Научная статья на тему 'История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования'

История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФАКТОРИНГ / АГЕНТЫ / АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / БАНКИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канаев А. В., Синица Е. А.

Статья посвящена малоизученным вопросам зарождения, формирования и развития факторинга и факторинговых отношений. Впервые в отечественной литературе исследованы исторические исходные формы инструментов и институтов, образующих концептуальную систему современного факторинга как комплекса торгово-финансовых услуг, оказываемых клиентам компанией-фактором или банком. Ключевым моментом служит анализ происхождения обращаемого договорного права требования из сделок коммерческого кредита и простейших агентских отношений, связанных с его продажей и инкассацией. Прослеживается эволюция факторинга вплоть до формирования современной индустрии коммерческого финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования»

Страницы истории

УДК 336.744

ИСТОРИЯ ФАКТОРИНГА: ОТ АГЕНТСКОЙ СДЕЛКИ ДО ИНДУСТРИИ КОММЕРЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ*

А. В. КАНАЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: [email protected]

Е. А. СИНИЦА, соискатель кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена малоизученным вопросам зарождения, формирования и развития факторинга и факторинговых отношений. Впервые в отечественной литературе исследованы исторические исходные формы инструментов и институтов, образующих концептуальную систему современного факторинга как комплекса торгово-финансовых услуг, оказываемых клиентам компанией-фактором или банком. Ключевым моментом служит анализ происхождения обращаемого договорного права требования из сделок коммерческого кредита и простейших агентских отношений, связанных с его продажей и инкассацией. Прослеживается эволюция факторинга, вплоть до формирования современной индустрии коммерческого финансирования.

Ключевые слова: факторы, факторинг, агенты, агентские отношения, комиссионная торговля, международная торговля, дебиторская задолженность, финансирование дебиторской задолженности, коммерческий кредит, банки, коммерческие финансовые компании.

* Окончание. Начало см. в журнале «Финансы и кредит» № 35 (563) - 2013.

Английские корни современного факторинга (XV-XVII вв.). История английской торговли дает богатый фактический материл для исследования эволюции факторинга, поскольку именно здесь появились посредники, называемые факторами (factors). Термин factor, обозначающий агента или представителя, в начале XV в. попал в английский деловой обиход из средневекового французского языка. В свою очередь происхождение французского термина facteur с тем же значением восходит к латинскому factor (см. ранее). Появлению этого термина, на взгляд авторов, способствовало хорошее знакомство английского купечества с деятельностью итальянских fattori, представляющих известные торговые компании. Например, бывший служащий Медичи Герардо Ка-ниджьяни (Gherardo Canigiani), получивший английское гражданство в период правления короля Эдуарда IV (1461-1470, 1471-1483), в английских документах характеризовался как «гражданин, лондонский купец и иногда factor и сотрудник Медичи»1.

1 Roover de R. The Decline of the Medici Bank // The Journal of Economic History. 1947. 7/1. P. 80.

Интересно, что к XV в. относят появление в английском языке терминов commissioner и agent. Почти на столетие раньше стали использовать понятия merchant (купец) и broker. Эти термины также имеют романские корни и попали в обиход под нормандско-французским влиянием.

Есть основания для предположения, что первоначально факторы появились в английской хлебной торговле. Их посредническая роль была чисто агентской и сводилась к организации контактов между покупателями и продавцами зерна - они помогали завязывать знакомство и поддерживать взаимоотношения между ними. То есть функции факторов были аналогичны тем, которые в современной деловой практике относят к брокерским. Неслучайно, видимо, хлебные факторы «как покупатели зерна на локальных рынках выступали под именем «броггеров» (broggers)». Данный термин являлся искаженной формой английского обозначения простого агента, обслуживающего контрагентов торговых сделок, «брокера» (broker)2.

Позднее факторы появились во всех крупных портах Англии и заняли доминирующие позиции на хлебном рынке Лондона и созданной здесь в 1747 г. Хлебной бирже (Corn Exchange). Постепенно факторов стали использовать для торговли на консигнационной основе - товары передавались на реализацию с полномочиями продажи по максимальной цене и с уплатой комиссии (процента от суммы сделки) в качестве вознаграждения. Изредка факторы заключали сделки и за свой счет и становились купцами-джобберами (jobbers), но совмещение этого бизнеса с чисто агентской практикой в силу возможного конфликта интересов не приветствовалось3.

Факторская модель торгового агентства получила распространение и в других секторах рынка: торговле продуктами питания, минеральными ресурсами, текстильными изделиями и др. В угольной торговле агенты-факторы получили даже специальные названия fitters (в деловой лексике начали использоваться приблизительно с 1600 г.) и crimps (соответственно, с конца XVII в.)4. Во второй половине XVIII в. фиттеры активно действовали в качестве комиссионеров, гарантирующих реализацию

2 Westerfield R. B. Middlemen in English Business. Particularly Between 1660 and 1760 // New Haven: Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Science. 1915. № 19. P. 152.

3 Там же. С. 154.

4 Там же. С. 232.

угля по определенной цене, называемых факторами делькредере (del-credere factors). Их комиссионное вознаграждение за принятие риска называлось фиттаж (fittage)5.

В целом к XVII в. на английских рынках сложилась система фактоража (factorage), играющая исключительно важную роль в развитии отдельных отраслей национальной экономики. Действительно, для торговли таким скоропортящимся товаром, как рыба, «необходимость в системе фактоража была значительной и неизбежной»6.

Но наибольшую известность получили текстильные факторы. В 1397 г. муниципальная администрация лондонского Сити приобрела здание Blackwell Hall для целей организации торговли сукном между провинциальными суконщиками, торговцами мануфактурой и экспортерами-факторами. Позднее, в 1516 г., согласно указу городского совета Сити, Blackwell Hall получил монопольное право торговли сукном, согласно которому все сукно первоначально должно выставляться на продажу на этом рынке. С этой даты в течение нескольких веков Blackwell Hall был центром текстильной торговли Англии. Начиная с 1660 г. его факторы образовали особый класс агентов и получили почетное наименование Блэквелл-Холл-факторов. К 1677 г. их количество достигло 38 чел.

Данная группа посредников последовательно осваивала комиссионное направление торгового бизнеса. Факторы получали товары во владение в целях их оперативной реализации (часто в кредит) от своего имени. Они инкассировали задолженность и проводили окончательный расчет с суконными мануфактурщиками. В целях представленного исследования очень важно выделить финансовую составляющую бизнеса факторов. Необходимо подчеркнуть тот факт, что в Blackwell Hall была создана всесторонняя система коммерческого кредита как основы развитого текстильного фактоража. Факторы разрешали провинциальным поставщикам после отгрузки товара выставлять переводные векселя на себя, которые после акцепта со стороны факторов могли учитываться у банкиров. Акцепт векселя до момента продажи товаров представлял собой авансирование производителя. Однако это приводило к значительным рискам со стороны факторов. Это, как подметил основоположник экономической журналистики и знаток

5 Там же. С. 225.

6 Там же. С. 213.

экономического быта Англии XVII в. Даниель Дефо (1660-1731), повлекло установление правила о разрешении выставления векселей только после продажи сукна7.

Чаще всего продажа сукна производилось также на кредитной основе. Кроме того, имея запас капитала, факторы нередко действовали за свой счет и закупали большие партии импортной шерсти, которыми они кредитовали владельцев суконных мануфактур. Коммерческое кредитование, таким образом, пронизывало все уровни суконной торговли и обеспечивало доминирующие позиции факторов. Последнее влекло за собой частые злоупотребления со стороны факторов. Прежде всего это касалось продажи товаров в кредит, позволявшей факторам не просто задерживать платежи производителям, но и накапливать ресурсы для кредитования (авансирования) последних8.

Многочисленные жалобы суконщиков на манипулирование кредитом привели к введению специального режима регулирования финансовой деятельности факторов. В 1696 г. вышел указ Парламента «О восстановлении рынка суконщиков в Блеквеллхолле и о регулировании деятельности на нем факторов», в котором факторам предписывалось не задерживать платежей производителям, а при продаже в кредит передавать векселя от покупателей не позднее 12 дней после сделки. Это позволяло суконщикам использовать полученные векселя в качестве платежного средства для закупки шерсти9.

Подобные ограничения привели к внедрению системы безрегрессионной продажи товаров в кредит с уплатой 2,5 % комиссии за гарантированное получение денег. Такая комиссия стала известна как комиссия делькредере. Сам термин «делькредере» (от итал. del credere - на веру) означает условие договора комиссии, по которому комиссионер за особое вознаграждение принимает на себя ответственность перед комитентом за исполнение сделки третьим лицом, т. е. комиссионер, берущий на себя делькредере, не только продает товары, но и гарантирует их оплату, даже если покупатель оказывается неплатежеспособным. Данная форма гарантии в английской коммерческой практике получила рас-

7 Defoe D. The Complete English Tradesman. London, 1726. P. 354.

8 Steffen R. T., Danziger F. S. The Rebirth of the Commercial Factor // Columbia Law Review. 1936. № 36/5. P. 747 - 748.

9 Там же. С. 299 - 300.

пространение приблизительно с 1700 г., хотя и без использования самого термина10.

Таким образом, к началу XVIII в. Блэквелл-Холл-факторы выполняли следующие торгово-фи-нансовые функции:

1) получение, хранение и продажа товаров, принятых на реализацию от суконных мануфактурщиков;

2) кредитование (авансирование) производителей под обеспечение в виде запаса готовой продукции;

3) предоставление информации о финансовом положении покупателей сукна и его производителях;

4) гарантирование оплаты проданных в кредит товаров за комиссионное вознаграждение11. Необходимо отметить, что данный набор функций оказался практически идентичным функциям комиссионных торговцев мануфактурными товарами, активно действующих в XIX в. на рынках США, из среды которых позднее вышли современные факторинговые компании.

Большое распространение в английской колониальной торговле получили две другие категории торговых факторов. К первой категории следует отнести наемный персонал крупных торговых фирм, действующих в специально созданных торговых поселениях, называемых факториями. Описание их деятельности можно найти в капитальной работе И. М. Кулишера (1878-1919): «В рассматриваемую эпоху в Западной Европе комиссионная торговля была широко распространена. Уже раньше торговые фирмы стали нанимать специальных служащих, факторов, которые посылались с различными поручениями в другие местности для закупки и сбыта товаров, взыскания долгов и т. д. Позже такого рода поручения они начали давать посторонним лицам, не состоявшим у них на службе»12.

Знание местных законов и традиций, тесные контакты с населением позволяли таким агентам-факторам находить поставщиков и платежеспособных покупателей. Факторы изучали незнакомые рынки сбыта, собирали необходимую информацию, налаживали контакты с будущими покупателями и обеспечивали безопасность продажи поставляемых из-за

10 Chorley R. S. T. Del Credere // Law Quarterly Review. 1929. № 45. P. 221.

11 Hillyer W. H. Four Centuries of Factoring // The Quarterly Journal of Economics. 1939. № 53/2. P. 307.

12 Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности. Челябинск: Социум, 2003. С. 287.

океана товаров. Кроме того, агенты скупали местную продукцию и хранили ее на своих складах в ожидании начала судоходного сезона. Часто они передавали ремесленникам заказы на товары, пользующиеся спросом на европейских рынках. Общепринятой практикой была раздача кре стьянам и реме сленникам денежных авансов, что привязывало их к факторам и заставляло сдавать произведенную продукцию конкретному фактору по установленным им ценам.

Второй категорией факторов были крупные оптовые торговцы, имевшие торговые контакты в крупнейших портах Европы, а также сотрудничавшие с колонистами и плантаторами. Такие торговцы были членами крупнейших компаний. «В Лондоне, - писал известный английский историк Дж. М. Тревельян (1876-1962), - образовались новые компании, которые с успехом сбывали товары в Россию, в Пруссию, в балтийские страны, в Турцию и Левант. Английские купцы сначала проникли по русским водным путям в Персию, а затем через мыс Доброй Надежды - и в Индию. В 1600 г. старая королева выдала грамоту Ост-Индской компании, открывшую перед последней такое экономическое и политическое будущее, которое превзошло все

13

романтические вымыслы»13.

Факторы формировали судовые партии товаров для экспорта и через своих агентов продавали поселенцам европейские товары (в основном готовые изделия, текстиль и алкоголь), а в качестве оплаты получали зерно, хлопок, табак, лес, пушнину, поставляемые затем на европейские рынки. Считается, что крупные английские факторы финансировали экспедицию первых пилигримов, высадившихся на мысе Код (штат Массачусетс) 21.11.1620. Торговцы разных стран активно сотрудничали друг с другом, становясь факторами друг для друга при реализации товаров на комиссионных началах. Эту модель торгового посредничества позднее стали широко использовать крупные американские плантаторы для борьбы с засильем местных торговцев, стремящихся навязывать свои ценовые условия. Они посылали комиссионерам в Лондон и Бристоль партии сахара, хлопка и других товаров на реализацию за обычные 2,5 % комиссии и заказывали у них необходимые товары для обратной поставки14.

13 Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Изд-во «Русичь», 2001. С. 216.

14 Price J.M. Correspondents, Factors, and Brokers. History of World Trade since 1450 edited by McCusker J. J. Detroit, New-York:

Thomson Gale. 2006. P. 168, 169.

Можно найти и «особый» русский след в международной торговле факторов. Исследователь И. М. Ку-лишер приводит следующую характеристику товарообмена с Россией, данную Иоанном Георгом Бюшем, жившим в Гамбурге в конце XVIII в.: «Комиссионеров по закупке русских товаров найти нетрудно, но они обычно отказываются принять на себя делькредере, т. е. ответственность по обязательствам дающего им поручения купца (комитента). Весь риск падает на находящегося за границей коммерсанта. Ему приходится продавать товары, кредитуя покупателя на продолжительные сроки, причем последний далеко не всегда добросовестно выполняет принятые на себя обязательства. Комиссионеры, находящиеся даже в таких городах, как Кадикс или Лиссабон, принимая на себя делькредере, получают, кроме провизии, еще 2 % цены, а между тем им приходится брать на себя ответственность за уплату по товарам, которые через их посредство отправляются за море в колонии. Напротив, если комиссионер, находящийся в Петербурге, вообще согласен принять на себя делькредере, то он берет за это не менее 3 и даже 4 %, настолько велик связанный с продажей в кредит риск»15.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий европейской экономической истории термин «фактор» менял свое значение, а в практике бизнеса часто сохранял естественно возникшую многозначность. Факторы совмещали различные торговые функции и могли комбинировать их с кредитованием. Этим термином в деловом обиходе XVI-XIX вв. обозначали:

- заграничных служащих торговых фирм, их агентов и представителей;

- агентов, выполняющих брокерские функции;

- крупных комиссионеров (commission merchant), действующих от своего имени, но в интересах и за счет комитента (принципала) и наделенных правом владеть и распоряжаться товарами в целях заключения сделок купли-продажи. Преимущественно они выступали в сделках в качестве агентов по продаже товаров и часто принимали на себя обязательство делькредере и именовались делькредере-факторами;

- комиссионные дома (commission houses), продающие и покупающие большую группу импортных товаров с гарантией платежа. Объединение агентской, брокерской и комиссионерской деятельности под общей рубрикой

15 Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности. Челябинск: Социум. 2003. С. 287.

произошло достаточно рано. Уже в Универсальном словаре искусств и наук (1728) Эфраима Чамберса фактором назван «агент или персона, которая действует и договаривается для купцов за комиссионное вознаграждение; называется также комиссионером и иногда брокером»16.

Данное определение отражает ранний этап процесса формирования на английской почве модели универсального торгового агентства, сфокусированного в первую очередь на комиссионной продаже в кредит как наиболее адекватной для практики широкой заграничной торговли колониальной эпохи.

Во второй половине XIX в. термин «фактор» стал постепенно вытесняться из делового обихода сходным по значению термином «торговый агент» (mercantile agent). Вместе с тем, видимо, под влиянием континентального права факторами назывались также комиссионные торговцы (commission merchants), консигнаторы (consignee) и комиссионные агенты (commission agents). Последние стали британским аналогом континентальных посредников-комиссионеров (нем. - kommissiondr, франц. - commissionaire, итал. - commissionario). Данный сдвиг в сторону комиссионерского бизнеса зафиксировали авторы российской популярной энциклопедии начала XX в., которые определили экономический статус английского фактора как комиссионера17.

Важно отметить, что в этот период за комиссионными агентами законодательно были закреплены финансовые функции. Так, в первом разделе английского Закона о факторах 1889 г. (Factor Act 1889) дается определение, согласно которому торговым агентом признается «агент, имеющий в рамках обычного ведения бизнеса полномочия продажи товаров либо передачи товаров в целях их продажи, либо покупки товаров, либо получения денег под обеспечение товарами (to raise money on the security ofgoods)»18. Так была заложена правовая основа для появления факторинга как комплекса торгово-фи-нансовыхуслуг, оказываемых компанией-фактором клиенту, получившего международное признание на столетие позже (см. далее).

16 Chambers E. Cyclopaedia, or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences. London. 1728. URL: http://uwdc. library. wisc. edu/collections/HistSciTech/Cyclopaedia.

17 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // М.: Изд-во «Терра». 1994. Т. 2. Вып. 4-й. С. 225.

18 Ryder N., Griffiths M., Singh L. Commercial Law: Principles

and Policy // Cambridge University Press. 2007. P. 8.

Современная американская модель факторинга. В первой четверти XIX в. commission merchants укоренились в текстильной торговле США. Первоначально это были филиалы английских и европейских торговых компаний, торгующих импортным товаром. Постепенно стала развиваться местная промышленность, становлению и развитию которой немало способствовали национальные комиссионеры, обеспечивающие не только сбыт, но и финансирование производства. Возможно, именно поэтому текстильная промышленность стала первой отраслью, в которой была завоевана индустриальная независимость США. Крупнейшими факторами в этот период были фирмы, созданные европейскими эмигрантами: LeRoy, Bayard & McEvers (1790), deRham, Iselin & Moore (1808), Rusch & Co. (1827), Frederick, Vietor & Achelis (1828), Brown Brothers (1833), Schefer, Schramm & Vogel (1838), Dommerich & Co. (1839).

Учитывая сезонный характер торговли, факторы накапливали товары на своих складах и выдавали против их залога авансы производителям, которые погашались автоматически после реализации запасов. При торговле в кредит по открытому счету комиссионеры конвертировали выданные под запасы авансы в кредиты уже под залог возникшей дебиторской задолженности. Последние могли достигать 80 % стоимости проданных в кредит товаров на условиях уплаты вознаграждения в 6 % годовых. Поскольку комиссионеры хорошо знали своих покупателей, они принимали риск неуплаты кредита на себя (обязательство делькредере) 19.

Данный торгово-финансовый механизм эффективно действовал до конца XIX в., когда развитие средств коммуникации, укрупнение производства и последовавшее за ним создание собственных сбытовых структур привели к вытеснению многих традиционных комиссионеров из каналов реализации текстильных товаров. Часть крупных факторов сохранили свой комиссионерский бизнес и внедрились в иные отрасли промышленности, но большинство предпочло сохранить только финансовые функции, связанные с инкассированием задолженности и гарантированием продаж. Этот бизнес стал набирать обороты, что привело к «переоткрытию» института факторов, но уже с более узким финансовым содержанием. Сохранению же старого наименования способствовало желание

19 Hillyer W. H. Four Centuries of Factoring // The Quarterly Journal of Economies. 1939. № 53/2. P. 308, 309.

большинства заинтересованных участников подчеркнуть отличие данного финансового бизнеса от банковских операций и тем самым избежать ненужной регулятивной нагрузки.

К началу 1920-х гг. эволюция от торговой деятельности к финансированию практически завершилась. Факторы отказались от некогда важнейшей функции по реализации товаров на комиссионной основе, но сохранили за собой остальные торгово-финансовые функции:

- финансирование оборотного капитала клиента за счет покупки денежных требований к должнику (финансирование путем уступки дебиторской задолженности);

- нейтрализацию кредитного риска путем покупки задолженности на безрегрессионной основе;

- ведение учета продаж в кредит и бухгалтерской отчетности по уступленным долгам и их оплаты;

- уведомление должников о состоявшейся уступке требования и инкассирование задолженности. Отказ от торговли и ее специфики позволил

«новым факторам» перейти к обслуживанию различных отраслей промышленности и торговли: обувной, меховой, шинной, нефтяной, металлургической, бумажной и т. п. Компании финансовых факторов продолжали называть «домами с Пятой авеню» (Fourth Avenue houses), поскольку там с начала XIX в. располагались их предшественники -крупнейшие комиссионные дома. Сохранившиеся комиссионные торговцы стали именоваться по названию места их дислокации «домами с Ворт стрит» (Worth Street houses)20.

Необходимо отметить, что представленный комплекс услуг «новых факторов», который включал покупку денежных прав требований клиента к должникам за проданные товары без права регресса с обязательным уведомлением последних, а также весь спектр иных торгово-финансовых услуг, получил название «факторинга старого стиля» (old-line factoring). В этом термине отразилась динамика развития факторинговых отношений, поскольку очень скоро стали появляться новые формы теперь уже финансового факторинга. Но все же следует помнить, что именно опыт «новых-старых» факторов открыл дорогу для появления особых инструментов, формирования и становления новых институтов и рынков во вновь открытой финансовой сфере.

20 Hillyer W. H. Four Centuries of Factoring // The Quarterly Journal of Economics. 1939. № 53/2. Р. 310.

Институты финансирования дебиторской задолженности. Действительно, в начале XX в. начал формироваться рынок финансирования под уступку дебиторской задолженности (accounts receivable financing), на который вскоре вышли новые игроки. Ими стали коммерческие финансовые компании (commercial finance companies). Считается, что пионерами в этом бизнесе стали торговцы энциклопедиями в рассрочку из Чикаго Артур Р. Джонс (Arthur R. Jones) и Джон Л. Литтл (John L. Little), перед которыми возникла острая необходимость рефинансирования кредитных продаж для расширения оборота. Для решения этой задачи в 1904 г. ими была создана Mercantile Credit Company, обеспечивающая финансирование оборотного капитала своих клиентов за счет покупки их денежных требований по открытым счетам без уведомления должников (non-notification receivables financing)21. Последнее повлекло за собой переход к регрессионной форме финансирования задолженности, т. е. компании оставляли за собой право требования погашения выкупленных, но неоплаченных счетов к их продавцу.

Опыт этой компании оказался удачным, и в том же году была создана Fidelity Contract Company (Рочестер, штат Нью-Йорк), вошедшая позднее в состав Bankers Commercial Corporation. Через четыре года в Сант-Луисе (штат Миссури) возникла Commercial Credit and Investment Company, на базе которой в 1915 г. в Нью-Йорке была создана одна из крупнейших компаний Commercial Investment Trust Corporation (современная C.I. T. Corporation).

В том же 1908 г. были учреждены Commercial Credit Investment, позднее преобразованная в Manufacturers 'Finance Company, ставшая предшественником другого лидера рынка финансирования под уступку требований - балтиморской Commercial Credit Company (с 1912 г.). В 1920 г. в Чикаго была создана Walter Heller & Co. Эти компании стали предлагать неуведомительный (конфиденциальный) факторинг с регрессом (постепенно расширяя свои операции) и стали заметными рыночными игроками начиная с середины 1920-х гг.22.

Коммерческие финансовые компании отличались от своих факторинговых конкурентов широкой

21 Saulnier R. J., Jacoby N. H. Accounts Receivable Financing. NBER. 1943. URL: http://www. nber. org/books/saul43-1.

22 Saulnier R. J., Jacoby N. H. Accounts Receivable Financing. NBER. 1943. URL: http://www. nber. org/books/saul43-1;

Burman R. W. Practical Aspects of Inventory and Receivables

Financing // Law and Contemporary Problems. 1948. № 13/4. P. 555, 556.

диверсификацией операций. Они осуществляли обычное кредитование частных и юридических лиц (cash lending) и финансирование под уступку задолженности:

- по кредитам по открытому счету на уведомительной и конфиденциальной основе;

- по потребительским кредитам;

- по кредитам на приобретение торгового и промышленного оборудования;

- в порядке переучета задолженности других коммерческих финансовых компаний23. Важно помнить, что коммерческие финансовые

компании стали одними из пионеров внедрения кредитования, обеспеченного активами (asset-based lending), и родоначальниками массового и доступного финансирования: от факторинга и его наиболее простой разновидности, называемой дисконтированием счетов (invoice discounting), финансирования запасов и приобретения оборудования до кредитования приобретения товаров длительного пользования для населения. Последнее дало импульс для создания еще одного института - торговой финансовой компании (sales finance company), связанной с потребительским кредитованием24. Все это сделало коммерческие финансовые компании главными соперниками коммерческих банков на указанных перспективных сегментах кредитного рынка.

Действительно, американские коммерческие банки не могли остаться в стороне от формирования того, что позднее стали называть индустрией коммерческого финансирования. По мере выхода из Великой депрессии (начиная с 1933 г.) банки вслед за коммерческими финансовыми компаниями стали осваивать особое неуведомительное финансирование дебиторской задолженности. Выбор обоими финансовыми институтами данного варианта финансирования под уступку задолженности был вызван отсутствием у них опыта торговой деятельности и деловых связей в коммерческой среде, позволяющих верно оценивать кредитоспособность потребителей. Кроме того, в зависимости от правовой ситуации в конкретном штате передача задолженности трактовалась либо как ее покупка, либо как уступка в целях залога, что затрудняло

23 Saulnier R. J., Jacoby N. H. Accounts Receivable Financing. NBER. 1943. URL: http://www. nber. org/books/saul43-1; Burman R. W. Practical Aspects of Inventory and Receivables Financing // Law and Contemporary Problems. 1948. № 13/4. P. 4.

24 Silverman H. R. Newer Forms of Secured Commercial Loans // The Analysts Journal. 1955. Vol. 11. № 1. P. 93.

выработку единого стандарта банковских операций. Именно поэтому банки и компании выбрали неуведомительный факторинг в качестве вполне адекватного инструмента для развития массового коммерческого финансирования. Оно стало, по сути, кредитованием, обеспеченным ликвидными активами.

Переломный период: 1930-е гг. в США.

Следует указать на важнейшие события этого периода.

Во-первых, в 1931 г. были внесены поправки в 45-й раздел New York State Personal Property Law, согласно которым факторами были признаны любые «консигнаторы или залогодержатели, которые авансируют денежные средства против заложенных и/или поставленных им товаров, безотносительно к тому, нанимались они для продажи товаров или нет»25. Благодаря этим поправкам термин «фактор» больше не стал обозначать лицо, уполномоченное и несущее ответственность в качестве агента по продажам (selling agent)». И уже к 1933 г. в общем праве США утвердилось отношение к факторам как по преимуществу финансовым институтам26. Более того, теперь факторами стали считать почти всех кредиторов, которые авансируют средства под обеспечение товарами (on the security of merchandise)21.

Во-вторых, к 1936 г. завершились процессы консолидации факторинговых компаний, и возникли крупнейшие игроки на рынке коммерческого финансирования. Этот процесс начался в 1928 г. с приобретения Commercial Investment Trust Corporation факторинговой компании Peierls, Buhier & Co., Inc. В следующем году ею была поглощена Frederick Vietor & Achelis, Inc. Эти приобретения привели к образованию в 1929 г. мощной Commercial Factors Corporation. Две другие факторинговые компании Schefer, Schramm & Vogel и Bachman, Emmerich & Co. были включены в состав Commercial Factors Corporation в 1930 г. и 1936 г. соответственно. В 1931 г. C. I. T. Corporation приобрела в качестве дочерних компаний William Iselin & Co., Inc. и Meinhard Greeff & Co., Inc.

25 Zinman R. M. Dominion and the Factor's Lien: Does Section 45 of the New York Personal Property Law Abrogate the «Dominion Rule»? // Fordham Law Review. 1961. Vol. 30. Is. 1. P. 75. URL: http://ir. lawnet. fordham. edu/flr/vol30/iss1/3.

26 Jones O. T. Factoring // Harvard Business Review. 1936. 14/2. P. 188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Skilton R. H. The Factor's Lien on Merchandise // Wisconsin Law Review, Part I. 1955. P. 385.

Другая крупнейшая финансовая компания Commercial Credit Company приобрела в 1933 г. две факторинговые компании: Edmund Wright Ginsberg Corporation и Textile Banking Company, Inc., которые продолжили свой бизнес в качестве дочерних предприятий. Из крупных игроков независимыми остались лишь L. F. Dommerich & Co. и James Talcott, Inc28.

В-третьих, в первой половине 1930-х гг. была утверждена модель бизнеса коммерческих финансовых компаний как диверсифицированных финансовых институтов (см. ранее) и осуществлен выход американских коммерческих банков на рынок коммерческого финансирования. Как показали интервью Раймонда Солньера и Нейла Якоби с руководителями коммерческих банков крупных деловых центров восточной части США и с сотрудниками надзорных органов, к 1933 г. большинство банков создали специальные отделы для активизации деятельности по неуведомительному финансированию дебиторской задолженности (non-notification financing of accounts receivable) и факторингу29. Устойчивый рост этих операций отмечается начиная с 1935 г.

Таким образом, в США накануне II Мировой войны утвердилось три финансовых института, выполняющих сходные функции, но продолжающих сохранять операционную и правовую специфику, конкурентное взаимодействие которых на многие годы предопределило темпы и направления развития нового важного сегмента национальной экономики - индустрии коммерческого финансирования. Их успех во многом предопределил возвращение факторингового бизнеса на континент и его экспансию на развивающиеся рынки.

Европейский и международный факторинг. Начиная с 1960 г. американская модель финансового факторинга начала «реэкспортироваться» в Европу, и прежде всего на родину торгового факторинга -в Англию. Факторинг стал приобретать черты международного бизнеса. Пионером в интернационализации финансового факторинга стала одна из крупнейших американских факторинговых компа-нийMeinhardGreeff & Co., Inc. (дочерняя компания C. I. T. Corporation), которая в ноябре 1960 г. совместно с английскими инвесторами создала дочернюю Alexandria Finance Company30.

28 Saulnier R. J., Jacoby N. H. Accounts Receivable Financing. NBER. 1943. URL: http://www. nber. org/books/saul43-1.

29 Там же. С. 53.

30 WestlakeM. Factoring. Pitman Publishing, Ltd. 1975. P. 81.

Двумя месяцами позднее американский First National Bank of Boston (с 1982 г. Bank of Boston Corporation) произвел слияние своей ранее созданной дочерней факторинговой компании Boston Overseas Financial Corporation с британским торговым банкирским домом M. Samuel & Co. и действующей в странах Содружества факторинговой компанией Tozer, Kemsley & Millbourn. Его результатом стало создание международной компании International Factors Limited, которая начиная со следующего года приступила к экспансии своих операций в Голландии, Швейцарии, Австрии и Южной Африке. А сам First National Bank of Boston в 1964 г. создал полноценный филиал в Лондоне. Удачный старт факторингового бизнеса вызвал повышенный интерес у многих британских банков и финансовых институтов. В 1968 г. вслед за National Provincial Bank (c 1970 - National Westminster Bank Plc) крупнейшие банки стали участниками развивающегося рынка коммерческого финансирования. В течение двух последующих лет на этот рынок вышли и британские дочерние банки американских институтов. В этой связи очень характерен состав девяти крупнейших игроков, утвердившихся на британском (точнее, лондонском) рынке к 1975 г.: Abruthnot Factors, Barclay 's Bank, BankAmerica-Williams Glyn Factors, Credit Factoring International (создан на базе компании Portland Group Factors, образованной в 1963 г.), H&H Factors (приобретен Allied Factors в 1972 г.), International Factors, Alex Lawrie Factors (компанию приобрел факторинговый отдел у Bankers Trust UK в 1973 г.), Mercantile Credit, Griffin Factors (компания поглотила бизнес Midland-Citibank Factors в 1973 г.)31.

Семь компаний из названых оказывали факторинговые услуги «старого стиля» без регресса, подобно их американским предшественникам, и только две компании предпочитали факторинг с регрессом. Преимущественное применение традиционного факторинга было продиктовано стремлением финансистов избежать обвинений в наруше-нииMoneylenders Acts (1900-1927), поскольку часто факторинг с регрессом трактовался как кредитование под залог дебиторской задолженности. Вскоре после появления английских факторов подобные компании стали создаваться по всей Западной Европе. Первыми стали немецкая BFSfinance GmbH

31 Там же. P. 82-83. См. также International Directory of Company Histories. Bank of Boston Corporation. URL: http://www. encyclopedia. com/doc/1G2-28406QQQ83.html.

76

финансы и кредит

(1961), итальянская IFItalia (1963), бельгийская Kempische FactorMaatschappij (1965), голландская N. V. Factormaatschappij Nederland (1968) и др.32.

В 1963 г. была создана международная ассоциация International Factors Group (IFG, или IF-Group). В настоящее время она включает в свой состав 160 участников из более чем 50 стран. С 1968 г. развивает свою деятельность глобальная сеть факторинговых компаний Factors Chain International (FCI). К настоящему времени сеть FCI насчитывает 264 компании из 72 стран мира, которые обеспечивают более 80 % мирового трансграничного факторингового оборота. После принятия в 1974 г. Consumer Credit Act, отменившего действие Moneylenders Acts, постепенно становилось популярным финансирование путем дисконтирования счетов (invoice discounting), а также регрессионный факторинг, которые осуществлялись специализированными финансовыми компаниями и некоторыми факторами.

К середине 1980-х гг. факторинг получил большое распространение в финансовых системах как в развитых странах во главе США, Великобританией и Италией, так и в странах с переходной экономикой. С момента создания международных объединений факторов в мире наблюдается устойчивый рост рынка факторинговых услуг. Все большее количество банков расширяют свою деятельность в секторе факторинга. В 2012 г. мировой международный факторинг продолжал свой рост, слегка снизив скорость роста в 2009 г. по причине общемировой финансовой нестабильности (в 2011 г. общий объем сделок достиг 2 015,4 млрд долл. США).

Российский факторинг начал свое развитие чуть более 20 лет назад. Пионерами советского факторинга стали компании «Промстройбанк» и «Жилсоцбанк», в которых в 1988 г. были созданы специализированные факторинговые отделы, однако их услуги носили больше характер банковской гарантии и не развились далее разовых сделок33. Начиная с 1994 г. факторинг стали осваивать коммерческие банки. В 2011 г. объем рынка факторинга составил 880 млрд руб., обеспечив Росси 2-е место по темпам прироста (74 %) после Китая (77 %). За 6 мес. 2012 г. объем факторинговых сделок составил

32 BNP Paribas Factoring. URL: http://factoring. bnpparibas. com/ nlapps/docs/default. asp?fid=444; См. также: URL: http://www. abnamrocomfin. com/nlapps/docs/default. asp?fid=38.

33 Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2012 г.:

задумались о рентабельности. URL: http://www. raexpert. ru/ reseaches/factoring/factoring_q1_2012.

610 млрд руб. и должен был достигнуть в 2012 г., по прогнозам «Эксперт Ра», 1,5 млрд руб.34.

Столь успешному развитию факторингового бизнеса способствовали развитие и унификация международных норм проведения факторинговых операций. Так, 28.05.1988 в Оттаве была подписана Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (UNIDROIT Convention on International Factoring 1988), которая установила общие юридические рамки факторинговых операций и законодательно закрепила трактовку факторинга как комплекса торгово-финансовых услуг. Действительно, п. 2 ст. 1 Конвенции определяет факторинговый контракт как контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фактором), в соответствии с которым:

а) поставщик может уступить или уступит фактору дебиторскую задолженность, возникающую из договоров купли-продажи товаров, заключенных между поставщиком и его клиентами (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;

б) фактор должен выполнять по меньшей мере две из следующих четырех функций:

- финансирование поставщика, включая займы и авансовые платежи;

- ведение счетов (бухгалтерского учета), касающихся дебиторской задолженности;

- инкассирование дебиторской задолженности;

- защита от неплатежа со стороны должников;

в) должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

Другим важным международным документом стала принятая на 85-м пленарном заседании 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12.12.2001 Конвенции об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (резолюция № 56/81).

Появление указанных соглашений, внесших серьезный вклад в унификацию норм факторинговой деятельности, как представляется авторам, послужит хорошей «стартовой площадкой» для интернационализации торговой деятельности растущих компаний России и других стран БРИКС, призванных занять достойное место на международных рынках и в глобальной финансовой системе. Смогут ли эти страны, демонстрирующие завидные

34 Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2012 г: задумались о рентабельности. URL: http://www. raexpert. ru/ reseaches/factoring/factoring_q1_2012.

темпы роста, воспользоваться открывшимися возможностями, покажет уже ближайшее будущее.

Список литературы

1. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

2. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, переработ. и доп. М.: Изд-во «Русский язык», 1976.

3. Дыдынский Ф. Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. Варшава: Тип. К. Ковалевского, 1896.

4. Карпов С. П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII - XV вв.: проблемы торговли. М.: Изд-во МГУ, 1990.

5. Карпов С. П. Контракт комменды в итальянской торговле в Южном Причерноморье (XII - XV вв.). Византийский временник. 1987. Т. 48. С. 23 - 32.

6. Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности. Челябинск: Социум, 2003.

7. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: Изд-во «Терра». 1994. Т. 2. Вып. 4-й.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат. 1974. Т. 25. Ч. II.

9. Морской закон родоссцев. Статья III. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /отв. ред. Н. А. Крашенниникова. М.: Норма. 2003. Т. 1. С. 382 - 388.

10. Покровский И. А. История римского права. СПб.: Изд-во «Летний сад», 1998.

11. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: базовый учебник / пер. с македон. / под ред. В. А. Томасинова. М.: Изд-во «Зерцало-М», 2003.

12. Реальный словарь классических древностей по Любкеру. Вып. II. / под ред. Ф. Гельбке, Ф. Зелинского, Л. Георгиевского. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1884.

13. Римское частное право: учебник / под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М.: Юриспруденция, 2000.

14. Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в римской империи. Т. I. СПб.: Наука, 2000.

15. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: учебник / под ред. Д. В. Дождева. М.: Изд-во БЕК, 2002.

16. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Изд-во «Русичь», 2001.

17. ШитиковМ.М. Венецианское купечество в первой половине XV века и его торговые сношения с Византией. М.: МГПИ. 1965. № 237.

18. Шитиков М.М. Константинополь и венецианская торговля в первой половине XV в. по данным книги счетов Джакомо Бадоера (Деловые круги Константинополя). Византийский временник. 1969. Т. 30.

19. Янковская Н. Б. Клинописные тексты из Кюль-тепе в собраниях СССР (письма и документы торгового объединения в Малой Азии XIX в. до н. э.). М.: Наука, 1968.

20. BNP Paribas Factoring. URL: http://factoring. bnpparibas. com/nlapps/docs/default. asp?fid=444.

21. Burman R. W. Practical Aspects of Inventory and Receivables Financing // Law and Contemporary Problems. Vol. 13/4. 1948.

22. Chorley Chorley R. S. T. Del Credere // Law Quarterly Review 45. 1929.

23. Defoe D. The Complete English Tradesman. London, 1726.

24. DollingerP. The German Hansa: The Emergence of International Business, 1200 - 1800. Macmillan and Co ltd. 1970.

25. Hillyer W. H. Four Centuries of Factoring // The Quarterly Journal of Economics 53/2, 1939.

26. Jones O. T. Factoring // Harvard Business Review 14/2, 1936.

27. Kirschenbaum A. Sons, slaves and freedmen in Roman commerce. Washington D. C. 1987.

28. Lane F. C. Venice, a Maritime Republic. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. 1973.

29. Larsen M. T. Partnerships in Old Assyrian Trade // Iraq 39/1, 1977.

30. Lopez R. S., Raymond I. W. Medieval Trade in the Mediterranean World: Illustrative Documents. New-York: Columbia University Press. 1955.

31. Paterson J. Trade and traders in Roman world: scale, structure, and organization. Trade, Traders and The Ancient City edited by H. Parkins, C. Smith. London, New-York: Routledge. 1998.

32. Price J.M. Correspondents, Factors, and Brokers. History of World Trade since 1450 edited by McCusker J. J. Detroit, New-York: Thomson Gale, 2006.

33. Pruessner A.H. The Earliest Traces of Negotiable Instruments // The American Journal of Semitic Languages and Literatures, 44/2, 1928.

34. Roover de R. The Commercial Revolution of the Thirteenth Century // Bulletin of the Business Historical Society, 16/2, 1942.

35. Roover de R. The Medici Bank Organization

and Management // The Journal of Economic History, 6/1, 1946.

3 6. Roover de R. The Decline of the Medici Bank // The Journal of Economic History, 7/1, 1947.

37. Roover de R. The Story of the Alberti Company of Florence, 1302 - 1348, as Revealed in Its Account // The Business History Review, 32/1, 1958.

38. Roover de R. The rise and decline of the Medici Bank, 1397 - 1494 // Harvard University Press. 1963.

39. Ryder N., Griffiths M., Singh L. Commercial Law: Principles and Policy // Cambridge University Press. 2007.

40. Silverman H. R. Newer Forms of Secured Commercial Loans // The Analysts Journal. 1955. Vol. 11. № 1.

41. Skilton R. H. The Factor's Lien on Merchandise // Wisconsin Law Review, Part I. 1955.

42. Steffen R. T., Danziger F. S. The Rebirth of the Commercial Factor // Columbia Law Review, 36/5, 1936.

43. Tatge D. B., Tatge J. B. The History of Factoring // International Factoring Association Annual

Meeting, April. 2012. URL: http://www. ebglaw. com/ files/50050_Tatge-The-History-of-Factoring. pdf.

44. Veenhof K. R.«Modern» Features in Old Assyrian Trade // Journal of the Economic and Social History of the Orient, 40/4, 1997.

45. Veenhof K. R. The Old Assyrian Period. Security for Debt in Ancient Near Eastern Law edited by R Westbrook and R Jasnow. Leiden, Boston, K^: Brill, 2001.

46. Veenhof K. R. The Old Assyrian Period. A history of ancient Near Eastern law 1, edited by R. Westbrook. Leiden, Boston: Brill, 2003.

47. Weber M. Economy History. Canon Press, 2001.

48. Weber M., Kaelber L. The History of Commercial Partnerships in the Middle Ages. Lanham, Md: Rowman & Littlefield. 2003.

49. Westerfield R. B. Middlemen in English Business. Particularly Between 1660 and 1760. New Haven: Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Science 19. 1915.

50. WestlakeM. Factoring. Pitman Publishing, Ltd. 1975.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ !

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.