ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА
УДК: 796.077.5
история ЕЩЕ НЕ НАПИСАНА
Директор Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ, доктор педагогических наук В.А. Родионов, Москва
HISTORY IS UNWRITTEN YET V.A. Rodionov, Dr.Hab., director of Pedagogical institute of physical culture and sport of MSTTU, Moscow Key words: Teacher training institute of physical culture and sport (PIPh-CS) of MSTTU, teacher of physical culture, sports trainer, sports psychology, adaptive physical culture, «Teacher of the Year», Olympic games, torchbearer. This academic year Teacher training institute of physical culture and sport (PIPhCS) of MSTTU celebrates its 15th anniversary since its opening in compliance with the decree of Moscow committee of education in 1999. The established in 1999 institute was consigned to train teachers of physical culture for Moscow schools. The school building built in 1964 was given for these purposes. For these years the content of the institute has changed a lot: five specialized sports gyms and two sports grounds, interactive boards and media-projectors in classes, computer classes and educational and research laboratory, assembly hall of the dissertation council and museum of sport glory. All this and much more is being actively used by students and teachers.
The institute contains 8 sports and theoretical departments in its structure. These are the departments of: sports games, athletics and swimming, weightlifting and gymnastics, theory and methodology of physical education and adaptive physical culture, theory and methodology of sports training, biomedical disciplines, psychological and pedagogical disciplines. In addition, classes with all students of MSTTU are conducted by the common institute department of physical education and university sports activities are supervised by the Sports Club. Both of these units are also parts of PIPhCS. The institute feels confident in the Moscow educational environment. The competition up to 10 applicants per place (depending on specialization) is common. The level of sport skills of teachers of PIPhCS is high along with academic professionalism. One can get qualified higher education and upgrade one's skills in PIPhCS.
Postgraduate training programmes and doctorate actively function in the institute. Over 50 students got Ph.D. and doctoral degrees in the active dissertation council for the last five years.
The jubilee academic year is remarkable for starting mastering electronic teaching methods in the institute.
Ключевые слова: Педагогический институт физической культуры и спорта, учитель физической культуры, спортивный тренер, спортивная психология, адаптивная физическая культура, «Учитель года», Олимпийские игры, факелоносец.
Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС) ГБОУ ВПО МГПУ отмечает в этом учебном году юбилей: 15 лет прошло с момента его открытия в соответствии с приказом Московского комитета образования в 1999 г. Созданному тогда институту было поручено готовить учителей физической культуры для московских школ, для чего предоставлено школьное здание 1964 г. постройки.
Сегодня здание у института то же, но за эти годы его наполнение существенно изменилось: пять специализированных спортивных залов и две спортивные площадки, интерактивные доски и ме-диапроекторы в аудиториях, компьютерные классы и учебно-исследовательская лаборатория, зал заседаний диссертационного совета и музей спортивной славы. Все это и многое другое активно используется студентами и преподавателями.
В структуру института входят 8 спортивных и теоретических кафедр. Это кафедры: спортивных игр, легкой атлетики и плавания, тяжелой атлетики и гимнастики, теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры, теории и методики спортивной тренировки, медико-биологических дисциплин, психолого-педагогических дисциплин. Кроме того, занятия со студентами всего МГПУ осуществляет общеинститутская кафедра физического воспитания, а спортивную работу университета курирует Спортивный клуб. Оба эти подразделения также входят в состав ПИФКиС.
Институт прочно занял свое место в образовательном пространстве Москвы, конкурс -до 10 человек на одно место (в зависимости от направления) - привычное явление. Стоит добавить, что нередко из этой десятки половина - мастера спорта.
До недавнего прошлого институт готовил учителей физической культуры, спортивных тре-
mm
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА
неров и специалистов в области адаптивной физической культуры. В юбилейный учебный год добавилась еще одна специальность - спортивная психология. Диплом магистра спортивной психологии можно получить, освоив соответствующую магистерскую программу. Интерес к новой программе оказался велик. Среди слушателей первой группы - мастера спорта, кандидат педагогических наук, директор школы, участница сборной России по бобслею.
За 15 лет институт подготовил около двух тысяч специалистов в области физической культуры и спорта. Среди них - Юрий Шендановин, ставший победителем московского конкурса «Учитель года», Карина Азнавурян, возглавившая училище олимпийского резерва, Рушан Садретдинов - директор школы олимпийского резерва. Некоторые выпускники остались работать в институте преподавателями. Они успешно продолжают свою педагогическую карьеру, защитив диссертации и став кандидатами наук.
Среди студентов и аспирантов ПИФКиС более ста мастеров спорта России и мастеров спорта международного класса. Немалое количество студентов являются победителями и призерами различных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира. Только с 2008 г. около 15 студентов ПИФКиС представляли Россию на Олимпийских играх, пятеро из них стали призерами Олимпиад.
В институте учатся не только россияне, но и граждане других стран. Наряду с представителями СНГ это граждане Польши и такой далекой от Москвы страны, как Республика Корея. Их привлекает высокий академический и спортивный профессионализм преподавателей ПИФ-КиС. Около 80 % преподавателей имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, многие являются победителями профессиональных конкурсов различного уровня, имеют правительственные награды, в том числе трое - лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Преподаватели института Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. А. Распопова, В. А. Родионов и другие являются авторами учебников «с грифом», по которым учатся студенты многих физкультурных вузов страны.
Наряду с академическим профессионализмом высок уровень спортивного мастерства преподавателей ПИФКиС. Различные учебные дисциплины преподают участники Олимпийских игр, чемпионы страны, победители и призеры международных соревнований, руководители национальных сборных команд. Интересно, что доцент кафедры легкой атлетики и плавания И. В. Назарова была победительницей московской Олимпиады.
БолееЗО %профессорско-преподавательского состава - мастера спорта. Отметим, что олимпий-
ские факелоносцы есть не только среди студентов (Ирина Скворцова) и выпускников (Юрий Шендановин) института, но и среди преподавателей (одним из несущих факел на 0лимпиаде-80 в Москве был молодой тогда спортсмен, а ныне доцент кафедры легкой атлетики и плавания, кандидат педагогических наук Р. М. Галухин).
ПИФКиС привлекает возможностью получить квалифицированное высшее образование, а также повысить имеющуюся квалификацию. Свыше 600 учителей Москвы и Московской области повысили свою профессиональную квалификацию на курсах, организованных и проведенных профессорско-преподавательским составом института.
В институте активно работают аспирантура и докторантура. Через диссертационный совет только за последние пять лет прошли более 50 человек, получивших ученые степени кандидатов и докторов наук.
Юбилейный учебный год запомнится еще тем, что институт начал шире осваивать электронные формы обучения. С сентября 2013 г. на новые формы переведены все дисциплины медико-биологического цикла, изучаемые на первом курсе. Работа продолжится и в дальнейшем; в электронном формате начнет работать кафедра психолого-педагогических дисциплин. Электронные (в том числе дистанционные) формы обучения особенно востребованы в спортивных вузах в силу того, что многие студенты подолгу находятся на сборах. Для них электронное общение с преподавателями является прекрасной возможностью сочетать спортивно-тренировочный процесс с учебным.
В своем «Очерке истории психологии спорта» А. Ц. Пуни написал: «психология физического воспитания и спорта - одна из самых молодых специальных отраслей психологической науки. История ее еще не написана». Очевидно, это в полной мере можно отнести и к Педагогическому институту физической культуры и спорта. Впереди - открытие новых учебных программ, новые спортивные победы студентов, новые учебные пособия и учебники, которые напишут преподаватели.
Использованная литература
1. Беляев В.С. Особенности подготовки специалистов по физической культуре в стенах Педагогического института физической культуры МГПУ [Московского городского педагогического университета]/В.С. Беляев, И.В. Кулькова // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6. - С. 3-6.
References
1. Belyaev, V.S. The features of training experts in physical culture in Teacher training institute of physical culture of MSPU [Moscow City Teachers' Training University] / V.S. Belyaev, I.V. Kul'kova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2009. - № 6. - P. 3-6. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 27.12.2013 г.