Научная статья на тему 'История Греческой революции 1821–1829 гг. и русско-греческих связей в трудах Г.Л. Арша'

История Греческой революции 1821–1829 гг. и русско-греческих связей в трудах Г.Л. Арша Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Григорий Львович Арш (1925–2017) / Греция / Россия / историография / Греческая революция 1821–1829 гг. / Иоанн Каподистрия / Александр Ипсиланти / Grigory Lvovich Arsh (1925–2017) / Greece / Russia / historiography / the Greek Revolution of 1821–1829 / Ioannis Kapodistrias / Alexandros Ypsilantis

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Светлана Ивановна Данченко

В связи с 200-летием начала Греческой революции 1821–1829 гг. автор анализирует труды Григория Львовича Арша (1925–2017), известного российского учёного-балканиста, специалиста по истории Албании и Греции XVIII–XIX вв., посвящённые греческому национально-освободительному движению и русско-греческим связям. За 60 лет своей научной деятельности Г.Л. Арш открыл в отечественных и зарубежных архивах обширный корпус уникальных документов, что позволило ему внести значительный вклад в изучение целого ряда вопросов: греческая эмиграция в Россию, формирование идеологии греческого национально-освободительного движения, создание тайного общества «Филики Этерия», греческое Просвещение и роль в этом процессе греческих колоний на юге Российской империи, великие державы и Греческая революция, деятельность Иоанна Каподистрии и Александра Ипсиланти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Greek Revolution of 1821–1829 and Russia-Greece Relations in the works of Grigory Arsh

In connection with the 200th anniversary of the beginning of the Greek Revolution of 1821–1829, the author analyzes the works of Dr Grigory Arsh (1925–2017), a famous Russian Balkan studies specialist, whose research mainly focused on the history of Albania and Greece of the 18th–19th centuries. The paper covers historian’s works dedicated to the Greek national liberation movement and Russia-Greece relations. During 60 years of his scientific activity, Dr Arsh opened an extensive record of unique documents in Russian and foreign archives, which allowed him to make a significant contribution to the research in a number of issues: Greek emigration to Russia; formation of the ideology of the Greek national liberation movement; creation of the secret society ‘‘Filiki Eteria’’; Greek Enlightenment and the role of Greek colonies in the south of the Russian Empire in this process; Great Powers and the Greek Revolution; the activities of Ioannis Kapodistrias and Alexandros Ypsilantis.

Текст научной работы на тему «История Греческой революции 1821–1829 гг. и русско-греческих связей в трудах Г.Л. Арша»

DOI 10.31168/7576-0478-7.4

Светлана Ивановна ДАНЧЕНКО

История Греческой революции 1821-1829 гг. и русско-греческих связей в трудах Г.Л. Арша

уу-летие начала Греческой революции 1821-1829 гг., ^УУ которое в 2021 г. отмечалось в Греции, России да и по всему миру, где проживают греки, — выдающееся событие в истории. Разумеется, оно не могло не привлечь самого пристального внимания исследователей. К настоящему времени написаны и изданы многочисленные работы по данной проблеме, опубликованы тысячи уникальных документов. И отрадно сознавать, что немалую лепту в изучение Греческой революции внес наш соотечественник, наш бывший коллега, покойный Григорий Львович Арш (1925-2017). В последние годы своей жизни он часто говорил о приближающемся 200-летии Греческой революции и сокрушался, что не доживёт до этого торжества. «А как бы мне хотелось выступить по этому поводу, ведь мне есть что сказать и у меня есть новые материалы», — это его слова.

В память о Г.Л. Арше, замечательном учёном-балканисте, мы решили включить в коллективную монографию раздел о его вкладе в исследование Греческой революции и русско-греческих связей первой трети XIX в.

Как известно, начинал Григорий Львович свою научную деятельность с изучения не Греции, а Албании. К началу 1960-х годов он уже защитил кандидатскую диссертацию (1959 г.) и издал свою первую монографию «Албания и Эпир в конце XVIII — начале XIX вв. (Западно-балканские пашалыки Османской империи». Правда, Греция, по словам учёного, с самого начала его также очень привлекала, тем более, что в архивах ему попадались интересные документы, прежде всего о начале национально-освободительной борьбы греков.

В этот период по данной теме одна за другой выходят его статьи, в том числе во «Всемирной истории» (Т. 6, 7. М., 1959;

М., 1960), в «Исторической энциклопедии» (около 30 заметок), разделы в вузовском учебнике «Новая история. 1640-1789» (М.,1964) и др. В 1965 г. в издательстве «Наука», впервые в советской историографии, была опубликована небольшая научно-популярная работа Г.Л. Арша «Тайное общество "Филики Эте-рия"» (в 1966 г. она была переведена на новогреческий язык и издана в Афинах). Его имя уже известно в Греции — коллегам ученого и широкой общественности. В 1963 г. в Афинах была издана его первая статья на новогреческом языке под названием «Давние дружеские связи греческого и русского народов». Впоследствии статьи Григория Львовича стали регулярно печататься в греческих изданиях. В 1964-1965 гг. греческая демократическая газета «Авги» («Заря») опубликовала пять рецензий и аннотаций на его работы.

Ведущую роль в подготовке Греческой революции сыграла тайная патриотическая организация «Филики Этерия», возникшая в 1814 г. на территории Российской империи. Эта тема была уже достаточно глубоко и основательно изучена греческими историками. Вместе с тем им практически не были известны материалы российских архивов по данной теме. Их-то в первую очередь и привлек Г.Л. Арш, с начала 1960-х годов приступивший к работе над историей этеристского движения в России. Свою первую книгу по истории Греции Григорий Львович подготовил к памятной дате — 150-летию со дня основания «Филики Этерии». В ней он прекрасным литературным стилем, в доходчивой форме для широкого читателя изложил целый комплекс важнейших вопросов истории Греции конца XVIII — начала XIX вв.: положение греческих земель в составе Османской империи, социально-экономические предпосылки греческого национально-освободительного движения, развитие греческого судоходства, русско-греческие связи и формирование в России филэллинских настроений и др. В центре повествования — детально изученная автором история возникновения «Филики Этерии» и деятельность ее создателей — Николаоса Скуфаса, Афанасиоса Цака-лова и Эммануила Ксантоса, выработавших организационную структуру общества и завербовавших с помощью «апостолов» не одну тысячу членов в его ряды. О их роли Г.Л. Арш писал:

«Освобождение Греции от турецкого рабства было неизбежным. Оно диктовалось всем ходом экономического и политического развития страны. Но нужно было, чтобы кто-то занялся идейной и организационной подготовкой восстания, чтобы нашлись люди, которые... довели это дело до конца. Такими людьми и явились основатели «Филики Этерии» и все те, кто пошел за ними. Без их энергии, патриотизма, революционной смелости греческий народ мог бы еще долгие годы терпеть беспросветное, унизительное рабство»1.

Наряду с этой книгой в 1960-е годы одна за другой выходят статьи и публикации документов Григория Львовича по данной теме2, а в 1970 г. — монография «Этеристское движение в России. Освободительная борьба греческого народа в начале XIX в. и русско-греческие связи». Последовательно, по мере открытия им архивных материалов, ученый изучил весь комплекс вопросов, входящих в данную проблему. Им была создана целостная картина этого сложного явления, значительного во всех отношениях. Движение этеристов в России — это прежде всего важная составляющая истории греческого национально-освободительного движения, ее органическая часть. Но и для истории России оно не прошло бесследно: «этеристский вопрос» занял немаловажное место и в официальной балканской политике последних лет царствования Александра I, и в общественной жизни.

Важно подчеркнуть, что в монографии «Этеристское движение в России», согласно традиции, существовавшей в советской историографии, значительное место уделено анализу социально-экономического положения Греции в составе Османской империи, начиная со второй половины XVIII в., — состоянию сельского хозяйства, торговли, ремесленного производства, судоходства, ибо, как отмечает автор, именно «социально-экономическими процессами, постепенно изменившими облик греческого общества», в конечном итоге определялось развитие освободительной борьбы греческого народа3. Григорий Львович привлек обширный корпус разнообразных источников, прежде всего донесения консулов, которые позволили создать достоверную, впечатляющую картину положения Греции в рассматриваемый период и систему вопиющей эксплуатации бесправного греческого на-

селения. «Лишь одна отрасль греческой экономики, — пишет исследователь, — в этих губительных условиях смогла достичь значительного прогресса. Это было греческое судоходство. Три небольших острова: Идра, Спецце и Псарра сыграли решающую роль в его развитии». Автор много внимания уделил этому вопросу, приведя целый ряд важных фактов (например, о том, что перед восстанием 1821 г. греческий флот насчитывал около 500 кораблей, совершавших дальние плавания)4.

В предыстории этеристского движения Г.Л. Арш выделил и исследовал комплекс следующих вопросов: основные этапы греческой эмиграции в Россию, создание на юге Империи греческих колоний (Нежин, Керчь, Херсон, Измаил, Одесса, Таганрог), положение фанариотских семей в Константинополе, высшее греческое духовенство во главе с Константинопольской патриархией и др.

При анализе социального состава греческих общин, появившихся за рубежом в конце XVIII — начале XIX вв., ученый делает очень важный, на наш взгляд, вывод — о преобладании в них демократических элементов, что было связано с особенностями формирования этих общин. «Они сложились, — пишет Григорий Львович, — из представителей различных местностей Греции и различных слоев ее народа: мореотов и эпиротов, островитян и горцев, крестьян и ремесленников, моряков и купцов. Одним словом, это был сгусток демократических слоев греческого народа... это была среда, особо восприимчивая к передовым, освободительным идеям своего времени»5. Неслучайно поэтому, заключает автор, «именно в греческих заграничных колониях зародились идеи национально-освободительной борьбы и началось практическое их осуществление»6.

Формирование греческого национально-освободительного движения было ускорено масштабными по их международному влиянию событиями той эпохи: Великой Французской революцией и русско-турецкими войнами. Последним Григорий Львович уделил значительное внимание, особенно русско-греческому боевому содружеству того периода и русско-греческим связям различной направленности.

В монографии, впервые в советской историографии, автор рассмотрел деятельность отважного греческого моряка, командующего греческой флотилией в войне с турками (начиная с 1788 г.) — Ламброса Кацониса, благодаря операциям которого в Эгейском море возник «второй морской фронт» русско-турецкой войны 1787-1791 гг.7. Впоследствии борьба Л. Кацониса и его моряков за свободу Греции еще не раз станет объектом всестороннего, глубокого исследования Г.Л. Арша, чему в немалой степени будут способствовать те уникальные материалы, которые он откроет во время своих архивных поисков.

Греческое национально-освободительное движение выдвинуло целый ряд выдающихся деятелей, Титанов своего времени. Одним из них, безусловно, был родоначальник революционно-демократической традиции в греческой общественной мысли, создатель первой «Этерии» — Ригас Велестинлис. В 1963 г. Г.Л. Арш обнаружил в Архиве внешней политики России (ныне — Архив внешней политики Российской империи) полный русский перевод принадлежащей его перу подпольной брошюры, содержавшей его революционные произведения, в том числе знаменитый «Военный гимн» (сам тираж в 1797 г. почти весь был уничтожен австрийской полицией при аресте Р. Велестинлиса). Этого греческого революционера Григорий Львович считал «духовным отцом "Филики Этерии"»8.

Детально, с привлечением всего имевшегося в его распоряжении материала, автор рассмотрел деятельность основателей «Филики Этерии» — Э. Ксантоса, А. Цакалова и Н. Скуфаса, хотя данный вопрос по-прежнему, из-за недостатка документов, является одной из неясных страниц в истории этой революционной организации.

Среди наиболее важных и интересных вопросов исследователи выделяют вопрос об отношении русского правительства и самого императора Александра I к «Филики Этерии». В широком историческом плане официальная русская политика объективно содействовала подготовке Греческой революции 1821-1829 гг., создав благоприятные предпосылки для возникновения и процветания в России греческих колоний, ставших во втором десятилетии XIX в. основной опорной базой греческого освободительного

движения. Г.Л. Арш неоднократно подчеркивал в своих работах, что царское правительство знало о существовании «Филики Эте-рии». Этому способствовало так называемое «дело Галатиса», члена организации, приезжавшего в 1817 г. в Петербург. Однако, подчеркивает автор, открытие тайны существования «Филики Этерии» не привело к каким-либо отрицательным последствиям для нее. Статс-секретарь по иностранным делам России И. Ка-подистрия объективно сыграл большую роль в том, что эпизод с Галатисом не нанес ей ущерба. Но вместе с тем, констатирует Григорий Львович, «Филики Этерия» не была связана с царским правительством. В историографии по этому вопросу еще в 1970-е годы велась дискуссия. Г.Л. Арш писал, что «по существу предмет этой дискуссии значительно шире и касается самой природы этеристского общества: было ли оно революционно-патриотической организацией греческого народа или политическим инструментом иностранного правительства»9. В результате своего исследования он пришел к выводу, что позиция царского правительства по отношению к «Филики Этерии», вначале нейтральная, еще до выступления А. Ипсиланти в 1821 г. стала явно враждебной.

Против этой точки зрения Г.Л. Арша в своих работах 19701980-х годов выступал молдавский исследователь И.Ф. Иовва, утверждавший, что подготовка Греческой революции и, в частности, выступление А. Ипсиланти, проходили с ведома и согласия правительства Александра I. Однако большинство отечественных исследователей, в том числе академик А.Л. Нарочницкий и А.М. Станиславская, поддержали точку зрения Г.Л. Арша10.

Впервые в отечественной историографии Григорий Львович поставил вопрос, тесно связанный с проблемой подготовки Греческой революции 1821-1829 гг., — развитие новогреческого Просвещения и влияние на него русской культуры. Начальный его этап, подчеркивает автор, был неотделим от России. Родоначальники новогреческого Просвещения ученые Е. Вулгарис и Н. Теотокис жили и творили на ее территории. Значительный вклад в его развитие внёс также Д. Гобделас, деятельность которого в 1811-1814 гг. и в 1821-1828 гг. также подробно изучена Г.Л. Аршем. В рамках этой темы он рассмотрел и другие ее со-

ставляющие: национально-культурную деятельность греческих общин Российской империи, историю греческого книгопечатания, патриотические акции видных греков — братьев Зосима, И. Вирвакиса и др., отношение русской общественности к новогреческому Просвещению, а также начальную историю Греческого коммерческого училища в Одессе и его деятельность в 18171830 гг., когда оно самым неразрывным образом было связано с Грецией, с борьбой ее народа за национальное освобождение и национальную культуру11. Новые документы, открытые им, позволили Григорию Львовичу прийти к выводу, что училище в этот период являлось важным очагом национального образования и патриотического воспитания греческой молодежи.

Значительное внимание уделил Г.Л. Арш деятельности «Фи-лики Этерии» после лета 1818 г., когда ее штаб-квартира была перенесена в Константинополь, и отношению к этеристам Иоанна Каподистрии и Александра Ипсиланти. При этом вопрос о связях последнего с будущими декабристами исследователь рассмотрел впервые — об этом до него греческие историки не писали. И если И. Каподистрия считал этеристов авантюристами, чья деятельность угрожала навлечь на Грецию большие бедствия, то А. Ипсиланти был убежден в способности греков самостоятельно покончить с османским игом и дал согласие возглавить восстание.

Заслугой Г.Л. Арша является то, что он своими исследованиями существенно обогатил историографию «Филики Этерии» новым знанием, собрав множество фактов (почерпнутых в основном из архивных документов) о сборах средств в греческих общинах России на «патриотические цели».

В связи с главной темой — создание «Филики Этерии» — автор обратился к очень важной, на наш взгляд, проблеме формирования идеологии греческого национально-освободительного движения, важным элементом которой была идея о способности греков своими собственными силами добиться освобождения. Широкое распространение этой идеи в греческом обществе, подчеркивает Григорий Львович, сыграло огромную роль в подготовке Революции 1821-1829 гг. и помогло грекам перенести все тяготы и испытания восьмилетней войны за независимость. «В то же

время, — пишет он, — в ходе непосредственной подготовки освободительного восстания греческие революционеры вполне учитывали и стремились использовать благоприятствовавшие делу освобождения Греции международные факторы. Важнейшими из них были русско-турецкие противоречия и соперничество держав в Восточном Средиземноморье»12.

В рамках периода, предшествующего Греческой революции 1821-1829 гг., значительный интерес представляет вопрос о деятельности в России Иоанна Каподистрии (1809-1822 гг.), который изучен Г.Л. Аршем глубоко и всесторонне — в многочисленных статьях и двух монографиях13.

Государственный секретарь первого греческого государства Нового времени — Ионической республики в начале XIX в., затем, с 1809 г., — дипломат на русской службе, занимавший ряд высоких постов, в том числе статс-секретаря по иностранным делам России, И. Каподистрия развернул в России активную национально-патриотическую деятельность, стараясь привлечь внимание русской общественности, а также Александра I и других европейских правителей к «греческому вопросу». В 18231826 гг., будучи в почетной ссылке в Швейцарии, он содействовал развитию филэллинского движения в Европе. В последние четыре года своей жизни Каподистрия пребывал на посту правителя Греческого независимого государства.

Портрет своего героя Григорий Львович, с присущей ему основательностью, дал на широком историческом фоне, в тесной взаимосвязи с развитием греческого освободительного движения, «в динамике и во взаимодействии всех основных его элемен-тов»14. При этом, анализируя деятельность Каподистрии в России на протяжении 13 лет, он учитывал очень важный момент — постоянные и нередко мучительные поиски им гармонии между долгом служебным и долгом патриотическим.

Труды Г.Л. Арша вошли в мировой фонд литературы о И. Ка-подистрии. Разумеется, он досконально изучил греческую историографию по этому вопросу, в частности, работы Т. Макриса, П. Петридиса, Е. Кукку и др. Он ссылается на них, отдает должное их авторам. Вместе с тем, открытые Григорием Львовичем материалы (личные бумаги, дипломатическая переписка, много-

численные записки) позволили ему дополнить имевшиеся к тому времени сведения о Каподистрии, а также высказать по ряду вопросов собственную точку зрения.

В 1960-е годы американская исследовательница П. Кеннеди-Гримстед, обследовавшая в поисках материалов о Каподистрии основные европейские архивы, пришла к заключению, что «большая часть личных бумаг Каподистрии, относящихся к периоду его русской службы, либо потеряна, либо уничтожена»15. Активная изыскательская работа Григория Львовича доказала, что это не так. Теперь известно, что российский «Архив Каподистрии» весьма обширен, и эти документы позволили ученому создать труды высочайшего уровня.

В монографии, изданной в 2003 г., Г.Л. Арш последовательно представил все этапы пребывания И. Каподистрии в России — начиная с января 1809 г., прибытия в Петербург; его связи с греками и молдаванами, жившими в столице, затем — с греческой общиной Вены, где он находился на дипломатической службе; и, наконец, его деятельность в качестве статс-секретаря по иностранным делам Российской империи. В книге также опубликован целый ряд важных документов по теме, в том числе, подлинник знаменитой «Записки о нынешнем состоянии греков» (1811 г.), написанный рукой самого И. Каподистрии; его переписка в связи с деятельностью общества «Филомузос Этерия» и др.

Важно подчеркнуть, что Григорий Львович уделил значительное внимание не только биографии своего героя, но также анализу тех новых реалий, при которых стало возможным такое возвышение не родовитого русского аристократа, а «ионического графа», пусть и воспитанного, благородного и европейски образованного. Ученый подчеркнул, что для политики царизма начала XIX в., контрреволюционной по своему существу, была характерна определенная тенденция приспособиться к тогдашней политической обстановке в Европе с ее новыми либеральными идеями. Умный, просвещенный И. Каподистрия, противник революции, либерал и демократ, был человеком нового века, и император Александр I, много общавшийся с ним во время Венского конгресса 1814 г., видел в нем «полномочного представителя духа времени»16, взгляды которого могут быть полезны

при проведении политики контактов и компромиссов с новыми политическими силами Европы.

Важным вкладом Г.Л. Арша в изучение данной проблемы является анализ мировоззрения Каподистрии и его взглядов на решение «греческого вопроса». Исследователь показал, что Каподистрия выступал против революционных методов национально-освободительной борьбы. По его мнению, Греция, не прошедшая долгий путь духовного развития народа, просвещения и нравственного усовершенствования, не была готова к свержению османского ига. Но это было утопией в рамках деспотичного управления турецких пашей, как справедливо отмечает Григорий Львович. Взгляды Каподистрии, делает он вывод, основывались на недооценке внутренних сил и возможностей греческого народа и преувеличении внешнего фактора в борьбе Греции за освобождение, прежде всего роли России.

Немало внимания уделил Г.Л. Арш ионической проблеме в дипломатической деятельности Каподистрии, показав те конкретные шаги, которые тот предпринял для обеспечения в рамках британского протектората после Венского конгресса максимально широкой национальной автономии для своей родины17.

Разумеется, в рассматриваемой монографии автор не мог не затронуть вопрос об отношении Каподистрии к «Филики Эте-рии» и выступлению в 1821 г. А. Ипсиланти. Эти сюжеты уже были подробно изучены Григорием Львовичем в более ранних его трудах. Тем не менее им были использованы новые документы по теме — о связях Каподистрии с этеристами и его отношении к готовящимся революционным акциям, позволившие подтвердить и углубить прежние выводы ученого. Среди них хотелось бы выделить следующие, на наш взгляд, наиболее важные: «Не сообщив Александру I о замыслах греческих патриотов и удержав от этого шага Александра Ипсиланти, Каподистрия... объективно оказал большую услугу делу освобождения Греции». И далее: «Цель Каподистрии состояла в том, чтобы сделать русскую политику более благоприятной для Греции и помешать вмешательству на стороне султана Англии и Австрии, занявших особенно враждебную позицию в отношении греческой рево-люции»18.

Несмотря на отказ Александра I от решительных действий в Восточном вопросе и отставку Каподистрии, последний, тем не менее, прилагал значительные усилия для того, чтобы обеспечить восставшей Греции политическую и военную поддержку России. И это также подробно изучено Г.Л. Аршем.

Анализ «русского» этапа жизни и деятельности И. Каподист-рии, его взглядов и ярких дарований позволил автору констатировать: «Пребывание Каподистрии в России является значительным событием ... в плане русско-греческих связей. Каподистрия был близок к некоторым видным деятелям русской культуры, относился с большим уважением к историческим и культурным ценностям России. И для русского общества не прошли бесследно контакты с Каподистрией и другими греческими деятелями, нашедшими убежище в России в конце XVIII — начале XIX в. Они способствовали усилению филэллинских настроений, особенно сильно проявившихся в период греческой революции 1821-1829 гг.»19.

Другому выдающемуся деятелю греческого освободительного движения, генералу Александру Ипсиланти, Г.Л. Арш также уделил внимание в своих исследованиях, хотя и не написал о нем отдельной монографии. Тем не менее в его работах, посвященных этеристскому движению, приведен ценный биографический материал и рассмотрен вопрос о связях генерал-майора М.Ф. Орлова — командира 16-й дивизии, стоявшей в Бессарабии на границе с Турцией, и кишиневских декабристов с А. Ипсилан-ти и другими руководителями «Филики Этерии». Значительный интерес представляет и документальный очерк Г.Л. Арша о последних годах жизни А. Ипсиланти20. Автором был обнаружен ряд уникальных, до него не известных материалов, из которых следует, что российский дипломатический представитель в Константинополе Г.А. Строганов после поражения восстания 1821 г. пытался спасти жизнь и сохранить свободу А. Ипсиланти. Однако он, его братья и друзья по распоряжению Меттерниха были захвачены на австрийской территории и оказались в плену в Му-качевском замке, а затем в Терезиене.

В конце 1990-х годов Григорий Львович вернулся к теме «Александр Ипсиланти, Россия и Греция». Ему удалось издать

в Салониках, в соавторстве с греческим ученым К. Сволопуло-сом, неопубликованную переписку А. Ипсиланти, относящуюся к 1816-1828 гг.

Тема Греческой революции нашла отражение в коллективных трудах Института славяноведения и прежде всего в серии «Международные отношения на Балканах». Автором соответствующих разделов являлся Г.Л. Арш. Разумеется, они были написаны на основе прежних работ ученого. Однако жанр коллективного обобщающего труда, каковым являются «Международные отношения на Балканах», предполагает иную, чем в индивидуальных монографиях, форму подачи материала. Часто это нелегкая задача для исследователя, с которой Григорий Львович, безусловно, справился.

Если в более ранних своих трудах он досконально и глубоко изучил различные аспекты ее подготовки и начальный этап, то в «Международных отношениях на Балканах» представил Греческую революцию как часть Восточного кризиса 1820-х годов. Впервые в отечественной историографии Г.Л. Арш проанализировал события в Греции в 1823-1825 гг., когда Пелопоннес (Морея) стал ареной гражданской войны, и изучил отношение великих держав, прежде всего Англии и России, к Греческой революции. Григорий Львович высоко оценил важнейший документ этого периода — «Мемуар об умиротворении Греции» (январь 1824 г.), подготовленный в МИД России и являвшийся «первым конкретным предложением о новом политическом устройстве греческих земель»21.

Анализируя внешнеполитический аспект «греческого вопроса» после 1830 г., Г.Л. Арш отмечает: «В отличие от Сербии и Дунайских княжеств, автономия которых была зафиксирована в двусторонних соглашениях между Российской и Османской империями, политический статус Греции был определен целым рядом международных соглашений с участием России, Англии, Франции и Порты»22. Автор подчеркивает, что независимость Греции, согласно Лондонскому протоколу от 3 февраля 1830 г., Порта признала, и в немалой степени это объяснялось согласием России в этом случае снизить сумму налагаемой на Турцию контрибуции после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. на 1 млн дукатов23.

В конце XX века и начале нынешнего столетия Григорий Львович был по-прежнему в «научном строю» и много работал над статьями и разделами по истории Греции в период вплоть до окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. — для целого ряда обобщающих трудов. Но всё-таки его любимой темой оставалась история Греческой революции. Изучая и углубляя её, он находился в постоянном архивном поиске, открывая всё новые документы. Незадолго до своего 90-летнего юбилея Григорий Львович подготовил монографию «Россия и борьба Греции за освобождение: от Екатерины II до Николая I. Очерки» (М., 2013). Это в какой-то степени его итоговая книга. И хотя он обозначил очерковую форму изложения обширного фактического материала, но это не научно-популярный, а сугубо научный, фундаментальный, академический, в полном смысле этого слова, труд. А 12 глав книги — это 12 наиболее значимых проблем греческой истории указанного периода, по которым у Григория Львовича, как у исследователя, было что сказать. Примечательно то, что в этой монографии, помимо многочисленного, открытого в последние годы материала, присутствует немало глубоких авторских оценок, являющихся результатом размышлений автора по проблемам русско-греческих связей конца XVIII — первой трети XIX вв.

«Греческая революция 1821-1829 гг., — пишет Григорий Львович в этой книге, — была заключительным этапом большого общественно-политического движения — национального Возрождения, начавшегося во 2-й половине XVIII в. и охватившего все сферы греческой жизни: политику, экономику, культуру. Движение это самым тесным образом было связано с Россией, чьи духовные и политические отношения с Грецией со времен средневековья были весьма тесными». При этом автор подчеркивает, что при изучении ряда вопросов истории греческого национального Возрождения «можно было дать ответ только посредством привлечения материалов из различных архивов бывшего СССР и России»24.

Примерно половина содержания этой монографии посвящена событиям XVIII столетия. Среди очерков, относящихся к веку XIX-му, хочется отметить прежде всего исторический

портрет Александра Ипсиланти. До сих пор его научная биография не написана. «Существующие биографии руководителя Филики Этерии, — отмечает Григорий Львович, — носят популярный характер и имеют существенные пробелы, особенно в части пребывания А. Ипсиланти в России и его взаимоотношений с русским правительством»25. Еще в 1859-1861 гг. греческий историк И. Филимон, участник Революции 1821-1829 гг., издал четырехтомный труд «Исторический очерк Греческой революции», в котором большое внимание уделил жизни и деятельности А. Ипсиланти. В нем было использовано и опубликовано много ценных документов из несохранившегося семейного архива Ипси-ланти. В то же время, по словам Г.Л. Арша, изучение документов из российских архивов показывает наличие ряда неточностей в материалах, опубликованных И. Филимоном.

Одним из самых значительных событий в истории русско-греческих связей периода Революции 1821-1829 гг. была На-варинская битва 8(20) октября 1827 г., явившаяся важнейшей военной акцией (наряду с русско-турецкой войной 1828-1829 гг. и высадкой французского корпуса в Морее) в поддержку восставшей Греции. Григорий Львович, разумеется, не мог обойти вниманием эту тему и посвятил ей замечательный очерк «Русские моряки в Наваринском сражении». Автор считает эту битву не только одной из самых крупных в эпоху парусного флота, но и важной страницей истории международных отношений 20-х годов XIX в., в которых доминировал «греческий вопрос». Историография этого события весьма обширна, но Григорий Львович находит свой аспект — отношение русских моряков к Греции, к борьбе греков за освобождение. «.Каждому из нас хочется помогать грекам», и «.мы более всего мечтаем о Средиземном море. Это был бы верх счастья.»26. Эти слова молодого лейтенанта Александра Рыкачева, участника Наваринского сражения, приведенные Григорием Львовичем, прекрасно свидетельствуют о настроениях русских моряков того периода.

Важным вкладом в историографию является исследование Г.Л. Аршем военной и политической деятельности адмирала Петра Ивановича Рикорда в Греции в 1828-1833 гг. Этот аспект русско-греческих связей относится к числу практически не изученных.

На новых архивных материалах (из АВПРИ и РГА ВМФ) и опубликованных в XIX веке источниках из редких русских изданий автору удалось ликвидировать этот пробел. Так, впервые в историографии он изучил вопрос о 10-месячной блокаде эскадрой Рикорда в зимнее время Константинополя и Дарданелл, что способствовало успешному завершению борьбы греков за независимость. Григорий Львович привел немало фактов: о материальной помощи русских моряков грекам — беженцам с Крита и Самоса; о контактах П.И. Рикорда с И. Каподистрией и поддержке его против действий оппозиции; об акциях доблестного адмирала, направленных на прекращение междоусобиц в Греции и восстановление национального согласия.

И, разумеется, в «Очерках» Григорий Львович не мог обойти вниманием вопрос о своем любимом герое — И. Каподистрии, выбрав на этот раз в качестве предмета рассмотрения отношение к нему его русских современников: Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева, генерала А.П. Ермолова.

Ценным дополнением к этой монографии Г.Л. Арша является публикация в Приложении целого ряда важных, малоизвестных документов с комментариями, в том числе письма А. Ипсиланти Александру I от 24 февраля (8 марта) 1821 г. о его решении возглавить освободительное восстание греков.

В заключение следует отметить, что в трудах Григория Львовича по истории Греции и Греческой революции, если прочесть их друг за другом, начиная с первой книги «Тайное общество "Филики Этерия"», убедительно показано, как формировались демократические традиции греков, являющиеся ценнейшим достоянием этого народа и спустя 200 лет после начала Революции 1821-1829 гг., которая привела к созданию независимого Греческого государства. Ученый неоднократно подчеркивал в своих трудах: греки при турецком господстве считали себя не рабами, а военнопленными, всегда верили в свое освобождение и боролись за него.

Григорий Львович писал о героических страницах греческого национально-освободительного движения без дешевого пафоса и смешной патетики, сдержанно, опираясь только на факты, излагая событие за событием, как и положено в академических

трудах. Но у внимательного читателя складывается впечатление, что он читает увлекательный исторический роман с элементами детектива. И главное — автор какими-то собственными, «фирменными» приемами создает эффект присутствия в той далекой исторической эпохе: в горах и на море, в отряде арматолов, на паруснике Ламброса Кацониса, в петербургской гостиной Иоанна Каподистрии или в Одессе на тайном собрании этеристов. Да, и в эпоху тотальной интернетизации научного пространства никто и ничто не заменит талантливого ученого!

Примечания

1 Арш Г.Л. Тайное общество «Филики Этерия». М., 1965. С. 124.

2 Арш Г.Л. Историография «Филики Этерии» // Новая и новейшая история (далее — НиНИ.). 1964. № 3; он же. Новые данные об отношении царского правительства к «Филики Этерии» // Первый конгресс балканских исследований (София, 26 августа — 1 сентября 1966 г.). Сообщения советской делегации. М., 1966; он же. Деятельность «Филики Этерии» в России в период восстания Ип-силанти // НиНИ. 1969. № 2; он же. Русское правительство и «Филики Этерия» в 1820-1821 гг. // Etudes balkaniques. 1969. № 1 и др.

3 Арш Г.Л. Этеристское движение в России. Освободительная борьба греческого народа в начале XIX в. и русско-греческие связи. М., 1970. С. 77.

4 Там же. С. 56, 58.

5 Там же. С. 76.

6 Там же.

7 Там же. С. 89.

8 Там же. С. 21. См. также статьи; Арш Г.Л. К вопросу об идейном воздействии Великой французской революции на балканские народы (Неизвестный текст конституции и «Военного гимна» Ригаса Велестинлиса) // Французский ежегодник. 1963. М., 1964; он же. Великая французская революция и Греция (Политическая программа Ригаса Велестинлиса) // Европа в новое и новейшее время. Сб. памяти академика Н.М. Лукина. М., 1966; он же. Ригас Велестинлис — греческий революционер-демократ, борец против османского ига (Его практическая революционная деятельность) // Балканский исторический сборник. Вып. 1. Кишинев, 1968.

9 Арш Г.Л. Этеристское движение в России. С. 347-348.

10 См. рецензии на монографию «Этеристское движение в России...»: А.Л. На-рочницкого (НиНИ. 1971. № 1) и А.М. Станиславской (Вопросы истории (далее — Ви.). 1971. № 9), а также: Нарочницкий А.Л. Греческое национально-освободительное движение и Россия (1801-1831) // Балканские исследования (далее — БИ.). Вып. 7. М., 1982. С. 119.

11 Помимо монографии см. также: Арш Г.Л. Греческий ученый Д. Гобделас в России // БИ. Вып. 6. М., 1980; он же. Новогреческое просвещение и Россия (К постановке проблемы) // БИ. Вып. 9. М., 1984; он же. Греческое коммерческое училище Одессы в 1817-1830 гг. (Из истории новогреческого Просвещения) // БИ. Вып. 10. М., 1987.

12

Арш Г.Л. Этеристское движение в России. С. 349.

13 Арш Г.Л. Записка о нынешнем состоянии греков (1811 г.) И. Каподистрии // Славяно-балканские исследования. М., 1972; он же. Иоанис Каподистрия и началото на гръцката революция // Сто и петдесет години от гръцкото въстание 1821-1828. София, 1973; он же. Балканские горизонты и проекты И. Каподистрии накануне революции 1821 г. // III Международный съезд по изучению стран Юго-Восточной Европы. Доклады и сообщения советской делегации. М., 1974; он же. Иоанн Каподистрия в России // ВИ. 1976. № 5; он же. Иоанн Каподистрия и греческая национально-освободительная революция 1821 г. // НиНИ. 1976. № 3; он же. И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение 1809-1822 гг. М., 1976; он же. И. Каподистрия о своем пребывании в Греции накануне революции 1821 г. // Историография и источниковедение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1986; он же. Иоанн Каподистрия в России.1809-1822. СПб., 2003 и др.

14 Арш Г.Л. Иоанн Каподистрия в России. 1809-1822. СПб., 2003. С. 7.

15 Там же. С. 11, 12.

16 Там же. С. 33.

17 Там же. С. 114.

18 Там же. С. 186, 196-197.

19 Там же. С. 225.

20 Арш Г.Л. Тайный узник венского двора: Александр Ипсиланти в австрийских крепостях // НиНИ. 1987. № 2.

21 Международные отношения на Балканах. 1815-1830 гг. М., 1983. С. 168.

22 Международные отношения на Балканах. 1830-1856 гг. М., 1990. С. 87.

23

Там же.

24 Арш Г.Л. Россия и борьба Греции за освобождение: от Екатерины II до Николая I. Очерки. М., 2013. С. 7, 9.

25 Там же. С. 131.

26 Там же. С. 179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.