8. Комиссарова Е.Н., Панасюк Т.В., Аппак Г.А. Морфологические и функциональные основы здоровьесберегающих технологий для студенток 17-18 лет // Материалы V Между-нар. конгресса «Человек, спорт, здоровье» (21-23 апреля 2011 г., Санкт-Петербург) / под ред. В.А. Таймазова. СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2011. С. 71-75.
9. Кондрашов А.В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгеноанатомии сердца: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1998. 60 с.
10. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. д-ра мед. наук: 14.00.17. Томск, 1990. 48 с.
11. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2004. 384 с.
12. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипиро-вания // Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. Вып. 3. С. 121-141.
13. Омзар О.С. Индивидуально-типологическая характеристика роста и развития школьников коренного населения Республики Тыва: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.01.08. Красноярск, 2010. 20 с.
14. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТСТЮА. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
15. Родина М.В., Цаллагова Р.Б. Принципы построения индивидуального двигательного режима в оздоровительной физической культуре женщин второго зрелого возраста // Фундаментальные исследования. 2012. № 12-2. С. 355-359.
УДК 930.1(091)
ИСТОРИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ © Е.С. Оболкин1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проводится историографический анализ степени изученности темы социального протеста в целом и протестного движения работников образования и здравоохранения России и Иркутской области конца ХХ века в частности. Исследуются как отечественные, так и зарубежные научные работы. Проанализированы не только исторические, но и социологические и политологические научные исследования по проблематике протеста. Результаты историографического исследования показывают, что данная тема является малоизученной.
Ключевые слова: историография; социальный протест; образование; здравоохранение; забастовки; профсоюзы.
SOCIAL PROTEST HISTORIOGRAPHY: SETTING A PROBLEM E.S. Obolkin
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper carries out a historiographical analysis of the scrutinization extent of the object of social protest in general, and the protest movement of the people engaged in education and health care service in Russia and in the Irkutsk region in the end of the twentieth century in particular. National and foreign scientific works have been analyzed. Scientific scrutiny is given to historical researches on the problem as well as to sociological and political ones. The results of the historiographical study show that this topic is understudied.
Key words: historiography; social protest; education; health care service; strikes; labor unions.
Целью данной статьи является историографический анализ степени изученности темы социального протеста в целом и протестного движения работников образования и здравоохранения России и Иркутской области конца ХХ века в частности. Данное исследование касалось как отечественных, так и зарубежных научных работ.
Проблема социального протеста относится пока к малоизученным темам современной отечественной истории. Данная проблематика исследовалась в основном социологами и политологами.
В середине XX века именно в социологии оформилось направление, которое стало всесторонне и глубоко исследовать проблему социальных конфликтов. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф и Л. Козер.
Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого постоянно испытывает социальный конфликт [1]. Причиной формирования и развития социального конфликта ученый считал конфликт интересов. По мнению Р. Дарендорфа, основу социального конфликта часто составляют политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей, а отсюда и противоречия их интересов. Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Р. Дарендорф утверждал, что конфлик-
1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru
Obolkin Evgeniy, Candidate of History, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru
ты - это обязательные компоненты общественной жизни, их невозможно устранить только потому, что мы не желаем их возникновения, с ними надо считаться, как с реальностью. Согласно Р. Дарендорфу, подавление конфликта приводит к его обострению, поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.
Американский социолог Л. Козер обосновал свою теорию позитивно-функционального конфликта [2, 3]. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника. Л. Козер считал, что любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами, и эта напряженность нередко разрешается посредством разного рода конфликтов.
Полномасштабные научные разработки тематики социального протеста возникли только в конце шестидесятых годов ХХ века, когда стали анализироваться массовые молодежные акции протеста в США и Западной Европе. В зарубежной литературе, представленной работами Д. Дэвиса [4] и Т. Гарра [5], категория «социальный протест» рассматривается в контексте теории относительной депривации. Сторонники данного подхода под социальным протестом понимают поведение масс, возникшее как реакция на усиление чувства недовольства условиями своей жизни.
Проблематика современного социального протеста была затронута в работе американского исследователя Т. Скокпол [6]. Для объяснения революций во Франции, России и Китае она применила концепции социальной структуры и конфликта.
В 1980-е годы среди зарубежных концепций протеста особо выделяются американские теории коллективного действия и мобилизации ресурсов. Данные теории были разработаны социологами Ч. Тилли [7], Н. Смелзером [8], С. Тэрроу [9]. Согласно данным теориям наличие у группы ряда возможностей (организационных, политических, экономических) является необходимым условием для осуществления протестных действий. Необходимо отметить, что это направление исследования протестных действий затрагивает роль их организации и лидерства в развитии социального протеста. Кроме этого, достоинством данного направления является относительно полное определение видов протестных действий населения и признание протеста рациональным типом поведения.
Данные подходы (теория относительной деприва-ции и парадигма коллективного действия) до сих пор преобладают в американских исследованиях социального протеста (У. Гэмсон, Д. Сноу).
Среди зарубежных исследователей проблематика современного социального конфликта затрагивалась также в работах Р. Дарендорфа [1] и Дж.Г. Скотта [10].
Таким образом, зарубежные социологи далеко продвинулись в изучении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых подчеркивалась прежде всего материально-экономическая и классовая природа конфликта, а изучалось только забастовочное движение в капиталистических странах или дореволюционной России. Причина данной тенденции в советской историографии социального протеста заключалась в том, что в СССР господствовала марксистская концепция, которая сводилась к анализу столкновений между антагонистическими классами, а поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутствуют данные классы, подразумевалось, что отсутствуют и конфликты.
В советской науке можно выделить два этапа исследования протеста: 1) вторая половина 1960-х гг. -1980-е гг.; 2) с конца 1980-х гг. и до настоящего времени.
На первом этапе изучения данной проблематики в работах советских ученых анализировалось движение протеста в западном обществе. В результате в данных работах основополагающим принципом была критика соответствующих западных концепций и противопоставление им теории классовой борьбы. В частности, в обозначенный период в СССР исследованием тематики протеста занимались такие философы, как В.В. Большаков [11], К.Г. Мяло [12, 13], Э.Я. Баталов [14].
В 1970-е - 1980-е гг. на Западе начали публиковаться работы неортодоксальных советских историков и правозащитников, выходившие до этого в самиздате. Среди них нужно, прежде всего, назвать работы А. Амальрика [15], В.В. Иофе (см. [16], под псевд. Рождественский), В. Белоцерковского [17] и Л.М. Алексеевой [18]. Данные исследования касались отдельных аспектов протестной активности в советском обществе: предпосылок становления и социального состава правозащитного движения, деятельности тайных молодежных объединений, рабочих забастовок и городских волнений.
С конца 1980-х гг. начинается новый этап исследования протеста в советской науке. Данный этап характеризовался изучением социального протеста в советском, а затем и российском обществе. Возникновение нового этапа исследования отечественной наукой социального протеста связано с социально-экономическими и политическими изменениями, а также ростом протестного движения в СССР.
На втором этапе этого исследования в области отечественной методологии целесообразно выделить три направления. Первое - ориентация в изучении протеста на теорию относительной депривации, где главным фактором возникновения социального протеста считается чувство недовольства личности (М. Назаров [19, 20], А. Кинсбурский [21], Ю. Левада [22, 23] и др.).
Второе - обращение не только к депривационным моделям, но и к различным версиям теорий мобилизации ресурсов, политического процесса и т.д. (В. Ко-стюшев [24], Е. Здравомыслова [25], В. Сафронов [26] и др.).
Третье направление - разработка с 1990-х гг. современных отечественных концепций для объяснения феномена социального протеста в России. В 1990 году Г.И. Вайнштейн в работе «Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма» предложил свою типологию протеста, в соответствии с которой необходимо различать протест-действие и протест-настроение (то, что только должно реализоваться в каком-то действии) [27].
Разработкой общетеоретических проблем протеста, состоящей в обосновании конфликтологического подхода к анализу социальных протестов, занимались такие ученые, как Е.И. Степанов [28], А.В. Дмитриев [29], Ю.Е. Растов [30, 31].
Отдельным направлением исследования протеста являлось изучение забастовок. Современные причины и характеристики забастовок были выделены в работах А. Зайцева [32], А. Кравченко [33] и В. Шаленко [34].
Социальный протест, происходивший в нашей стране до середины 90-х гг. ХХ века, был исследован в книгах и статьях П.М. Кудюкина [35], В.В. Комаров-ского [36], Л.А. Гордона [37], Э.В. Клопова [38], Б.Ю. Кагарлицкого [39], И.Г. Шаблинского [40]. В данных работах рассматривается рабочее движение в России во взаимосвязи различных его факторов, а также изучаются причины трудовых конфликтов и их особенности.
В историческом очерке, посвященном развитию отечественного забастовочного движения в сочетании с соответствующим зарубежным опытом, были рассмотрены формы и методы стачечной борьбы [41]. Но события 1990-х гг. в данной работе изложены фрагментарно, так как авторы исследовали забастовочное движение с момента его зарождения.
Часть отечественных исследований протеста, опубликованных в 1990-е гг., была посвящена изучению протестных акций на примере тех российских регионов, где в течение всего десятилетия постоянно возникала социальная напряженность [42, 43], другая часть научных работ рассматривала массовые действия трудящихся отдельных отраслей народного хозяйства [44, 45].
В 1990-е гг. в России стали появляться и научные труды, в которых исследовались отдельные аспекты данной проблематики. В частности, были изданы первые работы, где речь шла о коллективных действиях с точки зрения права и трудового законодательства [46, 47, 48]. Появляются исследования, раскрывающие процесс эффективного взаимодействия работодателей и профсоюзных органов в интересах обеспечения законных прав трудящихся [49, 50, 51]. Кроме того, начинают защищаться и диссертационные работы по данной тематике [52]. Но научных исследований о протестном движении учителей и врачей не было.
Отечественными политологами и социологами в 1990-е гг. также изучались конфликты гражданского общества [53], рассматривался социальный конфликт в социально-трудовых отношениях [54] и в контексте управления конфликтными ситуациями [55], исследовались социально-политические конфликты в услови-
ях переходного состояния российского общества [56].
Большой вклад в изучение конфликтологии, социальной напряженности, социологии и психологии конфликта, а также протестного политического поведения шахтеров внесли российские исследователи В.О. Рукавишников [57], П.Д. Чернобай [58], А.Г. Здравомыс-лов [59], В.И. Андреев [60], Л.Э. Жигунов [61], В.Ф. Иванова [62], Е.М. Гиляров [63] и др.
В разработке проблем социального протеста в регионах особенно преуспела алтайская школа социологов, которая исследовала данную тему в контексте современной концепции жизненных сил социальных субъектов (С.И. Григорьев [64], Ю.Е. Растов [30, 31],
B.В. Бондарев [65] и др.).
Политические формы протеста были исследованы в работах Л. Гордона [37], Э. Клопова [38], М. Назарова [19, 20] и др. Изучением социально-психологических вопросов протеста занимались А. Кинсбурский [21], Д. Ольшанский [66] и др. Некоторые аспекты женского протестного движения были освещены Е. Здра-вомысловой [25].
Среди исследований социального протеста в России, вышедших в 2000-е гг., особо стоит выделить работы кандидата политических наук и ведущего научного сотрудника Института социологии РАН А.М. Кацвы [67, 68]. Автор в данных научных работах изучил протестные действия в производственной и непроизводственной сферах РФ в 1990-е годы. Главным достоинством этих монографий является то, что они представляют собой первый опыт комплексного анализа социального протеста в России 90-х гг. ХХ века. В исследованиях А.М. Кацвы проанализированы как забастовки, так и иные формы протеста, проявления рабочего движения, связанные с борьбой за передел собственности и развитие элементов социального партнерства, а также общие направления деятельности Профсоюза работников народного образования и науки РФ, коллективные действия в защиту системы образования, ее модернизация и связи Профсоюза с международными организациями и профсоюзами зарубежных стран.
Также необходимо отметить монографию
C.Г. Осмачько «Политическое и социально-экономическое развитие СССР, РФ (1985-99 гг.)» [69]. Автор подробно описывает социальную политику и социальную сферу СССР, а затем и Российской Федерации, но анализ протестных действий отсутствует, а сведения о забастовках носят фрагментарный характер. Тем не менее, стоит заметить, что факторы, провоцирующие высокую социальную напряженность, освещены в данной работе достаточно полно.
В.Н. Казьмин в монографии «Идейно-политическая борьба в регионах России. 1971-1991 гг. (на примере Западной Сибири)» занимается историческим исследованием протестного движения рабочего класса на примере Кузбасса [70].
В исследовании И.А. Климова социальный протест рассматривался в разрезе проблематизации реформы системы социальных льгот [71].
В статье С.А. Панкратова и О.Ю. Гаранина проанализированы тенденции и основные направления
организации протестной активности в современном обществе [72].
В 2000-х гг. в России был защищен ряд диссертационных работ по данной проблематике. Историческое исследование в рамках кандидатской диссертации провел С.П. Волохов, но в данной работе он изучил региональный социально-политический аспект протеста середины 1950-х - середины 1980-х гг. на примере Алтайского края, Новосибирской и Томской областей [73].
Также в данный период были защищены кандидатские диссертации по социологии. В частности, В.В. Нагайцев в своей работе исследовал специфику и тенденции развития социального протеста населения провинциального региона России в 1990-х гг. на примере Алтайского края [74].
И.В. Карпук в диссертационной работе выявила новые тенденции проявления социальной напряженности и социальных конфликтов в современной России, опять же с точки зрения социологической науки [75].
В Иркутской области проблематика регионального социального протеста в целом и учителей и врачей в частности не подвергалась комплексному исследованию не только с точки зрения истории, но и с точки зрения других наук.
Единственным исключением является кандидатская диссертация А.В. Толстикова, в одном из параграфов которой автор исследовал роль профсоюза работников образования и науки в протестном движении учителей в 90-е гг. ХХ века [76]. Но данная работа посвящена теме регионального школьного образования в целом, а протестные действия педагогов рассматриваются лишь как один из аспектов темы исследования, что, в свою очередь, указывает на недостаточную глубину и степень разработанности проблемы отраслевого социального протеста в Иркутской области конца ХХ века.
Кандидатская диссертация Л.И. Григорьевой также представляет большой интерес в рамках изучения проблематики протестного движения в сферах образования и здравоохранения Иркутской области, так как в данной работе исследован исторический аспект социального развития Иркутской области во второй половине 80-х - первой половине 90-х годов ХХ века [77]. Предметом исследования в диссертации Л.И. Григорьевой являются проблемы развития ведущих отраслей социальной сферы Иркутской области, в том числе образования и здравоохранения. Таким образом, данная работа, хотя и не исследует про-тестное движение в области и охватывает период до второй половины 1990-х годов, но дает представление о социально-экономическом положении в сферах образования и здравоохранения Иркутской области вто-
рой половины 80-х - первой половины 90-х годов ХХ века.
В.Ю. Титов в своих научных работах исследовал истоки, характер и развитие протеста в менталитете крестьян Восточной Сибири в 1885-1905 годах, а также протестные настроения в общественном мнении граждан РСФСР в 1945-1960-х годах [78, 79].
Также, безусловно, стоит отметить и книгу «Уроки демократии. Становление прав личности, свободы слова и гласности в Иркутской области», которую составили член Союза журналистов России, доцент Иркутского госуниверситета, председатель иркутского городского общественного фонда «Пресса и общество» Г.И. Бобкова и председатель Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области, заместитель председателя Комиссии по вопросам помилования на территории Иркутской области Г.К. Хороших [80]. В данной книге описано несколько важнейших эпизодов становления прав личности, утверждения свободы слова и гласности в общественно-политической истории Иркутской области, а также отражена история неформальных общественных движений, союзов, партий, студенческих кружков, существовавших в Приангарье в 1980-е годы. Особенностью данной книги является то, что она представляет собой сборник, в который вошли воспоминания участников событий, фрагменты документов, «самиз-датовских» изданий и газетных публикаций. Данное издание помогает понять истоки протеста различного характера (политического, социального и экологического) в Иркутской области конца ХХ века.
В плане исследования социального протеста в области представляет интерес статья А.А. Дзизинско-го, в которой рассматривалась проблема рационализации использования ресурсов в социальной сфере региона [81]. В данной работе обоснованы методы оценки спроса на некоторые виды социальных услуг и проанализированы объем и структура используемых финансовых, материальных и трудовых ресурсов на примере здравоохранения Иркутской области второй половины 1990-х - начала 2000-х гг.
Таким образом, историографический анализ степени изученности темы показывает, что специальных исследований социального протеста в сферах образования и здравоохранения конкретно в Иркутской области не имеется, а количество научной литературы и исследовательских работ, посвященных протестным действиям трудящихся России, пока еще довольно ограничено. Следовательно, проблема социального протеста педагогов и медиков Приангарья конца ХХ века еще не стала предметом комплексного исторического анализа и осмысления.
Статья поступила 09.09.2015 г.
Библиографический список
1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 9-12.
2. Coser L. The Function of Social Conflict. Glencoe, 1956. 211 p.
3. Козер Л. Основы конфликтологии. СПб.: Светлячок, 1999. 216 с.
4. Davies J.C. Toward a Theory of Revolution // American Sociological Review. 1962. № 27 (February). P. 5-19.
5. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют / пер. с англ. В. Анури-на. СПб.: Питер, 2005. 461 с.
6. Skocpol T. States and revolutions: A comparative analysis of France, Russia, and China. Cambridge: Cambridge univ.
press, 1979. 407 с.
7. Tilly Ch. From Mobilization to Revolution. Englewood Cliffs, 1978. 349 с.
8. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 687 с.
9. Tarrow S. Power in Movement. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994. 265 p.
10. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991. 186 c.
11. Большаков В.В. Бунт в тупике. М.: Молодая гвардия, 1973. 365 с.
12. Мяло К.Г. Социальная динамика майского движения // Вопросы философии. 1969. № 6. С. 47-58.
13. Мяло К.Г. Под знаменем бунта. М.: Наука, 1985. 287 с.
14. Баталов Э.Я. Философия бунта. М.: Политиздат, 1973. 222 с.
15. Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984? // Огонек. 1990. № 9. С. 18-22.
16. Рождественский С.Р. Материалы к истории самодеятельных политических объединений в СССР после 1945 г. // Память. Исторический сборник. Париж. 1982. № 5. С. 226286.
17. Белоцерковский В. Рабочие волнения в СССР в нач. 1960-х гг. // Форум. 1982. № 1. С. 181 -195.
18. Алексеева Л.М. Забастовки в СССР: послесталинский период // СССР: внутренние противоречия / под ред. В. Ча-лидзе; отв. ред. С. Максудов. Нью-Йорк: Изд-во Чалидзе, 1985. С. 78-140.
19. Назаров М.М. Политические ценности и политический протест. М.: Наука, 1995. 45 с.
20. Назаров М.М. Политические ценности и протест // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 47-59.
21. Кинсбурский А.В. Социальное недовольство и потенциал протеста // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 92-96.
22. Левада Ю.А. Кризис доверия // Московские новости. 1990. № 21. С. 3.
23. Левада Ю.А. Массовый протест: потенциал и пределы // Экономические и социальные перемены: информационный бюллетень. 1997. № 3 (29). С. 4-12.
24. Костюшев В.В. Общественные движения и коллективные действия в условиях запаздывающей модернизации // Образ мыслей и образ жизни. М.: ИС РАН, 1996. С. 7-15.
25. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993. 172 с.
26. Сафронов В.В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1. № 4. С. 116-128.
27. Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1990. 167 с.
28. Степанов Е.А. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Изд-во Ин-та социологии, 1996. 288 с.
29. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. С. 509-510.
30. Растов Ю.Е. Конфликтность населения провинциального региона России. Барнаул: АГУ, 1996. 134 с.
31. Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 41-45.
32. Забастовки 1989-1993 гг. в России / А.Я. Клементьева, А.К. Зайцев, О.В. Пехова, С.И. Усова. Калуга, 1996. 120 с.
33. Кравченко А. Трудовые конфликты и забастовки // Социалистический труд. 1993. № 10. С. 7-11.
34. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992. 80 с.
35. Кудюкин П.М., Кириченко О.А. Первые шаги коллективного партнерства в России // Политические исследования.
1993. № 1. С. 22-25.
36. Комаровский В. Независимое рабочее движение в Советском Союзе // Общественные науки и современность. 1991. № 1. С. 19-23.
37. Гордон Л. Надежда или угроза: рабочее движение и профсоюзы в переходной России. М.: МИРТ, 1995. 97 с.
38. Клопов Э. Переходное состояние рабочего движения // Социологический журнал. 1995. № 1. С. 10-15.
39. Кагарлицкий Б. Забастовки 90-х: уроки прошлого, перспективы на будущее // Профсоюзы. 1994. № 11-12. С. 1318.
40. Шаблинский И.Г. Рабочее движение и российская реформа, документально-аналитический очерк. М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. 314 с.
41. Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт / А.Н. Крестьянинов, О.М. Кукса, Р.И. Лаврентьева, Н.М. Маслова; под общ. ред. Ю.Н. Миловидова, А.Н. Крестьянинова. М.: Академия труда и социальных отношений, Междунар. ин-т экономики и права, 1998. 208 с.
42. Заболотская К.А., Некрасова Г.С. Роль рабочего движения Кузбасса в реформационных процессах (1989-1998 гг.) // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России. Политические, правовые и социальные аспекты. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 230 с.
43. Ильин В.И. Власть и уголь: шахтерское движение Воркуты (1989-1998 годы). Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 1998. 213 с.
44. Букетов К.А. Забастовочные действия авиационных диспетчеров в 1992 г. ФПАД и борьба за права и интересы авиадиспетчеров. М.: Наука, 1993. 319 с.
45. Борисов В. Шахтеры в рабочем движении - Российский независимый профсоюз угольщиков. Организованные действия в условиях реструктуризации угольной промышленности. М.: Наука, 1996. 278 с.
46. Зеленов М., Шаблинский И. Понятие коллективного трудового спора и конституционное право на забастовку // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 448 с.
47. Соловьёв А.В. Практический комментарий закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров. М.: Правовая культура, 1997. 269 с.
48. Чуча С.Ю. Коллективные трудовые споры в Российской Федерации. Омск: Сиб. книжное изд-во, 1995. 256 с.
49. Пронин С., Столповский Б. Проблемы хозяйственной деятельности. Профсоюзы и реформы в России (90-е годы). М.: Наука, 1994. 243 с.
50. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. 208 с.
51. Социальное партнерство на предприятиях и в организациях города Москвы: теория, практика, перспективы развития / отв. ред. В.И. Наумов. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. федерации профсоюзов, 1999. 179 с.
52. Кагарлицкий Б.Ю. Политика профсоюзов и производственные конфликты в России (90-е годы): дис. ... канд. по-литич. наук: 23.00.02. М., 1995. 118 с.
53. Романенко Л.М. Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма современной России. М.: Феникс, 1996. 93 с.
54. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М.: ПМБ РАУ, 1993. 137 с.
55. Амстутц М. Введение в политическую науку. Управление конфликтом // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. 1994. № 6. С. 11-13.
56. Белоусова А.С. Социально-политические конфликты в условиях переходного состояния российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.05. Волгоград, 1999. 183 с.
57. Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 3. С. 6-11.
58. Чернобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 20-23.
59. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. 318 с.
60. Андреев В.И. Конфликтология (искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М.: Нар. образование, 1995. 128 с.
61. Жигунов Л.Э. Шахтеры. Социальная идентичность и протестное политическое поведение. Р-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 200 с.
62. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.: Наука, 1997. 228 с.
63. Гиляров Е.М. Конфликтология. М.: Знание, 1995. 213 с.
64. Григорьев С.И. Социальная культура: поиск социальных оснований анализа и путей развития России. Барнаул: Ал-тапресс, 1998. 267 с.
65. Бондарев В.В. Динамика социально-политической безопасности в регионе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Барнаул, 1996. 210 с.
66. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М.: Прин-Ди, 1995. 114 с.
67. Кацва А.М. Массовый протест в социально-трудовой сфере. Коллективные действия наемных работников в современной России: истоки, проблемы и особенности. М., СПб.: Летний сад, 2002. 200 с.
68. Российский профсоюз работников народного образования и науки: становление, социальные проблемы и коллективные действия: проблем.-темат. сб. / отв. ред. А. М. Кацва. М.: Рохос, 2002. 400 с.
69. Осмачько С.Г. Политическое и социально-экономическое развитие СССР, РФ (1985-99 гг.). Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2003. 358 с.
70. Казьмин В.Н. Идейно-политическая борьба в регионах России. 1971-1991 гг. (на примере Западной Сибири). Кемерово: ИНТ, 2009. 280 с.
71. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность.
2006. № 2. С. 13-17.
72. Панкратов С.А., Гаранин О.Ю. Тенденции и основные направления организации протестной активности в современном обществе // Вестник ВолГУ. 2008. Серия 4. № 1 (13). С. 123-125.
73. Волохов С.П. Социально-политические протесты середины 1950-х - 1980-х гг. (на материалах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2002. 218 с.
74. Нагайцев В.В. Специфика и тенденции развития социального протеста населения провинциального региона России (по материалам социологических исследований в Алтайском крае в 1990-х годах): дис. . канд. социол. наук: 22.00.04. Барнаул, 2000. 176 с.
75. Карпук И.В. Новые тенденции проявления социальной напряженности и социальных конфликтов в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2006. 268 с.
76. Толстиков А.В. Школьное образование Восточной Сибири в 1985-2000 гг. (на материалах Иркутской области и Красноярского края): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2009. 243 с.
77. Григорьева Л.И. Социальное развитие Иркутской области (вторая половина 80-х гг. - первая половина 90-х гг. ХХ века): исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2009. 326 с.
78. Титов В.Ю. Протест в менталитете крестьян Восточной Сибири: истоки, характер, развитие (1885-1905 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Иркутск, 2000. 270 с.
79. Титов В.Ю. Протестные настроения в общественном мнении граждан РСФСР во второй половине ХХ века (на материалах 1945-60 гг.). Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005. 322 с.
80. Уроки демократии. Становление прав личности, свободы слова и гласности в Иркутской области: проблем.-темат. сб. / сост. Г.И. Бобкова, Г.К. Хороших. Иркутск: Облмашин-форм, 2002. 320 с.
81. Дзизинский А.А. Проблема рационализации использования ресурсов в социальной сфере региона // Социально-экономические реформы в регионе: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. С. 81-94.
УДК 37.013.32
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© Е.В. Рыбакова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена анализу проблемы интенсификации обучения иностранным языкам. Рассмотрены различные подходы к решению данной проблемы. Выделены педагогические условия, необходимые для решения задачи интенсификации. Представлены сущность и содержание личностно-центрированного подхода К.Р. Роджерса как основы интенсификации обучения иностранным языкам. С точки зрения личностно-центрированного подхода обучающийся рассматривается как субъект саморазвития; использование данного подхода создает условия для оптимизации процесса обучения и самоактуализации обучающихся.
Ключевые слова: личностно-центрированный подход; интенсификация обучения; обучение иностранным языкам; педагогические условия; самоактуализация.
1Рыбакова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей №1, тел.: 89526205504, e-mail: 2309.07@mail.ru
Rybakova Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.1, tel.: 89526205504, e-mail: 2309.07@mail.ru