Научная статья на тему 'История формирования понятия "жизненная стратегия" условно осужденных несовершеннолетних в отечественной и зарубежной науке'

История формирования понятия "жизненная стратегия" условно осужденных несовершеннолетних в отечественной и зарубежной науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
14
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫЙ / ПОДРОСТОК / TEENAGER / СТРАТЕГИЯ / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / LIFE STRATEGY / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / LIFE JOURNEY / ЦЕЛЬ ЖИЗНИ / LIFE PURPOSE / СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ / THE SCRIPT OF LIFE / AN UNDERAGE PERSON UNDER SUSPENDED SENTENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Екатерина Николаевна

В статье отмечается, что современное общество заинтересовано в получении «исправленных» правопослушных граждан, погасивших судимость и овладевших способностью самостоятельно мыслить и действовать. Формирование жизненной стратегии условно осужденных несовершеннолетних, по нашему мнению, будет способствовать решению психолого-педагогических задач, поставленных перед сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, главной из которых является повышение качества процесса исправления. В психологическом словаре понятие «жизненная стратегия» определяется формой целенаправленной организации человеком собственной жизни, включая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации. В психологической науке термин «жизненная стратегия» в основном рассматривается в рамках общей теории личности и тесно взаимосвязана с такими понятиями, как «жизненные сценарии», «цель жизни», «жизненный путь», «жизненные планы», «временная перспектива», «образ будущего» и другие. В содержании жизненной стратегии личности в той или иной степени заложены отдельные компоненты данных понятий, что позволяет говорить о высокой значимости осознанного формирования и управления жизненной стратегией самой личностью. Анализ отечественных и зарубежных исследований жизненных стратегий позволил автору определить, что жизненная стратегия несовершеннолетнего условно осужденного представляет собой центральную линию развития его личности, определяемую осознанным, целенаправленным, активным и ответственным отношением к собственной жизни, опирающимся на систему норм, ценностей, целей, представлений о своем будущем и проявляющуюся в поведении и деятельности в настоящем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of formation the term “Life strategy” applied to underage individualsunder suspended sentence in native and foreign science

The article shows that modern society is interested in getting «corrected» law-abiding citizens whose conviction was removed from official records and who acquired the ability to think and act independently. Formation of a life strategy of underage individuals with suspended sentence will as we firmly believe contribute to resolving psychological and pedagogical tasks assigned to employees of the probation department, where the main task is improvement of the correction process quality. The term «life strategy» is defined in the psychological dictionary as a form of purposeful organization of life by an individual himself including his attitude towards his own abilities and resources, their implementation and application. In the sphere of psychological science «life strategy» is mostly considered within the framework of the general theory of personality and is tightly connected with such concepts as « the script of life », «life purpose», «life journey», «life plans», «temporary perspective», «image of the future» etc... The article shows that modern society is interested in getting «corrected» law-abiding citizens whose conviction was removed from official records and who acquired the ability to think and act independently. Formation of a life strategy of underage individuals with suspended sentence will as we firmly believe contribute to resolving psychological and pedagogical tasks assigned to employees of the probation department, where the main task is improvement of the correction process quality. The term «life strategy» is defined in the psychological dictionary as a form of purposeful organization of life by an individual himself including his attitude towards his own abilities and resources, their implementation and application. In the sphere of psychological science «life strategy» is mostly considered within the framework of the general theory of personality and is tightly connected with such concepts as « the script of life », «life purpose», «life journey», «life plans», «temporary perspective», «image of the future» etc. Individual's life strategy meaning, to a greater or lesser degree, contains separate components of the given concepts that allows suggestion about high significance of intended formation and management of the life strategy by the individual. Analysis of native and foreign research works on life strategies allowed us to consider that the life strategy of an underage person under suspended sentence is the central line of his individuality development process, it is defined by intended, purposeful, active and responsible approach towards his life, it is based on a system of norms, values, goals and perceptions of the future and it is reflected in present behavior and actions. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «История формирования понятия "жизненная стратегия" условно осужденных несовершеннолетних в отечественной и зарубежной науке»

клиниках и больницах), должны знать о существовании фактов насилия в семье, возможных диагностических признаках психологической травмы у детей и о способах оказания им помощи.

Только такой подход может способствовать формированию у детей с психологической травмой субъективного переживания благополучия и психологической стабильности.

Литература

1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии : монография / О. А. То-болевич [и др.] ; под науч. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1.

2. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: автореф. дис. .. канд. психол. наук. СПб., 2007.

3. Архиреева Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен и культур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. 404 с.

4. Березин С.В, Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители : материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Универс-групп, 2011. 52 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

6. Кучерова ЕВ. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. М., 2009.

7. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. М.: Генезис, 2009.

8. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1995.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

10. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Колесникова Г.И. Социальная безопасность : учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2012. 360 с.

11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001.

12. Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных), постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 23-31.

13. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпо-коленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

14. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

15. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ» УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

Е. Н. Кожевникова

Аннотация: в статье отмечается, что современное общество заинтересовано в получении «исправленных» право-послушных граждан, погасивших судимость и овладевших способностью самостоятельно мыслить и действовать. Фор-

мирование жизненной стратегии условно осужденных несовершеннолетних, по нашему мнению, будет способствовать решению психолого-педагогических задач, поставленных перед сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций,

главной из которых является повышение качества процесса исправления. В психологическом словаре понятие «жизненная стратегия» определяется формой целенаправленной организации человеком собственной жизни, включая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации.

В психологической науке термин «жизненная стратегия» в основном рассматривается в рамках общей теории личности и тесно взаимосвязана с такими понятиями, как «жизненные сценарии», «цель жизни», «жизненный путь», «жизненные планы», «временная перспектива», «образ будущего» и другие. В содержании жизненной стратегии личности в той или иной степени заложены отдельные компоненты данных понятий, что позволяет говорить о высокой значимости осознанного формирования и управления жизненной стратегией самой личностью. Анализ отечественных и зарубежных исследований жизненных стратегий позволил автору определить, что жизненная стратегия несовершеннолетнего условно осужденного представляет собой центральную линию развития его личности, определяемую осознанным, целенаправленным, активным и ответственным отношением к собственной жизни, опирающимся на систему норм, ценностей, целей, представлений о своем будущем и проявляющуюся в поведении и деятельности в настоящем.

Ключевые слова: несовершеннолетний условно осужденный, подросток, стратегия, жизненная стратегия, жизненный путь, цель жизни, сценарий жизни.

Современный этап развития и совершенствования уголовно-исполнительной системы отличается повышением внимания к вопросам исправления осужденных и профилактики преступного поведения [4, 5, 9, 10, 11]. Практикой доказано, что отбывание уголовного наказания в виде «изолированного» исполнения обязанностей, возложенных на осужденного судом, не всегда гарантирует качественный процесс его исправления и адаптации в социуме по окончании отбывания срока наказания [12]. Сегодня перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы наряду с выполнением основной деятельности по контролю за исполнением приговора суда в отношении несовершеннолетних ставятся психолого-педагогические задачи, направленные: на формирование и развитие у них осознанного и ответственного отношения к общественным нормам, ценностям; обучение стратегическому планированию и организации собственной жизни; умению варьировать способы достижения профессиональных, семейных и личных целей и многое другое [3, 13].

Современное общество заинтересовано в получении правопослушных самостоятельно мыслящих и действующих, «исправленных» граждан. Работа по формированию жизненной стратегии осужденных, на наш взгляд, может способствовать решению поставленных психолого-педагогических задач, а значит, следует более качественно подходить к вопросу исправления условно осужденных несовершеннолетних.

Этимология термина «стратегия», с ее древнегреческими корнями stratus — «войско» и agein — «вести», тысячелетиями определяла его исполь-

зование лишь в военной лексике. Сегодня этот термин широко распространен и нашел свое применение в различных отраслях наук.

В психологическом словаре понятие «жизненная стратегия» трактуется как форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации[6]. В психологической науке оно в основном рассматривается в рамках общей теории личности и тесно переплетается с такими понятиями, как «жизненный стиль», «жизненные сценарии», «цель жизни», «жизненный путь», «жизненные планы», «временная перспектива», «образ будущего» и другие. Определяя понятие «жизненная стратегия условно осужденного несовершеннолетнего», рассмотрим близкие к его значению понятия. Так, представитель психоаналитического направления А. Адлер в своих исследованиях придерживался понятия «жизненный стиль». Он полагал, что именно в детстве формируется интегрированная стратегия приспособления к жизни человека, или стиль жизни. Цели, поставленные в детстве, по его мнению, приобретали компенсаторный характер при совладании с чувством неполноценности и неуверенности, беспомощности и дезадаптации в мире взрослых. По Адлеру, любовь, дружба и работа являются основными жизненными целями, которые позволяют поддерживать оптимальное развитие личности.

Представитель трансакционного анализа Э. Берн, придерживаясь сценарного подхода в изучении жизненного пути личности, определил жизненный

сценарий как некий план жизни, на который человек бессознательно опирается и который повседневно реализует. Он указывал на такие встречающиеся у людей сценарии, как «никогда», «всегда», «снова и снова».

Развивая положения концепции трансакционного анализа, Е.П. Варламова и С.Ю. Степанова предположили стихийность формирования активности личности в детстве, которая с течением времени несколько угасает и припоминается лишь в зрелом возрасте, активизируя творческий потенциал личности и определяя его осознанный выбор целей.

Другой представитель сценарного подхода — Э. Фромм в рамках социально-психологической теории предпринял попытку осмыслить целостную жизнь человека. Говоря о негативном влиянии рыночной экономики на психическое здоровье и развитие личности, он выделил два основных жизненных сценария, или существования, человека: «обладание» и «бытие». В выборе «обладать», в том числе материальные благами, или «быть» — развивать в себе заложенные природой способности и силы,человек(нередко в ущерб личностному развитию или под давлением общественных норм) предпочитает выбирать сценарий «обладания». Интересной, на наш взгляд, является идея основы «обладания», где, по мнению Э. Фромма, лежит тенденция завоевывать и именно она детерминирует преступное поведение. В то же время Э. Фромм наряду с В. Фран-клом и К. Хорни придерживался мнения о том, что человек, обладающий осознанным, ответственным отношением и активным творческим подходом в ре-

ализации своих планов, избирает сценарий «бытия» и способен к противостоянию неблагоприятным условиям и факторам.

Проблема целеопределения, целе-полагания и влияния целей на стратегическое поведение личности и эффективность ее жизнедеятельности достаточно широко исследовалась зарубежными и отечественными психологами. В большинстве исследований зарубежных авторов цель определялась как некий эмоциональный образ, способный направлять активность и обладать наряду с когнитивной аффективной составляющей. В когнитивно-поведенческой психологии «цель жизни» как психологический конструкт занимает ведущее место в исследовании личности [8]. В отечественной психологической науке проблемам целеполага-ния и целеопределения также уделено большое внимание. Примерами современных исследований в этой области являются: причинно-целевая концепция А.А. Кроника и Е.И. Головахи и диссертационное исследование

И.Ф. Смирновой, посвященное процессу определения целей в жизни старшеклассников. На наш взгляд, цель является одним из ведущих компонентов жизненной стратегии личности, поскольку выбор адекватных жизненных целей способен активизировать ресурсы личности, а достижение целей способствует моральному удовлетворению и укреплению позитивного самоотношения.

Можно отметить, что в отечественной психологической науке длительное время анализировалось более широкое, по нашему мнению, чем «жизненная стратегия», понятие «жизненный

путь». Одним из первых, кто обратился к концепции жизненного пути и дал ее стратегическое определение, был С.Л. Рубинштейн. Проанализировав работы Ш. Бюллер, посвященные историческому анализу жизненного пути человека, он определил, что жизненный путь — это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому), выделил субъективную картину жизни, подчеркнул необходимость учета способности человека реально изменить собственную жизнь. В 60-х годах XX столетия Б.Г Ананьевым было сделано заключение о том, что жизненный путь — это история индивидуального развития человека в различных возрастных периодах, с его познанием, деятельностью, общением, через которые и проявляется сама личность.

Следует отметить, что результаты изучения проблемы жизненного пути личности С.Л. Рубинштейна и Б.Г Ананьева послужили методологической основой многих современных исследований. В числе их последователей можно отметить отечественных пенитенциарных психологов: В.Г. Деева, И.И. Соколова, Ю.Р. Саара и А.В. Напри-са, посвятивших свои исследования изучению жизненных планов осужденных. Так, В.Г. Деев определил понятие «жизненные планы» как высший уровень направленности личности, обусловливающий избирательное отношение осужденных к обществу, людям, труду, учебе, самим себе, определяющий цели деятельности, мотивацию и активность личности. Ю.Р. Саар в своем исследовании жизненных планов несовершеннолетних правонарушителей акцентировал внимание на возможности их построения во временной

перспективе и разделил на близкие и дальние. А.В. Наприс, вслед за В.Г. Дее-вым и Ю.Р. Сааром, определил жизненные планы как последовательную совокупность целей, включенных в жизненную перспективу личности осужденного.

Образ целостного представления будущего как ориентир поведения в настоящем исследовала Н.Ф. Наумова. В ее работах образ «Я» представляет обобщенный механизм целепола-гания, лежащий в основе жизненного планирования и определения перспектив жизни. Образ «Я», выступающий в виде перспективной жизненной цели, по мнению С.Л. Рубинштейна, становится мерилом, обусловливающим субъективную оценку и определяющим смысл жизненных ситуаций. Образ желанной, осознаваемой и возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей К.К. Платонов назвал перспективой. По мнению Н.А. Де-евой и Л.Ф. Козловой, осознанная перспектива вызываетдеятельность человека в случае, когда она становится ее целью. Осознание собственной временной перспективы, на наш взгляд, подразумевает определение и постановку целей по времени их реализации, что является одним из важных компонентов формирования жизненной стратегии условно осужденных несовершеннолетних.

В содержании жизненной стратегии личности, по нашему представлению, в той или иной степени заложены отдельные компоненты рассмотренных понятий, что позволяет говорить о высокой значимости осознанного формирования и управления жизненной стратегией самой личностью.

Наиболее полно, на наш взгляд, изучила и дала определение понятия жизненной стратегии К.А. Абульханова-Славская [1 ]. Придерживаясь комплексного подхода, она определила жизненную стратегию как поиск, становление и реализацию личности в жизни, в ее способности к соединению внешних жизненных условий и требований с внутренними ценностями, активностью, развитием и самоутверждением. К.А. Абульханова-Славская заключила, что в зависимости от личностной активности (внутренний фактор) и типа временной организации (внешний фактор) каждая личность способна строить стратегию жизни с учетом своих возможностей. Вслед за ней Ю.М. и Т.Е. Резник определили жизненную стратегию как систему долговременного ориентирования будущей жизни человека с целью ее преобразования в определенной социальной среде, реализуемой в поведении и деятельности с учетом имеющихся способностей и возможностей личности.

Как определенный способ бытия рассматривали стратегию жизни О.С. Васильева и Е.А. Демченко, а в качестве основных характеристик жизненных стратегий они выделили: принятие ответственности за жизнь, ее осмысленность, наличие закономерной системы ценностей и целей [7]. Мы разделяем позиции авторов, соглашаясь с тем, что ответственность личности за свою жизнь, поступки и действия, наличие системы ценностей и целей — одни из главных компонентов жизненной стратегии.

Психолого-педагогические исследования жизненных стратегий личности отличаются направленностью на изуче-

ние профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствование. В публикациях Л.И. Божович, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, Г.И. Аксеновой и других ученых прослеживается общая позиция комплексного изучения личности и подчеркивается необходимость учета современных требований и норм жизни. Так, Д.И. Фельдштейн акцентирует внимание на необходимости проведения фундаментальных исследований, раскрывающих внутренний мир растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, нравственных установок. ГИ. Аксенова подчеркивает значимость развития субъектных характеристик личности с учетом современных психолого-педагогических условий их формирования [2].

Анализируя опыт отечественных и зарубежных исследований жизненных стратегий, мы заключили, что жизненная стратегия несовершеннолетнего условно осужденного представляет собой центральную линию развития его личности, определяемую осознанным, целенаправленным, активным и ответственным отношением к будущему, опирающуюся на систему норм, ценностей, целей, представлений о своем будущем и проявляющуюся в поведении и деятельности в настоящем.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблема определения понятия жизненной стратегии в отечественной и зарубежной науке имеет свою историю, отраженную в многочисленных исследованиях, но остается актуальной, что подтверждается публикациями современных исследователей.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Аксенова Г.И, Аксенова П.Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.

3. Аксенова Г.И, Кожевникова Е.Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.

4. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии : монография / О.А. Тоболе-вич ; под науч. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1.

5. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Феникс, 2009. 672 с.

7. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74-85.

8. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.

9. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.

10. Жарких АА. Особенности мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных в рамках теории ведущих тенденций // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 49-58.

11. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 15-37.

12. Полянин Н.А., Марков А.Ю. Некоторые особенности личности осужденного-иностранца // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 101-106.

13. Сочивко Д.В, Бурцев А.О. Психоклинический профиль личности осужденных в местах лишения свободы (не состоящих на медицинском и профилактическом учете) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.