Научная статья на тему 'История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования'

История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФАКТОРИНГ / АГЕНТЫ / АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / БАНКИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канаев А.В., Синица Е.А.

Статья посвящена малоизученным вопросам зарождения, формирования и развития факторинга и факторинговых отношений. Впервые в отечественной литературе исследованы исторические исходные формы инструментов и институтов, образующих концептуальную систему современного факторинга как комплекса торгово-финансовых услуг, оказываемых клиентам компанией-фактором или банком. Ключевым моментом служит анализ происхождения обращаемого договорного права требования из сделок коммерческого кредита и простейших агентских отношений, связанных с его продажей и инкассацией. Прослеживается эволюция факторинга вплоть до формирования современной индустрии коммерческого финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования»

Страницы истории

Удк 336.744

история факторинга: от агентской сделки до индустрии коммерческого финансирования

А. В. клнАЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: tcfm@econ.pul.ru

е. а. синица,

соискатель кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: tcfm@econ.pul.ru санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена малоизученным вопросам зарождения, формирования и развития факторинга и факторинговых отношений. Впервые в отечественной литературе исследованы исторические исходные формы инструментов и институтов, образующих концептуальную систему современного факторинга как комплекса торгово-финансовых услуг, оказываемых клиентам компанией-фактором или банком. Ключевым моментом служит анализ происхождения обращаемого договорного права требования из сделок коммерческого кредита и простейших агентских отношений, связанных с его продажей и инкассацией. Прослеживается эволюция факторинга вплоть до формирования современной индустрии коммерческого финансирования.

Ключевые слова: факторы, факторинг, агенты, агентские отношения, комиссионная торговля, международная торговля, дебиторская задолженность, финансирование дебиторской задолженности, коммерческий кредит, банки, коммерческие финансовые компании.

Современный факторинг представляет собой комплекс торгово-финансовых услуг, которые банки

и факторинговые компании, выступающие в роли финансовых агентов, оказывают предприятиям-поставщикам, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. В таком качестве он становится инструментом увеличения масштабов коммерческого кредитования, обеспечивающего расширение бизнеса и ускорение торгового оборота. Последнее становится важным средством повышения конкурентоспособности предприятия, эффективным даже в условиях финансового кризиса и сокращения банковского кредитования. Данное обстоятельство, а также та роль, которую факторинг играл и продолжает играть в организации и финансировании внешней и внутренней торговли, обусловливают интерес к исследованию малоизученных вопросов, связанных с зарождением и эволюцией этого феномена, прошедшего путь от простейших агентских сделок до важнейшего института индустрии коммерческого финансирования.

Исследователи по-разному объясняют происхождение факторинга и обозначают начальные этапы его эволюции. Некоторые ученые считают, что он появился лишь в 1930-х гг. в США, другие обнаруживают

признаки факторинговых операций еще в Древней Месопотамии. Авторы не ставят целью подробный анализ существующих подходов к трактовке эволюции факторинга, но хотели бы представить свою версию этого процесса. При этом авторы последовательно придерживаются методологического «указателя», обозначенного известными американскими консультантами в области факторингового права: «Факторы процветали везде, где торговля на длинные расстояния создавала отсрочки и риски»1.

Канишское торговое объединение (19451835 гг. до н. э.). В XX-XVI вв. до н. э. г. Каниш был важным торговым центром Центральной Анатолии (территория современной Турции). Возникшее здесь купеческое объединение (karum) изначально было создано торговцами, прибывавшими в Малую Азию из Ашшура (Assur). Этот город-государство стоял на перекрестке важнейших торговых путей, пересекавших весь Ближний Восток. Благодаря такому выгодному географическому положению Ашшур стал важнейшим центром караванной торговли, организуемой местными купцами с царствами Малой Азии, куда поставлялось олово и высококачественные шерстяные ткани в обмен на золото и серебро.

Торговое объединение купцов Каниша стало первым в мировой истории центром международной торговли, который возник и функционировал в качестве централизованной независимой ассоциации самоуправляющихся торговых поселений, связанных между собой тесными агентско-парт-нерскими и кредитно-финансовыми отношениями. Центральное положение в этой группе занимала автономная торговая организация самого Каниша (karum Kanis) и его главная контора (bet karim).

Полученные из Ашшура товары члены торговых семейных домов в Канише чаще всего ре-ализовывали через сеть странствующих агентов или передавали на реализацию розничным комиссионерам. При этом они сами иногда выступали в качестве агентов для своих компаньонов2. Это способствовало формированию системы перекрестного представительства, включавшего, в частности, инкассацию непогашенных требований в пользу компаньона3.

1 TatgeD. B., Tatge J.B. The History of Factoring // International Factoring Association Annual Meeting. April 2012. URL: http:// www.ebglaw.com/files/50050_Tatge-The-History-of-Factoring. pdf.

2 Larsen M. T. Partnerships in Old Assyrian Trade // Iraq. 1977. Vol. 39. № 1. P. 121.

3 Larsen M. T. Partnerships in Old Assyrian Trade. P. 123.

Исследования историков показывают, что община Каниша осуществляла контроль за торговым оборотом в Северной Сирии, Малой Азии и Северной Месопотамии благодаря развитой системе взаимного кредита. Канишские торговцы кредитовали своих компаньонов, сами получая товар в кредит от государственных торговых агентов ^аткагит) и сборщиков ремесленной продукции (иттшпит). В Ашшуре купцы могли получать денежные кредиты (еЬиШт), позволяющие организовать регулярную караванную торговлю4.

Распространенной практикой была передача через постоянного представителя торговой фирмы (sazzuztum) небольших партий товаров на консигнацию (дТрШт, этим же термином обозначались деньги, переданные в доверительное управление) странствующим торговцам или агентам-комиссионерам, которые в документах обозначались расхожим коммерческим термином tamkarum, означающим купца в широком значении - от оптового продавца и продавца в кредит до ростовщика. Получаемый коммерческий кредит оформлялся обычной долговой распиской, в которой не указывался передаваемый товар, а лишь фиксировалась сумма долга (^иЬиШит) в серебре и срок уплаты (от нескольких недель до года). Формула долга в договоре консигнации была одинаковой с формулами договоров займа, обязательств по взаиморасчетам и задолженности по налогам и сборам - «кредитор имеет требование в х серебра к Ы» (¡$$ёг N «й)5. Такая унификация свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития торгово-денежных отношений.

Агенты часто также продавали товары в кредит свои клиентам. Такой кредит назвался ezabum (оставить позади), а неоплаченные требования - ЬаЫит. Последний термин также обозначал общий долг tamkarum по консигнации. В качестве способа обеспечения при таких кредитных сделках использовали залог (§арагШт), гарантию или штрафную неустойку за несвоевременное исполнение обязательств в размере 30 % годовых6.

Важнейшим источником инвестиций (^грШЫт) в торговлю были средства многочисленных зажиточных слоев ашшурского нома, которые пере-

4 Veenhof K. R. The Old Assyrian Period. Security for Debt in Ancient Near Eastern Law. Ed. by R. Westbrook and R. Jasnow // Leiden, Boston, Kujn: Brill. 2001. P. 465.

5 Veenhof K.R. The Old Assyrian Period. P. 98.

6 Veenhof K.R. The Old Assyrian Period. P. 94 - 159.

давали их в качестве вклада в кратко- (ellatum -караван, tappa'utum - товарищество) и долгосрочные (naruqqum, от narûqum - мешок) формально организованные партнерства7. Последние принято называть кассовыми союзами. Они функционировали 9, 10 и 12 лет. Иногда заключались договоры на неограниченный срок. Анализ организации деятельности этих naruqqum-партнерств позволяет разглядеть в них предшественников средневековых итальянских комменд и современных корпораций.

Важно подчеркнуть возникновение в ашшур-ской торговле таких финансовых феноменов, связанных с обращением обязательств, как инкассация, залог и продажа денежных требований третьими лицами, а также регресс по оплаченным долгам. Так, гарант коммерческого или денежного кредита (qatatum) в случае исполнения принятого обязательства получал от кредитора оригинал глиняной таблички в качестве подтверждения факта оплаты и приобретения права требования для ее предъявления должнику к погашению.

У кредитора также была возможность использовать полученное право требования по договору в качестве залога (sapartum) или продать его8. Эта практика серьезно расширяла и, главное, ускоряла торговый оборот. Последнее для караванной торговли с Ашшуром, ограниченной ввиду большой протяженности маршрута и сложных климатических условий только двумя полными циклами в год, имело огромное значение.

Инкассация долгов третьими лицами и их уступка стали возможны благодаря появлению долговых расписок, оформляющих кредитные отношения, в которых правомочный кредитор не был указан по имени, но обозначался анонимно, просто как tamkârum. Это открывало путь к свободной (в рамках торговой ассоциации и связанных с ней контрагентов) обращаемости долговых расписок в целях погашения встречного обязательства, уступки для продажи или инкассации третьими лицами. Появилось даже выражение, обозначающее предъявителя расписки - wabil tuppim (wabil tuppim sut tamkarum - «предъявитель расписки является кредитором»)9. Значение данного феномена хорошо прокомментировал К. Р. Веенхоф, который писал:

7 Larsen M. T. Partnerships in Old Assyrian Trade. P. 119 - 146.

8 Veenhof K.R. The Old Assyrian Period. P. 146, 210.

9 Янковская Н. Б. Клинописные тексты из Кюль-тепе в соб-

раниях СССР (Письма и документы торгового объединения в

Малой Азии XIX в. до н. э.) // М.: Наука, 1968. С. 224.

«Несомненно, что обязательства с анонимным 1атЫгыт в качестве кредитора могут быть уступлены и это должно быть очень полезно в обществе странствующих торговцев и агентов»10.

Все сказанное ранее свидетельствует о том, что в канишском международном торговом центре (торговом объединении) в XIX в. до н. э. возникли развитые формы организации торговли и эффективные методы ее финансирования, которые во многом значительно опередили свое время. В этой купеческой среде также впервые зародилась и получила развитие система кредитных отношений, уровень которых мало в чем уступал возникшей гораздо позднее древнеримской системе. Более того, следует согласиться с мнением голландского исследователя о наличии в канишско-ашшурской торговле характерных черт, являющихся отличительными признаками современных форм коммерческой и предпринимательской деятельности11.

Это касается правовых инструментов, коллективных (партнерских) форм ведения бизнеса и агентских отношений, а также связанной с ними комиссионной торговли в кредит. Отметим, что указанные правовые и экономико-организационные феномены, взятые в совокупности, вполне заслуживают признания в качестве исторически первых форм инструментов и институтов, образующих концептуальную систему (каркас) современного факторинга, роль базового элемента которой играет обращаемое (трансферабельное) договорное право требования, в простейшем виде - дебиторская задолженность из сделок коммерческого кредита. Именно этот феномен обращаемости вкупе с агентским и кредитным обслуживанием оптовой торговли в практике ашшурских торговых домов можно считать исходными историческими прототипами факторинга и факторинговых отношений. Их дальнейшее развитие будет прослежено авторами по правовой (инструментальной), агентской (организационной) и финансово-кредитной линиям.

Представляется, подобная постановка вопроса об исходных формах факторинговых отношений является оригинальным вкладом авторов в исследование эволюции института факторинга и, кроме того, позволяет отодвинуть более чем на сто лет

10 Veenhof K. R.«Modern» Features in Old Assyrian Trade // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1997. Vol. 40. № 4. P. 355.

11 Veenhof K. R.«Modern» Features in Old Assyrian Trade. P. 336 - 366.

в глубь веков дату его зарождения - первенство переходит от Вавилона времени шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) к Канишу староассирийского периода (1945-1835 гг. до н. э.)

Кроме того, это дает возможность оценить и истинный вклад старовавилонской эпохи в эволюцию факторинга. Вопреки общему мнению, он оказался не слишком велик по сравнению с предшествующим периодом. Скорее следует говорить о заимствовании и оригинальном использовании опыта соседей в рамках возрожденного царями I Вавилонской династии централизованного хозяйства, ранее характерного для державы III династии Ура (2112-2003 гг. до н. э.). Торговлей в Древнем Вавилоне занимались государственные финансово-торговые должностные лица, традиционно для аккадцев называемые tamkärum, но теперь уже в узком значении «торговый агент». Они совмещали крупную государственную или храмовую торговлю с частной, но находились под жестким контролем администрации дворца и храма. В караванной и иной дистанционной торговле они использовали помощников, называемых samallüm. Последние оказались в центре внимания публикаций, посвященной факторингу, поскольку в английских переводах Кодекса Хаммурапи были обозначены как факторы. Эти помощники, как показывают ст. 100-112 Кодекса, выполняли разные экономические функции в торговых операциях государственных tamkärum - могли работать простыми агентами, брать товары на консигнацию или в кредит, а также участвовать в партнерствах (tapputum). Однако и в последнем случае samallüm не называется в договорах партнером и, по сути, сохраняет исходный статус помощника.

Как можно убедиться, особенно нового в указанных функциях нет. Используемые же в старовавилонскую эпоху долговые требования (обязательства) на предъявителя, в которых указывалась необходимость уплаты долга «предъявителю этой таблички» (a-na na-si ka-ni-ki-su)12, что создавало возможность их циркуляции в торговом обороте, также можно считать репликой на более ранние ашшурские деловые обычаи.

Римская хлебная торговля (I-VI вв.). Римский сюжет в истории факторинга появился во многом благодаря выходу в 1976 г. на канале ВВС

12 Pruessner A. H. The Earliest Traces of Negotiable Instruments // The American Journal of Semitic Languages and Literatures. 1928. Vol. 44. № 2. P. 88 - 107.

телевизионного сериала по известным романам английского писателя Роберта Грейвса (Robert Graves) «Я, Клавдий» (I, Claudius, 1934) и «Клавдий - бог» (Claudius the God, 1935). В одной из серий (11-й эпизод) была показана борьба Тиберия Клавдия Цезаря Августа Германика (10 г. до н. э. - 54 г.), римского императора (41-54 гг.) из династии Юлиев-Клавдиев, с богатыми хлебными торговцами, которых писатель на британский манер окрестил факторами (corn-factors). Эти торговцы пшеницей (negotiatores frumentarii) за взятки препятствовали строительству искусственной зимней гавани в порту Остии ради сохранения высоких цен на хлеб, поступающий морем из главной житницы Рима - Египта. Этот эпизод стараниями известных американских специалистов в области факторинга попал в обиход

" 13

исследователей и практиков13.

Ранее этой теме уделил внимание Мелвин Вес-тлейк, который рассмотрел в римских торговцах факторов-комиссионеров, связанных с морской торговлей, и признал их ключевыми фигурами в экономике Римской империи14. Однако в указанных работах развернутой характеристики римский этап развития факторинга не получил. Исследователи ограничились лишь констатацией фактов наличия крупных хлебных факторов в период ранней римской империи и их влияния на хлебные поставки Риму. На взгляд авторов, это досадное упущение, которое следует исправить - анализ организации римской хлебной торговли заслуживает самого пристального внимания, поскольку открывает новые грани в эволюции торговли, ее инструментов и институтов.

В жизни Рима бесплатная раздача хлеба бедному населению (plebs urbana) была явлением первостепенной важности, которому республиканские власти и императоры придавали исключительное внимание. Существовала еще и огромная статья расходов по устройству бесплатных развлечений -принцип «хлеба и зрелищ» реализовывался неукоснительно. Огромный спрос на хлеб предъявляла также императорская армия. В этих условиях бесперебойное снабжение хлебом стало важной заботой специальной государственной и муниципальной администрации (annona, греч. evO^ío) и прибыльной сферой деятельности большой массы

13 Tatge D. B., Tatge J.B. The History of Factoring // International Factoring Association Annual Meeting. April 2012. URL: http://www. ebglaw. com/files/50050_Tatge-The-History-of-Fac-toring. pdf.

14 Westlake M. Factoring // Pitman Publishing Ltd., 1975. P. 41 - 42.

землевладельцев, инвесторов, банкиров, частных торговцев и связанных с этими категориями лиц домочадцев, рабов и вольноотпущенников. Именно область хлебной торговли демонстрирует те важные изменения, которые произошли в экономике и праве римского общества и открыли дорогу для развития отношений, относящихся к факторинговым в современном их понимании.

Агентские и партнерские отношения участников хлебной торговли. Необходимо отметить, что, прежде всего, это касается многообразия агентских форм взаимодействия прямых и косвенных участников торговли. Авторов будут интересовать прежде всего торговые посредники и их отношения. Ведущими субъектами выступали negotiators и mercatores. Изначально в торговом обиходе использовались термины navicularii и mercatores. Они соответствуют греческим прототипам naukleroi и emporoi, которыми обозначали морских торговцев, уважаемых поставщиков зерна и других важных товаров. Плутоватые розничные торговцы назывались несколько презрительно - caupones (в Древней Греции - kapeloi). Позднее, на протяжении I в. до н. э. - I в н. э., термином caupo стали называть кабатчика, трактирщика, а термин mercator закрепился за обычным купцом, торговцем и иногда оптовиком или торговцем особым товаром.

На роль купца, связанного с оптовыми морскими поставками, теперь вместо mercatores выдвинулись negotiators. Так обозначали денежных магнатов, банкиров и судовладельцев, а позднее и деловых людей вообще. При этом для хлебной торговли термин negotiator frumentarius по-прежнему обозначал важнейших рыночных игроков. Успеху деятельности негоциантов в процветающем торговом и деловом центре города-порта Остии способствовала широкая сеть партнерских и агентских отношений. Чаще всего негоцианты, бывшие одновременно судовладельцами и владельцами складов, выступали членами влиятельных профессиональных купеческих и судовладельческих коллегий (collegia), которые поддерживались императорским чиновниками и чиновниками annona. Тот факт, что во времена Клавдия организация купцов и судовладельцев достигла уже высокого уровня, «подтверждается тем, что Клавдий даровал отдельным членам корпорации судовладельцев и зерноторговцев определенные привилегии»15.

15 РостовцевМ. И. Общество и хозяйство в римской империи. Т. I // СПб.: Наука, 2000. С. 145.

Наличие влиятельных collegia позволяло их членам поддерживать ежедневные контакты и обмениваться важной информацией по поставкам, ценам и условиям транспортировки, без чего частная торговля не может обойтись. Многие негоцианты были вольноотпущенниками (libertini), которые сохранили тесные связи со своими прежними хозяевами (patroni) к их общей выгоде, многие из которых были крупными землевладельцами и денежным магнатами из среды новых богачей, принадлежавших к муниципальной аристократии и родственникам императоров. Члены сословия всадников (equites) в ранней империи также стали важными участниками торговли. Большую роль в развитии торговли играла дружба (amicitia), которая связывал крепкими узами участников торговли, причем из разных слоев римского общества. Следует согласиться с мнением Аарона Киршенбаума о том, что отношения между семьями, их рабами и вольноотпущенниками, а также друзьями «были наиболее эффективны в исполнении ролей и дел, которые юристами ассоциируются с институтом агентства» 16.

Развитие получили и внутренние агентские отношения. Для граждан Раннего Рима были свойственны прямые контакты с участниками торгового оборота, проживающими на компактной родовой территории, в связи с чем было невозможно использование института прямого представительства, когда представитель действует не только «для», но и «от имени» представляемого, что порождает для последнего права и обязательства. Здесь господствовал простой и общепонятный принцип прямого участия и непосредственных обязательств, выраженный в двух известных максимах: nemo alteri stipulari potest (никто по стипуляции не может установить обязательство в пользу другого лица) и per extraneam (liberam) personam adquiri non posse (невозможно приобретение посредством другого свободного лица). Однако уже к началу ранней империи «в связи с изменениями, происходившими в социально-экономической жизни вследствие значительного развития торговли и заморских сообщений, стала ощущаться потребность в более оперативной и непосредственной системе делового представительства. Потребность эта уже была в значительной степени удовлетворена вследствие возможности, которой располагал всякий pater

16 Kirschenbaum A. Sons, slaves and freedmen in Roman commerce // Washington D. C., 1987. P. 180.

familias, использовать лиц, находившихся в его власти»17. Подчеркнем, что первоначально такая форма агентства юридически допускалась только для подвластных лиц pater familias, т. е. находящихся у него во власти (in potestate) - рабов и нисходящих потомков (детей, внуков и правнуков по линии сыновей).

Рабы и совершеннолетние сыновья могли выполнять агентские функции как непосредственно под контролем pater familias, так и вдалеке от головной конторы его торговой фирмы. Такие агенты назывались institores. Они вели дело и могли заключать сделки, обязательства по которым несли они и их хозяева. Интересно отметить, что в XIX в. в российской популярной литературе такие агенты рассматривались как торговцы, которые «торговали или в качестве факторов, или агентов крупных купцов, или самостоятельно в открытых лавках или по улицам как наши разносчики»18. Факторская характеристика инститоров прослеживается и в юридической науке того времени. Так, в известном словаре Ф. Ф. Дыдынского можно встретить такое определение: «institor - тот, кто от имени собственника промышленного заведения, принципала ведет дела и вступает с посторонними лицами в разные сделки; заведующий, представитель, фактор или

19

агент крупных торговцев»19.

Как представляется авторам, ассоциация institores с деятельностью агентов-факторов вполне правомерна, но следует сделать оговорку о том, что в римскую эпоху торговые факторские функции были лишь частью деловых полномочий римского агента - управляющего бизнесом. Действительно, выдающийся римский юрист Домиций Ульпиан (Domitius Ulpianus, 170-228) отмечал, что агент-institor назван так, поскольку он «назначается в дело» (quod negotio gerendo instet) и «не имеет значения, будет ли это управление магазином или иным занятием» (Дигесты, 14.3.3)20. Далее он перечисляет сделки, которые входят в полномочия

17 Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: учебник / под ред. Д. В. Дождева // М.: Изд-во БЕК, 2002. С. 79.

18 Реальный словарь классических древностей по Любкеру. Вып. II. Под ред. Ф. Гельбке, Ф. Зелинского, Л. Георгиевского // СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1884. С. 663.

19 Дыдынский Ф. Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права // Варшава: Тип. К. Ковалевского, 1896. С. 216.

20 Corpus Iuris Civilis. Roman Law Library, edited by A. Koptev,

Yves Lassard // URL: http://webu2.upmf-grenoble. fr/DroitRo-

main.

данного агента: «предоставлять процентные кредиты, обрабатывать землю, заниматься торговлей или заключать контракты (pecuniis faenerandis, agris colendis, mercaturis redempturisque faciendis praeposuerit)» (Дигесты, 14.3.5.2). К этому списку следует добавить также заемные операции, на которые institor был уполномочен хозяином (Дигесты, 14.3.19). Важную роль выполняли особые подвластные агенты - капитаны судов (magister navis), осуществлявшие прием товаров и пассажиров, наем команды, расчеты с портами и таможнями. Часто они совмещали с транспортировкой торговые операции, которые по содержанию были сходными с комиссионерскими.

Считалось, что само утверждение на посту управляющего «дает право этому лицу предпринимать действия, необходимые для нормальной работы предприятия»21. Его конкретные полномочия определялись специальным документом praepositio (назначение, от лат. praeponere - ставить впереди, поручать начальство), в котором устанавливались лимиты ответственности по доверенным ему операциям.

Созданный в конце II в. до н. э. институт institores, хотя еще и не очень развитый по линии оформления обязательств, в силу своей обусловленности исключительно тесными внутрисемейными отношениями оказался чрезвычайно полезным для развития международной торговли. Стало возможным создавать филиалы за границей и вести через них обширную торгово-закупочную деятельность. Исследователь Джереми Патерсон подчеркивал, что «нельзя сомневаться в том, что богатые граждане действительно вели заграничный бизнес через рабов и вольноотпущенников»22. В качестве примера он приводит цитату из Дигестов Юстиниана, в которой говорится о ситуации, в которую попал такой богач, ведущий заграничную торговлю (transmarinas negotiationes) и потерявший контроль над своими агентами (Дигесты, 40.9.10).

Важно отметить, что и купцы из провинции имели торговые филиалы в Риме и его международных портовых центрах (Дигесты, 14.3.13). Именно для этих торговцев в источниках сохранились указа-

21 Пухан И., Поленак-АкимовскаяМ. Римское право (базовый учебник) / пер. с македон. / под ред. В. А. Томасинова. М.: Зерцало-М. 2003. С. 200.

22 Paterson J. Trade and traders in Roman world: scale, structure, and organization / Trade, Traders and The Ancient City / ed. by H. Parkins, C. Smith. London, New York, Routledge. 1998. P. 157.

ния на наличие таких филиалов. Известный русский историк античности М. И. Ростовцев (1870-1952) писал об оборотистых восточных купцах, которые отправляли своих представителей в римские порты и «никогда, даже в трудные времена гражданских войн, они не забрасывали основанные там подворья (stationes), сопоставимые с позднейшими «фондачи» (fondachi). После наступления мира эти stationes, естественно, завладели торговлей между Востоком и Западом»23.

Как можно убедиться, агентская составляющая факторинга и факторинговых отношений в римской империи получила серьезное развитие, которому способствовало также снятие к IV в. н. э. ограничений для деятельности в качестве агентов-institor свободных граждан и вольноотпущенников. Другим важным условием стало формирование института уступки долгового требования из обязательства (cessio).

институт цессии и дисконтные операции. Ранний Рим признавал только жестко личностный характер обязательства, связанный с персональными взаимоотношениями кредитора и заемщика (должника) и возможностью судебной расправы в случае неисполнения обязательства последним. Это приводило к изначальной неподвижности обязательства, его непередаваемости. Позднее, когда существенно расширилась сфера товарно-денежных отношений, в римском обществе подобная неподвижность стала тормозить дальнейшее развитие торговли.

В целях изменения данной ситуации в рамках существующей системы права в оборот была введена новация (novatio), обеспечивающая прекращение первоначального обязательства и замену его новым обязательством. Такая новация получила название «делегации» (delegatio). Если кредитор заменялся новым лицом, то возникала активная делегация, или делегация требования (delegation nominis), а если появлялся новый должник - пассивная делегация, или экспромиссия (expromissio). При этом прекращались все сопутствующие акцессорные обязательства, что делало необходимым создание нового договора.

В поздней Римской Республике (264-27 гг. до н. э.) появилась особая форма передачи обязательства с использованием представительства прокуратора (procurator), который действовал как представитель кредитора при уступке требования

23 РостовцевМ. И. Общество и хозяйство в римской империи. Т. I. СПб.: Наука, 2000. С. 161.

новому кредитору. Такой прокуратор назывался procurator in rem suam (поверенный в свою пользу, в своем интересе) и имел право обратить в свое имущество то, что он взыщет с должника. С чисто юридических позиций это не была передача обязательства, поскольку формально кредитором продолжал считаться прежний владелец, а procurator был поверенным (доверенным), которому поручалось осуществить взыскание долга. Но фактически это уже стало передачей (уступкой) требования, потому что procurator имел право обратить в свое имущество (in rem suam) то, что он взыщет в судебном порядке с должника.

Теперь procuratio in rem suam стала по сути уступкой (cessio) - первоначальный кредитор стал называться cedens, новый - cessionarius, а должник -debitor cessus. Так происходила уступка или продажа требования (точнее, продажа права взыскания с должника по обязательству), но так изначально через механизм представительства, на взгляд авторов, могла выглядеть и инкассация задолженности. В последнем случае procurator должен был отдельным актом передать деньги первоначальному кредитору. Гарантией получения суммы долга для доверителя (mandator) служили иски actio manadati directa, позволяющие взыскивать собранную сумму в случае отказа прокуратора в ее передаче.

Однако подобная уступка имела ряд недостатков. Например, доверитель мог отозвать доверенность и тем лишить нового кредитора возможности взыскать по обязательству. Кроме того, смерть кредитора до взыскания долга влекла прекращение отношений. Эти недостатки были преодолены уже в последние десятилетия эпохи римской империи ближе к эпохе византийского императора Флавия Петра Савватия Юстиниана (484-565): «Установилось правило, что, если должник будет уведомлен о состоявшейся уступке требования, он обязан воздерживаться от платежа старому кредитору (цеденту, cedens). Сделав такое уведомление (denuntiatio), цессионарий может теперь быть и в этом отношении спокойным (Кодекс Юстиниана, 8.41, с. 3). В таком виде и осуществляется переуступка требований (cessio obligationis или nominis) в позднейшем римском праве»24.

Утверждению института цессии во многом, на взгляд авторов, способствовала развивающаяся экономическая практика дисконтирования долго-

24 Покровский И. А. История римского права // СПб.: Изд-во «Летний сад», 1998. С. 446.

вых требований и их продажа заинтересованным лицам. Действительно, и в ранний период развития римского права юристы нередко осуществляли цессию простым способом через продажу долговых требований - nomen debitoris vendidit (цедент продал право требования с должника (Дигесты, 46.1.36)25. Первоначально это было признано возможным для продажи требований только как части наследства. Позднее такие продажи со скидкой (с дисконтом) стали объектом спекуляции и попали под законодательный запрет. Так, византийский император Анастасий I (430-518) в 506 г. издал указ (lex Anastasiana), запрещающий покупателям денежных требований взыскивать с должников больше, чем они заплатили сами26. Этот указ был направлен на борьбу с профессиональными спекулянтами, но вместе с тем ударил по всему обороту требований: «Запрещая покупщикам взыскивать более того, что они заплатили сами, lex Anastasiana упускала совершенно из виду этот момент риска и, конечно, при последовательном применении могла только привести к полному прекращению циркуляции требований. Но, разумеется, и этот закон вызвал разнообразные практические обходы, о которых свидетельствует сам Юстиниан в указе, подтверждающем lex Anastasiana (Кодекс Юстиниана, С. 4.35, c. 23.)»27.

Возвращаясь к сюжету ВВС о крупных негоциантах-факторах, отметим, что в их арсенале было мощное финансовое оружие торговой экспансии, обеспечивающее их монопольное положение на хлебном рынке, - морские займы. Морской (foenus nauticum - морской кредит), или корабельный заем (pecunia traiecticia - переправные деньги) представлял собой заем, при котором обязательство заемщика ставилось в зависимость от успеха морского торгового путешествия. Ибо «в той же мере, как в отношении прибылей, так и в отношении убытков, каждый должен принять на свой счет согласно той доли, которая обусловлена соглашением»28. Успех же плаванья позволял кредиторам получить повышенные проценты даже при законодательном ограничении процентных выплат. Со времени

25 Римское частное право: учебник / под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского // М.: Юриспруденция, 2000. С. 365.

26 Corpus Iuris Civilis. С. 4.35, c. 22.

27 Покровский И. А. История римского права // СПб.: Изд-во «Летний сад», 1998. С. 448.

28 Морской закон родоссцев. Статья III. Хрестоматия по

истории государства и права зарубежных стран. М.: Норма,

2003. Т. 1. С. 386.

Юстиниана, по-видимому, они устанавливались в размере до 12 %, что было признанной практикой.

Торговая революция XIII в.: организация итальянской трансъевропейской торговли и банковского дела. Термин «торговая революция» принадлежит известному историку средневековой экономики Раймону де Руверу (1904-1972). Этот исследователь в ставшем широко известном очерке «Торговая революция XIII в.» (1942) выдвинул концепцию торговой революции как коренного изменения в методах ведения бизнеса и организации деловых предприятий29. Согласно данной концепции революционные изменения в торговом бизнесе, изначально возникшие в Италии, привели постепенно к коренному преобразованию экономической жизни всей Европы. На смену периоду, названному историком «мелким капитализмом» (petty capitalism), продлившемуся приблизительно до конца XIII в., пришел «коммерческий, или торговый капитализм» (mercantile or commercial capitalism). В рамках этого перехода господство странствующих (путешествующих) купцов (travelling merchants), сопровождавших свои караваны к иноземным рынкам и ярмаркам Шампани, сменилось доминированием нового класса «оседлых» купцов (sedentary merchants), которые закупали товары напрямую у производителей и реализовывали их через своих агентов на разных рынках.

Для ведения такого стационарного бизнеса приблизительно с начала XIV в. итальянские купцы стали активно создавать во Фландрии и других странах многочисленные, управляемые из итальянских головных контор филиалы - fondachi (итал. fondaco, от араб. funduq fonduk), что означает постоялый двор или гостиницу; видимо, от греч. KavSoxsio -гостиница). Так в средние века назывались постоялые дворы с товарными складами чужеземных купцов. Но данное понятие следует трактовать гораздо шире - это были не только склады, но своего рода торговые колонии иноземцев. Последние в русском деловом обиходе традиционно называют факториями. В крупных торговых центрах такие фактории часто занимали улицу или даже целый квартал города (например, венецианский квартал в Константинополе) и назывались fundicum.

В ходе крестовых походов портовые центры Италии Анкона, Пиза, Генуя и Венеция создали фак-

29 Roover de R. The Commercial Revolution of the Thirteenth Century // Bulletin of the Business Historical Society. 1942. Vol 16. № 2. P. 34 - 39.

тории во всех крупных портах Византии и Леванта (современная территория Сирии, Ливана, Египта, Турции, Греции, Кипра и Израиля). Ф. Энгельс в дополнениях к третьему тому «Капитала» отмечал: «Венецианцы и генуэзцы в гаванях Александрии или Константинополя, - каждая «нация» в своем собственном Fondaco, - состоящем из жилого помещения, трактира, склада, выставочного помещения и магазина с общей конторой, - составляли законченные торговые товарищества... Точно так же вели дело ганзейцы на «Немецком мосту» (Tydske Bryggen) в норвежском Бергене, а также их голландские и английские конкуренты»30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно отметить, что трактовка Р. де Руве-ром торговой революции как социально-экономического феномена, связанного с появлением оседлых купцов, перекликается с описанием третьего этапа (ступени) развития сословия профессиональных торговцев в городах, представленным в лекциях 1919-1920 гг., прочитанных Максимилианом (Максом) Вебером (1864-1920). Этот выдающийся социолог и экономист писал: «Третью ступень представляет система факторий. Торговец уже настолько окреп силой капитала, что основывает собственные выселки в чужих местах или же, по крайней мере, держит там своих служащих, т. е. кладет начало интерлокальной филиальной системе. В конце концов, осевший торговец остается привязанным к данному месту и совершает сделки вне своего города путем корреспонденции»31.

Необходимо добавить, что переходу к интерлокальной филиально-факторийной системе способствовало вытеснение традиционного института комменды (commenda, от лат. commendo - вверять, перепоручать) - формы кратковременного торгового объединения (чаще всего на одну торговую операцию либо на одно плавание), при котором один из партнеров, «веритель» (сотте^аО, или socius stans) авансировал капитал либо в денежной форме, либо в форме товаров, а другой, «пользователь» (1тасШО соттеМа^пш, или socius ^асШт) получал эти средства и должен был вести на них торговлю в установленном месте. Собственность принадлежала коммендатору, который вместе с тем брал на себя ответственность за риск (если не нарушались условия договора). Прибыль делилась

30 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения // М.: Политиздат. 1974. Т. 25. Ч. II. С. 476.

31 Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 206.

между сторонами, причем коммендатор получал большую ее часть (3/4 или 2/3), а трактатор - 1/3 или 1/4. Такой тип комменды сложился в результате длительной исторической эволюции, происходившей в X-XII вв., и был характерен для предпринимательства Генуи, Венеции (где разновидность комменды именовалась colleganza) и других средиземномор-

32

ских городов32.

Теперь настало время крупных долговременных торгово-промышленных, торгово-банковских (торгово-ростовщических) и торгово-колониаль-ных компаний (итал. compagna от народно лат. сит - вместе с и panis - хлеб). Пайщиками-основателями торгово-банковских компаний, которые в большинстве случаев были организованы как партнерства, были, как правило, члены одной семьи или родственных семей, и глава семьи давал компании свое имя. С их появлением произошли серьезные изменения в бухгалтерии, появился коносамент и переводной вексель, возникли учетные вексельные и международные платежные операции. Морское страхование получило мощный импульс для дальнейшего развития. Ярким примером является торгово-банковская компания Медичи, организация деятельности которой была детально описана Р. де Рувером.

Головной офис компании находился во Флоренции. Это была, по сути, холдинговая структура, поскольку каждый филиал был самостоятельным юридическим субъектом-партнерством со своим капиталом, менеджментом и учетом. Старшими партнерами (maggiori) были члены семьи Медичи, сохраняющие через такое участие полный контроль над бизнесом, а ряд посторонних лиц становились младшими партнерами. Друг с другом филиалы поддерживали чисто коммерческие контакты подобно отношениям с иными клиентами. Возглавляли филиалы чаще всего младшие партнеры (compagni), которые получали вместо жалованья долю от прибыли. Иногда ими были и наемные служащие fattori (итал. fattore от лат. factor - мастер или создатель; от лат. facio - производить, совершать, изготовлять) 33. Наемные fattori действовали в этом случае на осно-

32 Карпов С. П. Контракт комменды в итальянской торговле в Южном Причерноморье (XII - XV вв.) // Византийский временник. 1987. Т. 48. С. 23.

33 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е. // М.: Изд-во «Русский язык», 1976. С. 412 - 413. См. также URL: http://www. etymonline. com/index. php?allowed_in_ frame=0&search=factor& searchmode=none.

вании специальной доверенности. Вообще термин fattore широко использовался в деловом обиходе для обозначения служащего компании (клерка), чаще всего работающего в одном из заморскихfondachi34 и получающего за свой труд жалованье «за пожертвованное время» (per dono del tempo)35.

В компании Медичи факторы имели достаточно высокий статус, их назначали и снимали с должности напрямую из головного офиса. Управляющих филиалами называли governatore (от итал. governo - управлять) или ministro (администратор). Управляющий-партнер носил неофициальный титул ministro e compagno. Штат образовывали обычные служащие fattori, disepoli (клерки) и младшие по возрасту ученики giovani или garzoni (12-15 лет)36. Так, в 1466 г. штат филиала в Брюгге включал управляющего Tommaso Portinari, 5 факторов и 2 учеников (giovani)31. Всего в XV в. компания Медичи имела 8 заграничных филиалов, где работали 8 управляющих и от 40 до 50 факторов. В самой Флоренции компания нанимала 10 - 12 клерков. Она охватывала три вида бизнеса: 1) банковские операции; 2) оптовую торговлю за свой счет; 3) оптовую комиссионную торговлю (консигнацию). Последнее стало важной отличительной стороной торговой революции и вызванных ею изменений в международной торговле. «Типичной формой экспортной торговли, заменяющей в то же время торговлю ярмарочную, - писал М. Вебер, - является торговля консигнационная. Она состоит в отправке товаров в целях продажи некоторому третьему лицу, консигнатору, который должен сбыть их согласно указаниям консигнанта.

В консигнационную форму облекается обычно заокеанская торговля; она преобладает в тех случаях, когда оптовый купец не имеет никаких связей с розничными торговцами. Дальнейшее видоизменение ее состоит в том, что наряду с консигнатором, являющимся как бы комиссионером по продаже, выступает еще комиссионер по закупке, продающий

34 cm. HanpuMep: Weber M., Kaelber L. The History of Commercial Partnerships in the Middle Ages // Lanham, Md: Rowman & Littlefield. 2003. P. 155; Roover de R. The Story of the Alberti Company of Florence, 1302 - 1348, as Revealed in Its Account // The Business History Review. 1958. Vol. 32. № 1. P. 24.

35 Roover de R. The Medici Bank Organization and Management // The Journal of Economic History. 1946. Vol. 6. № 1. P. 28.

36 Roover de R. The rise and decline of the Medici Bank, 1397 -1494 // Harvard University Press, 1963. P. 79 - 80.

37 Roover de R. The Medici Bank Organization and Management

// The Journal of Economic History. 1946. Vol. 6. № 1. P. 46.

полученные издалека товары без их предварительного осмотра»38.

Отмеченное М. Вебером появление комиссионеров, в свою очередь, привело к изменению договорной практики - получили распространение разного рода поручения, мандаты и доверенности на ведение дел, различные комиссионные соглашения. Большое распространение получила procura (от лат. pröcuro - заботиться, заведовать, управлять) -нотариально засвидетельствованная доверенность (полномочие в делах) на совершение сделок поверенным от имени доверителя. Применительно к торговле итальянских морских республик в Южном Причерноморье российский исследователь С. П. Карпов выделяет пять типов прокур: «1) на ведение всего комплекса дел определенного купца в определенном месте; 2) на получение средств, взыскание долгов и компенсаций за ущерб и проведение расчетов по кредитам; 3) на реализацию и приобретение товаров; 4) на доставку товаров и средств; 5) на ведение дел по завещанию в качестве душеприказчика» 39. Анализ первичных документов позволил исследователям сделать вывод о том, что наиболее распространенными (более 70 % от общего числа) были поручительства первых двух типов. В целях представленного авторского исследования наибольший интерес имеет тот факт, что поручительства на взыскание долгов и получение средств составляли около 40 %. Кроме прокуры на взыскание для ускорения оборота долгов купцы прибегали и к уступке прав требования.

В целом развитие агентских отношений, основанных на различных прокурах, привело к утверждению в течение XIV в. института комиссионных агентов, что позволило окончательно отказаться от использования в трансевропейской торговле устаревшей комменды: «Лишь создание более устойчивых торговых ассоциаций, вовлечение банков в кредитование морской торговли, распространение векселя и института комиссионных агентов вытеснили этот институт»40.

Появление комиссионеров привело к замещению прокур более сложными комиссионными

38 Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 268.

39 Карпов С. П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII - XV вв.: проблемы торговли. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 191.

40 Карпов С. П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII - XV вв.: проблемы торговли. С. 180.

соглашениями. В частности, в ганзейской торговле использовался договор, именовавшийся sendeve, согласно которому принципал (Herr) передавал агенту (Diener) товары для реализации или деньги для закупки41. Интересно, что нормы сборника постановлений XIII в. (статута), называемого «скра» (skra), немецкого купечества для ганзейской конторы (фактории) в Новгороде, регламентирующего правила ведения внутренних дел, а также отчасти и отношений с новгородцами, запрещали немцам создавать товарищества с русскими или брать их товары для перевозки и комиссии (sendeve - ст. 20)42. Это запрещение касалось и других иностранцев -итальянцев, англичан и фламандцев. Таким способом немецкое купечество стремилось сохранить свою монополию в торговле на рынках, которые они считали своими. И здесь комиссионная торговля, ведущаяся немецким купцом в пользу иностранца, была наиболее опасна для подобной монополии.

Комиссионные соглашения, используемые в практике венецианских купцов в XIV-XV вв., не получили законченной юридической формы. Ранее это были контракты безвозмездной дружеской поддержки, именуемые rogadia (по просьбе, от итал. rogatio - просьба, запрос). Позднее ими стали инструменты, фиксирующие обязательства комиссионера в самом общем виде: «продать вверенный товар лучшим образом и на вырученные средства купить тот товар, который ему покажется лучшим, а при отсутствии такового приобрести золото и доставить их так быстро, насколько это возможно»43.

О размере комиссионного вознаграждения можно судить из книги счетов Libro mastro венеци-

41 Dollinger P. The German Hansa: The Emergence of International Business, 1200-1800 // Macmillan and Co ltd., 1970. P. 166 - 167.

42 Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности // Челябинск: Социум, 2003. С. 110.

43 Lopez R. S., Raymond I. W. Medieval Trade in the Mediterranean World: Illustrative Documents // New-York: Columbia University Press, 1955. P. 118.

анского купца Джакомо Бадоера ^асото Badoer), опубликованной в 1956 г. Эта книга была составлена в 1436-1440 гг. во время пребывания купца в Константинополе и включает несколько сот счетов, в которых нашли отражение как его собственная торговля, так и комиссионные операции, которые Джакомо Бадоер выполнял для нескольких крупных венецианских купцов. Комиссионные операции составляли около 80 % от общего торгового оборота и давали не менее 40 % общей прибыли. Он также активно занимался вексельными операциями, страхованием и взысканием долгов в пользу венецианских купцов44. Среди его клиентов было много венецианцев, прочно осевших в Константинополе, которые также были одновременно и экспортерами, и комиссионными агентами. В целом, процент, получаемый таким агентом, насколько можно судить из книг Д. Бадоера, составлял 2 % от стоимости товара при продаже и 1 % при покупке. При сложной или особо доходной операции он мог увеличиться до 3 %45.

Важно отметить, что комиссионный процент давал агенту гарантированную прибыль, даже если сделка приносила убытки. Более того, такая безрисковая доходность была практически равна доле трактатора (1/4) в комменде, обеспечивающей обычно 12-20 % прибыли от экспедиции46.

(Окончание следует).

44 Шитиков М. М. Константинополь и венецианская торговля в первой половине XV в. по данным книги счетов Джакомо Бадоера (Деловые круги Константинополя) // Византийский временник. 1969. Т. 30. С. 59.

45 Шитиков М. М. Венецианское купечество в первой половине XV века и его торговые сношения с Византией // М.: Уч. зап. МГПИ. 1965. № 237. С. 88 - 89; См. также Карпов С. П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII - XV вв.: проблемы торговли // М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 184 - 185.

46 Lane F C. Venice, a Maritime Republic. // Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1973. P. 140.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.