Научная статья на тему 'Историкоправовой анализ развития международноправового режима торговых портов'

Историкоправовой анализ развития международноправового режима торговых портов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДЫ МОРСКИХ ПОРТОВ / ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ТОРГОВЛЕ И МОРЕПЛАВАНИИ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ / WATER SEA PORTS / BILATERAL AGREEMENTS ON TRADE AND NAVIGATE / MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF COMMERCIAL PORTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков К. И.

В ходе проведенного исследования в статье формируются исторические аспекты, связанные с реализацией права в сфере в условиях правовой интеграции. На основании изученных материалов в данной статье отражены исторические моменты, связанные с нормативно-правовым формированием деятельности международно-правового режима, регламентирующего основные права и обязанности государств в соответствующем морском пространстве. Тема морских пространств не достаточно изучена и является актуальной на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF TRADE PORTS

In the course of study in the article formed the historical aspects related to the implemental of law in the fi eld in terms of legal integration based on the study of materials, in this article the historical aspects related to the formation of the regulatory activities of the international legal regime governing the fundamental rights and obligations of States relevant maritime space. Topic of maritime areas not adequately studied and is relevant for today.

Текст научной работы на тему «Историкоправовой анализ развития международноправового режима торговых портов»

УДК 341.221.25.28

UDC 341.221.25.28

К.И. ПОЛЯКОВ

аспирант кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета

Е-mail: [email protected]

K.I. POLYAKOV

graduate student of chair of the international and international private law of the Oryol state university E-mail: [email protected]

ИСТОРИКО-ПРАВОВОИ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LEGAL

REGIME OF TRADE PORTS

В ходе проведенного исследования в статье формируются исторические аспекты, связанные с реализацией права в сфере в условиях правовой интеграции. На основании изученных материалов в данной статье отражены исторические моменты, связанные с нормативно-правовым формированием деятельности международно-правового режима, регламентирующего основные права и обязанности государств в соответствующем морском пространстве. Тема морских пространств не достаточно изучена и является актуальной на сегодняшний день.

Ключевые слова: воды морских портов, двусторонние соглашения о торговле и мореплавании, механизм правового регулирования деятельности торговых портов.

In the course of study in the article formed the historical aspects related to the implemental of law in the field in terms of legal integration based on the study of materials, in this article the historical aspects related to the formation of the regulatory activities of the international legal regime governing the fundamental rights and obligations of States relevant maritime space. Topic of maritime areas not adequately studied and is relevant for today.

Keywords: water sea ports, bilateral agreements on trade and navigate, mechanism of legal regulation of commercial ports.

Современный торговый порт связывает большинство видов транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. Одновременно с производственной деятельностью в морских портах реализуется национальная морская, пограничная и таможенная политика.

Развитию производственных мощностей и расширению специализации российских портов в 19 веке послужил принятый в 1858 году Тяньцзинский договор, значительно расширяющий политические и торговые права России в Китае, придав субъектам права согласованность действий на основе отлаженной законодательной базы, способствующей увеличению загрузки мощностей, уравняв её в этом отношении с другими державами [1].

В отсутствии Тяньцзиньского договора Россия не имела тех привилегий, которыми пользовались англичане, французы и американцы в Южном Китае, так как согласно Нанкинскому договору 1842 года все эти привилегии распространялись лишь на державы, ранее торговавшие с Кантоном.

После образования СССР приказом Реввоенсовета от 22 июня 1925 г. N 641 была утверждена «Общая инструкция о взаимоотношениях органов власти СССР с иностранными военными и торговыми судами в мирное время» [2], которая допускала заход иностранных судов

в порты, открытые для торговых судов заграничного плавания. Для портов, гаваней и рейдов был установлен особый режим, который являлся одинаковым для всех судов, кроме случаев репрессалий и реторсий [3].

С развитием торговли СССР с зарубежными странами издавались нормативные акты, регламентирующие вопросы связанные с режимом захода иностранных судов, соблюдающие основной принцип: свободное посещение морских торговых портов иностранными судами.

В качестве примера имплементации можно назвать Положение об охране государственной границы СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 августа 1960 г. [4].

В ст. 15 было сказано, что перечень портов, бухт и рейдов, открытых для иностранных судов, порядок захода и пребывания в них, производства грузовых и пассажирских операций и другие вопросы связанные с заходом иностранных торговых судов в территориальные и внутренние воды СССР , регламентируется [5] законодательством Союза ССР и союзных республик, специальными правилами и инструкциями, издаваемыми компетентными органами, и публиковалась в «Извещениях мореплавателям» (ежегодно, в первом номере) и других официальных изданиях [6].

Воды морских портов являются частью его внутренних морских вод (ст. 1 Федерального закона от 31

© К.И. Поляков © K.I. Polyakov

июля 1998 г. N 155-ФЗ, в ред. от 27.12 2009 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», далее - Закон о внутренних морских водах). В связи с этим государство вправе само определять порядок захода иностранных судов в свои порты и правовой режим их пребывания. Однако при определении этих условий внутреннее законодательство не может противоречить международным актам [7].

Заход иностранных судов урегулирован ст. 6 Закона о внутренних морских водах. Часть первая данной нормы предоставляет возможность иностранным судам заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. При этом данные правила не распространяются на военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях.

Если в отношении судов РФ в иностранном государстве имеются специальные ограничения захода в их морские порты, то правительство РФ вправе установить ответные ограничения (ч. 2 ст. 6 Закона о внутренних морских водах). В качестве примера можно привести соглашение между Правительствами СССР и США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства, которое было заключено в 1988 г. в Москве. В этом документе оговаривается право захода в морские порты при соблюдении определенных условий. Рыболовным судам, получившим разрешения на ведение промысла, предоставляется право заходить в порты Мурманск, Корф, Октябрьский, Провидения в России и в порты Бостон, Портленд (штат Орегон), Астория, Датч-Харбор в Соединенных Штатах Америки, соответственно, на основе взаимности.

Такие заходы регулируются применимыми законами и правилами Сторон [8].

Российским рыболовным судам разрешается заход в вышеуказанные порты США при условии уведомления береговой охраны Соединенных Штатов, переданного таким образом, чтобы оно было получено за четыре дня до захода в порт, с использованием телекса, телетайпной или телеграфной связи. Аналогичные условия предусмотрены в отношении американских рыболовных судов [9].

Условия пребывания иностранных морских судов в российских портах могут быть различными в зависимости от того, установлены ли они в двусторонних соглашениях между государством флага судна и государством порта либо нет. Например, Соглашением от 29.05.1972 между Правительством СССР и Правительством США по некоторым вопросам морского судоходства были открыты для доступа всех судов обеих сторон по 40 портов, перечисленных в приложениях 1 и 2 к Соглашению [10].

Такие соглашения могут предусматривать предоставление либо национального режима, либо международного режима наибольшего благоприятствования, а в некоторых случаях включать элементы обоих режимов.

В других случаях при отсутствии двусторонних соглашений о торговле и мореплавании иностранным

судам предоставляется общий режим, без какой-либо дискриминации, но менее льготный, чем режим для отечественных судов.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. п.

Следует отметить, что «правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах. Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства состоит в том, что судно и экипаж во время его пребывания в порту имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и соответственно обязаны соблюдать эти законы» [11].

При осуществлении административной юрисдикции в отношении морских судов предусматривается взаимодействие портовых властей с органами, осуществляющими портовый, таможенный, пограничный, иммиграционный, санитарно-карантинный и другие виды государственного контроля и надзора в морском порту.

Как правило, для посещения открытых портов не требуется запрашивать у властей прибрежного государства разрешение на заход или направлять им уведомление об этом. В другие порты, не объявленные открытыми, заход иностранного судна возможен только с разрешения властей прибрежного государства. При этом вынужденный заход судна может быть вызван чрезвычайными обстоятельствами, предусмотренными ст. 9 Закона о внутренних морских водах.

В ч. 5 статьи 6 Закона о внутренних морских водах сформулировано правило о том, что выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.

Затрагивая пробелы механизма правового регулирования захода судов, представляется интересной информация от 22 апреля 2009 г.

Прибыв в порт Находка 29 января 2009 года с грузом, китайский сухогруз «New Star» выгрузил товар и был готов к отходу, однако в связи с обнаружением ненадлежащего качества товара грузополучатель обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием об аресте судна, но получил отказ.

При повторном обращении в арбитражный суд ему также было отказано в аресте судна.

У портовых властей не было никаких оснований для задержания судна и для отказа в выдаче разрешения на его отход из порта, поскольку требование истца вытекало из договора морской перевозки груза.

Поздно вечером 12 февраля сухогруз «New Star», не пройдя таможенного и пограничного оформления, без получения соответствующего разрешения властей

самовольно вышел с места стоянки в заливе Находка в сторону государственной границы с 3.41 до 10.10 час.

Преследуя судно, российские пограничные корабли подавали на судно «New Star» принятые в международной практике сигналы об остановке и о возможном применении против него оружия. Судно-нарушитель на предупредительную стрельбу не реагировало, продолжая следовать курсом на выход из исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этой ситуации пограничный корабль вынужден был произвести стрельбу на поражение по носовой части сухогруза. Пограничный корабль был вынужден снова произвести стрельбу на поражение по винторулевой группе судна-нарушителя.

Возникает вопрос: какие нарушения портовых, пограничных, таможенных, санитарных и иных правил проигнорировал сухогруз?

И на каких основаниях пограничный корабль преследовал китайский сухогруз? Из содержания нормы п. 5 статьи 6 Закона о внутренних морских водах следует, что выход иностранного судна из морского порта производится, прежде всего, с разрешения капитана морского порта. Свое решение он лишь согласовывает с должностными лицами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и должностными лицами таможенных органов.

Аналогичное положение закреплено и в статье 23 Закона о государственной границе, которая предусматривает, что порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных осуществляется в специально выделенных для этих це-

лей местах по пропускам, выдаваемым администрацией морских портов по согласованию с пограничными органами[12].

Из представленной информации следует, что фактически после окончания выгрузки риса произошло задержание судна. Учитывая, что конфликт между гру-зоперевозчиком и получателем груза возник по поводу условий исполнения договора, необходимо руководствоваться нормами КТМ. Статья 80 предусматривает основания к отказу в выдаче разрешения на выход судов из морского порта, а нормы ст. 81 - случаи, когда возможно задержание судна портовыми властями. Если судить по сообщению МИДа, то конфликт не подпадает под перечисленные четыре случая отказа в выдаче разрешения на выход судна, и оснований для его задержания не было.

Если рассматривать вопросы применения оружия и боевой техники, то необходимо обратиться к нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о преследовании по горячим следам, статья 111 которой не предусматривает возможность применения оружия и боевой техники в исключительной экономической зоне и открытом море. В ней, вообще, речь идет лишь о «преследовании», «задержании», «конвоировании».

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что вопросы открытия морских портов для захода иностранных судов имеют многовековую историю, но продолжают оставаться актуальными. Дальнейшие поиски оптимизации механизма правового регулирования данных отношений будут лишь способствовать развитию доктрины морского права.

Библиографический список

1. Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М.: Издательство «Транс-порт», 1971. С. 8.

2. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М.: Норма, 2007. С. 588.

3. Лисовский В.И. Договор гетмана Богдана Хмельницкого с султаном Турции // Советский ежегодник международного права. 1958. С. 403.

4. Егорьев В.В. Положение иностранных торговых судов в береговых водах и портах СССР «Морское право СССР». М.: Внешторгиздат, 1932. С. 120.

5. Закон РФ «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (ред. от 31.05.2010 г. N 110-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594; Российская газета. 2010. 2 июня. Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М.: Издательство «Транспорт», 1971. С. 8.

6. Ведомости ВС СССР. 1960. N 34. С. 324.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833; Российская газета. 2009. 21 декабря.

8. ВелиеваД.С. Комментарий к Федеральному закону от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

9. Там же. Материалы по морскому праву и международному торговому мореплаванию. М.: Союзморниипроект, 1974. Вып. 6.74. С. 82 - 89.

10. КовалевА.А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. М.: Научная книга, 2003. С. 25.

11. Новая газета. 2009. 27 апреля. N 44.

12. Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М.: Издательство «Транспорт», 1971. С. 8.

References

1. Ivanov G.G. The legal regime of ports. Moscow: Publishing House "Trans-port", 1971 .C .8.

2. International Law: A Textbook / Editor. Ed. VI Kuznetsov, BR Tuzmukhamedov. Moscow: Norma, 2007. S. 588.

3. Lisowski V.I. The Treaty of Hetman Bohdan Khmelnytsky with the Sultan of Turkey / / Soviet Yearbook of International Law. 1958. S. 403.

4. Yegoryev V.V. The position of foreign merchant vessels in coastal waters and ports of the USSR "Maritime Law of the USSR". M. Vneshtorgizdat, 1932. S. 120.

5. Bulletin of the USSR Supreme Soviet. 1960. N 34. S. 324.

6. Laws of the Russian Federation. 1998. N 31. Art. 3833, Russian newspaper. 2009. December 21.

7. Velieva DS Commentary to the Federal Law of 31.07.1998, N 155-FZ "On the internal waters, territorial sea and contiguous zone of the Russian Federation" / / ATP "Consultant". 2008.

8. Ibid. Materials on the Law of the Sea and international merchant shipping. M. Soyuzmorniiproekt, 1974. No. 6.74. Pp. 82 - 89.

9. Kovalev AA Modern international maritime law and practice: Monograph. Moscow: Scientific Book, 2003. S. 25.

10. Novaya Gazeta. 2009. April 27. N 44.

11. Federal Law "On the State Border of the Russian Federation" dated April 1, 1993 N 4730-1 (as amended on 31.05.2010 N 110-FZ) / / Bulletin of the UMP and the Armed Forces. 1993. N 17. Art. 594, Rossiyskaya Gazeta. 2010.

12. Ivanov G.G. The legal regime of ports. Moscow: Publishing House "Transport", 1971. C. 8.

УДК 342.5 В.И. САВИН

кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой административного и муниципального права Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC 342.5 V.I. SAVIN

candidate of jurisprudence, professor, department chair of the administrative and municipal law Oryol state university

E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

В статье рассматриваются вопросы функционирования единой системы органов публичной власти, состоящей из народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти, органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), органы местного самоуправления. Раскрывается определение системы публичной власти субъекта РФ как совокупности системы органов государственной власти субъекта РФ и системы органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Ключевые слова: система органов, публичная власть, субъект, народ, государство.

In article questions of functioning of uniform system of bodies of the public power consisting of the people of the Russian Federation as the carrier of the sovereignty and the only source of the power, public authorities (federal and territorial subjects of the Russian Federation), local governments are considered. Definition of system of the public power of the territorial subject of the Russian Federation - as set of system ofpublic authorities of the territorial subject of the Russian Federation and system of local governments of the municipalities being in the territory of this territorial subject of the Russian Federation reveals.

Keywords: system of bodies, public power, subject, people, state.

Конституцией Российской Федерации (далее РФ), принятой в 1993 году, определены три основные формы народовластия: непосредственное осуществление власти народом; государственная власть; местное самоуправление. Эти формы в совокупности можно обозначить термином «публичная власть», то есть власть, действующая от имени источника власти - народа и исключительно в интересах народа. Согласно статье 3 Конституции РФ высшим выражением народовластия является непосредственное осуществление власти народа. В РФ действует единая система органов публичной власти, включающая в себя народ как носителя суверенитета и единственного источника власти, органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), органы местного самоу-

правления. На федеральном уровне функционирует система органов публичной власти, состоящая из народа РФ и федеральных органов государственной власти; на уровне субъектов РФ система органов публичной власти, состоящая из населения и органов государственной власти субъектов РФ; на уровне муниципальных образований система органов публичной власти, состоящая из населения муниципального образования и органов местного самоуправления. Все указанные выше системы публичной власти являются подсистемами общей системы публичной власти РФ (Представляется возможным отнесение народа РФ, населения субъектов РФ, населения муниципальных образований к органам публичной власти, так как от них исходят властные ре-

© В.И. Савин © V.I. Savin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.