Научная статья на тему 'Физическая география в Санкт-Петербургском университете'

Физическая география в Санкт-Петербургском университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / PHYSICAL GEOGRAPHY / ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / LANDSCAPE PLANNING / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / STAGES OF DEVELOPMENT / ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ / HISTORY OF THE DEPARTMENT / СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / MODERN TRENDS OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чистяков Кирилл Валентинович, Амбурцева Наталия Игоревна, Нехуженко Наталья Александровна

В статье рассматривается длительный путь развития кафедры физической географии и ландшафтного планирования в Санкт-Петербургском государственном университете. История кафедры насчитывает более полутора веков. В разные временные отрезки она входила в состав различных факультетов, тем не менее физическая география как научное направление формировалась под руководством крупнейших российских и советских ученых, каждый из которых внес свой неоценимый вклад в ее становление. В статье кратко описываются основные этапы развития кафедры, персоналии, а также основная тематика теоретических и полевых исследований каждого периода. Отдельно рассматриваются современные направления исследований кафедры и ее профессорско-преподавательский состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF PHYSICAL GEOGRAPHY AND LANDSCAPE PLANNING

The article discusses the long period of development of the Department of physical geography and landscape hlanning at the St. Petersburg State University. History of the department spans more than one and a half centuries. At different periods of time it was part of the various faculties, however physical geography as a scientific discipline was formed under the leadership of the largest Russian and Soviet scientists, each of whom has made a valuable contribution to its formation. The article briefly describes the main stages of department development, staff, and the main topics of theoretical and field studies of each period. It also considers, separately, modern trends of research department and staff.

Текст научной работы на тему «Физическая география в Санкт-Петербургском университете»

УДК 551.10 Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1

К. В. Чистяков, Н. И. Амбурцева, Н. А. Нехуженко

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье рассматривается длительный путь развития кафедры физической географии и ландшафтного планирования в Санкт-Петербургском государственном университете. История кафедры насчитывает более полутора веков. В разные временные отрезки она входила в состав различных факультетов, тем не менее физическая география как научное направление формировалась под руководством крупнейших российских и советских ученых, каждый из которых внес свой неоценимый вклад в ее становление. В статье кратко описываются основные этапы развития кафедры, персоналии, а также основная тематика теоретических и полевых исследований каждого периода. Отдельно рассматриваются современные направления исследований кафедры и ее профессорско-преподавательский состав.

Ключевые слова: физическая география, ландшафтное планирование, этапы развития, история кафедры, современные направления исследований.

DEPARTMENT OF PHYSICAL GEOGRAPHY AND LANDSCAPE PLANNING

K. V. Chistyakov, N. I. Amburtceva, N. A. Nehuzhenko

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article discusses the long period of development of the Department of physical geography and landscape hlanning at the St. Petersburg State University. History of the department spans more than one and a half centuries. At different periods of time it was part of the various faculties, however physical geography as a scientific discipline was formed under the leadership of the largest Russian and Soviet scientists, each of whom has made a valuable contribution to its formation. The article briefly describes the main stages of department development, staff, and the main topics of theoretical and field studies of each period. It also considers, separately, modern trends of research department and staff.

Keywords: physical geography, landscape planning, stages of development, history of the department, modern trends of research.

Современная кафедра физической географии и ландшафтного планирования является продолжателем традиций преподавания естественной географии в Санкт-Петербургском университете, сохраняемых в течение более чем полутора веков. География, прежде всего физическая география и описание России, преподавалась в столичном университете Российской империи с момента его образования. Самостоятельная кафедра географии статистико-страноведческого типа была организована в 1819 г. на историко-филологическом факультете. В 1835 г. возникла кафедра физики и физической географии на физико-математическом факультете, которой заведовал известный физик и географ Э. Х. Ленц, бывший одно время ректором университета. Эта вторая в университете кафедра изучала естественные ветви географии, тогда как другая отдавала предпочтение общественным направлениям географической науки, хотя и не замыкалась только на них. Новый устав университета 1863 г. предусмотрел самостоятельную кафедру физической географии, которая начала функционировать в 1865 г. Заведовать кафедрой стал Р. Э. Ленц. Кафедра была выпускающей, она обладала правом присуждения ученых степеней магистра и доктора географии.

В период нахождения кафедры в составе физико-математического факультета ею руководили известные ученые Р. Э. Ленц, Э. Ю. Петри, П. И. Броунов, Л. С. Берг. На ней велась подготовка специалистов по разным географическим дисциплинам. В числе работавших на кафедре преподавателей значатся выдающиеся личности конца XIX — начала XX в. — А. И. Воейков, В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Я. С. Эдель-штейн, Ю. М. Шокальский и др. За счет этой кафедры возникали новые кафедры по частным географическим дисциплинам. Научно-образовательная идеология кафедры хорошо выражена П. И. Броуновым, который в 1910 г. писал: «Физическая география изучает... современное устройство наружной земной оболочки, являющейся ареной органической жизни, и те явления, которые в ней происходят. Наружная оболочка Земли состоит из нескольких концентрических сферических оболочек, а именно: твердой, или литосферы, жидкой, или гидросферы, и газообразной, или атмосферы, к которым присоединяется еще и четвертая — биосфера. Все эти оболочки в значительной степени проникают одна в другую и своим взаимодействием обусловливают как наружный облик Земли, так и все явления на Земле. Изучение этого взаимодействия составляет одну из важнейших задач физической географии, делающую этот предмет вполне самостоятельным и отличающую его от родственных ему предметов геологии, гидрологии и метеорологии». Это четкое и емкое определение предмета до сих пор сохраняет свое значение.

С созданием Высших географических курсов, а затем в 1918 г. специального учебного Географического института, кроме университетских кафедр, возникли еще две: кафедра страноведения и кафедра общего землеведения и геоморфологии, которые не только сотрудничали между собой, но и имели одних и тех же преподавателей.

С момента присоединения в 1925 г. Географического института к Ленинградскому университету на правах самостоятельного географического факультета, существование кафедры физической географии неразрывно связано с ним вплоть до вхождения в феврале 2014 г. в состав Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. За прошедшие годы советского и постсоветского периодов заведующими кафедрой физической географии, иногда называвшейся по-другому, но всегда сохранявшей свой профиль, были Л. С. Берг (до 1950 г.), С. В. Ка-лесник (до 1972 г.), А. Г. Исаченко (до 1983 г.), В. С. Жекулин (до 1989 г.), Ю. П. Селиверстов (до 2002 г.). Все это известные имена в географической науке, все они руководили Русским Географическим обществом, сочетали научную деятельность с высоким уровнем преподавания. Постоянная преемственность в преподавательской работе и научная совместимость ученых привела к созданию мощной жизнестойкой научной физико-географической школы.

В 1925 г. существовали две кафедры, в коллективах которых ученые развивали идеи физической географии. Это кафедра общего землеведения, руководимая профессором Андреем Александровичем Григорьевым, и кафедра страноведения под руководством профессора Льва Семеновича Берга. С 1929 г. кафедра страноведения полностью переняла эстафету существовавших ранее кафедр физической географии, вобрав в себя учебные планы ликвидированной кафедры общего землеведения.

На факультете в этот период собрались лучшие силы отечественных географов, продолжившие формирование оригинальной русской научной географической школы, основоположником которой был профессор Л. С. Берг, ученый очень

широкого профиля: физико-географ, лимнолог, климатолог, почвовед, литолог, геоморфолог, биолог-эволюционист, зоолог, ихтиолог, палеогеограф, историк географии. Хотя Л. С. Берг, обучаясь в Московском университете, был привлечен в ряды географов занятиями в кружке Д. Н. Анучина, он позиционировал себя последователем уникальной и разносторонней научной школы В. В. Докучаева. Восприняв учение В. В. Докучаева о зонах природы, он развил его для разных уровней организации географического пространства. Основные научные общегеографические идеи Л. С. Берга строились на его представлениях о том, что «география есть наука о ландшафтах». Профессор кафедры А. А. Григорьев в этот период углубляет идею П. И. Броунова о «наружной оболочке» и дает ей название «физико-географическая оболочка» Земли, а позднее — «географическая оболочка», которая является результатом действия так называемого «единого физико-географического процесса».

В конце 40-х гг. XX в. кафедра уже именуется кафедрой физической географии. Основная ее задача состояла в подготовке исследователей, научных работников, преподавателей и практических деятелей в области изучения ландшафтов Советского Союза и, по возможности, других регионов земного шара. Заслугой преподавателей кафедры и, прежде всего, Л. С. Берга, является разработка теории и методологии географической науки, эволюции географической оболочки, развития ландшафтов на примере отдельных регионов. Высокий авторитет академика Л. С. Берга был отмечен избранием его Президентом Всесоюзного географического общества.

В конце 1950 г. после ухода из жизни академика Л. С. Берга, к кафедре физической географии была присоединена кафедра полярных стран. Кафедрой стал заведовать профессор Станислав Викентьевич Калесник. Он был ученым очень широкого профиля: физико-географ, ландшафтовед, гляциолог, геолог, геоморфолог, лимнолог. Многие поколения студентов учились по его учебникам по общему землеведению. В процессе своей работы он развил и в определенной мере объединил взгляды Л. С. Берга и А. А. Григорьева, определив физическую географию как науку о структуре географической оболочки Земли и законах формирования, пространственного распределения и развития этой оболочки. Безусловно, очень интересными были публикации первой полной сводки по ледникам СССР и первой на русском языке монографии по гляциологии.

Середина XX столетия — очень ответственный этап в жизни кафедры физической географии, как впрочем и всего географического факультета. Это время многочисленных интереснейших экспедиционных исследований, проводимых сотрудниками кафедры в разных регионах страны, период публикации крупных, основополагающих работ, свидетельствующих об активном развитии страноведческого, общеземлеведческого и ландшафтоведческого направления.

Одним из известных крупных страноведов — физико-географов был С. П. Суслов, автор монографического учебника «Физическая география СССР. Азиатская часть» (1954), который по сей день не потерял своего значения. К числу важных страноведческих физико-географических работ следует отнести фундаментальный труд М. П. Петрова «Пустыни мира» (1973) и его многочисленные публикации по пустыням Средней и Центральной Азии, книги Н. Н. Павловой «Физическая география Крыма» (1964) и С. М. Лукоянова «Африка. Физико-географическая характеристика» (1962). Комплексные обстоятельные исследования, посвященные российской и зарубежной Арктике, принадлежат перу Г. В. Горбацкого. Дальнейшее развитие

общеземлеведческое направление получило в исследованиях М. М. Ермолаева, обобщенных в емком учебном пособии «Введение в физическую географию» (1975). В эти же годы к исследователям ритмики природных процессов и явлений, представляющих фундаментальную составляющую общего землеведения и физической географии, присоединяет свои интересные мысли Е. В. Максимов, исследовавший ледники и озера Тянь-Шаня. Особое направление в развитии географии на кафедре было представлено В. В. Невским, занимавшимся вопросами истории географической науки и открытий новых земель, о чем увлеченно и занимательно рассказывал на лекциях студентам.

Период 1950-1980-х гг. был временем наиболее активного решения проблем ландшафтоведения. Здесь, прежде всего, следует отметить фундаментальные труды одного из лидеров советского ландшафтоведения проф. А. Г. Исаченко, посвященные развитию теории ландшафтоведения и физико-географического районирования и картографирования. Именно А. Г. Исаченко написал первый университетский учебник по ландшафтоведению (1965), долгое время остававшийся абсолютным стандартом преподавания этой дисциплины и переведенный на многие иностранные языки. В разработку теории ландшафтоведения, и особенно учения о геосистемах и принципах физико-географического районирования, много внес академик В. Б. Сочава, который также был связан с географическим факультетом Ленинградского университета.

Период 1950-1970-х гг. — это время постоянного, ежегодного участия преподавателей кафедры совместно с аспирантами и студентами в работе ландшафтных экспедиций в районы Карельского перешейка, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей, Коми АССР, на Южный Урал, в Крым, Среднюю Сибирь, Среднюю Азию и другие регионы Советского Союза. Большинство этих работ проводилось под методическим руководством А. Г. Исаченко. В эти же годы под его руководством была создана первая ландшафтная карта СССР масштаба 1:4 000 000, изданная в 1988 г. Эта карта вместе с монографией «Ландшафты СССР» (1985) до сих пор остаются непревзойденными систематическими описаниями природы нашей страны, используемыми для решения многочисленных теоретических и прикладных задач географии, геоэкологии и других наук о Земле и обществе.

С 1983 по 1989 г. кафедру возглавлял профессор Владимир Сергеевич Жекулин. Главным стержнем его научных изысканий были проблемы исторической географии, особенно на Северо-Западе Европейской России, и нового междисциплинарного географического направления — геоэкологии. Это было время возросшего интереса к вопросам экологии. Необходима была разработка теоретических установок, методических подходов к экологическим процессам и явлениям. В значительной степени именно это привело к пересмотру учебных планов и изменению названия факультета, которым в это время руководил В. С. Жекулин: с 1987 г. он стал называться факультетом географии и геоэкологии. Проблемы экологизации не только затронули большинство лекционных курсов кафедры, но и привели к появлению новых оригинальных курсов.

Последние перестроечные годы XX в. ознаменовались определенным спадом активности в экспедиционных исследованиях на факультете. Кафедра физической географии была исключением. Начиная с 1981 г. и по настоящее время, работники кафедры каждое лето уезжают в экспедиции во Внутреннюю Азию (Алтай, Тува,

Монголия), привлекая к этим поездкам аспирантов и студентов. По итогам этих исследований было защищено много диссертаций и опубликованы обобщающие монографические работы по ландшафтной, геоморфологической, палеогеографической и геоэкологической характеристике исследованных мест. В качестве оптимальных объектов для отработки методики и теоретических подходов — полигонов для экспедиционных работ — В. С. Жекулиным были выбраны горные котловины, широко представленные в горном поясе от Тянь-Шаня до Предбайкалья: в окрестностях Ферганского хребта (отрядом руководил П. И. Меркулов), на Южном Алтае (Н. Н. Михайлов, М. И. Амосов), на Центральном Алтае (К. В. Чистяков), в Туве (Н. Н. Михайлов, С. Б. Потахин), в Тунке (С. И. Ларин). Организатором и руководителем полевых исследований совместно с В. С. Жекулиным был также профессор Ю. П. Селиверстов, который как географ и геолог начинал исследования во Внутренней Азии еще во второй половине 1950-х гг. В. С. Жекулин и Ю. П. Селиверстов вели огромную работу как вице-президенты Географического общества СССР, во главе которого в это время был выдающийся полярник, океанолог, академик А. Ф. Трёшников. Во всех этих экспедициях осуществлялся сходный набор полевых работ, нацеленный на характеристику как голоценовой естественной истории ландшафтов, так и процессов освоения их человеком, что позволило обобщить результаты в одной коллективной монографии «Геоэкология горных котловин» (1992).

С 1989 г. кафедру возглавил профессор Юрий Петрович Селиверстов. Специалист широкого профиля в области географии, геологии, новейшей тектоники, приповерхностных полезных ископаемых, геоморфологии, экологической географии и истории Земли он расширил спектр научно-исследовательской и преподавательской деятельности за счет появления новых направлений и углубления традиционных. Центрами региональных исследовательских интересов Ю. П. Селиверстова были ландшафты Африки, где в Гвинее и прилегающих странах он много лет работал как специалист по корам выветривания и россыпным месторождениям золота и алмазов, а также горные регионы Центральной и Внутренней Азии. Последовательное исследование и неуклонный интерес к вопросам эволюционной географии, различным аспектам палеогеографии и экологической географии, способствовали изменению названия кафедры — с 1994 г. она стала называться кафедрой физической и эволюционной географии. В 2000 г. Ю. П. Селиверстов был избран Президентом Русского географического общества. Экспедиционная деятельность кафедры в горах Внутренней Азии получила дальнейшее развитие и Юрий Петрович до последних дней своей жизни принимал в ней участие. Он скоропостижно скончался по пути с Горного Алтая в Петербург 30 сентября 2002 г.

С 2002 г. кафедрой заведует профессор Кирилл Валентинович Чистяков. Область его научных интересов — динамическое ландшафтоведение и ландшафтная экология, геоморфология, палеогеография, гляциология и геокриология. Продолжая кафедральные традиции он уже много лет проводит ежегодные экспедиционные исследования в высокогорьях Алтая и Саян. Продолжилась связь кафедры с деятельностью Русского географического общества, профессора К. В. Чистяков и В. М. Разумовский трудятся в качестве вице-президентов РГО. Необходимость осовременить образовательные программы кафедры, придать им практическую направленность, усилить связи с организациями-работодателями привела к открытию после 2005 г. профиля подготовки специалистов, а затем и бакалавров и магистров в области

ландшафтного планирования. Соответственно изменилось и название подразделения — кафедра физической географии и ландшафтного планирования.

Основными направлениями преподавания, повышения квалификации и научной деятельности на кафедре в настоящее время являются:

— землеведческое (общее землеведение, современные проблемы географии, ритмика природных процессов);

— регионально-географическое или страноведческое (физическая география России, география материков и океанов, физико-географическое районирование, медицинская география);

— физико-географическое (гляциология, геокриология, микроклиматология, почвы природных ландшафтов, фенология в ландшафтных исследованиях, генетический анализ почв);

— ландшафтное (ландшафтоведение, динамика ландшафтов, геофизика ландшафтов, лесные ландшафты России);

— эволюционно-палеогеографическое (эволюция географической оболочки, общая палеогеография, палеогеография новейшего времени, основы палинологии, палеогеография Невского края, палеогеография и ландшафтные исследования Полярных стран)

— экологическое (ландшафтная экология, основы экологической лимнологии, экология культурных растений, охрана природы и особо охраняемые территории);

— методическое (методы полевых географических исследований, физико-географическое и экологическое картографирование, компьютерные методы в географических исследованиях, статистические методы в географии, геохимические методы палеогеографических исследований).

— прикладное (ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование, градостроительное планирование, ландшафтная организация городских и промышленных территорий, современный ландшафтный дизайн городской среды, технология и организация проектных работ, спецкурс по ландшафтному дизайну и композиции, инженерная география, природопользование, методика преподавания географии).

Все вышеперечисленные направления научно-педагогических интересов кафедры затрагивают как фундаментальные, так и прикладные аспекты современной физической географии, необходимые для развития теории и методов исследования проблем взаимодействия человека и географической оболочки, ее структуры и динамики, включая проблемы глобальных изменений и выработки стратегий устойчивого развития. Каждое из направлений раскрывается в комплексе взаимосвязанных дисциплин, осваиваемых студентами как во время аудиторных занятий (лекций, семинаров), так и в ходе полевых практик, проводимых на университетских учебно-научных станциях и в различных регионах России.

Естественно, что поддержание баланса между всеми этими направлениями возможно только в рамках разностороннего и высококвалифицированного коллектива преподавателей. Сегодня на кафедре трудятся шесть профессоров, докторов наук (К. В. Чистяков, В. М. Разумовский, Н. Н. Верзилин, С. Н. Лесовая, В. А. Нефёдов, а также ведущий научный сотрудник, Почётный профессор СПбГУ А. Г. Исаченко), 9 доцентов, кандидатов наук (Н. И. Амбурцева, М. И. Амосов, А. А. Бобков, Д. А. Га-нюшкин, А. А. Екайкин, Г. А. Исаченко, Г. И. Клейменова, С. В. Милицина, Н. А. Не-хуженко), 4 старших преподавателя, кандидата наук (М. А. Анисимов, А. Б. Глебова,

Е. С. Зелепукина, А. И. Резников), 1 ассистент со степенью (Л. А. Панкратова) и старший преподаватель Ю. Н. Курочкин.

Землеведческое направление представлено рядом фундаментальных курсов. Центральный курс «Общее землеведение» читает доцент А. А. Бобков. Главная задача курса — наиболее полно показать все многообразие взаимосвязей между компонентами географической оболочки, основы формирования сложнейших геосистем как глобального, так и регионального и локального уровней.

Эти знания, необходимые для всех специалистов в области естественных наук, пополняются в ходе изучения курсов «Физическая география материков и океанов» и «Региональная физическая география материков и океанов», которые ведут доцент М. И. Амосов и Е. С. Зелепукина. Чрезвычайно актуальный курс «Медицинская география», читаемый доцентом Т. Н. Осиповой, имеет выраженную страноведческую направленность. В нем рассматриваются современные представления об общих закономерностях влияния компонентов географической среды на здоровье населения, изучается влияние как отдельных компонентов географической среды, так и их сочетаний на организм человека, определяется ландшафтная обусловленность возникновения заболеваний человека в различных регионах.

Основные разделы курса «Физическая география России» (в двух семестрах) читают доцент Г. А. Исаченко и А. И. Резников. Это фундаментальный регионально-географический курс, в котором детально изучается история формирования рельефа и климата, почвенного и растительного покрова, определяющих современное состояние ландшафтов как России в целом, так и ее крупнейших геосистем.

Ландшафтный подход является признанным инструментом исследований в современной географии и экологии. Его концептуальные основы и базовые методы раскрываются в курсе «Ландшафтоведение», который читает профессор К. В. Чистяков. Ландшафтно-динамическое и ландшафтно-экологическое направления актуальны сегодня, как никогда. В частности, дисциплины «Ландшафтная экология» и «Динамическое ландшафтоведение» читает доцент Н. И. Амбурцева, а «Фенология в ландшафтных исследованиях» — ассистент Л. А. Панкратова. Исследования охватывают самые разнообразные объекты — от девственных лесов до заброшенных сельскохозяйственных угодий и торфоразработок, от ледников, тундр и тайги до пустынь и тропических лесов, от равнин Европейской России до гор Внутренней Азии.

На Приладожской ландшафтно-экологической полевой станции на Карельском перешейке, которая существует более 60 лет, регулярно в разные сезоны ведутся наблюдения за современными состояниями ландшафтов. Здесь студенты делают свои первые шаги в ландшафтных исследованиях на летних и зимних практиках. Большей частью работ руководят доцент Г. А. Исаченко и А. И. Резников. Курс «Физико-географическое и экологическое картографирование» читает Г. А. Исаченко, «Компьютерные методы в географических исследованиях» — А. И. Резников, «Основы экологической лимнологии» — профессор Д. В. Севастьянов, «Статистические методы в географии», «Гляциология», «Микроклиматология», «Геофизика ландшафтов» — старший преподаватель Ю. Н. Курочкин, «Геокриология» — Д. А. Ганюшкин.

Кафедра тесно взаимодействует в высокоширотных исследованиях с головным в России Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом. Доцент А. А. Екайкин передает студентам новейший опыт исследований ледниковых кернов, в том числе из скважин над подледниковым о. Восток, проводя занятия для

магистрантов по дисциплине «Геохимические методы палеогеографических исследований».

Эволюционно-географическое направление представлено оригинальным курсом «Эволюция географической оболочки» («Палеогеография»), а также курсами «Общая палеография» и «Палеография новейшего времени», которые читают профессор Н. Н. Верзилин и старший преподаватель М. А. Анисимов. Исследованию процессов освоения ландшафтов в историческом прошлом, а также основных этапов развития географических идей и открытий посвящены дисциплины «Историческая география» и «История географических идей», читаемые доцентом М. И. Амосовым.

Истории ландшафтов Северо-Запада посвящен оригинальный курс доцента Г. И. Клейменовой «Палеогеография Невского края». Интересен традиционный для кафедры курс лекций «Ритмика природных процессов», разработанный еще Е. В. Максимовым, с 2001 г. этот курс читает Д. А. Ганюшкин. Эти дисциплины подводят своеобразный итог истории многих миллиардов лет развития Земли и ее внешних сфер, важный для понимания современного состояния и научного предвидения.

На основании новейших данных разных наук нетрадиционно показывается возникновение географической оболочки и ее долгое биокосное существование, особо подчеркивается постоянное влияние живого вещества в функционировании всех сфер Земли, запечатленное в особенности созданного каменного, водного и газообразного вещества. Все курсы в качестве основного проводят положение о тесной связи геологических и географических процессов. Эти знания, в свою очередь, позволяют более рационально использовать природные ресурсы нашей страны, учат бережнее относиться к окружающей среде, не нанося ей непоправимого экологического ущерба, и тем самым ограждая себя от негативных реакций этой среды.

Из общих методов исследований студенты знакомятся с методами определения относительного и абсолютного возраста геологических образований и их корреляции, с фациальным, формационным и палеоэкологическим методами, а также с приемами реконструкции контуров древних морских бассейнов, геоморфологических особенностей морского дна и континентов, палеоклиматических и палеогеоморфо-логических (точнее палеоландшафтных) особенностей формирования различных остаточных и осадочных полезных ископаемых и др.

Всегда актуальное методическое направление не потеряло своей значимости даже в условиях развития дистанционных (аэрокосмических и др.) наблюдений. Профессор С. Н. Лесовая в курсе лекций для бакалавров «Методы полевых географических исследований» рассматривает тонкости полевых работ, отбора проб и их дальнейших лабораторных анализов, которые впоследствии получают свое логическое развитие в дисциплине для магистрантов «Генетический анализ почв». В полевых условиях очень важно уметь выделить наиболее существенное направление работ и правильно отобрать фактический материал для последующего изучения. Курсы лекций дополняются двумя летними ландшафтными практиками.

Студенты старших курсов бакалавриата (а также магистратуры) после изучения основ географической науки изучают ряд географических дисциплин прикладного характера: «Инженерная география» — читает старший преподаватель А. Б. Гле-бова, «Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование», «Технология и организация проектных работ» и «Спецкурс по ландшафтному дизайну и композиции» — доцент Н. А. Нехуженко, «Градостроительное планирование» — доцент

М. И. Амосов, «Ландшафтная организация городских и промышленных территорий» — старший преподаватель Е. С. Зелепукина, «Природопользование» — профессор В. М. Разумовский. Он же в какой-то мере и подытоживает весь процесс подготовки специалистов на кафедре, проводя с ними на выпускном курсе занятия по «Современным проблемам географии».

«Инженерная география» нацелена на решение ряда практических задач, как то: экспертиза местности с целью обоснования возможности сооружения конкретного инженерного объекта, оценка возможного ущерба окружающим ландшафтам и необходимых экономических затрат для строительства и обеспечения экологической безопасности; обеспечение мониторинга взаимодействия естественных процессов с процессами антропогенного и техногенного характера при строительстве; научное обоснование прогноза функционирования любого инженерного сооружения в заданных ландшафтных обстановках, и предвидение мер обеспечения безопасности в случае возможных негативных (иногда опасных и даже катастрофических) последствий реакции природы.

Своеобразие курса «Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование» состоит в анализе синтетического взаимодействия элементов географии, истории, искусствоведения, градостроительства и архитектуры и др. С помощью этой дисциплины студенты приобретают навыки синтеза двух противоречивых, но взаимосвязанных сфер — антропогенной материальной и природной эстетической. В этой связи они обучаются, с одной стороны, возможностям практического проектирования ландшафтов, а с другой стороны, развивают способность видения природной красоты и гармонии как в отдельных ландшафтных компонентах (в рельефе, растительности, водных ресурсах), так и в ландшафте в целом.

Курс «Ландшафтная организация городских и промышленных территорий» посвящен особенностям техногенных воздействий на структуру и функционирование геосистем. Излагается методология ландшафтного планирования, оценки устойчивости городских систем, рассматриваются общие рекомендации по улучшению / оздоровлению зеленых насаждений, почвенного покрова, поверхностных вод и т. п.

В курсе «Природопользование» преподаются научные основы природопользования, особенности технологий разных отраслей, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, и сопутствующими процессами техногенеза, географическими аспектами управления природопользованием, проблемами взаимоотношений общества с природой, а также региональными проблемами природопользования, включая вопросы организации особо охраняемых территорий различного назначения.

Курс «Методика преподавания географии», читаемый доцентом С. В. Мили-циной, входит в цикл лекций педагогического направления наряду с психологией, педагогикой, педагогической практикой, что позволяет студентам-географам получить вторую, педагогическую специальность, тем самым расширяя возможности трудоустройства.

Практика показывает, что ландшафтное планирование и дизайн городских, промышленных и рекреационных территорий сейчас является актуальной и востребованной задачей. Учебный план этой специализации помимо общепрофессиональных географических дисциплин предусматривает изучение таких курсов, как градостроительное планирование, автоматизация ландшафтного проектирования, ландшафтная архитектура, проектирование и дизайн, ландшафтно-экологическое

сопровождение проектов природопользования и многие другие. Разработка программ специализации «Ландшафтное планирование» стала возможной благодаря сотрудничеству как разных кафедр факультета географии и геоэкологии (биогеографии, геоэкологии и природопользования, региональной диагностики и политической географии, экономической и социальной географии, гидрологии суши, картографии), так и специалистов из других вузов и проектных организаций.

Широк круг научных проблем, которыми может заниматься выпускник кафедры. Это динамика и эволюция ландшафтов, ландшафтная экология, биологическое разнообразие ландшафтов, ландшафтная предопределенность концентраций полезных ископаемых, антропогенное воздействие на природные системы, историческая и эволюционная география, палеогеография, гляциология и мерзлотоведение, ландшафтные проблемы урбанизированных территорий, ландшафтно-экологическое картографирование, устойчивость и нормирование нагрузок на ландшафты и многое другое.

Физико-географ, выпускник кафедры, может применить полученные знания и опыт в любом виде деятельности, связанной с использованием и планированием развития территорий, эколого-географическими экспертизами, ландшафтным проектированием и дизайном. Особо стоит выделить работу выпускников кафедры в заповедниках и иных охраняемых территориях. Не стоит сбрасывать со счетов и такие области деятельности, как экологический и экстремальный туризм. Многие выпускники кафедры сейчас занимаются научно-исследовательской работой, преподают в средних и высших учебных заведениях, работают в природоохранных, проектных и градостроительных организациях, в туристическом бизнесе.

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

Контактная информация:

Чистяков Кирилл Валентинович — доктор географических наук, профессор; [email protected]

Амбурцева Наталия Игоревна — кандидат географических наук, доцент; [email protected] Нехуженко Наталья Александровна — кандидат географических наук, доцент; [email protected]

Chistyakov Kirill V. — Doctor of Geographic Sciences, Pofessor; [email protected] Amburtceva Natalia I. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected] Nehuzhenko Natalia A. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.