Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА (КОЛЛЕДЖА) ИМ. Л. В. СОБИНОВА. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ'

ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА (КОЛЛЕДЖА) ИМ. Л. В. СОБИНОВА. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРОСЛАВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ИМ. Л. В. СОБИНОВА / ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ / ОСНОВОПОЛОЖНИК / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каширина Екатерина Станиславовна

В статье рассматривается более чем 100-летняя история развития фортепианного отделения Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова, приводятся сведения о наиболее заметных личностях, внесших вклад в этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE PIANO DEPARTMENT OF YAROSLAVL MUSIC COLLEGE NAMED AFTER L. V. SOBINOV. TRADITIONS AND INNOVATIONS

The article analyses more than 100-year history of establishment and development of the piano department of Yaroslavl Music College named after L. V. Sobinov. It also provides the information about the most significant personalities, who contributed much to this process.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА (КОЛЛЕДЖА) ИМ. Л. В. СОБИНОВА. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

каширина е. с. история фортепианного отделения

ярославского музыкального училища (колледжа) им. л. в. Собинова. традиции и инновации

Каширина Екатерина Станиславовна

председатель предметно-цикловой комиссии «специальное фортепиано», преподаватель Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова E-mail: ya.kashka@yandex.ru

В статье рассматривается более чем 100-летняя история развития фортепианного отделения Ярославского музыкального училища (колледжа)

им. Л. В. Собинова, приводятся сведения о наиболее заметных личностях, внесших вклад в этот процесс. Ключевые слова: Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова, история фортепианного отделения, основоположник, методика

История фортепианного отделения Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова. Традиции и инновации

Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова является одним из старейших музыкальных учебных заведений России. История фортепианного отделения тесно связана с историей училища.

1 сентября 1904 года по инициативе главной дирекции Императорского русского музы-

кального общества и директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова в Ярославле открываются Музыкальные классы для обучения игре на фортепиано, скрипке, элементарной теории музыки и хоровому пению. Первыми преподавателями фортепиано стали лучшие выпускники Московской консерватории: ученица А. Н. Скрябина — А. В. Кучеренко-Саренко и С. И. Минервина.

В 1907 году состоялся первый выпуск музыкальных классов. О качестве подготовки выпускников говорит тот факт, что лучшие из них смогли продолжить свое образование в Московской и Дрезденской консерваториях.

Согласно постановлению Императорского русского музыкального общества, 1 сентября 1910 года музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище. Его выпускники получали аттестат и звание учителя или учительницы музыки.

По окончании первого учебного года апрельские итоговые экзамены проходили в присутствии преподавателя по классу фортепиано Санкт-Петербургской консерватории Леонида Владимировича Николаева, воспитавшего плеяду блестящих пианистов — Владимира Софроницкого, Марию Юдину, Дмитрия Шостаковича, Натана Перельмана и др., а также Антонину Львову, отдавшую чрезвычайно много развитию музыкального образования в Ярославле.

Антонина Дмитриевна Львова родилась 11 (23) марта 1882 года в семье профессора Казанского университета. Детство и юность ее прошли в Казани, где она получила общее среднее и специальное музыкальное образование. Окончив с золотой медалью гимназию, в 1903 году Антонина Дмитриевна поступает в Петербургскую консерваторию в класс А. М. Миклашевского, а затем в класс профессора А. Н. Есипо-вой. Начинается интересная, серьезная, плодотворная учеба, но в 1905 году А. Д. Львову исключают из консерватории в числе других студентов, подписавших «общественный протест» против увольнения профессора Н. А. Римского-Корсакова, и только спустя два года она возвращается к занятиям. Антонина Дмитриевна занимается в классе профессора Л. В. Николаева, который оказывает большое влияние на свою ученицу. Ее игра на выпускном экзамене получила высокую оценку А. К. Глазунова: «Хорошее исполнительское дарование, отличный, ласковый звук. В передаче много чувства и мысли. В техническом отношении законченная отделка» [1, 14].

В 1912 году А. Д. Львова с серебряной медалью окончила консерваторию и переехала в Ярославль, где поступила на работу в Музыкальный техникум (так в то время называлось музыкальное училище). Она успешно занималась с детьми и взрослыми, учащимися младшего и старшего отделений. Здесь ярко прояви-

21

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

22

лось педагогическое дарование Антонины Дмитриевны. «Благодаря такой интуиции и наблюдательности она умела найти, и раскрыть в ученике сильные стороны, выбрать верное направление в развитии его способностей. Обычно она в самом начале работы выстраивала так называемый "репертуарный мост" ученика на все года обучения, так как намечала главные, опорные произведения программы, которые определяли перспективы его развития. Антонина Дмитриевна скрупулезно и тщательно готовилась к урокам, показ ее

А. Д. Львова

всегда был безупречен, а характеристики точны и продуманны. Она всегда поощряла малейшие успехи учеников, вселяла уверенность в себя, никогда не делала замечаний в резкой форме, не превышала голоса, относилась к своим воспитанникам с большой теплотой и заботой, занималась, не считаясь со временем. Школа Антонины Дмитриевны всегда чувствовалась в игре ее учеников, и выгодно отличала их» [4, 2].

Среди многочисленных учеников А. Д. Львовой, избравших музыку своей профессией, много авторитетных и видных

музыкантов страны. Это профессор Петербургской консерватории И. И. Полтавцев, народная артистка РСФСР В. Н. Смир-нова-Городовская, композитор Л. Присс, заслуженная артистка РСФСР Т. И. Курасова, профессор Киевской консерватории Ж. И. Анестратенко, заслуженные работники культуры России А. М. Копосов, Г. С. Дегтярёва, Л. М. Черенцова, Т. А. Глу-шакова.

Талант А. Д. Львовой ярко проявлялся не только в педагогике, преподавание она успешно совмещала с концертной деятельностью. Старинные афиши прошлого века рассказывают о ее сольных концертах, в которых она исполняла произведения Рахманинова, Листа, Моцарта. Антонина Дмитриевна является основоположником фортепианной школы в Ярославле.

После Октябрьской революции и белогвардейского мятежа 1918 года училище закрывается, затем возрождается и переименовывается в Народную консерваторию, а затем — в Музыкально-хоровой техникум (1922). В 1928 году учебный процесс вновь прерывается вследствие перемещения техникума в Иваново. И, наконец, в 1934 году он вновь открывается в Ярославле, получив название — музыкальное училище.

В 30-е годы, спасаясь от репрессий, в город приезжает работать много музыкантов из Москвы. Обосновывается в Ярославле Всеволод Петрович Задерацкий, который в феврале 1934 года начинает работать в училище. Он сразу получает должность заведующего учебной частью, преподает специальное фортепиано, фортепианный ансамбль и становится ведущим

Ш

педагогом. Разносторонне одаренная личность — пианист, дирижер и композитор — За-дерацкий внес живую струю в музыкальную жизнь Ярославля. Его деятельность не ограничивалась педагогикой, он руководил оркестром, писал музыку в различных жанрах, в частности, к спектаклям драматического театра. Под его руководством делает первые шаги в композиции юный скрипач Вениамин Баснер.

С 1935 года в городе начинают проводиться тематические концерты-лекции, в которых участвуют студенты и преподаватели фортепианного отделения.

В годы войны в здании училища находилась станция переливания крови. Преподаватели работали на дому, в подвале шли групповые занятия, а количество студентов резко сократилось. Педагоги вместе со студентами создавали концертные бригады, выступали в госпиталях, на производстве и воинских частях.

В послевоенные 50-е годы жизнь училища заметно оживляется, хотя количество учащихся на фортепианном отделении не велико. Ежегодно выпускались один-два, самое большее — четыре студента.

Преподаватели музыкального училища работали и в музыкальной школе, которая находилась в этом же здании. Большинство ее выпускников становились студентами музыкального училища, которые в свою очередь проходили здесь педагогическую практику. В эти годы начали педагогическую деятельность выпускница Ленинградской консерватории Г. С. Дегтярёва, долгие годы стоявшая во главе фортепианного отделения, выпускник Тбилисской консерватории Л. Г. Дер-

каширина е. с. история фортепианного отделения

ярославского музыкального училища (колледжа) им. л. в. Собинова. традиции и инновации

гачёв, а также выпускники Горь-ковской консерватории В. В. Юр-кевская и Е. Е. Вахрушева.

В 1960-е годы фортепианное отделение пополняют новые силы. По распределению приезжают работать выпускница ГМПИ им. Гнесиных Р. Ф. Охоти-на, выпускница Ленинградской консерватории Г. А. Левашова. Отдельно хочется сказать о пребывании в Ярославле Н. И. Аязян (с 1966 года), ученицы Я. Фли-ера и Б. Берлина, лауреата всероссийского и международных конкурсов, солистки Ярославской областной филармонии, заслуженной артистки России. Она совмещала концертную де-тельность с педагогической казала большое влияние на раз-итие фортепианного отделения, высоко подняв исполнительскую планку обучающихся. Блестящие концерты ее класса всегда собирали полный зал.

В 1966 году музыкальная школа получает отдельное здание. В училище возникает необходимость открыть сектор педагогической практики. На сегодняшний день это хорошо организованная структура — музыкальная школа, где под руководством преподавателей студенты занимаются педагогической и концертмейстерской практикой. Вот уже три года проводится конкурс ансамблей «учитель-ученик», где студенты пробуют свои силы в качестве членов жюри.

1970-е — годы активной методической деятельности. На фортепианном отделении уделяется большое внимание педагогической подготовке, осваивается педагогический репертуар. Училище осуществляло эту работу в тесном сотрудничестве с Н. А. Копчевским, с методистом М. Э. Фейгиным. Большую

методическую помощь и поддержку оказывали фортепианному отделению преподаватели консерваторий. Представители московских вузов — В. В. Горностаева, А. И. Сац, Ю. В. По-низовкин — посещали училище с мастер-классами и концертами. Оно находилось в зоне методического руководства Горьковской консерватории, откуда известная пианистка и педагог Б. С. Ма-ранц часто привозила своих учеников. Другие педагоги консерватории — И. И. Кац, И. З. Фридман, Э. А. Моносзон — регулярно проводили здесь открытые

гическую деятельность выпускники Ленинградской консерватории — И. В. Киселёва, ГМПИ им. Гнесиных — О. И. Дубров-кина, Петрозаводской консерватории — Ю. И. Макаров и Л. В. Макарова. Постепенно увеличивался контингент обучающихся. В 1980-е годы конкурс среди абитуриентов составлял два человека на место, а на курсе обучалось от пятнадцати до двадцати человек.

В 1990-е годы страна переживает очередной переломный период. Фортепианное отделение Ярославского музыкального

уроки. В свою очередь преподаватели училища курировали музыкальные школы, оказывали методическую помощь, присутствовали на выпускных экзаменах.

В 1970-е годы в Ярославле и областных городах открывается большое количество музыкальных школ, увеличивается набор на фортепианное отделение музыкального училища, расширяется педагогический состав. После окончания Горьковской консерватории приезжают работать А. С. Баженов и Е. А. Рома-ненко. Начинают свою педаго-

училища под руководством заслуженного работника культуры РФ Р. Ф. Охотиной продолжает выпускать перспективных студентов. Пополняют педагогический состав училища выпускники ГМПИ им. Гнесиных Е. Ю. Дрогобецкая, Е. С. Каши-рина и выпускники Нижегородской консерватории Н. А. Пушкина и С. В. Шубина. Постепенно совершенствуется учебный план, добавляются новые предметы: технологическая подготовка, история фортепианного искусства, родственный инструмент — клавесин. На каждом

23

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

курсе проводится коллоквиум по специальности, также были разработаны задания к коллоквиуму по концертмейстерскому классу.

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, методические связи с консерваториями не прерывались. В училище проводили мастер-классы педагоги московских вузов М. А. Фёдорова, Н. В. Трулль, В. М. Тропп,

B. Б. Носина, Р. А. Островский, преподаватели Нижегородской консерватории В. Г. Старынин,

C. В. Смирнов.

Демографический спад 1990-х,

отразившийся на наборе после-24 дующих лет, заставил активизировать профориентационную работу отдела: кураторство музыкальных школ, консультации, мастер-классы, концерты. В целях выявления и поддержки наиболее одаренных детей был учрежден областной фестиваль-конкурс фортепианной музыки «Музыкальные надежды», который стал ежегодным. Вот уже более 20 лет при училище

функционирует ДМШ, являясь площадкой для подготовки профессионально ориентированных учащихся к поступлению в следующее звено.

Раз в три года в училище проводится Межрегиональный конкурс пианистов имени А. Д. Львовой. На протяжении последних 10-15 лет география конкурса, привлекающего юных музыкантов и их педагогов высоким уровнем профессиональных требований, постоянно расширяется, охватывая несколько регионов России. Второй тур в юношеской группе традиционно проводится с участием симфонического оркестра в областной филармонии.

Фортепианное отделение ведет активную концертную деятельность. Студенты и преподаватели принимают участие практически во всех концертах училища на разных площадках города и области. Сложились определенные традиции в проведении таких мероприятий, как отчетный концерт фортепианного отделения, концерт

фортепианных дуэтов, классные концерты.

В настоящее время фортепианное отделение Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова представляет собой творчески сплоченный коллектив, где работают представители разных поколений, где смелый творческий поиск сочетается с сохранением педагогических традиций, заложенных основателями ярославской пианистической школы.

Литература

1. Дильмухаметова С. Г., Макарова Е. П., Макаров М. А. К 100-летию со дня основания Детской школы искусств имени Л. В. Собинова 1904-2004. Ярославль, 2004. 81 с.

2. Голос: газета. 1911. 10 мая.

3. Задерацкий В. В. Per aspera... М.: Композитор, 2009. 320 с.

4. Левашова Г. А. Вступительная статья // III Ярославский областной открытый конкурс пианистов им. А. Д. Львовой. 28 февраля - 2 марта 2011. С. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.