1.3. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОСВЕЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Маланкин Александр Валерьевич, аспирант кафедры истории России
Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Аннотация: В статье освещаются основные историографические подходы в изучении деятельности Русской православной церкви в России в ХХ - начале XXI века. Региональный аспект данной темы проанализирован на материалах Мордовии
Ключевые слова: Русская православная церковь, Россия, Мордовия, историография, государство, советская власть, периодизация, цензура, идеология, атеизм
HISTORIOGRAPHICAL APPROACHES IN COVENING THE ACTIOVITIES RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN RUSSIA IN XX
- BEGINNING OF XXI CENTURY
Malankin Alexander V., postgraduate of Department of Russian history Study place: VPO «Mordovian State University named after N. P. Ogarev»
Abstract: This paper highlights the main historiographical approaches to the study of the activities of the Russian Orthodox Church in Russia in the twentieth century - beginning of the XXI century. Regional aspect of this topic is analyzed on the materials of Mordovia
Keywords: Russian Orthodox Church, Russia, Mordovia, historiography, state, Soviet authorities, periodization, censorship, ideology, atheism
Историография истории Русской православной церкви в хХ - начале XXI в. в целом соответствует общей периодизации истории Российского государства и может быть условно разделена на три основных этапа: дооктябрьский (до октября 1917 г.), советский (с октября 1917 до начала 1990-х гг.) и современный (с начала 1990-х гг. и по настоящее время).
Еще в дооктябрьский период было написано значительное число работ по многовековой истории Русской православной церкви как церковными, так и светскими авторами. В этом огромном перечне следует особо сказать о фундаментальных трудах митрополита Ма-кария (Булгакова) и Е. Е. Голубинского по истории Русской православной церкви1, созданных на базе широкого круга разнообразных источников и работ предшественников. Им присущи основательность анализа проблематики, скурпулезность в подборе материалов, критичность оценок по многим вопросам. Попытки осмыслить положение РПЦ в Российской империи, предложить пути выхода из сложившегося кризиса веры предпринимали и придерживающиеся различных политических взглядов и подходов знаменитые русские писатели и философы XIX - начала XX вв., такие как И. С. Аксаков, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев и др.2 Они призывали менять сложившиеся в стране государственно-церковные отношения, полагая, что их практика пагубно влияет не только на саму РПЦ, но и государство, все россий-
1 Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Т. !-!!, М., 1904-1911; Макарий, митрополит Московский. История Русской церкви. Т. [-X. Спб., 1887-1902.
2 Аксаков И. С. Наше знамя - русская народность. М., 2008; Герцен А. И. Об атеизме, религии, церкви. М., 1976; Толстой Л. Н. Церковь и государство // Полн. собр. соч., т. 23; Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 и др.
ское общество. О потере Церковью нравственного влияния на свою паству, необходимости проведения церковной реформы много писал известный русский религиозный философ В. С. Соловьев3.
Оригинальная концепция исторического развития православной церкви и государственно-церковных отношений в России представлена в труде А. В. Кар-ташева «Очерки по истории Русской церкви»4. В ней автор последовательно рассмотрел исторический путь развития Церкви, показав, как она, постепенно теряя самостоятельность, особенно в синодальный период, фактически превращалась в орудие государственной власти, что, безусловно, вело к подрыву ее авторитета в народной среде.
Советский этап характеризовался практически безграничным господством в Советской России, а затем и в Союзе ССР атеистической концепции. В ее русле Церковь представлялась общественным институтом, противоречившим прогрессивному развитию страны. И утверждение о поэтапном преодолении и отмирании религиозных «предрассудков», «пережитков» стало центральной идеей большинства научных работ того времени. Деятельность государственных органов советской власти в отношении религии рассматривалась лишь с положительной стороны. Таким образом, очевидно, что сложившаяся в советской историографии концепция церковной истории ХХ в. была обусловлена политическими реалиями эпохи.
Следует отметить также, что в начале 1920-х гг. был еще возможен относительный плюрализм в освещении проблем положения РПЦ в России. Например,
3 Соловьев В. С. О духовной власти в России // Соч. 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 185-188; Он же. Как пробудить наши церковные силы // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 43-58.
4 Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 т. М., 1991.
оставались доступными работы таких русских религиозных философов, как С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, И. И. Ильин и евразийцы (Н. С. Трубецкой, П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоров-ский, М. М. Шахматов, Г. В. Вернадский, Л. П. Красавин и др.), многие из которых считали коммунизм своего рода религией со всеми присущими ей элементами, критиковали действия советского правительства в отношении церкви5.
В конце 1920-х гг. в отечественной историографии благодаря теоретическим работам и выступлениям видных партийных и государственных деятелей-сподвижников В. И. Ленина (П. А. Красикова, В. Д. Бонч-Бруевича, И. И. Скворцова-Степанова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Е. М. Ярославского и др.) сформировался определенный набор «установок» о роли и месте РПЦ в истории страны. Согласно им, церковь имела «контрреволюционную сущность», являлась одной из существенных основ разрушенной монархии. Эти концептуальные установки определили методологические основы советской историографии данной проблемы на долгие годы6.
Эпоха жесточайшей цензуры советского времени оставила глубокий след на издательской деятельности Московской Патриархии, которая была существенно ограничена. Единственным ее довоенным изданием являлся «Журнал Московской Патриархии», публиковавшийся небольшим тиражом и объемом в 1931-1935 годах. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы взаимоотношения между властью и РПЦ несколько улучшились. В 1943 г. было возобновлено издание «Журнала Московской Патриархии». Большим событием стало также опубликование в 1947 г. Московской Патриархией сборника «Патриарх Сергий и его духовное наследие», в который частично были включены интересные церковные документы и статьи отдельных представителей православного духовенства. Однако в целом публикационная активность православной церкви в те годы оставалась весьма мала.
В связи с принятием постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. о возобновлении систематической антирелигиозной пропаганды гонения на православную церковь активизировались. Вместе с тем, наметился рост интереса к ее истории, особенно в вопросах взаимоотношений Церкви и государства. Необходимо отметить, что после ХХ съезда КПСС в условиях «оттепели» демократические веяния способствовали некоторым переменам в рассмотрении многих вопросов отечественной истории, в том числе и в отношении истории церкви. Однако в целом идеолого-теоретическая база исторических работ по-прежнему не выходила за рамки оценочных параметров с позиций атеизма.
Появившиеся в СССР во второй половине 1950-1980 гг. научные труды по религиозной тематике, можно оценивать как разноплановые, поскольку это исследования социологического, философского, юридического, исторического и других направлений. Тематика ра-
5 См.: Булгаков С. Н. Православие. М., 2001; Бердяев Н. А. Указ. соч. и др.
6 Красиков П. А. На церковном фронте (1918-1923). М., 1923; Луначарский А. В. Христианство или коммунизм. Диспут с митрополитом А. Введенским. М., 1926; Бонч-Бруевич В. Д. «Живая церковь» и пролетариат. М., 1927; Скворцов-Степанов И. И. О живой церкви. М., 1922; Ярославский Е. М. 10 лет на антирелигиозном фронте. М., 1927 и др.
бот стала разнообразнее, увеличилось количество и качество самих исследований.
Проблемы непростых взаимоотношений новой власти и РПЦ в первые годы после прихода к власти в России партии большевиков проанализировали в своих трудах М. М. Персиц, В. Ф. Зыбковец, Р. Ф. Филиппова и др.7; тема изъятия церковных святынь и ценностей во время голода 1921-1922 гг. разрабатывалась И. А. Чемерисским, Р. Ю. Плаксиным, Ю. А. Поляковым и др. ; анализу внутрицерковной борьбы и ее влияния на эволюцию православия, истории обновленческого раскола посвящены работы Н. С. Гордиен-ко, А. К. Козыревой, П. К. Курочкина, М. М. Шейман, А. А. Шишкина и др.9; характеристика партийной политики и деятельности атеистических организаций в 19201930 гг. дана в исследованиях Г. В. Воронцова и Б. Н. Коновалова10.
Начавшиеся во второй половине 1980-х гг. в СССР по инициативе КПСС «перестройка», «демократизация» и «гласность» привели к тому, что религия перестала рассматриваться как однозначно враждебная социализму идеология. Начался слом и советской системы церковно-государственных отношений. Благодаря предоставленной свободе исследований и началу активизации работы по рассекречиванию фондов центральных и региональных государственных архивов, появилось больше возможностей для научного поиска с опорой на более широкую базу источников. Впоследствии светско-академическая и церковно-историческая науки стали теснее взаимодействовать друг с другом, получив новые перспективы развития.
Одним из толчков к оптимизации изучения государственно-церковных отношений послужила подготовка к празднованию в 1988 г. 1000-летия крещения Руси11. Примером новых подходов критического осмысления церковной политики советского государства стало коллективное исследование «Русское православие: вехи истории», изданное под редакцией крупного религиоведа А. И. Клибанова. В нем авторы осуждали антирелигиозную политику Н. С. Хрущева, проводя идею построения гармоничных отношений государства и РПЦ в условиях начавшейся «перестройки»12.
7 Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). М., 1958; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в советской России (1917-1921 гг.). М., 1975 и др.
8 Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968; Чемирисский И. А. Изъятие в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1962. Вып. 10. С. 186-212; Поляков Ю. А. 1921-й: победа над голодом. М., 1975 и др.
9 Козырева А. К. Христианский социализм обновленческой церкви // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1967. Т. 284; Шейнман М. М. Обновленческое движение в русской православной церкви после Октября // Вопросы научного атеизма. М., 1966. Вып. 2. С. 41-64; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Курочкин П. К. Эволюция современного православия. М., 1970; Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-е - 80-е годы ХХ столетия). М., 1984 и др.
10 Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания трудящихся в действии (1917 - 1937 гг.). М., 1973; Коновалов Б. Н. Союз воинствующих безбожников // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып. 4. С. 63-93 и др.
11 Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов (полемические заметки). Л., 1986; Красников Н. П. Русское православие: история и современность. М., 1988; Тихонова Г. Ю. Новые тенденции в идеологии русского православия 80-х гг. М., 1988 и др.
12 Русское православие. Вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов.
М., 1989.
Одним из первых светских научных учреждений, установивших тесные контакты с РПЦ, стал Институт российской истории РАН, при котором в 1990 г. был открыт Центр истории религии и церкви, целенаправленно занимающийся изучением истории Церкви в Советском государстве. Сотрудники этого центра стали активными участниками создания фундаментального многотомного издания «Православная энциклопедия» 13. Крупным исследовательским центром по изучению новейшей истории церкви стал также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, много занимающийся публикацией церковных документов и изданием трудов по церковной истории. Кроме того, университет ежегодно организуют международную богословскую конференцию, самая обширная из секций которой по сложившейся традиции рас-
~ ~ 14
сматривает вопросы новейшей церковной истории .
Быстрый рост постсоветской историографии по вопросам религиозной тематики кардинально меняет осмысление проблемы изучения истории РПЦ в XX веке. Особое место в ряду тех, кто изучал и вводил в научный оборот новые источники принадлежит бывшему работнику Совета по делам религий, известному историку М. И. Одинцову1 . В современной историографии разрабатываются в основном два направления в исследовании проблем истории РПЦ в ХХ - начале ХХ1 в., а именно - изучение государственной религиозной политики в отношении Церкви и рассмотрение вопросов внутрицерковной жизни. Существенный вклад в исследование указанной проблематики в рамках сталинского и хрущевского периодов советской истории внесли историки А. Н. Кашеваров и М. В. Шка-ровский16. Они попытались воссоздать обобщающую картину государственно-церковных отношений, введя в научный оборот ряд до сих пор неизвестных источников, восполнили некоторые пробелы в знаниях по истории Церкви, что дало возможность по-новому взглянуть на некоторые уже разработанные аспекты темы, внести коррективы в устоявшиеся концепции.
Значительный интерес вызывают недавние исследования, посвященные «потеплению» отношений советского государства к РПЦ в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Во многих публикациях современных авторов по этой теме раскрывается значительный вклад РПЦ в победу над фашистской Германией и послевоенное восстановление народного хозяйства, «залечивание ран», нанесенных войной. При этом многие из них указывают на то, что еще в предвоенные годы православная церковь объективно начала укреплять свои позиции в обществе, что было во многом связано с возвращением в состав нашей страны западных территорий с не разрушенной церковной жизнью и прекраще-
13 Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 1-10. М., 2000-2005; Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000.
14 См.: Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 1996-2013.
15 Одинцов М. И. Государство и Церковь: 1917-1938 гг. М., 1991; Его же. Государство и церковь (история взаимоотношений 1917-1938 гг.). М., 1994; Его же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995 и др.
16 Кашеваров А. Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви, 1917-1945 гг. Спб., 1995; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 гг. СПб., 1995; Его же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве / Государственно-церковные отношения в СССР 1939-1964 гг. М., 1999 и др.
17
нием политики гонений на верующих и духовенство .
Существенно расширила круг изучаемых проблем и современная церковная историография. С 1990-х гг. начался процесс рассекречивания большого комплекса архивных документов советского периода по репрессиям государства в отношении духовенства и верующих. Изучением данной проблематики много занимались церковные историки, издавшие затем ряд работ («Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» в 7 томах, подготовленная игуменом Дамаскиным (Орловским), «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии», «За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 19171956» и др.). Эта же тематика много освещалась и в работах представителей Русского Зарубежья. Но поскольку их авторы были оторваны от всего корпуса документальных источников и опирались, в основном, на свидетельства очевидцев и материалы прессы, то эти исследования носят в основном публицистический характер и не могут претендовать на полноту в освещении обозначенной темы.
В конце ХХ в. была издана целая серия церковно-исторических исследований, значительно обогативших историографию проблемы. Одним из авторитетных представителей церковной исторической науки является протоиерей Владислав Цыпин, опубликовавший ряд книг по истории РПЦ18. М. И. Вострышев и С. Фомин посвятили свои труды стоявшим во главе РПЦ в 1920-1930-е гг. высшим церковным иерархам - Патриарху Тихону и митрополиту Сергию19, А. Николиным были рассмотрены вопросы правовых отношений РПЦ и советского государства20. Попытка комплексного подхода к исследованию истории РПЦ в СССР предпринята в работах Д. Константинова, справедливо полагавшего, что история Русской православной церкви это не только история Московской Патриархии в лице ее иерархов и клириков, а, прежде всего, - жизнь рядовых верующих21. Интересная работа о репрессиях большевиков против «инакомыслящих», в том числе лиц религиозного звания и верующих, написана С. П. Мельгуновым22. Среди зарубежных исследований, представивших довольно объективную картину процесса развития отношений советской власти и РПЦ,
17 См.: Якунин В. Н. Русская православная церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Его же. Вклад русской православной церкви в победу над фашизмом и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. Самара, 2002 и др.
18 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917-1990 гг. М., 1994; Его же. Русская Церковь (1917-1925), М., 1996; Его же. Русская Церковь (1925-1938). М., 1999; Его же. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. 5-е изд. М., 2012 и др.
19 Вострышев М. И. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М., 1990; Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) / сост., вступ. статья, комент. С. Фомина. М., 2003.
20 Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.
21 Константинов Д. Зарницы духовного возрождения. (Православная церковь в СССР в конце шестидесятых - начале семидесятых). Лондон, 1973; Его же. Гонимая Церковь: Русская православная церковь в СССР. М., 1999.
22 Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990.
вызывают интерес труды Д. В. Поспеловского23.
Заметным явлением в отечественной историографии рассматриваемой нами проблемы с начала 1990-х гг. становятся региональные исследования. Благодаря им открылись возможности для уточнения общей картины того, что в целом представляла собой РПЦ в советский период ее истории. Исследователям в регионах удалось выявить особенности церковной политики властей на местах, проанализировать сходство и расхождения теоретических установок власти в религиозных вопросах с их практической реализацией, собрать огромный фактический материал по разным аспектам церковной жизни.
Анализ диссертационных работ и научных монографий 1990-2000-х гг. показывает, что в основном предметом их исследования являлись региональные аспекты изменения политики государства в отношении РПЦ после октябрьской революции 1917 г., поиск новых форм организации Церкви на протяжении советского периода, развитие атеистической пропаганды и борьба с религиозными пережитками, массовые репрессии среди священнослужителей и верующих. Выбор такой тематики вполне объясним, ибо новая власть стремилась не просто свести к минимуму влияние РПЦ на общество, но, в конечном итоге, в ходе строительства социализма и коммунизма добиться полного искоренения религиозности из сознания советских людей. К примеру, на материалах Тамбовской губернии, попытки осмысления провинциальных проблем государственно-церковных отношений в послеоктябрьское десятилетие представлено в работе А. А. Аленова, на материалах Вяткой губернии - А. Г. Полякова, на материалах Уральского региона - М. В. Була-вина, Архангельского Севера - С. М. Михайлова и др.24 Отдельные научные исследования в российских регионах были посвящены периоду активизации атеистической и репрессивной политики в отношении РПЦ в конце 1920-х-1930-е годы. Так, на материалах Урала данная проблема рассматривалась в работах П. В. Каплина, на материалах Западной Сибири - П. В. Гай-лит25.
Новейшая историография пополнилась научными трудами, в которых взаимоотношения РПЦ и власти анализируются на протяжении отдельных этапов развития советской государственности. Среди таких исследований выделим работы Н. А. Басова о Русской православной церкви в Карелии в 1918-1941 гг., Ф. Н. Козлова об отношениях государства и Церкви в 1917 -начале 1940-х гг. в Чувашии, Э. Д. Малюковой о про-
23 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Его же. Православная церковь в истории Руси, России и СССР: учеб. пособие. М., 1996.
24 Аленов А. Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг.: на материалах Тамбовской губернии. Дис... канд. ист. наук. Тамбов, 2004; Поляков А. Г. Церковно-государственные отношения в 1917 - середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Авто-реф. дис. канд. ист. наук. Сыктывкар, 2007; Булавин М. В. Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России в 1917-1927 гг. (на примере Урала). Автореф. дис. д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2000; Михайлов С. В. Государство и церковь: отношения органов власти, религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. Архангельск, 1998.
25 Каплин П. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти в СССР в 1927 - 1938 гг.: на материалах Урала. Автореф. дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006; Гайлит О. А. Религиозная политика Советского государства по отношению к Русской Православной Церкви в конце 1920-х -1930-е гг.: на материалах Западной Сибири. Дис. канд. ист. наук. Омск, 2002 и др.
блемах взаимоотношений РПЦ и Советской власти в 1918-1937 гг. на примере Пензенского края, Ю. В. Хрусталева о РПЦ в центре и на периферии в 19181930-х гг. на материалах Новгородской епархии и др.26 Сведения по данному вопросу по областям Верхнего Поволжья можно почерпнуть из публикаций О. А. Прядкиной, по Тамбовской области - С. А. Чеботарева, областям Центральной России - Ю. В. Гераськи-на27. Однако несмотря на то, что работ по данной проблематике появилось немало, на наш взгляд, до сих пор не все вопросы истории РПЦ в XX в. на уровне регионов, в том числе и в поволжских, изучены достаточно полно и глубоко.
Проблемы развития РПЦ в Мордовском крае, ее взаимоотношений с властью, роли в российском социуме на протяжении ХХ-ХХ1 в. нашли отражение и в трудах историков Мордовии. В советский период можно выделить немного опубликованных работ, в которых в той или иной степени затрагивалась указанная проблематика. Обычно в их основе лежали все те же тезисы о враждебности РПЦ в отношении советской власти, противодействии проводимой ею политике в социально-экономической и социокультурной сферах в послеоктябрьский период, об успехах атеистической пропаганды среди жителей региона28.
Глубиной анализа прошедшего исторического пути Русского православия на территории Мордовии в общем контексте развития религиозной жизни мордовского народа отличаются научные труды Н. Ф. и Е. Н. Мокшиных. Еще в 1968 г. Н. Ф. Мокшин опубликовал книгу «Религиозные верования мордвы», в которой была подробно рассмотрены место и роль традиционных верований мордвы на разных этапах ее истории. В 1998 г. монография была дополнена собранными за прошедшие тридцать лет новыми материалами и наблюдениями и переиздана. В нее были включены материалы Е. Н. Мокшиной, связанные с анализом религиозности мордовского населения в советский период, ростом влияния религии и церкви в связи с распадом Советского Союза, взаимодействием РПЦ с активизирующимся национальным движением мордовского народа29. В дальнейшем разработка указанных вопросов получила свое продолжение в монографии Е. Н.
26 Басова Н. А. Русская православная церковь в Карелии в 19181941 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006; Козлов Ф. Н. Взаимоотношение государства и Русской православной церкви в 1917 - начале 1940-х гг. (по материалам Чувашии). Автореф. дис. канд. ист. наук. Саранск, 2009; Малюкова Э. Д. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти в 1918-1937 гг.: на примере Пензенского края. Автореф. дис. канд. ист. наук. Самара, 2010; Хрусталев М. Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х гг. (на материалах Новгородской епархии). Дис. канд. ист. наук. Архангельск, 2004 и др.
27 Гераськин, Ю. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви, общества и власти в конце 1930-х -1991 гг. (на материалах областей Центральной России). Автореф. дис. д-ра ист. наук. Рязань, 2008; Прядкина О. А. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1941-1954 гг. (на материалах областей Верхнего Поволжья). Автореф. дис. канд. ист. наук. Кострома, 2004; Чеботарев С. А. Отношения государства и церкви в середине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Тамбовской области). Автореф. дис. канд. ист. наук. Тамбов, 2001.
28 Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972. С. 62-78; Альмяшева Л. Н., Иткин С. М. Атеизм и становление социалистической обрядности в Мордовии // В братской семье: по матер. респ. науч.-практ. конф. «Мордовия в братской семье советских народов»: сборник статей. Саранск, 1981. С. 234-237 и др.
29 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968;
Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 1998.
Мокшиной «Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века», а также в совместных книгах указанных авторов «Мордва и вера» и «Митрополит родом с Вада», многочисленных статьях30.
Работы Н. Ф. и Е. Н. Мокшиных дают возможность представить и оценить всю сложность, неоднозначность и противоречивость этноконфессиональных процессов в среде мордовского (эрзи и мокши) народа с древнейших времен до начала XXI столетия. В результате многолетних исследований Е. Н. Мокшина пришла к выводу, что религиозная жизнь мордвы со второй половины XIX и до начале XXI в. испытала три качественных перелома: первый (дореволюционный) был связан с переходом от формального крещения к более глубокой, сущностной христинизации; второй (в условиях советского режима) сопровождался гонениями на религию, когда атеизация была возведена в ранг государственной политики; третий (постсоветский) ознаменован подлинной свободой вероисповедания и избавлением от атеистического прессинга31.
Религиозные основы этноправосудия у мордовского народа, юридические начала его христианизации, проходившей весьма болезненно и длительно, впервые в юридической антропологии освещены в монографии Ю. Н. Сушковой «Этноправосудие у мордвы» и ряде статей32.
Определенный вклад в освещение развития православия на территории Мордовии внес А. И. Белкин, который в ряде работ попытался проанализировать госу-дарственно-цер ковные отношения с 1920-х до начала 1960-х годов3 . Исследование отличается историко-философским подходом в осмыслении роли Русской православной церкви в судьбе Российского государства и общества. В нем освещаются вопросы крещения Руси в 988 г., связи православия с русской философской мыслью XIX - начала XX в. и революционной идеологией, в том числе большевизмом. Взаимоотношения Советского государства и православной церкви, по мнению А. И. Белкина, развивались довольно противоречиво через поиск путей ее подчинения новой власти, развертывание антирелигиозной борьбы и массовых репрессий в 1920-1930-е гг., «потепление» политики в отношении РПЦ, начавшееся с 1943 г. и продолжавшееся до начала 1950-х гг., новые гонения на верующих в период правления Н. С. Хрущева.
Существенный вклад в освещение деятельности РПЦ
30 Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Саранск, 2003; Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 2006; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005; Они же. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012; Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013; Ее же. Религиозная жизнь мордовского народа в трудах российских и зарубежных исследователей // Социально-политические науки. 2012. № 1. М., С. 28-31 и др.
31 Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 2006. С.
32 Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы. Саранск, 2009; Ее же. Юридические традиции и дохристианские верования мордвы: междисциплинарное исследование // Социально-политические науки.
2011. № 1. М., С. 40-46; Ее же. Источниковая база исследований в области обычного права мордвы // Социально-политические науки.
2012. № 1. М., С. 54-63 и др.
33 Белкин А. И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-е - начале 60-х годов ХХ века (по материалам русского православия). Дис... канд. ист. наук. Саранск, 1995; Его же. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 1920-е - начале 1960-х годов (по материалам Русской Православной Церкви) // История в культуре, культура в истории: материалы V Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск, 2001. С. 231-246.
в Мордовии на различных этапах ее истории внес культуролог С. Б. Бахмустов. Так, в одной из его работ, написанной в соавторстве с историком В. И. Лаптуном, во многих подробностях представлена картина деятельности органов власти в 1920-1930-е гг. по уничтожению монастырей и церквей как духовных центров на территории современной Республики Мордовия34.
Отдельные вопросы, рассматриваемой нами темы изучались многими учеными Мордовии. Так, процесс ликвидации Саровской обители, являвшейся крупнейшим мужским монастырем России, освещался В. А. Юрченковым35; отдельные вопросы, связанные с усилением гонений на Церковь в конце 1920-х и 1930-е гг. в связи с проведением массовой коллективизации и раскулачивания, затрагивались в публикациях Т. Д. Надькинаъ36; репрессии советской власти в отношении священнослужителей рассматривались Ю. Г. Чин-дяйкиным37; патриотическая работа РПЦ в годы Великой Отечественной войны изучалась Н. Ф. Беляевой38 и т.д.
Постсоветский период в истории Русской православной церкви на территории Мордовии, длящийся уже более двадцати лет и сопровождающийся активной ее деятельностью по возрождению православной веры, храмостроительству освещается во многих научных и публицистических публикациях. Однако крупных обобщающих исследований по этой проблематике пока нет, делаются лишь попытки ее осмысления. Немало фактического материала о деятельности Саранской и Мордовской епархии содержится в работах «Саранская епархия: 1991-2001», «Я породнился с Мордовией», «Мордва», «Все о Мордовии», «Мордовия на рубеже веков», «Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995-2005», «Народы Мордовии», энциклопедии «Мордовия» и др.
Список литературы:
1. Аксаков И. С. Наше знамя - русская народность. М., 2008.
2. Аленов А. Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг.: на материалах Тамбовской губернии. Дис. канд. ист. наук. Тамбов, 2004.
34 Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. Саранск, 1991; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000; Его же. Православие в Мордовском крае: историко-культурологический аспект. Саранск, 2006 и др.
35 Юрченков В. А. Саровский монастырь: трудные 20-е годы // Саранские епархиальные ведомости. - 1993. - № 7-9. - С. 54-95 и др.
36 Надькин Т. Д. Советская власть и православная церковь в предвоенное десятилетие (по материалам Мордовии) // Од вий (молодая сила): сб. науч. статей аспирантов и докторантов / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2009. Вып. 1. С. 52-58; Его же. Антицерковная политика советского государства в годы довоенных пятилеток (по материалам Мордовии) // Научный православный взгляд на ложные исторические учения: матер. совместной конференции Русского культ.-просветит. фонда им. Св. Василия Великого и Института Российской истории РАН. М., 2011. С. 482411.
37 Чиндяйкин Ю. Г. Православная церковь в Мордовии в 1930-е гг. // Репрессии в Мордовии 1930-х гг. и их последствия: материалы респ. науч.-практ. конф. 27 мая 1998 г. / МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2004. С. 206-210.
38 Беляева Н. Ф. Деятельность Русской православной церкви в Мордовии в годы Великой отечественной войны // Научный православный взгляд на ложные исторические учения: матер. совместной конференции Русского культ.-просветит. фонда им. Св. Василия Великого и Института Российской истории РАН. - М., 2011. - С. 501507.
3. Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972.
4. Альмяшева Л. Н., Иткин С. М. Атеизм и становление социалистической обрядности в Мордовии // В братской семье: по матер. респ. науч.-практ. конф. «Мордовия в братской семье советских народов»: сборник статей. Саранск, 1981.
5. Басова Н. А. Русская православная церковь в Карелии в 1918-1941 гг. Автореф. дис... канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006.
6. Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. Саранск, 1991.
7. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 1998.
8. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005.
9. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012.
10. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Саранск, 2003; Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 2006.
11. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013.
12. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордовского народа в трудах российских и зарубежных исследователей // Социально-политические науки. 2012. № 1. М., С. 28-31.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Маланкина А. В. «Историографические подходы в освещении деятельности Русской православной
церкви в России в XX - начале XXI века» В статье аспиранта кафедры истории России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева А. В. Маланкина проанализированы подходы, сложившиеся в отечественной историографии в освещении деятельности Русской православной церкви в России в XX - начале XXI века, ее взаимоотношений с властными структурами. Автор привлек огромный массив научной и периодической литературы по теме своего исследования и дал не только довольно полный ее обзор, но и критический анализ, выделив при этом наиболее существенные аспекты. Подробно была проанализирована научная литература и на уровне регионов, особенно в Поволжье и Мордовии.
Рецензируемая статья написана на высоком научно-теоретическом уровне, автор продемонстрировал умение анализировать публикации по заявленной теме, делать аргументированные выводы и обобщения. В статье немало элементов новизны, оригинальности в трактовках материала, импонирует стиль изложения - логичный, ясный, убедительный. Считаю статью А. В. Маланкина содержательной, полезной и рекомендую ее к публикации.
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Е. Н. Мокшина