Научная статья на тему 'Шахтинский музыкальный колледж глазами ростовчан'

Шахтинский музыкальный колледж глазами ростовчан Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Поделиться
Ключевые слова
ШАХТИНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) / РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА / Э. РАБИНОВИЧ / М. ФУКСМАН / Е. СУРИН / А. СЕЛИЦКИЙ / Н. САМОХОД-КИНА / Л. БОРИСОВА / E. RABINOVICH / M. FUKSMAN / E. SURIN / N. SAMOKHODKINA / A. SELITZKY / L. BORISOVA

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дорошенко Алиса Васильевна

Статья посвящена юбилею Шахтинского музыкального колледжа. Автором приводятся воспоминания профессоров и доцентов Ростовской консерватории, в разные годы связанных с этим учебным заведением.

SHACHTY COLLEGE OF MUSIC IN ROSTOV RESIDENT''S OPINION

The article is devoted to the jubilee of Shachty College of Music. The author adduces some memoirs of professors and docents of the Rostov State Rachmaninov conservatoire who were associated with this College in different years.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Шахтинский музыкальный колледж глазами ростовчан»

А. Дорошенко

ШАХТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ГЛАЗАМИ РОСТОВЧАН

A. Doroshenko

SHACHTY COLLEGE OF MUSIC IN ROSTOV RESIDENT'S OPINION

Статья посвящена юбилею Шахтинского музыкального колледжа. Автором приводятся воспоминания профессоров и доцентов Ростовской консерватории, в разные годы связанных с этим учебным заведением.

Ключевые слова: Шахтинское музыкальное училище (колледж), Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, Э. Рабинович, М. Фуксман, Е. Сурин, А. Селицкий, Н. Самоход-кина, Л. Борисова.

The article is devoted to the jubilee of Shachty College of Music. The author adduces some memoirs of professors and docents of the Rostov State Rachmaninov conservatoire who were associated with this College in different years.

Key words: Shachtinsky college of music, Rostov State Rakhmaninov Conservatoire, E. Rabinovich, M. Fuksman, E. Surin, N. Samokhodkina, A. Selitzky, L. Borisova.

Шестидесятые годы XX века явились важным этапом в развитии отечественного музыкального образования. Именно в этот период на Юге России был организован целый ряд новых музыкальных образовательных учреждений. Так, в двух расположенных по соседству городах Ростовской области с разницей в год открылись два учебных заведения - Ростовский музыкально-педагогический институт, ныне - Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова (1967), и Шахтинское музыкальное училище, сегодня - Шахтинский музыкальный колледж (1968). При этом уже более сорока лет ростовчане и шахтинцы стремятся развивать профессиональное сотрудничество в различных сферах.

Будучи созданными практически одновременно, ростовский вуз и колледж из Шахт с небольшим интервалом отмечают юбилейные даты. Совсем недавно, в 2012 году, отпраздновала свое 45-летие Ростовская консерватория; сейчас настал черед шахтинцев принимать поздравления.

В данной публикации мы не стремились подробно осветить историю колледжа, решив обратиться к педагогам консерватории, на протяжении длительного времени так или иначе связанным с этим учебным заведением. Кто-то из них учился в Шахтах, другие плодотворно работали в Шахтинском музыкальном колледже или довольно долго поддерживали творческие контакты с его коллективом.

Вопросы, которые были предложены нашим собеседникам, касались общих впечатлений от учебного заведения и города в целом, изменений, происходивших в колледже с годами, воспоминаний об интересных событиях, о замечательных людях, чья трудовая деятельность протекала и протекает в Шахтах. Естественно, особое внимание было уделено совместным проектам, реализуемым РГК и ШМК. Все опрашиваемые охотно согласились поделиться своими размышлениями на заданную тему и поздравили коллектив колледжа с юбилеем. Итак, предлагаем перелистать страницы из «шахтин-ских мемуаров» ростовчан.

Вспоминает Элла Александровна Рабинович, концертмейстер кафедры струнных инструментов:

Каждый год в нашей стране празднуют День шахтера. На одном из концертов, посвященных этой дате, я выступала в качестве концертмейстера вместе со знаменитым певцом, народным артистом СССР Николаем Кондратюком. По счастливой случайности этот концерт посетила моя давняя подруга по Ростовскому музыкальному училищу, которую я давно не видела, Валентина Дмитриевна Рябова. Как оказалось, к тому времени она стала директором ШМУ. Во время дружеской беседы Валентина Дмитриевна предложила мне работу в своем училище. Сначала я отказывалась - работы мне хватало и в Ростове, - но соблазн получить квартиру, которую мне пообещала подруга, оказался

слишком велик, и на следующий год я приехала в Шахты. Поначалу пыталась совмещать работу в двух городах, а затем все же выбрала училище. Нагрузка была огромной, зарплата более чем достойной по тем временам - 390 рублей! Так что работала я с большим энтузиазмом (смеется). Этому способствовала и очень теплая атмосфера в нашем дружном коллективе. Когда заболела моя мать, коллеги с пониманием отнеслись к этой ситуации, в 2002 году я вернулась в Ростов и с тех пор живу здесь. С коллегами из Шахт до сих пор сохраняю прекрасные отношения. Когда я приезжаю в гости - теперь уже в Шахтинский колледж, мы собираемся все вместе, как одна семья, и ведем долгий разговор старых друзей. Я намного старше многих моих приятелей, но мы всегда говорим друг с другом на одном языке. Ощущаю себя человеком без возраста (смеется). Более того, в Шахтин-ском колледже работает немало выпускников Ростовского музыкального училища и нашей консерватории. В конце каждого учебного года я вместе со многими студентами нашей консерватории еду обыгрывать их экзаменационные программы; даем концерт именно в Шахтах...

Я проработала в этом учебном заведении много лет и видела, какие изменения происходили на протяжении длительного времени. А они были весьма существенные. Колледж, как и сам город Шахты, вырос во всех отношениях.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Из особо запомнившихся событий привести хотелось бы несколько. Было время, когда выпускник консерватории, известный вокалист Валерий Костин, обладатель роскошного лирико-драматического тенора, давал в Шахтинском училище концерты. Его программа включала все, что угодно душе любого слушателя, - оперные арии, романсы, шлягеры. Концертмейстером у него была ваша покорная слуга. Эти концерты, как правило, проходившие в начале сентября, становились праздниками для многочисленных слушателей. Настоящим событием всегда были концерты хоровых коллективов под руководством Виктора Гончарова. Еще когда я работала в училище, он привозил в Шахты свой хор. Как они звучали! Однажды хор исполнял какой-то совершенно невообразимый канон, названия не вспомню, - и это была фантастика!..

Я горжусь тем, что так много времени отдала городу Шахты. Мысль о том, что я стольким молодым людям помогла обрести профессию, заставляет меня радоваться: жизнь прожита не зря. В нашей стране и за рубежом живет большое количество моих бывших подопечных. Поэтому к Новому году и дню рождения я всегда получаю такое же количество

поздравлений! А это дорогого стоит! Я хочу пожелать Шахтинскому музыкальному колледжу благополучия: преподавателям - хороших, заинтересованных студентов, а студентам - побольше трудолюбия и творческого энтузиазма.

Вспоминает кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции, композитор Михаил Адольфович Фуксман:

Я учился в Шахтинском музыкальном училище в 1990-1993 годах. Я выбрал именно это училище потому, что... работал в нем. Да, сначала я закончил РГМПИ как композитор, был направлен по распределению в Шахтинское музыкальное училище, где и работал после армии преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Учился же я как скрипач - недаром ведь когда-то закончил детскую музыкальную школу по классу скрипки. Вдруг, после более чем десятилетнего перерыва (!), захотелось восстановить и усовершенствовать исполнительские навыки. По специальности я занимался у Ксении Федоровны Кошлаковой. Она - серьезный, требовательный педагог, скидок на мой возраст и длительный перерыв в обучении не делала, хотя связанные с этим трудности, разумеется, учитывала. Ксения Федоровна немало дала мне, за что я ей сердечно благодарен.

Жизнь музыкантов в Шахтах, по сравнению с Ростовом, представляется значительно более сложной. В училище работали и работают настоящие энтузиасты. Связь с Ростовской консерваторией была и остается тесной. Из Ростова-на-Дону приезжали педагоги на госэкзамены (А. Я. Селицкий, Е. А. Сурин), некоторые педагоги и выпускники РГК в разные годы трудились и ныне трудятся в колледже (Н. П. Захарченко, С. П. Крылов, Ф. А. Ревенко, Л. В. Борисова, Т. И. Соха, Л. В. Михалева, В. Б. Герасимова, В. А. Михайлова, Э. А. Рабинович, Л. В. Арбузова, Т. А. Адининская, Л. П. Степыгина, Н. Ю. Мережко, Е. В. Николаева, Е. Г. Фельдман)...

Запомнился биг-бэнд училища под руководством А. М. Лосева, эрудированного и творчески мыслящего джазового музыканта. В джазовом трио «Профиль» я играл вместе с Ю. Геворкяном (бас-гитара) и В. Александровым (ударные), Лосев консультировал нас компетентно и тактично. Запомнились наши репетиции, иногда ночные. Во время одной из них по моей «устной партитуре» мы наиграли недурную композицию / импровизацию «Сон Ниагары». Запомнились студентки из моего единственного выпуска (музыковеды, у которых я вел курсы музыкальной литературы, анализа музыкальных произведений): Наташа Белоусова, Таня Манухова, Ира Гелемеева (Сережкина), Лена

Галушкина, Лена Ломоносова. Запомнился безвременно ушедший В. В. Шаповалов, руководитель хора ШМУ, очень неравнодушный, эмоциональный человек, глубокий музыкант. Под его управлением хор пел мою комическую пьеску «Федул» - очень ярко и смешно. Когда я преподавал в училище, привлекли к себе внимание интересные выпускники; например, в РГК сейчас работают Е. В. Кисеева (тогда - Скобликова), Н. В. Самоходкина, Т. К. Овчинникова. В настоящее время я поддерживаю контакты с педагогами училища Л. П. Степыгиной, Л. В. Михалевой, Т. А. Сохой, а также с К. Ф. Кошлаковой, преподающей ныне в Ростовском колледже искусств. К сожалению, я плохо осведомлен о сегодняшнем состоянии дел в училище, не могу судить о текущем уровне. Знаю, что заметно улучшилась материальная база, за что спасибо администрации. Нынешним педагогам и студентам я желаю творческого энтузиазма, несмотря на трудности (их в Шахтах хватает), терпения, удачной творческой и педагогической судьбы.

Вспоминает профессор кафедры специального фортепиано Евгений Александрович Сурин:

Я познакомился с училищем, если не ошибаюсь, в 1978 году, когда выезжал туда для проведения концерта моих студентов. Поэтому в первую очередь у меня установились тесные контакты с фортепианным отделением. Заведующим отделения тогда был Владимир Листопадов, с которым мы вместе учились в Ростовском училище. После этого приезда концерты моих студентов в Шахтах стали традиционными. Позднее я посещал это учебное заведение и в качестве председателя аттестационной комиссии, выполняя данную миссию в общей сложности раз шесть на протяжении 15 лет. Помимо концертов и аттестаций, мне довелось провести не один мастер-класс в Шахтинском училище, а в 1980-е годы я даже был куратором фортепианного отделения. До сих пор меня ежегодно приглашают туда с мастер-классами...

Я считаю, что тесная связь с Ростовской консерваторией благотворно отразилась на жизни Шахтинского училища. С момента открытия в этом учебном заведении произошли существенные изменения. На рубеже 1970-1980-х годов здесь ощущался дефицит квалифицированных педагогов. Не случайно многие музыканты из Ростова приезжали тогда работать в Шахты. Так, на фортепианном отделении, с которым я сотрудничаю, в течение десятилетий успешно работают наши бывшие студенты. Помимо двух моих выпускниц, упомяну воспитанников Владимира Владимировича

Орловского, Натальи Николаевны Симоновой, Риммы Григорьевны Скороходовой. На протяжении 1980-х годов ситуация стала меняться в лучшую сторону - профессиональный уровень педагогов Шахтинского училища значительно вырос. Радостно осознавать, что многие шахтинцы усматривают в этом и мою заслугу (смеется). Сегодня педагоги из Шахтинского колледжа не уступают по качеству работы своим коллегам из Ростова-на-Дону. При этом ростовчанам живется полегче - здесь много музыкальных школ, есть возможность отобрать нужное количество талантливых абитуриентов. Город Шахты, в отличие от Ростова-на-Дону, располагает всего двумя музыкальными школами, решать подобные проблемы сложнее. Но к моменту выпуска благодаря грамотной работе педагогов даже у не слишком одаренных студентов наблюдается заметный прогресс. Впоследствии многие из выпускников поступают к нам в консерваторию.

Сейчас Шахтинский колледж расположен в великолепном новом здании. Например, у многих моих коллег-пианистов есть собственные комфортабельные классы, о чем я могу только мечтать. Училище, безусловно, заслуживает благополучного существования, так как из года в год выполняет свою функцию, обеспечивая страну квалифицированными кадрами. Поэтому хочу пожелать: преподавателям - не терять оптимизма и столь же добросовестно работать, студентам - плодотворно трудиться вместе с талантливыми педагогами.

Вспоминает доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Александр Яковлевич Селицкии:

Мое первое знакомство с Шахтинским музыкальным училищем произошло в конце 1980-х годов - то есть, страшно представить, около 25 лет назад! Я приехал туда в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии на выпускных экзаменах, впервые оказавшись не только в училище, но и в самом городе. Как сейчас помню, это было чудесное время - начало июня. Если не считать вызывающего раздражение тополиного пуха, все было просто замечательно! Меня сразу же удивил сам город, «шахтерское» название которого производит не очень приятное впечатление. Вопреки ожиданиям, это оказался очень светлый, красиво украшенный, солнечный город. В училище, к моему удивлению (как-никак приехал в первый раз!), встретилось много знакомых лиц - выпускников РГМПИ разных лет. Более того, многие из них когда-то были моими студентами. В ходе наших встреч на лекциях и семинарах я не задавался

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

вопросом о месте жительства этих студентов, и только сейчас выяснилось, что значительная их часть - выходцы из Шахт. Абсолютное большинство педагогов на теоретическом отделении составляли наши бывшие студенты, среди них была даже моя дипломница. Поэтому вполне естественно, что никакого дискомфорта от посещения незнакомого места я не испытывал.

Тогда училище произвело на меня вполне благоприятное впечатление, тем более что я понимал, в каких трудных условиях, по сравнению с Ростовским, оно находится. Небольшой город Шахты, в отличие от Ростова, располагал всего двумя музыкальными школами, возможность отбора талантливых абитуриентов была намного меньше. Поэтому перед педагогами училища стояла сложная задача - показать максимальный результат, изначально оказавшись не в самом выгодном положении. И, нужно сказать, им это удавалось великолепно.

Вслед за первым посещением Шахт я приезжал туда не раз. Был период, когда руководство училища предложило мне курировать теоретическое отделение. Наши встречи проходили несколько раз в год, работа велась в самых разнообразных формах: прослушивания учащихся старших курсов, проведение различных концертов, открытых уроков...

Спустя много лет две воспитанницы Шах-тинского училища оказались моими студентками - я имею в виду Наталью Вячеславовну Самоходкину и Елену Васильевну Кисееву. Обе они сегодня преподают в Ростовской консерватории, являются кандидатами искусствоведения, доцентами, реализуют себя и в других областях. Наталья Вячеславовна ныне заведует музыкально-литературной частью Ростовского музыкального театра, Елена Васильевна занимает важную административную должность в нашем вузе...

Дружба двух территориально близких учебных заведений, к тому же почти ровесников - Ростовской консерватории и Шахтинского музыкального колледжа, - безусловно, принесла свои плоды. Уже много лет педагоги исполнительских факультетов консерватории приезжают в Шахты не только для оказания методической помощи, но и для концертных выступлений. В качестве примера могу упомянуть Евгения Александровича Сурина, который неоднократно привозил студентов своего класса на подобные концерты в училище. Для многих шахтинцев эти «творческие отчеты» служили хорошим примером, наглядно показывавшим, как можно научиться играть, поступив в консерваторию и прилежно занимаясь по специальности. Бывало, педагоги нескольких кафедр

Ростовской консерватории собирались в Шахтах с целью обсуждения различных вопросов, относящихся к сфере учебного процесса в аналогичных образовательных учреждениях. Такие мероприятия позволяли учащимся и педагогам пополнить запас своих музыкальных впечатлений.

Есть одна история, связанная с этим учебным заведением, о которой мне хотелось бы обязательно рассказать. Приехав в Шахтинское училище, на отделении струнных инструментов я обнаружил знакомого. А впервые я встретился с ним почти за четверть века до этого, обучаясь в Артемовском музыкальном училище (Донецкая область). Тогда наше учебное заведение посетил молодой выпускник Института имени Гнесиных, скрипач Борис Гордон. Он пробыл в Артемовске недолго, но его игру я запомнил на долгие годы. Музыкальные впечатления, которые были первыми в твоей жизни, остаются в памяти и не вытесняются последующими, хотя бы и гораздо более яркими. В исполнении Бориса Гордона я впервые услышал «Меланхолическую серенаду» Чайковского. Возможности бывать на хороших концертах в маленьком городе нет, грампластинки в то время купить было не просто. Поэтому я запомнил эту «Серенаду» именно в исполнении Гордона. И вот спустя много лет мы встретились как старые друзья. Может быть, мы так тепло отнеслись друг к другу оттого, что нас объединял небольшой кусочек совместного прошлого, который более никакую пару людей в это время и в этом месте не связывал. Позднее я в меру своих сил способствовал назначению его на директорскую должность. Человек он был прекрасный, жаль, что его давно уже нет в живых.

Вспоминает кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Наталья Вячеславовна Самоходкина:

Я поступила в училище в 1992 году, окончила в 1996. Учиться было чрезвычайно интересно. Непросто, но интересно. Вспоминаются совместная с однокурсниками подготовка к занятиям, долгие часы в фонотеке и библиотеке. Учеба не производила скучного впечатления, это было активное познание мира, музыки, впитывание всего нового и незнакомого. Помнится особое отношение к нам и педагогов, и сотрудников. По сути, в 15-16 лет мы еще были детьми. Мамы звонили нам в училище на вахту (ведь тогда не было мобильных телефонов), а вахтерши знали всех по именам и фамилиям. Концерты, капустники, КВНы, пение романсов, инструментовка, задачи по гармонии, курсовые работы... Особенно запомнилась подготовка к

олимпиаде по музыкальной литературе в Ростовской консерватории. Было боязно, но жутко любопытно. Помню, как мне достался вопрос о «Русалке» Даргомыжского (кто бы мог подумать, что через 11 лет я защищу диссертацию по оперному творчеству этого композитора?!), как с улыбкой Г. Е. Калошина и Е. Г. Шевляков расспрашивали меня о Князе, а я знала только о Мельнике и Наташе...

Надина Илаловна Аносова - зав. теоретическим отделением, умная, интеллигентная, увлеченная профессией. С нее все и началось. Когда родители привезли меня в училище на прослушивание, я хотела поступать на дирижерско-хоровое отделение, потому что отчаянно мечтала стать оперной певицей. Но в тот момент заведующей этим отделением не было на месте, и меня отправили к Надежде Илаловне (так мы ее называли). Она убедила моих родителей, что мне следует непременно поступать на теоретическое... И не ошиблась!

Мои однокурсники после училища выбрали другие профессии, я одна поступила в Ростовскую консерваторию. А с младших курсов теоретического отделения в Ростов поступила Лена Скобликова (Елена Васильевна Кисеева). В училище началась и продолжается моя дружба с Антониной Аносовой, дочерью Н. И. Аносовой. В консерватории мы учились вместе, но на разных факультетах...

Я редко бываю в родном училище. Но нисколько не сомневаюсь, что педагоги, которые воспитывали меня, по-прежнему дарят необычайное тепло ученикам, любовь к музыке, к профессии...

Мое пожелание нынешним студентам Шахтинского колледжа - верить и знать, что избранная профессия важна, нужна, что она удивительна, способна сделать мир прекраснее, стать источником счастья и радости. А педагогам желаю здоровья, долгих лет жизни, хорошего настроения, уверенности в завтрашнем дне и, конечно, талантливых и любящих учеников.

Рассказывает доцент кафедры струнных инструментоеЛюбоеъ Викторовна Борисова:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Мое знакомство с Шахтинским музыкальным училищем состоялось по окончании учебы в РГМПИ. Тогда я была принята на отделение камерного ансамбля в качестве концертмейстера. После пятилетней работы в училище наступил перерыв, а затем обстоятельства вновь сложились в пользу Шахт, где началась моя педагогическая деятельность.

Могу сказать, что с момента моей первой встречи с колледжем здесь произошли

значительные изменения. Нынешние педагоги и студенты уже являются представителями нового времени, а у тех, кто там работает давно, возобладал новый подход к своему делу: требовательность каждого по отношению к самому себе заметно возросла. Явно улучшилась организационная составляющая образовательного процесса - в колледже постоянно проводятся творческие встречи, мастер-классы, яркие концерты. У ребят ощутимо выросла заинтересованность в освоении выбранных профессий. Если 20-30 лет назад многие учились без особого энтузиазма, не совсем понимая, зачем им нужна данная специальность, то сейчас я наблюдаю все больше деятельных молодых людей, которые успевают, с одной стороны, совершенствовать исполнительское мастерство, с другой, - участвовать в артистической жизни колледжа, выступая на концертной сцене, различных капустниках и других увлекательных мероприятиях. Когда в учебном заведении преобладают и учатся заинтересованные люди, это не может не повлиять на образовательный процесс. В лучшую сторону изменился колледж и внешне. Можно заметить, что его администрация с большой любовью относится к учреждению, в котором работает.

Об интенсивности профессионального сотрудничества Ростовской консерватории и Шахтинского колледжа наглядно свидетельствует тот факт, что в настоящее время практически все педагоги колледжа - выпускники Ростовской консерватории разных лет

Плодотворные связи такого рода наблюдаются во всех сферах жизни училища. К примеру, на выпускных экзаменах в Шахтах регулярно присутствуют педагоги консерватории. Стремясь получить профессиональные консультации относительно перспектив своих воспитанников, шахтинцы приезжают именно в консерваторию, к своим педагогам по специальности. Это общение учителей и учеников не прерывается, оно во многом предопределяет организацию всех составляющих учебного процесса.

Напомню также, что ведущие специалисты нашего вуза постоянно участвуют в работе итоговых аттестационных комиссий. Я замечаю, как трепещут шахтинцы - баянисты и аккордеонисты, когда приезжает Людмила Васильевна Варавина: здесь ее очень уважают и любят, на нее все равняются. Собственно говоря, подобный пиетет присущ отношению преподавателей и учащихся колледжа к любому авторитетному педагогу консерватории.

На протяжении последних лет, работая в Шахтинском колледже, я с неизменным удовлетворением воспринимаю напряженный

ритм творческой жизни этого учебного заведения. В самом деле, здесь постоянно проходят различные мероприятия, концерты, ни одна праздничная или юбилейная дата не упускается из виду. Есть учащиеся, которые очень любят быть на сцене и обладают разносторонним артистическим потенциалом. Иногда ребятам удаются просто замечательные постановки, мы не устаем удивляться: откуда у этих энтузиастов столько изобретательности, выдумки, неисчерпаемой энергии?! Я даже иногда сожалею, что различные обстоятельства не позволяют мне принимать участие в подобных мероприятиях. Кроме того, в последние годы всеми отделениями колледжа организуется немало выездных концертов. Иногда я приезжаю на работу и узнаю: мои ученики еще не вернулись с концерта, проводимого в другом городе. Ну что поделаешь, - ожидаю их возвращения (смеется).

В значительной мере эти позитивные сдвиги являются заслугой нынешнего директора Шах-тинского колледжа Натальи Павловны Захар-ченко. Ей поразительным образом удается быть и дипломатичной, и очень требовательной, поддерживая теплую атмосферу в коллективе.

В связи с юбилейной датой хочу пожелать педагогам колледжа побольше заинтересованных и талантливых учеников. Каждый из нас мечтает о воспитанниках, которые смогут реализовать все наши творческие помыслы и в которых можно будет вложить всю душу. Если появляется хотя бы один такой ученик - это уже счастье. Пусть не иссякает приток талантливых ребят, общение с которыми способно доставить нам истинное удовольствие от работы. Хочу пожелать выдающихся художественных результатов, а самое главное, - крепкого здоровья и неиссякаемых жизненных сил всем шахтинцам.