Научная статья на тему 'ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОФЕССОРЕ БЕРТЕ СОЛОМОНОВНЕ МАРАНЦ'

ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОФЕССОРЕ БЕРТЕ СОЛОМОНОВНЕ МАРАНЦ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРТА СОЛОМОНОВНА МАРАНЦ / ФОРТЕПИАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА / ОТКРЫТЫЕ УРОКИ / КОНЦЕРТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дегтярёва Галина Сергеевна

В статье приводятся воспоминания о Берте Соломоновне Маранц, написанные с большой теплотой и благодарностью старейшим преподавателем Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова, заслуженным работником культуры РФ Г. С. Дегтярёвой. В течение многих лет ей посчастливилось общаться с Бертой Соломоновной, которая приезжала в Ярославское училище с концертами, открытыми уроками и лекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIES OF PROFESSOR BERTHA SOLOMONOVNA MARANTZ

The article contains memoirs of Bertha Solomonovna Marantz, written with great warmth and gratitude by the oldest teacher of the Yaroslavl Musical College named after L. V. Sobinov, Honored Worker of Culture of the Russian Federation G.S. Degtyareva. For many years she was lucky to communicate with Bertha Solomonovna, who came to the Yaroslavl College with concerts, open lessons and lectures.

Текст научной работы на тему «ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОФЕССОРЕ БЕРТЕ СОЛОМОНОВНЕ МАРАНЦ»

Воспоминания о профессоре Берте Соломоновне Маранц

Дегтярёва Галина Сергеевна

заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова E-mail: nngk@mail.ru

В статье приводятся воспоминания о Берте Соломоновне Маранц, аписанные с большой еплотой и благодарностью старейшим преподавателем Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова, заслуженным работником культуры РФ Г. С. Дегтярёвой. В течение многих лет ей посчастливилось общаться с Бертой Соломоновной, которая приезжала в Ярославское училище с концертами, открытыми уроками и лекциями. Ключевые слова: Берта Соломоновна Маранц, фортепианное отделение Ярославского музыкального училища, открытые уроки, концерты

В работе фортепианного отделения училища особо интересными были довольно частые встречи с профессорами и пре-

подавателями высших учебных заведений. В 1970-е годы мы находились в так называемой зоне методического руководства Горьковской консерватории им. М. И. Глинки. Заведующей кафедрой фортепиано была профессор Берта Соломоновна Маранц, встречи с которой в музыкальном училище — на концертах, смотрах и конкурсах учащихся — оставили большой след в сложном пути становления нашей педагогической профессии.

Я с удовольствием держу в руках книгу «Берта Маранц: Играть? Обязательно играть!» (Н. Новгород: ДЕКОМ, 2007. 2-е изд.), посвященную столетию со дня ее рождения. Портрет на обложке, где она молодая, улыбающаяся, открытая к общению, невольно переносит в воспоминания тех прошедших 1970-х годов, когда встречи с нею были моментами праздника, обогащения знаниями, обме-

на творческими впечатлениями. Хочется поблагодарить всех, кто с большой любовью пишут о ней. Это ее многочисленные ученики, друзья, коллеги — все, кто соприкоснулся с ней как с человеком. Подчеркивая разные черты личности Берты Соломоновны, на первый план выступает педагогическая увлеченность, большая любовь к своей профессии — учить, передавать свои умения и знания, воспитывать музыкантов. Время подвело итоги: более двухсот ее учеников работают в разных регионах нашей страны, и за рубежом в музыкальных учебных заведениях, и концертируют.

С детства получившая хорошую пианистическую школу, закончившая Московскую консерваторию по классу Г. Г. Ней-гауза Берта Соломоновна была и блестящим исполнителем. И, несмотря на свою педагогическую загруженность, она постоянно играла в сольных концертах и с

13

корифеи отечественной музыки: портреты, очерки, воспоминания

ш

14

симфоническим оркестром. Ее исполнение, записанное на приложенном к книге диске, восхищает яркостью, свежестью трактовки, качеством звуковой выразительности, глубиной содержания.

В Ярославль Берта Соломоновна приезжала очень часто. Как правило, она привозила учеников своего класса с концертами. Так, в памяти сохранились фортепианный вечер — цикл сонат Скрябина (ноябрь 1982 года) с ее подробной аннотацией, кон-

церт Наталии Зайчик и Андрея Сокола с большой программой: Лист Соната си минор, Шопен Прелюдии, Шуман «Венский карнавал», Бетховен — Соната № 9 (апрель 1982), концерт из произведений современных композиторов Бабаджаняна, Буцко, Барбера, где прозвучали четыре скерцо Шопена и «Игра воды» Равеля. Об этом вечере напоминает фотография около училища (1970-е годы), где я узнаю Е. Рывкина (лауреата 3-й премии конкурса им. П. И. Чайковско-

го), аспирантку М. Прудовкину, А. Николаеву.

Справа стоит врач Э. К. Пи-лецкий, отец моего ученика, относившийся с большим поклонением к Берте Соломоновне, посещавший все ее концертные выступления в училище и сопровождавший гостей в экскурсиях по городу. Берте Соломоновне на снимке около 70 лет.

Многочисленные открытые уроки, которые проводила Берта Маранц в училище, привлекали не только преподавателей отдела, на них присутствовали педагоги музыкальных школ города и области, зал был заполнен до отказа, эти встречи были для нас уроками большого мастера, побуждающего к совершенствованию нашей профессии. Работала Берта Соломоновна очень активно, особое внимание обращала на содержание музыкального образа, на особенности фактуры произведения, интонационный строй музыкальной фразы, мотива, звуковое оформление с применением конкретных приемов игры. А ее показ за инструментом вызывал эстетическое наслаждение. Вспоминаются уроки: Лист Тарантелла, Бетховен Тридцать две вариации, «Лунная соната», Дебюсси «Затонувший собор», Чайковский — пьесы из «Времен года».

С большим желанием по нашей просьбе Берта Соломоновна давала концерты. Она играла сонаты и Вариации фа минор Гайдна, Тридцать две вариации и Пятнадцать вариаций Бетховена, «Затонувший собор» Дебюсси, Балладу № 4 Шопена.

Сохранилась фотография после одного из концертов с педагогами в классе № 16, а также за-

писи ее лекций на отделе — «О штрихах» и «Некоторые вопросы педагогики и исполнительства (на примере работы над пьесой «На тройке» Чайковского)».

Среди человеческих качеств Берты Соломоновны хочется выделить естественную простоту общения, скромность в бытовых жизненных ситуациях. Общаться с ней было очень интересно в силу удивительного качества — любознательности и желания всегда учиться и, все знать! Ее характер, твердый, преданный своим идеалам, неимоверная трудоспособность до преклонных лет вызывала чувство уважения и преклонения.

Мне вспоминается встреча Берты Соломоновны по приезде к нам на пароходе. Встречали мы ее с В. В. Юркевской, которая училась в Горьком, и была дружна с ее сыном А. С. Бендицким. На предложение отдохнуть и перекусить она резко возразила: «Нет, надо пройтись по городу!»

Ее постоянные вопросы о названии храмов, фамилиях архитекторов интересных построек заставляли заблаговременно в следующий раз готовиться к встрече и перечитать соответствующую литературу. Разбирая бумаги, я нашла теплую поздравительную телеграмму к моему юбилею от нее и коллег консерватории; часто с удовольствием

слушаю ее исполнение на подаренной с надписью пластинке.

Педагоги фортепиано Ярославского музыкального училища им. Л. В. Собинова с благодарностью и любовью присоединяются к словам учеников, принесшим в книгу душевное тепло и благодарную память о наставнике, учителе и друге — Берте Соломоновне Маранц.

Литература 1. Берта Маранц: Играть? Обязательно играть! К 100-летию со дня рождения. Воспоминания, статьи, переписка / сост. Б. Гецелев, Т. Сиднева. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2007. 368 с.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.