Научная статья на тему 'Историография проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач'

Историография проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / история педагогического образования / подготовка будущих учителей к решению педагогических задач / этапы развития проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач / pedagogical education / the history of teacher education / development stages of the problem of future teach-ers’ preparation for solving pedagogical tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисьих Дмитрий Александрович, Ипполитова Наталья Викторовна

Развитие системы профессионального образования в современной России осуществляется с учетом постоянно повышающихся требований к будущим специалистам различных профилей и предполагает совершенствование структуры и содержания профессиональной подготовки. Особенно актуальным становится решение данной проблемы в системе педагогического образования. Усиление значения практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей обусловливает необходимость поиска путей повышения эффективности образовательного процесса в педагогических вузах, од-ной из важных задач которого является создание действенной системы подготовки студентов к успешному решению педагогических задач. В теории и практике российской педагогики накоплен определенный опыт исследований по данному направлению, который может быть использован для определения актуальных и действенных способов реализации подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач с учетом специфики современных условий. Целью статьи является историко-педагогический анализ обозначенной проблемы. Определены периоды становления и развития теоретических и практических аспектов проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач; выделены, соответственно, ключевые характеристики и специфика организации и реализации под-готовки будущих учителей к решению профессионально-педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисьих Дмитрий Александрович, Ипполитова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiography of preparing future teachers to solve pedagogical problems

The development of the professional education system in modern Russia is carried out taking into account the constantly increasing requirements for future specialists of various profiles and involves improving the structure and content of the professional training process in educational organizations. The solution of this problem in the system of pedagogical education becomes especially relevant. The increasing importance of the practical orientation of future teachers’ professional training necessitates the search for ways to improve the effectiveness of the educational process in pedagogical universities, one of the important tasks of which is to create an effective system of preparing students for the successful solution of pedagogical tasks. In the theory and practice of Russian pedagogy, certain research experience in this area has been accumulated which can be used to determine relevant and effective ways to implement the training of future teachers to solve professional problems taking into account the specifics of modern conditions. The purpose of the article is a historical and pedagogical analysis of the identified problem. The periods of development of the theory and practice of training future teachers to solve pedagogical problems are determined and the characteristics and specifics of the organization and implementation of training future teachers to solve professional pedagogical tasks are highlighted.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 114-120 --- ♦ ----

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_114

Дмитрий Александрович Лисьих, Наталья Викторовна Ипполитова

г. Шадринск

Историография проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач

Развитие системы профессионального образования в современной России осуществляется с учетом постоянно повышающихся требований к будущим специалистам различных профилей и предполагает совершенствование структуры и содержания профессиональной подготовки. Особенно актуальным становится решение данной проблемы в системе педагогического образования.

Усиление значения практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей обусловливает необходимость поиска путей повышения эффективности образовательного процесса в педагогических вузах, одной из важных задач которого является создание действенной системы подготовки студентов к успешному решению педагогических задач. В теории и практике российской педагогики накоплен определенный опыт исследований по данному направлению, который может быть использован для определения актуальных и действенных способов реализации подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач с учетом специфики современных условий. Целью статьи является историко-педагогический анализ обозначенной проблемы. Определены периоды становления и развития теоретических и практических аспектов проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач; выделены, соответственно, ключевые характеристики и специфика организации и реализации подготовки будущих учителей к решению профессионально-педагогических задач.

Ключевые слова: педагогическое образование, история педагогического образования, подготовка будущих учителей к решению педагогических задач, этапы развития проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач.

Dmitry Alexadrovich Lisykh, Natalia Victorovna Ippolitova Shadrinsk

Historiography of preparing future teachers to solve pedagogical problems

The development of the professional education system in modern Russia is carried out taking into account the constantly increasing requirements for future specialists of various profiles and involves improving the structure and content of the professional training process in educational organizations. The solution of this problem in the system of pedagogical education becomes especially relevant. The increasing importance of the practical orientation of future teachers' professional training necessitates the search for ways to improve the effectiveness of the educational process in pedagogical universities, one of the important tasks of which is to create an effective system of preparing students for the successful solution of pedagogical tasks. In the theory and practice of Russian pedagogy, certain research experience in this area has been accumulated which can be used to determine relevant and effective ways to implement the training of future teachers to solve professional problems taking into account the specifics of modern conditions. The purpose of the article is a historical and pedagogical analysis of the identified problem. The periods of development of the theory and practice of training future teachers to solve pedagogical problems are determined and the characteristics and specifics of the organization and implementation of training future teachers to solve professional pedagogical tasks are highlighted.

Keywords: pedagogical education, the history of teacher education, development stages of the problem of future teachers' preparation for solving pedagogical tasks.

Исследование проблемы подготовки будущих учителей к решению педагогических задач (РПЗ) предполагает проведение историко-педагогического анализа ее развития в теории и практике.

Поступательное развитие общества во всех его сферах находит отражение в повышении требований к системе образования в целом, и к профессиональному образованию, в частности.

В этих условиях одной из актуальных проблем совершенствования структуры и содержания педагогического образования становится определение стратегических направлений его развития на базе расширения практического аспекта профессиональной подготовки будущих учителей.

Историко-педагогический анализ

теоретических аспектов проблемы подготовки будущих учителей к РПЗ становится возможным на основе выявления отличительных характеристик содержания педагогического образования в разные периоды.

Отметим, что изучение исследований, в которых рассматриваются различные аспекты истории развития педагогического образования в России, показывает, большинство авторов [7; 19] выделяют три основных этапа его развития: зарождение и становление в период царской России (1721-1917); развитие и нормализация в период 1918-1991гг.; трансформация и модернизация в период Российской Федерации (1991 г. - до настоящего времени).

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 114-120

Поскольку изучаемая нами проблема напрямую связана историей педагогического образования, мы считаем возможным выделить также три периода ее развития: I (1721-1917); II

(1917-1990); времени).

Рассмотрим данных периодов.

В первый складываться

III (1991 г. - до настоящего

ключевые характеристики

период в России начинает система педагогического образования и появляется интерес к отдельным аспектам практической подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, в том числе, и к решению педагогических задач.

Началом отсчета данного периода можно считать 1721 г., когда была открыта учительская семинария при Московском университете, где будущие педагоги, наряду с изучением теоретических дисциплин, проходили

педагогическую практику, направленную на приобретение опыта решения педагогических задач.

Присоединяясь к мнению В.И. Смирнова [16], мы можем отметить, что повышение спроса на квалифицированные педагогические кадры в начале XIX в. объяснялось увеличением количества образовательных учреждений.

Важным направлением в становлении педагогического образования в России была разработка его содержания в существующих социокультурных, политических, экономических и других условиях.

теоретический аспект педагогов предполагал умений и навыков, организации процесса обучения, а воспитательный аспект был связан с православным воспитанием обучающихся. В этот период вопросу подготовки будущих учителей к РПЗ не уделялось отдельного внимания

Таким образом, в данный период происходила разработка общих положений по содержанию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Отдельно вопросы формирования готовности будущих педагогов к эффективному решению профессиональных задач в теоретических исследованиях не рассматривались. Практически все исследования данного этапа были построены на основе существующих представлений о назначении педагогической профессии и содержании профессиональной деятельности учителя.

Второй период (1917-1990)

характеризовался изменением системы педагогического образования с учетом общественно-политических трансформаций

государства.

После Октябрьской революции 1917 г. в России стала создаваться новая система педагогического образования, направленная на

Соответственно, подготовки будущих освоение знаний, необходимых для

повышение уровня образованности граждан, что находилось в прямой зависимости не только от количества образовательных учреждений, но и, особенно, от уровня подготовки педагогических кадров [17].

Изучение историко-педагогической

литературы [9] свидетельствует о том, что для решения этой задачи в 1921 г. в СССР была создана вариативная система педагогического образования, в которую входили педагогические техникумы, педагогические институты и факультеты государственных университетов, реализующие программы профессиональной подготовки будущих учителей, отличающиеся по срокам обучения и различным содержанием.

В 1923 г. были организованы курсы по переподготовке учителей, которые предполагали повышение уровня не только теоретической подготовки педагогов, но и усиление внимания к уровню готовности учителей к решению практических задач в процессе педагогической деятельности в новых социально-политических условиях.

Совершенствование практического аспекта профессиональной подготовки учителей продолжалось и в 30-е годы. При этом особое значение в организации подготовки будущих учителей к решению педагогических задач имела деятельность А.С. Макаренко, подчеркивавшего необходимость взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения будущих учителей [8].

В 1939 г. было принято положение об организации и содержании педагогической практики будущих учителей, в котором в качестве приоритетной задачи педагогического образования выдвигалось приобретение и развитие у будущих педагогов умений и навыков по решению различных профессионально-педагогических задач [12].

40-е годы характеризовались тяжелыми военными и послевоенными условиями, в связи чем вопросы структуры и содержания профессиональной подготовки будущих педагогов отошли на второй план. Особых теоретических и практических исследований по данной проблеме не проводилось.

В дальнейшем, в 50-60-х гг. ХХ века усовершенствовались учебные планы

педагогических вузов, где педагогическая практика стала одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки будущих учителей, которое определяло в качестве цели овладение комплексом практических умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения педагогических задач [11].

Тенденция усиления практической составляющей содержания профессиональной подготовки будущих учителей проявлялась и в последующие годы рассматриваемого периода.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 114-120

Так, с 1984 г. педагогическая практика стала обязательной для всех студентов педвузов. Будущие учителя начальных курсов овладевали навыками общественной работы, а студентов старших курсов привлекали к непосредственному участию в учебно-воспитательной работе школы. Объем практики у будущих учителей 1-3-х курсов был объемом не менее 4 часов в неделю и включал в себя общественно-педагогическую, летнюю и учебно-воспитательную практики [10]. Реализация квазипрофессиональной деятельности обеспечивала формирование и развитие такого важного профессионально- и личностно-значимого качества учителя, как готовность к эффективному решению педагогических задач.

К главным особенностям педагогической практики в советский период мы, опираясь на мнение М.М. Кодзоева, относим ее направленность на: формирование

педагогических качеств личности будущего учителя; приобретение умений и навыков профессиональной деятельности; диагностику профессиональной пригодности и

подготовленности студентов к педагогической деятельности; развитие педагогического мышления и творческой активности [4].

Подводя итоги организационно -

содержательного анализа педагогического образования данного периода, стоит отметить что, оно претерпело ряд трансформаций, направленных на обеспечение подготовки педагогов с высоким общенаучным уровнем, а также на развитие профессиональных качеств, необходимых для успешного решения педагогических задач.

В плане научных исследований этот период характеризуется появлением работ,

рассматривающих общенаучные и

организационно-методические аспекты проблемы подготовки будущего учителя к успешному решению профессиональных задач.

В данный период осуществлялись исследования В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, М.А. Степинского, М.Л. Фрумкина, Г.А. Балла и др., в которых рассматривались различные аспекты проблемы развития у будущих учителей умений решать профессионально-педагогические задачи.

Таким образом, в этот период были сформированы предпосылки создания теоретических оснований подготовки будущих учителей к РПЗ в системе педагогического образования.

Третий период (1991 г. - до настоящего времени) отражает изменения в содержании подготовки студентов педвуза к РПЗ с учетом модернизации педагогического образования в России и за рубежом.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» 1992 г. в качестве цели образования было определено

«развитие личности, создание условии для формирования духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, семьи, общества и государства» [6].

Особое внимание на государственном уровне уделялось не только определению новых целевых и содержательных ориентиров педагогического образования, но и созданию системы педагогического образования, включающей несколько взаимосвязанных уровней педагогического образования [6].

Обобщение идей, заложенных в основополагающих нормативных документах по системе образования в целом, составило базис для разработки Программы модернизации педагогического образования (2003 г.), в которой главной целью изменений в данной сфере было выдвинуто «создание механизма динамичного и эффективного функционирования

педагогического образования в условиях его модернизации» [14].

Введение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (2009 г.) положило начало реализации новой модели высшего образования, построенной на основе компетентностного подхода и определяющей в качестве цели высшего образования (в том числе и педагогического) овладение выпускниками вузов совокупностью общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности» [20]. Эта модель стала основой и высшего педагогического образования.

В рамках данного направления трансформаций педагогического образования в 2013 г. был принят новый профессиональный стандарт деятельности педагога [15], в котором были выделены трудовые действия, знания, умения и навыки, обеспечивающие успешную деятельность педагога, что, в свою очередь, выступает в качестве основного ориентира, определяющего содержание профессиональной подготовки студентов педвузов.

В научной литературе вопросы, связанные с подготовкой будущих учителей к РПЗ, получают достаточно широкое освещение в работах таких ученых, как В.А. Адольф [1], М.А. Веряскина [3], А.А. Глебов [2], Н.Л. Плеханова [13], Л.В. Кондращова [5], Н.Н. Тулькибаева [18], И.Б. Шмигирилова [21] и др.

Таким образом, третий период в развитии исследуемой нами проблемы характеризуется выдвижением новых требований к профессиональным и личностным качествам педагога в связи с преобразованием структуры и содержания педагогического образования на

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 114-120

основе утверждения компетентностнои парадигмы образования.

Это, в свою очередь, привело к активизации интереса ученых к использованию задачного подхода в образовательном процессе ОО различного уровня, что включает исследования как теории рассматриваемого вопроса, так и его практических аспектов, включающих разработку методических и технологических материалов по проблеме подготовки студентов педвуза к РПЗ.

Все это послужило основанием для проведения дальнейших исследовании в области подготовки будущих учителеи к РПЗ с учетом специфики современной реальности.

Итак, историко-педагогический анализ проблемы подготовки студентов педвуза к РПЗ позволяет выделить три ключевых этапа ее становления и развития в Российской педагогической науке: I (1721-1917); II (19171990); III (1991 г. - до настоящего времени).

На первом этапе, на фоне становления системы педагогического образования в России усилия ученых были направлены на разработку общего содержанию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности и его целевых ориентиров с опорой на имеющиеся представления о назначении педагогической профессии и содержании профессиональной деятельности учителя. Частные аспекты обозначенной проблемы, в том числе, формирования готовности будущих педагогов к эффективному решению профессиональных задач в теоретических исследованиях не рассматривались. Поскольку объективных теоретических оснований для определения конкретных практических действий в этом направлении еще не было, можно констатировать лишь появление тенденции к усилению практической направленности подготовки будущих учителей к педагогической деятельности.

Обозначенный нами второй этап (1917-1990) характеризовался не только преобразованиями в

самой системе педагогического образования, но и разработкой советскими педагогами

теоретических вопросов, связанных как с созданием теоретической базы, обеспечивающей подготовку будущих учителей к успешному самостоятельному решению профессиональных задач, так и с апробацией предлагаемых идей в достаточно обширной педагогической практике,

На третьем этапе (1991 г. - до настоящего времени) в связи с преобразованием структуры и содержания педагогического образования на основе утверждения компетентностной парадигмы образования перед российской системой педагогического образования возникли новые задачи, решение которых обеспечивало бы повышение эффективности деятельности педагогов в новых постоянно изменяющихся условиях. Это, в свою очередь, привело к активизации интереса ученых к использованию задачного подхода в образовательном процессе ОО различного уровня, что включает исследования как теории рассматриваемого вопроса, так и его практических аспектов, включающих разработку методических и технологических материалов по проблеме подготовки студентов педвуза к РПЗ. Необходимость совершенствования содержания профессиональной подготовки будущих учителей с учетом трансформаций системы педагогического образования и новых запросов педагогической практики обозначает новые возможности решения рассматриваемой проблемы. Это подтверждает актуальность выбранной проблемы для современного этапа развития педагогического образования и ее значимость для совершенствования теории и практики профессиональной подготовки будущих учителей, что определяет необходимость проведения дополнительного исследования как теоретического, так и практического аспектов обозначенного направления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адольф, В.А. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании / В.А. Адольф, Н.Ф. Яковлева. - Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1 (35). - С. 43-47.

2. Глебов, А.А. Задачный подход к формированию умения студентов применять знания на практике / А.А. Глебов, В.В. Кисляков. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (107). - С. 31-34

3. Картавых, М.А. Технология задачного подхода - базовый инструментарий профессионального образования учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, М.А. Веряскина, Е.М. Рубан. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://stience-education.ru/ru/article/view?id=23084 (дата обращения: 25.12.2023).

4. Кодзоева, М.М. Формирование профессиональных качеств будущих педагогов в условиях образовательной среды вуза / М.М. Кодзоева. - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 180-182. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kachestv-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 19.01.2024).

5. Кондрашова, Л.В. Процесс обучения в высшей школе / Л.В. Кондрашова. - Кривой Рог : КГПУ, 2007. - 318 с. -Текст : непосредственный.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 114-120 --- ♦ ----

6. Ли Бин. Этапы развития профессионального педагогического образования в Китае и России / Ли Бин, О.Н. Игна. -Текст : электронный // Pedagogical Review. - 2019. - № 5 (27). - С. 30-39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-professionalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-kitae-i-rossii (дата обращения: 18.01.2024).

7. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лю Нань. - Москва, 2018. - 216 с. - Текст : непосредственный.

8. Макаренко, А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях / А.С. Макаренко. - Текст : непосредственный // Педагогические сочинения. В восьми томах. Том 1 / А.С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 213-217.

9. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты : монография /

H.А. Шайденко, Е.Я. Орехова, А.Н. Сергеев, Л.Н. Полунина. - Тула : Изд-во ГГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. - 243 с. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24282276 (дата обращения: 11.01.2024). - Текст : электронный.

10. Никульников, А.Н. Особенности педагогической практики студентов в СССР (1918-1991 гг.) / А.Н. Никульников. -Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С. 94-101. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-praktiki-studentov-v-sssr-1918- 1991-gg (дата обращения: 19.01.2024).

11. Обучение и воспитание в высшей школе : учеб. пособие для адъюнктов и пед. работников высш. воен.-учеб. заведений / А.Д. Лопуха, Т.Л. Лопуха, А.Г. Шабанов, Е.В. Туркин. - Новосибирск : НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2015. - 248 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23717778 (дата обращения: 13.01.2024). -Текст : электронный.

12. Педагогическое образование в университетских комплексах: история и современность. - URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf19/s13.pdf (дата обращения: 10.01.2024). - Текст : электронный.

13. Плеханова, Н.Л. Задачный подход в обучении студентов среднего профессионального образования технической направленности / Н.Л. Плеханова. - Текст : электронный // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, № 11. - С. 28-31. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27540712_74148843.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

14. Программа модернизации педагогического образования на 2001-2010 гг. - Текст : электронный // Аналитический центр Минпросвещения России : сайт. - URL: https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/1113.php (дата обращения: 13.01.2024).

15. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ от 18 окт. 2013 г. № 544н. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 16.01.2024). - Текст : электронный.

16. Смирнов, В.И. Зарождение и развитие системы педагогического образования в России (конец XVIII - начало XX в.) / В.И. Смирнов. - Текст : непосредственный // Историко-педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 59-74.

17. Смирнов, В.И. Новое, чтоб стать действительным, должно исторически развиться из старого / В.И. Смирнов. -Текст : непосредственный // Историко-педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 7-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования : монография / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - 162 с. - Текст : непосредственный.

19. Хайбулаев, М.Х. Этапы становления профессионально-педагогического образования в России / М.Х. Хайбулаев, Г.М. Гаджикурбанова. - Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 4 (29). - С. 94-101.

20. Хеннер, Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании / Е.К. Хеннер. -Текст : электронный // Образование и наука. - 2018. - № 2. - С. 9-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-znaniya-i-professionalnye-kompetentsii-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 17.01.2024).

21. Шмигирилова, И.Б. Дидактическая ценность задачи и пути ее повышения / И.Б. Шмигирилова. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2018. - № 6. - С. 130-135.

REFERENCES

I. Adol'f V.A., Yakovleva N.F. Professional'nyye zadachi kak tselevoy vektor realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Professional tasks as a target vector for the implementation of a competence-based approach in education]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev], 2016, no. 1 (35), pp. 43-47.

2. Glebov A.A., Kislyakov V.V. Zadachnyy podkhod k formirovaniyu umeniya studentov primenyat' znaniya na praktike [A task-based approach to the formation of students' ability to apply knowledge in practice]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2016, no. 3 (107), pp. 31-34.

3. Kartavykh M.A., Veryaskina M.A., Ruban Ye.M. Tekhnologiya zadachnogo podkhoda - bazovyy instrumentariy professional'nogo obrazovaniya uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Technology of the task approach - the basic tools of

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 114-120 ---- ♦ ---

professional education of a teacher of life safety]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23084 (Accessed 25.12.2023).

4. Kodzoyeva M.M. Formirovaniye professional'nykh kachestv budushchikh pedagogov v usloviyakh obrazovatel'noy sredy vuza [Formation of professional qualities of future teachers in the conditions of the educational environment of the university]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2020, no. 1 (80), pp. 180-182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kachestv-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-sredy-vuza (Accessed 19.01.2024).

5. Kondrashova L.V. Protsess obucheniya v vysshey shkole [The learning process in higher education]. Krivoy Rog: KGPU, 2007. 318 p.

6. Li Bin, Igna O.N. Etapy razvitiya professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Kitaye i Rossii [Stages of development of professional pedagogical education in China and Russia]. Pedagogical Review, 2019, no. 5 (27), pp. 30-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-professionalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-kitae-i-rossii (Accessed 18.01.2024).

7. Lyu Nan'. Sravnitel'nyy analiz sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Kitaye. Dis. kand. ped. nauk [Comparative analysis of the system of pedagogical education in Russia and China. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 2018. 216 p.

8. Makarenko A.S. Nekotoryye soobrazheniya o shkole i nashikh detyakh [Some considerations about school and our children]. Pedagogicheskiye sochineniya. V vos'mi tomakh. Tom 1 [Pedagogical essays. In eight volumes. Volume 1]. Moscow: Pedagogika, 1983, pp. 213-217.

9. Shaydenko N.A., Orekhova Ye.YA., Sergeyev A.N., Polunina L.N. Modernizatsiya rossiyskogo pedagogicheskogo obrazovaniya: global'nyy i natsional'nyy konteksty: monografiya [Modernization of Russian pedagogical education: global and national contexts]. Tula: Izd-vo GGPU im. L. N. Tolstogo, 2013. 243 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24282276 (Accessed 11.01.2024).

10. Nikul'nikov A.N. Osobennosti pedagogicheskoy praktiki studentov v SSSR (1918-1991 gg.) [Features of pedagogical practice of students in the USSR (1918-1991)]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2018, no. 4, pp. 94-101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-praktiki-studentov-v-sssr-1918-1991 -gg (Accessed 19.01.2024).

11. Lopukha A.D., Lopukha T.L., Shabanov A.G., Turkin Ye.V. Obucheniye i vospitaniye v vysshey shkole: ucheb. posobiye dlya ad"yunktov i ped. rabotnikov vyssh. voyen.-ucheb. zavedeniy [Education and upbringing in higher education]. Novosibirsk: NVI VV im. generala armii I. K. Yakovleva MVD Rossii, 2015. 248 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23717778 (Accessed 13.01.2024).

12. Pedagogicheskoye obrazovaniye v universitetskikh kompleksakh: istoriya i sovremennost' [Pedagogical education in university complexes: history and modernity]. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf19/s13.pdf (Accessed 10.01.2024).

13. Plekhanova N.L. Zadachnyy podkhod v obuchenii studentov srednego professional'nogo obrazovaniya tekhnicheskoy napravlennosti [A task-based approach in teaching students of secondary vocational education of a technical orientation]. Uspekhi sovremennoy nauki [Successes of modern science], 2016, vol. 2, no. 11, pp. 28-31. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27540712_74148843.pdf (Accessed 25.12.2023).

14. Programma modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya na 2001-2010 gg. [The program of modernization of pedagogical education for 2001-2010]. Analiticheskiy tsentr Minprosveshcheniya Rossii: sayt [Analytical Center of the Ministry of Education of Russia]. URL: https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/1113.php (Accessed 13.01.2024).

15. Rossiyskaya Federatsiya. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'): prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544n [The Russian Federation. Ministry of Labor and Social Protection. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001 .pdf (Accessed 16.01.2024).

16. Smirnov V.I. Zarozhdeniye i razvitiye sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii (konets XVIII - nachalo XX v.) [The origin and development of the pedagogical education system in Russia (late XVIII - early XX century)]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal [Historical and pedagogical journal], 2013, no. 1, pp. 59-74.

17. Smirnov V.I. Novoye, chtob stat' deystvitel'nym, dolzhno istoricheski razvit'sya iz starogo [The new, in order to become valid, must historically develop from the old]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal [Historical and Pedagogical Journal], 2011, no. 1, pp. 7-12.

18. Tul'kibayeva N.N., Bol'shakova Z.M. Pedagogika: vzaimosvyaz' nauki i praktiki v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: monografiya Pedagogy: the relationship between science and practice in the context of modernization of education]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2008. 162 p.

19. Khaybulayev M.KH., Gadzhikurbanova G.M. Etapy stanovleniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii [Stages of formation of professional pedagogical education in Russia]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Izvestiya Dagestan State Pedagogical University. Series: Psychological and pedagogical sciences.], 2014, no. 4 (29), pp. 94-101.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 114-120 --- ♦ -----

20. Khenner Ye.K. Professional'nyye znaniya i professional'nyye kompetentsii v vysshem obrazovanii [Professional knowledge and professional competencies in higher education]. Obrazovaniye i nauka [Education and Science], 2018, no. 2, pp. 9-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-znaniya-i-professionalnye-kompetentsii-v-vysshem-obrazovanii (Accessed 17.01.2024).

21. Shmigirilova I.B. Didakticheskaya tsennost' zadachi i puti yeye povysheniya [The didactic value of the task and ways to improve it]. Nauka i shkola [Science and School], 2018, no. 6, pp. 130-135.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Д.А. Лисьих, аспирант 2 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: dlisix97@mail.ru.

Н.В. Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: natalya.clan@yandex.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

D.A. Lisikhin, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: dlisix97@mail.ru. N.V. Ippolitova, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, email: natalya.clan@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.