Научная статья на тему 'Правовое просвещение граждан как основа и условие формирования правового государства'

Правовое просвещение граждан как основа и условие формирования правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1202
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое просвещение / правовое образование / Государство / Право / Правовая культура / Гражданское общество / legal education / legal formation / the state / the right / legal culture / civil society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна

Анализируется влияние правового образования на формирование правовой культуры личности, которой должны быть присущи современное правовое мышление, нравственные и правовые ценности, навыки в применении законов, достаточный уровень правового сознания и активная жизненная правовая позиция. В условиях современной российской действительности развитие правового образования это актуальнейшая проблема, поскольку в течение многих столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву. Для развития правового сознания индивидуума и правовой культуры всего общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое образование населения, в том числе государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic thought of article analysis of influence of legal formation on formation of legal culture of the person. Legal formation urged to generate modern legal thinking, to promote creation of moral and legal values; to strengthen skills in application by simple citizens of laws; to raise level of legal consciousness, and to develop an active vital legal position. In the conditions of the modern Russian validity development of legal formation the most urgent problem as within many centuries in our country the neglect to the right. For development of legal consciousness of an individual and legal culture of all society as a whole is necessary to develop and improve legal formation of the population, civil servants on whom real maintenance of the rights and freedom of the person appreciably depends.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение граждан как основа и условие формирования правового государства»

УДК 316.334.4 (045)

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ОСНОВА И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

© 2010 г. Я.В. Зубова

Усинский филиал Ухтинского государственного технического университета,

ул. Нефтяников, 33, г. Усинск, Республика Коми, 169710, fugtuu2@kominet. ги

Usinsk Branch of Ukhta State Technical University,

Nephtyanik St., 33, Usinsk, Komi Republic, 169710, fugtuu2@kominet. ru

Анализируется влияние правового образования на формирование правовой культуры личности, которой должны быть присущи современное правовое мышление, нравственные и правовые ценности, навыки в применении законов, достаточный уровень правового сознания и активная жизненная правовая позиция. В условиях современной российской действительности развитие правового образования - это актуальнейшая проблема, поскольку в течение многих столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву. Для развития правового сознания индивидуума и правовой культуры всего общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое образование населения, в том числе государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовое образование, государство, право, правовая культура, гражданское общество.

The basic thought of article - analysis of influence of legal formation on formation of legal culture of the person. Legal formation urged to generate modern legal thinking, to promote creation of moral and legal values; to strengthen skills in application by simple citizens of laws; to raise level of legal consciousness, and to develop an active vital legal position. In the conditions of the modern Russian validity development of legal formation the most urgent problem as within many centuries in our country the neglect to the right. For development of legal consciousness of an individual and legal culture of all society as a whole is necessary to develop and improve legal formation of the population, civil servants on whom real maintenance of the rights and freedom of the person appreciably depends.

Keywords: legal education, legal formation, the state, the right, legal culture, civil society.

Одним из основных признаков правового государства является надежная защита прав и свобод граждан. Данную задачу выполняют законодательная, исполнительная, судебная ветви власти только присущими им способами и методами. Немаловажно участие в этом процессе и самих граждан. Здесь многое зависит от того, в какой степени они знают свои права и как выполняют свои обязанности. К сожалению, правовое просвещение граждан в настоящее время находится на крайне низком уровне. Необходимо активизировать усилия в направлении правового образования населения. Эта работа многоплановая, проводится различными органами и организациями, имеет свои особенности.

Правовое просвещение - современная актуальнейшая проблема, поскольку без правовой культуры нельзя реализовать потенциал Конституции, а без граждан не может возникнуть и само гражданское общество, и правовое государство.

Помочь людям разобраться в окружающем их мире, научить внимательному, уважительному отношению и к себе и к другим, сделать всё возможное для того, чтобы они не чувствовали враждебности по отношению к человеку, основываясь только на национальной принадлежности или социальном статусе, укреплять традиции взаимопонимания и взаимоуважения - вот то, что сегодня наиболее актуально и что необходимо развивать в нашем государстве [1, с. 35 - 37].

Формирование правовой, а также правозащитной культуры населения является сегодня важной составляющей в воспитании свободной личности. Это направление способствует становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважению закона. Не менее важны для эволюции личности такие понятия, как долг, ответственность, права каждого гражданина, сообщества, власть и сила, сотрудничество и конфликт.

Привить российскому народу любовь к соблюдению прав человека в повседневной жизни, к проживанию в условиях гражданского демократического общества, необходимое, но очень трудное дело.

Нами проведено исследование правового просвещения с позиций соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Установлено, что правовая культура есть совокупность всех ценностей, создаваемых людьми в области права и выражающихся в нормах, институтах, поступках, оценках, взглядах. Ее можно также представить в виде особой подсистемы в общей системе нормативной культуры, регулирующей отношение к институтам и нормам права.

Правовое просвещение граждан и защита их прав являются краеугольным камнем в современном мире. Гражданин, знающий свои права и обязанности органов власти по их обеспечению, а также уверенный в том, что он всегда найдет защиту у квалифицированных юристов, правоведов, не позволит бюрократическому аппарату намеренно затягивать решения дел, заставлять бессмысленно ходить из кабинета в кабинет и придумывать сотни несуществующих в действительности причин, которые якобы не позволяют принять то или иное решение либо дать ту или иную справку.

Как заявил Президент РФ Д. Медведев, «.. .необходимо использовать все возможные пути: изучение основ права в школах и вузах, выпуск популярной юридической литературы, газеты и телевидение», далее он отметил, чтобы правосудие было эффективным, нужно совершенствовать законодательство. А кроме того, повышать правовую культуру россиян [2].

Кризис юридического образования, его отставание от запросов жизни и правоприменительной практики, существование сотен вузов, колледжей, где ведут подготовку тысяч и тысяч юристов, не обладающих соответствующими правовыми знаниями, неоднократно обсуждались. Проблема юридического образования сейчас находится в явном несоответствии с потребностями правового государства, нарождающегося гражданского общества, с запросами экономики и сферы права.

Становление и развитие правового государства невозможно без стремления каждого гражданина к общению с правом. При этом общечеловеческие ценности должны быть с ним взаимосвязаны. Начать необходимо с обустройства местного сообщества, шире использовать права, закрепленные в Конституции, помня о том, что любое право только тогда будет ценностью, когда оно правильно реализуется.

У молодежи должно быть сформированное мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека, умении найти возможные пути ее решения.

В настоящее время есть потребность в создании более современной правовой системы, более гуманном содержании правовой жизни, высокой культуре права в обществе. Решение этих проблем может быть осуществлено не столько принятием юридических нормативных документов, ужесточением санкций за

правонарушения, сколько трансформацией ценностей права. Правовые нормы должны соответствовать основным ценностям конкретной культуры и обеспечивать стабильность общества, включенность граждан в процесс управления государством, подчинение государства обществу, а политики - праву и нравственности. Правовая культура как характерная черта общества и особая специфическая ценность, воплощает в себе достижения национальной и мировой цивилизации и, что немаловажно, противостоит правовому нигилизму.

«Право есть требование непременного осуществления минимума нравственного содержания, и существенная цель права есть обеспеченное осуществление в действительности определенного минимального добра, или, что то же, действительное устранение известной доли зла» [3, с. 94 - 95].

Правовая культура неотделима от социальной деятельности людей, их взаимодействия, способов реального бытия. Она тесно и органично вписывается в систему общественных отношений как результат нормативного регулирования человеческой деятельности, упорядочивания и регулирования общественных связей людей на основе действующего законодательства.

Большинство взрослого населения России слабо ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов, их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое неравенство и произвол, отсутствие уважения к человеку и его свободе издревле создали в общественном сознании россиян глубокое пренебрежение к праву. А.И. Герцен в середине XIX в. писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания не был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» [4, с. 457].

Нигилистическое отношение к праву и правовому порядку к сожалению распространялось и на интеллигенцию. «Русская интеллигенция никогда не уважала

право, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне» [5, с. 361].

Основные правовые принципы - свобода, равноправие, достоинство человека, его права и свободы, их приоритет по отношению к государству, которое обязано содействовать осуществлению прав человека и гарантировать их, оставались далеки от народного правосознания. Поэтому развитие России не было похоже на развитие других цивилизованных народов. Б. Кистяковский отмечает, что в русской культуре не было таких работ, как сочинения Т. Гоббса «О гражданине» и «Левиафан», памфлетов Дж. Лильберна, этюдов Дж. Локка «О правительстве», «Духа законов» Ж. Монтескье, «Общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, а также произведений И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, которые в своих системах философии уделяли праву достаточно внимания. Россия не могла автоматически заимствовать идеи свободы и прав человека, правового порядка, конституционного государства. Надо было освоить эти идеи, включить их в отечественную культуру. Однако идеи прав человека и правового государства не были «пережиты» русской интеллигенцией, остались чужды русской культуре. К тому же необходимо было учитывать особенности развития России, запоздалое зарождение буржуазных отношений, ибо «нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времен... Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок» [5, с. 363].

Отсутствие государственной и правовой культуры в России, отторжение идеологии прав человека российским правосознанием свидетельствовали о неготовности страны к восприятию идей демократии и свободы.

Современное состояние политической и правовой культуры общества начинает осознаваться политическими лидерами России, которые делают определенные усилия для сплочения политических сил страны для формирования целей, способных объединять людей, обеспечивать согласие, преодолевать противоречия в обществе.

В странах с давними демократическими традициями правовая культура является важной частью гражданского образования. В этих странах в программах различных учебных курсов реализуется взаимосвязь правовой составляющей с политологическими знаниями - о том как осуществляется деятельность в сфере политики, об особенностях политических режимов, формах правления, деятельности партий. Особенно большое внимание уделяется характеристикам демократической власти, ее сильным и слабым сторонам. Курсы гражданского образования включают сведения об избирательной демократической системе, процедуре подготовки к выборам, их проведении, борьбы со злоупотреблениями в ходе голосования и т. п. Используются различные активные формы обучения: деловые игры, диспуты, самостоятельная работа с политическими и правовыми документами и др. Однако изучение и использование зарубежного опыта необходимо

осуществлять только с учетом особенностей российской общественно-политической ситуации, уровня развития политической и правовой культуры населения, национальных, духовных, культурных традиций.

Главное «чудо», с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, - это социальная машина: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нам нужные книги, на работе существуют надёжные партнёры, с которыми мы взаимодействуем. Людей, которые создали эти коллективные формы существования, давно уже нет, а созданные ими институты существуют и функционируют. Дома от рождения нас учат уважению младших к старшим, детей к родителям, к Богу, к традициям. Гуманизм, человеколюбие, ритуал, обычай, авторитет были главными ценностями культуры, например во времена Конфуция. Древние утверждали, что человеколюбие как нормативная программа выражалась одним требованием - взаимная вежливость. Можно всю жизнь руководствоваться одним словом - «взаимность», т. е. «не делай другим того, чего не желаешь себе» [6, с. 257]. Авторитетность и ритуал (этикет, обычай) обеспечивали согласие в обществе, помогали преодолеть конфликты от внутренних потрясений.

Читая классические творения, нет-нет, да и найдёшь в них высказывания героев прошедших столетий применительно к нашему сегодняшнему человечеству, поражающие свежестью и остротой. В школьной хрестоматийной повести Н.В.Гоголя «Вий» вдруг наталкиваешься на фразу «Философ, пошаривший ногами во все стороны, сказал, наконец, отрывисто: А где же дорога?» [7, с. 47]. И думаешь - а ведь это о нас, сегодняшних. Когда общество находится в состоянии хаоса, ломки, крайней неустойчивости, зыбкости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направлять в нужное русло. Если тот или иной закон не работает, это ещё не означает, что он плох. Не всё зависит от самого закона. Проблема сложнее. Власть не справляется с первейшей функцией - регулятора общественной жизни, порядка, стабильности. В этих условиях законы существуют сами по себе, а жизнь - сама по себе. Возникает чувство тревоги и безвыходности. Власть бессильна заставить законы работать, поэтому она их просто издаёт. К тому же большая часть российских законов попросту не работает. В то же время многие важные сферы жизни до сих пор остались вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом.

Но законодатель не должен идти на поводу у обыденного сознания. Он обязан смотреть дальше, предвидеть последствия. Правовое самообладание опасно, ибо оно порождает беспочвенные надежды, «убаюкивает» общество. Социальный прогресс с помощью одних только законов заканчивается конфузом в связи с принятием бесполезных и неэффективных законов. Примеров тому немало, из них необходимо извлекать уроки. Прежде всего потому, что законы начинают работать вхолостую, создают видимость решения проблемы. Конечно, есть хорошие, полноценные законы, за которыми - ум, опыт, старания их создателей, но, как отмечал Достоевский, чтобы быть умным,

одного ума мало. Ум надо ещё реализовать, поставить на службу обществу, людям. Иначе он бесполезен. Абсолютизация права привела к лавинообразному росту законов и указов за последние годы. Но ещё древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов [8, с. 720]. Полоса «демократического романтизма» проходит. Возникает вопрос, что надо делать раньше - создавать условия или принимать закон. Очевидно, то и другое. Противопоставление этих двух начал неверно и недопустимо. Хорошо известно, что закон требует создания механизмов его регуляции. Вся система не может действовать эффективно в том случае, если у её исполнителей не будет развитого правового и морального сознания.

Социальные реалии теперь вновь поставили перед учёными-философами, социологами, политологами вопросы: какие новые цели надо поставить и что надо сделать - какие стратегии предложить, чтобы справиться с этими проблемами? Образование и культура всегда были стабилизирующими факторами в жизни общества. «Что нужно народу?» - спрашивали ещё А.И. Герцен и Н.П. Огарёв в своё время и отвечали: «Земля, воля, образование». Н.Г. Чернышевский писал, что образование - великое благо для человека -приносит народу благосостояние и могущество.

Нет важнее задачи, чем утверждение в стране авторитета права. Горько звучат слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законы нельзя. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает и правительство» [9, с. 251]. В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права [10, с. 691]. В то время это было общим взглядом многих творческих деятелей на окружающую их действительность. Известны отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, называвшего его «гадким обманом властей» [10, с. 691 ]. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция. «Право, отклоняющееся от своего высшего предназначения, ничтожно; несправедливый закон не есть право, и его следует отвергнуть во имя торжества естественно-правовых постулатов справедливости. Такому закону люди могут неповиноваться, восставая против насаждаемых им порядков», - так утверждала естественно-правовая традиция [11, с. 33].

Укрепление правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должны быть одними из приоритетных направлений в работе как органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации, так и общественных объединений, организаций и их должностных лиц независимо от сферы деятельности.

Практическое значение проведенного нами исследования предопределяется нацеленностью на решение

современных проблем в сфере правового просвещения, правового воспитания и повышения правовой культуры.

Вообще не совсем корректно говорить о целенаправленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя форсировать натиском; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий. В числе таких мер нами предлагаются следующие:

- укрепление, развитие правообразовательных функций образовательных учреждений;

- повышение культуры межнациональных взаимодействий;

- повышение у населения доверия к власти, формирования навыков политического участия;

- формирование информационного пространства для повышения уровня правовой культуры населения;

- укрепление у граждан уважения прав и основных свобод человека, осознание своих обязанностей, правил поведения и ценностей в обществе;

- обеспечение возможности для всех граждан участвовать в демократической политической жизни общества, свободного и правового, основанного на принципе верховенства закона;

- закрепление в правосознании граждан таких ценностей, как уважение к правам и свободам других людей, справедливость, нравственность, толерантность, ответственность за свои действия;

- повышение уровня правовой образованности сотрудников и руководителей государственного аппарата на всех уровнях государственной власти;

- обеспечение высококвалифицированными юристами всей отрасли политической деятельности;

- укрепление положительного правового имиджа Российской Федерации на международном уровне как государства демократического, ответственного за своих граждан, соблюдающего права и свободы человека и гражданина.

Именно поэтому страна и сами граждане нуждаются в правовой культуре, в ее повышении через систему правового образования и правового воспитания. Стране необходимы сильные действующие законы, способные обеспечить всемерную защиту прав личности, а также граждан от произвола и беззакония. Более того, правовая стабильность может в немалой степени способствовать упрочнению положения дел во многих областях. Создание истинно гражданского общества, обеспечение приоритета прав и свобод человека остаются сегодня наиболее значимыми для России, ибо без них невозможна демократическая правовая государственность.

Литература

1. Зубова Я.В. Правовое образование в аксиологическом осмыслении. Майкоп, 2007.

2. Медведев Д. Выступление на собрании в честь 85-летия создания Верховного Суда // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4618. 2008. 21 марта.

3. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск, 1997.

4. Герцен А.И. Соч.: в 7 т. СПб., 1905. Т. 3.

5. Кистяковский Б.А. Философия, социология и право. СПб., 1998.

6. БукреевВ.И., Римская И.Н. Этика права. М., 2000.

7. Гоголь Н.В. Вий. М., 1989.

8. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. М., 2004.

Поступила в редакцию

9. Герцен А.И. Соч.: в 7 т. М., 1950. Т. 7.

10. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.,2002.

11. Манов Г.Н. Теория права и государства. М., 1996.

12 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.