Научная статья на тему 'Историография проблемы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму'

Историография проблемы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТУРИЗМУ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Гульназ Айратовна

Рассматривается исторический аспект изучения проблемы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму в России и за рубежом. Определены этапы становления историографии научной проблемы с трех позиций: истории развития среднего профессионального образования, развития туристской индустрии и рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму. Выполнен обзор существующих научных исследований и публикаций по проблеме, охарактеризованы образовательные программы по подготовке специалистов по туризму, приведена нормативно-правовая документация, относящаяся к теме исследования. Также отражена актуальность исследования и предложены пути решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING OF SPECIALISTS IN TOURISM. HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

Historical aspects of analyzing recreationally-ecological training of specialists in tourism in Russia and in foreign countries are discussed. The formation stages of historiography of scientific problem have been identified from three positions: the history of Secondary Professional Education, the development of tourism industry and recreationally-ecological training of specialists in tourism. The current scientific papers and publications on the problem have been reviewed, educational programs to train specialists in tourism are characterized and regulatory documentation pertinent to the research theme is quoted. The urgency of the research has been displayed, possible solutions have been suggested.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму»

х/п„ 077 с DOI 10.7442/2071-9620-2015-1-145-157

УДК 377.5

ББК 74.473 Г.А. Корчагина

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ

Рассматривается исторический аспект изучения проблемы рекреационно-экологиче-ской подготовки специалистов по туризму в России и за рубежом. Определены этапы становления историографии научной проблемы с трех позиций: истории развития среднего профессионального образования, развития туристской индустрии и рекреацион-но-экологической подготовки специалистов по туризму. Выполнен обзор существующих научных исследований и публикаций по проблеме, охарактеризованы образовательные программы по подготовке специалистов по туризму, приведена нормативно-правовая документация, относящаяся к теме исследования. Также отражена актуальность исследования и предложены пути решения проблемы.

Ключевые слова: рекреация, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, туристская индустрия, устойчивый туризм, экологоориентированность.

G.A. Korchagina

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING OF SPECIALISTS IN TOURISM. HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

Historical aspects of analyzing recreationally-ecological training of specialists in tourism in Russia and in foreign countries are discussed. The formation stages of historiography of scientific problem have been identified from three positions: the history of Secondary Professional Education, the development of tourism industry and recreationally-ecological training of specialists in tourism. The current scientific papers and publications on the problem have been reviewed, educational programs to train specialists in tourism are characterized and regulatory documentation pertinent to the research theme is quoted. The urgency of the research has been displayed, possible solutions have been suggested.

Key words: recreation, recreationally-ecological training, specialists in tourism, Secondary Professional Education, tourism industry, sustainable tourism, ecology focus.

В настоящее время общество испы- Российской Федерации на период до

тывает постоянные стрессы и потреб- 2020 г. [21] и Федеральной Целевой Про-

ность в оздоровлении и укреплении грамме (ФЦП) «Развитие внутреннего и

здоровья, то есть в рекреации. Соглас- въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.»

но Стратегии инновационного развития [12], восстановление работоспособности

s

^

m

о

н

о

ч

о

с

>s

о

^

о

ф

т

s

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

s

J

го

ф

ср

^

ф

ср

2 s ф s СО

,5 s

ю CP

о ^

ср 1—

d о

к с

s -& m о

го н

ср о

s

о

s го

ср s

о J

1— о ф с

s о

населения страны, повышение качества жизни, развитие индустрии отдыха и туризма являются важнейшими задачами государства. Однако необходимо видеть связь между организацией рекреации и состоянием окружающей среды. По словам Д.В. Николаенко, «рекреация в развитой форме губит самое себя» [11, с. 138], поэтому необходимо рационально осваивать дестинации и постоянно поддерживать экологический баланс территорий. Эффективное функционирование туристской индустрии в России тесно связано с положительной экологической ситуацией окружающей среды, и становится невозможной в состоянии экологического кризиса.

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате оказания туристских услуг.

Изучение проблемы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму целесообразно начинать с анализа истории развития среднего профессионального образования, этапов становления и развития туристской индустрии, а также рекреационно-экологи-ческой подготовки специалистов по туризму в России и в мире.

В 20-ее гг. XX в. начала складываться система профессионального образования в ее современном виде. В аналогичный период в мире формируется современная туристская индустрия, активно ведется подготовка профессиональных кадров по туризму. Это позволяет использовать период с 1917 г. в качестве отправной точки изучения историографии научной проблемы и выделить три этапа применительно к теме исследования: 1) с 1917-я 1960-е гг.; 2) 70-90-е гг. XX в.; 3) с 90-х гг. ¡Е XX в. по настоящее время.

го

1-й этап: 1917-1960 гг. В начальный

о

^ период становления системы советского и образования были приняты декреты и

положения о всеобщем обучении, ликвидации безграмотности, укреплялась роль школы. В 20-ее гг. проводится ряд образовательных экспериментов, в том числе, создание опытно-показательных учреждений (С.Т. Шацкого, А.С. Толстого, А.С. Макаренко), используются новые методы обучения и воспитания. Появляется несколько экспериментальных видов образовательных учреждений профессионального типа: девятилетняя общеобразовательная школа, девятилетняя школа с профессиональным уклоном, девятилетняя фабрично-заводская школа (фабрично-заводское ученичество -первая профессионально-политтехниче-ская школа в системе народного образования СССР).

Возникновение советского туризма относят к 20-м гг., когда туризм стал использоваться для пропаганды интересов правящей партии, подготовки молодежи к труду и защите Родины, в русле общей просветительской политики Советского правительства, используя при этом велопробеги и многодневные походы. Материальная база была низкого уровня, существовал недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т.п. Большое внимание уделялось оздоровлению и рекреации населения. С этой целью издается ряд декретов о лечебных местностях и организации домов отдыха, начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей по всему СССР

Определенное движение было и в научном осмыслении и обосновании туристской деятельности. Попытки изучения феномена туризма были предприняты в 20-30-е гг. В исследованиях того времени туризм рассматривался, обычно через понятие «пролетарский туризм»? Руководитель Павловской экскурсион-но-инструкторской станции профессор Б.Е. Райков обосновал ряд важнейших проблем экскурсионного дела и изложил их в книге «Методика и техника проведения экскурсий» [20], которая стала основополагающей в практической деятельности

экскурсионных и туристских работников. И.М. Гревс определил понятие «экскурсия» как непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие, а также подчеркнул связь краеведения и туризма, экскурсионных путешествий и туристских походов [22]. И.И. Полянский с 1902 по 1930 гг. осуществлял большую работу по подготовке учителей естествознания и по пропаганде экскурсионного дела [19]. Им было организовано несколько десятков курсов для учителей-биологов средней школы в разных районах Советского Союза.

В 1921 и 1923 гг. в Петрограде было проведено две конференции по вопросам экскурсионного дела, основными задачами которых были содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования, разработка методики подготовки и проведения экскурсий.

Создание добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) в конце 1930-х гг. стало поворотным событием в развитии туризма, ставшего в этот период чрезмерно заорганизованным.

В это же время закладываются научно обоснованные организационно-управленческие и методические основы совершенствования массовой туристской работы в стране как к массовому доступному средству физического воспитания советских граждан.

В 1930 г. издательство «Физкультура и туризм» начинает выпуск массовой серии «Библиотека пролетарского туризма». Значительную роль в развитии туризма играли журналы «Турист-активист» и «На суше и на море».

Формирование корпуса руководителей туристских походов началось с курсовой подготовки. При этом Народным комиссариатом просвещения было решено использовать опыт краткосрочной экскурсионной подготовки (ОПТЭ) учителей, накопленный до революции.

С ростом числа членов ОПТЭ встала проблема о подготовке туристских ка-

дров. В результате были организованы курсы подготовки инструкторов горного туризма, технике и тактике туристского похода, гидов-переводчиков, регулярно работавшие к первой половине 30-х гг. практически во всех городах СССР. В 1932 г. в Москве был организован Ту-ристско-экскурсионный техникум, на географических и этнографических факультетах в ряде вузов Москвы и Ленинграда проводились факультативные занятия по туризму.

Вопросы подготовки кадров в рамках ОПТЭ изучал Л.М. Гурвич [2]. Однако о подготовке кадров для рекреационно-экологической деятельности речь не идет ввиду отсутствия экологического туризма в стране.

Масштабная реорганизация всей туристской сферы в 1936 г., в результате которой было ликвидировано ОПТЭ, привела к минимизации публикаций по проблемам туризма и нанесла серьезный удар по всей системе подготовки кадров. Перед войной Управлению учебных физкультурных заведений Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта совместно с Туристско-экскурси-онным управлением ВЦСПС было поручено разработать план подготовки кадров по туризму. Прерванную войной работу пришлось начинать заново в 50-60-е гг.

Вторая мировая война прервала исследования в области профессионального образования во всем мире, и лишь в 60-е гг. в Европе под эгидой ЮНЕСКО начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования. Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров.

В этот период туризм в Европе и США представлен рядом видов и организационных форм, предприятиями, реализующими пакетные туры; имел социальный

^

со

о

н

о

ч

о

с

о

^

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

т

^

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

го

ф

^

ф

2 ^ ф со

,5 ^

ю

о ^

н

с о

к с

со о

го н

о

^

О

^ го

О ^

н о ф с

о

го т

О

характер, и особенно после второй мировой войны, был массовым явлением. Развитие транспорта, в частности авиации, активно использовалось в организации путешествий европейцев, и с середины 50-х гг. туризм начинают называть «феноменом XX века». Этот же период характеризуется созданием международных неправительственных организаций по развитию туризма и упрощению туристских формальностей. В некоторых из этих организаций СССР был представлен в конце 1950-х гг. В 60-е гг. туризм в Европе находился в кульминационной точке, характеризовался высокой конкуренцией на рынке туроператоров и турагентов, формированием туристской инфраструктуры, а также появлением чартерных авиаперевозок.

Пионерами в подготовке специалистов по туризму были европейцы, еще в 1893 г. организовавшие в Швейцарии образовательное учреждение местной ассоциацией отельеров. В конце XIX в. существовал ряд программ по туризму и гостеприимству в Австралии, а в 1930-е гг. Австралийский университет первым открыл специальную кафедру по туризму. Первые двухлетние программы по туризму появились в США, в 1930-х, а к 60-м гг. здесь начали готовить специалистов по туризму на базе университетов и колледжей [31]. Программы подготовки специалистов по туризму и гостеприимству Европы отличались практической направленностью, уже в тот период были высоко профессиональными и основывались на экономическом и бизнес-образовании.

Исследования по подготовке сотрудников туриндустрии вели С. Медлик и Х. Инграм, написавшие ряд учебных пособий, используемых по настоящее время во всем мире [29]. Об экологической и рекреационной подготовке кадров ту-риндустрии за рубежом в этот период не упоминается.

Таким образом, в 20-60 гг. XX в. в системе профессионального образования формируется профессионально-по-

литтехническая школа, представленная фабрично-заводским ученичеством, ремесленными училищами, учебными комбинатами, техникумами, курсами повышения квалификации, а затем и профессионально-техническими училищами (ПТУ). Сформировавшийся в этот период новый тип туризма - «пролетарский» - характеризуется наличием всесоюзного Общества пролетарского туризма и экскурсий, формированием методологии экскурсионного туризма, проведением научных конференций, наличием специальных периодических изданий, организацией рекреации населения, а также массовых туристских походов, велопробегов, что было использовано, в основном, для пропаганды советского образа жизни. Тогда же встал острый вопрос о подготовке профессиональных кадров для туристской деятельности, и в результате был использован дореволюционный опыт курсовой подготовки инструкторов по горному туризму, технике и тактике туристского похода на базе туристско-экскурсионных техникумов; также проводились факультативные курсы по туризму на географических и этнографических факультетах в ряде вузов Москвы и Ленинграда, однако, не уделяя внимания специальной рекреационной или экологической подготовке. В аналогичный период за рубежом туризм был массовым явлением, профессиональная подготовка кадров для туриндустрии была повсеместно распространена, находилась на высоком профессиональном уровне и была ориентирована на практические занятия.

2-й этап: 70-90 гг. Вначале 1970-х гг. Центральным комитетом коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Советом министров СССР принято особое постановление, согласно которому ПТУ должны были не только обучать рабочей профессии, но и давать полноценное среднее образование. Кроме того, в училищах должны были открыться отделения для выпускников десятых классов, которые желали овладеть

рабочими профессиями. Среднее профессиональное образование можно было получить и в техникумах - средних специальных учебных заведениях для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения, а также статистической, финансовой и торговой сфер.

В конце 80-х гг. началась деградация отечественной системы профессионально-технического образования: ПТУ теряли престиж из-за асоциального контингента.

Анализ динамики туристско-экскур-сионного движения свидетельствует, что его наибольшие размах и массовость приходятся на 70-80-е гг., что почти на 20 лет позже, чем в Европе и США. Туризм в СССР стал более демократичным: приобрел виды и формы, оснастился программами экскурсий, пансионом и сервисом. Этому способствовали все новые меры, осуществляемые профсоюзами по удешевлению массового туризма [22, 23]. В начале 70-х гг. в целях усиления роли туризма в воспитании людей, укрепления их здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, принимаются меры, направленные на совершенствование массовой туристской работы путем создания туристских клубов и секций. В 1972 г. туризм включен во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), а в 1976 г. создана Федерация туризма. 7 мая 1979 г. вводятся инструкторские звания: младший инструктор одного вида туризма, инструктор и старший инструктор по одному или нескольким видам туризма, старший инструктор-методист.

В короткие сроки был налажен выпуск более качественного туристского инвентаря и снаряжения, расширилась сеть туристских баз, повысилась их экономическая эффективность, улучшилось качество подготовки туристских кадров. В стране значительно увеличилось число маршрутов для походов выходного дня и многодневных походов. К концу 80-х гг. в СССР имелось более 10 бюро по реализации туристско-экскурсионных путевок.

В 80-е гг. в СССР появился и экологический туризм, отражающей идею гармонии между рекреацией и экологией. При подготовке специалистов по туризму начали уделять большое внимание краеведению, охране окружающей среды. Термин «рекреация» прочно входит в обиход и используется как синоним к слову «туризм».

Определенный интерес представляют направления научных исследований в туризме советского времени, работа над которыми была определена в рамках постановления ЦК КПСС от 11.09.1981 г. Научные исследования в области туризма вели Институт географии академии наук СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий Центрального совета по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), Научно-исследовательская лаборатория по иностранному туризму Госкоминтуриста СССР, Сибирский филиал академии наук СССР и другие организации.

Всего было пять направлений: туризм как важный фактор укрепления здоровья, идейно-воспитательные функции туризма, научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма, научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации, научные основы организации и управления массовой туристской работой [26]. В рамках названных направлений начала закладываться теоретическая основа ре-креационно-экологической подготовки работников туризма.

Опыт и практика советского туризма нашли отражение в регулярных изданиях: журналах «Турист» (ВЦСПС), «Путешествие в СССР», «Бюллетень туристской информации», а также в непериодическом издании «Информационный бюллетень» Бюро международного туризма «Спутник».

Исследования в области туризма, попытки описать историю развития туризма в СССР предпринимал Г.П. Долженко

^

со

о

н

о

ч

о

с

о

^

о

ф

т

^

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

го

ф

^

ф

2 ^ ф со

,5 ^

ю

о ^

н

с о

к с

со о

го н

о

^

О

^ го

О ^

н о ф с

о

[4]; вопросы охраны природы при помощи туризма поднимал Ю.А. Штюрмер [25]; проблемы подготовки кадров для туриндустрии в этот период отражены в работах В.В. Дворниченко [3].

В 70-80-е гг. выходят первые учебно-методические издания, отражающие накопленный опыт кадровой работы в туризме. Так, работы А.А. Остапца посвящены подготовке работников турин-дустрии в специализированных ПТУ [17], методы преподавания туризма в физкультурно-образовательных учреждениях отражены в учебно-методическом пособии Е.Я. Безносикова, В.И. Га-нопольского и В.Г. Булатова [1], подго-товкау и повышение квалификации туристских кадров описали И.А. Дрогов и Б.Г. Фадеев [5]. Методика рекреационно-экологической подготовки в учебных пособиях не отражена.

В сентябре 1981 г. Президиум Центрального совета по туризму принял решение создать Центральные туристские курсы в г. Сходня Московской области со сроком обучения до одного месяца. Здесь должны были повышать квалификацию все категории работников туриндустрии. Там же создавался методический кабинет, который должен был подготовить различные методические и учебные пособия по туризму для всей страны. Ныне это учебное заведение носит название Международная академия туризма. В процессе реализации этой задачи в учебные планы подготовки специалистов указанного профиля были введены предметы «Туризм и методика преподавания» для институтов физической культуры и «Туризм и спортивное ориентирование» для техникумов физической культуры.

Кадры для учреждений и организаций различных туристских систем стали готовить Центральные и зональные курсы Центрального совета по туризму и экскурсиям, с 1973 г. - факультет под-еЕ готовки кадров санаторно-курортных и туристско-экскурсионных учреждений ^ профсоюзов в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС, географические

факультеты многих университетов, факультеты общественных профессий ряда педагогических вузов. Таким образом, начинает закладываться понятийный аппарат для рекреационно-экологической подготовки кадров туриндустрии.

В зарубежном туризме обозначенного периода становится популярным направление развлекательного туризма, представленное увеселительными и тематическими парками («Диснейленд», «Порт Авентура» и др.). Большое развитие получает зарубежный туризм, а также укрупненные курорты средиземного моря и Альп [32]. С 80-х гг. активно пропагандируется альтернативный вид туризма: экологический или устойчивый туризм («sustainable tourism»), получивший развитие в связи с увеличением числа туристских дестинаций и экологической деградацией посещаемых территорий.

Подготовка кадров для туриндустрии производится во многих европейских странах (Швейцария, Великобритания, Кипр, Испания и др.) и США, с выдачей дипломов по менеджменту туризма и отельного бизнеса.

Исследования в области туризма и образования ведет ряд журналов, например, «Annals of Tourism Research». Подготовку специалистов по туризму изучал Д. Эйри, написавший ряд работ о туристском образовании в Великобритании [29], а также Т.С. Мидлтон, К. Купер, Дж. Вестлэйк, М. Лоусон, Д. Джафари и другие. Большинство работ посвящены содержанию образовательных программ подготовки специалистов по туризму, приобретаемым навыкам и компетенциям. В этот период также проводился ряд конференций по образованию в туризме. В конце 80-х -начале 90-х гг. за рубежом начали подготовку специалистов по экологическому туризму различного уровня - от выдачи сертификатов до получения степени магистра по устойчивому туризму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, 70-90-е гг. XX в. характеризуются большей профессионализацией образования, наличием разветвленной системы образования: средней

10-тилетней школы, техникумов, институтов, курсов повышения квалификации. Туризм в этот период отличается жестким планированием по 5-тилеткам и нормированием, становится поистине народным, приобретает рекреационную направленность; в нем появляется направление нравственного и экологического воспитания молодежи, что становится возможным благодаря активной деятельности профсоюзов, широкой сети туристских клубов и секций, включению туризма в комплекс ГТО и выпуску качественного туристского снаряжения. Подготовка специалистов для туризма также выходит на новый качественный уровень в связи с научными исследованиями в данной области, созданием методических и учебных пособий по туризму, введению инструкторских званий, началу подготовки кадров для санаторно-курортных учреждений, положивших теоретическую и методическую основу рекреационной и экологической подготовке специалистов по туризму. В аналогичный период за рубежом туризму свойственна переоценка развития туризма в пользу рациональности и экологичности, в этом же ключе ведется подготовка кадров для туристской индустрии.

3-й этап: с 90-х гг. по настоящее время. Распад Советского Союза и возникновение новых государств потребовало ряда нормативных изменений во всех сферах жизнедеятельности, включая образование. Так, в Российской Федерации появились ФЗ № 3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 г., Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», ряд образовательных и профессиональных стандартов. Потребность общества в повышении качества образования росла, но уже в начале 90-х гг. число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели. Основ-

ные фонды устарели, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда. В результате система общего профессионального образования пополнилась новыми типами заведений -лицеями и колледжами, нацеленными на овладение более современными и востребованными специальностями, в том числе, по специальности «Туризм».

В настоящее время Правительство России осознает положение страны на мировой арене и признает необходимость изменений в образовании, науке и технике путем принятия ряда нормативно-правовых документов для решения целого ряда научно-технических, экономических и политических проблем, а также для перехода к устойчивому развитию страны в целом. Так, принят ряд Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), был обновлен Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [21] и Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [15], необходимо реформирование всего учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования с целью повышения качества образования в стране.

Развитие российского туризма с 1990-х гг. характеризуется переходом от административного регулирования к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности, в частности. В конце 1996 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». С 1994 г. появляются стандарты в области туристско-экскурсионного обслуживания. Согласно первому федеральному закону в области туризма, экскурсионные бюро и бюро путешествий были преобразованы в ту-

^

со

о

н

о

ч

о

с

о

^

о

ф

т

^

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

го

ф

^

ф

2 ^ ф со

,5 ^

ю

о ^

н

с о

к с

со о

го н

о

^

О

^ го

О ^

н о ф с

о

роператоров и турагентов [14]. Практически все виды туризма, сформированные в Советском Союзе, были утеряны. Развивается выездной туризм, с помощью которого часто решались материальные проблемы («челночный бизнес»). Структура отечественной индустрии туризма становится близкой заграничному опыту ведения бизнеса, где данный этап был пройден в 60-е гг. XX в.

В настоящее время индустрия туризма, как и при построении системы советского туризма, остро нуждается в квалифицированных кадрах, а при их подготовке необходимо учитывать пра-ктико-ориентированный подход.

В современном понимании слова профессиональное туристское образование (высшее и среднее специальное) в России стало развиваться только с начала 1990-х гг., но советский опыт в сфере туристского образования используется до сих пор. Существующая система подготовки специалистов по туризму опирается на ФГОС 3-го поколения [16], основой которого является компетент-ностный подход. Данный стандарт отвечает насущным потребностям рынка и ориентирован на самостоятельные и практические занятия, что существовало в образовательных программах по туризму Европы и США с 60-х гг. С середины 90-х гг. начинают работать совместные программы российских и европейских отельных школ по подготовке менеджеров по туризму.

Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии, отвечающих при этом конъюнктуре рынка и мировым тенденциям устойчивого развития общества. Так, Д.С. Ермаков исследовал устойчивое развитие [6] и формирование экологической компетенции [7], В.Н. Фе-еЕ фелова - формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации ^ и туризму [24], Т.А. Нечаева - форми-I- рование геоэкологической компетен-

ции [10], А.Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности [8]. Нередко изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Е.Л. Пимено-ва анализировала историю становления экологического туризма [18], Ю.В. Копылов - советский опыт подготовки кадров в сфере туризма [9]. Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере, а существующие исследования, даже приняв во внимание связь рекреации и экологии, не развивают данную мысль полностью. Большинство исследований проводилось для высшего профессионального образования, в то время как прогноз потребностей в специалистах туриндустрии в разрезе уровня образования, представленный в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.» [12], свидетельствует о необходимости подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, обладающих компетенциями в соответствии с конъюнктурой рынка и согласно требованиям Федерального образовательного стандарта (ФГОС) 3-го поколения.

Между тем, за рубежом все большее внимание уделяется охране окружающей среды, экологической рациональности и ответственному туризму. Ежегодно увеличивается число неправительственных организаций, занимающихся развитием целого ряда исследований в области экологического и устойчивого туризма, что приводит к появлению его новых видов, таких, как «вуфинг» (от англ. WWOOF, World Wide Opportunities on Organic Farms), «черный» (англ. «dead») туризм (по местам катастроф), «пуризм» (от англ. «poor», бедный, ориентированный на интересы малоимущих) и др.

В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального ис-

пользования туристских ресурсов. Современные исследования в этой области ведут В. Ламанаускас [33], Н. Бертхет [30] и другие. Виктором Т.С. Мидлто-ном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998 г.) о влиянии туриндустрии на окружающую среду [34]. Внедрение устойчивости в образовательные программы специалистов по туризму и гостеприимству изучали Б.Б. Болей [27], Б. Ф. Канзианиа, С. Сен-меза, Ю.Д. Се, Э.Т. Берд [28] и другие. С 2001 г. в США выходит журнал «Journal of Teaching in Travel and Tourism» - официальный журнал Международного общества педагогов по туризму (ISTTE).

Следовательно, зарубежные коллеги активно занимаются вопросами ре-креационно-экологической подготовки кадров для туриндустрии. В Германии, Австралии, США и Великобритании ведется подготовка по программам высшего образования с получением степени бакалавра, магистра, мастера бизнес администрирования (MBA) и доктора наук по устойчивому туризму.

Таким образом, в 90-ее гг. появились новые типы средних профессиональных учебных заведений, отвечающих потребностям рынка. Туризм становится предпринимательским, меняет вектор на международные поездки, в том числе, с целью покупок, а сложившаяся советская система рекреации, экологизации туристской деятельности утрачивается. Система подготовки специалистов по туризму основывается на ФГОС, профессиональных стандартах, новых требованиях рынка и становится ориентированной на офисных сотрудников туриндустрии, выпуская «менеджеров по туризму». Одновременно с этим следует отметить, что за рубежом отработана система подготовки кадров для устойчивого туризма, который служит для сохранения наследия, культуры традиций стран, улучшения качества жизни населения и повышения экологической и экономической стабильности посещаемых территорий.

Сложившая негативная экологическая ситуация в стране и мире требует особой подготовки специалистов по туризму, способных организовывать рекреацию населению без нанесения вреда окружающей среде, что свидетельствует о практической потребности в таких выпускниках. Есть необходимость в создании условий для эффективной реализации рекреаци-онно-экологической подготовки специалистов по туризму через включение такой подготовки на всех уровнях туристского профессионального образования. Это представляется возможным в рамках модернизации системы профессионального образования через корреляцию ФГОС и профессиональных стандартов, что приведет к подготовке поколения экологоори-ентированных специалистов по туризму. Библиографический список:

1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для ин-тов и техникумов физической культуры. -М.: ФиС, 1987. - 240 с.

2. Гурвич Л.М. Социалистическое строительство и пролетарский туризм. -М.; Л.: ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1931. - 42 с.

3. Дворниченко В.В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917-1984 гг.). - М., 1985. - 157 с.

4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. -Р-н/Д: РГУ, 1988. - 192 с.

5. Дрогов И.А. Подготовка и повышение квалификации кадров самодеятельного туризма. - М.: ЦРИБ, 1989. - 130 с.

6. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития: содержание, модели, технологии // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII между-народн. конф. по экологич. образованию. - Владимир, 2006. - С. 21-29.

7. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. -М.: Изд-во РУДН, 2008. - 159 с.

S

^

ш

о

н

о

ч

о

с

JS

о

^

о

ф

т

S

1_

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

S

J

го

ф

^

ф

2 S Ф S со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,5

ю

о ^

н

с о

к с

s -& ш о

го н

о

1_ S

О ц

S го

S

О J

1- О ф с

S о

го т

CP

о

8. Кондрашкин А.Н. Профессиональная подготовка специалистов по рекреационному ресурсоведению в туристском вузе: дис. ... канд. пед. н. -Сходня, 2002. - 212 с.

9. Копылов Ю.В. Советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: автореф. дис. . канд. ист. н. - М., 2011. - 22 с.

10. Нечаева Т.А. Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: дис. . канд. пед. н. - СПб., 2014. - 176 с.

11. Николаенко Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

12. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

13. Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

14. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-Ф3// [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/1996/12/03/ osnovy-turizma-dok.html.

15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 г. Москва // [Электронный ресурс]: http://www. rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм. Приказ от 07.05.2014 г. № 474 // [Электронный ресурс]: www. base.consultant.ru

17. Остапец А.А. Туризм как средство воспитания в спецшколе и спец ПТУ: сб. «Воспитание и развитие школьников». - М., НИИ ОПВ АПН СССР,

1973.

18. Пименова Е.Л. История становления и развития экологического ту-ризма в России на рубеже XX-XXI веков: на примере Удмуртской Республики: дис. ... канд. ист. н. - Ижевск, 2006. - 204 с.

19. Полянский И.И. Сезонные явления в природе: пособие для учителей / под ред. Ю.И. и В.И. Полянских. - Л.: Учпедгиз, 1956. - 297 с.

20. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. - М.; Л.: ГИЗ, 1930. - 114 с. -Библиогр.: с. 107-114. - (Экскурсионная библиотека) // [Электронный ресурс]: http://elib.gnpbu.ru/text/raykov_ metodika-i - tehni ka-ekskursy _1930.

21. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г» // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

22. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000. -224 с.

23. Фадеев Б.Г. Деятельность советских профсоюзов по развитию туризма и экскурсий в период развернутого строительства коммунизма в СССР (1959-1970 гг.). - М., 1974. - 198 с.

24. Фефелова В.Н. Формирование управленческой компетентности спе-ци-алиста по рекреации и туризму: автореферат дис. . канд. пед. н. - М, 2010. - 24 с.

25. Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. - М.: Физкультура и спорт,

1974. - 104 с.

26. Штюрмер Ю.А. Туризму - научное обоснование // Альм. Ветер странствий. - М.: ФиС, 1972. С. 5-12.

27. B. Bynum Boley. Sustainability in Hospitality and Tourism Education: Towards an Integrated Curriculum. Journal of Hospitality & Tourism Education. Volume 23, Issue 4, 2011. p. 22-31.

28. Bonnie Farber Canziania, Sevil Sonmeza, Yuchin (Jerrie) Hsieha & Erick T. Byrda. A Learning Theory Framework for Sustainability Education in Tourism. Journal of Teaching in Travel & Tourism. Volume 12, Issue 1, 2012. p. 3-20.

29. David Airey. Tourism Education: Life Begins at 40. Téoros [En ligne]. 27-1. 2008. p. 27-32.

30. Nicolas Berthet, Sustainable tourism: An issue of territorial rebalancing in the French département of Pyrénées-Orientales, Téoros [En ligne], Hors série-1 | 2012, mis en ligne le 01 septembre 2012, consulté le 15 décembre 2012. URL: http://teoros.revues.org/2054/

31. Sandro Formica. European hospitality and tourism education: Differ-ences

with the American model and future trends. Journal Hospitality Management, Vol. 15. No. 4. 1996. pp. 317-323.

32. Ueli Gyr: The History of Tourism: Structures on the Path to Modernity, in: European History Online (EGO), published by the Institute of European History (IEG), Mainz 2010-12-03.

33. Vincentas Lamanauskas. Ecology education as an integral component of primary natural science education: some relevant issues // Problems of education in the 21st century. Volume 21, 2010. p. 5-11.

34. Victor T. C. Middleton, R. Hawkins. Sustainable Tourism: A Marketing Perspective. - Butterworth-Heinemann Publishers. Oxford, Great Britain, 1998. - 262 p.

Поступила 26.03.15

Об авторе:

Корчагина Гульназ Айратовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Высшей школы сервиса и туризма Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), Korchagina.g.a@rbiu.ru

Для цитирования: Корчагина Г.А. Историография проблемы рекреационно-экологи-ческой подготовки специалистов по туризму // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 145-157

References:

1. Ganopolsky V.I, Beznosikov E.Y, BulatovV.G. Tourism and orienteering: Textbook for intitutes and training colleges in physical culture. - M.: FiS, 1987. [in Russian]

2. Gurvich L.M. Socialist construction and proletarian tourism. - M.; L.: OGIZ- Physultura i tourism, 1931. [in Russian]

3. Dvornichenko V.V. Tourism in the USSR and the activity of Soviet labor unions according to their development (1917-1984). - M., 1985. [in Russian]

4. Dolzhenko G.P. The history of tourism in pre-revolutionary Russia and the USSR. -R-on/D: RGU, 1988. [in Russian]

5. Drogov I.A. Training and personnel development of people in flashpacking. M.: TsRIB, 1989. [in Russian]

6. Ermakov D.S. Education for sustainability: content, models, technologies. Sustainable world: on the way to ecologically safety society: abstracts of XII International Conference in Ecological Education . - Vladimir, 2006. - p. 21-29. [in Russian]

7. Ermakov D.S. Forming ecology competency of students. - M.: Izd-vo RIPF, 2008. [in Russian]

8. Kondrashkin A.N. Professional training of specialists in recreational resource studies in tourism institute. Diss. ... Cand. Sci (Education). Skhyodnya, 2002. [in Russian]

s

^

m

о

н

о

ч

о

с

JS

о

^

о

ф

т

s

о

с;

о

^

со

о

I

I

о

s

J

го

ф

ср

^

ф

ср

2 s ф s СО

,5 s

ю CP

о ^

ср 1—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с о

к с

s -& m о

го н

ср о

s

о ц

s го

ср s

о J

1— о ф с

s о

9. Kopylov U.V. Soviet experience in people's training in sphere of tourism. Author's transcript. Dis. ... Cand. Sci. (History) - M., 2011. [in Russian]

10. Nechaeva T.A. Forming geoecological competency while training specialists in tourism in Secondary Professional Education organizations: Diss. ... Cand. Sci. (Education). - SPb., 2014. [in Russian]

11. Nikolaenko D.V. Recreational Geography: Textbook for student of Higher Educational Organizations. - M.: Humanity. publ. centre VLADOS , 2001. [in Russian]

12. On Federal targetprogram «The development of domestic and incoming tourism in Russian Federation (2011-2018 rr.)». Government Decree of RF of 02.08.2011 № 644// [electronic resource]: www.garant.ru. [in Russian]

13. On Education in the Russian Federation. Federal law of the Russian Federation of29.12.2012 № 273-FZ [electronic resource] www.garant.ru. [in Russian]

14. On foundation of tourism industry in Russian Federation. Federal law of the Russian Federation of24.11.1996 № 132-FZ, [electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/1996/12/03/ osnovy-turizma-dok.html. [in Russian]

15. On approval of the state programmes of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020. Mandate of the government of the Russian Federation of 22.11.2012 N 2148-r. [electronic resource] URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok. html. [in Russian]

16. On foundation of Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education of specialization 43.02.10 Tourism. Order of 07.05.2014 r. № 474 [electronic resource]: www. base.consultant.ru [in Russian]

17. Ostapets A.A. Tourism as a means of education in special school and special vocational school. Col. «Education and development of students». M., NII OPV APN USSR, 1973. [in Russian]

18. Pimenova E.L. The history of foundation and development ecology tourism in Russia on the cusp of the 19th and 20th centuries: experience of The Republic of Udmurtia: Diss. ... Cand. Sci, (Education). - Izhevsk, 2006. [in Russian]

19. Polyanskii I.I. Seasonal features in nature. Guidebook for teachers L.: Uchpedgiz, 1956. [in Russian]

20. Raykov B.E. Methodology and technology of excursions.; L.: GIZ, 1930. - 114 c. -Bibliography: pp. 107-114. [electronic resource]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/raykov_ metodika-i-tehnika-ekskursy_1930. [in Russian]

21. On approval of the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020. Mandate of the government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 2148-R. [electronic resource] www.garant.ru. [in Russian]

22. Usyskin G.S. The outline of Russian tourism History SPb.: Gerda, 2000. - [in Russian]

23. Fadeev B.G. The activity of soviet labor unions on development of tourism and excursions during full-fledged building the Communism in USSR (1959-1970 M., 1974. [in Russian]

24. Fefelova V.N. Forming management competency of specialist in recreation and tourism: Author's transcript. ... Cand. Sci. (Education). - M, 2010. [in Russian]

25. Shturmer U.A. Environmental protection and tourism. - M.: Physical culture and sport, 1974. [in Russian]

26. Shturmer U.A. Scientific evidence for tourism. Almanac The wind of wanderings. - M.: FiS, 1972. - issue 7. - pp. 5-12. [in Russian]

27. B. Bynum Boley. Sustainability in Hospitality and Tourism Education: Towards an Integrated E Curriculum. Journal of Hospitality & Tourism Education. Volume 23, Issue 4, 2011. p. 22-31.

28. Bonnie Farber Canziania, Sevil Sonmeza, Yuchin (Jerrie) Hsieha & Erick T. Byrda. A Learning Theory Framework for Sustainability Education in Tourism. Journal of Teaching

I- in Travel & Tourism. Volume 12, Issue 1, 2012. p. 3-20.

29. David Airey. Tourism Education: Life Begins at 40. Téoros [En ligne], 27-1 | 2008, p. 27-32.

30. Nicolas Berthet, Sustainable tourism: An issue of territorial rebalancing in the French département of Pyrénées-Orientales, Téoros [En ligne], Hors série-1 | 2012, mis en ligne le 01 septembre 2012, consulté le 15 décembre 2012. URL: http://teoros.revues.org/2054/

31. Sandro Formica. European hospitality and tourism education: Differences with the American model and future trends. Journal Hospitality Management, Vol. 15, No. 4, 1996. pp. 317-323.

32. Ueli Gyr: The History of Tourism: Structures on the Path to Modernity, in: European History Online (EGO), published by the Institute of European History (IEG), Mainz 2010-12-03.

33. Vincentas Lamanauskas. Ecology education as an integral component of primary natural science education: some relevant issues. Problems of education in the 21st century. Volume 21, 2010. p. 5-11.

34. Victor T. C. Middleton, R. Hawkins. Sustainable Tourism: A Marketing Perspective. -Butterworth-Heinemann Publishers. Oxford, Great Britain, 1998.

About the author:

Korchagina Gulnaz Auratone, Assistant Director, Higher School of Service and Tourism, Russian-British Institute of Management (12, Str. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), Korchagina.g.a@rbiu.ru

For citation: Korchagina G.A. Recreationally-ecological training of specialists in tourism. Historiography of the problem // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 1. P. 145-157

s

^

m

о

H

о

l_

ч

о

с

>s

о

^

о

ф

т

s

о

ц

о

^

(0

о

I

I

о

s

J

го

ф

ф

2 s ф s СО

,5 s

ю

о ^

1—

с о

к с

s -& m о

го н

о

1_ s

о ц

s го

s

о J

1— о ф с

s о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.