Научная статья на тему 'История башкирского племени тунгаур: приаральский период (VIII-IX вв. )'

История башкирского племени тунгаур: приаральский период (VIII-IX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1405
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ / ПРЕДАНИЯ / ПРИАРАЛЬЕ / АЛТАЙ / ВТОРОЙ ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ / ПЛЕМЕНА: ТУНГАУР / УСЕРГАН / МУЙТЕН / КЕРДЕРИ / GENEALOGY / ETHNIC ROOTS / SAGAS / ARAL AREA / THE ALTAI / 2ND TURKIC KAGANATE / TUNGAUR TRIBE / MUJTEN TRIBE / KERDERI TRIBE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сальманов Азат Салаватович

Раскрывается история появления башкирского племени тунгаур на территории Сырдарьи и Арала во времена Второго тюркского каганата. Автор рассматривает этническую связь тунгаур с башкирским племенем усерган, а также с каракалпакскими и казахскими родоплеменными этническими группами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A History of Bashkir Tribe Tungaur: the Aral Sea Period of VIII-IXth Centuries

The article reveals how the Bashkir tribe Tungaur appeared in the Syr-Darya and Aral area in the times of the 2nd Turkic Kaganate. The author considers the Tungaurs ethnic link with Bashkir Uthergan tribe as well as with the Karakalpak and Ka-zakh tribal ethnic groups.

Текст научной работы на тему «История башкирского племени тунгаур: приаральский период (VIII-IX вв. )»

ББК 63.3(=632.2)2

АС. Сальманов

История башкирского племени тунгаур: приаральский период (VIII-IX вв.)

A.S. Salmanov

A History of Bashkir Tribe Tungaur: the Aral Sea Period of VIII-IXth Centuries

Раскрывается история появления башкирского племени тунгаур на терри-тории Сырдарьи и Арала во времена Второго тюркского каганата. Автор рассматривает этническую связь тунгаур с башкирским племенем усерган, а также с каракалпакскими и казахскими родоплеменными этническими группами. Key words: генеалогия, этнические корни, предания, Приаралье, Алтай, Второй тюркский каганат, племена: тунгаур, усерган, муйтен, кердери.

The article reveals how the Bashkir tribe Tungaur appeared in the Syr-Darya and Aral area in the times of the 2nd Turkic Kaganate. The author considers the Tungaurs ethnic link with Bashkir Uthergan tribe as well as with the Karakalpak and Ka-zakh tribal ethnic groups. Key words: genealogy, ethnic roots, sagas, Aral area, the Altai, 2nd Turkic Kaganate, Tungaur, Mujten, Kerderi tribes.

Древняя история башкирского племени тунгаур до их появления на территории Сырьдарьи и берегах Аральского моря была связана с Монголией и алтайским нагорьем. Этноним «тунгаур» был известен в первой половине I тыс. в форме «тонгра» или «тун-ло» и являлся названием одного из телеских племен [1, с. 23]. Но в период очередного подъема алтайских кочевников, известного в исторической литературе как Второй тюркский каганат, предки башкирских тунгаур появляются в степях современного Казахстана [2, с. 194].

Как известно, в конце VII в. - начале VIII в. тюркоязычные племена воссоздали каганат, объединив под «волчьим знаменем» крупные племенные союзы, до этого входившие в Первый тюркский каганат. Народ, которого сплотил тюркский полководец Кутлуг, получил название «кок тюрк», т.е. голубые тюрки [3, с. 269, 247]. По всей видимости, с этой волной движения кочевников, хлынувших на запад, тунгауры попадают на побережья Сырьдарьи и Арала.

По генеалогии тунгауров предком последних являлся принц и полководец Второго тюркского каганата - Кюль-тегин [4, с. 137]. Последний был героем и фактическим вождем тюркского «вечного эля». Герой-кочевник следовал древним тюркским законам, всячески укрепляя кочевое государство под знаменем с волчьей головой. Военачальник совершил военный переворот, убив незаконно посаженного Кучук-хана, и сам не нарушил старый тюркский закон - не принял ханский титул, а возвел на престол законного

наследника - своего брата Могиляна, получившего титул «Бильге-хан». Кюль-тегин со своим братом Могиляном совершил в 701 г. поход в Джунгарию, где состоялась битва с имперскими (прокитайскими) войсками при Ыдук-баше. Братья присоединили Согд и десятистрельных тюрок, составлявших ядро Западного тюркского каганата [3, с. 315, 291]. В данном походе происходило столкновение «алтайских тюрок» с печенегами-кангарами севернее Давани (Ферганы) в присырдарьинских степях на территории «владения Кангюй» [5, с. 92]. Очевидно, появление предков тун-гаур в районе Приаралья связано с завоевательным походом их предка Кюль-тегина на присырдарьин-ских кочевников - кангар. С этого времени судьба алтайских выходцев тунгаур была связана с предками башкирского племени усерган.

Считается, что уже к середине IX в. тунгауры состояли в одном племенном объединении с потомками североиранцев - усерганами, под названием «баджгард». Баджгарды и бурджане (бурзяне) входили в один политический союз с печенегами, который был разгромлен объединёнными силами огузов, карлуков и кимако-кыпчакских племён в середине IX в.

Этнические корни башкирского племени усерган связываются со среднеазиатским племенем муйтен, ведущим свое происхождение от массагетов [4, с. 133, 144]. Муйтен восходит к племени апасиаков - «водных саков», «издавна живших у берегов Аральского моря и на его островах, сочетая земледелие с рыболовством» и имевших язык североиранского - сарматского типа [6, с. 101].

Сако-массагетский союз кочевых племен Средней Азии был известен ещё в VI в. до н.э. [7, с. 132]. Название массагеты впервые встречается в сочинениях Геродота и буквально означает Большая сакская орда. Отсюда следует, что под названием массагеты Геродот имел в виду политическое объединение сакских племен, относившихся к восточной группе североиранских кочевых племен II в. до н.э., кочевавших в современном Казахстане [8, с. 250].

С Ш-П вв. до н.э. на этой территории появляется новая консолидирующая сила, которая создает крупный племенной союз в долинах среднего и нижнего течения Сырь-Дарьи под названием Кангюй [9, с. 32], находившийся, согласно Л.Н. Гумилёву, в I в. до н.э. в Восточном Казахстане. Примечательно, что именование Большая сакская орда созвучно названию Большой казачьей орды, под которым во времена царской России обозначалось «бывшее владение Кангюй» [10, с. 30]. Так как по сведениям китайских летописей движение усуней явилось самым ранним этапом «распространения тюркского массива на запад» [4, с. 260], то, очевидно, Кангюй, возникнув до появления усуней, являлся наследником бывшей Большой сакской орды и был этнически близок юэчжам, которые относились к североиранским племенам. А Л.Н. Гумилёв слово «юэчжи» считал китайским названием согдийцев [11, с. 260]. Родиной юэчжей являлась Джунгария, но во II в. до н.э. были вытеснены хуннско-усуньским движением в Среднюю Азию [8, с. 252].

Башкирское племя усерган в VII в. входило во «владение Кангюй», и его исторические корни ведут к древнему народу канглы. В середине I в. до н.э. государство Кангюй находилось между озером Балхаш и Иртышом. На востоке он примыкал к Тарбагатаю, на западе граничил с Яньцай1 (аланы), на северо-западе с северным Уи (угры) [8, с. 166]. Кангюй постоянно подвергался нападениям со стороны усуньцев. Конфликт кангюйцев с Усунь известен еще с II в. до н.э. в связи с войной между последним и юэчжами [12, с. 45]. Юэчжи, а затем и Кангюй еще до нашей эры, будучи ираноязычными государствами, подвергались военным вторжениям со стороны восточных соседей -тюрко-монгольских «алтайских» кочевников.

Ветвью древнего этноса канг, населявшего страну Кангюй, являлись печенеги. Во II в. до н.э. страна Кангюй занимала степи между Иртышом и Аралом [13, с. 262]. И в начале VIII в. их потомки печенеги расселялись на Сырьдарье и еще сохраняли самоназвание кангар (канглы) [3, с. 266]. Этноним кангар ведет свое происхождение от названия племенного объединения Кангюй, и печенежский союз был возглавлен выходцами из этого распавшегося политического объединения [14, с. 9]. Как известно, частью печенежского союза

1 Янь или яньцай - древнекитайское название для сарматских племен, в которых китаисты видели передачу этнонима сармат [13, с. 162].

были и «баджгарды», куда входили предки башкирских племен усерган и тунгаур [4, с. 133].

Вытеснение печенегов огузами, карлуками, кима-ками и кыпчаками можно объяснить многовековой враждой между потомками североиранских кочевых племен с тюрко-монгольскими кочевниками, которые постоянно двигались на запад в стремлении освоить новые земли. Первыми алтайскими пришельцами были хунны с усунями, затем тюркюты с телесами. И кимако-кыпчаки, карлуки и огузы, являясь потомками перечисленных кочевых движений на запад, одержали полную победу над автохтонным населением - потомками сако-массагетов.

Но что делали в печенежском союзе предки тун-гаур, которые полтора века назад пришли с волной телесов с Алтая и Иртыша в район Приаралья и являлись в то время одним из огузских племен? Объяснение этому можно найти в том, что огузы вели междоусобные войны за власть и враждовали друг с другом [5, с. 89]. И в степи часто случалось, что части одного и того же племени-1^еп оказывались в разных, даже враждебных и воюющих между собой лагерях [15, с. 79]. Но более убедительное объяснение может заключаться в том, что более чем за век пребывания в Приаралье изменился этнический состав алтайских теле. Отражение этнических процессов башкирского племени тунгаур находится в предании о происхождении данного племени: «В очень давние времена в некоем городе Макине у Белого моря жил хан, у которого была красавица дочь Кулямялек-Кур-клык. Отец спрятал ее от посторонних глаз в темнице. Здесь она забеременела от солнечных лучей. Тогда рассерженный хан посадил ее в серебрянную лодку, которая затерялась в Аральском море. Лодку увидели деды бурзян и тангауров, и еще находясь на берегу, поделили между собой добычу: лодка достанется бурзянскому батыру, а то, что в лодке, - тангауров-скому. Выловив лодку, батыры увидели в ней ханскую дочь. Батыр тангауров женился на красавице, и от них пошло племя тангауров» [16, с. 122].

В данном предании дочь хана (будущая жена тунгаурского батыра) забеременела от лучей солнца. В связи с этим нужно отметить, что основной тамгой усерганских башкир является крест [4, с. 191], означающий у тенгриан лучи солнца [17, с. 396]. Вполне возможно, что сюжет предания отражает момент начавшегося этнического контакта тунгаур и усерган.

В предании отразилось этническое смешение предков тунгаур с местным Приаральским населением. Тунгауры имеют одни общие корни с конгратами, ведущие свое происхождение от древних монголов; а усергане с муйтенами являются потомками ираноязычных сако-массагетов, издревле живущих в Приаралье [18, с. 161]. Башкирские племена тунгаур и усерган, как и их этнические «близнецы» каракалпакские племена кунграт и муйтен, расселялись рядом

друг с другом. А у каракалпаков (как и узбеков) кон-грат превратился из племени в объединение племён (арыс конграт), куда вошло и племя муйтен, при этом оставившее свой уран.

Каракалпакские муйтены состоят из четырех основных родов: кентенау, абыз, тели и самат. Род тели идентифицируется с древним народом теле, от которых происходят тунгауры и кунграты. «Осколки древнего племени тели, видимо, вошли в число этнических элементов, составивших впоследствии каракалпакское племя муйтен; подобное же явление мы видим и у казахов Младшего жуза, где существует род телеу с аналогичным другому муйтенскому родовому этнониму подразделением - самат» [6, с. 51, 102]. Данные родовые составы исследуемых нами племен каракалпакского и казахского народов подтверждают этническое смешение алтайцев с Приаральским населением. Переход алтайского народа теле через Иртыш на запад Л.Н. Гумилёв назвал «событием чрезвычайной важности». Ученый считал, что благодаря этому в Азии снова начался процесс этногенеза [3, с. 16].

Одним из четырёх «тюркских» племен, воевавших в Приаралье с гузами и кипчаками в союзе с «баджгар-дами» и печенегами, являлось наукерде. Нау - иранское «новый», а керд - основа для термина «город». В X в. Аральское море и правобережная часть Хорезма назывались Кердерийским, где находились два города кердери. В Южном Приаралье С.П. Толстовым был раскопан один из этих городов, называвшийся Янгы-кент, что означает «новый город Наукерд». В составе казахского Младшего жуза имеется племя кердери, считающееся одним из древних родов. Судя по каракалпакскому фольклору, данное казахское племя ведёт своё происхождение от некогда существовавшего каракалпакского рода кердерли в племени «муйтень». Название кердери - пережиток этнонима кидарит [9, с. 83]. Как известно, в середине IV в. в низовьях Сырдарьи было образовано хуннско-аланско-массагетское государство кидаритов со смешанной культурой, памятники которой обнаруживаются в ранних слоях янгикентских городищ.

Муйтены из рода кентенау название своего рода производят от иранских корней, оно может быть переведено как «новое селение», тождественное по смыслу названию Джаны-кент (Янгыкент), т.е. этот этноним оказывается связан с местностью, прилегающей к Джан-кенту в низовьях Сыр-Дарьи, где муйтены

впервые были отмечены историческими источниками. Очевидно, что муйтены из рода кентенау и казахское племя кердери являются родственными между собой и ведут своё происхождение от кидаритов, населявших древние Приаральские города. Вероятно, в тунгаурс-ком предании хан, дочь которого стала женой тунгаур-ского батыра-предводителя, был одним из правителей янгикентских городищ (указанный в предании под названием «Макине»).

У каракалпаков, как и у средневековых тюркомонгольских племен, существовала система «свойства» с сохранением в основе монгольского термина «хМа» (т.е. - сват), которое распространялось не на узкосемейные круги брачующихся, а на весь род. Племена, связанные отношениями свойства, могли стать основной ячейкой для парного членения, так сказать, «парой родов» или племён. Данный принцип «дуальной организации» скреплял племена и делал их одной политической силой [6, с. 91]. Такой принцип организации не обошёл восточных и зауральских башкир.

Перечисленные факты позволяют выдвинуть предположение об этническом смешении предков тунгаур с предками рода кентенау, являющимся одним из родов каракалпакского племени муйтен. Такое предположение объясняет сближение тунгаур с усерганами, так как последние имеют одни корни с муйтенами. По всей видимости, тунгауры вступили в брачные отношения «хМа» с предками усерган, отчего и возникла новая пара племен тунгаур-усерган, объединённая в Приаралье под общим названием «баджгард», что означает - «волчья голова». Эти представления восходят ко времени Тюркских каганатов, где на знамени была изображена голова волка [4, с. 132]. Видимо, объединение указанных башкирских племен произошло во времена Тюркских каганатов, так как после падения тюрков племена тунгаур и усерган держались вместе.

Таким образом, в приаральском периоде исторического пути башкирского племени тунгаур происходят судьбоносные события. Во-первых, предки тунгаур, являвшихся потомками алтайского народа теле, вступили в военный союз, очевидно, скрепленный брачным договором с потомками северо-иранских кочевников - кидаритов, т.е. с предками таких этнических образований, как кердери и кентенау и, во-вторых, образовали с предками племени муйтен-усерган одну политическую силу с общим названием.

Библиографический список

1. Сулейманов Ф.М. Башкирский род Тунгаур // Тунгэуер. - Уфа, 2007.

2. Сальманов А.С. К изучению истории башкирского племени тангаур. - Уфа, 2008.

3. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. - М., 1967.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М., 1974.

5. Иванов В. А. Происхождение башкир // История Башкортостана с древнейших времён до на 60-х годов XIX в. - Уфа, 1997.

6. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. - М. ; Л., 1950.

7. История древнего мира. Расцвет древних обществ. -М., 1989.

8. Гумилёв Л.Н. Хунну. - М., 1960.

9. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. - Алма-Ата, 1968.

10. Бичурин Н.Я. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. - СПб., 1828. - Т. II.

11. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 2007.

12. Боровкова Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). - М., 2005.

13. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 2001.

14. Плетнёва С.А. Половцы. - М., 1990.

15. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934.

16. Башкирские легенды и предания / сост. Ф.А. Надр-шина. - Уфа, 1985.

17. Аджи М. Азиатская Европа. - М., 2006.

18. Сальманов А.С. О древнем родстве некоторых башкирских племен // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. - Уфа, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.