Научная статья на тему 'Р. Г. Кузеев о периодизации этнической истории башкир'

Р. Г. Кузеев о периодизации этнической истории башкир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. Г. КУЗЕЕВ / БАШКИРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ПЕРИОДЫ / ЭТАПЫ / ПОЛЕВЫЕ ДНЕВНИКИ / R. G. KUZEEV / BASHKIRS / ETHNIC HISTORY / PERIODS / STAGES / FIELD DIARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонов Игорь Владимирович

В статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов Р. Г. Кузеева по вопросу о периодизации этнической истории башкир. Кроме опубликованных работ ученого, использованы материалы его полевых дневников. Этническую историю башкир Р. Г. Кузеев разделил на два основных периода: а) история башкир до их прихода на территорию современной Башкирии; б) история башкир на современной территории их расселения. В каждом из периодов были выделены отдельные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. Г. Кузеев о периодизации этнической истории башкир»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249). История. Вып. 48. С. 158-163.

Р. Г. КУЗЕЕВ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БАШКИР

В статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов Р. Г. Кузеева по вопросу о периодизации этнической истории башкир. Кроме опубликованных работ ученого, использованы материалы его полевых дневников. Этническую историю башкир Р. Г. Кузеев разделил на два основных периода: а) история башкир до их прихода на территорию современной Башкирии; б) история башкир на современной территории их расселения. В каждом из периодов были выделены отдельные этапы.

Ключевые слова: Р. Г. Кузеев, башкиры, этническая история, периоды, этапы, полевые дневники.

Раиль Гумерович Кузеев (1929-2005) в научных кругах известен прежде всего своей концепцией происхождения башкирского народа. Научное наследие ученого не ограничивается опубликованными работами. В 2010 г. в Научный архив Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН поступили полевые дневники Р. Г. Кузеева в количестве 26 единиц хранения1 . В 2011 г. принято решение о создании в составе Научного архива Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН фонда Р. Г. Кузеева.

При изучении этнической истории какого-либо народа в первую очередь возникает вопрос о ее периодизации. В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов Р. Г. Кузеева по этому вопросу, что требует введения в научный оборот некоторых архивных материалов ученого.

В полевом дневнике 1953 г., помимо полевых записей, сделанных в различных местах проживания башкир, Р. Г. Кузеев высказывает очень интересные соображения об этнической истории башкир. Особого внимания заслуживает следующий отрывок:

«Если попытаться составить общую схему этнической истории, то она может выглядеть так:

1) IV-VII вв. - добулгарский период. На территории Башкирии (видимо, центральной ее части) формируется тюркское племя башкир. Оно образовалось в результате этнического смешения с местными сармато-алан-скими племенами. По мере продвижения на север и северо-восток это племя вытесняет или ассимилирует очень редкое угро-финское население этой части территории Башкирии. Основное зерно племени башкир пришло, ви-

димо, из тюркской Средней Азии. Возможно с гуннами, а возможно и раньше с Приаралья. Наиболее древние роды в этом составе были тангавары, бурзяне и др.2

2) У11-Х вв. - Булгарский период. На западе возвышается и рухнет Булгарское государство. Большая часть его народа, еще разделенного по ру3, осваивает западную Башкирию и становится известным под общим именем этого племени. С северо-востока и востока в Башкирию попадает волна остяцких племен - остяки. Башкиры ведут борьбу за Урал, причем обращаются за помощью к среднеазиатским тюркским (родственным) племенам. Не исключена возможность, что слово мадьяр, т. е. название этого народа в средние века есть фонетическая трансформация слова "баджгард". (Хвольсон) - "Бажгард", "Мажгард", "Мадьяр"4. Но, в общем, это довольно трудно представить5. В этот период часть башкирских племен уходят с мадьярами, часть остается.

В этот период происходит еще одно крупное событие - принятие ислама.

В этот же раннесредневековый период юг Башкирии (булгары в основном на западе, мадьяры на востоке) подвергается заселению тюркских родов из племенных объединений торков, печенегов, половцев.

Эти тюркские племенные группы, роды очень энергично продвигаются на север, охватывая единой тюркизацией все части Башкирии. Племя башкир постепенно превращается в группу племен и родов (но не организованный союз племен), объединенных общим именем. Тогда, конечно, общее имя башкорт было весьма общее, символичное, но медленно оно становилось общим названием для группы племен и родов Южного Урала.

3) Монгольский период (Х-ХУ1 вв. до присоединения к Московскому государству. Период письменной истории). Монголо-татарское нашествие, колоссальное по размаху, разрушительное по результату, взбудоражило, подняло и двинуло со своих мест десятки племен, групп и родов. Именно в начале этого периода Башкирию заселяют кыпчаки, возможно кытаи6 и другие племена юго-востока. В этот же период, к 14-15,

- окончательно складывается основная характеристика башкир - как группы племен. Племя башкир окончательно теряется в группе племен и внутри этой группы появляется ряд племенных союзов (тамьян, тангавар, кыпсак, бурзян) и межплеменная борьба.

Возможно, племенные союзы сложились на северо-востоке, западе. В этот же период оформилась изолированность трех частей башкир - северо-восточных, западных и юго-восточных, причем три части башкир в течение двух веков жили в системе различных политических объединений - Ногайской Орды, Сибирского государства и Казанского ханства.

4) Период присоединения к Московскому государству (ХУ1-ХУ11 вв.).

5) Период колонизации (18-19 вв.)»7.

Далее Р. Г. Кузеев делает вывод: «...видимо, общая схема этнической истории, которая в этом дневнике изложена, не изменится. Данные ее подтверждают, уточняют. Нужно будет только хотя бы приблизительно определить границы расселения башкир в каждый из этих периодов этнической истории»8.

Нельзя не заметить, что в этой схеме допущена ошибка, возможно вызванная поспешностью ее составления. Булгарский период кончается Х в., этим же веком начинается монгольский период, тогда как на самом деле

- XIII.

Приведенные в дневнике данные свидетельствуют о сложности процесса формирования башкир: «Информаторы упорно говорят о монгольской (во всяком случае, об очень далекой, "у Иркутска") родине башкир. Одна легенда рассказывает о выходе этих башкир из Бухары - из Средней Азии. Эти сведения надо посмотреть - вполне возможно, что это древние тюрки, которых новоприбывшие тюрки (кыпсаки и др.) оттеснили к северу. Кудеи говорят о том, что они выходцы с Кавказа. Это надо сравнить с булгарами, печенегами, половцами. Во всяком случае, они очень древние»9.

Дальнейшее изучение этнической истории башкир показало, что она началась и длительное время происходила не на территории современной Башкирии. Все это позволило сделать следующий вывод: «Этническую историю башкир с учетом нынешних наших знаний можно разделить на два основных периода: а) до У111-1Х вв., когда предки башкир еще пребывали в составе других, более обширных этнических образований на разных территориях; б) с УШ-1Х вв., когда начинается собственно башкирская история и башкирские племена под общим названием вступают на самостоятельный путь развития на современной территории их расселения. В плане формирования башкир, их этнического облика и культуры второй период является определяющим, хотя, конечно, происхождение племен и племенных групп, влившихся в состав башкирской этнической общности, восходит к предшествующему этапу»10.

В «Кратком очерке этнической истории башкирского народа» и в двух последующих монографиях Р. Г. Кузеев выделил следующие этапы в историческом процессе формирования башкирской народности:

1. С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII-IX вв.

2. ГС-Х вв.

3. XI - начало Х111 в.

4. ХШ-ХГУ вв.

5. XV-XУI вв.

6. XVII-XIX вв.

Р. Г. Кузеев изменил свою первоначальную точку зрения о формировании племени башкир на территории Башкирии. Он пришел к выводу о том, что группа древнебаш-кирских племен сложилась на территории Приаралья в печенежской этнической среде. Это были племена усерган, бурзян, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей. Первый этап этнической истории башкир, таким образом, протекал вне территории современной Башкирии.

Второй этап был узловым периодом в становлении древнебашкирского этноса. Происходит миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие с булгаро-мадьярскими и испытавшими сар-мато-аланское воздействие финно-угорскими племенами.

Третий этап характеризуется дальнейшей консолидацией компонентов древнебашкир-ского этноса при сохранении ведущей куль-

турно-языковой роли пришлых башкирских кочевников.

На четвертом этапе происходит миграция в Башкирию кыпчакских и кыпчакизирован-ных племен, которая окончательно предопределяет культурное и языковое развитие древнебашкирского этноса в направлении к формам, характерным для современного этнического облика башкирского народа.

На пятом этапе сложились все предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность. Добровольное присоединение башкирских племен к России и их объединение в составе единого государства знаменовали собой завершение этнической консолидации башкирского народа.

Шестой этап в указанных работах специально не рассматривается и заслуживает специального изучения11.

В этой периодизации булгарский период был разделен на два очень близких по содержанию этапа: 1Х-Х и XI - начало XIII в. На два этапа был разделен и монгольский период: Х111-Х1У вв. (башкиры в составе Золотой Орды) и XV-XVI вв. (башкиры в составе Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств). В то же время период присоединения к Московскому государству (XVI-XVII вв.) и период колонизации (XVIII-XIX вв.) объединены в один этап. В 1953 г. Р. Г. Кузеев в целом был прав, отмечая, что «общая схема этнической истории, которая в этом дневнике изложена, не изменится». Но в своем начале эта схема претерпела существенные изменения.

Свою мысль о том, что башкиры некогда были единым племенем, Р. Г. Кузеев в 1953 г. пояснил следующим образом:

«О тангавар можно предположить, что это немногочисленная родовая единица. Старики хорошо помнят времена, когда тангавары не имели браков внутри этой группы. Если подходить строго, без натяжки полевого материала, то надо сказать, что и бурзяне говорят о былой экзогамности бурзян. Карагай-кыпсаки говорят об экзогамии в прошлом, но об экзогамии кыпсаков в целом не помнят.

Эти материалы наталкивают на вывод о том, что Бурзяне, Тангавары, Тамьяны были родственными образованиями, сходными по своему характеру с родом, чем с племенем. Видимо, на заре своей племенной истории (IX-X вв.) эти роды были объединены в какой-либо союз, известный под названием башкур-

ты. Вполне возможно, конечно, что некоторые из этих образований могут оказаться племенами (кытаи, кыпсаки, усергане и др.). Но они вошли в состав башкир позднее, превратив крупное племя башкир в племенной союз восточного типа. В племя башкир, видимо, входили роды бурзян, тангавар, некоторые роды из северо-востока, из запада Башкирии.

Племена кыпсак, катай, мин присоединились к башкирам, без всякого сомнения, уже позднее. Не исключена возможность, что некоторые из этих древних родов разрослись в племена. История кочевого востока знает такие примеры, когда из основной родственной ячейки разрасталось племенное образование как путем естественного роста, так, особенно, и путем присоединения к этой основе чужеродных элементов. Таким разросшимся из рода в более широкое объединение может быть юрматы, которое одно из наиболее древних компонентов в составе башкир.

Можно предполагать, что в период проникновения ислама в Башкирию здесь произошли крупные исторические события. Это время хронологически совпало с приходом сюда мадьяр. Они увлекли с собой часть башкир и оставили свой след в этнической истории этого народа»12.

Отказавшись от мысли о том, что башкиры в далеком прошлом были единым племенем, Р. Г. Кузеев стал рассматривать башкир как совокупность племен, в то же время представлявшее собой некое единство. В полевом дневнике № 1 1980 г. Р. Г. Кузеев отмечал, что период расселения башкирских племен по современной территории и формирования их этнического единства был периодом соперничества, борьбы за удобные пастбища и т. д. «Но диалектика развития в том и заключалась, что одновременно это был период стремления к союзу. Формирование этнического единства и тенденции к политическому единству развивались параллельно. Конечно, это была еще не народность, и не шел процесс формирования государства. Не будем забывать, что это были кочевники и полукочевники с патриархальным укладом жизни. Но важно подчеркнуть - это была тенденция и этнического, и политического единства. Внешние события (монгольское господство) ускоряли этот процесс»13.

В полевом дневнике 1986 г. Р. Г. Кузеев вновь вернулся к проблеме периодизации этнической истории башкир:

«Очевидно, правомерно ставить вопрос об эпохах развития культуры этноса (любых этнических обществ) и этапах развития культуры совокупности этносов (населения) определенной территории (ИЭО14). В каждом случае целевая установка исследования разная.

Если попробовать представить этапы развития культуры башкирского этноса, то так:

1. Этап древнетюркский. Здесь суть вопроса - что именно башкиры (татары, чуваши) донесли от древнетюркской культуры и в какой форме (язык, материальная культура, мифология, пища и т. д.)

2. Этап приаральско-среднеазиатский, когда произошел (вероятно, в рамках Западно-тюркского каганата) синтез, симбиоз тюрков и индоиранских племен и культур Приаралья. Видимо, не лишена смысла версия, что печенеги - тюркизированные иранцы (аланы, асы и др.)15. От этой эпохи башкиры могли сохранить:

= особенности языка (иранизмы в фонети-

ке)16

= структура мифологии, признаки миро-

17

вых религий17

= элементы культуры (этнонимы18, антропонимы19, пантеон богов20 и т. д.) из Востока (Двуречье, Месопотамия, Иран.) = коралловые украшения21

3) Прикаспийско-Кавказский этап, когда древние башкиры взаимодействовали с хазарами, булгарами, Северным Кавказом. С этого периода

= кавказские топонимы (Машук, Биштау)22 = предания, легенды23 = календарь (Самойлович)24

25

= ткачество25

= салтово-маяцкие элементы культуры26

4) Волжско-Булгарский период. От этого периода:

= булгарский (булгаро-чувашский) слой этнонимии, топонимии, гидронимии... = ислам (мало) = культура

5) Золотоордынский период. Кыпчакские комплексы культуры. Усиление кочевничества.

= Язык

= Эпос, литература = Культура

6) Русский период (XVII - начало ХХ в.). Новый этап взаимодействия (Башкиро-русское взаимодействие - первый феномен взаимодействия)

= тюрко-восточнославянские контакты = христианско-мусульманские (и языческие)

= оседло-кочевнические Механизм не очень ясен

7) Советский период - самый сложный период, в котором необходимо раскрыть механизм взаимодействия -

=в 1917-1930 =в 1930-1950 =в 1950-1986 = современность

8) Прогноз - интернационализм»27. Первые три этапа соответствуют периоду

до прихода башкир на территорию современной Башкирии, а последние четыре - их истории на современной территории расселения. Обозначения последних четырех периодов соответствуют названиям государств, в зависимости от которых или в составе которых находились башкиры. Этапы 1Х-Х и Х1 - начало Х111 в. вновь были объединены в булгар-ский, а ХШ-ХГУ и ХУ-ХУ1 вв. - в монгольский период. Хотя русский период был датирован ХУ11 - началом ХХ в., его вторую половину Р. Г. Кузеев, очевидно, счел нужным выделить отдельно, о чем свидетельствует такая запись: «28/Х.86

Муфтихат образовался в 1788 г.28 Какое это имело значение для демографии и культуры. Я думаю:

а) Создание муфтихата было существенным изменением политики Екатерины II от христианизации к использованию ислама (в Евразии)

б) Ислам, мусульманство было активной, экспансивной религией и быстро укрепляло позиции

в) Татарская торговля, экономическая сила татарского купечества и духовенство (медресе) способствовали укреплению ислама

г) в условиях Башкирии земля была со-словно-башкирской. И, поэтому, в экономических интересах массы финно-угров переходили в разряд татар (язык) или башкир

д) Надо проследить численность всех народов ИЭО29 от 1788 г. до 1917 г. и рассчитать прирост»30.

Таким образом, если в 1953 г. Р. Г. Кузеев связывал распространение ислама в Башкирии с булгарским периодом или даже с периодом пребывания на Южном Урале венгров, то в 1986 г. он отмечал, что в булгарском периоде

ислам среди башкир распространялся «мало», а окончательное укрепление ислама в Волго-Уральском регионе было связано с созданием муфтихата в 1788 г., что способствовало экономическому и демографическому росту среди мусульманских народов.

Материалы полевого дневника 1986 г. свидетельствуют, что даже после издания таких основополагающих монографий, как «Происхождение башкирского народа» и «Историческая этнография башкирского народа», Р. Г. Кузеев вновь обращался к проблемам этнической истории башкирского народа, в том числе к такой фундаментальной проблеме, как периодизация. Тем самым он считал, что созданная им концепция происхождения и этнической истории башкирского народа нуждается не только в отдельных уточнениях и дополнениях, но и требует дальнейшего развития.

Примечания

1 См.: Антонов, И. В. Полевые дневники Раиля Гумеровича Кузеева в Научном архиве ИЭИ УНЦ РАН // Археография Южного Урала : археографические исследования в XXI веке : материалы Х Межрегион. науч.-практ. конф., посв. 65-летию Великой Победы, 10-летию БРО РОИА, памяти Председателя Южноурал. отд-ния Археограф. комиссии РАН чл.-корр. РАН Раиля Гумеровича Кузеева. Уфа, 2010. С.126-130.

2 Карандашом приписано: усергане.

3 Ру - родовое образование.

4 См.: Хвольсон, Д. А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журн. М-ва нар. просвещения. Ч. 140. СПб., 1868. Дек. С. 716-717.

5 Опровержение точки зрения Д. А. Хвольсона см.: Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа : этнический состав, история расселения. М., 1974. С. 445, 446.

6 Катайцы.

7 Кузеев, Р. Г. Полевой дневник 1953 г. // Научный архив Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (НА ИЭИ УНЦ РАН). Ф. 2. Оп. 1. Д. 2. Л. 14-17.

8 Там же. Л. 18 об.

9 Там же. Л. 28-28 об.

10 Кузеев, Р. Г. Задачи исторической этнографии в изучении древней и средневековой

истории башкир // Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа, 1971. С. 1920.

11 См.: Кузеев, Р. Г. : 1) Краткий очерк этнической истории башкирского народа // Археология и этнография Башкирии. Т. V. Уфа, 1973. С. 58-60; 2) Происхождение башкирского народа. С. 507-510; 3) Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С. 178-182.

12 Кузеев, Р. Г. Полевой дневник 1953 г. Л. 9 об.-11 об.

13 Кузеев, Р. Г. Полевой дневник 1980 г. № 1 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 17. Л. 8-9 об.

14 Историко-этнографической области.

15 По мнению Р. Г. Кузеева, древнебашкир-ские группы могли находиться среди тюр-кизированных в печенежско-огузской среде сако-массагетских групп (см.: Кузеев, Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала : этногенетический взгляд на историю. М., 1992. С. 71).

16 В лекциях Р. Г. Кузеев отмечал, что «башкиры по языку тюрки, но в то же время многие языковеды в языке башкир находят признаки фонетические и лексические, которые уводят истоки башкирского языка к каким-то древним иранским корням». «Фонема Ь в башкирском языке многими языковедами, начиная с члена-корреспондента АН СССР Н. К. Дмитриева, трактовалась как след, пережиток, воспринятый башкирским языком от ираноязычных племен...» (Кузеев, Р. Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории). Уфа, 1984 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 2. Д. 3. Кассета 5. С. 67-68).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Об этом свидетельствуют индоиранские мотивы в сюжете эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат», а также других башкирских эпических сказаний (См.: Котов, В. Г. Мифология Южного Урала (к вопросу о реконструкции хтонических культов). Уфа, 1997. С. 50). «В итоге следует констатировать, что существует несомненное сходство южноуральской мифологии с индоарийской и шире - праин-доиранской. Сходство проходит не только на уровне основных сюжетов, но и отдельных мотивов и деталей, причем исключается возможность их независимого возникновения» (Котов, В. Г. Южноуральский пласт индоа-рийской мифологии // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы. Уфа, 2000. С. 106).

18 «Что касается иранского влияния, то все этнонимы с окончанием на -ан, -ян являются [этнонимами. - И. А.] иранского происхождения (в древнеиранском языке ан, ян "человек; душа"): бурджан, тамьян, усерган, уран, юла-ман и т. д.» (Кузеев, Р. Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории). Уфа, 1984 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 2. Д. 3. Кассета 17. С. 309).

19 См.: Кусимова, Т. Х. Башкирские имена / Т. Х. Кусимова, С. А. Биккулова. Уфа, 2000.

20 «Основная линия сходства южноуральской мифологии с индоарийской проходит через цикл мифов об Индре и сопряженных с ним божеств: Ушас, Агни, Сомы, Триты и др.» (Котов, В. Г. Южноуральский пласт индоа-рийской мифологии. С. 106).

21 Художественные бляхи и кораллы сближают башкирский головной убор со среднеазиатскими головными уборами (см.: Авижанская, С. А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Уфа, 1964. С. 205). Такая деталь башкирских нагрудных украшений, как сквозная сетка, вынизанная из кораллов, имеет аналогии с нагрудными украшениями некоторых народов Средней Азии (киргизы, каракалпаки). Там же. С. 217.

22 «Башкиры обитали на Северном Кавказе где-то в районе современного Пятигорска, потому что существуют параллели в оронимии (названиях гор): около Пятигорска - Биштау (Пять гор) и Машук; на Южном Урале, в районе расселения башкир наиболее высокие горы тоже называются Машук (Машек) и Биштау» (Кузеев, Р. Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории). Уфа, 1984 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 2. Д. 3. Кассета 22. С. 406-407).

23 См.: Кузеев, Р. Г. : 1) Древнебашкирские предания о нахождении новой родины и их северокавказские параллели // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1970 г. : тез. докл. (секция этнографии, фольклора и антропологии). Тбилиси, 1971. С. 50; 2) Происхождение башкирского народа. С.154-156.

24 «Можно считать, что башкиры на Северном Кавказе обитали где-то на восточной окраине великих болгар, ближе к хазарам. Почему можно об этом говорить? Потому что мы знаем сложный календарь у племени тархан [гайнинские башкиры Пермской области. -И. А. ] и чувашей, который, по определению А. Н. Самойловича, был "языческо-иудейско-христианско-мусульманским". Башкиры его могли принести только с Северного Кавказа, с территории, соседней с Хазарией, где одной из религий было иудейство» (Кузеев, Р. Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории). Уфа, 1984 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 2. Д. 3. Кассета 22. С. 406). См. также: Кузеев, Р. Г. Этнические процессы в Волго-Уральском регионе в V-XVI веках и проблема происхождения чувашского этноса // Болгары и чуваши / Р. Г. Кузеев, В. А. Иванов. Чебоксары, 1984. С.19-20.

25 Башкирское ковроткачество имеет аналогии у народов Средней Азии и Кавказа (см.: Авижанская, С. А. Указ. соч. С. 41).

26 На Южном Урале наиболее выражены в турбаслинской культуре У-УШ вв. В лекциях Р. Г. Кузеев отмечал: «Вообще перед исторической наукой стоит задача довольно подробно, с привлечением всех источников, восстановить 50-60, а может быть 100-летний период пребывания башкир на Северном Кавказе» (Кузеев, Р. Г. Этническая история башкирского народа (гипотезы, источники, теории). Уфа, 1984 // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 2. Д. 3. Кассета 22. С. 407).

27 Кузеев, Р. Г. Полевой дневник 1986 г. // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23. Л. 1013 об.

28 По именному указу Екатерины II от 22 сентября 1788 г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанского закона собрание во главе с муфтием (см.: Юнусова, А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. С. 43).

29 Имеется в виду Волго-Уральская историко-этнографическая область.

30 Кузеев, Р. Г. Полевой дневник 1986 г. // НА ИЭИ УНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23. Л. 24 об. - 25 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.