УДК 614.23 + 378.048.2
DOI: 1037903/vsgma.2023.3. 36 EDN: RBWXEF
ИСТОРИЯ И БУДУЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Васильцова О.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме
Смоленский государственный медицинский университет реализует программы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинских работников, основанные на принципах модульного обучения, внедрении стажировки, дистанционных и симуляционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное медицинское образование
HISTORY AND FUTURE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL WORKERS Shashmurina V.R., Mishutina O.L., Vasiltsova O.A.
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia
Abstract
Smolensk State Medical University implements programs of additional professional education (DPO) for medical workers based on the principles of modular training, the introduction of internships, distance and simulation educational technologies.
Keywords: additional professional education, continuing medical education
Дополнительное профессиональное образование медицинских работников имеет отличительные особенности: практико-ориентированность, постоянная актуализация программ в соответствии с быстро внедряющимися новыми технологиями, особая система допуска работников к медицинской деятельности [1, 2, 6, 7]. Повышение качества медицинской помощи обуславливают возросшие требования к подготовке медицинских кадров, обеспечивающих действенность и результативность всей сферы здравоохранения. В инновационном опыте высшей школы находят применение такие современные формы, методы и приемы обучения, как: «перевернутое обучение», мозговой штурм, мини-исследования, кейсы, игровые, проектные формы и методы, самостоятельная работа в малых группах, синергия учебного и внеучебного пространства [4].
Основным направлением является развитие системы непрерывного медицинского образования с применением дистанционных образовательных технологий и широких возможностей электронного обучения, общее направление развития которых с использованием телемедицинских технологий было дано в Приказе Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук №344/76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» [3, 5]. В приказе отмечается, что Web-серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно-методическую литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей. Дистанционное образование в дополнительном профессиональном образовании включает: повышение квалификации и переподготовку врачей/медицинских сестер; теленаставничество (непосредственная помощь учителя своему ученику, например, бывшему ординатору, аспиранту) или преподавателя слушателю; работу с аспирантами и докторантами; научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения; тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий [5]. Организация учебного процесса строится в соответствии с моделями профессиональной деятельности, опираясь на профессиональный опыт, групповую
учебную деятельность, с учетом психофизиологических характеристик. Все эти факторы должны определять выбор, разработку и пути адаптации технологий процессу в системе дополнительного профессионального образования [9].
В 1858 году при Петербургской военной академии был организован факультет усовершенствования врачей, с 1884 года в академию ежегодно принимали 56 военных врачей. Первый в мире Клинический институт для усовершенствования врачей был открыт в Петербурге в 1885 году. В 1907 году были организованы курсы усовершенствования врачей при губернских больницах. Значительная роль принадлежала организованному при клиническом институте Обществу содействия совершенствования врачей. Государственная система усовершенствования врачей в России (СССР) была создана после революции [9].
Правовые основы системы усовершенствования врачей были сформулированы в 1927 году Постановлением СНК РСФСР «О научных командировках врачей» и подтверждены рядом законодательных актов. В соответствии с решением Правительства РСФСР 1 декабря 1930 года был открыт Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. В 1931 году Наркомздравом РСФСР закреплена его головная роль в государственной системе усовершенствования врачей.
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала. В 1971 г. Минздравом СССР издаётся приказ К810«0б улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения». В этот период была налажено эффективное взаимодействие между ВУЗами, открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась методическая и материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. В 1975 году повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23-х факультетах усовершенствования при медицинских факультетах. В 1994 году на базе ЦОЛИУВ была создана Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО), ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования РМАНПО.
В 80-х годах прошлого столетия возникла необходимость в увеличении количества факультетов усовершенствования врачей в медицинских ВУЗах. В Смоленском государственном медицинском институте (ректор - Козлов Николай Борисович) факультет усовершенствования врачей (ФУВ) открыт на основании приказа Минздрава РСФСР (№115 от 11.03.84). Первые врачи были приняты на учёбу в сентябре 1984 года. Усовершенствование врачей проводилось на кафедрах, проводящих обучение студентов. Однако, согласно действующему законодательству, факультеты усовершенствования врачей «должны были иметь самостоятельные кафедры и доцентские курсы». Не допускалось проведение занятий со слушателями и студентами силами одних и тех же преподавателей, а также одновременное преподавание слушателям и студентам. Для повышения эффективности преподавания в 1985 году по приказу Минздрава РСФСР №458от 06.06.85 «Об организации и реорганизации кафедр и курсов на факультетах усовершенствования врачей в медицинских и фармацевтических учебных заведениях МЗ РСФСР» в Смоленском государственном медицинском институте организованы кафедры терапии, стоматологии, педиатрии, неврологии и психиатрии, а также курс хирургии, в обязанности которых входило повышение квалификации медицинских работников. Деканом факультета усовершенствования врачей на протяжении семнадцати лет стал фронтовик, кандидат медицинских наук, доцент Николай Васильевич Спиридонов.
В 1997 году Минздравом РФ издаётся важнейший организационный документ: Приказ №148 «Об утверждении Типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». В связи с этим в 1997 году приказом ректора Смоленской государственной медицинской академии Владимира Григорьевича Плешкова (№55 от 29.08.97) структурное подразделение академии «факультет усовершенствования врачей» переименован в «факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов».
С 2001 по 2008 гг. руководство факультетом было возложено на Анатолия Васильевича Овсянкина (кандидат медицинских наук, доцент). Важный вклад А.В. Овсянкин внес в развитие внебюджетной деятельности факультета и увеличении количества организуемых выездных сертификационных курсов повышения квалификации в регионах. За это время ежегодное количество слушателей, прошедших обучение на факультете, увеличилось в 1,5 раза.
В настоящее время в состав факультета входят кафедры: терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики (и.о. зав. кафедрой - профессор В.М. Царева); кафедра педиатрии (зав. кафедрой - профессор А.А. Яйленко); кафедра стоматологии с курсом организации медицинской помощи (зав. кафедрой - профессор В.Р. Шашмурина); кафедра неврологии, физиотерапии и рефлексотерапии (зав. кафедрой - профессор Н.П. Грибова); психиатрии, наркологии и психотерапии (зав. кафедрой - профессор С.В. Ваулин); кафедра акушерства и гинекологии (зав. кафедрой - профессор Т.А. Густоварова); курс хирургии в составе кафедры общей хирургии лечебного факультета (зав. кафедрой - профессор В.Г. Плешков). Непосредственное руководство работой осуществляет доктор медицинских наук, проректор по дополнительному профессиональному образованию и развитию регионального здравоохранения Наталья Николаевна Дехнич, и декан факультета ДПО, доктор медицинских наук, профессор Виктория Рудольфовна Шашмурина. Факультет ДПО как структурное подразделение университета находится в административном подчинении, определённом Уставом СГМУ. Принятие решений о деятельности факультета ДПО осуществляет выборный представительный орган - совет факультета ДПО. В реализации обучения по дополнительным профессиональным программам принимают участие другие подразделения СГМУ: кафедры (лечебного, педиатрического, психолого-социального, стоматологического факультетов, факультета медико-биологического и гуманитарного образования), научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии, проблемная научно-исследовательская лаборатория «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии», методический отдел. Вклад данных структурных подразделений составляет ежегодно около 20 - 30% от общего количества слушателей по программам ДПО.
Направлениями деятельности факультета ДПО являются: обучение медицинских работников по программам дополнительного профессионального образования; методическое обеспечение и контроль качества образовательного процесса; совместная работа с Департаментами (Министерствами) здравоохранение регионов; научная и инновационная деятельность; проведение сертификационного экзамена и экзамена для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ.
Факультет на протяжении многих лет сохраняет традиции и внедряет современные образовательные технологии, проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку медицинских и фармацевтических работников по 68-и специальностям. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными СГМУ с учетом типовых образовательных программ, профессиональных стандартов, квалификационных требований, современных достижений медицинской науки; потребностей лица (организации), по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование. Современные тенденции дополнительного профессионального образования подразумевают деятельность в рамках национальной системы квалификаций (профессиональных стандартов, квалификационный требований), модульное обучение, выбор индивидуальной траектории профессионального развития специалиста, интерактивное взаимодействие специалиста с образовательной организацией, практическую ориентированность и соответствие программ клиническим рекомендациям. В соответствии с пожеланиями обучающихся и работодателей в дополнительные профессиональные программы включаются стажировка и симуляционное обучение.
Созданы условия для дистанционного обучения и применения электронных образовательных технологий с использованием порталов smolgmu.ru и sdo.smolgmu.ru. В 2013 г. стартовал пилотный проект: непрерывное медицинское образование (НМО), медицинский университет одним из первых образовательных учреждений принял участие в реализации проекта НМО. На портале edu.rosminzdrav.ru создан личный кабинет СГМУ, размещены около 120 дополнительных профессиональных программ с модулями электронного обучения, возможностью их реализации с применением образовательного сертификата и формирования портфолио для аккредитации специалиста [6-8].
Важным разделом работы является внедрение в практическое здравоохранение новых методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний; анализ эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Ежегодно факультет ДПО проводит международные, межобластные, областные конференции, симпозиумы и семинары. Миссия факультета ДПО неизменна: оказание образовательных услуг на высоком уровне, преумножение опыта медицинской науки и практики, преемственность обучения, реализация государственной политики в обеспечении здоровья нации, прогрессивное развитие, интеграция в межвузовское образовательное и медицинское сообщество.
Литература (references)
1. Ахмадуллина Г.Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27418.
2. Владимирцев В.А. Перспективы развития дополнительного профессионального образования врачей в негосударственных образовательных учреждениях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2015. - №10(54).URL: http://www.sisp.mkras.ru.
3. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Медицинское образование и вузовская наука. - 2013. - № 1. - С. 4-8.
4. Ибрагимов В..И., Ибрагимова Е.М. Проблемно-ориентированное обучение в современном высшем образовании / Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). С.7-14.
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук №344/76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации».
6. Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И. Особенности преподавания на кафедре стоматологии ФДПО у курсантов старших возрастных групп // Медицинский альманах. - 2018. -С. 16-24.
7. Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Загороднова В.П., Ковалева Н.С., Девликанова Л.И. Реализация принципов непрерывного профессионального образования в стоматологии // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - № 2. - С. 124-128.
8. Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С. Компетентностный подход в непрерывном медицинском образовании врачей-стоматологов // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. - Витебск, ВГМИ. - 2017. - С.45-48.
9. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы//Проблемы педагогики и психологии. -2010. -№1. -С. 167-173. URL: http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2010/1/Shestak/25_2010_1 .pdf
Информация об авторах
Шашмурина Виктория Рудольфовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail [email protected].
Мишутина Ольга Леонидовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования «Смоленский государственный медицинский университет». E-mail - [email protected].
Васильцова Ольга Анатольевна - ассистент кафедры стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования. E-mail - [email protected]
Поступила 01.09.2023 Принята к печати 28.09.2023