УДК 339.544
Друганов Роман Сергеевич
Druganov Roman Sergeevich
специалист-эксперт Торгового представительства Российской Федерации в Республике Абхазия [email protected]
Specialist-expert at Office of the Russian Federation Trade Representative in the Republic of Abkhazia
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ, СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПОРТНЫХ СУБСИДИЙ
CONCERNING ECONOMIC NATURE, CONTENT AND CLASSIFICATION OF THE EXPORT SUBSIDIES
Аннотация:
Summary:
В статье рассмотрена экономическая природа и содержание экспортных субсидий; обоснована классификация субсидий, применяемых в международной торговле.
The article discusses economic nature and content of the export subsidies. The author substantiates the subsidy classification applied in the international trade.
Ключевые слова:
экспортные субсидии, регулирование субсидий, классификация субсидий.
Keywords:
export subsidies, regulation of subsidies, subsidy classification.
Субсидирование экспорта является важнейшим инструментом внешнеторговой политики, посредством которого национальные правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными. На протяжении всей истории ГАТТ/ВТО субсидии выступали одним из основных источников торговых споров между странами [1].
Первая попытка регулирования субсидий была предпринята в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (ГАТТ-47). ГАТТ-47 рассматривало субсидии в качестве барьера, препятствующего развитию международной торговли, в ряде случаев причиняющего серьезный ущерб участникам внешнеэкономической деятельности, исходило из необходимости либо полного прекращения предоставления субсидий, либо ограничения применения субсидий на основе договоренностей заинтересованных сторон.
Так, статья XVI ГАТТ-47 устанавливала, что если какая-либо сторона предоставляет какую-либо субсидию, то она должна сообщить заинтересованным сторонам в письменной форме о размере и характере субсидирования, об оцениваемом влиянии субсидирования на количество товаров, затрагиваемых субсидированием. Во всех случаях, когда будет признано, что такое субсидирование причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб интересам любой другой стороны, то сторона, предоставляющая субсидию, должна обсудить с заинтересованными сторонами возможность ограничения субсидирования [2].
При этом в ГАТТ-47 отсутствовало определение субсидии, определение критериев «серьезного ущерба», причиняемого субсидированием. Все это неизбежно приводило к многочисленным международным торговым спорам и применению компенсационных пошлин. Положения статьи XVI ГАТТ-1947 во многом носили декларативный характер. Отсутствие международных правил регулирования экспортных субсидий являлось основой противостояния между правительствами стран за обеспечение наиболее привлекательных финансовых условий поддержки национальных экспортеров. В конечном результате это приводило к искажению экономических условий международной торговли.
В 1978 г. 22 страны - члены ОЭСР подписали Соглашение об официально поддерживаемых экспортных кредитах. Целью данного соглашения являлось обеспечение равных условий официальной поддержки для того, чтобы стимулировать конкуренцию между экспортерами в зависимости от качества и цены экспортируемых товаров, а не от степени выгодности условий финансовой официальной поддержки.
Соглашение включает в себя положения, призванные обеспечить единые правила государственного кредитования экспорта и открытость их применения. Соглашение регулирует предоставление официально поддерживаемых экспортных кредитов для экспорта товаров, за исключением экспорта военной техники и сельскохозяйственных товаров, со сроком погашения два года и более. Основным принципом официальной поддержки экспорта провозглашалось соблюдение близких к рыночным условий финансирования.
Соглашение ставит ограничения по условиям официально поддерживаемых экспортных кредитов (например, минимальные процентные ставки, минимальные ставки по кредитному
риску, максимальные сроки погашения экспортного кредита). Оно включает в себя процедуры предварительного уведомления, консультаций, обмена информацией.
В Соглашение неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Соглашение действует в редакции от 1 сентября 2011 г., а его участниками являются: Австралия, Канада, Европейский Союз, Япония, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария и США [3].
15 апреля 1994 г. при подписании Марракешского Соглашения о создании ВТО в качестве приложения к нему был принят пакет международных соглашений, среди которых - Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах [4]. Данный документ был разработан для урегулирования вопросов предоставления субсидий в международной торговле. При этом Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах признает действие Соглашения ОЭСР об официально поддерживаемых экспортных кредитах.
В настоящее время оба указанных выше соглашения являются основополагающими документами, регулирующие использование субсидий в международной торговле. Данные международные соглашения, по сути, представляют собой найденный на современном этапе компромисс между идеологией протекционизма и теорией свободной торговли, который позволяет оказывать финансовую поддержку национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем рынке, но в определенных пределах, не искажающих экономические условия международной торговли.
Существуют различные подходы к определению субсидий. Распространенной точкой зрения на экономическую природу экспортной субсидии является ее отожествление с финансовой дотацией со стороны органа власти. Так, известный экономист-международник И.И. Дюмулен дает следующее определение субсидии: «Субсидия - это финансовая дотация со стороны правительства или общественного органа путем прямого перевода средств или путем предоставления финансовых льгот, уменьшающих издержки производителя, экспортера или импортера товаров, предоставление указанным лицам товаров и услуг по льготным ценам» [5, с. 410].
Такое определение субсидии, как дотации со стороны государства, на наш взгляд, является методологически необоснованным, поскольку дотация по своему экономическому содержанию и целевому назначению направлена на погашение убытков, которые несет предприятие, отрасль или регион. Но смысл экспортных субсидии заключается не в погашении убытков, а в поддержании экспорта в целях повышения конкурентоспособности товаров отечественных производителей на мировом рынке.
В связи с этим под экспортной субсидией, на наш взгляд, следует понимать финансовое содействие государства в поддержке экспорта отечественных товаропроизводителей, выражающееся в участии государства в софинансировании части затрат, связанных с производством и реализацией товаров. В этом смысле государство на определенных условиях участвует в качестве со-инвестора в производстве, реализации и продвижении национальных товаров на мировой рынок.
Более четкое определение субсидии дано в ст. 1 Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Субсидией признается оказание финансового содействия правительством или любым другим органом публичной власти, в результате которого предприятиям-экспортерам предоставляется преимущество. При этом в указанном соглашении определены основные формы оказания финансового содействия предпринимателям:
а) прямые денежные выплаты (такие как, дотации, кредиты, покупка доли в уставном капитале, пакета акций);
б) потенциальные денежные выплаты (например, гарантии по кредитам, страхование экспортных операций);
в) полный или частичный отказ от взимания обязательных платежей в доход государства, в том числе в форме предоставления налоговые льгот;
г) льготное или безвозмездное предоставление государством товаров или услуг, за исключением товаров и услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры.
Классификация субсидий, применяемых в международной торговле, должна основываться на интегрированном подходе к анализу Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах и Соглашения ОЭСР об официально поддерживаемых экспортных кредитах. При этом основными критериями классификации является отнесение субсидий к таким категориям как: специфические и неспецифические субсидии; субсидии, увязанные с результатами экспорта, и субсидии, не увязанные с результатами экспорта; разрешенные и запрещенные субсидии; субсидии, дающие основание для принятия мер, и субсидии, не дающие основание для принятия мер.
В основе классификации субсидий, применяемых в международной торговле, лежит деление субсидий на специфические и неспецифические субсидии. Специфические субсидии - это субсидии, предоставляемые ограниченному кругу предприятий. При этом критерии предоставле-
ния таких субсидий не являются нейтральным - они создают преимущества для отдельных предприятий по сравнению с другими предприятиями. К числу специфических субсидий относятся:
1) экспортные субсидии, увязанные с результатами экспорта;
2) импортозамещающие субсидии;
3) субсидии на исследовательскую деятельность, неблагополучным районам, на адаптацию предприятий требованиям охраны окружающей среды;
4) иные виды специфических субсидий, в том числе экспортные субсидии, не увязанные с результатами экспорта.
Понятие «результат экспорта» является центральным для раскрытия содержания и понимания сути экспортной субсидии. Экспортная субсидия - это не любая субсидия, предоставляемая субъекту внешнеэкономической деятельности. Это такая субсидия, которая напрямую связана с фактическим или ожидаемым получением результата экспорта. При этом под результатом экспорта следует понимать фактическое или ожидаемое осуществление экспортной поставки продукции и получение экспортной выручки (дохода).
Экспортные субсидии, увязанные с результатами экспорта, могут предоставляться в различных формах. Примерный перечень таких субсидий представлен в приложении 1 Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Из общей совокупности различных форм экспортных субсидий, увязанных с результатами экспорта, выделяются такие формы субсидий, как экспортное кредитование, субсидирование процентных ставок, страхование экспортных кредитов, гарантирование экспортных операций, которые, в случае соответствия условий их предоставления требованиям Соглашения ОЭСР об официально поддерживаемых экспортных кредитах, образуют категорию разрешенных субсидий.
Категорию запрещенных субсидий образуют: экспортные субсидии, увязанные с результатами экспорта, в указанных выше формах, но не соответствующие требованиям Соглашения ОЭСР об официально поддерживаемых экспортных кредитах; экспортные субсидии, увязанные с результатами экспорта, в иных формах; а также импортозамещающие субсидии в любой форме.
Все субсидии в зависимости от цели и формы предоставления делятся на субсидии, дающие основания для принятия мер, и субсидии, не дающие основания для принятия мер. К первой категории субсидий относятся:
1) запрещенные субсидии;
2) субсидии на исследовательскую деятельность, неблагополучным районам, на адаптацию предприятий новым требованиям охраны окружающей среды, не соответствующие условиям Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах;
3) субсидии, составляющие группу «иные виды специфических субсидий, в том числе экспортные субсидии, не увязанные с результатами экспорта», вызывающие неблагоприятные последствия для интересов кого-либо из членов ВТО.
К субсидиям, не дающим основания для принятия мер, относятся:
1) разрешенные субсидии;
2) субсидии на исследовательскую деятельность, неблагополучным районам, на адаптацию предприятий требованиям охраны окружающей среды, соответствующие условиям Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах;
3) субсидии, составляющие группу «иные виды специфических субсидий, в том числе экспортные субсидии, не увязанные с результатами экспорта», не вызывающие неблагоприятные последствия для интересов кого-либо из членов ВТО;
4) неспецифические субсидии.
Субсидии, не дающие основания для принятия мер, не нарушают принципы свободной торговли. Напротив, субсидии, дающие основания для принятия мер, приводят к искажению условий международной торговли.
В отечественной экономической литературе широкое распространение получило деление субсидий на три категории:
1) запрещенные субсидии;
2) субсидии, дающие основания для судебного расследования, то есть влекущие возбуждение споров в ВТО и применение компенсационных мер;
3) субсидии, не дающие оснований для споров в ВТО.
Для наглядности И.И. Дюмулен такое деление субсидий сравнивает с цветами светофора: красный цвет - запрещенные субсидии; желтый цвет - субсидии, дающие основания для разбирательства; зеленый цвет - субсидии, не дающие основания для преследования [6, с. 319].
Вместе с тем такую группировку субсидий нельзя признать обоснованной, поскольку разрешенные субсидии относятся к категории субсидий, не дающих основания для принятия мер, а запрещенные субсидии относятся к категории субсидий, дающих основания для принятия мер.
Разработанная нами классификация субсидий позволяет четко определить место каждого вида субсидий в системе регулирования их использования в сфере международной торговли.
Ссылки:
1. Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952-2005 гг.). М., 2006.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947). URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ gatt47ru.doc (дата обращения: 01.12.2012).
3. Arrangement on Officially Supported Export Credits (1 September 2011). URL: http://search.oecd.org/officialdocuments/ displaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2011)13 (дата обращения: 01.12.2012).
4. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. URL: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (дата обращения: 01.12.2012).
5. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика. М., 2010.
6. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2011.
References (transliterated):
1. Smbatyan A.S. Mezhdunarodnie torgovie spory v GATT/VTO: izbrannie resheniya (1952-2005 gg.). M., 2006.
2. General'noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT 1947). URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ gatt47ru.doc (date of access: 01.12.2012).
3. Arrangement on Officially Supported Export Credits (1 September 2011). URL: http://search.oecd.org/officialdocuments/ displaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote=tad/pg(2011)13 (date of access: 01.12.2012).
4. Soglashenie o subsidiyakh i kompensatsionnykh merakh. URL: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 (date of access: 01.12.2012).
5. Dyumulen I.I. Mezhdunarodnaya torgovlya. Ekonomika, politika, praktika. M., 2010.
6. Dyumulen I.I. Mezhdunarodnaya torgovlya. Tarifnoe i netarifnoe regulirovanie. M., 2011.