринужденной обстановке, когда наиболее свободный характер поведения располагает к взаимопониманию. Кроме этого, общение в данных учреждениях содержит в себе объек-
тивную и субъективную стороны. Объективная сторона общения обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в социальной группе. С этим связано и постоянное сопоставление участниками любительских хореографических коллективов своих личных качеств и притязаний с оценкой своего положения в обществе, с согласием или несогласием группового признания его индивидуальных и профессиональных характеристик. Субъективная сторона оказывает больше влияние на уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения участников любительских хореографических коллективов создает возможность для выработки рекомендаций по организации рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности в любительских хореографических коллективах.
В любительских хореографических коллективах различают повседневное и праздничное общение. Свободное общение - это вполне самостоятельный компонент, который нельзя подключить к другим видам занятий в виде некоего дополнения. Праздничное общение - это наивысшая ступень в культуре общения. Праздничное настроение снимает прошлые обиды и огорчения, ибо в праздник сознание личности раскрыто для восприятия и положительных эмоций. Опыт подготовки и проведения праздничных программ показывает, что в любительских хореографических коллективах достигается наибольшая эффективность, если подготовка их ведется на основе особого приподнятого праздничного общения. Здесь общение как своеобразное проявление социальной активности участников любительских хореографических коллективов вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей, отношение людей к событию, которое лежит в основе праздника. Общение участников любительских хореографических коллективов в праздничные дни является синтезом различных интересов, эмоциональных компонентов, смысловых элементов социальной направленности. Это сложный и многогранный процесс, способствующий взаимодействию, взаимовлиянию, сопереживанию событий и взаимопониманию личностей. Разуме-
ется, коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию. В любительских хореографических коллективах общение имеет смысл, если оно поднято на уровень духовного общения, которое рассматривается как процесс взаимного обмена мыслями, чувствами, волевыми побуждениями. По своему содержанию общение может быть разделено на информативное, эмоциональнодейственное и регулятивное. Какая бы форма культурно-творческой деятельности ни была избрана: дискуссия, диалог, устный журнал, тематический вечер, чтения, и т. д., - объемы общения в каждом случае разные. Общение должно нести познавательную или развлекательную направленность в сочетании с элементами отдыха. В качестве сопутствующих общению предлагаются спокойные занятия: настольные игры, прогулки, просмотр газет, журналов и т. д. Коммуникативная деятельность направлена на инициирование коммуникативных контактов внутри и за пределами любительских хореографических коллективов, обмен социальной и культурной информации, социальными и культурными, духовными ценностями между участниками любительских хореографических коллективов [4].
К числу важнейших компонентов относятся и организационные средства культурно-творческой деятельности. Данные средства - это способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства отдыхающих. Они подразделяются на устные средства (живое слово), художественные (музыка, искусство), технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, музыкальные инструменты, костюмы), наглядные средства (газеты, журналы). Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания. Каждое средство служит носителем того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно-творческой деятельности разнообразен. В практической деятельности любительских хореографических коллективов особенно широко применяются: живое слово, искусство всех видов и жанров, технические средства, т. е. те сред-
ства, которые придают деятельности особую эмоциональную окраску.
В процессе исследования были выявлены необходимые социально-культурные условия для организации рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности с участниками любительских хореографических коллективов. Эти условия составили совокупность как реальных, так и потенциальных возможностей любительских хореографических коллективов.
Социально-культурными условиями,
способствующими организации рекреативнооздоровительной и здоровьесберегающей деятельности участников любительских хореографических коллективов, являются:
- наличие социально-интеграционных, терапевтических и адаптационных потенциальных ресурсов;
- наличие комплексной программы с участниками любительских хореографических коллективов, направленной на поддержание жизненной активности и выработку новых способов поведения в связи с меняющимися условиями жизни;
- наличие педагога-организатора социально-культурной деятельности, обладающего психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, имеющего высокий уровень профессионального мастерства;
- партнерство организатора и участников любительских хореографических коллективов в процессе рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей работы;
- наличие системы определенных приемов и форм организации рекреативно -оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности;
- последовательность, постепенность и систематичность усилий педагогов, направленных на организацию рекреативно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности участников любительских хореографических коллективов.
Таким образом, анализируя теоретический и практический материал, касающийся творческой активности участников любительских хореографических коллективов, можно сказать, что практический опыт подтверждает решающую роль любительских хореографических коллективов в вопросах сохранения творчески-активной позиции и качественно полезного образа жизни участ-
ников любительских хореографических коллективов.
1. Мурзина О.Б., Четвертков А.Н. Социальнокультурные условия рекреативно-оздоровительной деятельности санаторно-курортных учреждений с пожилыми людьми: монография. Тамбов, 2008.
2. Мангер Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов куль-
туры и искусства в многоуровневом вузе: монография. Тамбов, 2006.
3. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2002.
4. Турбина Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
Поступила в редакцию 17.10.2010 г.
UDC 613.6
REALIZATION OF HEALTH SAVING AND RECREATIVE-IMPROVING TECHNOLOGIES AS FACTOR OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF PARTICIPANTS OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES Aleksander Nikolayevich Chuksin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate student of Socio-cultural Activity Department, Assistant of Choreography Department, e-mail: chuksin_an@mail.ru In article technological potential recreative-improving and health saving activity and welfare conditions promoting formation of creative activity of participants of amateur choreographic collectives are considered.
Key words: health saving up technologies; recreative-improving technologies; creative activity; factor; amateur choreographic collectives.