Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

экспоненциальный, а не линейный характер. Значительно укрепить инновационный потенциал позволяет использование творческих способностей работников.

Использованные источники:

1. Дубина И. Н. Организационный климат для творчества и инноваций: подходы и методы оценки // Инновации [Электронный ресурс]. 2007. №7. -Режим доступа: http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/779e63082286adbbc325672fD03bdcf2/0bb9e c6aea99c5b0c3257591002bd2b6?OpenDocument.

2. Попов Е.В., Власов М.В. Институты миниэкономики знаний. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

Стрелков В.И., доктор психологических наук

профессор

кафедра психологии труда и служебной деятельности Российский государственный социальный университет

Баранкин С.Ю., к.псих.н.

доцент кафедра психологии Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова РФ, г. Москва ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Герой одного из российских фильмов - представитель рабочего класса - поинтересовался у своего приятеля - крупного бизнесмена, куда, по его мнению текут финансовые потоки и где они находятся. Ответ не отличался оригинальностью и фактически сводился к дилетантским суждениям о невозможности установить наверняка местонахождение этих странных течений. Нас этот вопрос также волновал, пока не стал предметом исследования, которое поначалу носило теоретический характер, а затем превратилось в конкретную практику установления каналов движения к финансовому рынку [6].

Начиналось все с констатации факта отсутствия науки об образовании, хотя интерес к нему проявляли и философия, и педагогика, и психология и многие другие науки. Тем не менее, теоретически были выявлены определенные закономерности в становлении данного социального института (табл. 1) [7].

Таблица 1

Информационное поле инновационной психологии

Подход Образование Время Психология

Эволюция Частное Античность-Воспитание Темп Педагогическая психология

Средние века -Преподавание Последовательность Экспериментальная психология

Новое время -Педагогика Срок Зоопсихология

Новейшее время -Психология Ритм Социальная психология

Революция Общее Современность (начало) - Дидактика Длительность Дифференциальная психология

Современность (поздняя) - Новации Синхронность Психология труда

Информация Всеобщее Цивилизация Предпринимательство Упорядоченность Возрастная психология

Как можно видеть, образование преодолело историческую дистанцию в семь приемов, начиная с воспитания Античности и заканчивая предпринимательством цивилизации. При этом первые четыре этапа сформировали первичный образовательный круг, заложив частные контуры рассматриваемого социального института. Далее уже революционным способом сложившиеся формы наполнились содержанием. Завершилось все отрицанием образования самого себя: бескорыстность познания сменилась рациональностью предпринимательства - деятельности, направленной на извлечение прибыли из предлагаемых образовательных услуг. Хотя на Западе частные учебные заведения вышли из-под ведения государства в давние времена, в России эти процессы шли в гораздо поздние сроки, но и выявили при этом четкие закономерности всеобщего от образования.

Можно сказать, что в данном случае мы имеем дело с большим историческим кругом становления образования. Однако имел место и малый исторический круг, прописанный становлением уже отраслевой психологии - сферы, куда сливалась информация, добытая на большом круге. И здесь обнаруживается один феномен, который стал отчетливо заметным только в историческом контексте становления психологии в России [1]. Дело в том, что ученые, проанализировавшие диссертации по психологии высшей пробы, сформулировали один принцип, который, как им кажется, описывает отношения психологической науки и то, что она отражает. Этот принцип декларировал отношения материального и идеального, где под первым подразумевался окружающий человека мир, а под вторым - субъективный способ его освоения. В действительности же отношения складываются

между идеальным и идеальным, где в силу искусственности в качестве первого члена стоит само образование, представляющее собой столь же идеальную сущность, каковой является психология.

Замена принципа «материальное-идеальное» на принцип «идеальное-идеальное» многое меняет в интерпретации отношений внешнего и внутреннего, как это принято называть в российской психологической науке. Психология, помимо дальнейшего влияния на судьбы образования, стала активно вмешиваться в него, что называется со стороны своих отраслевых ветвей. Но поскольку долго параллель образования и отраслевой психологии продолжаться не могла, рано или поздно они должны были встретиться, что и произошло на заре новой эпохи, начавшейся с начала XXI столетия.

Можно сказать, что ХХУ1 веков развития образования и порядка полутора веков отраслевой психологии они должны были согласовываться друг с другом таким образом, чтобы разрешить глобальное противоречие между специально созданным социальным институтом и теми, для кого он был предназначен, т.е. для учащихся и студентов. Последние и стали постоянным полигоном для экспериментирования над собой искусственно созданными учреждениями, которые пытались оказать услуги, слабо воспринимаемые воспитанниками. И дело все заключалось в том, что накапливаемая информация никак не хотела укладываться в генетические формы, эволюционировавшие в гораздо меньшем темпе, чем претендовавшее на них общество.

Собственно, это и послужило причиной появления отраслевой психологии, которая пыталась понять, возможно ли соперничать с природой? Ответ был неутешительным - нет! Пытаясь догнать стремительно отрывавшийся исторически социальный институт под названием «образование», психология поначалу обратилась к детству, предложив такую отрасль как «педагогическая психология». Кстати, по отношению к ней совершена историческая несправедливость, касающаяся убеждения, что современная психология началась с экспериментов В. Вундта в его знаменитой лейпцигской лаборатории. Однако тремя годами ранее открытия лаборатории из печати вышла книга П.Ф. Каптерева под названием «Педагогическая психология». Историческую ошибку можно заметить, только если соотнести этапы развития образования с этапами становления отраслевой психологии. И здесь воспитание Античности органично сочетается с педагогической психологией как наукой, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности. Что касается иных отраслей, то в определении они выглядят следующим образом.

Экспериментальная психология - отрасль психологической науки, которая занимается проведением лабораторных исследований в отношении психики и сознания.

Зоопсихология - отрасль психологической науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психики животных, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных.

Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности становления и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.

Психология труда - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы, состояния, особенности личности) в процессе труда.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая особенности проявления и развития человека в различные возрастные периоды.

Рамки статьи не дают нам возможность дать более подробный анализ как образования, так и отраслевой психологии, что при желании можно почерпнуть из нашего более раннего издания [7]. Самый большой секрет составляют отношения между рассматриваемыми идеальными сущностями. В бихевиоризме они приняли вид знаменитой формулы Б-К В последующем никакие ухищрения западной науки не смогли разрушить тесную двухчленную связь идеальных сущностей. Нам же представляется, что в качестве посредника между стимулом и реакцией стоит время, причем во множестве своих свойств [8]. Ю.К. Стрелков дает нам их, хотя ради справедливости необходимо назвать и имя Мартина Хайдеггера [9].

Итак, темп, последовательность, срок, ритм, длительность, синхронность и упорядоченность выступают посредником между двумя параллельно развивавшимися рядами, второй из которых был вынужден в ускоренном режиме догонять своего визави. Однако нас интересует не образование и психология как отдельные направления исторического развития. Самое интересное здесь заключается в экономической целесообразности указанных исторических закономерностей, которые приоткрывают завесу над финансовыми интересами общества. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо провести еще одну операцию, которая открыла бы возможность симметрии и по вертикали. Для этого мы укрупним единицы информации в каждом из выделенных блоков - частного, общего и всеобщего, получив, как мы назвали, «магический квадрат» инновационной психологии (рис. 1).

В данном случае мы рассматриваем образование в контексте интегрированной в него культуры, которую необходимо освоить. Психология же превращается в гражданина, преследующего свои интересы.

Время «растворилось» в обществе, ожидающего «своего часа». И этот час настает, когда время в лице общества впитывает в себя «остатки» невостребованных в культуре

Таблица 7

«Магический квадрат» инновационной психологии

Культура Общество Гражданин

опыт деньги работа

теория личность труд

практика сознание деятельность услуга

и гражданине идеальных сущностей. Самое удивительное, что эти сущности составляют основу всей жизнедеятельности. Первая из них -сознание, которое «не умещается» в культуре, поскольку отсутствует наука об образовании. Тогда сознание уходит «на хранение» во время общества, которое отныне несет за него ответственность. С другой стороны, «лишним» оказывается еще один элемент, а именно деятельность, которая также выходит за рамки отца, сына и духа святого. Выступая во множестве разновидностей, она уходит, как и сознание, «на хранение» в общество. Здесь-то, наконец, и встречаются образование и психология, которые долгое время шли друг к другу. Только образование трансформировалось в сознание, а психология - в деятельность.

В российской психологии общим местом считается принцип единства сознания и деятельности [3], но, наш взгляд, не были приведены веские аргументы в его пользу. Принцип фактически существовал на правах научной догадки или гипотезы. Мы устраняем эту несправедливость, указывая причины встречи сознания и деятельности. Одновременно мы решаем и задачу появления личности, которая в нашем «магическом квадрате» занимает центральное положение. Вклад в личность со стороны сознания и деятельности заключается в производных от них значения и смысла.

Ученые на Западе иногда подсмеиваются над склонностью наших

соотечественников следовать смыслу. Так Роберт Солсо [5], рассуждая о способах познания, говорит о том, что американцы идут от теории к фактам, используя их на практике; европейцы, напротив, идут от фактов к теории, объясняя тем самым организацию мира. Русские, по его мнению озабочены смыслом, который, как правило, не находят, и, разочарованные, вообще отказываются от какой-либо активности. По-видимому, в данном суждении есть доля истины, поскольку в российской ментальности слабо выражена способность соотносить смыслы со значением. Тем более, что существует путаница в их интерпретации даже на высшем уровне психологического знания в России.

А.Н. Леонтьев определяет значение как «обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его, обычно в слове или словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта, общественной практики» [3]. Однако этот же ученый рассматривает деятельность как «среднее звено», опосредствующее связь субъекта с реальным миром, тогда как значению придается статус единицы сознания. В сравнении с нашим «магическим» квадратом мы видим флуктуации деятельности и сознания, которые никак не могут разобраться со значением.

Аналогичная картина присутствует и в интерпретации смысла, который другой отечественный ученый - А.Р. Лурия - также приписывает сознанию, утверждая, что, с одной стороны, рассматриваемый феномен представляет собой индивидуализированное, субъективное значение, которое слово приобретает в конкретной ситуации; с другой, - смысл как единица индивидуального сознания содержит значение, и сознание развивается как движение значений [4]. Иными словами, если у А.Н. Леонтьева значение так или иначе уходит в деятельность, то у А.Р. Лурии смысл становится составляющей сознания.

С нашей точки зрения, если значение и смысл вернуть на соответствующие им места, т.е. значение - в сознание, а смысл - в деятельность, то ситуация становится более оптимистичной и управляемой. Восстанавливается принцип природосообразности, когда значение и вместе с ним сознание работают по левополушарному типу, а смыслы вместе с деятельностью - по правополушарному. Об этом один из авторов уже говорил в своей монографии [2]. Одновременно решается и проблема личности, которая является единством духовных сущностей значения и смысла. Более того, рождается инновационная экономика как направленность личности на виртуальную составляющую жизнедеятельности, каковой являются деньги.

Теперь можно говорить о разных вариантах экономического поведения: внеличностном и личностном. Простейшие внеличностные способы зарабатывания денег - криминальный, построенный на работе, и

ремесленный, основанный на опыте. В первом случае субъект направляет свою работоспособность на место, «где деньги лежат», и получив требуемое возвращается к самому себе. В другом - субъект берет денежный займ для получения начального профессионального образования и, овладев опытом мастера, начинает сам зарабатывать деньги. Иные способы зарабатывания денег описаны в нашем учебном пособии [7]. В данном же случае нас интересует личностный подход к виртуальным ценностям. Он основывается на предложении значения и смысла одновременно, причем по поводу первого утверждается культурное значение представленного на рынок продукта, а по поводу второго - гражданский смысл услуги, сопровождающей данный продукт по пути на прилавок.

Если же вслед за А.Н. Леонтьевым считать личность иерархией деятельностей как ее ядерное образование, то, несмотря на развитие видов и форм деятельности в процессе жизни человека и центрирование частных видов вокруг немногих главнейших, едва ли «срастется» «сложный процесс развития личности, который имеет свои этапы, свои стадии» [3]. И объективно, и субъективно только установление отношений идеальных сущностей значения и смысла способно «родить» личность, экономически целесообразную, направленную на инновационную экономику. Последняя посредством личности принимает форму коммерции, утверждая на финансовом рынке значения как продукт сознания, и трансформируется в бизнес, продвигая смыслы деятельности. В совокупности коммерция и бизнес как формы предпринимательства подготавливают атаку на виртуальные блага. При этом можно утверждать, что металлические деньги зарабатываются по ритму времени, бумажные - по сроку, виртуальные - по последовательности, наконец, реальные, бартерные - по темпу. Этот аспект требует дальнейших исследований, чем мы и занимаемся в настоящем. Таким образом, ориентировка во времени есть критерий инновационной экономики и материального благополучия в жизни.

Использованные источники:

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 г.г. / Под ред. профессора Анцупова А.Я. - М: Студия «Этника», 2007. - 232 с.

2. Баранкин С.Ю. Феноменология профессиональной децентрации в деятельности персонала сферы услуг: монография. - М. «АРТКРАС», 2014. -289 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94231.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.- 600 с.

6. Стрелков В.И., Баранкин, С.Ю. Малые предприятия при колледжах и вузах. Психология и методика инноваций: учебно-практическое пособие. -М.: ООО «РАМОС», 2010. - 124 с.

7. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю., Сафошин А.В. Инновационная психология в подготовке сотрудников полиции МВД России. - М.: ООО «РАМОС», 2013. - 298 с.

8. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Издат. центр «Академия»; Высшая школа, - 2001. - 360 с.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

Стрилько Я.С., канд. н. в сфере гос. упр.

доцент

кафедра административного менеджмента и бизнес-

администрирования Классический приватный университет

Украина, г. Запорожье ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье проанализированы показатели интегрального индекса регионального человеческого развития в Запорожской области за период 2009-2013 годов, выявлены блоки показателей с наименьшими рейтинговыми значениями и предложены направления деятельности органов местной государственной власти и самоуправления с целью повышения интегрального индекса регионального человеческого развития.

Ключевые слова: индекс человеческого развития, региональный индекс человеческого развития, возобновление населения, социальное положение, комфортность жизни, благосостояние, образование, органы местной государственной власти и самоуправления

Abstract: in the article the rates of integral index of regional human development in the Zaporozhian region for period 2009-2013 years are analyzed, the blocks of indexes with the least rating values are exposed and directions of activity of the bodies of local self-government with the target of increase of integral index of regional human development are offered.

Keywords: index of human development, regional index of human development, renewal of population, social position, comfort of life, welfare, education, the bodies of local self-government

Введение

Повышение качества жизни людей является конечной целью общественного развития, что положено в основу концепции человеческого развития, сформулированной мировым сообществом в конце 80-х годов ХХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.