История формирования и развития правовой культуры населения*
Т.В. Геворкян, к.п.н., Оренбургский ГУ
Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества [1].
Освоение данной категории способствует разъяснению механизма правового воздействия на общественные отношения. Духовные ценности личности и общества отражаются в правовом сознании человека, которые выражены в чувствах, идеях и представлениях, а не в овеществлённом виде, что выражается в правовой системе каждого государства. При анализе правовой культуры общества изучаются правовые явления, даётся объяснение ценностям, идеалам и достижениям правовой сферы, которые отражают права и свободы человека, его безопасность в обществе.
Существуют две позиции правовой культуры. Согласно первой позиции — личной — акценты смещаются на свойства и качества личности. Вторая позиция — общественная, в которой внимание обращается на функционирование социального организма как целого. Составными частями логической структуры правовой культуры личности являются деонтические модальности
или нормативные суждения, которые включают такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». На основе правовых знаний и оценок и возникают нормативные суждения, которые способствуют саморегулированию правового поведения индивида.
Правовая культура человека отражает многие важные стороны жизни как общества, так и государства, что обусловлено его сложным психологическим характером. И для воспитания в себе высокой правовой культуры нужно выявить существенные черты, чтобы понять его значение как для отдельного человека, так и всего общества в целом. Если представить себе правовую культуру в виде дома, то основой основ будут являться убеждения и нравственные взгляды, от которых зависит качество их правового использования; готовность к исполнению правовых норм; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности). Правовая деятельность является вторым структурным компонентом, содействующим укреплению законности и правопорядка, осуществлению контроля над добросовестным исполнением правовых норм. Третий уровень правовой культуры представляет собой правовые явления в аспекте научных знаний о сущности, характере и их взаимодействии, и всего механизма правового регулирования.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и правительства Оренбургской области (грант № 14-13-56003)
Формирование правовой культуры происходит постепенно. В первую очередь закладывается основа, где под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых, но в то же время простых правилах взаимоотношений между людьми, что помогает им овладевать правовыми знаниями и умениями, т.е. основой правосознания, в которую входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), а также положения правовой теории и факты истории права. Информированность в правовом отношении населения, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, глубокое освоение им таких правовых феноменов, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, и другие явления отражают уровень развития правового сознания. Но одних знаний недостаточно для того, чтобы сформировалась правовая культура. При соприкосновении с правовыми явлениями данный уровень ограничен обыденными рамками жизни людей. Знания и умения, а также оценка всех сторон правовой практики позволяет говорить о существовании правовой культуры в целом. Во взаимодействии с явлениями окружающей среды человек должен определить как нравственное, так и правовое содержание и при этом оценить их с юридической точки зрения.
Однако не следует правовую культуру рассматривать на повседневном уровне как второразрядную. Это мы можем увидеть при изучении её особенности. Данная специфика заключается в том, что правовая культура представляет собой огромный массив правомерного поведения, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, что проявляется на стадии здравого смысла и активно используется людьми в их повседневной жизни как при соблюдении юридических обязанностей, так и при использовании субъективных прав. Правовая культура во многом также проявляется в деятельности граждан по реализации своих прав и обязанностей (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).
При взаимодействии с правовыми понятиями и явлениями у специалистов в области права вырабатывается профессиональная правовая культура, что обеспечивает более высокий уровень правовой культуры, чем у других людей. Из этого следует, что юристы должны обладать необходимой системой правовых знаний, навыков и умений, которые помогают разрешению спорных ситуаций.
От качества развития деятельности по созданию законодательной базы государства зависит и правовая культура общества. Эта деятельность требует достаточно высокого теоретического уровня правовой культуры компетентных органов, что вырабатывается в коллективных условиях как учёными — правоведами, социологами, философами, так и практическими работниками.
С древних времён граждане создавали и утверждали законы, которые сохранились и до наших дней. Одними из таких законов можно назвать знаменитые законы Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). На сегодняшний день отсутствуют сведения об отношении живших тогда людей к данным законам. Однако можно утверждать однозначно, что данные законы являлись сильным оружием в древнем государстве и сильным влиянием божества. Так, египетская богиня Маат в представлении древних людей олицетворяла справедливость, правду и правосудие. Судьи представлялись её жрецами. Законы Ману в Древней Индии олицетворяли совокупность норм обычного права, норм морали и религиозных предписаний. Отношение людей к праву было различным, что зависело от социального статуса человека в обществе. Поэтому правовая культура в древних государствах была различной по содержанию. Ещё тогда отмечалась полезность многих законов при установлении порядков, развитии хозяйства, а также безопасности государства, несмотря на несовершенство права. Только при подчинении граждан законам государство могло избежать внутренних конфликтов и войн.
К примеру, совершеннолетние граждане в городе Элладе обязались давать клятву в единомыслии: «И я буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми» [2]. Данные сведения отражают достаточно высокий уровень правовой культуры древних государств.
Религия, обычаи и ритуалы повлияли на формирование правовой культуры феодального общества. Библейские писания имели силу закона. Средневековое население было безграмотным, что проявлялось в его вере в различные знамения, видения, чудесные исцеления. Божий суд был основой правосудия, который ознаменовывал победу сильного над слабым. Поэтому сила выступала в качестве права. Так, например, убийство во время турнира или поединка преступлением не являлось. Тот, кто выходил победителем, оказывался правым, независимо от того, было это справедливо или нет.
Жестокость была частым явлением правовой культуры Средневековья, чем обеспечивалось соблюдение законов. Иногда насилие принимало форму закона. «В самом деле, — писал французский просветитель Ж.-Ж. Руссо, — первый из законов — это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться иным путём» [3]. Далее в буржуазный период правоведы ставили вопрос о расхождении в содержании права. Они считали, что право должны составлять такие категории, как правда, справедливость и свобода как во внешних проявлениях, так и во внутренних. Тем самым гражданин того или иного государства
должен признавать свои обязанности, понимать их необходимость и выполнять их. Что касается России, то нигилизм в правовой культуре имеет глубокие корни с давних времен. Так как было трудно укоренить веру в справедливость права и русский народ связывал свои обязанности только с общиной. Вне общины существовало мнение о насилии и принуждении. Герцен даёт следующую характеристику неорганизованности в правовой сфере: «...Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нём презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нём в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени.» [4].
Многие юристы-мыслители, такие, как Л.И. Пет-ражицкий, М.М. Ковалевский, Р.Ф. Иеринг, Б.А. Кистяковский, С.А Муромцев, К.Д. Кавелин, ставили вопрос о проблеме формирования правовой культуры. Праву отводилась важная воспитательная роль. «Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематические упражнения воли. Право по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия» [4].
Духовное и культурное развитие русской интеллигенции не предполагало значительной роли права, так как большинство людей были малообразованными. Как считал Б.А. Кистяковский, «русская интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в большом загоне» [5]. Таким образом, о формировании правовой культуры общества и правосознания каждого человека не могло быть и речи. Так, мыслители XIX в. считали решением данной проблемы разработку правовых идей в литературе. Необходимо отметить, что данные идеи не были отражены в литературе, так как развитие интеллигенции в идейном плане не осуществлялось. Исторически сложившиеся мысли западных стран доказывают наличие более ранних правовых идей, чем в российском государстве, что отражается в трактатах Гоббса «О гражданине» и о государстве — «Левиафан», Фильмера «О Патриархе», сочинениях Мильтона в защиту свободы слова и печати, памфлеты Лильборна.
О развитии данных явлений в российском обществе речи не шло. В России открывались юридические высшие учебные заведения, создавались юридические факультеты, но не издавались книги, не печатались статьи, правовые этюды, которые оказывали бы влияние на правовое со-
знание людей и соответственно имели широкое общественное значение. Незначительные разработки Чичерина и Соловьёва в области правовых идей не оказали должного влияния на сознание русской интеллигенции. Поэтому большинство правовых идей заимствованы из других стран. Но заимствование не означает их реализацию. Тем не менее правовое сознание русской интеллигенции никогда не было охвачено идеями прав личности и правового государства. Кистяковский в своей статье «В защиту права» отмечает, что «отсталость правового сознания русской интеллигенции. как результат застарелого зла — отсутствие механизма правового регулирования в повседневной жизни».
Исторический опыт показывает, что правовые идеи должного интереса в России не нашли.
Процесс формирования правовой культуры в настоящее время в России является неравномерным, что подтверждается проблемами механизма взаимодействия граждан с основными правовыми учреждениями. Специфика правового поведения и правовых установок населения как раз таки и отражает проблемы реформирования институтов российского общества, которые определяют содержание правового сознания россиян и их правовой культуры. Представления о праве, правовой сфере, недоверие к учреждениям права (в частности, к законодательным и правоохранительным органам) отражают негативную окраску в правовом сознании большей части населения.
Приоритетным направлением изменений стала система производственных отношений (трансформация форм собственности), что оказало определённое влияние на правовую культуру населения, несмотря на то, что принципы функционирования основных социальных институтов, которые играют важную роль в правовых отношениях индивида и общества, не претерпели никаких изменений. В этом случае нужно отметить систему судопроизводства, правоохранительных органов и прокуратуры, а также принципы деятельности жилищно-эксплуатационных служб, систему образования и другие. Ежедневное взаимодействие людей с подобными учреждениями способствует возникновению отрицательного мнения о том, что они живут в неправовом государстве. Данные убеждения, как считает А.В. Куликова, являются фундаментом формирования правовой культуры. Подобно тому, что данное явление ассоциируется с внешним принуждением, в этом случае право не будет являться ценностью для граждан. Следовательно, последствиями будут являться преобладание незаконных, неформальных элементов в отношениях человека с институтами общества (взяточничество, шантаж и др.).
Эмпирические исследования по изучению особенностей правового сознания населения, правовых установок ведутся давно. Большое распространение в 60-70-е гг. получили исследования правосознания
по проблеме знания отдельными специалистами норм трудового и уголовного права, изучение источников получения юридической информации, их соподчинённость по значимости. В 80-е гг. большое значение уделялось изучению правосознания юристов. Оценка населением действующего законодательства, смысловые интерпретации юридических понятий и норм исследователями не затрагивались.
Современный этап развития права уделяет особое внимание данным проблемам, а именно правовой безграмотности населения, отрицательному восприятию населением правовой сферы, обыденным представлениям правовых ситуаций и проблем. Существенные стороны правовой культуры составляют воспитание личности, высокой гражданской активности в охране правопорядка, уважение к законам и правилам, что позволяет говорить о построении правового государства.
Подводя итог, следует сказать, что правовая культура общества нуждается в систематическом
рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Меры, которые направлены на формирование политико-правовых идей, принципов, норм, представляют ценности как мировой, так и национальной правовой культуры, выступают как правовое воспитание. Иначе говоря, правовое воспитание — это формирование правовой культуры у каждого человека и общества в целом.
Литература
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 144 с.
2. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
3. Якушев А.В. Теория государства и права. М.: ПРИОР, 2000. 366 с.
4. Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 2. С. 129-131.
5. Митрошенков О.А. Правовая культура населения Российской Федерации: состояние и тенденции формирования (результаты социологического анализа) // Социология власти. 2003. № 1. С. 39-106.