УДК 910.1
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ И ДИСЦИПЛИНА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
©2004 г. В. Т. Богучарсков
The overview of development of historical and geographical field of science and of higher education in Russia is given.
90 лет назад В.И. Вернадский [1] писал: «История науки и ее прошлого должна критически составляться каждым научным поколением... Каждое поколение научных исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое». В другой работе [2] он повторил эту мысль еще отчетливее: «История научных идей никогда не может быть окончательно написана, так как она всегда будет являться отражением современного состояния научного знания в былом человечества. Каждое поколение пишет ее вновь». В равной степени это касается и географии.
В настоящее время Россия и география находятся на сложнейшем участке пути развития. Идет сложный поиск рационализации общества, достойного великой страны, в условиях плохо прогнозируемой современной внутри- и межгосударственной обстановки. Поиск идет и в географии. Сняты идеологические «запреты» на исследования взаимодействия природы и общества. Все больше становится понимание, что эта проблема стала судьбоносной для многих наук, а для географии в особенности. Академик В.М. Котляков напомнил, что география - единственная наука, которая способна синтезировать естественно-исторический, экономический и социальный подходы в рамках целостного учения об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех ее проявлениях... Без решения географических задач невозможно создать концепцию экологической безопасности и стратегии устойчивого развития [3]. А.Г. Исаченко [4], оценивая актуальность изучения взаимодействия между человеком и географической средой, с горечью отметил: «В отличие от других наук география не имеет общего теоретического раздела, трактующего об основных закономерностях, связывающих все ее многочисленные отраслевые дисциплины в единую науку».
Одним из направлений, связывающих географию в единую науку, является ее история: в ней прослеживается последовательность формирования идей, служащих базой для построения новых теоретических концепций. Без реального признания единой географической науки и разработки ее теоретических основ география может оказаться на обочине научного прогресса. Процесс
историко-географического исследования В.А. Есаков и Р.У. Рахимбеков обозначили красноречивой формулой: из прошлого через настоящее - в будущее.
Литература об истории географии, включающая историю географических открытий и исследований, насчитывает тысячи единиц. Ее можно разделить на фундаментальные академические исследования, популярные издания и учебные пособия. Исторический метод изучения путей развития науки имеет глубокие корни. Анализ географических работ предшественников делали Аристотель, Страбон, Помпоний Мела, другие мыслители древности. В новое время историко-географические очерки публиковали А. Гумбольдт, К. Риттер, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, А. Геттнер и другие географы германской школы.
Первые опыты создания историко-географических произведений в России относятся к XVIII в. В XIX в. (в связи со снижением статуса географии в вузах и в академии наук) подготовка историко-географической литературы была на крайне низком уровне. Но когда география университетским уставом 1884 г. была восстановлена в качестве обязательной дисциплины, сразу появился курс истории географии и его лектор. В Московском университете была образована кафедра географии и этнографии, и уже в 1885 г. проф. Д.Н. Анучин начал читать курс лекций по истории землеведения, создал концепцию истории развития географической науки с древнейших времен. Через два года он опубликовал курс лекций «Древняя география». Лекции по истории географии Анучин читал в течение всего периода его работы в университете. «Краткий очерк развития и современного состояния землеведения. Землеведение в России» (на 40 стр.) Анучин поместил в виде вводной статьи к переведенной книге А. Зупана «Основы физической географии» (1914). Ряд основополагающих историко-географических работ он опубликовал в созданном им жу рнале «Землеведение».
Глубокие исследования истории науки проводил В.И. Вернадский. В 1912 г. в Петербургском университете он прочел курс лекций о развитии отечественной науки, в частности о географическом изучении России в XVIII в. Существенно дополненные эти лекции составили большую по объему работу «Очерки по истории естествознания в России в XVIII в.», охватившие период первых трех четвертей века. В.И. Вернадский подчеркнул инициативный вклад Петра Великого в организацию географического изучения страны. Уже в начале советского периода Вернадский исследовал «Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX в.», им были опубликованы статьи, посвященные памяти K.M. Бэра, В.В. Докучаева, А.Н. Краснова, А.П. Карпинского и других деятелей русской науки.
История географии нового времени подробно представлена в трехтомной «Истории полувековой деятельности Императорского Русского географического общества. 1845-1895» П.П. Семенова-Тян-Шанского. Столетняя история деятельности Географического общества описана Л. С. Бергом, которому
принадлежит наибольшее число публикаций, включая монографические исследования, посвященных истории путешествий и географических открытий, истории отечественной географической науки. Историко-географические исследования проводили также A.A. Григорьев, H.A. Гвоздецкий, А.Г. Исаченко, Ф.Н. Мильков, А.Б. Дитмар, J1.C. Абрамов, В.А. Есаков, O.A. Александровская, И.П. и В.И. Магидовичи и многие другие.
История введения историко-географических курсов в практику географического образования в нашей стране непродолжительна и представлена небольшим числом изданных работ. В 1895 г. А.Н. Краснов опубликовал «Основы землеведения» - первый университетский курс по глобальным проблемам географии, созданный в России. В нем, а также в подготовленном на его основе и существенно переработанном, изданном в 1910 г. пособии «Лекции по физической географии» Красновым приведен исторический обзор изучения и картографирования поверхности земного шара. Г.И. Танфильевым первая часть «Географии России» (1916) почти полностью посвящена истории исследований российской территории. Существенный обзор истории исследований им приведен в томе, посвященном природе морей, омывающих территорию Советского Союза (1931). A.A. Крубер в курсе «Общего землеведения» (1923) значительное место отвел истории глобальных исследований. Э.Ф. Лесгафт в «Кратком курсе физической географии» для преподавателей (1924) выделил целую главу истории географических открытий. Можно говорить о том, что Д.Н. Анучиным и его последователями заложена традиция -знакомить студентов с основными положениями, с этапами развития историко-географического знания.
Новый всплеск повышенного интереса к историко-географической проблематике пришелся на послевоенный период, когда под лозунгом борьбы с космополитизмом и отстаивания приоритетов отечественных путешественников и ученых были проведены фундаментальные исследования по истории путешествий и географических открытий, по оценке вклада русских ученых в развитие географической науки. В академических изданиях возобновлены классические отчеты о путешествиях С.П. Крашенинникова, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова и других корифеев. Было создано издательство географической литературы, успешно возглавлявшееся Ю.Г. Саушкиным, в котором массовыми тиражами печаталась географическая литература, в том числе историко-географического содержания.
В Московском университете была организована кафедра истории географии, которой руководил А.И. Соловьев. В учебные планы географических факультетов был включен курс истории географического изучения Земли. Я.Ф. Антошко и А.И. Соловьевым была издана первая часть этого курса (1962), ограниченная эпохой великих географических открытий. Профессором кафедры М. С. Боднарским были изданы «Очерки по истории русского землеведения» (1947) и хрестоматия по античной географии (1953). Очерки
истории географии были включены в основные учебники «Общего землеведения» и «Введения в географию».
В 1971 г. в Московском университете, а несколько позднее в учебные планы геофаков других университетов был введен курс «Истории и методологии географической науки». Программа нового курса и первое учебное пособие (курс лекций, 1976) были подготовлены Ю.Г. Саушкиным, который определил задачу курса как формирование широкого взгляда на географическую науку... Курс должен помешать узкому эмпирическому подходу при решении научных проблем, который сильно вредит развитию географии... [5]. Увы, почти через 30 лет проблем, связанных с недостатками научного синтеза в географии, не стало меньше. Саушкин различал три взаимосвязанных науки: историю географии, т.е. историю развития географических идей, историю географических открытий и историческую географию. Весь курс лекций Ю.Г. Саушкина посвящен анализу исторического пути развития географической мысли и современной методологии географии. Для понимания истории географии в изложении Саушкина студентам необходимо самостоятельно знакомиться с историей накопления географической информации (с историей открытий и исследований) и с общественно-политическими обстоятельствами эпох, в которых происходили открытия и зрела географическая мысль. Заслуга Ю.Г. Саушкина состоит в том, что ему первому удалось создать логично построенную программу и подготовить учебный курс, освещающий основные этапы развития географической науки. Последующие программы курса «Истории и методологии географии» представляют собой развитие общей концепции, разработанной Ю.Г. Саушкиным.
Новое учебное пособие «История географии» М.М. Голубчика, С.П. Евдокимова и Г.Н. Максимова вышло из печати лишь в 1998 г. Как и в курсе лекций Ю.Г. Саушкина, в этой книге все внимание авторов сосредоточено на изложении последовательного развития географической науки, не отвлекаясь на то, как происходило накопление географической информации, той базы, на которой рождались географические идеи.
Обращают на себя внимание выводы авторов как итог обзора истории развития географической науки. У авторов вызывает неудовольствие двойственность в понимании предмета исследования географии как физической, так и экономической. Для авторов не совсем ясен выход из все более распространяющихся хорологических подходов, что «может привести к растворению географии в других науках». Далека от удовлетворительных выводов и «идея взаимосвязи и взаимообусловленности тел и явлений... Она оказалась... мало операционной и не вывела географию из одностороннего аналитического подхода без конкретных путей в направлении синтеза знания. География, - ссылаются авторы на мнение A.A. Минца и B.C. Преображенского, - оказалась лишь хранительницей идей целостности без всяких приемов исследования целого». Нельзя не согласиться с выводом М.М. Голубчика и его соавторов о том, что
«отсутствие четкости в предмете исследования, а также угроза «расплывания» географии... снова ставит вопрос о необходимости смены исследовательской парадигмы» [6].
Вакуум в учебной литературе между изданием курса лекций Ю.Г. Сауппси-на и учебным пособием М.М. Голубчика с соавторами до некоторой степени восполнила «История и методология географии» Ю.В. Поросенкова и Н.И. По-росенковой (1991). Она опубликована как научное издание, но по своей структуре отвечает задачам преподавания истории географии в вузе. И тем не менее в отношении учебной литературы по истории географии ощущается большой недостаток, а в опубликованных пособиях преобладает явный крен на исследования истории теоретической географической мысли. Эго побудило автора статьи попытаться составить новое обобщение истории географии, которое бы отвечало задачам географического образования и представляло собой научное монографическое произведение. Базовым принципом, использованным при формировании структуры книги [7], является то, что, во-первых, история географии как область научного знания и как дисциплина высшего образования включает три важных элемента: историю путешествий и географических открытий, историю развития географических идей и историю людей, делавших открытия и формировавших теоретические умозаключения. Путешествия и территориальные (морские) открытия - информационная база, без которой развитие географической науки было бы невозможно. Во-вторых, исторически география развивалась как область совокупного знания о территориях с присущими им природными особенностями, с населением, обладающим уникальными навыками общежития, быта, хозяйственной специализации, взаимодействия с соседями. География- это единая фундаментальная наука, теоретическим ядром которой является исследование основ взаимодействия общества и природы с целью гармонизации этого взаимодействия.
В книге уделено внимание исследованию ряда проблем, получивших развитие в последние десятилетия. В частности, рассмотрен вопрос о взаимоотношении географии и геоэкологии. Геоэкологию автор понимает как исторически сложившуюся основную часть географии, ныне искусственно выделяемую в качестве междисциплинарного научного направления или самостоятельной науки. В этой связи вольно или невольно география отодвигается от решения задач нормализации взаимовлияния людей и среды их обитания. Не обойден вниманием вопрос о дискуссионной проблеме, касающейся единства географии. Представляется, что в рамках геоэкологии как раз и идет реальный подбор фактов и поиск идей в направлении единения географии на современном этапе ее развития. Автор надеется, что изданная книга будет положительно принята студентами, аспирантами, которым предстоит сдавать экзамен по истории науки, и учеными, кому небезразлична судьба географии как фундаментальной науки.
Работа выполнена при финансовой поддержке проекта НШ-1967.2003.5 «Ведущие научные школы».
Литература
1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
2. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988.
3. Котляков В.М. Наука, общество, окружающая среда. М., 1997.
4. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. СПб., 2003.
5. Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. М., 1976.
6. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. Смоленск, 1998.
7. Богучарсков В.Т. История географии: Учебное пособие. М.; Ростов н/Д, 2004.
Ростовский государственный университет 6 июля 2004 г.