Научная статья на тему 'К вопросу происхождения кыргызского племени Кангды'

К вопросу происхождения кыргызского племени Кангды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1181
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный ресурс / кыргызские племена / племена / кангды / печенеги / алтайцы / этногенетические реконструкции / этногенез

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуманапов Р. А.

Представлена реконструкция этногенеза кыргызов. Изучение степени участия в этногенезе этого народа тех или иных компонентов в виде отдельных племен, родов и объединений, наряду с языковыми, археологическими, антропологическими данными дают возможность определить этническое ядро кыргызов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу происхождения кыргызского племени Кангды»

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КЫРГЫЗСКОГО ПЛЕМЕНИ КАНГДЫ Р.А. Абдуманаиов

(Томский государственный университет)

Изучение родонлеменной системы является важнейшей составляющей в деле реконструкции этногенеза кыргызов. Уточнение происхождения отдельных племен и родов позволяет отметить знаковые вехи и этапы в процессе формирования этноса. В то же время изучение степени участия в этногенезе этого народа тех или иных компонентов в виде отдельных племен, родов и объединений, наряду с языковыми, археологическими, антропологическими данными дают возможность определить и этническое ядро кыргызов. Представители кыргызского племени кангды в настоящее время проживают в Лейлекском, Фрунзенском, Ыо-окатском районах Ошской области, частично в Базар-Курганском, Су-закском районах Джалал-Абадской области и в некоторых районах соседнего Узбекистана1.

Самое ранее упоминание племени кангды мы встречаем в первом рукописном генеалогическом списке кыргызских племен «Маджму ат-Таварих» Сайф ад-Дина Ахсикенти. Этот список датируется концом XV-и началом XVI веков и в нем приводятся данные о легендарных родоначальниках кыргызских племен. Согласно этому списку, первопредком племени считается некий Кангды, сын Салус-бека Булгачи. Последний является предком отделения «Ичкилик» - «Внутренние»2, которое наряду с «правым» и «левым» крыльями составляют триальную структуру родовой организации кыргызов. Особенно важным представляется тот момент, что согласно современным генеалогическим спискам племя

л

кангды причисляется к этому же отделению «ичкилик» . Все это, безусловно, подтверждает глубокую традиционность генеалогических схем кыргызов. Название племени и имя родоначальника Кангды указывает на его несомненную связь с достаточно известным в средневековой Азии народом/племенем канглы/канлы. Соотношение этнонимов кангды и канглы объективно отображает особенности кыргызского языка в частности, и кыпчакской группы языков (к которой причисляется современный кыргызский язык) в общем. Примером может служить кыргызское слово «кандуу» - «крововавый», узбекский эквивалент которого будет произноситься как «конли».

Кто же такие кангды/канглы? Исследование С.Г. Кляшторного выявляет определенную древнейшую этнонимическую традицию, корнями уходящую во времена Авесты - цикла различных по происхождению и содержанию мифов, сказаний и религиозных предписаний ираноязычных племен Средней Азии и Восточного Ирана 11-1 тысячелетий до н.э. Дело в том, что именно в Авесте впервые упоминается Канга (Кангха),

столица легендарного Ту рана4. Упоминание Канга (Кангхи) встречается и у Фирдоуси, который использовал архаическую топонимическую и эт-нонимическую номенклатуру Авесты, и располагал Канг - столицу Ту-рана за Сырдарьей, на северо-восток от реки5. Сравнив название этого гидронима у Ибн Хордадбеха как «реки Кангар» с данными древне-тюркских рунических надписей о столице кангарасов6 Кангу Тарбане, а также приняв во внимание сведения китайских исторических летописей о государстве Канпой с упоминаниями в Авесте и «Шахнамэ», С.Г. Кляшторный пришел к выводу о существовании на Средней Сырдарье древней этнонимической традиции. Прослеживается определенная трансформация названий топонимов/этнонимов/оронимов с единой основой - Кангха-Канг-Кангюй-Кангу Тарбан-Кангар-Кенгерес7.

Одним из самых ранних известий о Кангюе являются заметки китайского путешественника Чжан Цяня, посетившего это государство во II веке до н.э. Китайские авторы пишут о нем как о большом государстве, населенном кочевыми племенами, но имеющем и города. Власть кан-гюйского владетеля простиралась до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай - союз сармато-аланских племен, кочевавших между Приаральем и низовьями Волги. Кроме того, Кангюю платили дань пушниной племена лесного Приуралья - янь. Источники отмечают: "Царство Канцзюй. Зимняя ставка правителя в земле Лэюэни, в г. Битянь, который отстоит от Чанъани на 12300 ли. Не подчиняется "духу". До [Лэ]юени семь дней конной езды, до летнего местопребывания правителя в Фаньнэй 9104 ли. [Население состоит из] 120 тысяч дворов, 600 тысяч ртов, а отборное войско из 120 тысяч человек. На восток до ставки духу 5500 ли. По обычаям одинаково с Большим Юэчжи. На востоке тесно связано с Сюнну"8. Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан9, т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен. A.M. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен10. По мнению JI.A. Боровковой, кангюйцы по облику, обычаям и одежде были подобны даваньцам, которые по сообщениям «Ши цзы» и «Хань шу» были европеоидами, вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Она предположила, что и кангюйцы к IV веку н.э. перешли на оседлый образ жизни и при этом занимались отгонным скотоводством11. О силе их государства может говорить и тот факт, что чиновников империи Хань кангюйцы сажали ниже усуньских послов12.

С начала нашего тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события связанные с крушением державы хунну. Завершающим эпизодом событий 91 г.н.э., когда произошло фактическое уничтожение могущества северных хунну, было бегство шаньюя Чжичжи на запад - в

Кангюй. В пределы государства прибыло несколько тысяч подданых шаньюя, и если принять во внимание версию о тюркоязычности хунну, можно предположить, что началом постепенной тюркизации владения Кангюй послужило именно это переселение. Известно то, что кангюй-ский правитель поселил шаньюя и его народ на реке Или, отдав ему в жены свою дочь и часть своего войска. Проанализировав китайские источники, Л.А. Боровкова пришла к выводу о том, что граница между Кангюсм и государством У сунь в I в.н.э. проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль13.

В середине V века мы наблюдаем перемещение с востока - из Западной Сибири и степей современного Казахстана на запад тюркоязыч-ных огурских племен (он-огуров, сары-огуров) во главе с савирами, по мнению Питера Голдена, являвшихся частью племенной конфедерации теле и обитавших до откочевки на территориях между рекой Или, Западным Тянь-Шанем и районами Западной Сибири1Эти перемещения должны были затронуть и кангюйские племена, которые с этого времени начали постепенно тюркизироваться.

В 554 году с востока на земли кангюйцев устремились тюрки-тугю, преследовавшие остатки разгромленных ранее жуань-жуаней. В 555 году войско тюркского Истеми-кагана достигло «западного моря» -по мнению Л.Н. Гумилева, опиравшегося на известия Фирдоуси, -Аральского15. Кангюйские племена, по всей видимости, покорились тюркам-тугю, так как нет свидетельств войны с ними. В качестве оказавших сопротивление указываются лишь приаральские хиониты (сар-мато-аланы), вары и угры16, платившие раннее, как указывалось выше, дань именно Кангюю. В любом случае, тюрки-тупо, развязавшие в это время большую войну с эфталитами, должны были бы «замирить» народы, оказавшиеся теперь в пределах каганата. Дальнейшие судьбы кангюйцев были связаны с тюркскими государствами. После распада единого каганата тюрков-тугю в 604 году, кангюйские племена и подконтрольные им земледельческие оазисы и города оказались под властью западных каганов. Центром их владений, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они были известны тюркам-тугю под именем кенгересов. Как показало исследование С.Г. Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар17. Судя по всему, вассальное положение кенгересов имело достаточно условные формы, иначе трудно объяснить двукратное бегство в их земли

1 Я

около 630 года западно-тюркского кагана .

Некоторые группы кенгереского населения оказались и в пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители кенгереской знати занимали в государстве тюрков-туцзюе доста-

точно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай - во главе этой миссии упоминается некий тегин Кан-хэ-ли. Имя главы посольства, по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как «кангарлыг», более того, в разделе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» труда IX века «Танхуйяо» упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар19. Предполагается, что, являясь вассальным племенем восточных тюрков-тугю, они кочевали вблизи каганской ставки.

Переселение немалых масс тюркских племен не могло сказаться на языковой ситуации во владениях кангаров/кенгересов. Тюркизация областей Средней Сыр-Дарьи не могла быть сплошной и быстрой. Можно предположить, что ранее всех подверглись языковой ассимиляции именно кочевые кангары, к тому времени объединившие вокруг себя некоторые тюркские племена. Достаточно продолжительным процесс смены языка являлся для оседлых оазисов на землях «древнего Кангюя». Исследователь С.Г. Кляшторный обнаружил свидетельства того, что у некоторых потомков кангаров еще в XI веке существовал так называемый «смешанный хорезмийско-печенежский» язык20.

Кочевые кангары, как уже упоминалось, сплотили вокруг себя некоторые тюркские племена, в основном печенегов, и эта орда стала называться печенежской. Поэтому впоследствии, уже на границах Византии, греки зафиксировали самоназвание «кангар» только у трех печенежских племен. Константин Порфирогенет так описывает печенегов восточноевропейских степей середины X века: «Должно знать, что па-чинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавди-

ирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благород-

11

ные, чем прочие: ибо это означает прозвище кангар» . Из этого следует то, что орда печенегов управлялась именно кангарскими родами. По мнению ряда исследователей, этноним печенег возводится к названию одного из сакских племен - пасикам-пасианам, упомянутым Страбоном в числе кочевников, сокрушивших около 130 г. до н.э. Греко-Бактрийское царство22. По мнению П. Пелльо, печенеги под названием пей-жу, наряду с огурами и аланами, в VII в. упоминаются в китайской летописи «Суй-шу» в разделе, посвященном племенной конфедерации теле23. В VIII веке печенеги Средней Сыр-дарьи упоминаются в форме пе-ча-наг в тибетском переводе уйгурского текста, повествующего о северных народах24.

В результате падения Западно-тюркского каганата, печенеги приобрели известную самостоятельность. Однако их положение в это время трудно назвать стабильным - и если война 711-712 гг. с тюргешами25 имела, скорее всего, локальный характер, то последующее противостояние проникновению в этот регион карлукских и огузских, а позже и ки-

макских племен приобрело характер борьбы за выживание. Ал-Масуди упоминает, что в IX веке шла жестокая борьба «между этими четырьмя племенами: баджанак, баджане, баджагард и наукерде и гузами, карлу-ками и кимаками»26. Неравноправная война против огузов, карлуков и кимаков приводит к откочевке основной части печенежских племен в IX в. на запад27.

Рассмотрение исторических судеб ушедших на запад и фактически сокрушивших Хазарский каганат печенегов не входит в задачи этой статьи, нас больше интересует их часть, оставшаяся в Средней Азии. Эти печенеги была инкорпорированы в состав племенного союза огузов - новых хозяев Средней Сырдарьи. Процесс ассимиляции о гузами печенегов был достаточно скорым, уже с конца IX века печенегов не упоминает ни один из источников, при этом их сородичи, живущие в бассейне Эмбы-Яика, даже в X веке упоминались отдельно от огузов28. Таким образом часть печенегов была полностью ассимилирована о гузами, что подтверждается списками легендарных огузских племен. Согласно данным Махмуда Кашгари29 (XI в.) и Рашид ад-Дина30 (XIII в.) в составе левого крыла огузов - «учуков» встречается племя "бичинэ/бедженэ". При этом некоторая группа покоренных о гузами печенежских племен, судя по всему именно кан rape кие роды, сохранила и свое былое название - хан-гакиши. Ал-Идриси (XII в.) пишет: "Это очень большое озеро... в нем много рыбы - главной пищи того народа... на нем много пастбищ и плодородных мест, принадлежащих хангакишам. Это вид гузов, которые постоянно носят оружие, у них чрезмерные осторожность и мужество по отношению к соседним с ними видам тюрков"31. В этом названии отразился их древний этноним "канг" в форме "канга-киши" - "люди Канга".

Печенеги, вместе с огузскими племенами вошли в состав государства сырдарьинских йабгу с центром в городе Йангикенте32. К этому периоду истории огузо-печенежских племен относится легенда, приведенная Рашид ад-Дином (XIII в.): «Канлы. В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них [все] награбленное, другие навьючивали добычу на животных. [Повозку по-тюркски называют «канлы»], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает луч-

33

ше!" . Схожую легенду в китайской летописи «Юань ши» (XIV в.) обнаружил исследователь А.Ш. Кадырбаев: «Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го - стра-

34

на высоких повозок» .

В начале XI века на огромных просторах степного коридора от Монголии до Европы состоялись события, ставшие судьбоносными не только для Азии, но и определившие по своей сути и будущее Европы. Происходят крупные перемещения кочевых племен на обширном пространстве степей от Оби и Иртыша до Арала и Каспия. Цепь перемещений больших массивов кочевников в итоге затронула и владения сыр-дарьинских огузов, где и проживали печенеги. В бурном водовороте вызванных этими событиями миграций оказались и кыпчаки, которые граничили с огузами Приаралья и Северного Прикаспия и имели до этого времени с ними мирные отношения. Под давлением наступавших с востока кочевников кыпчаки постепенно овладели землями огузов, которые распались на несколько группировок. Эти события отражены в сообщении армянского летописца Матфея Эдесского, писавшего о том, что в середине XI века народ отц (змей) разбил племя хардеш (рыжеволосых), которые обрушились на узов (огузов) и печенегов и совместно с ними двинулись в пределы Византии35. Основная часть огузов уходит в Нижнее Поволжье, южнорусские степи и на Балканы, другая - уходит в Ма-вераннахр и Хорасан, к родственным сельджукским племенам36.

По мнению К.И. Петрова, продвижение кимако-кыпчакских племен в южном направлении стало принимать систематический характер с конца X - начала XI века и во времена Мукаддаси (980-е годы) они уже

л "7

кочевали в низовьях Сырдарьи . Около 1030 года кыпчакские племена появляются на границах Хорезма - о них пишет хорезмшах Алтунташ (1017-1032): «Кроме того, вчера вечером пришло письмо от ходжи Ахмеда, сына Абд-ас-Самада, кедхудая, что кечаты, джиграки и хифчаки волнуются из-за моего отсутствия, как бы не стряслось беды.. ,»38.

Оказавшиеся под властью кыпчаков огузы и печенеги инкорпорируются в кыпчакский племенной союз. Именно с этого времени - с середины XI века начинается процесс постепенной их ассимиляции. Первым отметил связь кыпчакского племени канглы с кангарами/печенегами С.П. Толстов. Он пришел к выводу о переоформлении имени кангар в канглы в результате ассимиляции кыпчаками части огузо-печенежских

39

племен . По мнению С.Г. Кляшторного, принятие этого имени первоначально кыпчакской знатью выражало их стремление связать себя с древней генеалогической традицией завоеванных земель, прежде всего по Сырдарье, и таким образом, легитимизировать свои права на власть над указанными областями40. Это отразил и знаток тюркских языков Махмуд Кашгари, писавший, что «Канглы - один из великих людей из кыпчаков»41. Мусульманские авторы XII- нач. XIII вв. употребляют значения кыпчаки и канглы как синонимы42. Позднее, в XII веке мы встречаем кангароглы (кангар-оглы - потомки кангаров - А.Р.) в числе племен

кыпчакской конфедерации у ан-Нувейри, ибн-Халдуна43 и Рукн ад-Дина Бейбарса44.

Согласно исследованию С.М. Ахинджанова, племя канглы обитало до монгольского нашествия в основном в Сыгнакском владении кып-чаков, и кочевало летом на Иртыше, а зимой уходило в долины Сырда-рьи, Чу и Таласа. Сообщения о кочевьях канглов в верховьях Иртыша по соседству с найманами встречаются и у Рашид ад-Дина45. Хан-историк Абулгази приводит интересные сведения: «Канглы жили с туркоманами, перешедши в область тюркменов, они поселились на берегах Иссык-куля, Джуды и Телеша, здесь жили много лет»46. С.М. Ахинджанов справедливо отмечает, что «тюркменами» Абулгази называет не туркменов, а карлуков. Это сообщение для нас очень важно - оно фиксирует кочевья канглов вблизи Иссык-куля, на землях совпадающих или смежных с местами современного обитания кыргызского племени кангды. Известно, что карлукские племена прикочевали в Семиречье и на Ис-сык-куль еще в VIII веке после серии неудачных войн с уйгурами. Под их властью оказалась и бывшая столица кенгересов КангуТарбан/Отрар. Известно, что в 812 г. под Отраром арабские войска Фадл бен Сахла разбивают карлукского джабгу, который скрывается в стране кимаков47. Именно из среды карлукских племен, по мнению О. Притцака, в конце IX и начале X вв. и происходит династия государства Караханидов, ханы которой в конце X - в XI вв. завоевали Семиречье, Центральный Тянь-Шань, Фергану, а затем покорили и Мавераннахр48.

Уже к XII веку происходит постепенное ослабление власти кара-ханидских ханов. Как сообщает Джувейни, владетель Баласагуна «...теперь не силен и не могуч. Карлуки и тюрки-канглы не только не утруждают себя в верности ему и досаждают ему, совершая набеги на его поданных, грабя скот и имущество»49. Усиление бывших вассалов сразу же отразилось во внешнеполитической сфере - согласно китайской летописи «Цзинь ши» (XII век), при чжурчженьском императорском дворе были приняты канглийские послы50. Непростые взаимоотношения караханидских ханов и канглов в XII веке обострились настолько, что доведенный до отчаяния, будучи не в состоянии отбить набеги канглов, правитель Баласагуна обратился за помощью к кара-кытаям (киданям). Владыка кара-кытаев не замедлил воспользоваться предложением караханидского хана и «...гурхан воссел на престол Баласагуна. С потомка Афросиаба он снял титул хана, дав ему титул илек-туркмен... Когда прошло некоторое время, и его люди освоились и скот их набрался в теле, он подчинил канглы под свою власть»51. Однако признание канглами власти кара-кытаев было, по всей видимости, недолгим. Данные китайских летописей говорят о том, что канглы имели достаточно тесные отношения с Хорезмом. Вообще, кыпчакские племе-

на, в том числе и канглы, играли в Хорезме исключительную роль. Именно этим можно объяснить считающееся ошибочным утверждение Джувейни о происхождении Теркен-хатун, матери последнего хорезм-шаха Мухаммада, из кыичакского племени канглы52. Более того, канглы имели связи и с центральноазиатскими государствами. Известна тесная, а возможно и генетическая, связь канглов с кераитским улусом Тогрул-хана (Ван-хана кераитского - А.Р.), занимавшего земли в районе реки Тола, в среднем течении Орхона и бассейне реки Онгин в Северной Монголии. Представители канглийской знаги, например упоминаемый «Юань-ши» некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение «Менуэр-шицзы» прямо пишет об их родстве: «Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами»53.

Во времена монгольской экспансии часть канглов оказала сопротивление туменам Чингис-хана. Читаем в «Юань-ши» биографию кангла Асан-буки: «...C самого начала становления монгольского государства, в то время когда Тайцзу (Чингис-хан) громил канглы, его бабка стала вдовой... В стране (канглы) царил беспорядок, семья была разорена»54. Разоренные степи канглов восточнее реки Урал проезжает Рубрук -"Прежде там были некие команы (кыичаки), называемые кангле"53. О завоевании земель канглы монголами рассказывает и "Сокровенное сказание": "...так как Субеетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане, а именно - народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях..."56. Упоминание канглов-канлин наряду с кыпчаками, которые в те времена были достаточно многочисленным племенем, говорит о значимости канглов в иерархии степей монгольского времени. Другая часть этого племени признала власть Чингис-хана и участвовала в их походах на запад - в составе монгольских войск упоминается владетель Алмалыка канглы Сокнак-тегин. Некий Айбай из канглы, находясь в подчинении Субудай-багатура участвовал в походе против кыпчаков, канглы Айбобаяут участвовал в походе на юг, канглы Хайду состоял в войске Мункэ-хана и т.д.57. Позднее, наряду с карлуками и кыпчаками, канглы вошли в состав специальных воинских контингентов империи. В 1286 г. по приказу Ху~ билай-хана в империи были сформированы подразделения гвардии из кыпчаков и канглы58. В 1308 году кыпчакская гвардия была разделена на гвардии правого и левого крыла, а в 1310 г. переформирована и усилена дополнительным контингентом войск гвардии канглы. Интересно и то, что все воины из канглы, служившие в других войсках, были отобраны для службы в гвардии59.

Монгольское завоевание привело к значительному изменению эт-нополитической ситуации на огромных пространствах от Китая до Европы. В водовороте переселений, как насильственных и вынужденных, так и добровольных (в составе монгольских орд) оказались и канглы. Частицы этого племени докатились в составе кочевых орд вплоть до Европы60. При этом представители этого племени остались кочевать и на своих прежних землях по Сырдарье и на Тянь-Шане. По замечанию Ты-нышпаева М., во времена Тимура канглы обитали между реками Сырда-рья и Талас61. К этим временам можно отнести казахское предание, объясняющее этноним канглы с точки зрения «народной» этимологии: «Название народа канглы, очень древнее, но приобрело почет и славу только со времен Тимура, а произошло так: после жестокого боя, Тимур увидел окровавленного всадника и спросил «Кто этот канлы?». На что последовал ответ «раб твой канглы»62.

После образования государства Могулистан, канглы вошли в состав могулов. Причем в Могулистане появляется и другое наименование канглов - бекчик, по имени одного из предводителей аймака канглы, некоего купца Бекчика, оказавшего помощь Тоглук-Тимуру в его пути из племени дохтуй в Аксу, к эмиру Пуладчи. Согласно "Тарихи Рашиди", после смерти Вейс-хана в 1428 году "бекчики" ушли от Исан-буги, и их предводитель Мир Хакк-Берди бекчик обосновался на Кой-Суйи на Ыс-сык-Куле, устроил своих людей на острове и начал нападать на Сайрам и Туркестан. По всей видимости прав В.П. Юдин, считающий, что название бекчик бытовало только в могульских верхах, а «народные массы продолжали употреблять древнее название» . Бекчики упоминаются в списке племенных подразделений войска Султан Саид-хана. В последующее время их представители действовали по всей Могулии. По мнению В.П. Юдина, могулы говорили на тюркском языке кыпчакского типа, близком казахскому и кыргызскому языкам64, что по своей сути неудивительно. Как описывалось выше, в образовании канглы существенную роль играли именно кыпчакские племена. Впоследствии, после распада Могулистана, могулы-канглы вошли в состав казахов. Казахское племя канлы входит в Старший жуз и проживает в южной части Казахстана65, на прежних землях своих предков - кангаров. Вместе с племенем дулат они составляют подавляющее большинство населения этого жуза.

Возникает вопрос о периоде вхождения племени кангды в состав кыргызского народа. Родоплеменной список кыргызов в «Маджму ат-Таварих» указывает на то, что это племя вошло в состав кыргызов не позднее XV века, т.е. еще до того, когда те признали власть могольских ханов. Об этом говорит и тот факт, что род кан («кан» является основой термина «канлы», где «лы» является суффиксом - А.Р.) встречается у самой близкой к кыргызам в языковом6 отношении народности - юж-

ных алтайцев67. Все эти факты позволяют предположить, что племя кан-гды вошло в состав кыргызов во времена до XV века, когда кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность. По нашему мнению, эта общность населяла южные склоны Большого Алтая (включая современные российский и монгольский Алтай), Прииртышье и земли северной Джунгарии. В Прииртышье под 1407 годом упоминаются кыргызы в связи с походом против них Золотоордынского Пулад-хана. Махмуд ибн-Вали пишет об этом: «Поручив охрану Прииртышья эмирам племени бахрин, полностью преградили путь кыргызам»68. Впоследствии, возможно из-за ойратской междоусобицы в первой половине XV века69, кыргызы были вынуждены покинуть эти земли и откочевать на юг, в Семиречье и Восточный Туркестан. Об этом под 1770 г. упоминает китайская летопись «Сиюй чжи»: «около 330 лет назад (примерно 1440 г. -P.A.), часть кыргызов, спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах Тянь-Шаня"70.

Мы уже упоминали о сведениях Рашид ад-Дина о кочевьях канг-лов в XIII в. в верховьях Иртыша, по соседству с найманами. Именно эти канглы/кангды и вошли в состав кыргызского народа.

1 Речь идет именно о представителях кыргызского племени кангды. В узбекском народе родственное племя называется канлы или канглы.

2 «Маджму ат-Таварих». // Материалы по истории киргизов и Киргизии. - М.: Наука, 1973. Вып. 1. С. 200-215.

3 Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. - Бишкек: Кыргызстан, 1995. С. 205-208; Эсенкан Тёрёкан уулу. Кыргыздын кыскача санжырасы. - Бишкек: Учкун, 1995. С. 165; Кыргыз санжырасы. - Бишкек: Арым, 1991. С. 22.

4 Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. - М.: Наука, 1964. С. 169

5 Там же. С. 166.

6 Кляшторный С.Г. принимает сопоставление кенгересов с кангаро-печенегами, предложенное впервые Марквартом И.

7 Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники... С.161-179.

8 Боровкова JI.A. Царства "западного края" во II-I веках до н.э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). - М.: Институт востоковедения РАН, 2001. С. 293.

9 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.: Наука, 1950. T.II. С.229.

10 Мандельштам A.M. К восточным аспектам истории ранних кочевников Средней Азии и Казахстана.// Краткие сообщения Института Археологии. - М.: Наука, 1978 - Вып. 154. С.23.

11 Боровкова Л.А. Царства «западного края»... - С. 312.

12 Нусупбеков А.Н., Кумеков Б.Е. Социально-политические, этнические и культурные процессы в Южном Казахстане.// Труды АН Каз. ССР, 1959. - Т.1. С. 40.

13 Боровкова Л.А. Царства «западного края»... - С. 301.

14 Peter В. Golden. The peoples of the south Russian steppes.// The Cambridge history of early Inner Asia. From earliest times to the rise of the Mongols. - Cambridge, 1990. P.257.

15 Гумилев Jl.H. Древние тюрки. - M.: Наука,1967. С.34-35.

16 Там же. С. 35.

I 7

Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография, 1951. № 3. С.55-59.

18 Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1876. Вып. 3-4. С. 303.

19 Зуев Ю.А. «Тамги лошадей из вассальных княжеств» (Перевод из китайского сочинения Y1II-X вв. Танхуйяо, т.Ш, цзюань 72, стр. 1305-1308) // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР - Алма-Ата, 1961. Т.8. С.127.

20

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники... - С. 174-175.

21 Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990 - С.16.

22 Там же. С. 177.

Цит. По: Peter В. Golden. The peoples of the south Russian steppes.// The Cambridge history of early Inner Asia. From earliest times to the rise of the Mongols. - Cambridge, 1990. P.271.

24 Там же. - P.271.

9 с

Гумилев Jl.H. Древние тюрки. M. - С. 266.

26 Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Гылым, 1995. С. 158.

27 Стоит отметить, что переселение групп кангаро-кенгереских племен на запад началось задолго до IX века. По мнению Кляшторного С.Г. первые представители этих племен появились в районах Кавказа и в Восточной Европе еще в I-IV вв. -Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. - М.: Наука, 1964. С.175-177.

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники... С. 178.

29 Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана... С. 159.

30 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. T.I -Книга J - С.89.

3 1

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники... - С. 178.

32 Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. -М.: Наука, 1991. С.19-26.

33 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952 - T.I -Книга I. С.84.

34 Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии X1II-XIV вв. - Алма-Ата: Гылым, 1990 - С.21.

35 Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана... С. 186-

187.

36

Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-X1I вв...

С,68-69.

37 Петров К.И. Киргизо-кыпчакские отношения. //Известия АН Кирг.ССР. 1961. - т. III - вып.2 - С.89.

38

" Абу-л-Фазл Бейхаки. История Масуда 1030-1041. Вступительная статья, перевод и примечания А.К. Арендса. - Ташкент: Наука, 1962. С. 104.

39 Толстов С.П. Города гузов.//Советская этнография, 1947. № 3 - С. 101.

40 Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика... С. 63; Он же. Древнетюркские рунические памятники... - С. 178-179.

41 Кашгарский М. Девону луготит турк. - Тошкент, 1963. - Т.З - С.379 - цит. по: Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... С.20.

42 Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... С. 20.

43 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - СПб., 1884-Т. 1.С. 539-541.

44 Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1876. - Вып. 3-4. - С.367.

45 Рашид ад-Дин. Сборник летописей... С. 136-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Ахинджанов С.М. Кыпчаки в истории средневековго Казахстана... С.239.

47 Михайлова А.И. Новые эпиграфические данные для истории Средней Азии IX в.//Эпиграфика Востока,-1951, №5 - С.256.

48 Pritsak О. Von den Karluk zu den Karachaniden. - Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. Leipzig, Bd. 101 (N.F. Bd.26), 1951. - цит по: История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984. - Т. 1. С.290.

49 Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана... - С. 239-240

Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... С. 22.

51 Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана... С. 240.

52 Замечание Джувейни считается неверным, так другие источники, например ан-Насави, выводят Теркен-хатун из кыпчакского племени баят или йемек. См. Ко-ментарии З.М. Буниятова к главе XI труда ан-Насави. - Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-Султан Джалал ад-Дин Манкбурны. - М.: Восточная литература, 1996. С.302; согласно Джузджани, Теркен-хатун являлась дочерью кыпчакского хана Акрана и привела в Хорезм ряд тюркских племен - уранов, карлуков, уграков, халаджей. - Буниягов З.М. Государство хорезмшахов Ануштегинидов. - М.: Наука, 1986. С. 62.

53 Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... С. 35-36.

54 Там же. С. 44.

55

Петров К.И. Кыргызо-кыпчакские отношения... С.90.

56 Сокровенное сказание монголов. - Улан Удэ: Бурятское книжное издательство, 1990. С. 138.

57

Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... С. 45-46.

58 Там же. С.97.

59 Там же. С. 111.

60 Племя канлы упоминается в составе кыпчакских племен, которые осели в Венгрии и составляю! в настоящее время отдельную этнографическую группу palocz. - Иштван Мандоки. Кыпчактар.// Кыргыз маданияты - № 51 от 21 декабря 1989 г. С. 14.

61 Тынышпаев М. Материалы по истории Киргиз-Казакского народа. - Ташкент, 1925. С. 6-7.

62

Предаше о Хазряти-Исмаилъ-Ата... - Б.м.. 1901. С. 30.

" В.П. Юдин. О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связях с казахским и другими народами.// Известия АН Каз. ССР, 1965. №3. С.53.

64 Там же. С. 59.

65

IIfe>idpe. Казактын ру-тайпалык курылысы. - Алматы: Рауан, 1991. С. 13.

66 Юнусалиев Б.М. К вопросу о формировании общенародного кыргызского языка./ЛГруды ИЯЛ АН Кирг. ССР, 1956. Вып. VI. С.25-38.

67 Радлов В.В. Из Сибири. - М: Наука, 1989. С. 95.

68 Махмуд ибн-Вали. Бахр ал-Асрар. ФВ-337, л. 25-б-26-а/Перевод Мокеева А. - Цит. по: История Киргизской ССР. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. Т. I : С древнейших времен до середины XIX в. С. 431.

69 Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). - Москва: Наука, 1964. С.47.

70

«Сиюй чжи» («Описание Западного края»), - Кн. 1. С. 18 / Перевод Супру-ненко Г.П. - Цит. по: История Киргизской ССР - Фрунзе: Кыргызстан, 1984 - Т. I: С древнейших времен до середины XIX в. С. 431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.