Научная статья на тему 'Педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка'

Педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / педагогические условия / студент / учитель иностранных языков / самостоятельная деятельность / педагогический вуз / компоненты / citizenship / pedagogical conditions / student / a foreign language teacher / independent activity / pedagogical university / components

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Анатольевна, Сорокина Елена Андреевна

В статье рассматриваются педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Формирование гражданственности будущего поколения неразрывно связано с развитием гражданственности будущего учителя, так как он выступает транслятором гражданского опыта: нравственных, патриотических, национально-культурных ценностей. Целью данной статьи является выявление оптимальных педагогических условий развития гражданственности будущих учителей иностранного языка. Теоретико-методологической основой исследования выступили философские основы современных подходов к развивающему образованию, изложенные в работах Н.Л. Худяковой, А.Б. Невелева, В.С. Невелевой, аксиологический и ценностно-деятельностный подход к формированию и развитию гражданственности, разработанный в исследованиях Н.А. Ивановой, Н.А. Савотиной, интегративное понимание сущности гражданственности как развивающегося качества личности (А.Б. Бушуева, А.В. Куршев). В результате исследования было установлено, что развитие гражданственности будущего учителя будет проходить эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия: развитие гражданственности выступает целью и осуществляется в рамках развивающего гражданского образования; развитие потенциальных возможностей личностного гражданского опыта предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов; инвариантом содержания развития гражданственности выступят морально-этический, патриотический и социально-культурный компоненты; вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность; ориентация преподавателей вуза на непрерывную трансляцию общечеловеческих ценностей с целью наиболее эффективно развивать гражданственность у студентов, представляя собой образец гражданского поведения. Результаты, полученные в исследовании, вносят вклад в развитие теории гражданского воспитания и подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the development of the future foreign language teacher’s citizenship

The article considers the pedagogical conditions for the development of a foreign language future teacher’s citizenship. The formation of the future generation’s citizenship is inextricably linked with the development of the future teacher’s citizen-ship since he acts as a translator of civil experience: moral, patriotic, national-cultural values. The purpose of this article is to identify the optimal pedagogical conditions for the development of foreign language future teacher’s citizenship. The theoret-ical and methodological basis of the study was the philosophical foundations of modern approaches to developmental educa-tion, set forth in the works of N.L. Khudyakova, A.B. Neveleva, V.S. Neveleva, axiological and value-activity approach to the formation and the development of citizenship, developed in the studies of N.A. Ivanova, N.A. Savotina, integrative understand-ing of the essence of citizenship as developing personality qualities (A.B. Bushueva, A.V. Kurshev). As a result, it was found that the development of the future teacher’s citizenship will be effective if the following pedagogical conditions are met: the development of citizenship is a goal and is carried out within the framework of developing civil education; development of potential opportunities of personal civil experience involves interrelated and mutually agreed reproduction of its components; the moral, ethical, patriotic and socio-cultural components will act as an invariant of the content of the development of citizen-ship; involvement of students in active independent activity; orientation of university teachers to the continuous broadcast of universal values in order to most effectively develop citizenship among students, representing an example of civil behavior. The results obtained in the study contribute to the development of the theory of civil education and the preparation of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка»

social'no-gumanitarnoe prostranstvo v jepohu globalizacii i cifrovizacii [Eurasia-2022: Social and humanitarian space in the era of globalization anddigitalization]. Cheljabinsk, 2022. Vol. 4, pp. 190-192.

9. Teplova I.P. Mediativnye kompetencii kak predposylka konstruktivnogo uregulirovanija konflikta sub#ektami obra-zovatel'nogo vzaimodejstvija [Mediation competencies as a prerequisite for constructive conflict resolution by subjects of educational interaction]. Teplova I.P. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija [Psychology. Historical and critical reviews and modern research]. Moscow, 2022, pp. 46-55.

10. Tileuhan K.K., Otegen N.O. Teorija mnozhestvennogo intellekta kak jeffektivnyj metod obuchenija inostrannomu jazyku [The theory of multiple intelligence as an effective method of teaching a foreign language]. Academy, 2018, no. 5 (32), pp. 64-65.

11. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS) [Federal State Educational Standards (FGOS)]. URL: https://fgos.ru/ (Accessed 16.09.2023).

12. Checheva N.A. Mediacija kak komponent mezhkul'turnoj strategii professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannomu jazyku [Mediation as a component of the intercultural strategy of professionally oriented foreign language teaching]. Pis'ma v Jemissija. Offlajn [Letters to the Issue. Offline], 2021, no. 12, pp. 3014.

13. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume with New Descriptors. Strasbourg: Council of Europe. Europe, 2018, February. URL: https://rm.coe.int/cefrcompanion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 (Accessed 16.09.2023).

14. Mano R. Student Centered Language Teaching: A Focus on Student Identity. 2022. URL: https://digitalcom-mons.usu.edu/gradreports/1623 (Accessed 16.09.2023).

15. Tevdovska E. Integrating soft skills in higher education and the EFL classroom: Knowledge beyond language learning. URL: https://www.researchgate.net/publication/299999967_Integrating_soft_skills_in_higher_educa-tion_and_the_EFL_classroom_Knowledge_beyond_language_learning.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Н. Касаткина, кандидат педагогических наук, директор института иностранных языков, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов, доцент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль, Россия, e-mail: ninet75@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.N. Kasatkina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Foreign Languages, Department Chair of Foreign Languages of Humanities Faculties, Associate Professor, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov, Yaroslavl, Russia, e-mail: ninet75@mail.ru.

УДК 378.147 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_159

Елена Анатольевна Макарова, Елена Андреевна Сорокина г. Шадринск

Педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка

В статье рассматриваются педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Формирование гражданственности будущего поколения неразрывно связано с развитием гражданственности будущего учителя, так как он выступает транслятором гражданского опыта: нравственных, патриотических, национально-культурных ценностей. Целью данной статьи является выявление оптимальных педагогических условий развития гражданственности будущих учителей иностранного языка. Теоретико-методологической основой исследования выступили философские основы современных подходов к развивающему образованию, изложенные в работах Н.Л. Худяковой, А.Б. Невелева, В.С. Невелевой, аксиологический и ценностно-деятельностный подход к формированию и развитию гражданственности, разработанный в исследованиях Н.А. Ивановой, Н.А. Савотиной, интегративное понимание сущности гражданственности как развивающегося качества личности (А.Б. Бушуева, А.В. Куршев). В результате исследования было установлено, что развитие гражданственности будущего учителя будет проходить эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия: развитие гражданственности выступает целью и осуществляется в рамках развивающего гражданского образования; развитие потенциальных возможностей личностного гражданского опыта предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов; инвариантом содержания развития гражданственности выступят морально-этический, патриотический и социально-культурный компоненты; вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность; ориентация преподавателей вуза на непрерывную трансляцию общечеловеческих ценностей с целью наиболее эффективно развивать гражданственность у студентов, представляя собой образец гражданского поведения. Результаты, полученные в исследовании, вносят вклад в развитие теории гражданского воспитания и подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: гражданственность; педагогические условия; студент; учитель иностранных языков; самостоятельная деятельность; педагогический вуз; компоненты.

Elena Anatolyevna Makarova, Elena Andreevna Sorokina

Shadrinsk

Pedagogical conditions for the development of the future foreign language teacher's citizenship

The article considers the pedagogical conditions for the development of a foreign language future teacher's citizenship. The formation of the future generation's citizenship is inextricably linked with the development of the future teacher's citizenship since he acts as a translator of civil experience: moral, patriotic, national-cultural values. The purpose of this article is to identify the optimal pedagogical conditions for the development of foreign language future teacher's citizenship. The theoretical and methodological basis of the study was the philosophical foundations of modern approaches to developmental education, set forth in the works of N.L. Khudyakova, A.B. Neveleva, V.S. Neveleva, axiological and value-activity approach to the formation and the development of citizenship, developed in the studies of N.A. Ivanova, N.A. Savotina, integrative understanding of the essence of citizenship as developing personality qualities (A.B. Bushueva, A.V. Kurshev). As a result, it was found that the development of the future teacher's citizenship will be effective if the following pedagogical conditions are met: the development of citizenship is a goal and is carried out within the framework of developing civil education; development of potential opportunities of personal civil experience involves interrelated and mutually agreed reproduction of its components; the moral, ethical, patriotic and socio-cultural components will act as an invariant of the content of the development of citizenship; involvement of students in active independent activity; orientation of university teachers to the continuous broadcast of universal values in order to most effectively develop citizenship among students, representing an example of civil behavior. The results obtained in the study contribute to the development of the theory of civil education and the preparation of the future teacher.

Keywords: citizenship; pedagogical conditions; student; a foreign language teacher; independent activity; pedagogical university; components.

Гражданское становление молодого поколения - одна из важных задач государственной политики, так как именно с осознанием себя гражданином своей страны происходит социальная адаптация молодежи, самоопределение личности, а также включение в общественные процессы жизни общества. В настоящее время, с одной стороны, создаются все условия для активного участия молодого поколения практически во всех сферах жизни страны, для проявления своей гражданской инициативы и творчества. Однако, с другой стороны, наблюдается переоценка базовых ценностей и, как следствие, социальное расслоение общества, пропаганда делин-квентного поведения, вовлечение молодежи в мошеннические схемы и киберпреступность, отток молодых специалистов за границу.

В результате, перед системой образования особенно остро встает вопрос о воспитании такого поколения, которое было бы социально активным, чувствовало бы ответственность за безопасность, свою и России, за укрепление государства. Поэтому крайне важно воспитывать молодых людей гражданами своей страны.

В современное время, когда молодому поколению доступна любая информация из Интернета, когда усиленно происходит диалог культур, актуальным встает вопрос формирования и развития гражданственности будущих учителей иностранных языков. Она развивается в процессе изучения языков при работе над аутентичными текстами, при изучении культуры других стран в сопоставительном аспекте с русской культурой с использованием сравнительного анализа, при знакомстве с достижениями деятелей науки и т. д.

Формирование гражданственности будущего поколения начинается, в том числе, и с развития гражданственности будущего учителя. Учитель

выступает как транслятор гражданского опыта: нравственных, патриотических, национально-культурных ценностей. Он формирует гражданскую позицию, развивает гражданственность, знакомит с русской и зарубежной культурой.

Развитие гражданского потенциала студентов педвуза возможно через создание соответствующих педагогических условий, целью которых является создание такой образовательной среды в процессе обучения иностранному языку, которая будет способствовать наиболее приемлемому воспроизводству и функционированию данного опыта [6; 2].

Вопросам формирования и развития гражданственности в процессе гражданского воспитания и образования посвящены работы Е.Л. Власовой, А.С. Гаязова, Н.А. Иванова, О.В. Кожиной, И.В. Суколенова, М.В. Шакирова и др. Формирование и развитие гражданственности у студентов исследуют А.И. Липнягова, Д.В. Пекушкина, С.Б. Решетняк, Е.Н. Титова и др. К рассмотрению гражданственности с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей обращаются Б.С. Гершунский, Т.Н. Петрова и др. Исследователи Л. В. Банникова, И. Г. Трофимова и др. рассматривают развитие гражданственности студентов, изучающих иностранный язык.

Актуальность исследования связана с востребованностью создания специальных педагогических условий, обеспечивающих развитие гражданственности будущих учителей иностранного языка через воспроизводство личностного гражданского опыта, и недостаточной теоретической разработкой данного вопроса в вузовском образовании. Целью статьи является выявление оптимальных педагогических условий развития гражданственности будущих учителей иностранного языка.

Теоретико-методологической основой исследования выступили философские основы современных подходов к развивающему образованию, изложенные в работах Н.Л. Худяковой, А.Б. Неве-лева, В.С. Невелевой, аксиологический и цен-ностно-деятельностный подход к формированию и развитию гражданственности, разработанный в исследованиях Н.А. Ивановой, Н.А. Савотиной, инте-гративное понимание сущности гражданственности как развивающегося качества личности (А.Б. Бушуева, А.В. Куршев)

Логика исследования предполагала использование метода теоретического анализа психолого-педагогической литературы. Критерием предварительного и последующего отбора источников выступили выбранная тема исследования, сформулированная авторами проблема и цель.

Проводимое исследование позволило нам уточнить понятие гражданственности. Под ним мы понимаем качество будущего учителя, заключенное в уважительном отношении к Отечеству, обществу и его культуре, которое проявляется в педагогическом взаимодействии в процессе педагогической деятельности на основе воспроизводства гражданских качеств.

Развитие гражданственности будущего учителя иностранного языка будет эффективным, если оно выступает целью и осуществляется в рамках развивающего гражданского образования. На развивающий характер гражданского образования указывают многие педагогические исследования [4; 9; 20 и др.]. В них традиционно отмечается, что развивающая функция осуществляется в процессе реализации обучающей и воспитывающей функций. Но развивающий аспект не конкретизируется и не исследуется в полной мере. Исходя из анализа сущности гражданского образования [1; 2] и выбранных методологических оснований, под развивающим гражданским образованием мы понимаем процесс и результат взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов воспитания и обучения, ориентированных на развитие личностного гражданского опыта студента, на становление его гражданской культуры. Развитие данного опыта предполагает не только полное освоение общественного гражданского опыта, но и актуализацию на его основе потенциальных возможностей личностного опыта будущего учителя. В работах по формированию гражданственности акцентируется внимание на необходимости взаимодействия объективных и субъективных факторов: освоении общественного гражданского опыта и формировании личностной гражданской позиции, гражданской самодостаточности, позволяющей активно и самостоятельно действовать, сочетая личностные и общественные интересы [7; 16]. Но воспроизводство личностного опыта должно быть связано не только с гармонизацией интересов в рамках усвоенного общественного опыта, но и предполагать преобразование последнего. Личностный потенциал заключен в возможности самостоятельного принятия

решений с опорой на внутренние гражданские критерии и ориентиры, в стабильности деятельности и гражданских ценностных ориентаций. Он соотносится исследователями с творческой составляющей личностного опыта. Мы согласны с исследователями, утверждающими, что творческая составляющая не является отдельным компонентом в структуре опыта, а качественно характеризует его, указывая на наличие личностной гражданской культуры [14; 18].

Рассмотрение данного педагогического условия в качестве необходимого не противоречит пониманию гражданского образования и его цели в исследованиях. В научной литературе мы встречаем две основных трактовки. В широком смысле под ним понимается процесс и результат формирования и развития личности, которой присущ спектр гражданских качеств, позволяющих ей активно участвовать в общественной жизни [11; 19]. Более узкий смысл связан с его пониманием через систему соответствующих гражданских компетенций в рамках высшего профессионального образования [5; 10]. Наше понимание гражданственности как цели развивающего образования сформулировано в рамках более широкого понимания, соотносится с компетентностным подходом, поскольку готовность к воспроизводству гражданственности проявляется через компоненты личностного опыта будущего учителя.

Развитие потенциальных возможностей личностного гражданского опыта предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов. Это выступает следующим педагогическим условием. Опираясь на исследования структуры гражданственности [8; 13] и индивидуального личностного опыта человека [14; 18], к таким компонентам мы относим знания, составляющие целостную картину гражданского общества, его культуры, культуры взаимоотношений его граждан; умения и навыки, отражающие освоенные способы и виды деятельности и поведения человека как гражданина по отношению к другим членам общества и представителям национальной культуры. Вслед за исследователями утверждаем, что человек, самостоятельно принимающий решения, реализует только то, что для него является личностно значимым. Поэтому система личностных гражданских ценностей составляет ядро его гражданского опыта [18]. Целостное воспроизводство возможностей опыта как условия его развития связано с реализацией будущим учителем его гражданских ценностей при помощи знаний, умений и навыков в процессе творческой деятельности. Личностные гражданские ценности, рассматриваются нами как устойчивое стремление к пониманию общественных процессов, к поиску форм взаимодействия людей, позволяющих снимать возникающие противоречия на основе стремления будущего учителя к социально-культурологическим и морально-этическим общественным и общечеловеческим идеалам, переживаемым как значимые сами по

161

себе. Рассмотрение гражданских ценностей в качестве ядра личностного опыта и их развитие на основе воспроизводства других компонентов будет развивать способность будущего учителя к установлению оптимальных форм общественного взаимодействия, основанных на гармоничном сочетании личностных интересов и интересов общества и его культуры, занимать гражданскую позицию и принимать самостоятельные решения [18]. Подтверждение этим размышлениям мы находим в аксиологических исследованиях гражданственности. В них отмечается исключительная значимость ценностных основ развития гражданственности студентов [11; 15].

Развитие гражданственности будущего учителя будет осуществляться успешно, если будут созданы педагогические условия оптимального воспроизводства компонентов рассматриваемого опыта. Одним из таких условий выступает соответствующий отбор содержания учебного материала. Мы согласны с исследователями, что потенциал развития гражданственности заключен практически во всех образовательных предметах, поскольку гражданственность как качество личности интегра-тивно. Основная задача заключается в актуализации обучающего и воспитывающего потенциала конкретных дисциплин [11; 19 и др.] Это предполагает определенную вариативность содержания. В то же время, считаем важным указать, что содержание должно иметь определенную инвариантность, позволяющую объединить вокруг себя весь спектр аспектов гражданственности. Такая инвариантность заключается, на наш взгляд, в морально-этической, социально-культурной и патриотической составляющей. Анализ исследований по проблеме позволяет утверждать, что данные содержательные аспекты в той или иной мере присутствуют в качестве необходимых компонентов содержания формирования и развития гражданственности в подавляющем большинстве работ [5; 10; 11]. В нашем исследовании ядром содержания развития гражданственности мы считаем знание, понимание и принятие моральной сопричастности родной стране, людям, национальной культуре, уважения к другим нациям и культурам, понимание и принятие норм, принципов и форм оптимального социокультурного межличностного и межкультурного взаимодействия, основанного на этической составляющей, ответственность за национальное, межнациональное, социокультурное единство людей на основе диалога [15].

Полагаем, что включение регионального компонента в процесс изучения иностранного языка будет способствовать развитию гражданственности студентов педагогического вуза. Краеведческий компонент, представляющий собой комплекс знаний о географических, природных, социально-политических, религиозных, экономических особенностей региона воспринимается студентом как нечто близкое, так как связано с его жизнью, с жиз-

нью его родителей и друзей. Историческое прошлое, а также настоящее, через призму краеведения наиболее близко и понятно студенту, делает учебный материал личностным, более доступным, повышает мотивацию обучения.

Процесс развития гражданственности у студентов педагогического вуза будет происходить наиболее эффективно, если они вовлечены в активную самостоятельную и внеаудиторную деятельность. Под самостоятельной работой мы понимаем организованную и управляемую деятельность, которая готовит базу для самостоятельного развития студентами их гражданственности. Вслед за исследователями [21] полагаем, что гражданские качества личности формируются там, где студенты принимают участие в самоуправлении, могут самостоятельно принимать решения и решать проблемы, организовывать и реализовывать проекты. В процессе аудиторной работы студенты усваивают профессиональные знания и умения, необходимые учителю, гражданину. При выполнении самостоятельной работы они учатся вести самостоятельную исследовательскую работу, что способствует самообразованию и саморазвитию. При этом каждый участник учебной группы имеет возможность раскрыть свой потенциал в разных социально-значимых видах деятельности, проявляя социальную активность, формируя при этом готовность к успешному выполнению своей профессиональной деятельности. При выполнении самостоятельной, а также внеаудиторной работы студенты оценивают и усваивают знания, полученные на занятиях, а также имеют возможность самостоятельно оценить и принять нормы, ценности и идеалы общества, самостоятельно реагировать на ситуации, в которых происходит проявление гражданских качеств. Самостоятельная и внеаудиторная работа дает возможность будущим учителям участвовать во всех сферах студенческой жизни: в научно-исследовательской, общественно-полезной, творческой, благотворительной, спортивной, волонтерской и т.д. В качестве внеаудиторной работы можно использовать следующие виды деятельности: научные кружки (например, по лингвострановедению, аналитическому чтению и др.), встречи с интересными людьми (опытными учителями, переводчиками, участниками военных действий), диспуты, экскурсии, соревнования.

Самостоятельная работа в первую очередь способствует включению студентов в активную научно-исследовательскую деятельность. При организации самостоятельной деятельности можно использовать такие методы и приемы, как педагогическая мастерская, метод проектов, метод кейсов и др.

Считаем, что целесообразна ориентация в том числе преподавателей вуза на общечеловеческие ценности. Это предполагает, что педагог не только компетентно преподает профессиональные знания, владеет современными технологиями обучения, но и способен к профессиональной активности, готов

управлять самостоятельной и внеаудиторной деятельностью студентов, постоянно транслирует себя гражданином своей страны, активно выступает за сохранение в обществе гуманистических, нравственных и гражданских ценностей, являясь тем самым проводником гражданственности своим личным примером. Педагог высшей школы должен не только давать предметные знания (в нашем случае знания по иностранным языкам), но и, используя традиционные и инновационные педагогические технологии, заниматься воспитанием будущих учителей. Педагог должен служить образцом гражданского поведения, демонстрируя успешность в профессиональной деятельности, повышая тем самым мотивацию студентов к обучению и укрепляя их гражданскую позицию. Кроме этого, преподавателю высшей школы необходимо идти в ногу со временем, чтобы чувствовать потребности студентов и организовывать эффективное педагогическое взаимодействие, строить правильный диалог. Продуктивно организуя учебный процесс, педагог может способствовать повышению социальной активности будущих учителей, осознанию гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека [17]. Педагог высшей школы должен реализовать свою гражданскую позицию через сочетание патриотизма, моральных ценностей и правовой культуры.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Развитие гражданственности будущего учителя будет проходить эффективно, если будут соблюдены такие педагогические условия, как:

1. Развитие рассматриваемого качества выступает целью и осуществляется в рамках развивающего гражданского образования. Это предполагает не только полное освоение студентами общественного гражданского опыта, но и актуализацию на его основе потенциальных возможностей личностного гражданского опыта.

2. Развитие потенциальных возможностей личностного гражданского опыта предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов. При этом личностные

гражданские ценности выступают ядром указанного опыта, поскольку обеспечивают устойчивое стремление к пониманию общественных процессов, к поиску форм взаимодействия людей, позволяющих снимать возникающие противоречия на основе стремления будущего учителя к социально-культурологическим и морально-этическим общественным и общечеловеческим идеалам

3. Инвариантом содержания развития гражданственности выступят морально-этический, патриотический и социально-культурный компоненты. Обосновано будет включение краеведческих элементов в изучение иностранного языка с целью развития гражданственности и повышения мотивации к обучению.

4. Студенты педагогического вуза привлекаются к активной самостоятельной деятельности, которая подготовит основу для самостоятельного развития студентами их гражданственности. Самостоятельная деятельность при этом выступает как организованная и управляемая.

5. Рационально ориентировать преподавателей вуза, способных наиболее эффективно развивать гражданственность у студентов, на непрерывную трансляцию общечеловеческих ценностей. Педагог представляет собой образец гражданского поведения, демонстрирует успешность в профессиональной деятельности.

В процессе исследования были даны ответы на все поставленные вопросы. Результаты, полученные в исследовании, вносят вклад в развитие теории гражданского воспитания и подготовки будущего учителя. Дальнейшее исследование связано с разработкой дидактических условий развития гражданственности студентов педагогического вуза средствами иностранного языка.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Развитие гражданственности студентов педагогического вуза средствами иностранного языка» (№ 16-342 от 26.05.2023 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Власова, Е. Л. Критерии и параметры современного гражданского образования и воспитания учащихся / Е. Л. Власова. - Текст : электронный // Вестник УРАО. - 2011. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-parametry-sovremennogo-grazhdanskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-uchaschihsya (дата обращения: 14.05.2023).

2. Габидуллин, И.Ф. Гражданское образование как основа российского общества / И.Ф. Габидуллин. - Текст : электронный // КПЖ. - 2012. - № 3 (93). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-kak-osnova-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 13.06.2023).

3. Джилкишиева, М.С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи / М.С. Джилкишиева. - Текст : непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 49-52.

4. Домбровская, И.И. Современные педагогические подходы к воспитанию гражданственности / И.И. Домбровская, В.А. Миллер, Н.Б. Усатюк. - Текст : электронный // Национальные приоритеты России. - 2014. - № 4 (14). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-podhody-k-vospitaniyu-grazhdanstvennosti (дата обращения: 12.06.2023).

5. Дорошук, Л.А. Организационно-педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя / Л.А. Дорошук. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета.

- 2017. - № 1 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-grazhdanskoy-pozitsii-buduschego-uchitelya-1 (дата обращения: 11.06.2023).

6. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова,

H.С. Стерхова. - Текст : непосредственный // Generaland Professional Education. - 2012. - № 1. - C. 8 - 14.

7. Куршев, А.В. Структура гражданственности личности / А.В. Куршев. - Текст : электронный // АНИ: педагогика и психология. - 2015. - № 4 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-grazhdanstvennosti-lichnosti (дата обращения: 22.04.2023).

8. Куршев, А.В. Сущность и особенности процесса формирования гражданственности у курсантов высших учебных заведений / А.В. Куршев. - Текст : электронный // Вестник КГУ. - 2006. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-protsessa-formirovaniya-grazhdanstvennosti-u-kursantov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 01.06.2023).

9. Маленков, В.В. Функции гражданского образования: приоритеты учителей / В.В. Маленков. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2021. - № 23 (3) - С. 35-57.

10. Мальковец, Н.В. Гражданское образование студенты: компетентностный подход / Н.В. Мальковец. - Текст : электронный // Вестник КемГУ. - 2013. - № 4 (56). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7grazhdanskoe-obrazovanie-studentov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 28.05.2023).

11. Морозова, С.А. Гражданское образование как понятие и педагогическое явление / С. А. Морозова. - Текст : электронный // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-kak-ponyatie-i-pedagogicheskoe-yavlenie (дата обращения: 01.05.2023).

12. Низамова, Ч.И. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий / Ч.И. Ни-замова, С.Г. Добротворская. - Текст : непосредственный // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2019.

- № 4. - С. 623-628.

13. Потехина, Е.Н. Сущностные характеристики понятия "гражданственность": современный контекст / Е.Н. Поте-хина. - Текст : электронный // Педагогическое искусство. - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-ponyatiya-grazhdanstvennost-sovremennyy-kontekst (дата обращения: 24.04.2023).

14. Савва, Л.И. Сущность, содержание и структура личностного потенциала студентов университета / Л.И. Савва, Д.А. Хабибулин, В.В. Егоров. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11. - № 2. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN223.pdf (дата обращения: 14.05.2023).

15. Савотина, Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н.А. Саво-тина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 37-45.

16. Тимофеев, А.И. Гражданственность как социально-педагогический феномен / А.И. Тимофеева. - Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvennost-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 10.05.2023).

17. Фокина, И.В. Роль педагога в формировании гражданского самосознания студента / И.В. Фокина. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 4-1. - С. 360-365.

18. Худякова, Н.Л. Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методо-логическое обоснование / Н.Л. Худякова, А.Б. Невелев, В.С. Невелева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2020. - № 22 (7). - С. 9-32.

19. Чухин, С.Г. Основные парадигмы современного гражданского образования / С.Г. Чухин. - Текст : электронный // ОНВ. - 2015. - № 4 (141). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/osnovnye-paradigmy-sovremennogo-grazhdanskogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.05.2023).

20. Чухин, С.Г. Сущность, функции и содержание гражданского образования / С.Г. Чухин. - Текст : электронный // ОНВ. - 2015. - № 1 (135). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-funktsii-i-soderzhanie-grazhdanskogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.05.2023).

21. Шапирова, Р.Р. Моделирование процесса формирования гражданственности студентов педагогического вуза / Р.Р. Шапирова. - Текст : непосредственный // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. -№ 4. - С. 76-78.

REFERENCES

I. Vlasova E.L. Kriterii i parametry sovremennogo grazhdanskogo obrazovanija i vospitanija uchashhihsja [Criteria and parameters of modern civic education and education of students]. Vestnik URAO [Bulletin of URIE], 2011, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-parametry-sovremennogo-grazhdanskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-uchaschihsya (Accessed 14.05.2023).

2. Gabidullin I. F. Grazhdanskoe obrazovanie kak osnova rossijskogo obshhestva [Civil education as the basis of Russian society]. KPZh [Kazan Pedagogical Journal], 2012, no. 3 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obra-zovanie-kak-osnova-rossiyskogo-obschestva (Accessed 13.06.2023).

3. Dzhilkishieva M.S. Sovremennye metodologicheskie podhody k formirovaniju grazhdanstvennosti i patriotizma studench-eskoj molodezhi [Modern methodological approaches to the formation of citizenship and patriotism of student youth]. Mezhdu-narodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 4-1, pp. 49-52.

4. Dombrovskaja I.I., Miller V.A., Usatjuk N.B. Sovremennye pedagogicheskie podhody k vospitaniju grazhdanstvennosti [Modern pedagogical approaches to the education of citizenship]. Nacional'nye prioritety Rossii [Nationalpriorities of Russia], 2014, no. 4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/sovremennye-pedagogicheskie-podhody-k-vospitaniyu-gra-zhdanstvennosti (Accessed 12.06.2023).

5. Doroshuk L.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija grazhdanskoj pozicii budushhego uchitelja [Organizational and pedagogical conditions for the development of the civic position of the future teacher]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Journal of ShadrinskState Pedagogical University], 2017, no. 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-grazhdanskoy-pozitsii-buduschego-uchitelya-1 (Accessed 11.06.2023).

6. Ippolitova N.V., Sterhova N.S. Analiz ponjatija «pedagogicheskie uslovija»: sushhnost', klassifikacija [Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification]. GeneralandProfessional Education, 2012, no.1, pp. 8-14.

7. Kurshev A. V. Struktura grazhdanstvennosti lichnosti [Personality Citizenship Structure]. ANI: pedagogika ipsihologija [API: Pedagogy and Psychology], 2015, no. 4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-grazhdanstvennosti-lich-nosti (Accessed 22.04.2023).

8. Kurshev A.V. Sushhnost' i osobennosti processa formirovanija grazhdanstvennosti u kursantov vysshih uchebnyh zavedenij [The essence and features of the citizenship formation process among cadets of higher educational institutions]. Vestnik KGU [Bulletin of KSU], 2006, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-protsessa-formi-rovaniya-grazhdanstvennosti-u-kursantov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (Accessed 01.06.2023).

9. Malenkov V.V. Funkcii grazhdanskogo obrazovanija: prioritety uchitelej [Civic Education Functions: Teacher Priorities]. Obrazovanie i nauka [Science and education], 2021, no. 23(3), pp. 35-57.

10. Mal'kovec N.V. Grazhdanskoe obrazovanie studenty: kompetentnostnyj podhod [Civil education students: competence approach]. Vestnik KemGU [KemSU Bulletin], 2013, no. 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obra-zovanie-studentov-kompetentnostnyy-podhod (Accessed 28.05.2023).

11. Morozova S.A. Grazhdanskoe obrazovanie kak ponjatie i pedagogicheskoe javlenie [Civil education as a concept and pedagogical phenomenon]. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta [Universum: Herald of Herzen University], 2008, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-kak-ponyatie-i-pedagogicheskoe-yavlenie (Accessed 01.05.2023).

12. Nizamova Ch.I., Dobrotvorskaja S.G. Analiz i utochnenie definicii i klassifikacionnyh grupp pedagogicheskih uslovij [Analysis and clarification of the definition and classification groups of pedagogical conditions]. Voprosy zhurnalistiki, peda-gogiki, jazykoznanija [Issues of journalism, pedagogy, linguistics], 2019, no. 4, pp. 623-628.

13. Potehina E.N. Sushhnostnye harakteristiki ponjatija "grazhdanstvennost'": sovremennyj kontekst [Essential characteristics of the concept of "citizenship": modern context]. Pedagogicheskoe iskusstvo [Pedagogical art], 2018, no.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-ponyatiya-grazhdanstvennost-sovremennyy-kontekst (Accessed 24.04.2023).

14. Savva L.I., Habibulin D.A., Egorov V.V. Sushhnost', soderzhanie i struktura lichnostnogo potenciala studentov universiteta [The essence, content and structure of the personal potential of university]. Mir nauki. Pedagogika ipsihologija [World of science. Pedagogy and psychology], 2023, vol. 11, no. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN223.pdf (Accessed 14.05.2023).

15. Savotina N.A. Grazhdanskie cennosti v kontekste problem socializacii studencheskoj molodezhi [Civic values in the context of the problems of socialization of student youth]. Pedagogika [Pedagogy], 2010, no. 7, pp. 37-45.

16. Timofeev A.I. Grazhdanstvennost' kak social'no-pedagogicheskij fenomen [Citizenship as a social and pedagogical phenomenon]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/grazhdanstvennost-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen (Accessed 10.05.2023).

17. Fokina I.V. Rol' pedagoga v formirovanii grazhdanskogo samosoznanija studenta [The role of the teacher in the formation of the civil identity of the student]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2010, no. 4-1, pp. 360-365.

18. Hudjakova N.L., Nevelev A.B., Neveleva V.S. Lichnostnaja kul'tura kak cel' nepreryvnogo razvivajushhego obrazovanija: filosofsko-metodologicheskoe obosnovanie [Personal culture as the goal of continuous developing education: philosophical and methodological justification]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2020, no. 22 (7), pp. 9-32.

19. Chuhin S.G. Osnovnye paradigmy sovremennogo grazhdanskogo obrazovanija [Basic paradigms of modern civic education]. ONV [Omsk Scientific Bulletin], 2015, no. 4 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-paradigmy-sov-remennogo-grazhdanskogo-obrazovaniya (Accessed 18.05.2023).

20. Chuhin S.G. Sushhnost', funkcii i soderzhanie grazhdanskogo obrazovanija [The essence, functions and content of civic education]. ONV [Omsk Scientific Bulletin], 2015, no. 1 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-funktsii-i-soderzhanie-grazhdanskogo-obrazovaniya (Accessed 14.05.2023).

21. Shapirova R.R. Modelirovanie processa formirovanija grazhdanstvennosti studentov pedagogicheskogo vuza [Modeling of the process of formation of citizenship of students of a pedagogical university]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2010, no. 4, pp. 76-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: makare2208@gmail.com.

Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: helen-a2003@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Makarova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: makare2208@gmail.com.

E.A. Sorokina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: helen-a2003@mail.ru.

УДК 377.5 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_166

Ксения Николаевна Петрова г. Ярославль

Предпосылки создания мобильного приложения для опережающей профессиональной подготовки

В статье отражены предпосылки создания мобильного интерактивного приложения для опережающей профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования железнодорожного транспорта к решению будущих профессиональных задач. Автор строит свои гипотезы на основании теории поколений, разработанной Н. Хоувом и В. Штраусом. Ему важно подчеркнуть необходимость изучения собственной целевой аудитории, отслеживать ее изменения, а также помнить, что поколения быстро взрослеют и сменяют друг друга. В работе представлен опыт Ярославского филиала ПГУПС по созданию и внедрению мобильного приложения по опережающей профессиональной подготовке студентов в рамках исследования по опережающему обучению, отражена его основная специфика и значимость для будущих работников железных дорог, выдвинута гипотеза об эффективности использования мобильных интерактивных приложений обучающимися организаций среднего профессионального образования.

Ключевые слова: мобильное интерактивное приложение, надпрофессиональные и профессиональные компетенции, цифровизация, корпоративные тесты, кейс-технологии, истории успеха, карьерные карты железнодорожника.

Kseniia Nikolaevna Petrova

Yaroslavl

Prerequisites for creating a mobile application for advanced professional training

The article reflects the prerequisites for creating a mobile interactive application for advanced professional training of students of secondary vocational education of railway transport to solve future professional tasks. The author builds his hypotheses on the theory of generations developed by N. Howe and V. Strauss. It is important for him to emphasize the need to study his own target audience, monitor its changes, and also remember that generations grow up quickly and replace each other. The paper presents the experience of the Yaroslavl branch of PGUPS in creating and implementing a mobile application for advanced vocational training of students as part of a study on advanced training, reflects its main specificity and significance for future railway workers, hypothesizes the effectiveness of using mobile interactive applications by students of secondary vocational education organizations.

Keywords: mobile interactive application, supra-professional and professional competencies, digitalization, corporate tests, case technologies, success stories, career maps of a railway worker.

Введение. В условиях цифровизации образования мобильные интерактивные приложения пользуются все большим успехом и популярностью среди молодежи. Под мобильным приложением подразумевается специальная программа для смартфона или андроида, которая выполняет ту или иную задачу [8]. Мобильное приложение - это программное изделие, разновидность прикладного программного обеспечения, предназначенная для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных (портативных, переносных, карманных) устройствах. Обеспечивает без привязки к стационарному компьютеру, «на ходу» необходимые

пользователю взаимодействия со Всемирной Сетью (либо устанавливается на устройстве благодаря такому взаимодействию - после скачивания на носимое пользователем устройство) [9].

О весомости и важности распространения мобильной индустрии убедительно свидетельствуют некоторые факты [3, 4]:

- первые мобильные приложения были разработаны более 20 лет назад, современные Интернет-магазины мобильных приложений появились в 2011 году;

- количество мобильных приложений в Интернет-магазинах достигло 6,5 млн. и с каждым днем увеличивается;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.