-►
Мировая экономика
УДК 339.5
Е.В. Жиряева
ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
Включение России в систему международных экономических организаций, которые устанавливают правила регулирования и финансирования торговли, не столько ограничивает существующие меры поддержки экспорта, сколько открывает для этого новые возможности, скрытые за теми или иными общепризнанными правилами.
Политика в области финансовой поддержки экспорта регулируется такими авторитетными международными организациями, как ОЭСР и ВТО. В области государственных экспортных кредитов ОЭСР является ведущим международным форумом, который устанавливает «правила игры». Эти правила описаны в «Договоренности о руководящих принципах для официально поддержанных экспортных кредитах» (далее -Договоренность).
Первые запреты ГАТТ на экспортные субсидии. Первоначально, в 1947 г., правила о субсидиях ГАТТ (ст. XVI) не включали каких-либо специальных условий - по экспортным субсидиям, а еще менее того - по экспортным кредитам. Первые запреты на экспортные субсидии появились в ст. XVI В (3 и 4) ГАТТ, которая была добавлена в апреле 1955 г.
Согласно ст. XVI В ГАТТ к договаривающимся сторонам была обращена просьба: попытаться избежать использования субсидий на экспорт первичных продуктов (XVI 3); с 1 января 1958 г. прекратить предоставлять прямо или не прямо субсидии в любых формах на экспорт любых продуктов, кроме первичных, субсидирование которых приводит к продаже по цене ниже, чем сопоставимая цена на аналогичные
товары для покупателя на отечественном рынке (XVI 4). В ГАТТ был добавлен пункт о бездействии: чтобы размер применяемых субсидий, о которых речь идет в ст. XVI 4, не увеличивался выше уровня, существующего на 1 января 1955 г. Первоначально предполагалось, что соглашение о бездействии будет применяться до 31 декабря 1957 г., т. е. даты, на которую положения ст. XVI 4 должны были вступить в силу, однако оно было распространено на период вплоть до 1967 г., а затем истекло.
Таким образом, на 1 января 1958 г. конечный срок, после которого должен был вступить в силу запрет на субсидии, не был соблюден. Этот вопрос был поставлен на обсуждение рабочей группы ГАТТ, которая 19 ноября 1960 г. приняла декларацию с намерением ввести в действие ст. XVI 4. Фактически сама декларация начала действовать только с 14 ноября 1962 г. для 16 из 43 стран-членов (страны ОЭСР за исключением Греции, Исландии, Ирландии, Португалии, Испании и Турции) плюс Новая Зеландия и Родезия.
Процесс по ст. XVI 4 был запущен параллельно с расширением до 1959 г. предельных сроков для введения запрета на помощь экспортерам, установленных январским 1955 г. решением Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Эта одновременность в развитии обеих дисциплин неудивительна, если учесть, что большая часть стран - участниц ГАТТ в 1947 и 1955 гг. была также в составе ОЕЭС, а с сентября 1961 г. -ОЭСР (в этот момент организация была переименована). В декабре 1960 г. Подготовитель-
ная комиссия ОЭСР изучила перспективы законодательных торговых инструментов, разработанных ОЕЭС. Комиссия решила, что определенные акты, включая решение от 17 июля 1959 г. о помощи экспортерам, не будут поддерживаться новой организацией (ОЭСР). Параллельно участники переговоров как в ОЭСР, так и в ГАТТ не желали потерять тот список, который содержался в приложении к решению от 17 июля 1959 г. и включал конкретные примеры запрещенных экспортных субсидий. В ходе обсуждений ст. XVI 4 в рабочей группе ГАТТ было отмечено, что правительства, которые одобрили декларацию, должны рассматривать практику, описанную в списке, как субсидии в значении ст. XVI 4. Список был окончательно одобрен в ноябре 1960 г., а вступил в силу в ноябре 1962 г. Статус и содержание списка оставались неизменными до 1979 г., когда он был включен в соглашение об интерпретации и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ. Это соглашение с несколькими участни-
ками стало известно как «Кодекс о субсидиях». Положения ст. XVI 3 об экспортных субсидиях для определенных первичных продуктов были перенесены в ст. 10 кодекса. Ст. XVI 4 была внесена в кодекс как новая статья 9, а три параграфа (1), (§) и (Ь) в первоначальном списке, которые относились к экспортным кредитам и кредитным гарантиям, стали параграфами (' и (к) приложения, названного «Иллюстративный список экспортных субсидий».
В 1979 г. к пункту (к) списка экспортных субсидий был добавлен параграф 2, чтобы учесть тот факт, что в 1978 г. под эгидой ОЭСР была принята «Договоренность о руководящих принципах для официально поддержанных экспортных кредитах».
Приведем далее выдержки из Кодекса о субсидиях ГАТТ, касающиеся экспортных кредитов. Договоренность ОЭСР вступила в силу в апреле 1978 г. и более 30 лет продолжает оставаться международно признанным набором правил для официальных экспортных кредитов.
Выдержки из Кодекса о субсидиях ГАТТ
Статья 9
1. Участники не предоставляют экспортных субсидий на продукты иные, чем определенные первичные продукты.
2. Практика, перечисленная в пп. от (а) до (1) Приложения является иллюстрацией экспортных субсидий.
Приложение . Иллюстративный список экспортных субсидий
О') Предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми правительствами) программ гарантирования или страхования экспортных кредитов, программ страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных товаров или программ страхования или гарантирования валютных рисков с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам.
(к) Предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми и/или действующими под руководством правительств) экспортных кредитов по ставкам ниже тех, которые они фактически должны уплачивать за использованные средства (или должны были бы уплатить при обращении к международному рынку капиталов для получения кредитов с тем же сроком погашения и другими кредитными условиями и выраженных в той же валюте, что и экспортный кредит), или уплата ими всех или части расходов, понесенных экспортерами или финансовыми учреждениями в связи с получением кредита в той мере, в какой они используются для обеспечения материальных преимуществ в области условий, на которых предоставляются экспортные кредиты.
Условлено, однако, что если член является стороной международной договоренности по официальным экспортным кредитам, сторонами которой с 1 января 1979 г. являются, по крайней мере, двенадцать членов-учредителей настоящего Соглашения (или последующей договоренности, одобренной указанными членами), либо если член применяет на практике положения о процентных ставках соответствующей договоренности, практика экспортного кредитования, отвечающая этим положениям, не будет рассматриваться как экспортная субсидия, запрещенная настоящим Соглашением.
Последнее означало, что экспортные кредиты, предоставленные в соответствии с Договоренностью ОЭСР, не являются субсидиями с точки зрения ВТО [1].
Таким образом, сложилась взаимосвязь между положениями ОЭСР и ВТО в области экспортного кредитования. Страны - члены Договоренности получали выгоды от особого отношения к ним в Кодексе о субсидиях ВТО (который пришел на смену текстам ГАТТ). ВТО давало защиту членам Договоренности, так как сам факт участия в Договоренности предполагал соответствие нормам ВТО. Так, по крайней мере, считали много лет. Но серия расследований в ВТО (по программам Бразилии, Канады и США) в конце 1990-х гг. показала, что реальность сложнее. Панель экспертов ВТО изучала программы поддержки ставки процента и страхования, лимиты на использование таких программ и правила Договоренности. Как результат, в 2004 г. были внесены изменения в текст Договоренности и прояснены некоторые ее положения, после чего текст ВТО и прецедентное право принимают во внимание, когда рассматривают соответствие правилам Договоренности. Соотношение между Договоренностью и ВТО является сложным (разное членство, разный взгляд на проблематику ВТО). Участники зачастую не желают принимать тот факт, что кто-то другой может ограничить их свободу действий, но они вынуждены признать, быть может неохотно, что соответствие принципам ВТО не дается автоматически [2].
На сегодняшний день запрет на экспортные субсидии установлен ст. 3.1.а Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ) ВТО: «предоставление следующих субсидий в значении статьи 1, запрещается (а) субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта, включая перечисленные в Приложении I». Пункты ® и (к) Приложения остались прежними.
Охват и применение Договоренности. Договоренность не является юридическим инструментом ОЭСР, она предназначена быть «мягким правом» (хотя включена в законодательство ЕС), но с обязательством участвующих сторон
о тесном политическом и практическом соответствии. Цель документа - установить рамки предоставления официально поддерживаемых экспортных кредитов для продажи капитальных товаров и проектов. Три основные задачи, которые решали участники - обуздание экспортных субсидий и искажений торговли, выход на одинаковый уровень игрового поля, прозрачность действий.
Договоренность применяется к кредитам с условиями погашения в течение двух или более лет и включает правила официальной поддержки в форме, относящейся к торговле связанной и частично несвязанной помощи. Военное оборудование и сельскохозяйственные товары исключены, в то же время выделяются специфические дисциплины, относящиеся к судам, предприятиям ядерной энергетики, гражданским самолетам, проектам возобновляемой энергетики и водным. Переговоры по экспортным кредитам для сельского хозяйства, предпринятые в конце 1990-х гг. по результатам Уругвайского раунда, потерпели неудачу -это был единственный провал в истории Договоренности.
Договоренность накладывает ограничения на положения и условия экспортных кредитов, которые включают максимальные сроки расчетов, минимальные наличные выплаты в момент или до начала кредитования, максимальное содержание местных затрат и минимальную ставку процента, при которой сделка получает выгоду от официальной финансовой поддержки. Эти дисциплины расширились с течением времени, захватив минимальные премиальные ставки за услуги экспортных кредитных агентств (ЭКА), гибкость для проектных сделок финансового типа, расширенные сроки для технологий возобновляемой энергетики и минимальные уровни концессиональности и правомочности стран для связанной и частично несвязанной помощи.
В настоящее время имеется девять участников Договоренности: Австралия, Канада, ЕС (включая все страны-члены), Япония, Корея, Норвегия, Новая Зеландия и США. Бразилия является участником в секторе «Понимание по гражданским самолетам».
Рассмотрим далее следующие основные определения.
Экспортный кредит - соглашение о страховании, гарантии или финансировании, которое позволяет иностранному покупателю (заемщику) экспортированных товаров или услуг отложить платеж на некоторый период времени.
Официальная поддержка - это обеспеченная государством поддержка экспортного кредита. Поскольку никакого определения per se официальной поддержки в Договоренности не содержится, детально описаны способы ее предоставления: в форме прямого кредитования (финансирования), рефинансирования, компенсации ставки процента (когда государство поддерживает фиксированную ставку процента на весь период существования кредита), финансирование помощи (кредиты и гранты), страхование экспортных кредитов и гарантии. Прямые кредиты, рефинансирование и компенсация ставки процента называются официальной финансовой поддержкой. Условия страхования и гарантирования без официальной финансовой поддержки называются чистым покрытием (pure cover).
ЭКА - экспортные кредитные агентства; это институты, которые осуществляют деятельность в области официального экспортного кредитования для/или со стороны правительств, отдельно от коммерческого бизнеса этих институтов. ЭКА предоставляют спектр продуктов и услуг, включая гарантию выплаты ссуды финансовым учреждением покупателю на внешнем рынке, страхование от невыплаты кредита, который экспортер распространил на покупателя на внешнем рынке, и обеспечение прямых кредитов или кредитов покупателям на внешнем рынке.
Связанная, частично связанная и несвязанная помощь - помощь, которая в действительности привязана к приобретению товаров и/или услуг в стране-доноре и предназначена ограниченному числу других стран. Несвязанная помощь является помощью, выгоды от которой полностью и свободно доступны покупателям товаров и/или услуг во всех странах-членах ОЭСР и в значительном количестве других стран.
История экспортного кредитования в странах ОЭСР. Первые агентства по экспортному кредиту основаны в годы после Первой мировой войны. Интересно отметить, что американский Экспортно-импортный банк, созданный в 1930-х гг. чтобы помочь Соединенным Штатам противостоять экономическому воздействию великой депрессии, не был первым ЭКА. Среди первых - Export Credits Guarantee Department Соединенного Королевства. Другие появлявшиеся в этот период ЭКА призваны были гарантировать доступность финансирования для национальных экспортеров. Обусловленный ростом активности экспортного кредитования со стороны правительств и частного сектора в 1934 г. был создан Международный союз страховщиков кредита и инвестиций (Бернский союз). После Второй мировой войны ЭКА предлагали и гарантировали долгосрочные ссуды, а в 1955 г. ОЕЭС, предшественница ОЭСР, потребовала от правительств прекратить искусственную поддержку экспорта, т. е. поддержку по ставкам ниже, чем те, которые соответствуют затратам и уровню покрытых рисков.
В 1961 г. ОЕЭС превратилась в ОЭСР. Руководство ОЭСР сохранило свой интерес к экспортным кредитам, и в ноябре 1963 г. Совет ОЭСР сформировал «Группу экспортных кредитов и кредитных гарантий» (далее - Группа). Первоначально группа сосредоточилась на разработке способов обмена информацией; эта задача была выполнена в начале 1970-х гг., когда появилась система ex post оповещения ОЭСР, Бернского союза и Банка международных расчетов (позже она будет включена в «Систему оповещения кредиторов» ОЭСР). Мандат группы включал также разработку принципов политики экспортного кредитования, а некоторые члены обратили внимание на проблематичные секторы промышленности, такие как ядерная энергетика и наземные станции спутниковой связи. В 1974 г. две названные отраслевые договоренности были согласованы. На фоне нефтяных кризисов 1970-х гг. и существенного увеличения уровней официальных экспортных кредитов некоторые страны-члены ОЭСР начали неформальные дискуссии об уходе от кредитной
гонки, ограничении субсидий и разработке «джентльменского соглашения», охватывающего все экспортные кредиты. В октябре 1974 г. на ежегодной встрече МВФ и ВБ было достигнуто предварительное соглашение о минимальной процентной ставке (7,5 %) для сроков кредитования более пяти лет, а официальная поддержка странам-экспортерам нефти была запрещена.
В июне 1975 г. Министры ОЭСР согласились, что следует разработать соглашение о предоставлении экспортных кредитов общего характера между как можно большим числом индустриально развитых стран ОЭСР. В дальнейшем (в ноябре 1975 г.) об этом было заявлено в «Декларации Рамбуйе». К началу 1976 г. шесть стран-участниц встречи на высшем уровне в Рамбуйе плюс Канада достигли соглашения по «Консенсусу в области политики экспортного кредитования», но не смогли договориться о его коллективном внедрении и ограничились применением соглашения путем односторонних обязательств. К концу 1977 г. все участники Группы, за исключением Австрии и Новой Зеландии, приняли декларации, которые привели политику экспортного кредита в соответствие с упомянутым консенсусом. В конце 1977 - начале 1978 г. сформирована проектная группа с целью объединить декларации участников в один документ. В феврале 1978 г. одобрен текст, который вступил в силу как «Договоренность о руководящих принципах для официально поддержанных экспортных кредитов». Министры ОЭСР на встрече в июне выразили удовлетворение, что переговоры по Договоренности успешно завершены и призвали к ее регулярному пересмотру. Чтобы облегчить этот процесс, был основан отдельный комитет под названием «Участники Договоренности о руководящих принципах для официально поддержанных экспортных кредитов» (Комитет участников).
Достижения экспортного кредитного сообщества ОЭСР между 1978 и 1998 г. сосредоточены, в основном, на разработке правил. В начале и середине 1990-х гг. были сформулированы две проблемы надлежащего управления: взяточничество и окружающая среда. До 1998 г. было заключено несколько неофициальных соглашений
по этим вопросам. Примерно в то же время неправительственные организации искали более близкого взаимодействия с Группой, а на министерском уровне был поставлен вопрос о дополнительной долговой нагрузке глубоко неплатежеспособных бедных стран, которая возникает из-за неразумного использования официальных экспортных кредитов; азиатский кризис 1997 г. побудил ЭКА поддерживать торговые потоки. Участники завершили несколько переговоров, ужесточивших правила Договоренности 1978 г. Изменения в документ были внесены, в основном, под влиянием рынка и развития новых методов финансирования. Правительства стремились уменьшить стоимость для налогоплательщиков схем финансирования экспортного кредита и перенаправить ресурсы помощи в адрес развития, прочь от поощрения и искажения торговли.
Вех в развитии документа, достигнутых участниками после 1998 г., было много. В 19781982 гг. в целях сокращения искажения экспортной конкуренции уровни минимальных процентных ставок в Договоренности были значительно увеличены, чтобы приблизить их к рыночным курсам (от 7,25-8 % до 10-12,4 %). В 1983 г. участники еще раз усовершенствовали режим процентной ставки, адаптировав его к изменениям состояния рынка. Предыдущая система фиксированных процентных ставок подразумевала в определенных случаях значительное финансирование. Новый режим заложил базу для основанных на рынке процентных ставок, которые формировались автоматически для каждой валюты, используемой в официальном экспортном кредитовании, и были увязаны со «справочными показателями коммерческих ставок (СЖИ^)». Регулярно приводя в соответствие процентные ставки с инфляцией и ставками для государственных заимствований в странах, валюты которых использовались для финансирования экспорта, система СЖЯ значительно уменьшила компонент субсидии процентной ставки в финансировании ЭКА, которую инфляционный опыт 1970-х гг. свел к системе неподвижной номинальной процентной ставки.
В 1984 и 1986 гг. были согласованы и включены в Договоренность секторальные соглаше-
ния по атомным электростанциям и гражданским самолетам.
В 1987 г. пакет Wallen, среди прочего, поднял до 35 % минимальный концессиональный уровень для связаной помощи. Вместе с этим стала применяться в большей мере отражающая рынок и дифференцированная по валюте учетная ставка (DDR), придя на смену простым 10 %-м, которые использовались Комитетом помощи развитию.
В 1991 г. был завершен Хельсинский пакет (внедренный с февраля 1992 г.). Как результат этого пакета, связанная и частично несвязанная помощь для более богатых развивающихся стран и для проектов, которые должны были финансироваться коммерчески, была запрещена.
В 1994 г. пакет Schaerer упростил классификацию стран по уровням максимальных выплат, усовершенствовал DDR и дал зеленый свет исследованиям минимальных премиальных взносов и пересмотру Договоренности путем создания Группы по пересмотру Договоренности (RAG). Была создана группа экспертов по премиальным взносам, первая ее встреча была проведена в октябре 1994 г.
В 1996 г. было опубликовано «Руководство Ex Ante по связанной помощи»; оно было основано на опыте четырех лет применения Хельсинкских дисциплин связанной помощи и стремилось помочь донорам помощи и получателям. Агентства экспортных кредитов, агентства по оказанию помощи и авторы проектов могли на ранней стадии определить, имели ли проекты право на связанную помощь.
В 1997 г. был завершен пакет документов Knaepen, осуществление которого началось с 1 апреля 1999 г. В нем изложены руководящие принципы для премиальных взносов через минимальные премиальные точки отсчета для страны и суверенные риски. Соглашение отразило два основных принципа: 1) оценка должна быть основана на риске так, чтобы предназначенные к выплате премиальные взносы не были неадекватными с точки зрения покрытия долгосрочных текущих расходов и потерь (в соответствии с обязательством ВТО - пункт (j) Иллюстративного списка ASCM); 2) оценка должна
сужаться и, с точки зрения экспортера, отразить отличающееся качество официально поддержанного экспортного кредитного продукта.
Премиальные взносы считаются одной из наиболее сложных дисциплин Договоренности. Когда речь заходит об официальных экспортных кредитах, премиальная выплата, взимаемая ЭКА, является значимым компонентом в общей стоимости экспорта, возлагаемой на зарубежного покупателя. Премиальные выплаты должны гарантировать, что никто не получает выгоды от официальной экспортной кредитной поддержки (ни экспортеры, ни банки, ни иностранные покупатели).
Другой стороной медали для тех, кто получает выгоду от программ официальной экспортной гарантийной поддержки, является появление лиц, чье потенциальное недовольство вызывает озабоченность. Это, во-первых, налогоплательщики, а во-вторых, правительства стран нечленов ОЭСР, которые озабочены тем, что их экспортеры потеряют преимущества. К счастью (по крайней мере, для налогоплательщиков и для тех, кто не любит субсидий), такая озабоченность учтена, частично, в пункте (' Приложения I (Иллюстративный список экспортных субсидий) ССКМ ВТО, в требовании, чтобы экспортные кредиты не предоставлялись «... по премиальным ставкам, которые неадекватны покрытию долгосрочных операционных затрат и потерь таких программ». Это означает, что вдобавок к желанию членов ОЭСР нейтрализовать стоимость официального финансирования как фактора экспортной конкуренции, существует международное обязательство избегать экспортного субсидирования в области официальных экспортных кредитов, используя низкие ставки. Таким образом, возникла необходимость в разработке правил для премиальных выплат, взимаемых ЭКА за их услуги.
Основным элементом премиальных правил является набор минимальных премиальных ставок (МРЯ); эти МРЯ определены конкретными характеристиками каждого кредита. Разница между премиальными пакетами 1997 и 2010 г. состоит в том, что теперь МРЯ отражают как
страновые, так и коммерческие риски, а элемент странового риска премии является функцией общей классификации стран по группам риска, в то время как часть, отражающая риск покупателя, формируется по усмотрению агентства [3].
Пакет Кпаереп установил минимальные взносы за страновой кредитный риск для всех сделок. Пока таких правил не было, это означало, что ЭКА могли взыскивать любые премиальные за риск. Единый для всех подход создал конкурентоспособные отношения, поскольку некоторые ЭКА взыскивали премию за риск, другие использовали плоскую систему премий (единый уровень платы для всех заемщиков), а некоторые вообще ничего не взыскивали.
Фундаментальным элементом пакета Кпаереп был набор минимальных норм премиальных выплат (МРИ^), предназначенных отразить риск как страны, так и суверенного покупателя (т. е. лучшего покупателя в стране, который в огромном большинстве стран является сувереном). На практике фактические нормы премиальной выплаты, установленные странами-участниками для определенных сделок, часто выше МРИ. Кроме того, в рамках пакета Кпаереп участники создали систему оценки и согласования кредитного риска стран и классификацию стран по семи категориям риска. Система определяет кредитный риск страны, т. е. вероятность того, что страна будет обслуживать свой внешний долг. Система использует эконометрическую модель, основанную на количественных индикаторах (финансовых, экономических и платежных) и качественных факторах (таких как политические факторы, не включенные в количественную эконометрическую модель). Модель используется экономистами ЭКА. Впоследствии эта классификация стран стала известна как классификация ОЭСР и теперь по Базельским правилам может использоваться банками при расчете резервных требований для суверенных рисков [4].
В 1998 г. на трехлетний испытательный период были приняты и согласованы правила для проектного финансирования. Это соглашение разрешило официальную поддержку для нестандартных профилей выплат и других гибких
условий так, чтобы условия выплаты ссуды соответствовали доходности проектов, отсутствие чего в прошлом ограничивало вовлечение ЭКА в финансирование проектов частного сектора и/или увеличивало риск для ЭКА. Также в 1998 г. Группа по пересмотру Договоренности закончила свою работу. Это означало полный пересмотр положений документа с включением в него всех многочисленных реформ и усовершенствований, которые имели место с 1992 г.
В текущем тысячелетии события в области экспортного кредита ОЭСР были эволюционны, возможно, революционны и неизбежно спорны. Были заключены соглашения по вопросам о взяточничестве, окружающей среде и глубоко неплатежеспособных бедных странах. Участники потерпели неудачу в переговорах о кредитовании сельского хозяйства, но преуспели в установлении новых правил Договоренности для гражданских самолетов (с Бразилией как участником), атомных электростанций, возобновляемых источников энергии и водных проектов, а также для премиальных взносов. Участники также, среди прочего, радикально переписали Договоренность вслед за некоторыми результатами споров в ВТО и согласовали процедуры прозрачности для несвязанной помощи.
Сохраняется проблема поощрения участия в правилах об экспортном кредите крупных развивающихся стран, у которых есть очень конкурентоспособные экспортеры главных средств производства. Наконец, глобальный финансовый кризис и сопутствующая инициатива о финансировании торговли 020 гарантируют, что правила для официальных экспортных кредитов будут поддерживаться на высоком уровне.
Что касается последствий споров в ВТО, главным образом, споров о гражданских самолетах между Бразилией и Канадой, идущих с 1998 г., участники модернизировали Договоренность и в конце 2003 г. приняли новый текст. Договоренность была улучшена относительно недискриминации и большей прозрачности и последовательности. С 2004 г. начались регулярные обновления Договоренности, т. е. она развивается как «живой документ»; последняя ее версия была издана в марте 2011 г.
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки
В 2003 и 2005 гг. было пересмотрено Руководство по связанной помощи 1996 г. Дисциплины проектного финансирования, согласованные в порядке эксперимента в 1998 г., были включены в Договоренность в 2005 г. Что касается местных затрат (local costs), то в ноябре 2007 г. участники согласились в течение испытательного срока до 31 декабря 2010 г. увеличить их пропорцию. Эти затраты могут быть официально поддержаны в экспортном контракте в количестве 15-30 % стоимости по контракту, что получило закрепление в Договоренности с января
2011 г. с обязательством ex ante делать нотификацию всякий раз, когда такие затраты превышают 15 %.
В 2004 г. были внесены предложения дисциплинировать программы несвязанной помощи стран-членов ОЭСР, участвующих в Договоренности. Предложения были стимулирующими: цель состояла в том, чтобы устранить искажения торговли, избежать неверного толкования Хельсинкского акта о правилах связанной помощи, расширить возможности для финансирования рынков в развивающихся странах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cocguic, J.L. The early years: from OEEC to OECD, 1953 to 1962 [Text] / J.L. Cocguic // Smart Rules for Fair Trade: 50 years of Export Credits, OECD Publishing. OECD (2011).
2. Ricolfis, F. A long history in facing challenges [Text] / F. Ricolfis // Smart Rules ... [Ibid].
3. Gonter, M. Premium: the least understood rules of
the Arrangement [Text] / M. Gonter // Smart Rules ... [Ibid].
4. Drysdale, D. New rules for export credit premium fees [Text] / D. Drysdale // Smart Rules . [Ibid].
5. Janet West, J. Export credits and the OECD [Electronic resource] / J. Janet West // Smart Rules ... [Ibid]. -URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264111745-en