Н.В. Герасимов
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТИТУЦИИ В
РОССИИ
Достоверные сведения о наличии в России проституции стали появляться с середины
XVI века. Уже в 1649 году имела место одна из первых попыток государства вмешаться в
распространение зарождающегося явления - царским указом городские объездчики были
1 2
обязаны пресекать появление на улицах женщин развратного поведения. При Петре I , вследствие создания регулярной армии, флота и чиновничьего аппарата - появления больших сообществ мужчин, в силу объективных причин лишенных возможности создать и содержать семью, проституция получила распространение настолько широкое, что в 1715 году Воинским артикулом Петра I было запрещено наличие при полках проституток . Вскоре проституция перестает быть делом только одиночек, она приобретает организованные формы - появляются сообщения о тайных публичных домах в Санкт-Петербурге, деятельность которых Сенат пытался пресекать.
В российском законодательстве XVIII века сложилась система криминализации (прогибиционизма) - запрета проституции или «непотребства». Вслед за Воинским артикулом за различные ее формы Указами Анны Иоанновны (1736), Елизаветы Петровны (1750), Екатерины II (1756), Сената (1763 и 1771), а также Уставом благочиния (1782) были установлены различные правовые санкции - от телесных наказаний до высылки.
Однако одними запретами правительство не ограничивалось. В Санкт-Петербурге, наряду с закрытием в царствование Елизаветы Петровны аристократического публичного дома4, в 1750 году было создано лечебно-исправительное заведение для заключения женщин развратного поведения - Калинкинский дом и госпиталь при нем5. В 1763 году Сенатом был издан Указ о розыске женщин, распространяющих болезни, лечении их за казенный счет и ссылке на поселение. При Екатерине II в употребление вошел сам термин «проституция», стали приниматься указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин. Согласно Уставу городского благочестия, в столице были введены периодический врачебный осмотр проституток и пребывание их в строго отведенных местах, созданы воспитательные дома для сирот.
Терпимое отношение к поставленной под государственный контроль проституции сменилось запретительными мерами при Павле I и Александре I.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года установило наказуемость проституции как единичного явления и как ремесла, при этом ответственности подлежали не только женщины, но и потребители их услуг, а также содержатели гостиниц, ресторанов, других публичных заведений за проституцию в них. Наказанию подлежали и лица, опекающие несовершеннолетних, за вовлечение тех в проституцию, родители - за сводничество в отношении детей, мужья - за сводничество в отношении жен, лица, осуществляющие надзор за несовершеннолетними, - за сводничество в отношении своих подопечных, лица, занимающиеся любым иным сводничеством6.
Вместе с тем, одним лишь уголовным преследованием отношение государства к проституции не ограничивалось. В тех же 40-х годах стала формироваться и административная система регулирования проституции. В 1843 году в Санкт-Петербурге при Министерстве внутренних дел был создан Врачебно-полицейский комитет для осуществления врачебно-
1 Малахов А. Три века российской проституции, «Коммерсант-Деньги», № 17-18, 2001.
2 Кузнецов А. Проституция и сифилис в России. Историко-статистические исследования. СПб., 1871. - С.53, 56.
3 Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв.ред.А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
4 Кузнецов А. Указ. соч. С.58-60.
5 Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик. Подросток. Юноша. М., 1982. С.111.
6 Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины Х!Х века. М., Юридическая литература, 1988.
полицейского надзора за женщинами, занимающимися проституцией, в чью компетенцию входило принятие мер по излечению и предотвращению венерических болезней, а в 1844 году были приняты правила поведения для публичных женщин и содержательниц борделей, утвержденные министром внутренних дел.
Поднадзорные проститутки стали освобождаться от ответственности, предусмотренной за «непотребства», а дома терпимости перешли под полицейский надзор. Открыть дом терпимости имела право женщина в возрасте от 35 до 55 лет, имеющая свидетельство о благонадежности, причем - только с разрешения полиции. В обязанности содержательницы дома терпимости входили постановка проституток на учет во Врачебно-полицейский комитет, а также еженедельное вождение их туда на медицинское освидетельствование. Врачебно-полицейским комитетом проституткам под залог паспорта выдавались «желтые билеты», подтверждающие удовлетворительное состояние здоровья и наличие разрешения на работу, предъявляемые клиенту по первому требованию. Впоследствии требования были ужесточены и медосмотр стал проводиться каждые три дня1. Правилами оговаривалось и местоположение домов терпимости -вдали от церквей, школ и училищ, и отсутствие какой-либо их рекламы.
Цель введения административного регулирования проституции - упрощение контроля за проститутками путем концентрации их в домах терпимости - введением этих мер достигнута не была, поскольку число женщин, занимающихся проституцией вне борделей, только возросло. В связи с этим в 1852 году Министерство внутренних дел создало специальную комиссию по надзору за бродяжничающими женщинами, которым стали выдавать «бланки», и которых стали называть «бланковыми». В 1861 году в табель о проституции были внесены дополнения, предусматривающие использование наряду с домами терпимости дома свиданий и квартиры, а также поведение одиночных проституток. Сложившаяся система административного надзора за проституцией должна была охватить все ее проявления.
Уголовная ответственность за проституцию просуществовала почти до конца XIX века, но лишь формально, и была отменена в 1891 году. Наказание за превращение «непотребства» в ремесло было заменено ответственностью за несоблюдение правил о регистрации проституток -в 1864 году была введена ответственность за неисполнение распоряжений, относящихся к предупреждению проституции и пресечению ее вредных последствий.
Политика легализации проституции, к которой Россия перешла к середине 60-х годов, государственная регламентация проституции, сделали возможным изучение явления проституции с использованием официальных статистических данных. В 1871 году в столице официально насчитывалось 1116 работавших более чем в 150-ти домах терпимости проституток и 1840 - одиночных . Согласно данным статистического обследования проституции, проведенного в 1889 году, в стране действовало 1216 домов терпимости и 17603 проститутки . Помимо них, разумеется, имелись и нелегальные заведения такого рода, а также большое число неучтенных проституток-одиночек.
Однако следует отметить, что в 1900 году только в 200 из 960 городов России были учреждены специальные органы надзора (еще в 258 городах обязанности по надзору выполнялись чинами полиции), причем в 51 из этих 200 городов не было зарегистрировано ни одной проститутки, что указывало на полное отсутствие работы соответствующих органов надзора за проституцией. Критически относились к регламентации (легализации) проституции не только аболиционисты (сторонники декриминализации проституции), но и многие сторонники легализации, которые видели выход в усовершенствовании регламентации, а не в отказе от нее.
Значительный рост венерических заболеваний, в частности, сифилиса в конце XIX века -начале ХХ века сделал очевидным то, что принимаемые государством меры значительных результатов в борьбе с негативными последствиями проституции не дали.
1 Версия. 2002, 27 мая-2 июня.
2 Продажная любовь. Петербург. Историческая хроника // Интим-Калейдоскоп. 1998. Август. № 9.
3 Статистика Российской империи. XIII. Проституция Российской империи по обследованию на 1 августа 1889 года. СПб., 1890. - С.XXXVI.
Участие России в деятельности по борьбе с торговлей женщинами (Лондонский международный конгресс 1899 года и Парижская конференция 1902 года) повлекло восстановление уголовной ответственности за основные проявления сводничества.
Статьей 526 Уголовного уложения России 1903 года была предусмотрена ответственность за вовлечение лица женского пола в занятие проституцией путем применения насилия над личностью, угрозы убийством, весьма тяжким или тяжким телесным повреждением потерпевшей или члену ее семьи, или посредством обмана, или злоупотребления своей властью над этим лицом, или с использованием беспомощного положения или зависимости лица от виновного. Совершение такого преступления предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок не менее трех месяцев. Если склонение к занятию проституцией сопровождалось выездом жертвы за пределы России, виновное лицо могло быть лишено свободы в исправительном доме на срок до трех лет.
Статьей 527 Уголовного уложения предусматривалась ответственность лица мужского пола, занимающегося в виде промысла из корыстных побуждений сутенерством в отношении женщины, находящейся в зависимом от него положении, или с использованием ее беспомощного состояния. Совершение такого преступления предусматривало наказание в виде тюремного заключения. Такое же наказание назначалось лицу, виновному в вербовке из корыстных соображений в виде промысла лиц женского пола для занятия проституцией в притонах.
В 1910 году в России за сводничество было осуждено 22 человека, в 1911 - 79, в 1912 - 89, в 1913 - 136, за неисполнение правил врачебно-полицейского надзора только в 1908 году к ответственности было привлечено свыше 2,5 тысяч неподнадзорных проституток.
В 1910-1915 годах в связи с войнами общая численность проституток резко увеличилась, был отмечен взрыв малолетней проституции - следствие массового призыва мужчин в армию и ослабления в семье мужского контроля. Комитеты практически были бессильны контролировать детскую проституцию, поскольку после задержания и опроса детей их возвращали родным, которые часто сами и провоцировали их на это занятие.
В послереволюционный период система регламентации проституции новой властью была признана порочной и разрушена, однако проституция осталась, равно как и сопровождающие ее негативные явления. Уничтожение системы регламентации проституции привело к тому, что в Советской России ведение статистики проституции было прекращено. Ликвидация Врачебнополицейского комитета лишило общество реальной возможности давать моральнонравственную оценку проституции, не подвергая в то же время уголовному преследованию женщин, вынужденных или желавших торговать собой.
Упразднение надзора, уравнивая проститутку в гражданских правах с другими женщинами, одновременно уничтожило и возможность контролировать развитие проституции, что было необходимо, и не только с точки зрения искоренения рассматриваемого явления, нуждающегося в изучении, выполняемым ранее Врачебно-полицейским комитетом.
Вместе с тем, в первые послереволюционные годы было отмечено резкое падение уровня проституции, причинами чего стали недоедание, перегруженность учебой и работой, жилищная и бытовая неустроенность, обесценивание денег в условиях военного коммунизма, резкое изменение демографической ситуации - массовая гибель мужского населения во время двух войн, отказ от института церковного брака, легкость разводов, репрессивные меры «пролетарских законов», приравнивавших проституток к тунеядцам, «классовым врагам», провозглашение равноправия мужчин и женщин, массовое возникновение женотделов, помогавших бывшим проституткам начать новую жизнь.
В конце 1919 года при Наркомате социального обеспечения была создана Межведомственная комиссия по борьбе с проституцией, которая тесно увязывала ее с сокращением безработицы и безнадзорности, декларируя: «1. Проституция тесно связана с основами капиталистической формы хозяйства и наемным трудом. 2. Без утверждения коммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституции неосуществимо. Коммунизм - могила проституции. 3. Борьба с проституцией - это борьба с причинами, ее
порождающими, т.е. частной собственностью и делением общества на классы». Само занятие проституцией как преступление или правонарушение новой властью не рассматривалось.
Однако, несмотря на принимаемые государством меры, проституция не только не исчезла, а - с введением НЭПа - возродилась. Рост проституции привел к тому, что от единичных несистематизированных мер пресечения правительство в 1920-е годы перешло к планомерной борьбе с нею. Первым шагом стало введение жестких уголовных наказаний за организацию проституции.
Статьей 170 Кодекса РСФСР, принятого 1.06.1922, принуждение из корыстных или иных личных видов к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия, каралось лишением свободы на срок не ниже трех лет, статьей 171 этого же Кодекса сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовка женщин для проституции, карались лишением свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, вовлечение в проституцию состоявших на попечении или в подчинении обвиняемого, или не достигших совершеннолетия, каралось лишением свободы на срок не ниже пяти лет.
Статьей 155 Кодекса РСФСР, принятого 22.11.1926, принуждение к занятию проституцией, сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовка женщин для проституции, карались лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией всего или части имущества.
Следующим шагом правительства стало открытие лечебных диспансеров и профилакториев, а также введение системы социального патронажа, помогающего женщинам найти законный заработок. В 1929 году функции по руководству борьбой с проституцией были возложены на Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок при Президиуме ВЦИКа, для осуществления которых Постановлением Президиума ВЦИКа от 10.02.1931 при Комитете был создан Центральный совет по борьбе с проституцией, в который, наряду с работниками Наркомздрава, входили представители милиции и профсоюзов. Была изменена профилактическая деятельность, налажена взаимосвязь диспансеров, лечебно-воспитательных профилакториев, колоний и милиции.
Проделанная работа дала большой статистический материал, отразивший социальнобытовую характеристику проституции, выделивший, как основное зло, широко распространенную уличную проституцию детей, причинами которой были массовое сиротство и беспризорщина.
Однако, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые для полной ликвидации проституции, объявленной «позорным наследием буржуазного прошлого», проституция не была полностью уничтожена, вследствие чего концепция социального контроля за проституцией и реальная практика претерпели на протяжении 20-30-х годов существенные изменения.
Господствующие в 20-е годы представления о том, что в социалистической России проституция является пережитком капитализма и поддерживается наличием массовой безработицы, с преодолением которой она исчезнет, использовавшие в борьбе с проституцией меры социального контроля за нею, меры, опиравшиеся на социальную реабилитацию женщин, привлечение их к труду и повышение социального уровня, использовавшие репрессии по отношению лишь к сводничеству и иным формам организованной сексуальной коммерции, стали меняться по мере того, как безработица стала уменьшаться, а проституция - нет.
В 30-е годы представления о природе проституции и практика социального контроля за нею были пересмотрены, на первое место вышел репрессивный компонент системы социального контроля за проституцией, и не только в отношении организованных ее форм, но и в отношении самих проституток. И.А. Голосенко и С.И.Голод свидетельствуют: «В начале 1930-х годов эта борьба неожиданным образом стала характеризоваться повторением не самых лучших приемов, принципов, установок, уже использованных в старой России, - опять борьба
велась не с проституцией как социальным явлением, а с лицами, то есть с проститутками...»1. Одновременно была ликвидирована система социальной реабилитации и помощи женщинам, вовлеченным в проституцию, главную роль в борьбе с которой стали играть органы НКВД.
В этот же период институт проституции как объект социологического исследования исчез из научного обихода. Репрессивные меры воздействия, установление тоталитарного режима уничтожили массовую проституцию, а активизация борьбы с профессиональной проституцией в 30-е годы способствовала снижению прогрессирования этого явления.
В конце 40-х - начале 50-х годов борьба с содержателями притонов, распространителями венерических заболеваний, с половыми посягательствами на несовершеннолетних и вовлечение их в занятие проституцией была ослаблена. На государственном уровне эта социальная проблема замалчивалась и, по существу, не решалась, почему заложенная в 20-е годы долгосрочная программа борьбы с проституцией и перестала выполняться.
В 30-е - 50-е годы в стране в основном преобладала тайная проституция, не прекращавшаяся и в годы войны. Достоверны сведения о том, что проституция существовала даже в блокадном Ленинграде2. В этот период половой деморализации, распространению проституции способствовали трудности с жильем, ничтожно малая поддержка одиноких людей, матерей, диспропорция между мужским и женским населением в послевоенный период.
Однако попыток понять причины этого явления, принять меры к устранению этих причин, государством сделано не было, оно опять ограничилось введением лишь запретительных, репрессивных санкций, причем снова не только по отношению к лицам, занимающимся сводничеством, но и по отношению к лицам, занимающимся проституцией.
Частью первой статьи 226 УК РСФСР, принятого 27.10.1960, устанавливалась ответственность за содержание притонов разврата и сводничество с корыстной целью.
Постановлениями Совмина от 1956, 1966 и 1969 годов в ряде городов милиция получила право выселять из городов женщин, занимающихся проституцией.
Постановлением Верховного Совета РСФСР 1961 года за занятие проституцией решением суда предусматривалось наказание в виде выселения с обязательным привлечением к труду на срок от 2-х до 5-ти лет, с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем. Эта мера считалась мерой административного воздействия и применялась судами на протяжении десяти лет.
Более того, государственная пропаганда создала миф об окончательной и бесповоротной ликвидации проституции, игнорируя ее, не исчезнувшую, а лишь ушедшую «в тень» и ставшую менее масштабной.
Анализ развития проституции как социально-правового явления позволяет сделать следующие выводы: изучаемое фоновое явление существовало в человеческом обществе с момента возникновения товарно-денежных отношений, однако на определенных этапах исторического развития исследуемое явление не «исчезло», а видоизменились его типологические характеристики3.
В середине 80-х годов в связи с социально-экономическими преобразованиями, вызванными перестройкой, с большой остротой проявились общественные противоречия и резко усложнилась криминогенная ситуация, что усилило процессы деградации отдельных общественных слоев. Социальная прослойка, целью которой стало получение материальных благ любым путем, расширилась и после распада СССР, в 1990-е годы, началось бурное возрождение проституции.
Социальная база проституции качественно изменилась. Если в царской России и в первые годы советской власти ряды проституток пополнялись из представительниц малоимущих и малообразованных слоев общества, то к концу существования СССР и в постсоветской России
1 Голосенко И.А., Голод С.И. Указ. соч. - С.65.
2 Белов Н.В. Сутенеры и проститутки: Проституция в древности и сегодня // Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск, 1988. - С.323; Лабина Н.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге (40-е годы XIX века -XX век). М., 1994. - С.218.
3 Станская А.А. Указ. соч. С.44.
проституцией часто занимаются относительно обеспеченные и образованные женщины, хотя резкое снижение уровня жизни в 1990-е годы и привело к частичному возрождению «бедной» проституции.
Анализ современного состояния проституции показывает, что сегодня это явление в определенной степени видоизменилось. Становится очевидным, что государственные институты, не обеспечивающие нормальное существование граждан, терпимо относятся к проституции, предоставляя право любым субъектам общественных отношений (девушкам, женщинам, юношам, мужчинам) оказывать платные сексуальные услуги для обеспечения собственной жизнедеятельности.
Уголовный кодекс РФ, принятый 13.06.1996, установил ответственность за организацию или содержание притонов для занятий проституцией, в этой части, по существу, повторив диспозицию УК РСФСР 1960 года и декриминализировав сводничество и сутенерство. В 2003 году это упущение было ликвидировано, Уголовный кодекс РФ стал предусматривать ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией, за содержание притонов для занятия проституцией и за систематическое предоставление помещений для занятия проституцией. Такая редакция ст.241 УК РФ значительно расширила круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за действия, способствующие проституции.
Вместе с тем, приходиться констатировать, что в настоящее время государством иные аспекты проституции, кроме уголовно-правовых, игнорируются. Не имеется не только какой-либо программы по борьбе с проституцией, с негативными ее последствиями для общества, не сформулировано даже отношение государства к проституции. Те законодательные нормы, которые в настоящее время действуют - статьи 6.11, 6.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Занятие проституцией», «Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией»), вроде бы свидетельствующие о том, что государство проституцию оценивает негативно, запрещает ее, по существу повторяют нормы советского административного права, явно не справлявшиеся с поставленной перед ними задачей искоренить проституцию, выглядевшими беспомощно уже в середине 80-х годов. Так насколько же серьезно можно рассматривать в качестве выхода из сложившейся ситуации нормы закона, не давшие никакого практического результата в то время, когда проституция, по сравнению с сегодняшним днем, находилась в зачаточном состоянии ?
Очевидно, что нормы административного законодательства как достаточную реакцию на проституцию со стороны государства рассматривать нельзя. Следует признать, что современные формы проституции, несомненно, негативно влияющие на российское общество, требуют от государства оценки и выработки концепции, направленной на сведение к минимуму негативных последствий проституции.
Представляется, что в первую очередь государству следует рассмотреть вопрос о легализации проституции, введении организованных, подконтрольных государственным органам, форм ее существования и усиление ответственности за любые действия, содействующие распространению проституции.