Научная статья на тему 'Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект'

Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / "ПРИШЛЫЕ ЛЮДИ" / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКАБРИСТЫ / УЧИТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / SETTLERS (EDUCATED PEOPLE WHO CAME FROM EUROPEAN PART OF RUSSIA) / TEACHER'S TRAINING INSTITUTION / THE HISTORY OF INTELLIGENTSIA / EASTERN SIBERIA / NATIONAL EDUCATION / DECEMBRISTS / TEACHER / PEDAGOGICAL INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понятовская Елена Владимировна

В статье исследуется процесс становления педагогической интеллигенции на территории Восточной Сибири от появления «пришлых людей» до формирования системы подготовки в учебных заведениях. Акцент делается на то, что количественный и качественный состав педагогической интеллигенции Восточной Сибири был неодинаков, но вместе с тем, сохраняя главные свои черты, приобретая новые качества, она влияла на воспитание и образование подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понятовская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical intelligentsia of Eastern Siberia: historical aspect

The article is devoted to the analysis of pedagogical intelligentsia's formation on the territory of Eastern Siberia from the advent of settlers (educated people who came from European part of Russia) to formation of the training system in the educational institutions. Great importance is also attached to the development of quantity and quality characteristics of pedagogical intelligentsia and its infl uence on the education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект»

15. Потанин, Г. Н. Иногороднический вопрос в Сибири. [Текст] / Г. Н. Потанин // Восточное Обозрение. - 1884. - № 26. с. 16.

16. Шашков, С. С. Буряты Иркутской губернии. [Текст] / С. С. Шашков // Иркутские губернские ведомости. - 1858. - № 11.

17. Щапов, А. П. Какие факультеты необходимы в сибирском университете? [Текст] / А. П. Щапов // Сибирь». - 1875. - № 3.

18. Ядренцев, Н. М. Сибирь перед судом русской литературы [Текст] /

Н. М. Ядринцев // Томские губернские ведомости. - 1865. - № 9.

19. Ядренцев, Н. М. Общественная жизнь Сибири [Текст] / Н. М. Ядринцев // Томские губернские ведомости. - 1865. - № 5.

УДК 3711(С 18)

Е. В. Понятовская

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Тема истории интеллигенции остается актуальной в научных исследованиях. Хотим мы того или не хотим, невозможно обойти вопросы, связанные особенностью формирования интеллигенции и ее жизнедеятельности в разные исторические эпохи и периоды в конкретном регионе.

Опираясь на точку зрения В. С. Меметова, Ю. Ф. Абрамова и других исследователей, согласно которой представители русской интеллигенции унаследовали многовековые традиции античной и византийской культуры, Древней Руси и Московского государства, Российской империи и Советского Союза, а слой образованных людей стал формироваться в эпоху Петра Великого, мы рассматриваем взаимосвязь между появлением пришлых грамотным людей и развитием педагогической интеллигенции в Сибири: именно «пришлые люди» стали, с одной стороны, основателями различных групп интеллигенции, с другой стороны, условием и средством развития интеллигенции.

Первые грамотные люди пришли в Восточную Сибирь в период освоения Прибайкалья русскими землепроходцами. Началом этого освоения принято считать 30-е годы XVII века, когда на территории нынешней Иркутской области были основаны первые крепости-остроги: Илимский, Братский, Киренский, Усть-Кутский, Иркутский острог. Вокруг острогов стали селиться посадские люди, занимавшиеся торговлей, ремеслом, охотой и сельским хозяйством [7, с. 54].

К концу XVII столетия некоторые из Восточно-Сибирских острогов стали городами. В одном из них, Иркутске, решались политические, культурные судьбы не только большей части Сибири, но и Дальнего Востока.

Рядом с городами устраивались и православные монастыри - первые очаги грамотности: Вознесенский мужской (1672), Знаменский (1693). В них со дня своего основания учили не только верить, но и читать.

Сибирь испытывала значительную нужду в грамотных людях для хозяйственных, административных и даже дипломатических целей; поэтому первые сибирские школы, хотя и были духовными, но обслуживали не только церковные, но и общегражданские потребности светской правительственной власти.

Слой грамотных людей не ограничивался священниками и монахами. Среди казаков, промысловиков, крестьян, двинувшихся осваивать новый край, оказалось немало грамотных людей. Поэтому главной формой народного просвещения в Сибири в то время, как и по всей России, было обучение у бродячих «мастеров грамоты».

Началом народного образования области принято считать 1725 г., когда по указу Петра I при Вознесенском монастыре (мужском) г. Иркутска была открыта «мунгальская» школа для «обучения сибирских отроков китайскому и монгольскому языкам в виду лучшего сближения с соседями», которая способствовала не только подготовке переводчиков восточных языков, помогающих развивать торговлю с Китаем и Монголией, но и дальнейшему распространению христианств [7, с. 32]. На протяжении двух десятков лет эта школа была единственной в этом регионе, благодаря которой в Иркутске начал формироваться слой «собственных» грамотных людей.

Начало светского образования области связано с открытием в 1781 г. «градской» школы, которая была открыта на деньги, собранные по подписке среди местного купечества. В этот период времени именно купечество ставит перед правительством вопрос об организации специальных учебных заведений для детей купцов и мещан. Перечень предметов состоял их тех предметов, которые считались необходимыми для овладения купеческой профессией. Не только выгода и польза двигала купечеством при учреждении и финансировании таких учебных заведений, но и желание совершать богоудное дело. Главная цель - дать сиротам и детям обедневших купцов приют и достойное образование. Таким образом, профессиональные знания и умения являлись необходимым компонентом культуры русского купечества, а учебные заведения служили ретранслятором его ценностных доминант не только представителей своего сословия, но и других сословий и состояний [10, с. 135].

К началу XIX в. в Иркутске расположилась резиденция генерал-губернатора Восточной Сибири. Город стал центром иркутской губернии, выделившейся из состава Сибирской, центром епархии и учебных заведений Сибири: были открыты мужская губернская гимназия, уездные училища, Воскресенское приходское училище и др. Постепенно стала формироваться сеть учебных заведений не только в Иркутске, но и в других городах губернии, однако этот процесс был очень медленный. На наш взгляд, одной из причин

медленному формированию сети учебных заведений в этот период времени было небольшое количество педагогической интеллигенции.

На становление сибирской интеллигенции повлияло присутствие декабристов. Мы рассматриваем декабристов как крупнейших русских интеллигентов, просвещеннейших людей в Сибири.

Несмотря на то что численность ссыльных декабристов в различных районов Сибири была невелика, их пребывание не могло не сказаться на судьбе этой земли: они своей просветительской деятельностью внесли существенный вклад в культурное развитие края.

Выбор декабристами вида деятельности и способов ее реализации зависели от ряда причин. Во-первых, это направленность интересов и деятельность до восстания. Во-вторых, это интересы и склонности, возникшие или развившиеся уже во время пребывания в Сибири. В-третьих, деятельность их вытекала из потребностей края и местного населения, учитывая специфику местных национальных, культурных, социальных и природных условий. Неслучайно сибирская администрация часто закрывала глаза на занятия декабристов либо ходатайствовала перед центральной властью в порядке исключения разрешить заниматься хозяйственной, административной педагогической и медицинской деятельностью. В-четвертых, большое влияние оказывал их материальный достаток: для неимущих декабристов очень остро стояла проблема - найти средства к существованию, что зачастую и определяло выбор ими вида деятельности [4; 8; 9].

Педагогическая деятельность декабристов, несмотря на то, что она была строго запрещена, получила широкое распространение. К ней обращались все слои сибирского общества, вплоть до высших чинов местной администрации. Желая дать своим детям хорошее образование, они тем самым шли на сознательное нарушение правительственных распоряжений. Вполне понятно, что в таких условиях эта деятельность декабристов носила, за редким исключением, негласный характер.

Вклад декабристов в дело улучшения образования в Сибири заключался еще и в том, что они старались по возможности положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием, на постановку образования в специальных учебных заведениях. Нередко они содержали неимущих учеников на свои средства, оказывали содействие тем, кто желал продолжить образование дальше [8].

В образовательной деятельности ссыльных декабристов в Сибири огромную важность имеет сам феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, в большинстве своем не имевшие до этого соответствовавшего опыта, к тому же пережившие тяжелое крушение своих жизненных планов и попавшие в совершенно новую для себя социальную среду, благодаря своей энциклопедической образованности, широте мысли, высокому моральному облику и передовым общественным взглядам, добились значительных успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь своих учеников и жителей Сибири.

Образовательная деятельность декабристов имела большое практическое и социальное значение. Как свидетельствуют отзывы современников, архивные данные статистики, исследования, в 1840-1850 гг. то есть в период наиболее активной деятельности декабристов по народному образованию в Сибири, непосредственно благодаря ей и в силу влияния, которое оказали декабристы на образовательную систему региона, в Сибири увеличилось число школ, учащихся, улучшилось качество образования.

Декабристы пробудили к жизни молодые умы интеллигенции, заложили основы понимания значимости образования на развитие Сибирского региона, значимости региона для России, способствовали появлению возможности получать образование и женскому полу, несмотря на то, что большого развития женское образование в этот исторический период не получило, женские учебные заведения начинают появляться. Так, по завещанию купчихи-меценатки Елизаветы Медведниковой был открыт Сиропитательный дом - учебное заведение для девочек из малообеспеченных семей и сирот (1838), в котором в течение 6 лет ученицы получали начальное и профессиональное образование.

В 1845 г. по требованию генерала-губернатора В. Я. Уперта город получил и женское привилегированное учебное заведение - Восточно-Сибирский девичий институт. Несмотря на название, это было среднее учебное заведение для детей из дворянских и чиновничьих семей, единственное учебное заведение для женщин на территории Сибири. При институте был создан педагогический класс, в котором готовились домашние учительницы.

В 1852 г. с помощью купца-мецената Ефима Кузнецова было открыто еще одно городское училище «для девиц духовного звания», в дальнейшем ставшего епархиальным. При нем функционировало одноклассное приходское училище, по окончании которого воспитанницы имели право быть учителями церковно-приходской школы.

Однако долгое время развитие женского образования на территории рассматриваемых городов тормозилось различными причинами, несмотря на то, что в количественном отношении женские гимназии превосходили мужские. В частности в Иркутске количество грамотных девочек было ограничено, поэтому достаточно трудно было производить набор в открытое женское училище. Встречались родители, которые не хотели обучать своих дочерей в учебных заведениях, для них «слово просвещение - пустой звук». Часть родителей считало, что нужно сначала на других посмотреть, «увидеть результаты просвещения на других». Кроме того, широко были распространены слухи, «что грамотных девочек будут отправлять на Амур и что за обучение будут рано или поздно взыскивать деньги» [11, с. 277].

Примечательно, что в этот период времени на территории Иркутской губернии не было ни одного педагогического учебного заведения. Количество пришлых людей с достаточно высоким уровнем образования и культуры обеспечивали потребность региона в учителях.

Только со второй половины XIX в. учителя становятся самой многочисленной профессиональной группой. В 1865 г. на территории Восточной Сибири (Иркутск, Красноярск, Чита) работало 55 учителей, большинство из которых проживало в г. Иркутске. В рассматриваемый период учителя мужского пола составляли абсолютное большинство, причем в Иркутске все же было несколько женщин, в других городах Сибири -только мужчины. Первые учительницы появились в Иркутске в середине 60-ых г. XIX в. Это были выпускницы Девичьего института Восточной Сибири. Ряды женщин-учителей пополнялись за счет сети начальных и средних учебных заведений. Через 15 лет число учительниц возросло в 6 раз, причем большая часть приходилась на Иркутск, к концу века женщины составляли 1\3 части всей учительской интеллигенции [6, с. 47].

Социальный статус педагогической интеллигенции был неодинаков. Большую часть учителей средних учебных заведений по происхождению составляли выходцы из семей дворян, духовенства, учителя начальных учебных заведений из семей духовенства, мещан, чиновников и даже крестьян.

В 70-90 гг. XIX в. был создан целый ряд средних, средне-специальных и начальных учебных заведений, к концу века в Иркутске работало 43 начальных учебных заведения, в т. ч. воскресные школы. Расширение сети учебных заведений в Восточной Сибири потребовало и увеличение количества педагогических кадров. Наиболее остро стоял вопрос подготовки учителей для начальных школ, в которых на тот момент подавляющая часть учителей не имела специального педагогического образования. Это было связано с тем, что до начала 70-ых годов XIX в. не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Обычно учителями служили лица, окончившие либо курс духовного семинарии, уездного училища, либо выдержавшие испытание на звание учителя.

С изданием «Положения об учительских семинариях» (1870 г.) и утверждением «Инструкции для учительских семинарий Министерства народного просвещения» (1875 г.) началась целенаправленная подготовка учителей для начальных школ. В 1872 г. была открыта одной из первых Иркутская учительская семинария, к 1917 г. в Восточно-Сибирском учебном округе было

5 семинарий, причем все они были мужскими и готовили кадры как для вновь открывающихся начальных училищ, так и для постепенной замены учителей, не имеющих педагогического образования. Курс семинарского обучения длился 3 года. Подавляющая часть семинаристов были коренными жителями Сибири. По свидетельству А. П. Панчукова, одного из первых исследователей истории народного образовании в Восточной Сибири, учительские семинарии не все в достаточной мере заполнялись учащимися. Так, в Иркутской учительской семинарии в 1880 г. обучалось 72 человека, хотя по штату полагалось 78 [8, с. 228]. Причин было несколько. Это и отдаленность учебных заведений от поселений сибиряков, недоступность профессиональ-

ного образования крестьянским детям, материальная необеспеченность, бедность родителей, необходимость выполнения домашних обязанностей, недостаточное знакомство с правилами приемы в учебные заведения, а также нежелание детей служить на педагогическом поприще из-за трудных условий работы. Учитель был плохо обеспечен материально, заработная плата низка, бюджет школ был скуден, помещения для школ неприспособленны. Поскольку большое количество учащихся по разным причинам отсеивались (по семейным обстоятельствам, ввиду малоуспешности), учительские семинарии могли лишь частично удовлетворить растущую потребность в педагогических кадрах.

Места учительниц в начальных классах могли занять выпускницы педагогических классов при женских гимназиях и епархиальных училищах, а также выпускники духовных семинарий. Частично проблему кадров решали 1-2-3-ые курсы по подготовке учителей, которые организовывали при учительских семинариях, гимназиях, начальных училищах. Для подготовки учителей церковно-приходских школ учителя готовились в церковноучительских семинариях и второклассных школах, значительно уступающим по подготовке кадров по сравнению с учительскими семинариями [1, с. 122-125].

По данным 1 всеобщей переписи населения (1892 г.) общее число лиц, занимавшимся учебно-воспитательным процессом в Восточной Сибири (Иркутск, Красноярск, Чита) составляло 790 человек, в учебных заведениях преподавало 353 человека, остальные 437 чел. - воспитательный персонал, частные преподаватели, из них большая часть проживала в Иркутске.

Таким образом, к концу XIX в. в Восточной Сибири существовали различные формы подготовки, за счет которых происходил рост количества учителей: курсов с разными сроками подготовки, педагогические классы при женских семинариях, церковно-учительские двуклассные школы, педагогические (седьмые) классы в епархиальных училищах. Однако этого было по-прежнему недостаточно для региона. Как показала перепись населения 1897 г., в целом по Сибири грамотность населения составила 12,4%, на селе - 9,9% , среди женщин соответственно 5,1 и 3,2% [7, с. 15].

Период конца XIX - начало XX вв., несмотря на то, что Восточная Сибирь в отличии от центральной части России, обладала рядом таких особенностей, как экстремальные условия жизни, очень низкая плотность населения, кочевой уклад жизни коренного населения и его культурная отсталость и безграмотность, инертность общества к культурно-образовательным начинаниям, охарактеризовался бурным развитием капитализма в России, приведшим к существенным изменениям в жизни людей, условиях их общественной и трудовой деятельности.

Мощное общественное движение кануна революции 1905-1907 г., период промышленного подъема 1908-1014 гг., переселение значительной части

населения в Сибирь - все это повлияло на дальнейшее развитие уровня образования в регионе и изменения структуры педагогической интеллигенции - Сибирь начинает уверенно догонять европейскую Россию. Резко возросли темпы развития начальной школы: с 1894 по 1911 г. количество школ в Сибири увеличилось на 167,2%, а во всей России только на 66,6%. Но охват первоначальным обучением населения Сибири по-прежнему отставал. Большинство выпускников школ составляли дети дворян и чиновников.

Xарактеризуя состояние школьного дела в Иркутской губернии, необходимо отметить следующее:

- в Иркутске было более 70 учебных заведений, в том числе несколько мужских и женских гимназий и реальных училищ, учительский и девичий институт, духовная, учительская и церковно-учительская семинарии, горное, промышленное, сельскохозяйственное, юнкерское, коммерческое, духовные мужское и женское училища, железнодорожные школы, а также несколько десятков приходских и высших начальных училищ;

- увеличилось число средних учебных заведений Министерства народного просвещения (только в 1908-1914 было открыто 24);

- шло ускоренное развитие женского среднего образования - с 1894 по 1914 г. число учебных заведений для женщин увеличилось с 24 до 50;

- учебные заведения принадлежали различным ведомствам - военному, духовному, гражданскому (Министерство народного просвещения), горному, ведомству особых управлений (девичий институт, приюты, сиропитательный дом);

- уровень образования в Иркутске для того времени был очень высок, но значительно отставал от столичного. По словам Иркутского головы Сукачева, как указывает В. Г. Распутин в очерке «Иркутск с нами», в 80-90 годы XIX в. «в Петербурге один учащийся приходился на 80 жителей, в Москве на 75, то в Иркутске только 29», между тем первый книжный магазин в Восточной Сибири был открыт в 1852 году именно в Иркутске, тем самым свидетельствуя о достаточно высоком уровне просвещенности населения Иркутска в сравнении с другими городами Восточной Сибири;

- средняя школа не была фактически общедоступной; плата за обучение, приобретение форменной одежды, учебных пособий, оторванность начальной школы от средней, раннее привлечение детей к работе из-за материальной нужды, само отношение администрации к «кухаркиным детям» - все это практически закрывало для детей рабочих и крестьян доступ в среднюю школу: они вынуждены были ограничиваться начальной школой или оставаться неграмотными;

- коренное население: эвенки, тофы, буряты (за исключением 5% мужчин) были поголовно неграмотными.

По-прежнему остро стоял вопрос о подготовке педагогических кадров. В 1911 г. в школах Восточной Сибири работали 41,9% учителей с низшим образованием и 35,1% - со средним. Подготовкой учителей для преподавания в учебных заведениях всех типов, принадлежащих различным ведомствам,

занималось Министерство народного просвещения (Иркутская, Киренская, Балаганская, Тулунская учительские семинарии, педагогические классы при женских привилигированных гимназиях, педагогический класс при сельскохозяйственной школе) и Духовное ведомство, которое готовило кадры в церковно-учительских семинариях при Князе-Владимирском монастыре, на курсах при духовной семинарии, в педагогическом классе женского епархиального училища. Духовное ведомство также имело второклассные учительские школы (женская в с. Малышовка, Балаганского уезда и три мужских в к. Киренск, с. Анга Верхоленского уезда и с. Кутулик Балаганского уезда) для подготовки учителей в «школы грамоты». Кроме этого, подготовка учителей осуществлялась на курсах различной продолжительности с последующей сдачей экзамена на звание учителя начальной школы.

В 1909 г. был организован учительский институт - первое высшее светское педагогического учреждения по подготовке педагогов для учебных заведений повышенного типа, к которым относились городские и высшие начальные училища, прогимназии. Это было мужское педагогическое учебное заведение, которое находилось в ведении Министерства народного просвещения, содержалось за счет средств государственного казначейства. Курс обучения продолжался 3 года.

Иркутск был вторым городом в Сибири, где открылся учительский институт. Для его создания в Восточной Сибири имелись объективные предпосылки. Под влиянием развития капиталистических отношений быстрыми темпами развивалась школьная сеть. В Сибири с 1894 по 1911 гг. количество школ увеличилось на 167,2 процента, ассигнование на народное образование выросло в 3 раза [3, с. 307].

Кроме того, Иркутск являлся столицей Восточно-Сибирского края, в состав входили Иркутская, Енисейская губернии, Якутская и Забайкальские области, здесь находилась резиденция генерал-губернатора Восточной Сибири, располагалось руководство учебным округом, инспекция народных училищ, осуществлявших управленческую, контролирующую и информационную функции.

Еще одним фактором для открытия учительского института в Иркутске являлось наличие в городе средних общеобразовательных гимназий и специальных учебных заведений (реальное, два коммерческих училища, кадетский корпус, Девичий институт и др.).

В создании и функционировании учительского института были заинтересованы генерал-губернаторы Восточно-Сибирского края и губернаторы Иркутской земли, т. к. считали своей личной ответственностью обеспечить педагогическими кадрами городские училища в уездах, где выпускники университетов не желали работать, а выпускники гимназий не могли обеспечить должный уровень методической и воспитательной работы с подростками.

Открытие учительского института было событием исторического значения, которое оказало огромное влияние на культурную жизнь не только

губернского центра, но и многих городов Восточной Сибири, выпускники которого по статусу профессиональной квалификации были выше выпускников учительских семинарий. С появлением учительского института и педагогического класса при Девичьем институте Восточной Сибири (1911 г.) вырос слой городской педагогической интеллигенции. Они активно включались в культурную жизнь города. Таким образом, мы можем констатировать, что в дореволюционной России были созданы предпосылки для появления и становления педагогической интеллигенции в Восточной Сибири.

В первой четверти XX в Иркутской губернии продолжался быстрый рост учебных заведений: начальных, средних, профессиональных, поскольку был велик спрос на образование. Несмотря на это, к 1917 году 80% населения Иркутской губернии было неграмотным, 954 школах обучалось всего 25% городских и 12% сельских детей школьного возраста. Обучением детей занималось около 1700 учителей, в основном в начальных школах. Сеть средних учебных заведений, представленная 16 учреждениями, обслуживала детей привилегированных классов.

Революция и Гражданская война временно прервали рост и развитие Сибирского образования, однако сложившиеся традиции не были полностью утрачены, сохранилась материальная база общеобразовательных учреждений, основная часть учительской интеллигенции. Как свидетельствуют исследования, началось реформирование системы образования по следующим направлениям: национализация всех типов учебных заведений, перевод школ на государственную основу, устранение влияния церкви на дела школы, переход на новую орфографию, подготовка и осуществление мероприятий по строительству Советской школы, преобразование учебных заведений: семинарии в старшие классы гимназий, мужское духовное училище

- в высшее начальное училище, женское епархиальное училище - в гимназию, создание новых типов учебных заведений, в том числе и высших -Иркутский Государственный университет был основан в 1918 г. по инициативе Верховного правителя России адмирала Александра Колчака, в августе 1920 г. на его рабочий факультет поступили первые студенты [2; 3; 7].

После принятия в 1918 г. Наркомпросом РСФСР «Временного положения

об учительских семинариях», срок обучения в Учительских семинариях должен был составить 5 лет, из которых первые три года должны были изучаться общеобразовательные дисциплины, затем 2 года специальные педагогические. По окончании учительской семинарии выпускники могли бы поступать в высшие учебные заведения. Однако уже в 1919 г. семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы, на которых 2 года отводилось изучению теоретических вопросов и один год - практический. Такие курсы готовили учителей для I ступени единой трудовой школы.

В 1919 г. состоялось открытие земских краткосрочных учительских курсов, на которые записалось 400 человек. Однако потребность в педагогических кадрах была настолько огромна, что в апреле 1920 г. было принято

постановление Иркутского губернского отдела народного образования о мобилизации работников культуры на работу в школы [5, с. 40].

Это было трудное время для педагогической интеллигенции: политическая нестабильность, сложности военной обстановки, реформирование системы образования, изменение учебных программ. Вместе с тем педагогическая интеллигенция расширяла свои ряды за счет выпускников учительского института, различных курсов, активно участвовала в общественной жизни города.

После окончания гражданской войны Иркутская губерния приступила к восстановлению хозяйства, разрушенного гражданской войной. Проблемы, которые предстояло решать, были характерны для всей России, но имели и некоторые особенности, главной из них заключалась в том, что все проводимые в центральной России мероприятия в Восточной Сибири осуществлялись на 2 года позже.

Одним из первых встал вопрос восстановления в полном объеме деятельности всех учебных заведений, в том числе и тех, в которых готовили учителей. В этот период на территории губернии существовало 4 таких учреждения - старейшая Иркутская учительская семинария, 3 гимназии.

Катастрофически не хватало педагогических кадров для школ 1-й и 2-й ступени, поэтому году педагогические учебные заведения были подвергнуты реорганизации с целью создания и функционирования трех групп педагогических учебных заведений:

- педагогические техникумы с четырехлетним сроком обучения для работы в школах 1 ступени в дошкольных учреждениях, возникшие на базе трехгодичных курсов, на которые должны были приниматься лица, окончившие школы-семилетки;

- практические институты народного образования для работы в школах-семилетках, а также в различных сферах народного образования в качестве узких специалистов. Данный тип учреждений мог возникнуть или на базе институтов народного образования (дореволюционных учительских институтов), или на базе трехгодичных педагогических курсов, которые не были реорганизованы в техникумы, а принимались выпускники II ступени (девятилеток);

- педагогические факультеты университетов - педагогические институты, сформированные из сохранившихся из дореволюционных высших педагогических учебных заведений и институтов народного образования, функционировавших с 1019 по 1921 г. В эти учебные заведения принимались выпускники школ II ступени и рабфаковцы, а готовили в них учителей для средних школ [7, с. 6].

На практике функционирование такой системы не прижилось, поскольку практические институты народного образования не могли набрать абитуриентов со средним образованием, поэтому уже в 1923 г. заведения данного типа влились в систему первой или третьей группы, тем самым сформировалась система, при которой педагогические техникумы (училища, а в

последствии и колледжи) готовят учителей и других работников просвещения средней квалификации, педагогические институты и педагогические факультеты университетов готовят учителей высшей квалификации.

Создание подобной системы, преследовавшей цель быстрыми темпами подготовить школьных учителей (педагогическую интеллигенцию) из рабочих и крестьян, по мнению исследователей З. И. Рабецкой., В. И. Татаринова, было продиктовано идеологическими причинами: недоверие со стороны партийного руководства к старым педагогическим кадрам, воспитанным в учительских институтах и университетах в дореволюционный период. Мы считаем, что еще одной из причин являлось отсутствие необходимого количества педагогических кадров, педагогической интеллигенции для решения главной проблемы этого периода - борьбы с неграмотностью населения.

В литературе мы нашли подтверждение этому. По данным Иркутского ГубОНО в середине 1921 г. состав учителей по образованию выглядел так: с высшим образованием 1,3%, с учительским институтом - 2,2%, окончивших учительскую семинарию - 9,7%. общим средним образованием - 32%.

Проблема подбора кадров решалась с помощью организации краткосрочных курсов «Красных учителей», летние курсы, создаваемых институтов народного образования, но, по сравнению с другими регионами, учителей было явно недостаточно.

Другой трудностью этого периода можно отметить недостаточная численность учащихся в педагогических учебных заведениях - педагогическое образование не пользовалось популярностью.

Такая ситуация влияла на качество подготовки выпускников и не способствовала выполнению возложенных требований. К тому же подготовка учительских кадров в течение ряда лет была неустойчивой и часто менялась.

Выпускники педагогических техникумов и различных курсов не были в силах удовлетворить потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В 1924 г. принимается решение Наркомпроса РСФСР о реорганизации школ 2 ступени, в которых стали вводиться профессиональные уклоны. Окончившие школу с педагогическим уклоном получали званием учителя. Естественно, уровень подготовки учительских кадров оставался на очень низким уровне (такой подход просуществовал до 1930 г., когда подобные школы были преобразованы в техникумы с 3-х летним сроком обучения).

На 1 января 1933 г. на всю территорию (без учета национальных районов) имелось лишь два педагогических высших учебных заведений (12,5% к общему числу вузов региона) - Иркутский индустриально-педагогический и Красноярский педагогический институт, специалистов для школы готовил и Иркутский государственный университет.

Особое значение, по нашему мнению, принадлежало появлению высшего педагогического учебного заведения, с созданием которого была продолжена история Иркутского учительского института, Восточно-Сибирского педагогического института народного просвещения, педагогического факультета

Иркутского государственного университета по подготовке педагогической интеллигенции Сибири.

Существенно повлияло на формирование педагогической интеллигенции развитие среднего педагогического образования Сибири открытие педагогических техникумов в Нижнеудинске, Тулуне, Черемхове, Верхоленске, Бохане. Это принесло свои плоды. К концу 30-ых годов отмечается быстрый рост школьного образования в нашем регионе. Так в 1938 г. в 1409 начальных, полных и неполных средних школах обучалось более 240 тыс. учащихся, что в 7 раз превышало показатели 1914 г. В Иркутском округе почти 100% детей рабочих и 50% детей-крестьян были вовлечены во всеобуч.

Таким образом, мы можем констатировать, что к концу 30 годов произошли заметные изменения в педагогическом образовании в регионе. Это произошло благодаря созданию сети педагогических учебных заведений, с открытием которых начинается целенаправленная подготовка учительских кадров для появившихся школ разных типов. Все это свидетельствует о росте педагогической интеллигенции в регионе, формировании именно национальной интеллигенции.

Однако мы видим и отрицательные результаты. Мы считаем, что в этот период был нанесен серьезный удар по педагогической интеллигенции, поскольку реформирование системы профессионального педагогического образования проводилось революционными темпами, новыми структурами, без учета сложившихся традиций, понимания того, что для подготовки педа-гога-интеллигента важную роль играет мировоззрение, воспитание нравственных качеств личности. А для выработки этих качеств нужны время, среда, другие условия.

В годы Великой Отечественной войны система образования испытывала серьезные трудности. Восточная Сибирь стала мощной тыловой базой страны. Это обстоятельство обусловило эвакуацию предприятий, учреждений, открытие госпиталей, которые стали размещаться в школьных зданиях (18 из 30 госпиталей размещалось в зданиях школ), что привело к значительному ухудшению материальной базы школ, а также их резкому сокращению и переходу на двух - и трехсменную работу. Кроме того, некоторые школы перешли работать в помещения, не приспособленные для школы и требовавшие ремонта, что в условиях сокращения финансирования отрицательно сказывалось и на учебном процессе. Несмотря на громадные трудности, школа продолжала работать. Бюджет на содержание школ был сокращен до минимума. «Все для фронта, все для победы! Школа не будет обузой для государства» - таково решение педагогических коллективов области. Учителя и учащиеся се взяли на себя ремонт школ, заготовку дров, помощь колхозам, культурно-просветительскую работу среди населения, осуществление шефства над госпиталями [7, с. 42].

Вместе с тем исследователи отмечают сокращение численности педагогов. Только с 22 июня по 1 сентября 1941 г. из школ Восточной Сибири выбыло 1, 7 тысяч человек. В первые два года войны сокращение произошло

в среднем на 12%, причем из сельской местности 14,1%, в городе 7,5%. Снизилось и количество студентов педагогических учебных заведений, так в 1942 г. общая численность студентов в педагогических вузах страны уменьшилось в 3,5 раза. Остро встал вопрос нехватки кадров. Проблема была решена за счет привлечения эвакуированных педагогов, организацией краткосрочных курсов, привлечения выпускников школ, проявивших склонность к педагогической деятельности. Однако в целом отмечается снижение уровня квалификации, количество учителей в школах не достигло довоенного уровня, ощущалась и острая нехватка абитуриентов в высшие педагогические учебные заведения.

Период послевоенного развития системы образования в Иркутской области мало чем отличается от истории других регионов России. Именно в эти годы политика подготовки специалистов нового, советского типа приобрела устойчивые формы, выпуск специалистов приобрел массовый характер, что сказалось на количественном и качественном составе педагогической интеллигенции Восточной Сибири. Школы испытывали недостаток учителей, в результате многие преподаватели работали с большой перенагрузкой. Высшее образование имело только 8% учителей, большая часть которых преподавало в старших классах, 55% учителей имели среднее общее или специальное образование, 27% учителей имело незаконченное среднее образование, большинство из которых работало в начальных классах.

Каждый второй учитель имел стаж работы в школе менее пяти лет, а стаж работы от 10 до 25 лет - каждый пятый. Приведенные качественные показатели учительской интеллигенции были характерными для послевоенных лет. Большую проблему создавала и большая текучесть кадров. В первый послевоенный год из Восточной Сибири уехало более 100 человек.

Руководство Восточной Сибири предпринимали меры для решения проблемы. Во-первых, возвращались люди с предприятий и учреждений, работавшие не по специальностям, после демобилизации. Во-вторых, на учете был каждый выпускник учительского института, педагоги, окончившие 9-месячные курсы института повышения учителей.

Основным источником формирования педагогической интеллигенции были выпускники высших и средних учебных заведений: Иркутского государственного университета, педагогических и учительских институтов, педагогических техникумов и училищ региона, которые реорганизовывались (изменялся статус, открывались новые учреждения, отделения и различные сроки и формы обучения), расширялась система переподготовки учительских кадров. Мы можем констатировать и рост набора и выпуска студентов. Например, если в 1941 г. в университете обучалось 840 человек, то в 1949 - более 1, 5 тысячи.

В учреждениях подготовки специалистов-педагогов, в частности иркутском государственном педагогическом институте с середины 1950 годов вводится пятилетний срок обучения, отменяется плата за обучение, что способствовало притоку новых абитуриентов.

Наборы студентов постоянно возрастали, появлялись новые факультеты, специальности в соответствии с потребностями образовательных учреждений региона. Все это привело к тому, что за 30 послевоенных лет в структуре учительской интеллигенции Восточной Сибири произошли значительные изменения количественного и качественного состава. Существенно возросла численность педагогических работников, имевших высшее образование.

Анализ особенностей формирования педагогической интеллигенции в период с 60-ых годов по настоящее время вызывает определенные трудности, поскольку мы не нашли достаточно исследований.

Несмотря на то, что созданная в советские годы система народного образования была уникальной, мощной, стабильной, имела крепкую материально-техническую базу, научно-исследовательские институты, массовый характер подготовки педагогов привел к тому, что педагогическая интеллигенция становится самой большой социально-профессиональной группой. Так, за 50 лет - с 1941 по 1990 гг. численность интеллигенции увеличилась более чем в 15 раз, с 1960 г. - более в 4 раза.

Таким образом, анализ научных исследований, изучение архивных материалов и статистических отчетов позволяет нам утверждать, что отечественная педагогическая интеллигенция всегда играла важную роль в общественном развитии регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восточная Сибирь, будучи отдаленной от сложившегося исторически центра России, являлась органической частью территории Российского государства. Долгое время высоко образованные люди, оказываясь в Сибири (путешественники, купцы, декабристы, представители администрации) восполняли потребность в образованных людях, которые и составляли основу провинциальной интеллигенции. Вместе с освоением и развитием Сибирского региона возраста потребность местного населения в образовании. Правительственная политика, общественная инициатива в сфере образования и культуры положили основу становления системы образовательных и научных учреждений, тем самым формируя педагогическую интеллигенцию.

Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири прошла длинный путь формирования. Несмотря на то, что в рассматриваемый период количественный и качественный состав педагогической интеллигенции был неодинаков, но вместе с тем мы можем констатировать, что в дореволюционной России были созданы предпосылки для появления и становления педагогической интеллигенции в Восточной Сибири, которые были продолжены в последующие годы.

Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири сохранила главные свои черты, приобрела новые качества. «Да, значительная часть молодых интеллигентов, воспитанных в условиях жесточайшего идеологического диктата, ставя на первое место интересы классовой борьбы пролетариата, во многом утрачивала такие качества дореволюционной интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. В тоже время

у молодых специалистов били такие позитивные качества, как стремление сложить Родине и своему народу, целеустремленность, трудолюбие; было бы необъективным замалчивать то положительное, что достигнуто за годы советской власти в области культуры», писал русский ученый В. Г. Чуфаров [12].

Сегодня педагогическая интеллигенция формируется за счет сети средних специальных и высших педагогический учебных заведений, в регионе сформировалась система подготовки педагогической интеллигенции, при которой педагогические техникумы (училища, а в последствии и колледжи), педагогические институты и педагогические факультеты университетов готовят педагогов, тем самым внося посильную лепту в формирование педагогической интеллигенции Восточной Сибири.

Библиографический список

1. Артамонова, Н. Я. Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец XIX - середина ХХ вв.). [Текст] монография. / Н. Я. Артамонова - М.: Прометей. 2000. - 237 с.

2. Бейлин, А. К. Кадры специалистов в СССР: их формирование и рост. [Текст] / А. К. Бейлин - М., 1935.

3. История Сибири... В 5 т. - Т. 3 - Л. «Наука», 1968. - с. 370.

4. Копылов, А. Н. Декабристы и просвещение Сибири в 1- половине XIX века. [Текст] / А. Н. Капылов, М. П. Малышева // Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977. - С. 89-108

5. Культурное строительство в Иркутской области (1917-1967). [Текст] -Иркутск, 1980, -с. 40.

6. Лисичникова, А. В. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во 2 пол. XIX века [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / А. В. Лисичникова- Иркутск, 2000. - 126 с.

7. Меньшиков, Л. П. Из истории народного образования Иркутской области [Текст]: методическое пособие. / Л. П. Меньшиков - Иркутск, 2001. - 54 с.

8. Мирзоян, Е. В. Сибирская и кавказская ссылка декабристов: опыт сравнительного исследования [Текст]: дис.... канд. ист. наук. / Е. В. Мирзоян -Новосибирск, 2003.

9. Панчуков, А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. [Текст] / А. П. Панчуков - Улан-Удэ, 1959

10. Шамес, Л. Я. Культурное пространство Юго-Восточной Сибири (Предбай-калье): традиции и современность. Книга II [Текст] / Л. Я. Шамес - СПб.: Изд-во «Астерион», 2006. - 446 с.

11. Щеблякова, Е. Н. Политика правительства в области образования и ее проявление в Восточной Сибири (на примере губернских и областных городов Иркутск, Красноярск, Чита) вторая половина XIX - начало ХХвв. [Текст] / Е. Н. Щеблякова / Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Сборник научн. тр. междунар. конф. по проблемам гуманной педагогики / Под ред. О. А. Лапиной, Н. Н Пядушкиной - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед.ун-та, 2006. - Вып. 7. - С. 73-82.

12. Чуфаров, В. Г. О новых методологических подходах в изучении истории интеллигенции в советский период [Текст] / В. Г. Чуфаров // Российская интеллигенция XX века: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. / Отв. ред. В. Г. Чуфаров. - Екатеринбург, 1994.

УДК 37.01

И. М. Гриневич ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Россия - уникальное геополитическое образование со своей особой историей и культурой. Отечественная культура интегрировала в себе как культурные традиции населявших страну народов, так и культурный опыт государств, с которыми ей приходилось вести всеобъемлющий синхронический и диахронический диалог на протяжении многих столетий. Русская цивилизация, по словам М. В. Богуславского, «не детерминируется только Западными или Восточными социокультурными и геополитическими факторами. Россия сама представляет собой великую цивилизацию и в то же время «Микрокосмос» - модель мировой цивилизации, где в рамках одной локальной взаимодействуют осколки великих цивилизаций - Западной, Восточно-исламской и Дальневосточной» [1, с. 16]. Как один из результатов взаимодействия культур выступает российское образование в целом и сложившаяся в стране образовательная система, в частности.

Анализ источников по проблеме исследования и государственных стандартов позволяет представить образовательную систему как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования; начального, среднего и высшего профессионального образования [2, с. 36]. С иным положением мы сталкиваемся при рассмотрении российской образовательной системы в историческом аспекте.

В историко-педагогических исследованиях указывается, что в дореволюционной России «существовало две системы: одна - система элементарного образования для широких масс населения, вторая система - среднего и высшего образования - предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства». Ряд авторов выделяют религиозную, государственную и общественно-государственную системы образования, системы начального, среднего и высшего, общего и профессионального образования. Встречаются упоминания о системах женского и женского гимназического образования, о системе коммерческого образования, о системе сельскохозяйс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.