Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN518.pdf
DOI: 10.15862/43PDMN518 (http://dx.doi.org/10.15862/43PDMN518)
Статья поступила в редакцию 25.09.2018; опубликована 16.11.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ипполитова Н.А., Князькова Н.А. История формирования системы высшего педагогического образования на территории Иркутской области // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/43PDMN518
For citation:
Ippolitova N.A., Knyazkova N.A. (2018). History of formation of the system of higher pedagogical education in the Irkutsk region. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN518.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/43PDMN518
УДК 3.37.09 ГРНТИ 14.01.79
Ипполитова Нина Александровна
ФГБОУ ВО «Педагогический институт ИГУ», Иркутск, Россия Кандидат географических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=159150
Княькова Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Педагогический институт ИГУ», Иркутск, Россия
Магистрант E-mail: [email protected]
История формирования системы высшего педагогического образования на территории Иркутской области
Аннотация. Статья посвящена истории возникновения и развития педагогических учебных заведений на территории Иркутской области (губернии). Рассмотрено формирование основных образовательных учреждений педагогического профиля. Выделены четыре основных исторических периода формирования педагогического образования на территории региона: дореволюционный, советский (включающий 3 основных этапа: довоенный, военный и послевоенный), период перестройки и современный. При рассмотрении каждого из периодов становится очевидно, что учебные заведения, занимающиеся подготовкой педагогов, являются катализаторами социально-экономического развития территории и страны в целом. В ходе проведенного исследования выявлено, что развитие высшего педагогического образования на территории региона происходило в русле основных тенденций модернизационных процессов российского общества. Однако имели место особенности историко-культурного развития Иркутского региона, которые обусловили специфичность решения образовательных проблем. Значительное влияние на развитие системы подготовки педагогических кадров оказали социально-экономические процессы, протекающие в регионе и в Сибири в целом.
Исследование подтверждает, что развитие педагогического образования в Иркутской области шло и идет в русле общегосударственных тенденций, однако имеет свою региональную
специфику. В настоящее время в области отмечается острая нехватка молодых учителей, а также специалистов, соответствующих требованиям единого профессионального стандарта педагогических работников, все это происходит на фоне уменьшения бюджетных мест в вузах педагогического профиля.
Ключевые слова: педагогическое образование; учительская семинария; учительский институт; педагогический институт; профессиональный стандарт педагогического работника
История возникновения и деятельности педагогических учебных заведений не просто отражает процесс формирования системы образования в стране или в отдельно взятом регионе, но и характеризует социально-экономическое и культурное развитие общества.
Развитие общества диктует необходимость просвещения основных масс населения, что возможно через систему открытия учебных заведений разного уровня и ведомственной подчиненности. Хорошо известно, что среди факторов, определяющих эффективность деятельности любой организации, в том числе и учебного заведения, является наличие подготовленных кадров. Все это характерно как для системы образования Восточной Сибири, так и для других регионов, расположенных за Уралом в дореволюционный период. Все восточные территории испытывали нехватку педагогических кадров. Решением этой проблемы могло стать развитие собственных образовательных учреждений, т. е. подготовки кадров на «месте».
На территории Иркутской области, как одного из крупных Сибирских регионов, можно выделить несколько периодов формирования системы педагогического образования.
Первый период - дореволюционный. Он один из самых длительных по времени, именно в этот период происходила закладка первых образовательных учреждений, которые занимались подготовкой педагогических кадров.
Несмотря на то, что первое учебное заведение «Мунгальская» школа, открытая в Иркутской губернии в 1725 году, была первым педагогическим учебным заведением, учительская семинария открылась только в 1872 г. Этот факт свидетельствует о социально-экономической и культурной отсталости Сибири. Большинство населения было неграмотным: 60 % мужчин и 83 % женщин в возрасте 9-49 лет не умели ни читать, ни писать. Из каждых пяти детей и подростков четверо не имели возможности учиться. По данным 1911 г. в бывшей Иркутской губернии из 100 городских детей школьного возраста обучались 22, а в сельской местности - лишь 4 ребенка. Грамотные люди составляли в среднем 15 % (среди женщин -7,6 %) [1]. Такой высокий показатель неграмотных объясняется малым количеством учебных заведений, число которых, в Восточной Сибири долгое время исчислялось единицами. Открытие учебных заведений и все культурные события, происходили на десятилетия позже, чем в европейской России, что можно объяснить малым количеством желающих ехать в Сибирь для осуществления процесса образования и отсутствием учреждений, занимающихся подготовкой учителей в регионе.
Согласно либеральному Уставу 1804 г. в Иркутской губернии сложилась следующая структура учебных заведений: мужская губернская гимназия, Иркутское уездное училище, Иркутское приходское училище им Воскресенского (на 1805 г.). В этом же году было открыто инородческое училище в Балаганске, проработавшее всего год. Эта сеть учебных заведений, находившихся в ведении созданного в 1802 году Министерства народного просвещения. За 50 лет было открыто только два уездных училища в г. Нижнеудинске (1817 г.) и г. Киренске (1827 г.) и семь приходских училищ, из которых три в Иркутске [2].
Кроме учебных заведений Министерства народного просвещения в эти годы были открыты Сиропитательный дом Медведниковой (рис. 1) и Девичий институт (рис. 2),
находившиеся в ведении «ведомства императрицы Марии», а также продолжали функционировать духовная семинария и две Церковно-приходских школы [3].
Иркутскъ. Св1ЮП1ггатодишП догь 81^п»лппковоа
Рисунок 1. Сиропитательный Рисунок 2. Девичий
дом Е. Медведниковой 1839 г. [7] институт Восточной Сибири 1846 г. [7]
В первой четверти ХХ века в Иркутской губернии, как и в целом по России, продолжался промышленный подъем, вызванный реформами 60-70-х годов XIX века. Позитивные процессы, происходящие в экономике, неизбежно вели к аналогичным изменениям в сфере образования. Начался быстрый рост учебных заведений: начальных, средних, профессиональных, но образовательная сеть характеризовалась крайней пестротой в отношении ведомственной принадлежности. Так, начальные училища делились на земские, городские, министерские, железнодорожные, церковноприходские и др. Не меньше «хозяев» было у средних и профессиональных учебных заведений. Они принадлежали Министерству народного просвещения, ведомствам духовному и «императрицы Марии Федоровны», а также финансовым, военным, горным и другим организациям [4]. Не было в Иркутской губернии также и единого центра территориального управления учебными заведениями: все средние и профессиональные учебные заведения находились в ведении Главного инспектора училищ Восточной Сибири в канцелярии генерал-губернатора, а начальные училища находились в ведении Дирекции народных училищ при губернаторе. Растущее число учебных заведений требовало обеспечения их квалифицированными педагогическими кадрами. Вместе с тем, подготовкой учителей для учебных заведений всех типов и принадлежащих различным ведомствам, занимались только Министерство народного просвещения и Духовное ведомство. До установления Советской власти в Иркутской губернии по линии Министерства народного просвещения учителей для начальной школы готовили Иркутская, Киренская, Балаганская и Тулунская учительские семинарии, педагогические классы при женских правительственных гимназиях, педагогический класс при Жердовской сельскохозяйственной школе [3].
Начиная с 1911 года при Девичьем институте Восточной Сибири стал функционировать педагогический класс. Чуть раньше, в 1909 г. был организован Учительский институт (находился в ведении Министерства народного просвещения), на который возлагалась задача подготовки педагогов для учебных заведений повышенного типа (городские и высшие начальные училища, гимназии и др.). Первым директором учительского института был Петр Николаевич Жданов, коллектив института состоял из 12 человек. Структурным подразделением института было двухклассное народное училище для мальчиков из малообеспеченных семей. Все студенты обучались по единому учебному плану: закон божий, педагогика, дидактика, русский и церковно-славянский языки, математика, история, физика, естествознание, рисование, черчение, пение и по выбору ручной труд [5]. Именно Учительский институт в последующем стал основой развития педагогического образования в губернии.
Советский период развития системы педагогического образования - это наиболее продуктивный период в отношении развития системы высшего и среднего педагогического образования. В этом периоде можно выделить несколько этапов. Первый - это послереволюционный или довоенный этап.
С установлением советской власти в Сибири и России в целом, начинается следующий этап развития системы высшего и среднего педагогического образования. Его начало связано с реорганизацией профессионально-педагогических учебных заведений в единую педагогическую школу с новыми требованиями, в первую очередь идеологическими. Во всех крупных городах и уездных центрах организовывались курсы революционных учителей и пропагандистов.
Высшее педагогическое образование в Сибири и на Дальнем Востоке в 1920-х гг. обеспечивали 2 педагогических факультета в составе Иркутского государственного университета и Дальневосточного государственного университета, а также физико-математический факультет Томского государственного университета.
В Иркутской области коренные изменения в системе образования связаны с преобразованием Учительского института в Институт Народного образования, его главная задача состояла в подготовке учителей с высшим образованием для начальной школы. В последующем Институт влился в Иркутский университет на правах психолого-педагогического факультета, а в 1931 году выделился в самостоятельный педагогический институт. Кроме Иркутского института, еще один был открыт в городе Тулуне, в 1939 году. Эти учебные заведения проработали 20 лет и подготовили профессиональные педагогические кадры (табл. 1) для воспитания и образования всех возрастных групп подрастающего поколения на территории Иркутской области и близлежащих регионов.
Таблица 1
Контингент учащихся Иркутского и Тулунского институтов
Годы Количество учащихся Учащиеся заочно
Иркутский институт Тулунский институт Всего Иркутский институт Тулунский институт Всего
1938/1939 592 158 750 - - -
1939/1940 402 97 499 37 - 37
1940/1941 527 - 527 11 1 12
Составлено по литературным источникам: [3, 4, 5, 7]
Однако процесс пополнения школ качественными работниками образования не соответствовал потребностям региона. В школах области продолжали работать учителя, не имеющие даже среднего образования. В 1937 г. доля таких учителей в школах региона составляла 32 %. Единственным учреждением региона, занимающимся подготовкой педагогических кадров до начала 30-х г. оставался педагогический факультет Иркутского университета, которых стал приемником учительского университета. Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, что выпуск учителей в целом соответствовал потребностям школ в педагогических кадрах. При этом задачу по подготовке учителей решали и педагогические училища, их количество к 1937 г. достигло шести. Общее число студентов, обучающихся одновременно в педагогических техникумах Иркутской области, на 1 сентября 1937 г. составило 1124 человека, а на 1 сентября 1938 г. - 1564, т. е. число учащихся педагогических техникумов возросло в 1,4 раза [6]. Продолжилась работа по обучению будущих учителей на заочном отделении.
Несмотря на увеличение количества подготовленных педагогических кадров, сохранялась значительная территориальная дифференциация в обеспечении школ квалифицированными учителями. Во многих школах Иркутской области отмечалась нехватка преподавателей физики, математики, русского языка и литературы. Особенно остро данная проблема стояла в отдаленных районах и небольших населенных пунктах.
В результате проведенных реформ к началу 1940-х годов на территории Иркутской области сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров. 1 января
1940 г. в области было 1346 начальных школ, 166 неполных средних и 86 средних школ. В школах области обучались 256 тыс. учащихся. Каждая средняя и неполно-средняя школа могла рассчитывать на 3-4 выпускника пединститута. Регион мог самостоятельно обеспечивать основные потребности в высококвалифицированных педагогических кадрах.
В 1940 г. институт отметил 20-летие своей советской истории. По количеству студентов пединститут уступал только медицинскому, где обучалось 1341 человек, в университете - 725, в горном институте - 590 студентов. Всего в Иркутске в 1940 году было 4731 студентов. Это являлось свидетельством возросших возможностей пединститута, ростом его авторитета и повышения уровня культуры населения города и области [7].
Военный этап развития
Великая Отечественная война внесла серьезные изменения в подготовке учительства. Мобилизация на фронт работников просвещения, студентов педагогических учебных заведений увеличила дефицит педагогических кадров. Здания учебных заведений использовались под госпитали и общежития, военные и хозяйственные заведения. Обстановка военного времени требовала перестроить работу института, в результате чего произошел переход подготовки учителей на трехлетний срок обучения. Это потребовало уплотнения учебных планов и сокращения учебных программ. В институтах для всех категорий работников установили 7 часовой рабочий день.
В связи с призывом в армию и добровольным уходом уменьшилось в институте количество студентов. На 1 сентября 1941-1942 учебного года в педагогическом институте было 534, а в учительском - 142 студента, т. е. всего 676 человек. В 1942 году в Учительском институте функционировало всего три отделения: историко-филологическое, физико-математическое и естественно-географическое, но несмотря на это институт начал выпускать учителей русского языка, литературы и истории, т. е. учителей широкого профиля.
Материальное положение института в годы войны значительно ухудшилось. Общая сумма финансирования института в годы войны по сравнению с предвоенным периодом и первым годом войны резко уменьшилась, только в 1945 г. вернулась к прежним показателям, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Бюджет ИГПИ с 1941-1945 гг. (в тыс. руб.)
Годы 1941 1942 1944 1945
1. Общая сумма бюджета 2435,5 1453,2 2330,2 2623,0
2. В т. ч. зарплата ППС 810,2 755,1 853,4 821,4
3. Научная работа 28,8 6,5 6,0 6,0
4. Стипендия 307,3 168,6 255,5 791,8
Составлено по литературным источникам: [3, 4, 5, 7]
В августе 1944 г. учительский институт был преобразован в самостоятельное профессиональное учебное заведение для подготовки учителей 5 -7 классов неполной средней и средней школы. Факультеты учительского института были преобразованы в отделения: физико-математическое, естественно-географическое, историко-филологическое.
За годы войны в педагогическом институте было подготовлено по полной программе 415 учителей с высшим образованием и еще около 150 человек через разные курсы, ускоренные формы обучения. В Иркутске в эти годы уже функционировало семь вузов, в них обучались около пяти тысяч студентов, выпуск военных лет иркутских вузов составил 3417 человек. Иркутский университет выпустил 687 специалистов разного профиля и 565 специалистов -пединститут.
https://mir-nauki.com
Послевоенный этап
После окончания войны перед педагогическими вузами стояли новые задачи: обеспечение всеобщего обучения детей с семилетнего возраста, как в городах, так и в сельской местности. А начиная с 1951 года завершить переход от семилетнего к всеобщему среднему образованию в городах и крупных агропромышленных центрах, подготовить условия для осуществления перехода к всеобщему среднему образованию. Все это было предусмотрено пятилетним планом развития народного хозяйства СССР. Для решения этих задач нужны были педагогические кадры. Перед войной в Иркутской области было 1600 школ, к 1955 г. их стало 2000. Если в 1940-1941 учебном году обучалось 247,5 тыс. учеников, то в 1960-1961 учебном году их стало 399,6 тыс. Вопрос обеспечения образовательных учреждений области квалифицированными кадрами стоял очень остро, что требовало внесения изменений в работу имеющихся высших образовательных учреждений области. Поэтому 1959-1961 гг. - это годы перехода института к новому этапу в своей истории. К этому времени изменился профиль института, были открыты два новых факультета: методики начального образования для подготовки учителей начальных классов и дошкольного воспитания для подготовки методистов детских садов. На 1 сентября 1960 г. в институте было 11 кафедр, в штате института работало 102 сотрудника. В этом году институт закончили 169 выпускников очного отделения, семь из них получили диплом с отличием. Для сравнения: в 1957 пединститут выпустил 54 учителя, т. е. за 3 года в 3 раза увеличилось количество выпускников. Иркутский государственный педагогический институт набирал темпы в деле подготовки кадров. С 1946 по 1961 гг. институт подготовил 3065 учителей по 12 специальностям [7].
Иркутский государственный педагогический институт наиболее полно отразил историю послевоенного становления и развития высшего педагогического образования не только в восточной Сибири, но и в СССР. Так, на 1 октября 1962 г. на очном отделении в институте обучались 1416 студентов. Увеличение набора привело к резкому росту контингента студентов. Если в 1963-1964 учебном году на очном отделении обучались 1655 человек, то в 1969-1970 -уже 3252, на заочном отделении, соответственно 1926 и 3630 студентов. В 1971-1972 учебном году на очное отделение набрали 878 студентов. Конкурс по документам составлял три человека на одно место, т. е. подано 2571 заявление. Самый большой конкурс был на исторический факультет - 7 человек на место. К этому времени более стабильным стал профессорско-преподавательский состав. На 1 января 1975 г. в институте работали 396 преподавателей, среди них 160 дипломированных специалистов, в их числе 10 докторов наук, профессоров и 140 кандидатов наук, доцентов. Остепененность профессорско-преподавательских кадров составила 37,8 %.
С 1969 в педагогических институтах открылись подготовительные отделения, с 1972 выделялись места для внеконкурсного приема молодежи из отдаленных сельских районов, что позволило значительно увеличить долю педагогов с высшим образованием в сельской местности.
В 1960-70 гг. активизировалась научно-исследовательская деятельность во всех педагогических вузах Сибири, в том числе и в ИГПИ. В 1962 г. в Иркутске по инициативе преподавателя педагогического института А.И. Дулова создана Восточно-Сибирская лаборатория НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, в работе которой принимали участие студенты, аспиранты и преподаватели института, учителя близлежащих областей.
Итак, за десять лет (1976-1985 гг.) в институте продолжился рост числа кафедр, сменилось их руководство за счет привлечения молодых научных кадров. Тормозом в расширении подготовки учителей была материальная база института, остро стоял вопрос с
https://mir-nauki.com
общежитиями, а выделяемые средства институт использовал на приобретение новой техники для оснащения учебных и научных лабораторий [3].
С середины 80-х гг.ХХ века в общественно-политической жизни страны начался новый этап. Естественно, такие коренные изменения не могли не сказаться на состоянии высшей школы. В это время Иркутский педагогический институт стал одним из крупнейших педагогических вузов Российской Федерации. В его составе было 13 факультетов: математический, физический, индустриально-педагогический, исторический, естественно-географический, музыкально-педагогический, дефектологический, факультеты педагогики и методики начального образования, дошкольного воспитания, русского языка и литературы и факультет по работе с иностранными студентами, на которых по 12 педагогическим специальностям обучались более 7 тыс. студентов. Кроме перечисленных факультетов, в структуру института входили 32 кафедры, профессорско-преподавательский состав которых насчитывал в те годы около 400 человек, среди которых в разные периоды времени 11 -13 докторов наук, профессоров и около 250 кандидатов наук, доцентов. Общий уровень кадров высшей квалификации составлял в среднем 53 %, что на 5,5 % было выше общероссийских показателей.
Социально-политические и социально-экономические реформы конца 1980-х - 1990-х гг. оказали двойственное влияние на развитие Педагогического образования в регионе. Демократизация и деидеологизация образования способствовали активизации педагогического поиска новых форм, методов, содержания Педагогического образования в соответствии с современным уровнем развития педагогической науки. Главным итогом первого десятилетия перестройки высшей школы (1986-1996 гг.) было то, что институт сохранился как высшее учебное заведение, сумел уберечь квалифицированный костяк профессорско-преподавательского состава, с большими трудностями и собственными усилиями сохранял и оберегал, по возможности приумножал свою материально-учебную и научную базу, ежегодно обеспечивал полный прием студентов на педагогические специальности.
Общие для системы профессионального образования организационные изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства педагогических вузов региона в педагогические университеты. Ректорат Иркутского государственного педагогического института сумел сформировать работоспособный руководящий состав всех подразделений института и, руководствуясь «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ» (1993 г.), добиться статуса университета. Данная тенденция характерна для многих педагогических институтов Сибири того времени. В 1997 институт получает статус Иркутского государственного педагогического университета (ИГПУ). В конце 1990-х ИГПУ имел 12 факультетов, на которых обучалось более 7 тыс. студентов. Вместе с тем экономический кризис, отрицательно повлиявший на статус учителей, существенно снизил популярность педагогических учебных заведений и ухудшил условия их деятельности. Одним из способов решения данной проблемы стало расширение спектра специальностей, в их число были включены психология, связи с общественностью, социальная работа, молодежная политика и другие. Однако проблема обеспечения школ региона, и особенно сельской местности, квалифицированными педагогами по-прежнему остается острой из-за нежелания выпускников работать по специальности.
Период перестройки
https://mir-nauki.com
Современный период развития
В 2009 вуз становится Восточно-Сибирской государственной академией образования (ВСГАО), продолжая оставаться крупным методическим центром высшего образования области. В ВСГАО работает 30 докторов наук и профессоров, более 300 кандидатов наук и доцентов, 18 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий наук, 18 заслуженных деятелей науки, культуры и работников высшей школы. В структуре академии 8 факультетов, обеспечивающих подготовку по более чем 30-ти специальностям и направлениям (бакалавриата). Открыты магистратура, аспирантура и докторантура.
В 2012 году, согласно проверкам, проводимым Министерством образования России, вуз был отнесен к группе неэффективных и в 2013 г. включен в состав Иркутского государственного университета (ИГУ). В настоящее время вуз является структурным подразделением ИГУ (Педагогический институт ИГУ). На сегодняшний день ПИ ИГУ производится обучение по укрупненной группе специальностей и направлений: 44.06.01 "Образование и педагогические науки" по направлениям подготовки: Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование, Профессиональное обучение (по отраслям), Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Открыта магистратура, аспирантура и докторантура. Функционируют курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки, дополнительные развивающие программы для детей и взрослых1. В настоящее время Педагогический институт ИГУ остается единственным высшим учебным заведением области, занимающимся подготовкой педагогов. С каждым годом в области отмечается нехватка учительских кадров, кадровый дефицит закрывается за счет увеличения числа часов, приходящихся на одного педагога (работа на 1,5-2, ставки), так в общеобразовательных школах региона работает 20,2 тыс. учителей, которые закрывают 30 тыс. ставок. В ближайшие пять лет, такой подход не сможет решить возникающую нехватку учительских кадров. Для области характерна высокая доля учителей пенсионного возраста - 28,3 %, доля учителей до 25 лет - всего 6 %. Все эти проблемы напрямую связаны с подготовкой будущих учителей. Начиная с 2013 г. отмечается снижение прихода в школы молодых специалистов, что связано с закрытием региональных программ по привлечению молодежи в бюджетную сферу, а также уменьшение бюджетных мест на педагогические направления. В 2015 году на бакалавриат (педагогические направлении) области было выделено 1173 бюджетных места, а в 2016 - всего 540, их количество уменьшилось в 2 раза! После ликвидации филиала Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), которое также стало структурным подразделением ИГУ, было выделено незначительное количество бюджетных мест на педагогическое направление, которое не покроет острый дефицит учителей иностранных языков. Не стоит забывать и то, что кроме учителей, в педагогическом институте осуществляется подготовка дефектологов, психологов и преподавателей для средних учебных заведений. Согласно подсчетам, которые ведет Педагогический институт ИГУ, 60-70 % от общего числа выпускников отправятся в школы, т. е. через пять лет в школы придут всего 180-200 молодых учителей, при реальной потребности 700 человек [8]. Причина нехватки педагогов не только в низкой зарплате, огромной нагрузке и больших объемах отчетности. В области катастрофически не хватает выпускников-педагогов, имеющих образование, соответствующее требованием единого профессионального стандарта педагогических работников, т. е. все педагоги в школе должны иметь высшее образование, а имеющие диплом о специальном образовании должны пойти учится дальше. В настоящее время регион должен лоббировать свои интересы и ходатайствовать перед Министерством науки и высшего образования РФ, чтобы решить острую проблему нехватки педагогических кадров. Она имеет государственное
1 http://pi. isu. ru/ru/dopobr/index. html.
значение, так как недостаток учителей характерен для большинства регионов страны. Однако наиболее остро данная проблема стоит в регионах, имеющих невысокую плотность населения - Сибирь и Дальний Восток [9].
Заключение
В ходе проведенного исследования выявлено, что развитие высшего педагогического образования на территории региона происходило в русле основных тенденций модернизационных процессов российского общества. Однако имели место особенности историко-культурного развития Иркутского региона, которые обусловили специфичность решения образовательных проблем. Значительное влияние на развитие системы подготовки педагогических кадров оказали социально-экономические процессы, протекающие в регионе и в Сибири в целом. На основании изученной литературы, выделены четыре основных периода развития педагогического образования в регионе, дана их характеристика.
Исследование подтверждает, что развитие педагогического образования в Иркутской области шло и идет в русле общегосударственных тенденций, однако имеет свою региональную специфику. В настоящее время в области отмечается острая нехватка молодых учителей, а также специалистов, соответствующих требованием единого профессионального стандарта педагогических работников, все это происходит на фоне уменьшения бюджетных мест в вузах педагогического профиля. При игнорировании имеющейся проблемы кадрового обеспечения, через несколько лет, вопрос обеспечения образовательных учреждений квалифицированными специалистами будет стоять еще острее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иркутский педагогический... - Иркутск: Изд-во Иркутского педагогического института, 1996. - 380 с.
2. Войтеховская М.П. История развития педагогического образования в Сибири / М.П. Войтеховская-Иркутск: Изд-во ГРНТИ Педагогика, 202. - 84 с.
3. Меньшиков Л.П. Педагогические учебные заведения Иркутской губернии (исторический аспект) / Л.П. Меньшиков, 1999. - 24 с.
4. Меньшиков Л.П. Из истории педагогического образования Иркутской губернии начала XX века / Л.П. Меньшиков - Пед. поиск Прибайкалья, 1999. - 43 с.
5. Педагогическая наука и образование Восточной Сибири: материалы 15 традиц. годич. собр. Вост.-Сиб. Центра управления пед. науки и образования / Гл. управление общ. и проф. Образования Иркутской области, 2006. - 144 с.
6. Меньшиков Л.П. Из истории среднего педагогического образования Иркутской Области: Учеб. пособие - Иркутское региональное отделение пед. о-ва РФ. Иркутский пед. колледж №1, 2001. - 33 с.
7. Валиева Е.Н. Педагогическое образование // «Историческая энциклопедия Сибири». http://irkipedia.ru/content/pedagogicheskoe_obrazovanie_istoricheskaya_ enciklopediya_sibiri_200 (дата обращения 19.09.2018).
8. Трифонова Елена Урок не впрок // Восточно-Сибирская правда. -http://www.vsp.ru/2016/08/31/urok-ne-vprok-2/ (дата обращения 20.09.2018).
9. Корнеева Е.А. Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических кадров // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 7-9. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1945/ (дата обращения: 19.09.2018).
Ippolitova Nina Aleksandrovna
Pedagogical institute of ISU, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Knyazkova Natalia Aleksandrovna
Pedagogical institute of ISU, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
History of formation of the system of higher pedagogical education in the Irkutsk region
Abstract. The article is devoted to the history of the emergence and development of pedagogical educational institutions in the territory of the Irkutsk region (province). The formation of the main educational institutions of pedagogical profile is considered. There are four main historical periods of the formation of pedagogical education in the region: pre-revolutionary, Soviet (which includes 3 main stages: pre-war, military and post-war), the period of restructuring and modern. When examining each of the periods, it becomes obvious that educational institutions involved in the training of teachers are catalysts for the socio-economic development of the territory and the country as a whole. In the course of the study it was revealed that the development of higher pedagogical education in the region took place in line with the main trends of the modernization processes in Russian society. However, there were features of the historical and cultural development of the Irkutsk region, which determined the specificity of the solution of educational problems. The socio-economic processes that take place in the region and in Siberia as a whole have had a significant impact on the development of the system for training teachers.
The study confirms that the development of pedagogical education in the Irkutsk region went and is in line with national trends, but has its own regional specifics. At present, there is an acute shortage of young teachers in the region, as well as specialists who meet the requirements of the unified professional standard of pedagogical workers, all this is happening against the background of a decrease in budgetary places in pedagogical institutions of higher education.
Keywords: pedagogical education; teacher's Seminary; teacher's Institute; pedagogical Institute; professional standard of pedagogical worker